ЗК РФ Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

1. Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

3. В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2018 основанием для отказа в передаче земельного участка также является принятое до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого участка, срок действия которого не истек (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

7. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные - настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

8. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

Земельный кодекс Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления дают следующее определение муниципальных земель – это земли, закрепленные на праве муниципальной собственности за определенным регионом страны и используемые исключительно для удовлетворения потребностей данного региона, в частности местных жителей (землевладельцев).

В России действует специальная система управления международного образца, применимая к данной категории земельного фонда. Принцип действия такой системы основан на делегировании гражданами конкретного региона права управления муниципальным земельным фондом избранным представителям. Именно поэтому полномочия на разрешение передачи муниципальных земель в собственность частным лицам принадлежат местной администрации.

Всем желающим получить в собственность свой земельный объект необходимо обратиться с заявлением установленного образца и приложенными документами в органы местного самоуправления. Обычная практика передачи муниципальных земель состоит в передаче земельных объектов по праву аренды. Однако, теперь земельное законодательство предоставляет возможность оформления земельного участка в собственность по преимущественному праву.

Порядок передачи муниципальных земель в собственность включает несколько способов оформления:

  • Бесплатно льготным категориям граждан;
  • Путем приватизации (передачи в собственность) земельного объекта;
  • На основании сделки купли-продажи, заключенной с местными органами самоуправления;
  • Путем приобретения участка земли на открытых торгах;
  • На основании решения суда (если администрация отказывает в передаче земельного объекта добросовестному арендатору).

Как оформить землю

Обратиться с заявлением о передаче арендованной муниципальной земли в собственность можно в специальный земельный отдел при местной администрации либо соответствующее отделение Министерства имущественных отношений.

Заявление должно содержать просьбу о передаче земельного объекта в собственность, а также основание для его передачи:

  • Использование земельного участка на праве бессрочного владения длительное время;
  • Долгосрочная аренда земельного объекта;
  • Выкуп земли.

Перечень прилагаемых в обязательном порядке документов можно уточнить по месту подачи заявления. Чтобы в ответ на ваше прошение не последовал отказ, необходимо уделить особое внимание подготовке документации.

Для этого вам потребуется сначала провести работы по межеванию участка с установлением точных границ и его местоположения. Осуществление данного подготовительного этапа возможно на бесплатной основе путем привлечения государственного кадастрового инженера, однако в таком случае ожидание своей очереди может растянуться на несколько месяцев.

Чтобы ускорить процесс, обратитесь в коммерческую лицензированную организацию. Стоимость межевых работ в зависимости от региона страны варьирует в пределах от пяти до десяти тысяч рублей.

Организация работ по межеванию включает в себя:

  • Осмотр земельного объекта с осуществлением необходимых замеров;
  • Составление кадастрового плана и технического проекта (в документе в частности указываются сведения о наличии либо отсутствии коммуникационных линий, проходящих по территории земельного объекта);
  • Расстановка межевых значков и определение координат участка на местности;
  • Определение площади земельного объекта;
  • Составление межевого плана на основании полученных сведений;
  • Согласование границ участка заинтересованными лицами (подписание акта выполненных работ).

После проведенного комплекса работ владелец земли может получить готовый межевой план. С имеющимся на руках планом межевания владельцу земельного участка необходимо обратиться в Кадастровую палату для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет. Сделать это можно обратившись непосредственно в отделение Земельной кадастровой палаты либо через сайт Росреестра.

Обращаясь с заявлением о постановке на кадастровый учет, подготовьте следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность либо доверенность (если вместо владельца обращается его доверенное лицо);
  • Межевой план на земельный объект;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

Как правило, подобный набор документов является достаточным для обращения с последующей регистрацией. Взамен принятых документов вам выдадут справку.

На проверку и регистрацию обращения отводится около двух недель, после чего вы сможете получить на руки соответствующую выписку из государственного реестра, в которой вашему земельному объекту уже будет присвоен свой кадастровый номер.

Только поставленный на кадастровый учет земельный участок может быть передан владельцу в собственность.

Приложение к заявлению включает следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН;
  • Копия кадастрового плана;
  • Квитанция об уплате госпошлины и ее копия;
  • Часть стоимости земельного объекта, если передача осуществляется путем заключения сделки купли-продажи.

В случае положительного решения с владельцем земельного объекта администрация заключает договор передачи земли в собственность либо договор купли-продажи, если передача земли осуществляется на платной основе. Обязательным приложением к договору является акт приема-передачи земельного участка, содержащий полное описание и характеристики объекта.

Документы для оформления участка

Главными документами, на основании которых осуществляется передача земельного объекта являются межевой план и кадастровый план земельного участка.

При передаче земельного участка наследникам, если гражданин пользуется им на праве бессрочного владения, требуется продление договора аренды с гражданином, принимающим участок от своего родственника. Только после заключения нового договора и принятия участка в пользование появляется возможность обращения с заявлением о передаче объекта в собственность.

Регистрация прав собственности

Имея на руках выписку из Кадастровой палаты, подтверждающую постановку земельного объекта на кадастровый учет, гражданин вправе зарегистрировать свою собственность.

Регистрация перехода права собственности от муниципалитета в пользу конкретного гражданина осуществляется органами Росреестра.

При этом необходимо совершить следующие действия:

  • Написать заявление о регистрации права в соответствии с установленным образцом. В заявлении в обязательном порядке указываются данные заявителя, характеристики земельного объекта, включая вид разрешенного использования и кадастровый номер земельного участка. Если имеются наложенные на земельный объект ограничения, они также указываются в заявлении, например, сервитут (право использования участка земли иными лицами);
  • Готовое свидетельство о праве собственности можно получить по истечении семидневного срока. В данном случае собственник получает выписку из ЕГРН, подтверждающую право на данный земельный объект.

Как оформить земли в общедолевую собственность жителей

Согласно нормам земельного и жилищного законодательства, каждый собственник жилого помещения имеет право владения частью земельного объекта, на котором расположено жилое строение.

Владение таким земельным объектом осуществляется на праве общей долевой собственности в соответствии с некоторыми особенностями:

  • Передача земель, находящихся под жилыми строениями, возведенными до внесения изменений в жилищное законодательство, осуществляется на бесплатной основе (путем приватизации);
  • Передача земельных участков под возведенными до введения изменений в жилищное законодательство строениями производится в общем порядке. Из смысла последнего положения следует, что доли в общем земельном объекте передаются только собственникам жилых помещений, а владение долей в общей собственности должно подтверждаться правоустанавливающими документами;
  • Выдача отдельного правоустанавливающего документа на право в общей долевой собственности законом не предусмотрена. Данное право фиксируется в свидетельстве о праве собственности на жилое помещение отдельной строкой.

При отсутствии в свидетельстве подобных сведений необходимо обратиться в регистрационный орган с заявлением об уточнении права собственности на долю в общем участке земли, расположенным под многоквартирным домом.

Переход земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность включает следующие действия:

  • Сбор общего собрания собственников жилых помещений и принятие решения о переводе придворовой территории в собственность;
  • Обращение председателя ТСЖ в Кадастровую палату с соответствующим заявлением. При этом заключается договором на проведение геодезических работ, необходимых для определения границ общего участка;
  • На основании проведенных работ земельный объект передается во владение собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Вышеперечисленные действия можно произвести бесплатно, но в порядке определенной очередности (например, в течение года). Чтобы ускорить процесс, необходимо прибегнуть к платным услугам специалиста.

Документы, необходимые для оформления в собственность общего участка:

  • Заявление об оформлении права собственности, составленное и подписанное коллегиально;
  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома;
  • Выписка из технического паспорта на доли всех собственников в общем имуществе;
  • Кадастровый план земельного объекта, расположенного под жилым строением;
  • Заявление о выделении земельного участка.

Регистрационные действия прав собственников жилых помещений на общий земельный объект осуществляются на основании предоставленных документов:

  • Заявления о регистрации права;
  • Оригиналов кадастровых документов на земельный объект;
  • Доверенности собственников, выданной председателю ТСЖ;
  • Удостоверенного списка собственников жилых помещений в конкретном жилом строении;
  • Технического паспорта на многоквартирный дом;
  • Квитанции об уплате государственной пошлины.

Особенности приватизации муниципальных земель

Так как передача в собственность земельных объектов влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджет, местные власти максимально упростили процедуру передачи земель в собственность граждан.

Данные послабления проявляются в следующем:

  • Уменьшение величины государственной пошлины, взимаемой за регистрацию права (на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ № 93 пошлина снижена до ста рублей);
  • Если у владельца отсутствуют на руках кадастровые документы на земельный объект, достаточно предоставить план участка с определением его границ, заверенный правлением СНТ;
  • Чтобы приватизировать земельный участок в СНТ достаточно иметь на руках садовую книжку;
  • Возможность выкупа муниципальных земель за пятнадцать процентов от кадастровой стоимости объекта. Последний пункт актуален для следующих видов земель: садоводческих и огороднических, земель, предназначенных для дачного и индивидуального жилищного строительства, для земель подсобных и фермерских хозяйств;
  • Желающим приобрести земельный объект на платной основе предоставляется возможность приобретения земли за один процент (и менее) его кадастровой стоимости;
  • Для отдельных категорий граждан предусмотрены льготные условия приобретения земельных участков (без взыскания стоимости земли). К таким категориям относятся:
    • Многодетные семьи;
    • Малоимущие семьи;
    • Ветераны ВОВ;
    • Инвалиды.

Земля – это ключевой ресурс. Имея ее во владении можно строить дом, или другое сооружение и использовать его в коммерческих замыслах. Нужно быть в курсе новой схемы предоставления земельных участков в собственность.

Кто выделяет землю

Предоставляется земля, которая состоит в муниципальной собственности. Это могут совершать органы самоуправления различного масштаба. Существует четкая система передачи земельных участков в собственность граждан. Для этого осуществляются торги. В некоторых ситуациях порядок отведения может быть иным. Варианты передачи:

  • Продажа. Она проводиться исключительно через торги. В особых ситуациях (без аукциона) передаются во владение наделы земли для развития указанной местности, ИЖС, осуществления садоводства, огородничества, фермерского хозяйства, собственникам зданий и сооружений.
  • Выделение лицу (физическому/юридическому) земельных участков бесплатно.
  • Предоставление в аренду. Такое выделение может происходить посредством торгов или без них.

В законе есть сроки, причины для отказа и набор документов, которые нужно собрать для выделения земельного участка.

Общая последовательность приватизации (получения в собственность) земельного участка

  1. Подготовка пакета документов, который может отличаться, зависимо от основания предоставления в собственность земли.
  2. Пакет бумаг передается в уполномоченный орган.
  3. Госорган определяется разрешить или отказать в передаче участка не дольше – 30 дней. Вердикт, не зависимо от того в какой он, переадресовывается заявщику.
  4. Если решение в пользу просителя надел регистрируется в кадастре.
  5. Заявитель получает решение от уполномоченного органа о предоставлении в собственность участка.
  6. Заявитель регистрирует право владения в установленном законом порядке.

Платное предоставление

В собственность земельный участок предается через проведение торгов. Постановление об этом мероприятии принимает полномочный орган, по заявлению, которое поступает от юридического или физического лица.

Человек, который инициирует торги, обязан соблюдать порядок предоставления:

  1. Подготовить схему участка. Подать просьбу по поводу утверждения его схемы, указать целевое использование. Государственные органы осуществляют проверку оснований для передачи в собственность участка земли. Может быть вынесено решение об отказе или одобрении представленных схем. Длительность до 2 месяцев с даты предоставления документов.
  2. Провести кадастровые работы.
  3. Осуществить постановку на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности.
  4. Подать заявление на проведения аукциона, при этом уже должен быть кадастровый номер, который указывается в заявлении.
  5. Написать заявление в госорган по поводу регистрации права владения.

Этот подготовительный этап завершается проведением аукциона, в течение 2 месяцев с момента подачи всех необходимых документов.

Торги проводятся в электронном формате. Но есть исключения, среди них: предоставление земли физическому лицу или фермерскому хозяйству для ИЖС, ЛПХ, ведения дачного хозяйства и/или садоводства, фермерской деятельности.

Бесплатная земля

Коррективы в законе 2016 года в большей мере касались предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Таким правом могут воспользоваться некоторые группы граждан одноразово, не зависимо от того к какому количеству категорий они относятся.

На такую щедрость от государства могут рассчитывать:

  • Организации граждан, которые занимаются садоводством, огородничеством. Причем ключевую роль играет не коммерческое использование участка.
  • Граждане, которым земля передана в пользование (с даты предоставления прошло больше 5 лет) для ведения личного подсобного хозяйства. Условие – целевое использование участка.
  • Гражданину, который получил в пользование землю для ИЖС, и при этом на протяжении 5 лет с момента получения работал в органах муниципального образования, и эта работа была основной.
  • Те, у кого в фактической эксплуатации есть дом, возведенный на участке, если право обладания возникло как результат наследования.
  • Граждане, имеющие 3 и больше детей.

Внимание! Каждый субъект РФ определяет собственные критерии признания семьи многодетной.

  • Граждане, которые обладаю правом на бесплатную передачу земельного участка в собственность в соответствии с законами РФ. К ним относятся ветераны ВОВ, военнослужащие (выслуга не менее 15 лет), сотрудники ОВД (выслуга 15 лет), ликвидаторы аварии на ЧАЕС, дети, потерявшие родителей, отдельные категории бюджетников.
  • Лицам, с которыми имеется соглашение развития территории.
  • Религиозным, благотворительным организациям, которые владеют постройками на территории участка.

Порядок передачи земли бесплатно

Для получения гражданами земельных участков в собственность бесплатно необходимо обратиться в представительство Департамента имущества и земотношений по место локации земли. Передать прошение установленного образца. В документе следует указать площадь, место расположение и целевое предназначение участка. Помимо того следует предоставлять:

  • Копию паспорта или другого документа удостоверяющего личность.
  • Оригинал документа, что подтверждает право на получение земли бесплатно.
  • Оригинал документа, что подтверждает право на участок вне очереди, если подобный имеется.

Составление обращение по вопросу выделения участка без платы:

  • Реквизиты органа, к которому идет обращение.
  • Название заявления. Тут нужно указать для чего будет использоваться земля.
  • Тело документа (текст). Подробное описание просьбы, на каких основаниях заявитель считает, что он может претендовать на участок. Тут указывается данные для запрашиваемого объекта. В том числе его размеры, адрес, целевое использование.
  • Ограничения для использования, если они есть.
  • Если на территории есть сооружения. То перечисление их, с указанием площадей в табличном формате.
  • Информация есть ли отягощения и притязания на участок третьих лиц.
  • Список документов, приложенных к обращению.
  • Подпись заявителя, ФИО.

На рассмотрение заявление у госорганов есть 30 дней. За отведенный срок определяется: законна ли передача запрашиваемого земучастка. Если необходимо обращение в другие госорганы сроки могут продлиться еще на такой же период. Об этом заявщика должны оповестить.

Решение может быть в таких вариантах:

  1. Разрешение на постановку в очередь по поводу передачи земучастка безвозмездно. В данном случае заявищику придет оповещение о постановке в очередь и сообщен номер в очереди.
  2. Отказ, по причине отсутствия поводов для подобного предоставления земли. Госорганы обязаны предоставить заявителю причины такого решения. Уведомление с обоснованием будет отправлено почтой.

Основания для отказа могут быть:

  1. Отсутствие законных оснований для предоставления земли безвозмездно.
  2. Пакет документов не соответствуют по оформлению, составу, содержанию или требованиям закона.
  3. Если заявщик уже воспользовался своим правом на получение такого участка.
  4. В собственности субъекта федерации нет участка, отвечающего требованиям заявителя, и будущее их формирование невозможно в соответствии с законом.

Вывод

Нововведения с законом 2016 года – это не что иное, как начало земельной реформы, которая регламентирует и устанавливает понятные и доступные правила с самым ценным недвижимым ресурсом. Цель государства в этом случае – вовлечь новые участки и получить дополнительный доход.

Отказывая в передаче земельных участков в собственность бесплатно, администрация ссылается на ст. 28 ЗК РФ. А как же быть с правом однократного бесплатного приобретения участка, находящегося в бессрочном пользовании?

В статье 28 ЗК РФ регулируется порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и говорится, что предоставление таких участков в собственность осуществляется за плату. Однако в этой же статье далее указывается, что в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно. Бесплатное предоставление земельных участков предусмотрено п. 5 ст. 20 ЗК РФ, которая дает возможность гражданам приобрести в собственность земельные участки, которыми они владели на праве постоянного (бессрочного) пользования. Речь идет фактически не о предоставлении земли, а изменение вида прав на земельный участок для физических лиц, которые уже реально им владеют, происходит изменение права с постоянного (бессрочного) пользования на право собственности. По этой прчине отказ со ссылкой на ст. 28 ЗК РФ неправомерен.

В феврале 1998 г. купила земельный участок и дом. В договоре купли-продажи указано, что участок передается в бессрочное пользование, свидетельство о государственной регистрации на строение я еще не оформила, а что касается земльного участка, в администрации, говорят, я должна его купить. Дом на меня оформлен. Я пенсионерка, муж — ветеран военной службы. Почему мы должны должны платить?

До вступления в законную силу ЗК РФ (т.е. до 30 октября 2001 г.) правоотношения по поводу перехода прав на земельный участок в связи с переходом прав на строение, расположенное на нем, регулировались ст. 37 ЗК РСФСР. В соответствии с которой устанавливалось, что при переходе права собственности настроение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования землей. При этом выдавался документ, удостоверяющий право на землю.

Действующий в настоящее время ЗК РФ не предусматривает возможность приобретения физическими лицами земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. Между тем, статьей 20 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Граждане, которые обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут однократно и бесплатно приобрести эти участки в собственность, при этом не допускается взимание с них каких-либо дополнительных денежных сумм, кроме сборов, установленных федеральными законами.

Сделку по безвозмездной передаче земельного участка в Вашу собственность необходимо будет зарегистрировать в учреждении юстиции по регистрации прав.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 9 июня 2003 г.) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона (31 января 1998 г.), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Однако регистрация таких прав обязательна в случаях возникновения после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, ограничения (обременения) или совершения иной сделки с объектом недвижимого имущества (п. 2 ст. 6 Закона № 122-ФЗ).

Размеры, порядок, сроки и формы внесения взимаемой на территории субъекта РФ платы за государственную регистрацию прав определяются органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом ее максимальных размеров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» от 26 февраля 1998 г. № 248 (в ред. от 13 октября 2003 г.): для физических лиц — 500 рублей; для юридических лиц — 7500 рублей (см. с. 74).

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов.

Без оплаты государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

В иных случаях за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается плата в размере, равном половине установленного субъектом РФ размера платы за государственную регистрацию права.

В 1996 г. в порядке наследования стала собственником дома, построенного в 1930 г. матерью моего супруга в дачно-стро-ительном кооперативе в Московской области. Владею и пользуюсь земельным участком общей площадью 3000 кв. м, предназначенным для ведения дачного хозяйства. В 1997 г. постановлением Главы местной администрации был передан в частную собственность земельный участок размером 1200 кв. м. Другая часть единого земельного участка размером 1800 кв. м предлагалась в аренду сроком на 50 лет с правом выкупа. С таким решением не согласилась и подала в местную администрацию заявление о передаче бесплатно в собственность всего земельного участка, на котором находится принадлежащий мне дом. Однако в просьбе было отказано. ПРава ли администрация?

Администрация, отказывая в передаче в собственность земельных участков, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования у граждан и навязывая аренду, нарушает требования ст. 35 Конституции РФ, в которой указано, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 декабря 2001 г. № 16-П в связи с делом Близинской Т. В. разъяснил, что понятие «имущество» охватывает не только право собственности, но и такие вещные права, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании лиц, уже являются их имуществом, и, следовательно, они могут быть изъяты у них только на основании судебного решения с предварительной и равноценной заменой или возмещением. Обязвание заключить договор аренды является незаконным. Аренда ограничивает право пользования земельным участком определенным сроком, возлагает на арендатора расходы в виде арендной платы. Создавать указанные ограничения против воли гражданина недопустимо. Статья 45 ЗК РФ предусматривает основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В случае, если такие основания имеются, прекратить право пользования может только суд.

Кроме того, надо иметь в виду, что право гражданина на владение и пользование имеющимся у него земельным участком, подлежащим передаче ему в собственность в полном объеме на основе федерального регулирования, не может быть ограничено законом субъекта РФ или правовым актом органов местного самоуправления. Как известно, Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 декабря 2001 г. в связи с делом Близинской Т. В. признал не соответствующим Конституции РФ ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», которая ограничивала права граждан на владение имеющимися у них участками определенными размерами. Конституционный Суд, в частности, указал, что подобные акты субъектов РФ в силу приоритета федеральных законов перед законами иного уровня, регулирующими те же отношения, не подлежат применению. Из вышесказанного следует, что нормативный акт субъекта РФ не может являться причиной для изъятия у лица части принадлежащего ему участка.

Могу ли я получить в собственность бесплатно земельный участок, если проживаю на нем с рождения, а собственником строений стала с 2000 г. после смерти отца (наследование по закону)? Есть документ от 1930 г. о выделении данного участка деду в личное пользование. Документы на землю не переоформлялись. Строения переходили по наследству.

В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т. В. Близинской» от 13 декабря 2001 г. № 16-П указывалось:

Согласно Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. граждане, имевшие на момент вступления данного Закона в силу земельные участки, размеры которых превышали предельные нормы, во всех случаях сохраняли право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 было установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере; при этом запрещалось обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Таким образом, независимо от того, была использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, — за ними сохранялись их прежние земельные участки.

Введенным в действие с 29 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ, аналогично предоставляет каждому гражданину право бесплатно однократно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении земельный участок, а также подтверждает, как это установлено Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г., что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в установленном земельным законодательством порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

После смерти отца в 1993 г. принял наследство на жилой дом, расположенный в одном из районов Московской области. Этот дом был построен моим дедом на предоставленном ему в постоянное (бессрочное) пользование земельном участке. Вместе с домом перешел в пользование и земельный участок размером 2300 кв. м. В сентябре 200з г. обратился в органы местного самоуправления с заявлением о передаче земельного участка, на котором распологается дом, в собственность бесплатно. Однако мне было отказано с обоснованием, что такая передача может быть осуществлена только за плату. Права ли местная администрация?

По всей видимости речь идет о земельных участках, которые были предоставлены тогда, когда в стране существовала единоличная собственность государства на землю, земля не могла быть предметом куплт-продажи, дарения и других гражданско-правовых сделок. Земельные передовались в постоянное бессрочное пользование гражданам или дачно-строительным и иным кооперативам. Дачно-строительный кооператив в свою очередь передавал участки своим членам — владельцам денежного пая, который вносился на строительство дачного строения. Этот пай мог передаваться по наследству, а также по другим основаниям. Лицо, к которому передавался пай, принималось в члены дачно-строительного кооператива в пользование дачное строение и земельный участок, на котором располагалось строение, т. е. переход пая по наследству или другим основаниям одновременно влек за собой и переход права пользования земельным участком.

В старом Земельном кодексе РСФСР указывалось, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче строения, сооружения юридическим или физическим лицам вместе с этими объектами недвижимости также переходит и право пользования земельными участками. В результате изменения законадательства, в частности появления Закона РФ «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. № 4196-1 и Указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 граждане получили возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования либо оформить имеющиеся у них земельные участки в собственность или пожизненное наследуемое владение. При этом запрещалось понуждать граждан, имеющих земельные участки, выкупать их или брать в аренду. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П в связи с жалобой Близинской Т. В. указывалось, что независимо от того, была ли использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, за ними сохранялись их прежние земельные участки в полном размере.

В действующем Земельном кодексе РФ (далее — ЗК РФ) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (ст. 1 ЗК РФ). При этом подчеркивается, что новый собственник строения использует земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Это же положение предусмотрено в ГК РФ, устанавливающем, что при отчуждении недвижимости на земельном участке приобретатель пользуется соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и лицо, которое его отчуждает, т. е. прежний собственник недвижимости. Например, к приобретателю недвижимости переходит право аренды или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Право пользования земельными участками переходило в связи со сменой собственников строений в силу наследования, дарения от одного поколения родственников к другому.

Статья 20 ЗК РФ сохранила за гражданами право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у них до введения в действие Кодекса. При этом п. 5 ст. 20 ЗК РФ предоставил каждому гражданину право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Как установлено в п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3, предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничено.

Поскольку предыдущие собственники домов не оформили свое право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, не исключается возможность осуществить это право их правопреемниками. В частности, из п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», следует, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. № 1305-1, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 ЗК РФ.

Имею земельный участок с 1997 г. в Подмосковье. Он входится натерритории садового товарищества. Имею ли я право оформить его в собственность бесплатно как труженик тыла в период Великой Отечественной войны? Если за плату, то какова стоимость 1 кв. м земли?

В ноябре 1992 г. приобрел дом по договору мены. В настоящее время местная администрация требует заключить договор аренды на земельный участок или приобрести его за большую цену. На мое требование передать участок бесплатно в собственность. Могу ли я получить участок бесплатно?

Важное значение имеет то на каком праве принадлежат Вам земельные участки, а также участвовали ли Вы ранее в приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно.

Статьи 20 и 21 ЗК РФ указывают, что граждане, котрые имеют земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, вправе бесплатно приобрести их в собственность. При этом требования выплат каких-либо дополнительных денежных сумм помимо государственной пошлины, установленной федеральными законами, запрещается. При этом в собственность гражданину передается весь имеющийся у них земельный участок целиком. Передача в собственность земельного участка допускается бесплатно только один раз. Таким образом, если у Вас имеется два земельных участка на праве постоянного (бессрочного) пользования и (или) пожизненного наследуемого владения, лишь один из этих участков можно приобрести в собственность бесплатно, за другой участок придется выплачивать его стоимость.

Право приобрести имеющиеся на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения земельные участки в собственность — это право, но не обязанность граждан. Граждане могут сохранить за собой участки на на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, т.к. действующее законодательство не ограничивает реализацию права на приобретение земельных участков в собственность каким-либо сроком. По этой причине местная администрация не вправе требовать от граждан заключения договора аренды или купли-продажи имеющихся у них на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения земельных участков.

В садовом товариществе имелся участок, на котором был установлено строение в котором хранились стройматериалы и инвентарь для нужд товарищества. За ненадобностью он был демонтирован. Может ли правление садового товарищества выделить мне в личное пользование указанный участок? Какие документы необходимы для оформления или передачи в собственность?

Можно предположить, что указанное строение находилось на землях общего пользования садового товарищества. Земельные участки общего пользования принадлежат садовому товариществу как юридическому лицу на праве собственности или на ином вещном праве, например, на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ в ред. от 21 марта 2002 г.). Если участок находится в собственности юридического лица, то принятие решений о формировании и использовании имущества садового товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания его членов - то есть членов садоводческого товарищества. Сделку купли-продажи участка заключает от имени садового товарищества его председатель, при наличии решения общего собрания членов садоводческого товарищества о продаже земельного участка.

В том случае если земельный участок передан товариществу в постоянное пользование, то оно вправе просить местную администрацию по месту расположения садового товарищества о его «преобразовании» из земель общего пользования в участок члена товарищества. Указанное решение вправе принять администрация.

Передача земельного участка в собственность члена товарищества, видимо, потребует внесения изменений в проект организации и застройки территории садового товарищества, проведения работ по формированию вновь образованного земельного участка, его государственного кадастрового учета и совершения иных действий.

Участок с домом принадлежит находится в моей собственности. Пожизненно наследуемое владение переоформлено в частную собственность 4 года назад. Дом, принадлежавший в прошлом трем гражданам (два гражданина отделились), разрушен. Имею ли я право на месте разрушенного дома построить новый дом? Если я решу восстановить строение, то в течение какого времени я должна это сделать?

Разрушение жилого дома не изменило целевое назначение земельного участка, отведенного ранее под строительство индивидуального жилого дома. Разрушенный дом может быть либо снесен и построен заново, либо восстановлен.

Срок, в течение которого должен быть восстановлен разрушенный дом, имеет важное значение только тогда, когда гражданин не является собственником земельного участка.

В соответствии со ст. 39 ЗК РФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке строений в течение 3 лет.

В данном случае земельный участок принадлежит на праве собственности и может быть изъят у собственника, за исключением случая, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных действующим земельным законодательством (ст. 285 ГК РФ).

Каких-либо сроков, в течение которых собственник земельного участка должен восстановить разрушенный дом или приступить к новому строительству, действующим законодательством не предусмотрено.

Мой отец завещал садовый земельный участок, принадлежащий ему на праве пожизненного наследуемого владения, своей супруге. Наследуется ли такой участок по завещанию или по закону

Обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, — владелец, а не собственник земельного участка. Владея земельным участком, он может им пользоваться, но не вправе распоряжаться таким участком иным образом (продавать, дарить). Что касается наследования, то согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону. Завещание владельца такого участка не имеет юридической силы.