Основные термины и определения: Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. Органы дыхания Органы дыхания - специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой






Биологическое значение дыханияБиологическое значение дыхания: 1. Обеспечение организма кислородом. 2. Удаление углекислого газа. 3. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. 4. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)


Дыхательная система Дыхательная часть Воздухоносные пути последовательно соединенных между собой полостей и трубок: 1) полость носа, 2) носоглотка, 3) гортань, 4) трахея 5) бронхи. место, где происходит газообмен: 1) легкие 2) плевра - (соединительно- тканная оболочка)














Млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м 2. Длина легочного капилляра – 7-8 мкм 3. Через капилляры альвеол кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом Это интересно:


Орган 1. Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4. Легкие 5. Легочная и пристеночная плевра Выполняемая функция а) содержит жидкость, снижающую трение б) увлажнение воздуха, задерживание пыли в) обеспечивает свободное прохождение воздуха г) образование звуков, рефлекторный кашель д) газообмен через альвеоло- капиллярную мембрану Проверь себя


Орган Выполняемая функция а) б) в) г) д) Проверь себя


Строение органов дыхания

Учитель биологии МБОУ СОШ № 8

г. Красный Сулин

Трущелева Светлана Семеновна


Ключевые понятия :

  • Дыхание
  • Газообмен
  • 3 функции дыхательной системы
  • Органы дыхательной системы
  • Внешнее дыхание
  • Тканевое (или клеточное) дыхание

Что знаю по данной теме

Новое, неизвестное


Дыхание – это процесс обмена газов между организмом и окружающей средой.

Процесс дыхания состоит

из 4-х этапов:

  • обмен газов между воздушной средой и легкими;
  • обмен газов между легкими и кровью;
  • транспорт газов кровью;
  • газообмен в тканях.

Система органов дыхания

выполняет лишь первую часть

газообмена. Остальное

выполняет система органов

кровообращения. Между

дыхательной и кровеносной

системами существует глубокая

взаимосвязь.


Газообмен

Газообмен в лёгких (внешнее дыхание)

Газообмен в тканях (клеточное дыхание)


  • Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена. : носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи. Органы газообмена : легкие.

  • Обеспечение газообмена
  • Участвуют в теплорегуляции (при дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма)
  • Голосообразование (легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани).

  • Очищение воздуха
  • Увлажнение воздуха
  • Обеззараживание воздуха
  • Согревание воздуха
  • Восприятие запахов (орган обоняния)

  • Функции:
  • дыхание защита нижних дыхательных путей голосообразование
  • дыхание
  • защита нижних дыхательных путей
  • голосообразование
  • Расположена на уровне IV-VI шейных позвонков
  • Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник

Щитовидный хрящ у мужчин несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки.


Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей

Трахея

Строение: широкая трубка длиной 9-11 см., состоящая из16-20 хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием.

Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку.

Бронхи

Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.

Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.


Легкие

Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.


Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол

Альвеолы оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу (сурфактант). Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.


Газообмен в тканях

В тканевой жидкости содержание кислорода ниже, чем в артериальной крови, поэтому кислород из капилляров поступает в тканевую жидкость. Из нее он диффундирует в клетки, где сразу вступает в реакции энергетического обмена (окисляет органические соединения и выделяет энергию), поэтому в клетках свободного кислорода почти нет.

В реакциях энергетического обмена образуется углекислый газ. Его концентрация в клетках становится выше, чем в тканевой жидкости, и газ диффундирует в нее, а затем - к капиллярам. В них одна часть молекул углекислого газа растворяется в плазме крови, а другая попадает в эритроциты.


  • Стр. 158-161 учебника
  • Творческое:
  • - составить кроссворд по теме
  • - составить презентацию «Формирование звука»

Цели урока:

  • Образовательные:
    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
    • выяснить механизмы голосообразования;
  • Развивающие:
    • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
    • развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов;
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Здоровая планета – здоровый человек!

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Возможен показ фрагмента видеофильма по теме.

– Что такое дыхание?

– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала

Приложение. Слайд № 7.

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части .
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра.

Приложение. Слайд № 8.

Органы дыхания

– Перед вами таблица, которую мы постараемся заполнить в ходе изучения нового материала. Перечертите её, пожалуйста. (Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это драгоценное время урока)

Приложение. Слайд № 9.

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

Приложение. Слайд № 10. Гигиена носового дыхания

  1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
  2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

(После объяснения строения и функций отдельного органа можно проверять правильность заполнения таблицы, а можно это выделить как самостоятельную работу в качестве закрепления материала или как домашнее задание)

Приложение. Слайд № 11.

Наблюдения

“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Приложение. Слайд № 12.

Гортань

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.
Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.
Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Приложение. Слайд № 13.

Наблюдение

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Приложение. Слайд № 14.

Образование звука

Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.

Приложение. Слайд № 15.

Фонограмма слова МАМА, на которой четко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.

Приложение. Слайд № 16. Гигиена голосового аппарата

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

Приложение. Слайд № 17

Трахея и бронхи

Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт.
Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.
Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

Приложение. Слайд № 18. Гигиена дыхания

  1. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.
  2. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Приложение. Слайд № 19

Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?

Приложение. Слайд № 20.

Внутренне строение легкого

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.

Приложение. Слайд № 21. Гигиена дыхания

При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.

Приложение. Слайд № 22 Это интересно

  • 300–350 млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м
  • Длина легочного капилляра – 7–8 мкм
  • Через капилляры альвеолы кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом

Приложение. Слайд № 23

Наблюдение

Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного.
Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.
Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.
Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.
Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая то и другое – смешанный тип дыхания.
Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

Приложение. Слайд № 24 и 25. Проверь себя (закрепление материала)

Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эту таблицу можно распечатать, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.

Приложение. Слайд № 26 . Проверь себя (закрепление материала)

– Давайте вернемся к тем вопросам, которые были поставлены в начале урока и попробуем на них ответить.
– Что такое дыхание?
– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию? И т.д.

(По предложенным рисункам каждый учитель сможет составить свои вопросы в зависимости от подготовки класса и от количества оставшегося времени, и др.)

Приложение. Слайд № 27. Домашнее задание

Творческая лаборатория:

1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С какой системой органов связаны органы дыхания для выполнения функции газообмена?

Распределение функций между дыхательной и кровеносной системами Органы дыхания обеспечивают постоянство содержания O 2 и CO 2 в легких путем газообмена между воздухом легочных альвеол и атмосферным воздухом. Органы кровообращения выполняют газообмен между легкими и кровью, перенос O 2 к тканям и CO 2 от тканей к легким, обеспечивают тканевый газообмен. Интенсивность внешнего дыхания зависит от потребностей организма, т.е. от интенсивности тканевого газообмена.

Значение дыхания 1 . Обеспечение организма кислородом (О 2) 2. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии 3 . Образование и удаление из организма избытка двуокиси углерода (CO 2) 4 . Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды (H 2 O), аммиака (NH 3), сероводорода (H 2 S) и др.

Дыхание 1. Внешнее - газы диффундируют через дыхательную поверхность легких в кровь 2. Внутреннее - газы диффундируют между циркулирующей кровью и дышащей клеткой 3. Тканевое и клеточное - происходит в процессе окисления питательных веществ для высвобождения энергии: при этом потребляется О 2 и выделяется СО 2

Органы дыхательной системы 1 . Полость носа 2 . Носоглотка 3 . Гортань 5 . Бронхи 4 . Трахея Легкие Воздухоносные пути 1 2 3 4 5 5 Л Л

Полость носа Пазуха клино- видной кости Пазуха лобной кости Носоглотка Ротоглотка Верхняя носовая раковина Надгортанник Нижняя носовая раковина Твердое небо Мягкое небо

Функции носовой полости 1.Согревание (охлаждение) вдыхаемого воздуха. 2.Увлажнение вдыхаемого воздуха. 3. Задерживание и удаление пыли. 4. Уничтожение бактерий. 5. Рефлекторное чихание. 7. Обоняние.

Гортань Надгортанник Щитовидный хрящ Полость гортани

Функции гортани 1.Образование звуков и речи. 2. Рефлекторный кашель при раздражении рецепторов от попадания пыли. 3. Надгортанник при глотании закрывает вход в гортань.

Образование звука Воздух во время выдоха Проходит через Голосовую щель Вызывает Колебания голосовых связок Возникает Звук

звукообразование Высота звука Длина связок Сопрано Бас Чем короче голосовые связки, тем выше их звук. Частота колебаний связок от 80 до 10 000 Гц.

Трахея и бронхи Трахея Бронхи

Функции трахеи и бронхов Обеспечивают свободное прохождение воздуха

Легкие Правое легкое: доли 1,2,3. Левое легкое: доли 1,2. 1 2 3 1 2

Схема дольки легкого

Функции легких 1. Газообмен через альвеоло - капиллярную мембрану. Клетки эпителия выделяют вещество сурфактант, которое препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, проникшие в легкие.

Плевра Каждое легкое покрыто двумя листками соединительно- тканной оболочки: легочная плевра прилегает к легким, пристеночная плевра - к грудной полости. Между листками плевры находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью.

Ответы 1. - Е 2. - Д 3. - А 4. - В 5. - Г 6. - Ж 7. - Б 8. - З

Диффузия газов в тканях O 2 O 2 O 2 O 2 O 2 CO 2 CO 2 CO 2 CO 2 капилляр Тканевая жидкость Тканевая жидкость клетки

Приложение: Гортань Гортань


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дыхание - это - процесс жизнедеятельности - процесс получения энергии

«Пока дышу, надеюсь» (Dum spiro, spero) Дыхание - драгоценная и оберегаемая ниточка», от которой зависит наша жизнь.» Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды несколько дней, а без дыхания не более минуты. Почему? . Римский поэт ОВИДИЙ 43 г до н. э.

Дыхательная система Легкие Дыхательные (воздухоносные) пути Носовая полость Носоглотка Глотка Гортань Трахея Бронхи

Дыхательные пути Верхние Нижние

Для чего нос появился у человека разумного? Ведь у его предков его не было? Без носа человек –черт знает что- птица - не птица, гражданин - не гражданин. Н.В.Гоголь

Функции носовой полости: Защитная - очищает и обеззараживает, согревает и увлажняет поступающий воздух Обоняние Участие в образовании звуков

Гигиена носового дыхания Консультация врача ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА (ЛОР) УХО - ГОРЛО - НОС

Гортань Носоглотка

Техника безопасности при приёме пищи

Робертино Лоретти Итальянский певец Образование голоса Александр Градский Певец, артист, музыкант, композитор...

Функции гортани Прохождение воздуха Образование голоса. Участвует в акте глотания

Трахея и бронхи Трахея – трубка (10-15 см), состоящая их хрящевых полуколец. Трахея делится на два главных бронха – левый и правый, которые имеют хрящевые кольца.

Гигиена дыхания Консультация врача ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА (ЛОР) УХО - ГОРЛО - НОС

1. Дыхание– процесс обеспечения клеток кислородом, необходимый для биологического окисления, и выведения углекислого газа. 2. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей и лёгких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

План конспект урока по программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....