ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.3.7

Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государствоведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается метод правового регулирования

как совокупность способов воздействия на субъектов общественных отношений. Рассмотрены обстоятельства, предопределяющие метод правового регулирования: целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы; свойств субъектов правового отношения; характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения; положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями; различных средств обеспечения и охраны правовых норм; оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор). Автор дает классификацию методов и способов правового регулирования. Императивный метод раскрыт через обязывание и запрещение. В статье рассмотрены способы диспозитивного правового регулирования: поощрение, рекомендация. Автор формулирует дефиницию индифферентные диспозитивные нормы. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении без поощрения и рекомендаций.

Ключевые слова: метод правового регулирования, способы правового регулирования, правомочие, обязывание; запрещение, диспозитивный метод правового регулирования, императивный метод правового регулирования, индифферентное диспозитивное регулирование, поощрение, позитивная ответственность, рекомендация, сверх нормы деятельность, правомочие.

1. Понятие метода правового регулирования

Право призвано активно воздействовать на поведение людей. Именно для этой цели оно создается, и именно по ее достижению оценивается его эффективность. Право может воздействовать на участников общественных отношений достаточно разнообразными приемами, которые зависят от вида отношения, свойств его участников и ряда других обстоятельств.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия на субъектов общественных отношений.

Метод правового регулирования зависит от:

Целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы;

Свойств субъектов правового отношения;

Характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов -правоотношения;

Положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями;

Различных средств обеспечения и охраны правовых норм;

Оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор).

Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы. Деятельность государства на длительный период времени задается его функциями. Цели могут достигаться активными действиями, для достижения которых государство «вынуждает» доступными ему приемами совершать необходимые для него действия. При этом цель может оставаться одной и той же, а способы правового воздействия на граждан изменяться. Существенными факторами, влияющими на выбор приемов в конкретных условиях, являются политический режим, сила и авторитет государства, господствующая идеология. Так, необходимость осуществить крупномасштабное строительство государство вызвала к жизни целый ряд разных правовых решений: 1) сделать это идеологической конструкцией, национальной идеей, и тогда субъекты права под воздействием эмоционального состояния причастности к высоким государственным делам сделают необходимое (стройки ХХ века, например Байкало-Амурская магистраль, освоение целины и др.); 2) заинтересовать участников общественных отношений привлекательными для них стимулами -материальными или идеальными, - под влияниями которых субъект права достигает необходимых государственных целей и получает соответствующее поощрение; 3) запретить альтернативные пути достижения целей субъекта права. Он должен достигать своих целей только в случае совпадения (или хотя бы непротиворечия) своих личных и государственных целей; 4) обязать (заставить) совершить необходимые государству действия под влиянием наказания, или действие совершается как санкция за ранее совершенное правонарушение (принудительные работы).

На методы правового воздействия государства оказывают влияние свойства субъектов правового отношения. Субъекты

права могут быть публичными. Тогда они непосредственно наделяются правами и обязанностями государства для реализации его функций, что и предопределяет особенности воздействия на него со стороны высших органов государственной власти. Публичные субъекты имеют двойственное начало, так как, с одной стороны, по отношению к одним субъектам (гражданам) они являются властными и дают им указания относительно их правомерного поведения, а с другой - получают указания по вертикали органов государственной власти. Граждане же находятся только в горизонтальных связях. Оказывая воздействия на участников общественных отношений, государство использует желаемые и нежелательные для конкретных субъектов последствия, которые имеют для них значение. Например, граждане могут подвергаться лишению свободы, а органы государственной власти - роспуску. Граждане обладают свободой выбора модели правомерного поведения, а публичные органы могут действовать только в пределах их компетенции.

Правовые отношения по общему правилу являются двусторонними, соответственно две стороны этого отношения находятся в определенном положении друг по отношению к другу. Характер и взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношения, отражая их правовую природу, имеют результатом положение субъектов друг по отношению к другу. Субъекты права всегда обладают взаимными правами и обязанностями, но они могут обмениваться ими в равном положении или в положении зависимости одного от другого. Они могут обмениваться правами и обязанностями по собственному желанию или по принуждению. И это их положение может изменяться в разных правоотношениях с одними и теми же участниками. Так, государство и юридическое лицо могут встретиться в гражданско-правовых отношениях. По характеру гражданские отношения

Это отношения равенства, взаимосвязь прав и обязанностей субъектов возникает по желанию участников. Эти же участники могут войти во взаимодействие по привлечению к юридической ответственности. В таких административных отношениях стороны не равны друг другу, а орган государственной власти предъявляет требования к подчиненному ему субъекту. Таким образом, положение субъектов правоотношения друг к другу, опосредованное их правами и обязанностями, характеризует метод правового регулирования. Координация (равенство) и субординация (подчинение одного другому) - два основных положения субъектов друг по отношению к другу.

При реализации прав и обязанностей могут быть использованы различные средства обеспечения и охраны правовых норм. Набор этих правовых средств достаточно определен, он сложился и практически неизменен: наказание, награда. Формирование конкретного инструментария в рамках правового средства, наоборот, изменчиво, реагирует на изменения социальной среды, формы государства, правовую идеологию и ряд других факторов. Так, могут применяться смертная казнь, штраф, лишение специальных прав и широкий спектр санкций, которые как раз детерминированы формой государства. Например, демократическое правовое государство провозглашает принципы индивидуализации и соразмерности наказания, гуманизма, которые существенно влияют на

диапазон тех средств, которые государство может применить к управляемым субъектам. Так, едва ли возможно сегодня обеспечивать правопорядок сжиганием на костре нарушителей правил дорожного движения.

Основания возникновения правоотношения определяют набор средств правового взаимодействия на субъектов права. Стороны заключают гражданско-правовой договор по собственному желанию, на свой страх и риск. Правовые нормы предоставляют им свободу выбора при вступлении в эти отношения, они имеют возможность самостоятельно определять свои взаимные права и обязанности в договоре при условии их соответствия законодательству. Договорные отношения равные, санкции призваны обеспечить интересы сторон договора.

Правоотношения, возникающие на основании актов органов государственной власти, имеют властную природу. Государственные документы возлагают обязанности на участников отношений в одностороннем порядке без участия субъектов правоотношений. Именно эти отношения подлежат первоочередной защите со стороны органов государственной власти в силу их публичного происхождения.

Общественные отношения могут регулироваться методом властных распоряжений, например, управление государственной собственностью, уплата налогов. Данные отношения являются неравными: одна сторона обладает правомочиями оказывать воздействие на другую сторону, то есть отношения построены на началах субординации. Отношения могут строиться также на началах равенства и автономии, в их основании чаще всего лежит договор. Именно по такой моделе строятся гражданские правоотношения.

Большое значение приобретает разделение частных и публичных отношений, дозволительных и обязательных, императивных и диспозитивных. Наиболее четко эта грань просматривается при сравнении гражданских и административных отношений. В гражданских отношениях стороны выступают в качестве юридических и физических лиц. Органы государственной власти выступают как юридические лица и лишены возможности использовать свою власть. Однако в правовых отношениях, в которых государственный орган обладает властными полномочиями, их регулятором будут нормы административного права либо другого публичного права. В Гражданском кодексе РФ (п. 3 ст. 2) этот вопрос разрешается следующим образом: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Выделяют императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

2. Императивный метод правового регулирования

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Запрет - это возложенная на субъект права обязанность

воздерживаться от определенного поведения. Реализация запрета осуществляется посредством бездействия субъекта права. Это способ является императивным, так как он не дает альтернатив единственной модели правомерного поведения - бездействию. Запрещающие нормы могут содержать соответствующие слова: «запрещается», «не допускается», «нельзя». Нередко непосредственно в текст не включаются глаголы, но из структуры нормативного правового акта следует, что описывается именно запрещенное поведение. Именно так формулируются нормы Уголовного кодекса РФ. Запрет на совершение описываемых в статьях деяний следует из названия раздела (преступления против личности) и названия главы (преступления против жизни и здоровья). Также запрет можно понять из использования слова «наказывается» после завершения описания собственно состава преступления. Совершение запрещенного деяния является правонарушением и наказывается соответствующими юридическими санкциями. Иногда запрет тесно сливается с обязыванием. При таком положении можно одно и то же по содержанию правило изложить как с использованием запрета, так и с использованием обязывания. Например, статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» устанавливает состав преступления: заведомое оставление без помощи лица,

находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Статья УК РФ формулирует правовое требование: не оставлять человека без помощи. Фактически это запрет на бездействие. И в этой же статье указывается обязывание: оказать помощь этому лицу. Запрет бездействовать истолковывается через требование действия.

Обязывание также является способом императивным. Его воздействие проявляется в требовании к субъекту осуществить определенное действие. При этом в правоотношении имеется управомоченная сторона, которой предоставлено право требовать исполнения соответствующей обязанности. Обязанности могут устанавливаться в различных отношениях. В трудовых правоотношениях обязанности приходить на работу в определенное время соответствует право работодателя требовать начать работу в определенное временя. Обязанности платить налоги соответствует право налогового органа требовать уплаты налогов. Алиментарные обязанности одних членов семьи соответствуют правомочиям других. Так, родители платят алименты, а их получателями являются дети, которым принадлежит соответствующее право требования. Неисполнение обязанности является основанием для привлечения к юридической ответственности.

И запрещающее, и обязывающее воздействие как формы императивного метода правового регулирования объединяет то, что они возникают без желания субъекта правоотношения. Возникают эти правоотношения на основании законодательства вне зависимости от интересов обязанного лица. Управомоченное лицо (или лицо, действующее в его интересах) свое намерение использовать принуждение воплощает в

акте (иск о взыскании алиментов, постановление о привлечении к налоговой ответственности, решение суда и т.п.).

Обязывание и запрещение обеспечиваются санкциями правовых норм.

3. Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами. Диспозитивность означает, что стороны обладают правом вступать в эти отношения, но могут и не делать этого. Законодательством может устанавливаться запрет на установление обязанности вступать в диспозитивные по своей правовой природе отношения. Так, трудовые отношения диспозитивны, и, соответственно, принудительный труд не допускается. Однако в рамках другой отрасли права - уголовного права -имеются исключения в регулировании отношений в сфере труда. Так, статья 53.1 УК РФ устанавливает в качестве санкции принудительные работы. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Запрещается принуждение к заключению гражданско-правового договора, вступлению в брак, что предопределяется диспозитивной правовой природой этих отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования может иметь несколько проявлений, которые выявляют отдельные его нормы: информативные (индифферентные), рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные нормы по общему правилу информативные. Они сообщают субъекту права о возможности его правомерной деятельности. В частноправовых отношениях (например, гражданских) граждане вообще свободны, в том числе они могут совершать действия, не указанные в законе. Субъект права самостоятельно определяет потребность в реализации диспозитивных норм и приступает к их осуществлению.

Но может иметь место и определенный вектор намерений от власти. Так, государство в некоторых случаях может быть заинтересовано в определенном поведении субъектов права, но по каким-то причинам не имеет возможности применить обязывание или запрет. Сохраняя намерение оказать на участников общественных отношений воздействие, органы государственной власти применяют рекомендации и поощрения. В отличие от других диспозитивных норм (условно назовем их индифферентными) при использовании рекомендательных норм государство заинтересовано стимулировать определенную правовую активность граждан и использует для этого мотивацию субъектов права.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот способ, могут содержаться слова «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т.п. Реальное воздействие рекомендательного способа зависит от авторитета их источника, автора.

Рекомендация - это предложение совершить определенную деятельность, не имеющее никакого конкретного поощрения. Субъект права выполнит рекомендацию из намерения быль послушным, лояльным, выделиться из числа других субъектов права с желанием позже воспользоваться этим в своих целях. Поощрение может лежать не на поверхности, а быть частью правового статуса и в нужный момент получить положительную оценку со стороны заинтересованных государственных органов.

Государство, формулируя рекомендацию, фактически ждет исполнения, что соответствует обязыванию. Этот способ правового воздействия может быть понят через поговорку - «предложение, от которого нельзя отказаться». И действительно, если устранить это ожидание государства, то норма станет избыточной. Например, рекомендация правотворческим органам привести свои акты в соответствие с вышестоящими документами.

Важным для понимания правовой природы поощрения и рекомендаций является понятие «подвига», «сверх нормы деятельности». То есть субъект права добровольно берет на себя дополнительные обязанности в расчете на положительную оценку своего поведения со стороны государства. При этом рекомендация - это предложение совершить что-то без конкретной награды, а поощрение имеет четко установленную награду.

Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т.п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели. Поощрение должно представлять для субъекта права желаемую награду в моральной или материальной форме. Выбор конкретной награды имеет культурно-исторические особенности и существенно изменяется в связи с развитием общественных отношений. Преобладание материальных стимулов - знак нашего времени. Эффективным является сочетание моральных и материальных стимулов. Уменьшение ответственности или ее устранение также может выполнять функцию поощрения. Так, ст. 76.1 УК РФ установлено, что по ряду составов правонарушитель освобождается от уголовной ответственности, если он возместил ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления и перечислил в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

Большое социальное значение имеют нормы, которые выступают стимулом сверхнормодеятельности в течение длительного периода - 20, 30 и более лет. Субъект права совершает ряд инициативных поступков, зная

о возможной перспективе награды. Такие нормы требуют от законодателя ответственного поведения, так как он не должен менять условия в течение всего срока действия для лиц, выполняющих установленные условия. Так, награда орденом за длительную активность станет невозможной, если законодатель отменит орден. Но это станет наказанием для лиц, сознательно стремившихся к достижению установленных показателей для награды.

Максимальный результат дает «чествование героя». Отсутствие награды лишает поступок героизма и, по сути, сводит на нет все поступки активного правомерного субъекта. Незаслуженное предоставление награды снижает общий позитивный потенциал награды, а может и вообще лишить его. Так, известны истории массовых награждений к каким-то датам, например, 850-летию Москвы. В рамках кампании награды раздаются по спискам, требования к кандидатам снижаются, и в результате награды получают совершенно разные субъекты, а смысл награды исчезает.

Диспозитивные нормы, которые не мотивируют на определенное поведение рекомендациями и поощрениями, можно называть индифферентными. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении. Предложение субъекту права осуществить определенные права по сути своей в частном праве является избыточным, так как субъекту права и так разрешено все, что не запрещено. Фактически законодатель информирует субъектов права о рациональных моделях. Так, граждане могут составить любой гражданско-правовой договор, но им предлагаются договоры купли-продажи, мены, дарения и другие для упрощения их выбора. По сути, диспозитивного правового регулирования не может быть. Фактически оно диспозитивно только на входе в правоотношения. Диспозитивность состоит в праве выбора: вступать в эти отношения или нет. Если выбор сделан, субъект права незамедлительно попадает в действие императивных норм. Так, субъект права, действуя в рамках диспозитивного метода, самостоятельно принял решение заключить сделку на сумму 100 000 рублей. И тут же на него возлагается правовая обязанность совершить сделку в письменной форме, что императивно установлено в ст. 161 ГК РФ.

К диспозитивному методу правового регулирования относится правомочие, которое состоит в наделении субъекта правом требовать от другого субъекта совершения в его пользу определенных действий. Правомочие принадлежит лицу, обладающему правом, и оно будет реализовано только в том случае, если обязанное лицо совершит определенные действия. Законодательством предусмотрено огромное количество гарантий, которые реально могут быть осуществлены только при условии действий других субъектов. Так, для реализации конституционного права на образование должны существовать образовательные учреждения, которые своими действиями трансформируют правомочие в содержательный процесс.

Дозволение реализуется без участия других субъектов права, чем оно отличается от правомочия. Дозволение состоит в предоставлении субъекту права возможности действовать определенным способом и закреплять результаты этой деятельности. Так, законодательство закрепляет право быть автором произведения и гарантирует его. Дозволение обеспечивает

активность граждан, так как, видя правовые гарантии, они развиваются. Лицо в рамках дозволений действует, удовлетворяя свои интересы своими действиями: человек имеет творческие способности быть автором, и он им становится (создает произведение). Законодательство гарантирует его права и уведомляет иных участников общественных отношений о наличии этого права и его защите.

Библиографический список

1. Альференко А.В. Метод регулирования в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2013.

2. ГенрихН.В. Предмет и метод уголовно-правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук.- Рязань, 2011.

3. Долгополова М.В. Актуальные проблемы предмета и метода правового регулирования. - СПб., 2009.

4. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2000.

5. Марченко О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2004.

6. Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1996.

Понятие правового регулирования тесно связано с таким термином, как юридическое воздействие. Однако первое по своему содержанию гораздо шире второго. Понятие правового регулирования включает в себя не только деятельность по стабилизации общественных отношений. Оно предполагает и косвенное влияние юридических средств на субъектов, которые не попадают под юридическое воздействие.

Мировая практика

Международно-правовое регулирование имеет сегодня особое значение в области отношений, складывающихся в мире. Оно основывается на особых юридических актах. Эти акты должны быть приняты правительствами взаимодействующих стран. При этом ряд национальных законодательных положений должен быть приведен в соответствие с ними. Соответственно, такие изменения затрагивают и внутренние взаимодействия.

Правовое регулирование РФ

В России действуют Конституция, федеральные, региональные и муниципальные законы и подзаконные акты. Государственно-правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие власти на общественные отношения. Этот процесс основывается на указанных выше юридических средствах. Они ориентированы на стабилизацию и упорядочивание общественных связей. В предмет правового регулирования включаются однородные устойчивые общественные отношения. Они требуют упорядочивания посредством специальных инструментов. Так как юридическими механизмами невозможно воздействовать на все без исключения связи в обществе, законодателем всегда точно определяется сфера правового регулирования и пределы вмешательства в социальные отношения.

Ключевые элементы

В качестве одного из них выступает предмет правового регулирования. Он представляет собой комплекс общественных отношений, на который, собственно, направлено воздействие юридических инструментов. Предмет есть и у отдельного правового средства. В целом в качестве него выступает в первую очередь волевое поведение граждан в различных областях их жизнедеятельности.

Пределы воздействия

Как выше было сказано, нормативно-правовое регулирование не может распространяться на все взаимоотношения в обществе. Именно поэтому в пределы влияния должны входить только те связи, на которые оно распространяется или которые в нем нуждаются. Они и формируют непосредственный предмет регулирования. Нельзя допустить, чтобы пределы были слишком расширены или, наоборот, сужены. Если значение права в рамках регулирования отношений в социуме слишком занижено, может возникнуть произвол и хаос в обществе. Это, в свою очередь, чревато серьезными нарушениями порядка. Если же нормативно-правовое регулирование будет распространяться на максимальное количество связей, в том числе и на те, которые в нем не нуждаются, возникнет ситуация абсолютного контроля власти за всеми аспектами общественной жизни. Это является произволом со стороны правительственных структур.

Группы отношений

В сферу регулирования включают взаимодействия:

  1. Граждан по обмену нематериальными либо материальными ценностями.
  2. По властному управлению.
  3. По сохранению и поддержанию порядка.

Первые называются экономическими отношениями, вторые - политическими. Третья группа обеспечивает функционирование связей первых двух категорий.

Пределы контроля

Они выступают в качестве условных границ. В пределах регулирования осуществляется непосредственное вмешательство в общественные отношения с использованием правовых средств. За рамками этих границ связи не нуждаются и не подлежат воздействию. Пределы регулирования разделяются на:

  1. Объективные. Они зависят от социальных, технических, природных и прочих факторов, которые ограничивают воздействие на те или иные общественные связи. К примеру, отсутствие технических возможностей, финансирования и так далее.
  2. Субъективные. Эти пределы всегда находятся в зависимости от законодателя, который по тем либо другим причинам не желает контролировать какие-либо связи.

Методы правового регулирования

Они формируют комплекс приемов, средств и способов, которые используются в процессе юридического влияния. Они характерны для определенного института, отрасли или другого элемента системы. Методы правового регулирования могут быть:

Средства

По этому критерию правовое регулирование классифицируется на:


Субъекты

В зависимости от лиц, которые осуществляют правовое регулирование, оно может быть:

  1. Властным. Оно реализуется госорганами и их должностными лицами. При этом используются исключительно законодательные предписания.
  2. Негосударственным. Оно осуществляется коллективами, общественными организациями, участниками отношений. В этом случае могут использоваться как законодательные модели, так и индивидуальные средства и методы.

Прочая классификация

В соответствии со степенью централизации выделяют:


В зависимости от сферы распространения, регулирование может быть:

  1. Общим - затрагивает абсолютно всех существующих субъектов.
  2. Ведомственным - касается только определенной области госуправления.
  3. Местным - распространяется на уровне муниципальных образований либо административно-территориальных единиц.
  4. Локальным - затрагивает отношения, складывающиеся внутри корпоративных организаций и сообществ.

Стадии

Правовое регулирование реализуется в несколько этапов:

  1. Правотворчество.
  2. Конкретизация и индивидуализация предписания.
  3. Реализация модели.
  4. Правоприменение.

На первой стадии формируется собственно сам вариант поведения в рамках тех или иных отношений. На этой стадии обозначаются ориентиры вероятности наступления негативных или позитивных последствий от тех или иных действий.

Индивидуализация и конкретизация

Эти процессы следуют за наступлением юридических фактов - воплощением нормы относительно конкретного социального отношения. Внутри этой связи предписание начинает функционировать. На этой стадии у субъектов возникают обязанности и права.

Реализация

На этом этапе предписания претворяются в жизнь. За ними следует конкретный юридический результат. Он возникает, кроме прочего, посредством правоохранительной и правообеспечительной функций. В качестве средств в этом случае выступают акты использования юридических возможностей, соблюдения запрета либо исполнения обязанности.

Применение

Оно представляет собой деятельность уполномоченных структур, которая связана с индивидуализацией созданного предписания. Оформляется она в виде акта правоприменения. Эта стадия считается факультативной. Она имеет место в тех случаях, когда реализация предписаний невозможна без участия компетентных структур.

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования:

1. дозволение (управомочение);

2. обязывание (позитивное обязывание);

В литературе называются и другие способы: стимулы, санкции, правомочия (В.М. Сырых); рекомендование (С.А. Комаров); принуждение, предупреждение, поощрение (И.П. Слободнюк, В.М. Макаган); стимулирование (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права. Обязывания (точные позитивные обязанности) (позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность), связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями.

Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание граждан, иными лицами совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий.

Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий.

Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья - юридические нормы, правоотношения, акты реализации во многом определяя их черты и особенности.

Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Виды методов правового регулирования . Обычно выделяют два главных метода:

1. централизованный (метод директивный, императивный);

2. децентрализованный (метод автономный, диспозитивный).

Централизованный метод. Его отличает:

Регулирование на властно-императивных началах; «сверху - донизу»;

Строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений;

Использование предписания в качестве основного юридического средства;

Использование для защиты интересов общества в целом и государства.

Децентрализованный метод. Его отличает:

Возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению;

Равноправие сторон;

Он основан на дозволениях.

В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве.

Тип правового регулирования . Он представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования - дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования:

1. общедозволительный (дозволительный);

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом). В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом.

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели.

Запретительный тип. Он применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т.д.); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения.

Правовой режим. Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего не благоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения).

1) наряду с предметом правового регулирования используется в качестве критерия научного построения системы права. 2) совокупность способов, приемов и средств правового воздействия на общественные отношения. Выделяются императивный, диспозитивный, рекомендательный, поощрительный и другие методы правового регулирования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во-первых, способом создания прав и обязанностей участников урегулированных правом общественных отношений, характером взаимосвязей субъектов права. Так, административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений власти и подчинения. Он характерен, например, для административного, уголовно-исполнительного права. Нормы этих отраслей воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений. В гражданском праве стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотношение возникает путем выражения их свободной воли (диспозитивный метод). Основным методом регулирующего воздействия уголовного права является запрет совершать определенные деяния (действия или бездействия), опасные для общества, государства, отдельной личности. Кроме того, в правовом регулировании используются и другие методы: поощрительный, рекомендательный, метод гарантий и др. Метод определяется тем, на базе каких юридически значимых актов возникают правоотношения. В административном праве, например, они возникают на основе актов применения права, т.е. принимаемых полномочными органами властных актов индивидуального значения, в гражданском праве - на основе договора, заключаемого между равноправными контрагентами, в гражданском процессуальном праве - по заявлению (иску) лица или иного субъекта права, которому причинен моральный или материальный ущерб. Наконец, для М.п.р. характерны различные по содержанию и порядку назначения меры государственного воздействия, применяемые к нарушителям правовых установлений (уголовные, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и иные санкции). М.п.р. конкретной отрасли права складывается из указанных компонентов. Различное сочетание таких компонентов создает отраслевой метод, определяет его специфику, которая отражается на всех институтах и нормах соответствующей отрасли права.

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов - особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение и дееспособностью участников общественных отношений ( и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения , запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание,
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

    • субъективное право,
    • свобода,
    • законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником , эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования - те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

    1. общедозволительный;
    2. разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.