Создание юридических лиц

Процесс создания юридического лица включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, учредители юридического лица должны определиться с его организационно-правовой формой. Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмотрение учредителей. Однако бывают и исключения.

Так, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. Аудиторская же деятельность может осуществляться в любой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Следующий этап - выработка учредительных документов. Вы уже знаете, что в зависимости от организационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учредительный договор и устав, либо только устав.

Учредительный договор - это документ, подписываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и направления деятельности, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности создаваемого лица.

В случаях, когда договор является единственным учредительным документом (например, в товариществах), в нем должны быть определены условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, порядок управления деятельностью, порядок выхода участников из его состава.

Учредительный договор является разновидностью гражданско-правовых сделок и потому должен отвечать требованиям, предусмотренным гражданским законодательством. Учредительный договор заключается в письменной форме правоспособными, а для физических лиц - и дееспособными лицами, действующими на добровольной основе. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через представителей, уполномоченных надлежащим образом.

Устав - документ, который наряду с учредительным договором (или самостоятельно) определяет правовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ.

В уставе отражаются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, структура органов управления и их компетенция и другие сведения.

Как уже было сказано, для некоторых видов коммерческих организаций законом предусмотрено обязательное отражение в уставе определенных сведений. Так, в уставе общества с ограниченной ответственностью должны указываться размеры долей каждого участника, в уставе общества с дополнительной ответственностью - размеры дополнительной ответственности участников в виде кратности к стоимости их вкладов. В уставе производственного кооператива отражаются условия о размере паевых взносов членов и порядке их внесения, а также условия и порядок личного трудового участия членов кооператива в его деятельности и ответственность за нарушение этого порядка.

Одной из целей учредительных документов является предоставление информации контрагентам коммерческой организации об объеме ее правоспособности, о целях деятельности и порядке принятия решений. Именно поэтому сведения, содержащиеся в учредительных документах, не могут составлять коммерческую тайну.

Важный этап создания юридического лица - формирование его уставного (складочного) капитала. В соответствии с законодательством к моменту создания организации должно быть сформировано не менее половины ее уставного (складочного) капитала. В некоторых случаях, например, при создании унитарного предприятия, уставный фонд должен быть оплачен полностью до государственной регистрации.

Заключительным этапом создания юридического лица является его государственная регистрация.

Государственная регистрация преследует несколько целей. Важнейшими среди них являются закрепление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов деятельности.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.

Для регистрации юридического лица его учредитель (учредители) должны представить в регистрирующий орган следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  3. учредительные документы юридического лица;
  4. документ об уплате государственной пошлины;
  5. если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое лицо считается созданным, и у него возникают гражданские право и дееспособность.

Реорганизация юридических лиц

В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Такое изменение осуществляется путем реорганизации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам).

Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного государственного органа (например, антимонопольного) или по решению суда.

Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.

Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоединяющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его правопреемником.

Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.

Выделение - единственный способ реорганизации, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.

При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ должен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации. Кроме того, в нем должны содержаться сведения о правопреемнике по всем обязательствам реорганизованного лица.

Ликвидация юридических лиц

Ликвидация - такой способ прекращения юридического лица, при котором правопреемство не возникает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданское законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в учредительных документах; признание недействительной регистрации юридического лица.

Принудительная ликвидация осуществляется в судебном порядке по требованию уполномоченных государственных органов, на основании нарушения положений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения законодательства, несостоятельности (банкротства) юридического лица и т. п.

Процедура ликвидации включает в себя нескольких этапов.

Первоначально лицо, принявшее решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган. В государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные документы. Аналогичные извещения направляются в налоговые органы и внебюджетные фонды (пенсионный, страховой).

На следующем этапе органом, принявшим решение о ликвидации, создается ликвидационная комиссия (ликвидатор). Состав членов комиссии направляется в регистрирующий орган для согласования. До окончания ликвидации все полномочия по управлению организацией переходят к ликвидационной комиссии, в обязанности которой входит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публикация должна содержать информацию об органе, принявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами ликвидируемого лица (не менее двух месяцев с момента публикации).

После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления претензий, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом, после чего субъект вправе обратиться в налоговые органы и внебюджетные фонды для снятия с учета.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Деятельность юридического лица, в особенности коммерческой организации, сопряжена с риском, не каждому учредителю (участнику), руководителю по силам рассчитать перспективное функционирование предприятия. Как поступать с «надоевшей» компанией? В данной ситуации возможны два варианта – либо продать свою организацию другим лицам, либо исключить из Единого государственного реестра юридических лиц. Последнее действие с законодательной точки зрения именуется «ликвидацией».

Под ликвидацией юридического лица в гражданском праве понимается прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Рассматривая вопросы правового регулирования ликвидации юридических лиц в России, нельзя обойти стороной такую национальную особенность, как «фактическая ликвидация». Смысл данной процедуры заключается в том, что юридическое лицо фактически перестает осуществлять любую деятельность, не сдает необходимую отчетность, но продолжает значиться в государственном реестре. Поскольку сам процесс ликвидации организаций, предусмотренный гражданским законодательством, достаточно трудоемок, а за несдачу налоговой отчетности предусмотрены штрафные санкции, российский бизнес разработал легальные схемы «фактической ликвидации».

Она осуществляется в двух возможных формах – путем смены учредителей и руководителя организации (как правило, находится малообеспеченный гражданин, который за определенную плату соглашается стать участником и руководителем данной компании) либо с использованием института реорганизации в форме слияния или присоединения, при котором все права и обязанности «ликвидируемой» организации переходят либо к созданному в результате слияния юридическому лицу, либо к тому лицу, к которому осуществлено присоединение. 1

Вместе с тем, данный способ прекращения деятельность нельзя назвать ликвидацией с точки зрения закона.

Анализ определения ликвидации юридического лица позволяет выделить один существенный признак данного института –юридическое лицо прекращает свое существование без перехода прав и обязанностей к другим лицам. в названных же выше случаях права и обязанности либо остаются у самого юридического лица, либо переходят к его правопреемникам, что противоречит правовой сущности ликвидации.

Завершающим этапом в процессе ликвидации является исключение из Единого государственного реестра сведений о ликвидируемой организации (п. 6 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Само понятие «ликвидация юридических лиц» и данный процесс достаточно подробно регламентированы нормами отечественного законодательства, вместе с тем, до настоящего момента остается неразрешенной возможность восстановления записи о ликвидированном юридическом лице при наличии допустимых оснований.

В связи с отсутствием четких норм законодательства, определяющих возможность (или невозможность) такого восстановления, данный пробел приходится восполнять судебной практикой. Важно отметить, что и позиция арбитражных судов в этой области не однородна. Как отмечает З. Муртузалиев, сложившаяся судебно –арбитражная практика по Северо –Кавказскому округу исходит из отсутствия законодательного регулирования возможности восстановления ликвидированных юридических лиц в реестре и невозможности в связи с этим обжалования актов государственной регистрации о ликвидации. 2

Вместе с тем, применительно к анализу исследуемого вопроса заслуживает внимания постановление Президиума ВАС РФ от 10 декабря 2002 № 6669/00, в котором судебная инстанция, пересмотрев в порядке надзора дело, возбужденное по исковому заявлению заинтересованного юридического лица к администрации города и инспекции МНС о признании недействительным постановления администрации о ликвидации юридического лица и решения инспекции МНС о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации данного предприятия, не сделала каких –либо выводов о наличии законодательного ограничения относительно возможности восстановления юридического лица в реестре.

Таким образом, исходя из принципов гражданского законодательства представляет возможным при наличии достаточных правовых оснований допустить возможность восстановления записи о ликвидированном юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц.

3.2 ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В качестве оснований для ликвидации юридического лица в ГК РФ называются: решение учредителей или уполномоченного органа юридического лица о ликвидации и решение суда.

Вместе с тем, представляется возможным выделить также и третье, наиболее распространенное, хотя и не указанное в ст. 61 ГК РФ основание для ликвидации юридического лица –банкротство организации.

По решению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица ликвидация производится в обязательном порядке: в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; по достижении цели, ради которой оно создано; в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица. Разумеется, добровольная ликвидация юридического лица может быть осуществлена и без оснований, предусмотренных законом, по усмотрению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица. Чаще всего в добровольном порядке деятельность юридического лица прекращается не по основаниям, предусмотренным законом, а вследствие неудовлетворенности учредителей ходом работы предприятия, например вследствие низкой прибыльности или недостаточного уровня выплачиваемых дивидендов.

В качестве оснований, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке, ГК РФ в ст. 61 называет: допущенные при его создании грубые нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона и иных правовых актов, либо систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности. Данный перечень не является исчерпывающим, решение суда о ликвидации юридического лица может быть принято и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Таким основанием, например, может служить несоответствие или неприведение в соответствие учредительных документов предприятия.

В качестве примера можно привести следующий случай: прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества, которое в нарушение положений ФЗ «Об акционерных обществах» не привело в соответствие с законодательством устав. Иск прокурора был удовлетворен арбитражным судом. При этом суд исходил из того, что неприведение акционерным обществом своих учредительных документов в соответствие с законодательством является грубым нарушением законодательства, и по этому основанию суд счел возможным принять решение о ликвидации данного юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ. 3

Говоря о ликвидации юридического лица по решению суда, важно определить круг лиц, правомочных обратиться с данным заявлением в суд.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право представлено законом. Такими органами являются: прокуратура, органы налоговой службы и др.

При этом следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможность обращения в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица. Это касается, например, тех случаев, когда решение о добровольной ликвидации фактически не осуществляется.

Рассмотрим следующий пример: прокурор обратился в арбитражный суд с иском с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с неоднократными и грубыми нарушениями хозяйственным обществом закона. Суд отказал прокурору в удовлетворении иска на основании того, что хозяйственное общество приняло решение о добровольной ликвидации. Решение суда было отменено апелляционной инстанцией на основании п. 8 ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которые ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо –прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с положениями законодательства в случае добровольной ликвидации юридического лица руководящие органы общества назначают ликвидационную комиссию. В данном случае, несмотря на принятое решение о добровольной ликвидации, ликвидационная комиссия до рассмотрения дела в суде назначена не была, сроки ликвидации не установлены, ликвидация фактически не производилась. Исходя из указанного, апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и приняла справедливое решение о ликвидации хозяйственного общества. 4

Третьим основанием ликвидации юридического лица, как уже отмечалось выше, служит признание его несостоятельным (банкротом).

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо признается банкротом арбитражным судом, если оно неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, ликвидация организации в данном случае является следствием объявления ее несостоятельной. Вместе с тем возможна и обратная ситуация, когда в процессе ликвидации становится очевидным, что стоимость имущества ликвидируемого предприятия недостаточна для погашения требований кредиторов. В данном случае юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством для организаций –банкротов (ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Рассмотрим более подробно порядок добровольной и принудительной ликвидации.

Добровольная ликвидация . Как уже говорилось выше, добровольная ликвидация является неотъемлемой частью гражданского оборота. Это явление представляется абсолютно нормальным, а в ряде случаев даже необходимым (например, когда речь идет о добровольной ликвидации некоммерческой организации; в случае изменения конъюнктуры рынка и, следовательно, экономической неэффективности дальнейшей деятельности данного юридического лица), так как вытекает из самой сущности ведения хозяйства в условиях рыночной экономики.

Вместе с тем, несмотря на то что процедура добровольной ликвидации является одним из основных, судьбоносных (наряду с сознанием) моментов в жизни юридического лица, как справедливо отмечают некоторые авторы 5

Она не получила надлежащего решения как на законодательном уровне, так и в юридической литературе.

Согласно п. 2 и 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, принимая во внимание положения ст. 91 и 103 ГК РФ, посвященные органам управления в обществе с ограниченной ответственностью и акционерным обществе соответственно, можно сделать вывод о том, что с момента утверждения на общем собрании акционеров (участников) состава ликвидационной комиссии последняя становится по сути единственным, а значит, и высшим органом общества оставшиеся у общего собрания полномочия по утверждению промежуточного и окончательного ликвидационных балансов не позволяют ему каким –либо эффективным образом влиять на принимаемые ликвидационной комиссией решения в сфере хозяйственной деятельности акционерного общества 6 .

В связи с этим на практике нередко встречаются случаи, когда общество «зависает» на этапе ликвидации (т.е. существует очень длительный промежуток времени, на протяжении которого в качестве высшего органа управления выступает ликвидационная комиссия) либо опять же после длительного существования ликвидационная комиссия принимает решение о самороспуске, и общество продолжает свою деятельность в прежнем режиме. Подобные манипуляции позволяют избежать громоздкой процедуры принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров.

  1. Ликвидация юридического лица (4)

    Курсовая работа >> Государство и право

    Иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица . Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - ... относительно новый для отечественной системе правового регулирования и практики предпринимательских отношений. ...

  2. Ликвидация юридических лиц проблемы теории и практики

    Закон >> Маркетинг

    Ярко проявилась сущность законодательного регулирования процессов ликвидации юридических лиц . §1. Соотношение понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ» ...

  3. Ликвидация юридического лица . Обязательства

    Контрольная работа >> Государство и право

    Анализ и характеристика вопросов в области ликвидации и обязательств юридических лиц . Нормативно-правовой базой при написании данной... нет, т.е решение народного суда неерно. Регулирование имущественных отношений в ситуации с гражданами, злоупотребляющими...

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1.По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2.По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

12. Предпринимательская деятельность гражданина. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

Основные признаки этой деятельности:

Это самостоятельная деятельность.

Это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск.

Это деятельность, направленное на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При нарушении этого требования в отношении заключенных при этом сделок гражданин не вправе ссылаться на отсутствие статуса индивидуального предпринимателя. Следует учитывать, что к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила, установленные для регулирования деятельности юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, других нормативных актов и существа правоотношения.

Сущность юридического лица и его правосубъектность. Как известно юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль особенно в сфере предпринимательской деятельности. Юридические лица создаются действуют реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Неслучайно в научный обиход введён термин жизненный цикл юридического лица.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13164. Совершенствование правового регулирования банкротства юридических лиц 56.65 KB
Однако правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности в Российской Федерации на сегодняшний день не лишено значительных недостатков, это вызывает справедливую критику. Наиболее критическое мнение о функционирующих законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц заключается в том, что они являются ничем другим, как средством передела собственности и «ухода» от долгов.
11141. Особенности проекта реорганизации бизнеса на примере реорганизации лизинговой компании 113.68 KB
В условиях становления и развития рыночной экономики в России, порождающей изменчивость конъюнктуры рынка, менеджер сталкивается с ситуацией неопределенности, которая усиливает риск предпринимательской деятельности, а, следовательно, возникает острая необходимость в реорганизации предприятия в соответствии с требованиями рынка и законодательства для улучшения структуры управления предприятием и его ресурсами.
18322. Особенности и проблематика государственной регистрации отдельных видов сделок с недвижимостью 71.79 KB
Законодательное регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Понятие значение и правовые проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок осуществления государственной регистрации. Прием и регистрация документов необходимых для государственной регистрации. Совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной...
18283. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников 79.26 KB
Говорят будто меж возрастом и соц способностями индивидума есть взаимозависимость и будто возраст работает аспектом занятия либо оставления тех либо других соц ролей к примеру школьный возраст гражданское совершеннолетие возраст введения в супружество возраст истока трудящийся деловитости. На данном фоне проистекает приспособление молодых людей к сообществу проф самоопределение и правило трудящийся деловитости. Около данном нужно держать в голове будто про целых в отсутствии выпускания вариантов дел в согласовании с долею 2-ой...
9882. Особенности правового регулирования материальной ответственности работников 563.4 KB
Общие признаки материальной ответственности сторон трудового договора. Понятие и виды материальной ответственности сторон трудового договора. Отличие материальной ответственности от других видов юридической ответственности. Особенности правового регулирования материальной ответственности работников.
20555. Особенности правового регулирования труда женщин в Российской Федерации 550.94 KB
Согласно данным Всемирного банка женщины составляют почти половину мировой рабочей силы. Исследования МОТ показывают что неравенство в заработной плате гендерная дискриминация проблемы с сочетанием семейных и рабочих обязанностей и другие сложности возникающие у трудящихся женщин все еще существуют несмотря на то что в ряде государств в частности в Российской Федерации был разработан целый комплекс социальных гарантий и льгот касающийся труда женщин таких как запрет дискриминации в сфере труда запрет увольнения...
14019. Особенности гражданско-правового регулирования экономической деятельности индивидуального предпринимателя 42.37 KB
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Особенности гражданскоправового регулирования экономической деятельности индивидуального предпринимателя. Приложения Введение Предпринимательство без образования юридического лица также известное как индивидуальное предпринимательство – одна из наиболее динамично развивающихся форм коммерческой деятельности. Также в данной работе изучены экономические и правовые...
20579. Особенности правового регулирования в области труда женщин и его соответствие современным потребностям 549.27 KB
Исследования МОТ показывают что неравенство в заработной плате гендерная дискриминация проблемы с сочетанием семейных и рабочих обязанностей и другие сложности возникающие у трудящихся женщин все еще существуют2 несмотря на то что в ряде государств в частности в Российской Федерации был разработан целый комплекс социальных гарантий и льгот касающийся труда женщин таких как запрет дискриминации в сфере труда запрет увольнения беременной женщине по инициативе работодателя оплачиваемый отпуск по беременности и родам и другие...
18406. Особенности проблемы правового регулирования трудовых отношений в сфере частного предпринимательства 124.52 KB
Новизну и практическое значение имеет содействие малого предпринимательства поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности трудовых отношений и росту занятости.
18788. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ 129.94 KB
Предметом исследования является анализ института гражданского законодательства в сфере недвижимого имущества, регулирующего последовательность действий объектов недвижимости и сделок с ними; законность совершения сделок; регистрация недвижимого имущества.

В российском законодательстве правовые нормы регламентирующие процесс реорганизации отражены в ГК, специальных законах об организационно-правовых формах юридических лиц (таких как, Федеральный закон N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г.), законах о различных видах деятельности и иных источниках права. Как следствие отсутствует единообразное представление о понятии реорганизации, ее формах, процедуре и последствиях.

В ГК РФ отражены общие моменты, затрагивающие реорганизацию юридических лиц вне зависимости от организационно-правовой формы. Так, в нем установлен круг лиц, правомочных принимать решение о реорганизации, определен момент завершения процедуры реорганизации, порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при проведении реорганизации.

До настоящего момента не выработано понятия реорганизации юридического лица, более того, отсутствует даже единое направление для его определения. В действующем законодательстве не содержится термин "реорганизация".

По мнению Ю.С. Поварова, "законодатель, безусловно, обязан соблюдать важнейшее требование нормотворчества об однозначности и непротиворечивости используемой терминологии (отсутствии двойного или даже тройного смысла терминов), ведь от точности и строго легальных понятий в значительной мере зависит и разработка теоретических проблем права, и, самое главное, применение закона"

Принятие Федерального закона N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 05.05.2014.

Порядок реорганизации юрлиц так же претерпел существенные изменения. Наиболее принципиальными являются следующие:

Допускается одновременное сочетание различных форм реорганизации; участие в реорганизации двух и более юридических лиц, в том числе имеющих разные организационно-правовые формы [абз. 2 п. 1, п. 3 ст. 57 ГК РФ];

Более детально урегулированы вопросы правопреемства при проведении реорганизации [п. 5 ст. 58, п. 1 ст. 59 ГК РФ, п. 5 ст. 60 ГК РФ], защиты прав кредиторов при реорганизации [абз. 2 п. 5 ст. 58, п. п. 2-4 ст. 60 ГК РФ];

Более четко прописано признание решения о реорганизации недействительным: установлены основания, порядок и последствия такого решения[ст. 60.1 ГК РФ];

Установлены основания, порядок и последствия признания реорганизации корпорации несостоявшейся [ст. 60.2 ГК РФ].

Статья 57 ГК РФ дополнена следующими правилами:

Допускается «смешанная» реорганизация юридического лица, то есть реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);

Допускается реорганизация нескольких юридических лиц, в функционирующих в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом заложена возможность преобразования юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы;

Возможно законодательное установление ограничений реорганизации юридических лиц;

Для кредитных, клиринговых организаций, страховых, специализированных финансовых обществ, акционерных инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, специализированных обществ проектного финансирования, управляющих компаний инвестиционных фондов, акционерных обществ работников (народных предприятий), паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций особенности реорганизации определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций (ранее п. 6 ст. 60 ГК РФ допускалось установление специальными законами особенностей реорганизации лишь кредитных организаций);

Государственная регистрация создаваемого в результате реорганизации юридического лица возможна не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации [п. 1 ст. 60.1 ГК РФ].

Осуществление принудительной реорганизации поручается назначенному судом арбитражному управляющему (а не внешнему управляющему, как было указано в п. 2 ст. 57 ГК РФ в прежней редакции). Арбитражный управляющий привлекается и в случаях принудительной ликвидации юридического лица [п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ]. Пункт 2 ст. 57 ГК РФ указывает на то, что арбитражный управляющий назначается в установленном законом порядке. Соответственно, необходимо установление такого порядка.

В ст. 57 ГК РФ (как и в остальные статьи, регулирующие проведение реорганизации) внесены изменения, связанные с тем, что законодательством больше не предусмотрен такой документ, как разделительный баланс; теперь подписывается только передаточный акт [п.п. 3, 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ].

Правила о правопреемстве при реорганизации юридических лиц были дополнены следующими нормами:

При смене организационно-правовой формы юридического лица в процессе реструктуризации права и обязанности реорганизуемого юридического лица в отношении других лиц остаются неизменными. Исключение составляют права и обязанности в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией [п. 5 ст. 58 ГК РФ];

Передаточный акт должен содержать порядок определения правопреемства в связи с изменением стоимости, вида и состава имущества, возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты составления передаточного акта [п. 1 ст. 59 ГК РФ];

Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника, а также если из него следует, что при реорганизации активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц распределены недобросовестно, и реорганизованное юридическое лицо и лица, возникшие в результате реорганизации несут солидарную ответственность по такому обязательству [п. 5 ст. 60 ГК РФ].

Более детально урегулированы вопросы защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, в частности, в ГК РФ включены следующие нормы:

Законодательно предусматривается обязанность реорганизуемого юридического лица уведомлять кредиторов о своей реорганизации в письменной форме [абз. 3 п. 1 ст. 60 ГК РФ]. В настоящий момент такая обязанность предусмотрена п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001,

Уточнены нормы о праве кредитора потребовать досрочного исполнения обязательства и порядке реализации этого права, установленные п.п. 2-4 ст. 60 ГК РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

До принятия Закона

После принятия Закона

Если у кредитора юридического лица права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации, он вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

Если права требования кредитора юридического лица возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации, он вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Если ОАО, реорганизуется в форме слияния, присоединения или преобразования, то кредитор такого юридического лица, права требования которого возникли до опубликования сообщения о реорганизации, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемое юридическое лицо, его участники или третьи лица не предоставили достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

Правило распространено на юридические лица всех организационно-правовых форм, а также на все формы реорганизации, кроме преобразования [абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ].

Право заявления требования не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение

Требование может быть предъявлено не позднее чем в течение 30 дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации

Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица

Предъявленные в срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе путем внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных ст. 327 ГК РФ

Исполнение обязательств перед кредиторами реорганизуемым юридическим лицом обеспечивается в порядке, установленном ГК РФ.

В случае, если обязательства реорганизуемого юридического лица - должника обеспечены залогом, кредиторы не вправе требовать дополнительного обеспечения

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения/прекращения обязательства или возмещения убытков, если:

В течение 30 дней с даты предъявления этих требований кредитору будет предоставлено достаточное обеспечение.

Кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает сомнений, при этом срок действия данной гарантии должен не менее чем на 3 месяца превышать срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и содержать условие платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с предоставлением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого/ реорганизованного юридического лица.

Если требования кредитора не было удовлетворено и ему не было представлено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором несут:

Юридические лица, образованные в результате реорганизации,

Реорганизованное юридическое лицо (при выделении),

Следующие лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора:

Имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц;

Члены коллегиальных органов реорганизуемых юридических лиц;

Уполномоченный выступать от имени реорганизованного юридического лица.

Если требования о досрочном исполнении/прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица

Правила не применяются при реорганизации кредитных организаций

Правила ст. 60 ГК РФ не применяются к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, [абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ].

Включенные в ГК РФ статьи 60.1. и ст. 60.2. регулируют вопросы признания решения о реорганизации юридического лица недействительным, а также признания реорганизации корпорации несостоявшейся (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Недействительность реорганизации

Параметр

Признания реорганизации корпорации несостоявшейся

(ст. 60.1. ГК РФ)

(ст. 60.2. ГК РФ)

На кого распространяется

На все юридические лица

Только на корпорации. Реорганизация унитарной организации не может быть признана несостоявшейся.

Судебный

Основания

Специальных оснований не установлено.

могут быть применены общие нормы о недействительности решения собраний [ст. 181.3-181.5 ГК РФ].

Если решение о реорганизации не принималось участниками корпорации,

В случае представления для государственной регистрации документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации

Срок обращения

Не позднее чем в течение 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации, если иное не установлено законом.

Специального срока не установлено.

Полагаем, что может быть применен общий срок исковой давности [ст. 196 ГК РФ].

Субъекты

Участники юридического лица, в отношении которого проводится реорганизация;

Иные лица, наделенные таким право законом.

Последствия

1. Если реорганизация не окончена и проведена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении этих лиц. Права и обязанности в остальной части сохраняются за прежними юридическими лицами.

1. Восстановление юридических лиц, существовавших до реорганизации и прекращение юридических лиц, созданных в результате реорганизации проходит одновременно

2. Для восстановленных юридических лиц сохраняют силу сделки, заключённые юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, если вторая сторона добросовестно полагалась на правопреемство. Восстановленные юридические лица несут солидарную ответственность по таким сделкам

Последствия

2. Если реорганизация окончена:

Не влечет ликвидации образованного в результате реорганизации юридического лица;

Не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

3. Переход прав и обязанностей признается несостоявшимся. Если за счет имущества одного из участников реорганизации исполнены обязанности другого из них, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.

Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации.

4. Участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. При смене участников юридического 9лица в ходе реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ

Возмещение убытков

Предусмотрено в случае восстановления корпоративного контроля по правилам п. 3 ст. 65.2 ГК РФ:

Участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против / или не принимавшему участия в голосовании;

Кредитору реорганизованного юридического лица

Участнику ранее существовавшего юридического лица, утратившему в ходе реорганизации или по ее окончании права участия в корпорации

Кто возмещает

Солидарно:

Лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации;

Юридические лица, образованные в результате реорганизации;

Члены принявшего решение о реорганизации коллегиального органа, голосовавшие за принятие решения (если решение принято коллегиальным органом).

Лица, виновные в утрате доли участия в корпорации

В следующей главе курсовой работы будут рассмотрены основные этапы процесса реорганизации и его специфика при различных формах реорганизации.