Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

от 23.04.94 N 372, от 31.07.98 N 866)

1. Лицензирование перевозочной, транспортно - экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте, производится с целью государственного регулирования этих видов деятельности, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей этих услуг, реализации требований антимонопольного законодательства, безопасности движения и соблюдения экологических норм при эксплуатации автомобильного транспорта.

2. Лицензированию подлежит деятельность предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также предпринимателей, осуществляющих:

а) городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные перевозки грузов и пассажиров, за исключением перевозок, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

б) транспортно - экспедиционное обслуживание юридических лиц и граждан;

в) ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств на коммерческой основе.

В дополнение пункта 3 Постановлением Правительства РФ от 12.02.1993 N 121 установлено, что перевозки грузов и пассажиров автотранспортными средствами предприятий, организаций и учреждений системы Государственного комитета Российской Федерации по статистике (за исключением перевозок, выполняемых автотранспортными средствами указанных предприятий, организаций и учреждений на коммерческой основе) не подлежат лицензированию.

3. Лицензированию не подлежат:

а) технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки, осуществляемые автотранспортными средствами без выхода на дороги общего пользования;

б) внутрихозяйственные, внутрирайонные, внутриобластные, внутрикраевые, внутриреспубликанские (республик в составе Российской Федерации) перевозки, осуществляемые автотранспортом колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса для нужд сельского хозяйства, межобластные, межкраевые, межреспубликанские (в пределах территории Российской Федерации) перевозки сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, минеральных удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей, а также ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий;

в) перевозки грузов и пассажиров, осуществляемые по специальным постановлениям Правительства Российской Федерации;

г) перевозки грузов и пассажиров, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий;

д) перевозки, осуществляемые специальными и учебными автомобилями;

е) перевозки грузов и пассажиров автотранспортными средствами, принадлежащими учреждениям здравоохранения Российской Федерации и Министерству связи Российской Федерации (за исключением перевозок, выполняемых автотранспортными средствами указанных организаций на коммерческой основе), вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел.

4. Устанавливаются следующие виды лицензий:

на перевозки грузов - "Г";

на перевозки пассажиров - "П";

на транспортно - экспедиционное обслуживание - "Т";

на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств - "С";

на перевозки опасных грузов - "ОГ".

В лицензии на перевозку опасных грузов обязательно указывается вид опасного груза, на перевозку которого выдана лицензия.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее 3 лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

5. На каждое транспортное средство одновременно с лицензией выдается лицензионная карточка, цвет которой соответствует зоне его деятельности:

голубой - городские и пригородные перевозки;

желтый - внутриреспубликанские (республик в составе Российской Федерации), внутрикраевые, внутриобластные междугородные перевозки;

красный - межреспубликанские (в пределах Российской Федерации), межкраевые, межобластные междугородные перевозки;

зеленый - международные перевозки.

Формы лицензии и лицензионной карточки утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

6. Все виды лицензий выдаются на определенный срок (3 месяца, 1 год или 5 лет) региональными отделениями Российской транспортной инспекции и ее филиалами, за исключением лицензий на международные перевозки и связанные с ними транспортно - экспедиционные услуги, которые выдаются Министерством транспорта Российской Федерации или в устанавливаемом им порядке.

7. Для получения лицензий предприятия, организации, учреждения и предприниматели представляют:

а) заявление по форме, устанавливаемой Министерством транспорта Российской Федерации, с указанием вида и зоны деятельности, а также срока действия лицензии;

б) копию документа, удостоверяющего государственную регистрацию предприятия или предпринимателя, а для организации или учреждения - копию утвержденного в установленном порядке устава или положения;

в) данные о количестве имеющихся:

автотранспортных средств - для получения лицензии на перевозки;

постов для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств - для получения лицензии на осуществление технического обслуживания и ремонта;

г) данные о других основных фондах, обеспечивающих выполнение указанной в заявлении деятельности;

д) копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью (диплома об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего стаж работы по специальности не менее 5 лет);

е) документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов, - для получения лицензии на перевозку опасного груза.

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

При отсутствии указанных документов руководитель, предприниматель или лица, ими уполномоченные для руководства лицензируемой деятельностью, должны сдать экзамен на профессиональную пригодность.

Порядок сдачи экзаменов и объем необходимых знаний устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

8. Предприятия, организации, учреждения и предприниматели могут иметь одновременно несколько видов лицензий.

9. Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга могут устанавливать дополнительные условия для выдачи лицензий, обеспечивающие защиту интересов потребителей транспортных услуг.

10. Отказ в выдаче лицензий производится в случаях, когда:

а) профессиональная подготовка руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью, не соответствует установленным требованиям;

б) в представленных документах указаны неверные сведения;

в) подвижной состав не пригоден для перевозок, указанных в заявлении для получения лицензии;

г) производственная база заявителя не отвечает экологическим требованиям или не обеспечивает поддержания транспортных средств в исправном состоянии;

д) не выполняются иные условия, необходимые для осуществления деятельности, указанной в заявлении.

11. Выдача лицензий (уведомления об отказе в ее выдаче) осуществляется в 30-дневный срок со дня подачи заявления.

12. Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензии, решениями соответствующих органов исполнительной власти могут создаваться при отделениях Российской транспортной инспекции комиссии по лицензированию.

В состав комиссий включаются работники Российской транспортной инспекции, специалисты по эксплуатации автомобильного транспорта, представители соответствующего органа исполнительной власти.

13. Владелец лицензии не имеет права передавать ее другому юридическому или физическому лицу.

14. Владелец лицензии обязан:

а) обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии;

б) иметь на лобовом стекле каждого автотранспортного средства лицензионную карточку;

в) представлять органам, выдавшим лицензию, по их требованию сведения о лицензируемой деятельности.

15. В случае увеличения количества автотранспортных средств (без изменения вида деятельности) владелец лицензии должен получить в установленном порядке дополнительные лицензионные карточки.

16. Предприятия, организации, учреждения и предприниматели приобретают лицензии в отделениях Российской транспортной инспекции за плату, размеры которой устанавливаются:

на межреспубликанские (в пределах Российской Федерации), межкраевые, межобластные, международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом и транспортно - экспедиционную деятельность, связанную с этими перевозками, - Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации;

Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следовательно, монополизму в других.

Решением Совета Министров от 25 сентября 1990 года № 378 создана Российская транспортная инспекция - как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью определенного вида. Ее задачами являются:

    Контроль за исполнением перевозчиками транспортного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов

    Снижение транспортных издержек в народном хозяйстве

    Защита интересов потребителей транспортных услуг

    Стимулирование деятельности перевозчиков, направленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания организацией населения

    Предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкуренции

    Регулирование количества и структуры подвижного состава

    Уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду

    Снижение аварийности на транспорте

    Обеспечение необходимого профессионального уровня работников транспорта

Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомобильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

«Федеральный закон...» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. При этом принимаются следующие основные понятия:

    Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

    Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

«Положение» определяет порядок лицензирования следующих видов деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

    Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом

    Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

    Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган). На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:

    Выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

    Соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.

    Соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.

    Наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

    Заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять.

    Копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя.

    Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.

    Копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.

    Копии документов подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом).

    Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием даты приема.

За предоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.

Лицензия на осуществление любого вида деятельности, лицензируемого в соответствии с Положением, предоставляется на 5 лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве, при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Формы бланков лицензий на соответствующий вид деятельности и лицензионной карточки утверждаются лицензирующим органом.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении количества автотранспортных средств, используемых для осуществления лицензируемой деятельности.

Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пассажиров - не чаще одного раза в год, в отношении перевозок грузов - не чаще одного раза в 2 года.

Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя лицензирующего органа.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, проводившим ее, оставляется акт (протокол) в двух экземплярах.

К акту (протоколу) при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, объяснения его работников, а также другие необходимые документы (или их копии).

Один экземпляр акта (протокола) передается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении. Акт (протокол) проверки регистрируется в журнале лицензирующего органа и представляется руководителю этого органа.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требовании и условий руководитель лицензирующего органа (либо по его поручению должностное лицо этого органа) принимает меры в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушении, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Транспортная деятельность — это важная сфера обслуживания, заключающаяся в перевозке грузов и пассажиров. Подобный род занятий, тесно связанный с , а также влияющий на экологию и на , требует в соответствующих госорганах. Осуществлять транспортную деятельность можно только после обучения сотрудников, прохождения специфических проверок и получения разрешения.

В каких случаях требуется лицензирование транспортной деятельности

Для начала давайте узнаем, какие виды перевозок подлежат лицензированию. Перечень видов деятельности в транспортной сфере, на которые требуется лицензирование, постоянно изменяется и пополняется новыми пунктами. На сегодняшний день обязательно получить разрешение (пройти лицензирование) потребуется, если организация планирует заниматься:

  • Перевозкой автомобильным транспортом более 8 пассажиров (кроме служебных нужд и );
  • перевозкой пассажиров и грузов железнодорожным, морским и речным транспортом;
  • коммерческой перевозкой пассажиров на легковом транспорте;
  • перевозкой грузов свыше 3,5 тонн (кроме служебных нужд ИП и юрлиц);
  • погрузкой и разгрузкой опасных грузов в портах и на железной дороге;
  • воздушной перевозкой грузов и пассажиров;
  • буксировкой на водном транспорте.

И хотя лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом (автотранспортных), автобусных, морских и железнодорожных — важная тема для обсуждения, но мы рассмотрим порядок лицензирования видов деятельности, которые связаны с автомобильными транспортными услугами в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

О понятии и особенностях лицензирования пассажирских перевозок расскажет специалист в видео ниже:

Как происходит выдача лицензий

Чтобы получить необходимую лицензию, организации следует пройти несколько шагов и обеспечить соблюдение важных условий, которые выдвигаются государством к юридическим лицам, планирующим заниматься транспортной деятельностью.

Ответственные органы

Лицензированием транспортной деятельности занимается Ространснадзор. Именно в эту государственную структуру организации следует подавать документы, если вы планируете осуществлять коммерческую перевозку пассажиров и грузов.

Помимо согласования и выдачи лицензий Ространснадзор занимается и контролем за деятельностью тех организаций, которым она была разрешена. , транспорта организации приведут к проверке инспекторами данной госструктуры и — возможно — аннулированию лицензии.

Условия лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и грузов описаны ниже.

Условия

Лицензия на транспортную деятельность выдается организациям, только если ими будут соблюдены определенные условия. Подобная строгость в контроле юрлиц обусловлена важностью их работы.

Итак, вы можете подать заявление на лицензирование, если:

  • У вас есть собственные или арендованные помещения, в которых будет производиться обслуживание и ремонт транспортных средств, или же у вас заключен договор с организацией, которая будет этим заниматься;
  • у вас в штате числятся аттестованные квалифицированные опытные водители, прошедшие ;
  • у вас в штате числится лицензированный медработник, который будет проводить пред- и послерейсовую проверку водителей (или заключен договор со специализированной организацией);
  • у вас есть необходимый автотранспорт и технические средства, прошедшие и допущенные к и пассажирским перевозкам;
  • на автотранспорте установлены средства по контролю режима движения, труда и отдыха;
  • автотранспорт оснащен сертифицированной аппаратурой спутниковой навигации;
  • автотранспорт .

О лицензировании детских перевозок речь пойдет в этом видеоролике:

Необходимые документы

Чтобы запустить процедуру возможности предоставления вашей организации лицензии, вам следует собрать для Ространснадзора пакет документов.

  1. Заявление по установленной форме.
  2. Копии свидетельств ИНН, постановке на налоговый учет и о внесении организации в . Для ИП вместо последнего документа потребуется .
  3. Копии квалификационных и аттестационных удостоверений штатных водителей.
  4. Копии последних медосмотров штатных водителей.
  5. Сведения о ТС ( , и ).
  6. Свидетельство собственности на указанные ТС или .
  7. Свидетельство собственности или договор аренды на помещения, в которых будет осуществляться техобслуживание и ремонт ТС.
  8. Диплом об образовании и лицензия медработника или договор с организацией, которая будет проводить пред- и послерейсовые осмотры штатных водителей.
  9. Уведомление о включении ТС организации в Реестр категорированной транспортной инфраструктуры.
  10. Квитанция на 7500 рублей.

Заявление

Бланк заявления на получение лицензии вы можете найти на госуслугах в разделе, посвященном деятельности Ространснадзора. Там же можно сверить и список необходимых для подачи заявки документов.

В заявлении указывается наименование организации или ИП, а также прочие реквизиты, важные для сверки и заполнения документации. На каждый род услуг, которые планирует осуществлять организация, требуется заполнить свой бланк заявления, собрать пакет копий документов, а также оплатить госпошлину.

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки вы можете скачать .

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 1

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 2

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 3

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 4

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 5

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 6

Этапы оформления разрешения

Для оформления лицензии на транспортную деятельность вам нужно собрать указанный пакет документов и отнести его в управление Ространснадзора по своему городу.

  1. Поданный пакет просматривается инспектором и принимается.
  2. В течение двух недель Ространснадзор должен ответить вам на ваше заявление. Если вашей организацией не были соблюдены условия лицензирования, или в документах содержатся ошибки, вам в письменном виде откажут в выдаче разрешения. В ином случае процедура получения пойдет дальше.
  3. В течение трех дней после принятия положительного решения Ространснадзор должен предоставить в адрес организации соответствующее уведомление.
  4. При необходимости будет назначена экспертиза соответствия вашей организации условиям лицензирования. Вы либо привезете оригиналы документов в управление Ространснадзора, либо комиссия приедет непосредственно к вам для осмотра и бесед с руководством, медработником и водителями.

Готовая лицензия на транспортную деятельность выдается Ространснадзором не позднее 45-ого рабочего дня с момента подачи пакета документов.

Чем чреваты перевозки без лицензии, расскажет это видео: