ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 8.002-86

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дата введения 01.01.87

Настоящий стандарт устанавливает основные положения государственного надзора и ведомственного контроля за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, за деятельностью ведомственных метрологических служб, за внедрением и соблюдением метрологических правил, в том числе правил метрологического обеспечения работ, производимых во всех отраслях народного хозяйства.

Стандарт не распространяется на средства измерений, применяемые на предприятиях и в организациях Министерства обороны и изготовляемые по его заказам.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений (государственный метрологический надзор и ведомственный метрологический контроль) проводят в целях обеспечения единства измерений как необходимого условия повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, повышения технического уровня и качества продукции, обеспечения достоверного учета материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности управления в отраслях народного хозяйства.

1.2. Основной задачей государственного метрологического надзора и ведомственного метрологического контроля является укрепление государственной дисциплины и повышение ответственности министерств (ведомств), предприятий, объединений, организаций и учреждений (далее - предприятий) за своевременное внедрение и строгое соблюдение метрологических правил, установленных действующим законодательством, стандартами, инструкциями, правилами, положениями и другими нормативно-техническими документами, за обеспечение единства измерений и метрологическое обеспечение работ, производимых в отраслях народного хозяйства.

государственных приемочных и контрольных испытаний средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.383-80 и ГОСТ 8.001-80;

государственной метрологической аттестации средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.326-78;

государственной поверки средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.513-84;

регистрации предприятий и организаций, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений в соответствии с порядком, устанавливаемым Государственным комитетом СССР по стандартам (Госстандартом);

проверок состояния и применения средств намерений, деятельности ведомственных метрологических служб в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, внедрения и соблюдения метрологических правил (далее - проверок соблюдения метрологических правил) в соответствии с порядком, устанавливаемым Госстандартом.

1.4. Ведомственный метрологический контроль проводят в форме:

ведомственной метрологической аттестации средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.326-78;

ведомственной поверки средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.513-84;

проверок состояния и применения средств измерений, внедрения и соблюдения метрологических правил на предприятиях системы министерства (ведомства);

проверок деятельности головных и базовых организаций метрологической службы, структурных подразделений метрологической службы на предприятиях системы министерства (ведомства) в порядке, устанавливаемом министерством (ведомством);

аттестации испытательных и аналитических лабораторий на предприятиях системы министерства (ведомства).

Нормативно-техническими документами министерства (ведомства) могут быть установлены иные формы ведомственного метрологического контроля.

1.3, 1.4. (Измененная редакция, Изм. № 1).

1.5. Организацию и порядок проведения работ по государственному метрологическому надзору устанавливают государственными стандартами, правилами, инструкциями и другими нормативно-техническими документами (далее - НТД) Госстандарта, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

1.6. Организацию и порядок проведения работ по ведомственному метрологическому контролю устанавливают отраслевыми стандартами, правилами, инструкциями и другими НТД министерств (ведомств) и предприятий, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, другим государственным стандартам и НТД Госстандарта, регламентирующим вопросы государственного метрологического надзора и ведомственного метрологического контроля.

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР.

2.1. Государственный метрологический надзор осуществляют:

Госстандарт;

республиканские управления Госстандарта в союзных республиках;

центры стандартизации и метрологии, лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой Госстандарта.

2.2. Органы государственного надзора осуществляют свои функции в соответствии с установленной компетенцией.

2.3. Госстандарт, в соответствии с возложенными на него задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляет следующие функции:

утверждает стандарты и другие НТД, обязательные для применения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке планы работ по государственному метрологическому надзору;

заслушивает на заседаниях Госстандарта отчеты руководителей министерств (ведомств) о состоянии дел на подчиненных предприятиях по результатам государственного метрологического надзора;

проводит анализ результатов государственного метрологического надзора и разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков;

осуществляет управление деятельностью органов государственного надзора системы Госстандарта.

2.4. Республиканские управления Госстандарта, в соответствии с возложенными на них задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляют следующие функции:

разрабатывают и утверждают планы работ по государственному метрологическому надзору в союзной республике;

обеспечивают организацию и проведение работ по государственному метрологическому надзору в союзной республике, постоянное совершенствование и повышение эффективности государственного метрологического надзора;

организуют проведение государственных контрольных испытаний средств измерений, выпускаемых в республике, государственной метрологической аттестации и государственной поверки средств измерений, а также регистрацию предприятий, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений;

организуют проведение выборочных проверок соблюдения метрологических правил в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, расположенных на территории союзной республики;

обеспечивают своевременное принятие органами государственного надзора союзной республики необходимых мер по внедрению и соблюдению метрологических правил, улучшению состояния и применения средств измерений, предупреждению и пресечению нарушений, а также по привлечению к установленной ответственности предприятий и должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил;

заслушивают отчеты руководителей республиканских министерств (ведомств) о состоянии дел на подведомственных предприятиях по результатам государственного метрологического надзора;

обеспечивают взаимодействие органов государственного надзора с правоохранительными и другими контролирующими органами союзной республики;

осуществляют контроль деятельности органов государственного надзора в союзной республике.

2.5. Центры стандартизации и метрологии и лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, в соответствии с возложенными на них задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляют следующие функции:

разрабатывают и утверждают в соответствии с планом государственной стандартизации и на основе планов, утвержденных республиканским управлением Госстандарта, планы работ по государственному метрологическому надзору на предприятиях закрепленной территории, обеспечивают повышение эффективности государственного надзора;

проводят выборочные проверки соблюдения метрологических правил на предприятиях закрепленной территории;

организуют и проводят государственные контрольные испытания средств измерений, выпускаемых предприятиями, расположенными на закрепленной территории, государственную метрологическую аттестацию и государственную поверку средств измерений, ведут регистрацию предприятий, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средств измерений;

применяют необходимые меры, направленные на внедрение и соблюдение метрологических правил, улучшение состояния и применения средств измерений, предупреждение и пресечение выявленных нарушений, а также меры по привлечению к установленной ответственности предприятий и должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил;

взаимодействуют с правоохранительными и другими контролирующими органами на закрепленной территории.

2.6. Осуществление функций государственного метрологического надзора возлагается на специализированные структурные подразделения по надзору за состоянием средств измерений, по государственным испытаниям средств измерений, по надзору за метрологическим обеспечением, а также на другие подразделения, образуемые в центральном аппарате Госстандарта, управлениях Госстандарта в союзных республиках, центрах стандартизации и метрологии, лабораториях государственного надзора за стандартами и измерительной техникой в автономных республиках, краях, областях и городах.

Выполнение отдельных функций в области государственного метрологического надзора возлагается на метрологические научно-производственные объединения и научно-исследовательские институты.

2.7. Должностные лица органов Госстандарта, осуществляющие государственный метрологический надзор и исполняющие обязанности государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений, должны быть аттестованы в качестве государственного поверителя или государственного контролера.

Аттестации в качестве государственного поверителя подвергают лиц, на которых возлагают обязанности по государственной поверке средств измерений. Эти лица должны проходить первичную аттестацию при назначении их на должность, а через определенные промежутки времени - периодическую аттестацию.

Аттестации в качестве государственного контролера (первичной или периодической) подлежат лица, на которых возлагают функции в области государственного метрологического надзора в соответствии с (кроме поверки).

Первичную и периодическую аттестацию должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, проводят в порядке, устанавливаемом Госстандартом.

3. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ВЕДОМСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

3.1. Ведомственный метрологический контроль осуществляют:

министерство (ведомство) с возложением этих функций на отдел (службу) главного метролога министерства (ведомства);

головная и базовые организации метрологической службы министерства (ведомства) с возложением этих функций на соответствующее специализированное подразделение;

отдел главного метролога или другие структурные подразделения метрологической службы предприятий, осуществляющие контроль в рамках предприятия.

При нецелесообразности образования специализированных подразделений метрологической службы в центральном аппарате министерства (ведомства) или на предприятиях функции ведомственного или внутризаводского контроля должны быть возложены на другое структурное подразделение или ответственное лицо, назначенное приказом по министерству (ведомству) или предприятию.

3.2. Органы и службы, осуществляющие ведомственный метрологический контроль в системе министерства (ведомства), выполняют свои функции в соответствии с установленной компетенцией и полномочиями, предоставленными им руководителем министерства (ведомства) или предприятия.

3.2.1. Министерство (ведомство) в соответствии с возложенными на него задачами в области ведомственного метрологического контроля:

обеспечивает организацию и проведение метрологического контроля в системе министерства (ведомства), систематически проверяет состояние и применение средств измерений на подведомственных предприятиях, принимает меры, направленные на строгое соблюдение действующих метрологических правил;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке отраслевые планы работ по ведомственному метрологическому контролю;

утверждает обязательные для предприятий своей системы отраслевые стандарты, инструкции, правила, положения и другие НТД, устанавливающие порядок осуществления ведомственного метрологического контроля.

3.2.2. Отдел (служба) главного метролога министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на него задачами в области ведомственного метрологического контроля:

обеспечивает и осуществляет в системе министерства (ведомства) контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, за своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил, установленных действующим законодательством, стандартами, инструкциями, правилами, положениями и другими нормативно-техническими документами;

обеспечивает учет предприятий системы министерства (ведомства), которым органами Госстандарта предоставлено право изготовления, ремонта или поверки средств измерений, а также учет средств измерений, применяемых на предприятиях системы министерства (ведомства);

проверяет соблюдение требований к ведомственной поверке и метрологической аттестации средств измерений в системе министерства (ведомства);

осуществляет контроль за своевременным представлением предприятиями системы министерства (ведомства) средств измерений на государственные испытания и государственную поверку;

контролирует работу головных и базовых организаций метрологической службы, структурных подразделений метрологической службы на предприятиях системы министерства (ведомства);

дает обязательные для предприятий системы министерства (ведомства) предписания по вопросам состояния и применения средств измерений, внедрения и соблюдения метрологических правил;

вносит руководству министерства (ведомства) предложения об отмене НТД, не соответствующей требованиям государственных и отраслевых стандартов, другой НТД, действующей в отрасли;

вносит руководству министерства, (ведомства) предложения о прекращении на предприятиях производства продукции при нарушении ими метрологических правил, несоблюдение которых привело к выпуску нестандартной продукции, до устранения нарушений и о необходимости принятия иных мер в отношении предприятий и лиц, допустивших эти нарушения;

осуществляет контроль за разработкой и реализацией мероприятий по устранению недостатков, отмеченных органами государственного надзора.

3.2.3. Головная организация метрологической службы министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на нее задачами в области, ведомственного метрологического контроля:

осуществляет методическое руководство базовыми организациями метрологической службы министерства (ведомства) по вопросам ведомственного метрологического контроля;

осуществляет контроль за деятельностью базовых организаций метрологической службы, а также за деятельностью метрологических служб предприятий системы министерства (ведомства);

осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил на предприятиях системы министерства (ведомства);

организует и проводит ведомственную поверку и метрологическую1 аттестацию средств измерений, которые не могут быть поверены или аттестованы базовыми организациями метрологической службы;

вносит предложения главному метрологу министерства (ведомства) об отмене принятых в отрасли НТД, приказов, распоряжений и указаний, противоречащих действующему законодательству, государственным и отраслевым стандартам;

осуществляет контроль за устранением недостатков, выявленных органами Госстандарта на предприятиях министерства (ведомства) при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

дает руководителям проверенных предприятий обязательные предписания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносит предложения главному метрологу министерства (ведомства) и руководителям предприятий системы министерства (ведомства) о необходимости принятия мер в отношении предприятий и лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.4. Базовая организация метрологической службы министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на нее задачами в области ведомственного метрологического контроля:

осуществляет методическое руководство метрологическими службами предприятий по вопросам ведомственного метрологического контроля;

контролирует деятельность метрологических служб предприятий;

осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил на предприятиях;

обеспечивает организацию и проведение ведомственной поверки и метрологической аттестации средств измерений, которые не могут быть поверены или аттестованы предприятиями;

вносит предложения вышестоящим органам об отмене принятых руководителями предприятий стандартов и других НТД, приказов, распоряжений и указаний, противоречащих действующему законодательству, государственным и отраслевым стандартам;

оказывает содействие органам Госстандарта при осуществлении государственного метрологического надзора;

дает руководителям проверенных предприятий обязательные указания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносит предложения вышестоящим органам и руководителям прикрепленных предприятий о необходимости принятия в установленном порядке мер в отношении предприятий и лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.5. Руководитель предприятия:

организует и осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил, деятельностью структурных подразделений метрологической службы предприятия;

оказывает содействие органам Госстандарта при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

утверждает НТД, устанавливающие порядок осуществления метрологического контроля, на предприятии;

поощряет отличившихся работников, применяет в установленном порядке меры взыскания в отношении лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.6. Отдел главного метролога или другие подразделения метрологической службы предприятия:

осуществляют контроль за разработкой, производством, состоянием и применением средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил всеми подразделениями предприятия;

осуществляют ведомственную поверку и метрологическую аттестацию средств измерений в пределах прав, предоставленных органами Госстандарта; ведут учет средств измерений предприятия, составляют графики поверки и контролируют соблюдение утвержденных графиков; согласовывают с органами Госстандарта графики поверки средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке, и обеспечивают своевременное представление их на государственную поверку; разрабатывают и осуществляют мероприятия по развитию ведомственной поверки средств измерений;

оказывают содействие органам Госстандарта при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

разрабатывают мероприятия по устранению недостатков, выявленных органами Госстандарта и осуществляют контроль за их реализацией;

дают руководителям всех подразделений предприятия обязательные предписания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносят руководству предприятия предложения о поощрении отличившихся работников и о необходимости принятия мер в отношении лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.7. Приказом по министерству (ведомству) или предприятию, в соответствии со специфическими особенностями производства, на органы и службы, осуществляющие ведомственный метрологический контроль, могут быть возложены дополнительные обязанности в области, контроля за соблюдением метрологических правил и им могут быть предоставлены более широкие права по применению правовых мер воздействия к нарушителям.

3.2.8. Ответственность за организацию и осуществление ведомственного метрологического контроля несут руководители министерств (ведомств) и предприятий.

4. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА.

4.1. В случаях нарушения метрологических правил органы государственного надзора применяют в отношении предприятий и виновных должностных лиц установленные законодательством правовые меры и дают обязательные предписания об устранении выявленных нарушений.

4.2.1. Отрицательные результаты государственных приемочных испытаний опытного образца нового типа средств измерений являются основанием для отказа в утверждении этого типа и выдачи разрешения на производство и выпуск в обращение средств измерений установочной серии.

4.2.2. Реализация серийно изготовляемых средств измерений, не прошедших государственные испытания в соответствии с ГОСТ 8.001-80, является основанием для применения экономических санкций в виде перечисления всей суммы прибыли, полученной предприятием за эту продукцию, в доход бюджета и исключения данной продукции в натуральном и стоимостном выражении из отчетных данных предприятий о выполнении плана.

4.2.3. Отрицательные результаты государственных контрольных испытании средств измерений являются основанием для:

а) запрета (задержки) выпуска в обращение изготовляемых средств измерений;

б) применения экономических санкций;

в) лишения права серийного производства средств измерений и аннулирования регистрационного удостоверения на право проведения этих работ.

4.3. При проведении метрологической аттестации средств измерений.

4.3.1. Отрицательные результаты метрологической аттестации вновь разработанных средств измерений, не предназначенных для серийного производства, являются основанием для запрета (приостановления) их применения.

4.3.2. Реализация вновь разработанных средств измерений, не прошедших метрологическую аттестацию, является основанием для применения экономических санкций.

4.3.3. Отрицательные результаты метрологической аттестации эксплуатируемых средств измерений являются основанием для запрета их применения и аннулирования свидетельства о метрологической аттестации.

4.4. При проведении государственной поверки средств измерений.

4.4.1. Отрицательные результаты государственной поверки средств измерений являются основанием для:

а) запрета (задержки) применения или выпуска в обращение средств измерений, предписания об изъятии средств измерений из обращения и эксплуатации, а в случае необходимости - непосредственного их изъятия;

б) гашения оттисков поверительных клейм на средствах измерений, аннулирования свидетельства о поверке или записи о непригодности средств измерений в техническом паспорте средств измерений;

в) опечатывания средств измерений способом, исключающим возможность их дальнейшего применения;

г) назначения сплошной единовременной поверки всех: средств измерений, находящихся в эксплуатации, или определенной их номенклатуры в органах государственного надзора;

д) установления сокращенных межповерочных интервалов для средств измерений, находящихся в эксплуатации.

4.5.1. Нарушение установленных стандартами и иными НТД требований к изготовлению, ремонту и поверке средств измерений является основанием для:

а) отказа в выдаче регистрационного удостоверения на право выполнения указанных работ;

б) предписания о прекращении этих работ и аннулирования ранее выданного регистрационного удостоверения;

в) исключения из регистрационного удостоверения тех видов работ, по которым допущены нарушения.

4.6. При проверке состояния и применения средств измерений, деятельности ведомственных метрологических служб в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, внедрения и соблюдения метрологических правил выявленные нарушения являются основанием для применения правовых мер, предусмотренных - .

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.7. Особо серьезные нарушения метрологических правил, влекущие выпуск нестандартной недоброкачественной продукции, являются основанием для обязательных предписаний должностным лицам предприятий о прекращении производства продукции до устранения нарушений.

4.8. В случаях, когда нарушения метрологических правил являются следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения должностными лицами проверяемых предприятий возложенных на них служебных обязанностей, органы государственного надзора вправе вносить в соответствующие министерства (ведомства) и представлять руководителям предприятий предложения о привлечении этих лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения в установленном порядке от занимаемой должности.

4.9. При выявлении нарушений метрологических правил, которые в соответствии с действующим законодательством являются основанием для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности в виде предупреждения или денежного штрафа, органы государственного надзора составляют в установленном порядке протокол и направляют материалы, в административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов.

4.10. В случаях, когда допущенные по вине должностных лиц нарушения по своему характеру влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовную ответственность, органы государственного надзора направляют в установленном порядке материалы проверок в следственные органы.

4.11. Решение о выборе правовых мер, соответствующих допущенным нарушениям метрологических правил, принимают должностные лица органов государственного надзора в пределах полномочий, предоставленных Председателем Госстандарта.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам.

ИСПОЛНИТЕЛИ

X. О. Маликова (руководитель темы), А. В. Плотникова , В. А. Сковородников , М. Г. Шаронов.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.02.86 г. № 388

3. ВЗАМЕН ГОСТ 8.002-71 в части разд. 1, 2, 4

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Переиздание (ноябрь 1987 г.) с Изменением № 1, утвержденным в сентябре 1987 г. (ИУС 1-88).


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

(СТАНДАРТ

V J РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Основные положения

Издание официальное

Стандартинформ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2015 г. № 553-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

Экономические меры, применяемые руководством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия;

Оформление официального обращения к руководству предприятия с конкретными предложениями по мерам, которые должны быть предприняты, с указанием последствий неустранения нарушений.

9.2 В зависимости от потребностей предприятия (производства) и возможностей метрологической службы, а также от условий договора по осуществлению метрологического надзора на стороннем предприятии, метрологическая служба может брать на себя выполнение следующих функций по устранению нарушений:

Замена неповеренных (неоткалиброванных) средств измерений на поверенные (откалиброванные) из обменного фонда метрологической службы;

Организация (осуществление) поверки (калибровки) средств измерений;

Аттестация методик измерений или испытательного оборудования;

Метрологическая экспертиза конструкторско-технологической документации;

Организация дополнительного обучения персонала и др.

9.3 Осуществление метрологического надзора должно в обязательном порядке предусматривать проведение анализа обнаруженных нарушений, с целью устранения причин их возникновения. Метрологический надзор должен носить характер корректирующих и предупреждающих действий.



В период с «_»_

наосновании_

комиссия в составе: п ред седател ь ко м и сси и

члены комиссии _

провела проверку_


Форма акта проверки

АКТ ПРОВЕРКИ в рамках метрологического надзора

наименование подразделения предприятия _по «_»_20_г.

наименование, дата и номер распоряжения о проверке


должность, инициалы, фамилия


должности, инициалы, фамилии


конкретные направления проверки



1 Состояние средств измерений

2 Состояние эталонов

3 Состояние методик измерений

Комиссия предприняла:_


указывают действия, предпринятые комиссией




Председатель комиссии Члены комиссий: Сактом ознакомлен:



личная подпись инициалы, фамилия


должность руководителя проверяемого подразделения,



наименование подразделения предприятия

от_20_г. Выдано на основании акта проверки

При проверке

(конкретные направления проверки) были обнаружены следующие нарушения:_

(факты нарушений)

На основании Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с (указывают документ, на основании которого проводят метрологический надзор на данном предприятии) запрещены к применению:

(конкретные объекты: средства измерений, методики измерений, эталоны и т. п.) Изымаются из эксплуатации:

(перечень средств измерений с указанием причин изъятия)

(перечень и сроки устраняемых нарушений)


Предписывается устранить:

инициалы, фамилия

Председатель комиссии по проверке _

Библиография

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

УДК 389.14:006.354 ОКС 17.020

Ключевые слова: метрологический надзор, метрологическая служба, нарушения метрологических правил и норм

Редактор АС. Коршунова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.С. Кабашова Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано в набор 15.07.2015. Подписано в печать 19.08.2015. Формат 60 х 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1,89. Уч.-изд. л. 1,40. Тираж 50 экз. Зак. 2835.

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru [email protected]

ГОСТ Р 8.884-2015

1 Область применения...................................................1

3 Термины и определения................................................2

4 Общие положения....................................................2

6 Порядок проведения метрологического надзора.................................5

7 Оформление результатов метрологического надзора..............................6

8 Обязанности и права лиц, осуществляющих метрологический надзор....................7

9 Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических правил и норм...........7

Библиография........................................................11

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Основные положения

State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrological supervision performed by the metrological

services of legal entities. General principles

Дата введения - 2016-06-01

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию, порядку проведения и оформлению результатов метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, методик измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, содержащихся в нормативных документах по обеспечению единства измерений (далее - метрологический надзор), осуществляемому метрологическими службами юридических лиц.

1.2 Стандарт предназначен для метрологических служб юридических лиц, осуществляющих внутренний метрологический надзор, а также предлагающих его в качестве услуги для сторонних организаций.

1.3 Областями применения настоящего стандарта являются:

Производство продукции, в том числе средств измерений;

Испытания, поверка и калибровка средств измерений и технических устройств, выполняющих измерительные функции, включая аттестацию испытательного оборудования;

Использование и применение средств измерений, испытательного оборудования;

Техническое обслуживание и ремонт средств измерений, испытательного оборудования, технических устройств, выполняющих измерительные функции;

Аттестация и применение методик измерений;

Осуществление деятельности в сферах государственного регулирования в соответствии с ;

Осуществление деятельности по сертификации продукции и услуг в соответствии с ;

Осуществление деятельности в области энергосбережения в соответствии с .

2 Нормативные ссылки

При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля проверяют:

Правильность отнесения средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательногооборудования, средств допускового контроля ктехническим устройствам, используемым в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (включая составление перечня средств измерений, подлежащих поверке);

Обеспеченность средств измерений поверкой (калибровкой). Наличие доказательств прослеживаемости результатов поверки (калибровки);

Правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств компетентности в соответствии с требованиями ГОСТИСО/МЭК17025;

Соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений, аттестации испытательного оборудования, стандартных образцов и паспортизации средств допускового контроля требованиям нормативных документов;

Наличие оттисков поверительных клейм, калибровочных клейм (знаков), свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки, калибровки или аттестации;

Соответствие сроков проведения поверки (калибровки, аттестации испытательного оборудования) требованиям нормативных документов;

Наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных клейм (знаков);

Отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

Правильность использования средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля по назначению;

Соответствие условий эксплуатации требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации ит. д.);

Правильность монтажа и установки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Правильность настройки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Полноту и качество комплектации средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

Правильность хранения средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля, которые не используют постоянно;

Соответствие средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля, их размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2 Метрологический надзор за методиками измерений

При осуществлении метрологического надзора за методиками измерений проверяют:

Наличие аттестации методик измерений, применяемых в сферах государственного регулирования и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

Правильность определения метрологических характеристик методик измерений, применяемых вне сфер государственного регулирования;

Соответствие фактических условий применения методики измерений условиям, регламентируемым в документе на методику измерений;

Полноту и правильность проведения процедуры и оформления результатов измерений в соответствии с требованиями документа на методику измерений.

5.3 Метрологический надзор за эталонами единиц величин, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами единиц величин, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов (см. ГОСТ 8.315) (далее - эталоны) проверяют:

Наличие доказательств прослеживаемости эталонов к государственным эталонам, свидетельств о поверке (сертификатов о калибровке) эталона;

Наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов;

Наличие договора(ов) с государственными региональными центрами метрологии или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

Соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативных документов.

5.4 Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

Правильность паспортизации средств допускового контроля, контрольных образцов продукции и дефектов.

5.5 Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку

При осуществлении проверки устанавливают:

Наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

Наличие перечня средств измерений, входящих в сферу государственного регулирования, и графика их представления на поверку, согласованного с региональными государственными центрами метрологии или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

Наличие графика калибровки средств измерений;

Соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений;

Наличие и соблюдение графика аттестации испытательного оборудования.

5.6 Объекты, содержание и функции метрологического надзора на каждом конкретном предприятии могут быть расширены с учетом выполнения специфических задач, стоящих перед производством.

5.6.1 Желательно, чтобы перечень объектов, подлежащих метрологическому надзору, был максимально конкретизирован.

В качестве объектов метрологического надзора могут быть представлены конкретные перечни средств измерений, эталонов, методик измерений, испытательного оборудования, средств допускового контроля с указанием их места эксплуатации и приоритета при осуществлении метрологического надзора с точки зрения вероятности и тяжести последствий нарушений технических и метрологических требований.

5.6.2 Описание содержания и функций метрологического надзора должно быть также конкретным, соответствующим объектам метрологического надзора. В ряде случаев метрологический надзор может брать на себя функции метрологической экспертизы.

5.6.3 Функции метрологического надзора могут распространяться на соблюдение метрологических требований к технологическим процессам изготовления продукции, включая: изготовление средств измерений, стандартных образцов, контрольныхобразцов продукции, контрольныхобразцов дефектов, фасованных товаров в упаковках, продукции, изготавливаемой по рецептам и др.

6 Порядок проведения метрологического надзора

6.1 Порядок проведения метрологического надзора, осуществляемого метрологической службой юридического лица, устанавливают в нормативном документе, утверждаемом руководителем данного юридического лица [стандарт предприятия (организации), регламент, инструкция и т. п.].

6.2 Порядок проведения метрологического надзора на крупном предприятии или в холдинге может предполагать многоуровневое осуществление метрологического надзора, включая ответственных за состояние и применение объектов метрологического надзора на местах их эксплуатации, руководителей соответствующих подразделений, инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии, должностное лицо предприятия (холдинга), определяющее политику по метрологическому обеспечению предприятия (холдинга), с указанием функций и способа документирования результатов метрологического надзора на каждом уровне.

6.3 Проверки в рамках метрологического надзора могут быть оперативными, осуществляемыми инспекторами по обеспечению единства измерений предприятия (организации), и плановыми (внеплановыми), осуществляемыми комиссией. Состав комиссии, порядок ее формирования и полномочия устанавливают в нормативном документе, регламентирующем проведение метрологического надзора.

6.4 Порядок проведения метрологического надзора должен предполагать не только процедуры обнаружения нарушений метрологических правил и норм, но и процедуры принятия мер по устранению обнаруженных нарушений и по предотвращению нарушений в дальнейшем.

6.5 Порядок проведения метрологического надзора следует устанавливать с учетом взаимодействия инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии с ответственными за состояние и применение объектов метрологического надзора в подразделениях предприятия и с другими лицами, полномочия которых распространяются на объекты метрологического надзора.

6.6 Порядок, содержание и условия проведения метрологического надзора, выполняемого в качестве услуги для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяют условиями этого договора.

7 Оформление результатов метрологического надзора

7.1 В соответствии с порядком проведения метрологического надзора на предприятии оформление результатов метрологического надзора может осуществляться одним из следующих способов или их сочетанием:

Ведение лицом, выполняющим функции инспектора по обеспечению единства измерений на предприятии, журнала проведения метрологического надзора, в котором фиксируют все оперативные данные по проводимым инспектором проверкам, включая: дату проверки; перечень объектов метрологического надзора, подвергнутых проверке; содержание проверки и другие сведения, необходимые для последующего анализа;

Наличие у подразделения, применяющего объекты, подлежащие метрологическому надзору, журнала мониторинга состояния объектов метрологического надзора, ведение которого поручают ответственным за состояние и применение этих объектов;

Оформление акта проверки, осуществляемой либо инспектором(ами) по обеспечению единства измерений на предприятии, либо комиссией, назначаемой руководством предприятия.

7.2 При проведении проверки в рамках осуществления метрологического надзора комиссией оформление акта проверки (приложение А) является обязательным.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

7.3 Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него не допускается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагают к акту.

7.5 Акт проверки составляют, какправило, в двух экземплярах. Первый экземпляр передают руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр оставляют у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копию акта направляют руководству предприятия для принятия необходимых мер.

7.6 Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии, должны быть определены руководителем предприятия и зафиксированы в нормативном документе предприятия.

7.7 Выдача обязательных предписаний

7.7.1 При обнаружении нарушений комиссия или лица, проводившие проверку, выдают предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения Б.

7.7.2 В случае, если характер обнаруженных нарушений такой, что они по объективным причинам не могут быть устранены силами проверяемого подразделения предприятия, лица, проводившие проверку, обязаны официально обратиться к руководству предприятия с конкретными предложениями по мерам, которые должны быть предприняты для устранения обнаруженных нарушений с указанием последствий, если данные нарушения не будут устранены.

7.8 Оформление результатов метрологического надзора, выполняемого для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяется условиями данного договора.

8 Обязанности и права лиц, осуществляющих метрологический надзор

8.1 Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

Руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством, требованиями настоящего стандарта, требованиями документа, определяющего порядок осуществления метрологического надзора на данном предприятии;

Соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

Обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок;

Применять все доступные им меры по предотвращению, прекращению и устранению нарушений метрологических правил и норм;

Осуществлять анализ обнаруженных нарушений с целью устранения причин их возникновения и доводить его до сведения руководства предприятия.

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

Посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений и другие объекты метрологического надзора, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

Получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим стандартом;

Осуществлять проверки в соответствии с разделом 5 и выдавать соответствующие предписания;

Гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

Запрещать применение в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений средств измерений неутвержденных типов, не соответствующих утвержденному типу, и неповеренных;

При необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

В случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм, чреватых неизбежными отрицательными последствиями для производства, безопасности, охраны окружающей среды и здоровья людей, направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения о немедленном устранении недостатков;

Руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

9 Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических правил и норм

9.1 В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, могут применяться следующие меры:

Выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

Гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

Выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ГОССТАНДАРТ РОССИИ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Москва

1994

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В. А., Генкина Р. И., Орлова В. К.

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления ме троло гическ ого контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

производство средств и змерений;

испытания , поверка и калибровка средств измерений;

использование и применение средств измерений;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений;

импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;

сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;

сертификация продукции и услуг.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Международного документа МОЗМ № 9 «Принципы метрологического надзора»;

ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;

ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;

ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;

ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3 .1. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

3.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

3.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

3.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

3.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими у полномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

3.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

3.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4 .1. Объекты метрологического контроля и надзора

Объектами метрологического контроля и надзора являются:

состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых );

состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;

результаты измерений;

соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;

своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

4.2. Формы метрологического контроля и надзора

Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами еди ниц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются док ументами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.

4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора

4.3 .1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:

внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы , с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.

4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.

4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора

4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.

4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.

4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений , могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образова ния комиссии по распоряжению руководителя метроло гической службы.

5. СОДЕРЖАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

5. 1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений

При осу щес твлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:

правил ьность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;

правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;

соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;

наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;

соответствие сроков проведения поверк и (калибровки) требованиям нормативных документов;

наличие и целостность поверительн ых клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;

отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности , давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д. );

правильность монтажа и установки средств измерений;

правильность настройки средств измерений;

полноту и качество комплектации средств измерений;

правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;

соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техни ки безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений

При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений (МВИ) проверяют:

наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:

наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;

наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора (о в) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.

5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метроло гических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятел ьность юридического ли ца;

наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;

состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;

условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;

квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;

правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;

правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;

правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;

правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.

5.5. Выдача обязательных предписаний

В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на пре дотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения .

5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибро вку

При осуществлении проверки устанавливают:

наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контрол ю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

наличие графика калибровки средств измерений;

соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение ). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

6.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя подразделения, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая председателем комиссии.

6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.

6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.

7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

7. 1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

руководствоваться в своей деятельности Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;

соблюдать правила дос тупа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

7.2. Права

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

пол учать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ , выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

8. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

В зависимости от тяжести последствий , к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм , к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

экономические меры, применяемые руко водством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия.

Приложение А

ПРЕДПИСАНИЕ

__________________________

(наименование предприятия)

от ________ 1 9 г. Выдано на основании акта проверки

от _____________ 19 г.

При проверке _____________________________________________________________

конкретные направления проверки:

состояние и применение СИ, аттестованные МВИ и т.п.

были обнаружены следующие нарушения:

__________________________________________________________________________

факты нарушений

На основании Закона РФ «Об обес печении единства измерений» и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:

__________________________________________________________________________

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

__________________________________________________________________________

перечень СИ с указанием причин изъятия

Предписывается устранить:

__________________________________________________________________________

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке ______________ ___________________

по дпись ин ициалы, фами лия

Приложение Б

АКТ ПРОВЕРКИ

________________________________________

наименование подразделения предприятия

В период с «_____ » ______________________ по «____ » ____________________ 199 г. на основании ______________________________________________________________

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

председатель комиссии

__________________________________________________________________________

должность, фамилия , инициалы

члены комиссии

__________________________________________________________________________

должности, фамилии , инициалы

провела проверку

__________________________________________________________________________

конкретные направления пров ерки: состояние и применение СИ,

__________________________________________________________________________

аттестованные МВ И и т.п.

При проверке устано влено:

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

4. И т.п.

__________________________________________________________________________

р екомендации по устранению не достатков и совершенствованию метрологической деятельности

Председатель комиссии ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссий: ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

С актом ознакомлен: _____________________

должность руководителя

_______________ _________________ проверяемого подразделения,

дата подп ись инициалы, фамилия

Купить у нас? Почему?

Наши преимущества

Официальные тексты

В нашем магазине только официальные печатные тексты , изданные типографским способом. Книги/брошюры могут быть как в мягкой, так и в твёрдой обложке. Каждый экземпляр ГОСТа имеет учётный номер . Все стандарты заверяются синей печатью и голографическим тиснением.

Надёжность

Сообщаем, что ООО «ЦНТИ НормоКонтроль» успешно прошла аккредитацию в нескольких дочерних предприятиях «Роснефти» , и ООО «Интер РАО - Центр управления закупками», о чем сообщается в официальных письмах.

Также, наша организация является официальным поставщиком Министерства сельского хозяйства Российской Федерации , в части комплектования библиотек для райСББЖ.

Мы за цивилизованный бизнес и нам не безразлично, какой завтра будет наша страна.

Скорость доставки и сроки выполнения

Мы осуществляем доставку нашей продукции по всей территории РФ и в страны ближнего зарубежья. Срок выполнения заказа от 1 дня после оплаты/предоплаты.

Доставка по Москве 1 день (на следующий день после оплаты). Курьер привезёт вам стандарты непосредственно "в руки".

Доставка в регионы от 3-х дней при курьерской доставке и 3-6 дней при доставке почтой России.

Оплата заказа

Работая с нами, ваш заказ можно оплатить по безналу, предоплате, наличными при получении и осуществить перевод на карту предприятия.

Мы заключаем договора, пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом.

Скидки

На каких условиях и какие скидки можно получить в нашем интернет магазине стандартов.

1. Единоразовая скидка за количество заказываемой документации. Как правило составляет 10% от стоимости заказа и распространяется на количество позиций (от 10 наименований) или общую сумму заказа свыше 5 000 рублей.

2. Накопительная скидка для постоянных клиентов. В зависимости от количества приобретенной у нас ранее документации - ваша скидка может составлять до 30% стоимости.

Цены ассортимент

Мы официально заявляем, что указанные на портале цены являются минимальными для аналогичных товаров.

Если вы нашли стандарты ниже по стоимости - проверьте, официальные ли это документы? Или сообщите нам, мы постараемся дать такие же цены.

Наша компания может поставить абсолютно любые нормативно-технические документы, если они не ДСП. В нашем фонде 39 288 различных документов.


Отправить список. Получить счёт и договор

Пришлите список - получите договор и счёт

Отправить список для расчёта

У вас есть список нужных вам для работы документов или вы хотите прислать заявку?

Не тратьте время на поиск изданий на портале.

Высылайте его нам на адрес: [email protected] или через форму на этой странице

Мы проверим, что у нас есть в наличии. Сформируем счёт, если нужно оформим договор.

Как получить счет и договор

Оплата заказа

Под санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (сокращенно – СанПиН) подразумеваются меры, направленные на оберегание человека и среды его существования от инфекций, вредных веществ, заражения, а также на контроль деятельности различных предприятий и соответствия их продукции гарантированному высокому качеству.

Сроки выполнения

Под санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (сокращенно – СанПиН) подразумеваются меры, направленные на оберегание человека и среды его существования от инфекций, вредных веществ, заражения, а также на контроль деятельности различных предприятий и соответствия их продукции гарантированному высокому качеству.


Наши клиенты

Найдите знакомых в вашем городе

За время своей работы ООО "ЦНТИ НормоКонтроль" установила долгосрочные отношения с тысячами организациями по всей стране.

Нашими клиентами являются такие компании как:

Группа «Акрон» – один из ведущих вертикально интегрированных производителей минеральных удобрений в России и мире.