» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

  • экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансовая система РФ, ее состав

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

  • с входящими в нее и ;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • , объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

  • Российской Федерации;
  • Российской Федерации;
  • Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

    Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

    По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

    По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

    • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
    • подзаконные.

    Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

    К финансово-плановым актам относятся:
    • основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
    • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
    • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
    • финансовые планы страховых организаций;
    • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
    • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
    • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Правовые формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты. Поэтому, по юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

Ø законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

Ø подзаконные акты.

Данная классификация финансово-правовых актов основывается на общеправовых знаниях о таких категориях как "закон" и "подзаконный акт". Закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законы принимаются либо представительными (законодательными) органами власти - как федеральными, так и субъектов Федерации - в процессе законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Детально процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. В Регламенте российского парламента специально устанавливается сама процедура законотворчества, предусматривающая все стадии проработки проекта закона, его обсуждения и принятия. Закон регулирует наиболее важные стороны общественной жизни - экономической, политической, духовной, общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательного отражения суверенных пожеланий народа:

Ø установление или изменение конституционных норм;

Ø закрепление прав и свобод человека и гражданина;

Ø определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального (административно-государственного) устройства, методов осуществления государственной власти;

Ø фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры;

Ø определение общих начал уголовной ответственности;

Ø регламентация принципов местного самоуправления и некоторые другие.

Закон занимает в системе нормативных правовых актов особое место в силу того, что он обладает высшей юридической силой, верховенством в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии с законом они считаются не имеющими юридической силы.

Принятый в установленном порядке закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа (кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума). Изменить или отменить закон вправе только орган, его принявший, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума. (С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но лишь в условиях чрезвычайного положения и в строго установленном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.)

Таким образом, основные качества закона - его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила. Это означает, что законы призваны регулировать наиболее важные общественные отношения, а потому должны быть совершенны по содержанию и форме и подлежат неукоснительному соблюдению и выполнению всеми и повсеместно. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные правовые акты Президента, Правительства, министерств, ведомств, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов Федерации многообразны по своему характеру (указы Президента, постановления Правительства, приказы, инструкции, положения и т.д.) являются подзаконными актами, так как принимаются на основе и во исполнение законов.

Всем подзаконным актам государственных органов присуща общая черта - они издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, не должны противоречить закону, но могут его детализировать и конкретизировать.

Подзаконные нормативно-правовые акты вместе с актами законодательной власти составляют единую систему актов государства, поэтому невозможно какое бы то ни было противопоставление подзаконных актов закону, автономность их функционирования.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит указам и распоряжениям Президента России как главы государства, которые отличаются наибольшей широтой и глубиной воздействия на регулируемые общественные отношения. Правительство РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории страны. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом.

Среди подзаконных актов важное место отводится нормативным актам, принимаемым министерствами, ведомствами, федеральными комиссиями, федеральными службами и агенствами. Эти акты обладают рядом особенностей. Прежде всего, они уступают по юридической силе решениям Правительства; носят отраслевой характер, так как предназначены, за редким исключением, для регулирования общественных отношений в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управления; отличаются большим многообразием. Наиболее распространенными среди них являются: приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Основной формой ведомственного акта является приказ, который по своему содержанию может быть как нормативным, так и ненормативным. Приказом опосредуется различная по характеру деятельность, им утверждается и тем самым придается соответствующая юридическая сила нормативным актам, исходящим от того или иного министерства, комитета, ведомства, федеральной службы. Иными словами, он имеет нормотворческое значение, является актом детализации постановления Правительства. Приказы и распоряжения, имеющие разовое, распорядительное значение, не содержат нормативных предписаний, поэтому нормативно-правовыми актами не являются.

Субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов и иных нормативных актов. Акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации, а также актам, принятым в пределах их совместного ведения. При наличии такого противоречия действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения российской Федерации (в пределах исключительной компетенции субъекта Федерации), действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Наименование актов субъектов Федерации различно: республика (государство) имеет свою конституцию и законы, остальные - устав и законы. Конституция России не содержит иного наименования актов, издаваемых субъектами Федерации. Такими актами могут быть законы, постановления, декреты и т.д.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления. Законодательством была установлена только такая форма актов указанных органов. И хотя соответствующее законодательство действовало достаточно длительное время, практика пошла по пути расширения конкретных видов актов нормативного содержания - стали издаваться регламенты, положения. Особенностью актов местного самоуправления является территориальная ограниченность их действия и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и т.п.

Применение законодательства всегда предполагает внимательно относится к такому понятию как "юридическая сила нормативно-правового акта". Это обусловлено основополагающим принципом финансового права - принципом приоритета законодательных органов над исполнительными в области финансовой деятельности.

Деление всех нормативных актов на законы и подзаконные акты имеет значение для того, чтобы понять реализацию принципа разделения властей в демократическом государстве студентам не юристам специальностей "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Антикризисное управление", "Таможенное дело", "Налоги и налогообложение" изучающим юридическую дисциплину "финансовое право". Принцип приоритета законодательных органов над исполнительными в области финансовой деятельности, как уже упоминалось в первой теме, не означает верховенства законодательной ветви власти над исполнительными органами. Это обусловлено некоторой слабостью российского парламента, который устанавливает финансово-правовые нормы, но достаточных возможностей эффективного контроля за деятельностью исполнительной власти в настоящее время не имеет.

Учитывая вышеизложенное, нужно запомнить одно из важнейших положений правовой науки и российского законодательства - все жизненноважные решения, касающиеся интересов различных субъектов, новые правила поведения устанавливают и регулируют органы законодательной власти посредством приятия федеральных законов. Органы исполнительной власти также вправе участвовать в нормативном регулировании финансовой деятельности, но только в целях конкретизации и во исполнения федеральных законов. Фактически все финансовые решения должны оформляться в форме закона, а не постановлений Правительства РФ или Указов Президента РФ. Например, главные финансовый план государства не будет иметь юридической силы, как нормы-цифры, заложенные в нем, пока не будет принят в форме закона. Отчет об исполнении бюджета оформляется в форме закона. Изменения в финансовое законодательство (налоговое, бюджетное) вносятся теми органами, которые и принимали данные финансово-правовые акты, то есть федеральными законами.

Особой разновидностью финансово-правовых актов является наличие финансово-плановых актов - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Они регулируют не фактически существующие отношения, а будущие, основываясь не предыдущем опыте и прогнозировании.

К финансово-плановым актам относятся:

Ø основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

Ø финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

Ø финансово-кредитные и кассовые планы банков;

Ø финансовые планы страховых организаций;

Ø финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

Ø финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

Ø сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Правовые

Ø издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

Ø издание индивидуальных правовых актов;

Ø заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

Ø реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

Ø привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

Неправовые

Ø проведение совещаний;

Ø финансово-экономический анализ;

Ø прогнозирование;

Ø разъяснение финансового законодательства.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие, предмет и метод финансового права. Система финансового права

Экономический аспект.. Финансы от лат financia наличность доход совокупность экономических.. Методы мобилизации финансовых ресурсов Органы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Примеры правовых и неправовых форм осуществления финансовой деятельности государства

2. Решение задачи

3. Схема классификации государственных займов

4. Источники образования финансовых ресурсов предприятия

5. Решение ситуации

Список использованной литературы

1. Примеры правовых и неправовых форм осуществления финансовой деятельности государства

Форма финансовой деятельности - это внешние проявления организационно правовых действий. Они делятся на правовую и неправовую формы.

Правовая форма осуществления финансовой деятельности - деятельность, которая влечет правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления. Финансовое право. Учебник. / под ред. В. Т. Батычко. Однотомное издание. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. С. 48.

Пример правовых форм осуществляющих правовую деятельности государства и муниципальных образований:

1. принятие инструкции на основе федерального закона о налоге;

2. издание федерального закона о федеральном бюджете;

4. издание постановления государственной Думой РФ по отчету об исполнении бюджета.

5. принятие дополнение к нормативно-правовому акту.

Неправовая форма осуществления финансовой деятельности - деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством.

Пример неправовых форм осуществляющих правовую деятельности государства и муниципальных образований:

1. проведение совещания о распределении расходов на предстоящий год;

2. инструктирование финансовым органом гражданина о порядке уплаты налогов;

3. прогнозирование доходов на следующий год;

4. информирование граждан о льготах;

5. проведение собрание с целью доведения до граждан новел в сфере их правомочий.

2. Решение задачи

Законодательное Собрание г.Санкт-Петербурга приняло Закон города «О резервном фонде бюджета г.Санкт-Петербурга», в котором установило, что направления расходования 2/3 средств резервного фонда определяются Законодательным Собранием во втором чтении проекта бюджета. Объем расходования определялся каждым депутатом путем деления 2/3 средств резервного фонда на число депутатов Собрания. Не противоречит ли это решение бюджетному законодательству?

На основании п.24 ст.5 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» от 20.07.2007 №371-77 Правительство г. Санкт-Петербурга устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга, предусмотренных в составе бюджета. Таким образом, действия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не отвечают требованиям городского бюджетного законодательства.

правовой финансовый займ субсидия

3. Схема классификации государственных займов

4. Источники образования финансовых ресурсов предприятия

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Финансовые ресурсы - это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственным источникам финансовых ресурсов относятся:

1. уставный капитал;

2. амортизация;

3. прибыль;

4. резервный фонд;

5. ремонтный фонд;

6. страховые резервы и прочие источники.

К заемным источникам финансовых ресурсов относятся:

1. кредиты финансовых учреждений;

2. бюджетные кредиты;

3. коммерческие кредиты;

4. кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте и прочие.

К привлеченным источникам финансовых ресурсов относятся:

1. средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности;

2. средства от эмиссии ценных бумаг;

3. паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

4. страховое возмещение;

5. поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу.

Также выделяют как источник ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

Различают:

1. прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;

2. непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции. Экономика предприятия. Учебник. / под ред. Т. А. Фроловой. Однотомное издание. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. С. 69.

5. Решение ситуации

По результатам проверки предприятия налоговые органы вынесли решение, в котором предприятию было предписано уплатить штраф за незачисление экспортной выручки от сдачи судов во фрахт, причем сама выручка к тому моменту предприятием получена не была. Правомерны ли действия налоговых органов?

Статьей 271 НК РФ определен порядок признания доходов при методе начисления. Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Данный порядок является способом ведения учета результатов финансовой деятельности организации, при котором доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). При таком методе расходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, также признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок, и также независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (ст.272 НК РФ).

Таким образом действия налоговых органов в отношении рассматриваемого предприятия были правомерны.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ / Российская газета, № 148-149, 06.08.1998;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340;

3. Закон Санкт-Петербурга "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" от 20.07.2007 № 371-77 / Санкт-Петербургские ведомости, № 138, 30.07.2007;

4. Финансовое право. Учебник. / под ред. В. Т. Батычко. Однотомное издание. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. 137 С.;

5. Экономика предприятия. Учебник. / под ред. Т. А. Фроловой. Однотомное издание. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. 124 С.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовые и неправовые формы осуществления финансовой деятельности государства. Схема классификации государственных займов по различным признакам. Источники образования финансовых ресурсов унитарного предприятия, специфика организации его финансов.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2013

    Общая характеристика системы государственных органов, а также сил и средств, с помощью которых осуществляются функции государства. Принципы организации власти. Классификация функций государства; правовые и организационные формы их осуществления.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Понятие и сущность финансов. Отличие государственных финансов от частных. Содержание финансовой системы государства. Классификация методов финансовой деятельности государства. Структура, виды финансово-правовых норм. Особенности финансовых правоотношений.

    шпаргалка , добавлен 21.11.2010

    Понятие и развитие функций государства, их классификация. Формы и методы осуществления функций государства. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве. Социальное назначение государства.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Понятие и общая характеристика финансовой деятельности государства, принцип законности, гласности, плановости ее осуществления. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность, ее социальная направленность и самостоятельность.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2014

    Правовое регулирования финансовой деятельности государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов. Понятие и принципиальные составляющие финансовой системы РФ. Порядок осуществления финансовых антикризисных мер; валютное законодательство.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2013

    Понятие и сущность экономических категорий "финансы" и "финансовая система", рассмотрение общих принципов финансовой деятельности государства. Определение сущности и механизмов правового регулирования финансовой деятельности муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2019

    Направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Понятие формы деятельности государства и особенности ее правовых составляющих: правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2015

    Понятие функций государства. Виды функций государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы осуществления функций государства. Определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, властно-принудительных методов.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2008

    Понятие и объективный характер функций государства, их отличие от функций государственных органов. Эволюция и классификация функций государства. Характеристика внешних и внутренних функций государства, методы и формы их осуществления и реализации.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на:

а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г. Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

ОТВЕТ: Правовая форма финансовой деятельности является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права.
Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства, осуществляется в правовой форме, влекущей правовые последствия, и не в правовой форме, не влекущей правовых последствий.
Правовые формы финансовой деятельности выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм.
Неправовые формы финансовой деятельности - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджета); подготовка материалов к финансовому планированию и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.
Правовые формы финансовой деятельности находят свое выражение в финансово-правовых актах, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом, регулирование валютных операций - федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.
Во исполнение федеральных законов по вопросам финансовой деятельности федеральные органы государственной власти могут принимать подзаконные акты - указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции отраслевых органов управления.
Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием у них собственной финансовой компетенции. Систему нормативных финансово-правовых актов субъектов образуют законы и подзаконные акты. Некоторые субъекты РФ в процессе нормотворчества в финансовой сфере используют кодификацию, например, в Хабаровском крае принят Бюджетный кодекс Хабаровского края.
Также в целях развития финансовых законов уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ принимаются подзаконные финансово-правовые акты нормативного содержания.
Органы местного самоуправления, являясь органами публичной власти на своей территории, в целях осуществления финансовой деятельности наделены правом издавать нормативно-правовые и правоприменительные акты: постановления, решения, положения, типовые положения, правила, временные правила, инструкции, типовые договоры, регламенты. Ведущим финансово-правовым актом местного самоуправления является устав соответствующего муниципального образования: района, города, поселка. Нормы, регулирующие финансовую основу муниципального образования, как правило, выделены в уставах отдельной главой и устанавливают состав местной финансовой и бюджетной систем, права органов местного самоуправления в финансовой сфере, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Финансово-правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам, законам субъектов РФ, подзаконным актам органов государственной власти. Рассматриваемые акты могут быть предметом рассмотрения в суде общей компетенции и арбитражном суде; надзор за соблюдением законности в финансово-правотворческой деятельности органов местного самоуправления осуществляется органами прокуратуры.
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.
Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственными, муниципальными органами, учреждениями и организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые задания по аккумулированию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенный период.
К числу финансово-плановых актов можно отнести:
- основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
- бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
- финансово-кредитные и кассовые планы банков;
- финансовые планы страховых организаций;
- финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и организаций;
- сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые акты имеют юридическое значение и порождают юридические последствия, поскольку оформляются актами соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.