(с) Юрий Владимирович Смагин , 2016

директор маркетингового агентства

«Бюро Проверок», руководитель проекта «Шопокоп», Президент Уральского Союза веб-разработчиков,

г. Челябинск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы перехода России от индустриального к постиндустриальному обществу. Основной драйвер перехода — формирование экономики знаний. В общем виде сформулированы новые экономически модели создания и дистрибуции интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальная собственность, авторское право.

Постиндустриальное общество

Все чаще в отечественных СМИ и повседневной речи звучат термины: нанотехнологии, инновации, наукоемкие технологии, синергетический эффект, экономика знаний. Но какой смысл вкладывается в эти слова?

Новый курс «поставить экономику на инновационные рельсы» был заочно принят обществом без обсуждения и какого-либо понимания тех процессов, что последние 50 лет будоражат умы отечественных и зарубежных ученых. Апологеты нанотехнологий и прочие «конъюнктурщики» в мгновение ока заполнили медийное пространство сложными и чужеродными терминами. Зачастую, наделяя эти термины каким-то своим значением, отличным от принятого в академических кругах.

Современная парадигма развития глобальной экономики, теоретиками которой выступили такие ученые как Элвин Тоффлер, Даниел Белл, Зигмунт Бауман, Мануэль Кастельс, Роберт Нижегородцев, Владислав Иноземцев, Владимир Мухопад и др., бросает вызов — быть России в авангарде постиндустриального общества или оставаться «сырьевым придатком Запада».

Пока же ситуация в России выглядит так, как схематично показано на картинке ниже.

Если верить современным ученым , то мировая экономика находится на полпути к постиндустриальному обществу. Мы не говорим об экономике России или какой-то отдельной страны, т.к. разброс может быть значительным, вплоть до аграрной экономики. Мы говорим об изменениях между хозяйствующими субъектами на глобальном уровне.

Переход индустриальной экономики к постиндустриальной затрагивает следующие процессы :

    Движение капитала и особенности инвестиционного процесса.

Основной производственный ресурс — квалификация специалистов. Основной тренд в развитых странах —инвестиции не в производственные мощности, не в станки и стены, а в обучение сотрудников. Не маловажную роль в этом процессе играет культура потребления — ее необходимо стимулировать! Обеспеченный сотрудник мечтает не о еде, а о профессиональном и личностном росте.

    Движение рабочей силы и изменение статуса наемного труда.

Средства производства (интеллект, идеи) принадлежат самому сотруднику, а не собственнику компании. И все эти фундаментальные изменения в парадигме «начальство — подчиненный» происходят на фоне сложных миграционных процессов.

    Усиление роли малого и среднего бизнеса.

Массовое производство постепенно уходит в прошлое. Все больше популярностью пользуются мелкосерийные, «нишевые» продукты и услуги. Традиционные корпорации слишком большие, «неповоротливые», чтобы оперативно закрывать спрос на производство продуктов и услуг, адаптированных под конкретного потребителя.

    Превалирование знаний над капиталом.

Основную роль в покорении новых рынков стали играть инновации, технологические ноу-хау.

    Изменение роли различных общественных институтов.

Формирование нового класса интеллектуалов, в чьих руках сосредотачивается финансовая, политическая, общественная власть. Меритократия — наше будущее. Новые тенденции совершенно кардинальным образом меняют социальный ландшафт (разрушение института традиционного брака, дивергентный подход к образованию, пересмотр отношений между обществом и правительством — открытое правительство и т.д.).

Библиографический список

1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

2. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология под ред. В. Иноземцева. М.: Академия, 1999.

3. Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.

4. Ченцова М.В. Концепция экономики знаний как новое направление формирования современной экономической парадигмы // Вестник Финансовой академии. М.: 2008. № 2(46). С. 118–125.

5. Ченцова М.В. Основные черты экономики знаний: теоретический аспект // Вестник Финансовой академии. М.: 2007. № 3(43). С. 105–113.

6. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 24.08.2013).

7. Сайт компании ЗАО «Крибел-консалт» [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 14.08.2013).

8. Библиотека ресурсов интернет-индустрии [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 17.08.2013).

9. Карр, Николас Дж. Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. М.: ИД «Секрет фирмы», 2005.

10. Царьков В. Free Software и Open Source: разные слова и разные идеи // CHIP special. Linux, зима 2005, № 76.

11. Информационный сайт пиратской партии России [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 11.08.2013).

12. Энциклопедия о движении за отмену интеллектуальной собственности и об истории авторского права [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 11.08.2013).

13. World Intellectual Property Report 2011 [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2011. URL: (дата обращения: 05.08.2013).

14. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 09.08.2013).

15. Harvard Law School: The Law of Cyberspace - Social Protocols [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 03.08.2013).

16. Библиотека Мошкова [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 11.08.2013).

17. Центр исследований постиндустриального общества [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 05.09.2013).

Десинхронизация

Изменения в этих процессах служат ориентирами для исследователей. Показывают, на каком этапе находится общество.

С изобретения компьютеров и прочих компонентов современного ИТ сектора экономика стала глобальной. Многообразие ныне здравствующих форм экономик мирно сосуществует в едином информационном поле, которое имеет физический каркас из телекоммуникационной инфраструктуры .

Вслед за скоростями передачи данных, ускорило свой ход и время делового человека. Нормированный рабочий день уходит в прошлое. Все большее кол-во фирм ведут операционную деятельность в широком диапазоне часовых поясов. Пространство сжалось до того уровня, когда полем действия стали не отдельные регионы, а вся планета целиком.

В то время как одни субъекты переходят на сверхскорости, другие все более и более отстают. Перечислим всех участников забега: образование, промышленность, наука, правительство, малый и средний бизнес (рис. 2).

Десинхронизация — одна из наиболее острых проблем, тем острее, чем ближе мы подходим к постиндустриальному обществу. В условиях сверхскоростей возникли и развиваются новые экономические формации и отношения.

Стимулы десинхронизации :

    развитие ИТ-инфраструктуры,

    глобализация конкуренции,

    децентрализация производственных и наукоемких мощностей,

    замещение промышленного капитала капиталом знаний.

Постиндустриальное общество — объективная реальность, которая не зависит от действующего в том или ином регионе типа экономических отношений .

Экономика Знаний

Ранее генерация знания и конкретных товаров производилась в одном и том же месте. Мануфактура существовала изолировано от остального мира. Все знания и опыт, накопленные на производстве, передавались от одного собственника к другому, оставаясь в стенах фабрики.

В наше время, когда репликация промышленных товаров по принципу «китайское производство» практически не требовательна к ресурсам, наметилась тенденция к децентрализации производственных и научных мощностей с замещением промышленного капитала капиталом знаний.

Россия, как и многие другие современные страны, оказалась не способна разглядеть стимулы будущих постиндустриальных изменений :

Перенаселение:

    развитие регионов с комфортными условиями размещения производственных мощностей,

    сложные миграционные процессы,

    развитие ресурсосберегающих технологий.

Перепроизводство:

    экономические кризисы и катаклизмы,

    развитие наукоемких отраслей производства с повышенными требованиями к ресурсам,

    глобальная конкуренция.

Перерасход:

    истощение ресурсной базы,

    изменение инвестиционных процессов,

    социальные преобразования.

Экономика знаний — это новый тип экономических отношений, при которых ставка делается на специалистов, генерирующих непрерывный поток технологий. Решение локальных и глобальных задач, возникших на пути мирового сообщества к постиндустриальной экономике, напрямую зависит от технологий завтрашнего дня.

Информация

Информация в современном мире стала играть ключевую роль . Некоторые экономисты выделяют информацию в отдельный фактор производства, выстраивая новую цепочку «земля - труд - капитал - способности - информация».

Стали складываться новые правовые и экономические институты, направленные на решение задач, связанных с новым фактором производства :

    патентное право,

    лицензирование,

    экспертиза нематериальных активов.

​ ​

Все эти институты рассматривают информацию как частную собственность, у которой есть хозяин . Факт, что не информация сама по себе играет ключевую роль в производстве, а люди, которые принимают на ее основе решения, осознанно или неосознанно умалчивается. Основным фактором производства стали специалисты, генерирующие непрерывный поток технологий.

Мировая практика в отношении интеллектуального капитала складывается не в интересах постиндустриального общества. Любое использование информации, коммерческое или для личных нужд, строго регламентируется и проходит процедуру одобрения правообладателем. Чаще всего на возмездной основе.

Под информацией мы понимаем :

  • изображение,

    программное обеспечение,

    база данных,

    алгоритм,

    технология.

Свойства информации :

    Хранится на физическом носителе.

    Процесс копирования и воспроизведения не требует дополнительных ресурсов.

    Для обработки определенной информации требуется определенный уровень компетенций.

Корневая проблема — оценка стоимости информации. До сих пор нет общепринятых и транспарентных критериев ценообразования на тот или иной вид информации.

Это обстоятельство послужило стимулом развития целых рынков, спекулирующих на несовершенстве правовых норм .

В нашем понимании информация сама по себе ничего не стоит. В этом смысле, стоимостью обладает следующее:

    Время специалиста на обработку (создание и удаление, кодирование и декодирование, декомпозиция, хранение и т.д.) информации.

    Управленческие решения, принятые на основе полученной информации.

И здесь мы приближаемся к первому пониманию стоимости информации: Информация тем ценнее, чем больше ресурсов потрачено на ее обработку.

Новые экономические модели

Укажем потенциальные направления развития исследовательской мысли. Цель — свести разрозненные идеи и модные экономические модели в единую концепцию создания и распространения информации в постиндустриальном обществе.

Возникли и бурно развиваются новые экономически модели, которые учитывают специфику постиндустриального общества.

Производство по требованию :

    печать по требованию,

    услуга по запросу,

    ПО как услуга (SaaS, облачные технологии),

    видео по требованию.

Сеть доставки и дистрибуции контента (CDN) :

    Сервис Steam по дистрибуции игр.

    NGENIX — дистрибуция потокового видео в рунете.

    CDNvideo — дистрибуция потокового видео в рунете.

Копилефт — обширный сборник лицензий, объединенных двумя базовыми принципами :

    Лицензия дает возможность использовать оригинал для создания производных, не требуя разрешения владельца авторского права.

    Лицензия распространяет эту возможность на все производные работы.

По сути копилефт — это полный антипод концепции авторского права.

Открытые методологии :

    открытый контент,

    открытый дизайн,

    открытая модель в музыке,

    открытый патент,

    открытое ПО,

    открытая наука,

    открытое государство.

Промежуточные гипотезы

    Неверное определение роли РФ в мировом экономическом процессе.

В то время, как весь мир испытывает на себе проблемы, связанные с десинхронизацией и процессами, сопутствующими переходу к постиндустриальному обществу, лидеры Российской Федерации провозглашают курс на инновации. Это в корне не верно. Для того, чтобы создать непрерывный поток инноваций, Российская Федерация должна осуществить переход к постиндустриальному обществу. Только тогда мы сможем «вписаться» в грядущую экономику знаний.

    Неверный подход к оценке стоимости и определению роли информации.

Корневая проблема — отношение хозяйствующих субъектов к роли и стоимости информации. Этот вопрос требует глубокой проработки.

    Неверные экономические модели для перехода к экономике знаний.

Традиционные экономические модели не работают в условиях, когда ключевым фактором производства выступает информация. Требуется разработка кардинально новых экономических моделей.

Наша статья носит индикативный характер. Вне нашего внимания остался, пожалуй, самый важный вопрос, связанный с постиндустриальным обществом и экономикой знаний, — этика и общественное благо.

Обычно под названием «экономика знаний» понимают такую хозяйственную систему, которая использует знания как источник развития и роста. При этом термин «экономика знаний» используют в широком и узком смыслах . Когда говорят о типе экономики, где знания играют доминирующую роль, то речь идёт о широкой интерпретации данной дефиниции. Если же речь идёт о некоей составляющей, о секторе экономики знаний, встроенной в общую хозяйственную канву, то тогда термин трактуется в узком смысле.

Часто понятие «экономика знаний» увязывают с категорией «человеческий капитал», подразумевая под последней население, имеющее тот или иной уровень знаний, умений, набор характеристик (дисциплинированность, обучаемость, аккуратность, законопослушность, склонность к правонарушениям, алкоголю и проч.). Это представляется логичным, так как люди составляют основу хозяйственных систем.

Однако нам следует взглянуть на данную проблему и под другим углом зрения. Представим себе несколько типов экономики знания .

Первый тип – технократический, когда государством управляет достаточно узкий круг технократов; такую социально-политическую элиту можно также назвать сциентократией . Подобная модель была впервые построена древнегреческим философом Платоном, который считал, что идеальное государство должны возглавлять мудрецы. Осуществляя государственное управление на иных принципах, чем это принято в различных демократиях, мудрецы и учёные быстрее решают задачи по созданию стабильного и процветающего государства. Платон не только выдвигал теоретические модели построения идеального государства, но и попытался применить их на практике, давая рекомендации тирану Дионисию. Кончилось это тем, что разгневанный Дионисий продал великого философа в рабство на невольничьем рынке.

Несмотря на плохое начало, технократическая модель оказалась весьма жизнеспособной и интересной, которая дала миру множество продолжателей. В современном прочтении применительно к экономике знаний её можно структурировать следующим образом. Правительство и законодательную власть представляют не политиканы и дилетанты из различных слоёв общества, а квалифицированные профессионалы с багажом специальных знаний (по управлению, экономике, технике, здравоохранению, образованию и т.д.). Текущие рекомендации и стратегии развития им выдают особые институты из предпринимательской и ведомственной среды, системы НИИ и РАН, а также международные эксперты.

Таким образом, научная и профессиональная элита, являющаяся носителем и концентратором знаний, управляет экономикой наилучшим образом, своевременно принимая и реализуя необходимые правовые акты, модернизируя промышленность, бизнес и некоммерческий сектор.

Как видим, в описанной технократической экономике знаний высокого уровня образования для всех не требуется, что экономит значительные средства на государственной системе просвещения. Продавцам, водителям, станочникам, представителям многих других профессий высшее образование не требуется. Излишние знания, которые быстро забываются, данным категориям работников не навязываются.

Второй тип экономики знаний имеет существенные отличия от рассмотренного выше технократического. В этой парадигме знания рассматриваются как существенная часть человеческого капитала, в связи с чем государство настаивает на определённом минимальном уровне образования – например, всеобщего среднего (11-летнего) или даже высшего образования. Теоретики такого подхода к экономике знаний полагают, что знания – это всегда благо, которое трансформируется в благосостояние и повышенный экономический рост.

Однако практика показывает, что такой подход ошибочен и приносит немало разочарований. Если мы возьмём, например, количество аспирантов, а также количество людей, защитившие кандидатские и докторские диссертации в РФ за последние 25 лет, то мы констатируем практически трёхкратный прирост. Тем не менее, за данный период времени российская наука в значительной степени снизила свою эффективность, утратила позиции на мировой арене. Формально возросший уровень знаний в обществе не только не привёл к экономическим прорывам, но лишь повысил затратность и эффективность научной отрасли.

Более того, здесь также можно подчеркнуть, что высокое качество человеческого капитала может вступать и действительно вступает в противоречие со структурой сырьевой экономики, которая делает невостребованными знания учёных, инженеров, преподавателей, вообще работников интеллектуальной сферы. Простая экономика нуждается в рабочих профессиях, в знаниях и умениях нижнего (прикладного) уровня. Иными словами, запросам экономики должен соответствовать уровень знаний.

Третий тип экономики знаний можно условно назвать тотальным. Здесь уже не просто отдельные талантливые учёные, профессионалы, носители практического опыта являются элитой нации, способной управлять государством. В таком обществе с максимально качественным человеческим капиталом все условно одинаково образованы, имеют один или несколько дипломов о высшем образовании или располагают научными степенями. Это, казалось бы, идеальное общество знаний, наверняка не станет таким же идеальным в хозяйственном отношении.

Люди, получавшие образование с целью получения высоких должностей и осуществления карьерных устремлений, будут впоследствии разочарованы тем, что высоких постов на всех не хватает, и большинству всё равно придётся трудиться на рабочих местах с высокой долей физического труда. Более того, заработная плата лиц, идущих на рабочие вакансии, будет выше, чем у людей, сделавших значительные инвестиции в обучение и получение знаний. Спрос на услуги вузов будет со временем падать (как например, это происходит в Швейцарии, которая, как считается, построила экономику знаний; ныне швейцарские вузы делают акцент на иностранных студентов), население и бизнес будут ориентироваться на недорогие и краткосрочные тренинги, позволяющих быстро добиваться конкретных результатов.

Таким образом, экономика знаний может принимать различные формы в современном мире, по-разному комбинируясь с политическими, хозяйственными, культурными и социальными реалиями.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов .

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя.

Использование дискриминационных цен требует большего профессионализма, чем использование обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного предоставления продуктов типа знаний и информации постепенно накапливается в разных странах применительно к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. Известно, что в традиционной экономике дискриминационные цены осуждались и даже законодательно запрещались, поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

Как известно, на стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек . На рынке знаний цены выше предельных издержек. Ценообразование на рынке компьютерных программ демонстрирует, насколько тонким может быть этот механизм. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет), усложнение самого продукта (версии программы, система upgrade, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Видимо, развитие данного рынка пока находится на той стадии, когда наличие нелегального сектора является позитивным. В процессе совершенствования рынка этот сектор будет сокращаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.

Чрезвычайно широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, является авторское право . Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось.

Перечисленные особенности экономики знаний обусловливают ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам. И это затрудняет построение теории.

Важное обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознано людьми, которые принимают решения в данной области.

В данном контексте нельзя не упомянуть о так называемом неотделимом, или неявном, знании. Это очень тонкое понятие: речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя - индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у нас выше, чем у представителей других стран, и это может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов.

В современном обществе нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний есть машина по решению проблем. Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний, отвечающая этому вызову, должна быть гибкой, динамичной, быть именно экономикой. Но тогда нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер. Он должен нутром чувствовать прорывное направление.

Следует, однако, учитывать, что эпохе экономики, основанной на знаниях, соответствует иная, по сравнению с привычной, социальная структура. Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает иную институциональную среду, создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например "Дженерал моторс", вкладывающий десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.

В Казахстане, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие отечественные компании должны быть игроками в экономике знаний, создавать новую среду, симбиоз производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.

Литература: Тимина Е.И. От экономики услуг к экономике, основанной на знаниях // Россия и мировое образовательное пространство. Материалы IV Международной научной конференции. М., МИЭМП. 2008. Кадзумо Т. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М., 1990. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб., Питер, 2001

Определение

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал .

  1. Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни , в производстве знаний высоких технологий , инноваций и высококачественных услуг.
  2. В социологии : экономика ежедневной технологической революции.
    Экономика знаний -- высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики , а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран мира (США ,ЕС и Япония).

Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах.

История экономики знаний

По типу экономик и уровню развития различают страны :

с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или ее основной долей);

страны со смешанными укладами экономик;

Развитые страны мира обладают основной долей мирового человеческого капитала. Причем большую часть инвестиций развитые страны осуществляют именно в человеческий капитал . Это дает им решающее преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения.

Инфраструктура экономики знаний

В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие и драйверы развития:

Эффективные государственные институты, реализующие высокое качество жизни .

Эффективная фундаментальная наука.

Эффективный научно-технический венчурный бизнес .

Перспективы создания инфраструктуры и точек роста экономики знаний в России

России еще только предстоит постепенно создавать эффективную индустриальную экономику. Процесс индустриализации России, процесс создания эффективной экономики в РФ не завершен. К тому же, утрачены достигнутые в прошлом высокие в мире позиции в науке, образовании, медицине, безопасности и т.д.

Деградировали все составляющие человеческого капитала за последние 20 лет. И это существенно затрудняет развитие России и диверсификацию ее экономики, создание эффективных производств с высокой добавленной стоимостью .

Примечания

См. также

Ссылки

  • ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ Академик В. Л. Макаров
  • http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=46 Корчагин Ю.А. Человеческий капитал, экономика, инновации. – Воронеж: ЦИРЭ, 2009.
  • Экономика знаний , Экология и жизнь,№ 1, 2003
  • Корчагин Ю. А. Современная экономика России.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. ISBN 978-5-222-14027-7
  • Корчагин Ю.А. Три основные проблемы регионов. - Воронеж: ЦИРЭ, 2007, с.: 12. http://www.lerc.ru/?part=books&art=9&bin=1

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономика знаний" в других словарях:

    Экономика знаний - экономика, основанная на производстве, обновлении, циркуляции, распределении и применении знаний. Это экономика, которая использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Определяющим фактором возникновения и развития… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    Экономические показатели … Википедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    Эта статья о хозяйственной деятельности; о науке см.: Экономика (наука). У этого термина существуют и другие значения, см. Экономика (значения) … Википедия

    Экономика труда это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда. Как наука… … Википедия

    Игровая экономика моделирование в ролевой игре некоторых моментов реальной экономики соответствующего периода (товарообмен, денежный оборот и т. д.). Иногда (в основном в ролевых играх начала 90 х) также моделировался процесс производства.… … Википедия

    Военная экономика является одной из наиболее важных и развитых отраслей экономики, обеспечивающая военный (оборонный) потенциал государства. Развитие военной экономики неразрывно связано с общим развитием экономического потенциала страны, её… … Википедия

    Тип Еженедельная деловая газета Главный редактор Татьяна Иванова Основана 6 ноября 1918 Главный офис 125319, Москва, ул.Черняховского, 16 Тираж 220 000 … Википедия

    ЭКОНОМИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ - ЭКОНОМИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, складывающееся направление в науке, изучает закономерности определяющего воздействия экономики на развитие народонаселения, а также обратного влияния развития народонас. на экономику; базируется на марксистско ленинской … Демографический энциклопедический словарь

В статье определены основные проблемы экономики знаний в современной России. Уточнено понятие «экономика знаний», выявлены характерные черты, особенности, а также предложены пути ее развития

Ключевые слова: ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Современная отечественная экономика находится в новом качественном состоянии, которое связано с изменением условий хозяйствования, обусловленного: внедрением новых, высокого уровня технологий в производство, расширением информационного пространства, мобильностью капитала, повышенным значением креативного, творческого труда, возрастанием роли теоретических знаний. Тип экономики, в которой знания и информация становятся главными факторами производства, можно определить как экономику знаний. В теоретических и практических аспектах, как целостная концепция, экономика знаний находится в процессе динамичного развития, и, в зависимости от происходящих политических и экономических процессов, приобретает определенные черты и особенности, поэтому, представляется необходимым в данной работе выявить и уточнить основные черты, характерные особенности и основные тренды ее развития в современной России.

Углубленное исследование экономики знаний требует выявления главных предпосылок ее формирования. В современной экономике знание наряду с информацией превращается в фактор производства. Обладателям необходимых обществу знаний, креативного мышления и информации, как ресурса данные факторы производства приносят доход, мультипликативным эффектом которого можно назвать повышение интеллектуально-творческого потенциала общества при активном использовании новых ИКТ-технологий на рынках услуг и информации.

Кроме того, главными предпосылками экономики знаний можно назвать: повышение значимости интеллектуального капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров; превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик .

Выявим отличительные черты современной экономики знаний. В монографии «Микроэкономика знаний» ученые-экономисты Г.Б. Клейнер и В.Л. Макаров выделяют значимые черты экономики знаний : знание становится полноценным товаром; любой товар несет в себе уникальные знания; знание становится одним из основных факторов производства наряду с уже известными факторами, такими как: земля, труд, капитал.

Обобщая главные предпосылки формирования экономики знаний и ее отличительные черты можно определить, что в постиндустриальной экономике происходит активное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности, а современная российская экономика имеет тенденцию к позиционированию себя как экономика знаний. Для подтверждения этого исследуем концептуальные подходы к определению понятия «экономика знаний».

Сущностные характеристики понятия «экономика знаний» можно определить как результат эволюции постиндустриальной экономики и рассматривать как инновационную модель производства в виде взаимодополняемости информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики, к ним относится:

  • -увеличение в структуре национального производства доли сферы услуг, которая в большинстве стран уверено доминирует в процентном соотношении над сферой производства (постиндустриальная экономика);
  • -информация является фактором производства, а информационные технологии создают необходимую инфраструктуру для обработки и передачи информационных потоков делового, финансового и личного назначения (информационная экономика);
  • -знания являются источником для генерации нововведений во всех сферах национального хозяйства и отвечают непрерывно и динамично изменяющимся потребностям (инновационная экономика) .

В этом же направлении проводит свои исследования экономист Е.А. Ярушкина, которая считает, что более высокая по сравнению с прежними периодами эффективность различного уровня экономических организаций обеспечивается наличием и функционированием специфической системы генерации, освоения и распространения новых знаний, рыночное признание которых фиксируется в понятии инновационной деятельности. Распространение компьютерных систем формирует технологическую основу системы управления знаниями, требующую инженерных и менеджерских усилий с целью оценки спроса на знания и реализации коммерческого применения знаний .

Для всестороннего исследования понятия «экономика знаний» обратимся к исследованию выбранной тематики с позиций некоторых других методологических подходов.

Первый подход акцентирует главное внимание на роли ведущего ресурса в сфере производства, что свидетельствует о переходе хозяйства материального типа к организации общества, основанному на создании и последующем применении знаний . Фокусируясь на особенностях производства и потребления знаний в полезной деятельности людей, экономика знаний дает возможность превращать знания в доход не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями .

Второй подход раскрывает сущность экономики знаний с точки зрения критерия эффективности. Экономист-ученый Л.М. Гохберг связывает экономику знаний с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста . Экономисты М.В.Федоров и Э.В. Пешина отождествляют знания с источниками конкурентоспособности .

Третий подход связан с изменениями, произошедшими в трудовой деятельности общества. В рамках этого направления экономика знаний понимается как экономика «человека творческого с открытым сознанием», а также как специфическая сфера человеческой деятельности . В рамках этой экономики происходит процесс воспроизводства знаний, необходимый человеку для решения фундаментальных и прикладных задач.

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, понимают под экономикой знаний - экономику, основанную на производстве, обновлении, циркуляции, распределении и применении знаний. Человеческий капитал становится определяющим фактором возникновения и развития экономики знаний .

Понятие «экономика знаний» в настоящее время используется для характеристики типа экономики, в которой знания играют решающую роль в создании общественного богатства и являются важнейшим фактором экономического роста и конкурентоспособности .

Учитывая выше изложенное, дадим авторское определение понятию «экономика знаний» - это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товар и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющаяся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономике.

В современной России в рамках хозяйственной деятельности общества экономика знаний динамично активизируется в своем тренде развития. Спецификой российской модели экономики знаний является возрастание роли знания, объединяющего в рамках новых коммерциализированных отношений образование, науку и производство, с активным поощрением государства и бизнеса спроса на науку и знания в рыночном понимании, то есть как оплаченного интереса потребителя. Кроме того, как российские, так и западные ученые считают, что в настоящее время кардинально новым является кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях, как в сфере создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг .

Обратим внимание, что для современной экономики знаний присущи сетевой и глобальный характер ее структуры. С появлением и распространением технологий, использующих сеть Интернет, бизнес становится сетевым. Исследователями доказано, что при прочих равных условиях такие сети уменьшают транзакционные издержки, а потому их развитие представляется весьма целесообразным для совершенствования организации экономической деятельности на всех ее уровнях . В современной экономике знаний ресурсы также имеют сетевую природу, вспомним электронную почту, мобильные телефоны, но основной ресурс экономики знаний - это человеческий капитал, который является результатом затрат общества на образование, здравоохранение, физическую культуру и т.д. Вложение инвестиций в человеческий капитал имеют долгосрочный характер, поэтому значение их для национальной экономики огромно, что осознано в полной мере высокоразвитыми странами, где затраты на социальные нужды достигают 30 % ВВП .

Один из важных аспектов развития человеческого капитала - образование. Оно предоставляет услуги в виде обучения, его товар - образовательные услуги. Современная российская система образования формируется в рамках экономической, политической и административной структур, характерных для России. В ряде статей ученых Бутаковой М.М. и Соколовой О.Н. выделены наиболее значимые характеристики и тенденции развития системы высшего образования Российской Федерации:

  • -изменение направления тренда, характеризующего развитие высшего образования; экономика знание образование россия
  • -сохранение высокой привлекательности высшего образования для населения и соответственно высокой доли студентов в общей численности населения;
  • -развитие рынка услуг высшего образования при сохранении доминирующих позиций государственных вузов;
  • -переход на уровневую систему подготовки;
  • -активное использование целевого подхода со стороны государства к финансированию образовательных учреждений;
  • -институциональные изменения в системе высшего образования;
  • -изменение технологий обучения;
  • -ориентация образовательных программ на требования рынка труда .

Добавим также, что непрерывное образование и способность к переквалификации - неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности . Изменения экономической и социальной сфер общества в условиях роста значимости знания неизбежно ведут к трансформации института высшего образования. Эта трансформация стала следствием целого ряда факторов, среди которых можно отметить рост спроса на высшее образование, глобализацию, изменение функций знаний, использование современных информационных технологий и развитие дистанционного образования. Центральное место теоретического знания напрямую связано с четвертой отличительной особенностью экономики: ее инновационным характером .

В качестве немаловажной особенности формирующейся национальной экономики знаний можно выделить тенденцию устойчивого долгосрочного развития, под которым подразумевается становление рациональных, прогрессивных пропорций в экономике, служащих нуждам индивида. Этот новый тип развития, по аналогии с теорией ноосферы русского ученого В.И. Вернадского, можно назвать ноосферным, понимая под этим разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей людей осуществляется без ущерба для интересов конкретных людей, природы и будущих поколений .

В современной экономике России с развитием единого информационного пространства экономические и политические границы становятся транспарентными, а экономика отличается доминирующим значением креативного, творческого труда в производстве благ и характеризуется такими чертами, как: приоритет информации и знаний по сравнению с другими ресурсами; преобладание творческой деятельности; развитие информационной экономики; производство, ориентированное на индивидуального клиента; конкуренция в условиях глобального рынка; высокотехнологичные и информационные технологии, приобретающие глобальный характер, охватывают все сферы социальной деятельности человека; свободный доступ общества к информационным ресурсам; высокий темп изменений в социальной среде .

Обобщая вышеизложенное, можно определить основные направления национального тренда развития экономики знаний.

  • 1. Устойчивое и эффективное развитие наукоемкого сектора, где главной отличительной особенностью отраслей, занимающихся производством и распространением знаний, а также отраслей, предъявляющих повышенный спрос на знания, является высокий удельный вес добавленных стоимостей в производимых товарах и услугах. Учитывая, что в ведущих отраслях промышленности развитых стран добавленная стоимость составляет значительную долю в произведенной продукции и услугах, можно утверждать, что развитие наукоемких отраслей экономики в России окажет положительное влияние как на развитие экономики знаний, так и на экономическое благополучие общества в целом.
  • 2. В последние годы ситуация в России в плане воспроизводства человеческого капитала имеет положительную динамику, однако расходы на науку все еще не достигли необходимого уровня, или финансирование производится преимущественно в крупных научных центрах. Этот фактор является одной из главных причин отсутствия стимулов у российской молодежи для работы в этих основных секторах экономики, ориентированной на знания. Недостаточный объем финансирования исследований приводит к усугублению проблемы преемственности знаний. Происходит значительное обесценение человеческого капитала, представленного в виде опыта и знаний ученых, инженеров и специалистов. Без принятия адекватных мер в данных сферах в ближайшее время существует возможность сокращения научно-технического потенциала страны.
  • 3. На данном этапе формирования экономики знании в России необходимо уйти от модели развития экономики с сырьевой направленностью, предпринять адекватные меры на устранение препятствий, тормозящих становление экономики знаний и пойти по модели развития с инновационной направленностью с повышенным вниманием на науку и человеческий капитал. Согласно этой модели, в стране необходимо развивать сферу науки, увеличить ее финансирование, сделать науку привлекательной для инвестирования со стороны бизнеса и иностранных инвесторов, и всячески поддерживать деятелей науки, создав нормативно-правовую базу, направленную на эффективную защиту их интересов и др.
  • 4. Приоритетные направления исследований и разработок должны стимулироваться в соответствии с принципами, которые используются в наиболее развитых странах мира. Эти принципы должны основываться на изменении удельного веса, выделяемых финансовых ресурсов, а не абсолютных объемов, что необходимо для сохранения и увеличения научного потенциала на неприоритетных в данных направлениях, но необходимых для развития научной среды в стране. Все перечисленные меры должны учитывать долгосрочные тенденции развития сферы исследований и разработок. На рисунке 1 представлена российская модель развития экономики знаний.

Современная Россия, из-за возникших внешних неблагоприятных политических и экономических факторов имеет и успешно решает целый ряд возникающих проблем. К современным проблемам можно отнести: введение экономических санкций со стороны стран Евросоюза и США, падение цен на нефть, падение курса рубля, повышение уровня инфляции. Происходят структурные сдвиги в экономике, меняется национальный менталитет общества, экономика знаний приобретает новые черты.

Рис. 1

Эти тенденции в основном проявляются в экономическом развитии целого ряда наукоемких отраслей машиностроения, таких как электротехническая промышленность, приборостроение и оборонно-промышленного комплекса, занимающегося производством военной и гражданской продукции. Накопленный за последнее время объем научно-технического потенциала позволяет рассчитывать на то, что при правильной экономической, промышленной и научно-технической политике правительства развитие экономики знаний может быть значительно ускорено.

Таким образом, в процессе исследования были сделаны следующие выводы.

Обобщены главные предпосылки формирования экономики знаний и ее отличительные черты. Определено, что в современной постиндустриальной экономике происходит активное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности, т.е. современная российская экономика имеет тенденцию к позиционированию себя как экономика знаний. В исследовании применен ряд концептуальных подходов, а также синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики в тренде экономики знаний.

В первом подходе экономика знаний рассматривается как хозяйство, в котором знания становятся определяющим фактором производства во всех отраслях экономики. Второй подход раскрывает сущность экономики знаний с точки зрения критерия эффективности. Экономика знаний связывается с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста, а знания отождествляют с источником конкурентоспособности. В рамках третьего подхода экономика знаний понимается как экономика человека творческого с открытым сознанием, а также как специфическая сфера человеческой деятельности. В рамках этой экономики происходит процесс воспроизводства знаний, необходимый человеку для решения фундаментальных и прикладных задач.

В работе сформулировано авторское определение понятия «экономика знаний» - это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товары и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющееся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономиках.

Предложена российская модель развития экономики знаний.

Уточнены сущностные характеристики понятия «экономика знаний»: это результат эволюции постиндустриальной экономики в виде инновационной модели производства с применением информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик, различных теорий развития экономики.

Определены специфические пути развития экономика знаний в современной России в рамках хозяйственной деятельности общества:

  • -кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях, как в сфере создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг;
  • -сетевой и глобальный характер экономики знаний, ее структуры и логики взаимодействия хозяйствующих субъектов, функционирующих в ней;
  • -образование, предоставляющее услуги в виде обучения, т.е. его товар - образовательные услуги, способность к переквалификации, непрерывному образованию, являющееся неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности;
  • -развитие единого информационного пространства, экономические и политические границы становятся более прозрачными, а экономика отличается доминирующим значением творческого труда в производстве благ;
  • -развитие наукоемких отраслей экономики в России оказывает положительное влияние на развитие экономики знаний и на экономическое благополучие страны.

Выявлен современный тренд развития российской экономики знаний:

  • 1. Устойчивое и эффективное развитие наукоемкого сектора, где главной отличительной особенностью отраслей, занимающихся производством и распространением знаний, а также отраслей, предъявляющих повышенный спрос на знания, является высокий удельный вес добавленных стоимостей в производимых товарах и услугах.
  • 2. Обеспечение достаточного объема финансирования исследований. Происходит значительное обесценение человеческого капитала, представленного в виде опыта и знаний ученых, инженеров и специалистов. Без принятия адекватных мер в данных сферах в ближайшее время существует возможность сокращения научно-технического потенциала страны.
  • 3. Развитие сферы науки, увеличение ее финансирования. Необходимость сделать науку привлекательной для инвестирования со стороны бизнеса и иностранных инвесторов, и всячески поддерживать деятелей науки, создав нормативно-правовую базу, направленную на эффективную защиту их интересов и др.
  • 4. Приоритетные направления исследований и разработок имеют тенденцию стимулирования в соответствии с принципами, которые используются в наиболее развитых странах мира. Эти принципы должны основываться на изменении удельного веса, выделяемых финансовых ресурсов, а не абсолютных объемов, что необходимо для сохранения и увеличения научного потенциала на неприоритетных, но необходимых для развития научной среды в стране.

Определено, что в последнее время в России наблюдается позитивная динамика в развитии экономики знаний. Эти тенденции в основном проявляются в росте экономики целого ряда наукоемких отраслей машиностроения, таких как электротехническая промышленность, приборостроение и оборонно-промышленного комплекса, занимающегося производством военной и гражданской продукции и т.д. Накопленный за последнее время объем научно-технического потенциала позволяет рассчитывать на то, что при правильной экономической, промышленной и научно-технической политике правительства развитие экономики знаний может быть значительно ускорено.

Литература

  • 1. Мильнер Б.З. Управление интеллектуальными ресурсами / Б.З. Мильнер. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://institutiones.com/gener al /1072-upravlen ie-in tel lektualn im iresursami.html. Загл. с экрана.
  • 2. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории / Г. Клейнер // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 32-37.
  • 3. Мамедов О.Ю. Что обнаружил научный анализ «экономики знания»?// Вопросы регулирования экономики. 2012. Т. 3. №2. С. 9.
  • 4. Ярушкина Е.А. Сфера образования как первое подразделение экономики знаний// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. №4. С. 26.
  • 5. Гоженко К.Н. Теоретические характеристики экономики знания/ /К.Н.Гоженко/ Terra Economicus. 2011. Т. 9. №4-3. С. 11.
  • 6. Бариленко В.И. Роль повышения качества образовательных услуг вузов и научных организаций в развитии экономики, основанной на знаниях /В.И.Бариленко// Сибирская финансовая школа. 2012. №6. С. 42.
  • 7. Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» /Л.М.Гохберг// Вопросы экономики. 2003. №3. С 11.
  • 8. Федоров М.В., Пешина Э.В. Пентаспираль- концепция производства знаний винновационной экономике /М.В.Федоров, Э.В.Пешина// Управленец. 2012. №3-4. С. 4.
  • 9. Ермолов Ю.А. Современные факторы трансформации процесса труда вусловиях формирования экономики знаний// Социально-экономические явления ипроцессы. 2011. №8. С. 77.
  • 10. Унтура, Г. А. Экономика знаний как определяющий элемент новой экономики региона / Г. А. Унтура, А. В. Евсеенко // Регион: Экономика и Социология. 2007. № 1. С. 154-168.
  • 11. Экономика знаний: коллективная монография / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. П. Колесов. М.: ИНФРА-М, 2008. 432 с. (с. 8).
  • 12. Ченцова М.В. Концепция экономики знаний как новое направление формирования современной экономической парадигмы / М.В. Ченцова // Вестник Финансовой академии. 2008. №2. С. 118-126.
  • 13. Костюк В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях / В.Н. Костюк // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 36-48.
  • 14. Степанова Т.Е. Закон реконфигурации знаний / Т.Е. Степанова // Креативная экономика. 2007. № 3. С. 36-44.
  • 15. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Высшее профессиональное образование в инновационно ориентированной экономике // Известия Алтайского государственного университета. 2012. №2-2 (74). С. 281-286.
  • 16. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Исследование тенденций развития высшего профессионального образования в инновационной экономике регионов России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. Т.2-2. №144. С.252-256.
  • 17. Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.mediagram.ru/.../h_4d6078f5bb9c0b11832651977d1e57e1. Загл. с экрана.
  • 18. Чернышова Ю.Н. Характерные особенности формирующейся экономики/Ю.Н.Чернышова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/Chernyshova%20U.N..pdf. Загл. с экрана.
  • 19. Макаров, В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б Клейнер. М.: Экономика, 2007. 204 с.
  • 20. Петрова Е.А. Денисова, А.А. Развитие системы управления регионом в условиях становления «экономики знаний»/Е.А.Петрова, А.А.Денисова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-3-economy-1(20)-2012/1_Петрова,%20Денисова.pdf. Загл. с экрана.