С начала 2015 года для осуществления обслуживания жилых комплексов в городах и иных населенных пунктах требуется лицензия на управление многоквартирными домами (МКД). Получить таковую обязаны организации и индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся соответствующей деятельностью.

Для чего нужен документ

Инициировал введение лицензирования Президент РФ Владимир Путин. Для этого было несколько причин. Вот основные:

  1. управляющие компании, ранее не получавшие разрешительной бумаги, осуществляли такую деятельность:
    • собирали с населения денежные средства за услуги;
    • организовывали их предоставление;
  2. однако участились жалобы от граждан по вопросам недостаточного уровня работы управленцев;
  3. при их рассмотрении выяснилось, что отсутствует законодательный механизм давления на указанные организации.
Внимание: лицензирование - это организация контроля со стороны государства за осуществлением предпринимателями и предприятиями взятых на себя обязательств перед жильцами.

Законодательные основы

Механизм регулирования со стороны органов местного самоуправления деятельности управляющих компаний содержится в Жилищном кодексе РФ (ЖК). Для этого законом № 255-ФЗ от 14.07.2014 в него внесли новый раздел - X. Параграфы вступили в силу с 0.09.2014. В пункте 1 статьи 192 данного раздела говорится:

«1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)».

Таким образом, для осуществления лицензирования региональные власти обязаны создать специальные комиссии. В их функции входит:

  1. прием заявок на осуществление деятельности по управлению МКД;
  2. изучение документации;
  3. выявление юридических и физических лиц, подходящих для данной деятельности;
  4. выдача разрешительного документа;
  5. осуществление контроля за работой управляющей компаний;
  6. лишение лицензии.
Внимание: в десятом разделе ЖК содержится указание на то, что контрольные функции предоставлены исполнительной власти федерального уровня.

Лицензия имеет определенные ограничения:

  • действует только на территории выдавшего субъекта федерации;
  • выдается бессрочно;
  • контролируется госорганами;
  • может быть аннулирована при некоторых обстоятельствах.
Важно: лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами не затрагивает официально созданные товарищества жильцов, населяющих МКД. Они распоряжаются своим имуществом без специального регулирования со стороны государства. Скачать для просмотра и печати:

На какие услуги выдается

Согласно 162-й статье ЖК, управляющая организация обязана подписать договор с жильцами. В данном соглашении указываются те виды услуг, предоставление которых она гарантирует. То есть выбор отдается на откуп сторон договора . Они могут выбрать из такого основного перечня:

  1. содержание и текущий ремонт МКД;
  2. аварийное обслуживание и организация контроля на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств;
  3. предоставление жилищно-коммунальных услуг путем составления соглашений с соответствующими компаниями;
  4. прием обязательных взносов с жильцов;
  5. работы по благоустройству придомовой территории;
  6. документооборот, в том числе сохранность бумаг;
  7. иные.
Важно: для заключения договора с жильцами на соответствующий вид обслуживания необходимо сначала получить лицензию.

Как получить разрешительный документ

Пошаговый алгоритм получения данного вида лицензии выглядит следующим образом (как действовать на практике):

  1. Подобрать подходящий жилой массив или дом, нуждающийся в услугах.
  2. Поговорить с жильцами (активом) на предмет достижения предварительной договоренности.
  3. Оформить юридическое лицо или предпринимательство.
  4. Пройти квалификационный тест.
  5. Собрать необходимый пакет документов.
  6. Подать его в орган местного самоуправления, к чьей подведомственности относится выбранное строение.
  7. Получить лицензию.
  8. Начать деятельность.
Внимание: в теории первые два шага отсутствуют. Их можно пропустить и на практике. Однако лицензированный ИП или ООО могут оказаться в таком случае без поля деятельности.

Лицензионные требования

Комиссия, занимающаяся выдачей разрешительных бумаг, будет проверять все аспекты претендента. Этот коллегиальный орган несет ответственность перед населением и властями за работу управляющих организаций. Кроме того, комиссия обязана подчиняться всем нормам законодательства. А они таковы:

  1. претендент обязан иметь оформленное юрлицо или предпринимательство:
    • в регистрационных документах иметь соответствующий ОКВЭД (код деятельности);
  2. руководитель ООО или ИП обязан иметь квалификационный аттестат в соответствии со статьей 202 ЖК;
  3. не допускается лицензирование лиц:
    • имеющих судимость за преступления:
      • в экономической сфере;
      • средней тяжести, а также тяжкие;
      • ранее уже получавшие разрешительный документ, действие которого аннулировано по инициативе комиссии (в любо субъекте РФ, проверяется по сводному реестру);
  4. имеющие дисквалификацию по данному виду работы.

Важно: в процессе осуществления полномочий предприниматель обязан обеспечивать:

  • соблюдение Правил предоставления услуг жильцам (правительственное Постановление № 354 от 06.05.2011);
  • свободный доступ к финансовым показателям и иным параметрам, характеризующим работу управляющей организации.

Скачать для просмотра и печати:

Квалификационный аттестат


Допускают к руководству жилищным фондом только людей, доказавших свою квалификацию
. Тестирование проходит в форме экзамена. Вопросы готовит уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти федерального уровня:

  • по времени тест занимает до двух часов;
  • успешно его прошедшим считается человек, набравший не менее 172 баллов;
  • плата за участие в экзамене не взимается.
Важно: аттестат необходимо обновлять каждые пять лет. Именно таков срок действия документа.

Какие документы нужно готовить

В жилищную комиссию подаётся заявление претендента. К нему прилагаются такие копии:

  1. полученного аттестата;
  2. для организаций:
    • устава с нотариальным заверением;
    • приказа о назначении должностного лица;
    • справки о внесении изменений в регистрационные документы (если таковые осуществлялись);
  3. для ООО и ИП:
    • свидетельства о госрегистрации;
    • протокола решения об образовании ООО;
  4. все должны приложить оригинал платежного документа на внесение госпошлины;
  5. опись вложений.
Важно: комиссии отведено тридцать дней на изучение документов претендента и проверку вероятных обстоятельств, не позволяющих доверить ему управление МКД.

Причины отказа

Как правило, не выдают разрешительную бумагу нарушителям действующего законодательства. В данном случае причиной может оказаться одно или несколько из следующих обстоятельств:

  • отсутствие регистрации в качестве юрлица или ИП;
  • наличие непогашенной судимости;
  • присутствие в реестре:
    • дисквалифицированных;
    • лиц, лицензии которых аннулированы;
  • наличие взысканий по поводу сокрытия информации о ходе обслуживания МКД (в прежние периоды).
Внимание: комиссия обязана сообщить претенденту на лицензирование о принятом отрицательном решении с указанием причины.

Как подать заявку

В соответствии с методикой осуществления документооборота пакет можно передать в комиссию одним из следующих способов:

  • лично или через представителя, имеющего доверенность;
  • почтовым отправлением с описью вложений;
  • в электронном варианте с заверением цифровой подписью.

Внимание: на руки заявителю выдается копия описи, на которой поставлена отметка о приеме пакета:

  • оттиск штампа;
  • подпись должностного лица с расшифровкой;
  • дата.

Если заявка передана не лично, то копию описи пришлют тем способом, которым воспользовался претендент.

Кто выдает лицензию

После обработки документов и принятия положительного решения, производится изготовление разрешения. Оно представляет собой двусторонний документ формата А4, на котором указано:

  1. наименование:
    • лицензированной организации или имя ИП;
    • органа, выдавшего разрешение;
  2. номера и региона действия.
Важно: госпошлина за лицензирование составляет 30 000 руб.

Требования законодательства к лицензированным управленцам

Согласно Приказу Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя № 969/пр от 29.09.2015 информация о МКД, находящихся в управлении у организации, должна быть обнародована путем ее размещения на официальном сайте:

  • если условия договора изменяются, то ее нужно обновлять (дается три рабочих дня);
  • то же следует предпринимать при разрыве соглашения с жильцами.

Компания контролируется органом, выдавшим разрешительную бумагу, путем проведения проверок:

  • внеплановых;
  • периодических.

Важно: при выявлении неоднократных нарушений лицензия может быть.

С 2015 года все управляющие многоэтажными домами организации обязаны получать лицензии. В статье мы рассмотрим, как оформляются такие разрешительные документы и каким требованиям должны соответствовать лицензиаты. Чтобы материал был полезен не только новым, но и уже работающим УО, изучим использующиеся на практике механизмы отзыва лицензий.

Необходимость лицензирования УК закреплена в ЖК РФ - эти изменения появились в статье 7 ФЗ-255 от 21.07.14. Начавшая свою работу без лицензии управляющая компания будет оштрафована на сумму до 250 000 р. (часть 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ).

Для оформления лицензии нужно:

  • соответствовать лицензионным условиям;
  • оплатить государственную пошлину;
  • подать заявление и необходимые бумаги.

Кому нужно получать лицензию на управление МКД

Проходить процедуру лицензирования должны организации, которые будут обслуживать многоэтажки на основании заключенного с жильцами договора управления. Любой управляющей компании нужна такая лицензия, даже если она планирует работать только с одним домом. Надо понимать, что объектом лицензирования является не сама УК, а ее деятельность по управлению многоэтажными домами.

ТСЖ и различным жилищным кооперативам оформлять лицензию не требуется.

С организацией могут заключаться договоры, предполагающие, что она будет только ремонтировать и содержать общедомовое имущество. Так бывает, например, при непосредственном управлении МКД его жильцами. В этой ситуации компании для ведения деятельности лицензия не нужна, так как соглашений об управлении нет, и она не считается управляющей.

Пройдите квалификационный тест по управлению МКД

Данный тест предназначен для подготовки к сдаче квалификационного экзамена должностными лицами управляющей организации, претендующими на получение квалификационного аттестата.

В качестве УК может выступать, в том числе, и ИП, если он занимается управлением домами. Лицензироваться должны и частные, и государственные УО, причем порядок прохождения этих процедур для них будет совершенно одинаковым.

Введение практики оплаты жильцами коммунальных услуг напрямую ресурсовикам значительно влияет на работу управляющих компаний. Однако это никак не меняет правила получения разрешительных документов. УК продолжает собирать средства за жилищные услуги и в полной мере управлять МКД, а значит, ей нужна лицензия. Она выдается не на конкретный дом, поэтому при обслуживании большого количества объектов разрешительный документ у УО будет только один.

Руководящие лица управляющих организаций регулярно оформляют квалификационные аттестаты, и многие путают получение этих бумаг с оформлением лицензии. На деле аттестат является лишь одним из условий будущей выдачи лицензии.

Сбор сведений для лицензирования

Выдачей лицензий на управление многоквартирными домами занимаются региональные Госжилинспекции. Это указано в пункте 2 Положения, введенного ПП РФ №1110 от 28.10.14. Для рассмотрения заявок на получение разрешительных документов в регионе создается лицензионная комиссия.

Кандидату предварительно нужно уточнить местонахождение и порядок работы ГЖИ и комиссии, а также изучить нормативные акты, определяющие процедуру лицензирования. У подразделений Госжилинспекции работают собственные сайты, определенную полезную информацию можно найти там. Для уточнения отдельных непонятных вопросов представитель УК может лично съездить на консультацию в лицензирующий орган.

Лицензионные требования

Для успешного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо убедиться в том, что компания удовлетворяет установленным требованиям.

Лицензионные требования закреплены в статье 193 ЖК РФ. Перечислим их:

  • управлять многоэтажками могут только организации и ИП с российской регистрацией;
  • должностное лицо УК имеет квалификационный аттестат;
  • если должностное лицо имело судимость, то она должна быть снята или погашена;
  • ответственное лицо УК не вписано в перечень управленцев, подвергнутых дисквалификации;
  • соискатель ранее не получал отозванную к текущему моменту лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД;
  • кандидат следует правилам раскрытия сведений в соответствии со Стандартом раскрытия, прописанным в части 3 статьи 5 ФЗ-469;
  • кандидат следует правилам размещения сведений в ГИС ЖКХ;
  • выполняются положения части 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
  • кандидат выполняет обязательства из соглашения по управлению многоэтажкой.

Величина государственной пошлины

Для получения лицензии по управлению многоквартирными домами необходимо оплатить госпошлину, составляющую 30 000 р. Ее размер закреплен в статье 333.33 НК РФ (пункт 134 части 1).

Если УК переоформляет лицензию, то госпошлина будет существенно ниже - 5 000 р.

Подача заявления

Заявление нужно составить в установленной форме, на нем ставится подпись руководителя УК. В качестве приложения необходимо подать ксерокопии следующих бумаг:

  • учредительной документации организации с заверением у нотариуса (для юрлиц);
  • полученного ответственным лицом квалификационного аттестата;
  • приказа о получении этим ответственным лицом своей должности.

Делается также опись приложенных бумаг.

Сроки рассмотрения заявления

Пакет документов рассматривается в течение 30 рабочих дней с момента его подачи. Если есть особая потребность, то этот период продлевается еще на 30 дней.

Почему заявка может быть возвращена

Иногда заявления на получение лицензии на управление многоквартирным домом возвращаются. Здесь действует порядок, предусмотренный ФЗ-99.

Выдающий разрешительные документы орган за три рабочих дня с момента предоставления документов решает, будет ли он:

  • рассматривать заявку;
  • возвращать бумаги из-за их несоответствия имеющимся требованиям (с указанием причин возвращения).

Кандидату на получение лицензии нужно за тридцать дней:

  • переоформить заявление с устранением недочетов;
  • предоставить все отсутствующие сопроводительные документы.

При невыполнении этих условий заявка соискателю возвращается.

Выдача лицензии

При положительном решении лицензирующий орган оформляет распоряжение о предоставлении кандидату лицензии на право управления многоквартирными домами. После этого она направляется лицензиату:

  • лично;
  • заказным письмом;
  • электронным документом, если заявитель попросил ответить именно в этой форме.

Почему могут отказать в выдаче лицензии

В части 2 статьи 194 ЖК РФ указываются причины для такого отказа:

  • обнаруженное несоответствие условиям лицензирования;
  • недостоверность или искажение сведений в представленных кандидатом документах.

У соискателя есть право на обжалование отказа. Если он докажет необоснованность такого решения лицензионной комиссии, то ее ответственных лиц могут по статье 19.6.2 КоАП РФ оштрафовать на сумму 50 000-100 000 рублей.

После отказа у управляющей организации есть право на вторичную подачу бумаг для получения лицензии на управление многоквартирными домами. Число таких попыток законом не ограничивается. После неудачи можно исправить найденные недочеты и снова обратиться с заявлением. При этом нужно поддерживать контакт с жильцами дома, управление которым предполагается начать после получения необходимых разрешительных документов. Если собственники квартир в процессе решения УК бюрократических вопросов выберут другую компанию, то этот МКД не получится внести в реестр лицензий.

Как отзываются лицензии

Механизм лицензирования введен государством для того, чтобы получить более эффективный инструмент воздействия на недобросовестно работающие управляющие компании. Если УК нарушает правила, то ее могут или отстранить от управлениия или даже . При этом организацию не лишают сразу всех домов - она перестает работать только с многоэтажками, в которых инспекторы нашли нарушения. Отстраняют УО путем .

Чтобы у ГЖИ появился повод для исключения многоэтажного дома из реестра, УК должна нарушить два ее предписания. Госжилинспекция при появлении у нее таких оснований сообщает о них местным властям. Представители власти информируют собственников, которые имеют право на проведение собрания для принятия решения о сохранении отношений с УО, несмотря на недочеты в ее работе. При принятии такого решения протокол за 3 рабочих дня с момента его оформления должен быть передан ГЖИ (в виде копии). Если Госжилинспекция не получает протокола, то данные о многоквартирном доме исключаются из реестра лицензий на управление.

Управляющая организация может лишиться выданных ей разрешительных документов, и полностью потерять возможность работы на рынке, если:

  • из реестра исключается более 15 процентов обслуживаемых ею домов;
  • за 1 год обнаруживается больше двух нарушений правил работы.

Для того чтобы контролировать управление многоквартирными домами, государство ввело так называемое лицензирование. Порядок получения лицензии закреплен в нормативных актах субъектов РФ. Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.

Деятельность по управлению многоквартирным домом

Управление домами могут осуществлять различные юридические лица. Основанием для этого служат договора, которые управляющие компании заключают с жильцами. Но для осуществления этой деятельности необходимо получить специальную лицензию. При этом деятельность управляющей компании регламентируется несколькими нормативными актами.

Существует особый порядок управления, в которых входит:

  • сбор и хранение всех технических документов;
  • сбор и хранение данных обо всех жильцах дома, в том числе и о тех, кто использует имущество на основе договоров;
  • обеспечение подготовки предложений, касающихся ремонта и эксплуатации многоквартирного здания.

Понятие лицензирование деятельности

Что касается понятия лицензии, то важно понимать, что она выдается не всем управляющим организациям. Деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья. Законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.

А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции. Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал. Лицензирование деятельности по управлению МКД имеет много требований со стороны уполномоченных органов, которые организациям необходимо выполнять.

Особенности лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

Для того чтобы получить лицензию, необходимо:

  • быть предпринимателем или юридическим лицом;
  • иметь квалификационный аттестат;
  • не иметь судимости;
  • не иметь других лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом.

Кроме этого, кандидат обязан предоставить заявление о том, что желает получить лицензию. Далее необходимо выполнить требования органов жилищного контроля по устранению обстоятельств, не позволяющих лицензирование. Если, конечно, такие имеются. Соблюдение этих требований организация должна подтвердить с помощью документов. Орган, в компетенции которого находится выдача лицензий, проверяет все сведения в течение месяца.

Для получения лицензии потребуются следующие документы:

  • устав или другой учредительный договор;
  • протокол о создании управляющей организации и другие регистрационные документы;
  • действительный квалификационный аттестат;
  • документ, подтверждающий отсутствие у лица судимости;
  • квитанция об уплате лицензионного сбора.

Далее орган госжилнадзора принимает соответствующее решение. Он обязан предоставить лицензионной комиссии мотивированное предложение о том, дать организации лицензию или нет. Все выданные управляющим компаниям лицензии включаются в специальный реестр.

Для получения квалификационного аттестата претенденту необходимо сдать соответствующий экзамен.

Порядок осуществления этого экзамена, в том числе вопросы и определение результатов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Дисквалифицированные лица не допускаются к сдаче квалифицированного экзамена. Срок действия аттестата - 5 лет. Кроме того, документ может быть аннулирован, если для его получения были использованы подложные документы, а также если претендент был осужден в соответствии с российским законодательством.

Данная лицензия может быть отозвана, если в течение года лицензиат получит два и более административных наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но в этом случае у собственников есть право вето, которое они могут наложить на решение государственного органа и позволить управляющей компании продолжить свою деятельность.

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований законодательства в сфере лицензирования

Органы государственного жилищного надзора, в компетенции которых находится выдача лицензии организациям для управления многоквартирными зданиями, подлежит контролю со стороны государства. Порядок осуществления этого контроля содержится в Жилищном кодексе и других нормативных актах РФ.

Что касается органа государственной власти, который осуществляет этот контроль, то его полномочия определяет Правительство РФ. Чаще всего это федеральные органы исполнительной власти. Они тщательно проверяют весь процесс предоставления этих лицензий, а при обнаружении каких-либо нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора, требуют их устранения.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

договор управления при отсутствии лицензии

Доброй ночи! Вопрос такой: могла ли ООО заключать договоры управления МКД, ещё не имея лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД

Ирина 06.09.2019 00:17

Доброй ночи.

Не могла.

ЖК РФ Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

06.09.2019 01:48

Задать дополнительный вопрос

Ирина 06.09.2019 09:18

Добрый день! ООО осуществляет деятельность по Оквэд 68.32.1 (основной вид деятельности) и 68.32 (один из дополнительных видов). Но я посмотрела расшифровку этих кодов, они не подразумевают управление многоквартирными домами. Имело ли право ООО на основании этих кодов ОКВЭД все-таки начать заключать договоры управления и, соответственно, управлять многоквартирными домами? До 1 мая 2015г. управление МКД не требовало лицензии. Речь идёт об управлении ДО этой даты. Иными словами, на каком основании ООО было вправе заняться управлением МКД до получения отдельной лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД? Спасибо заранее!

ЖК РФ Статья 162. Договор управления многоквартирным домом 1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Ломов Владимир Валерьевич 07.09.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

Квалификационный аттестат на кого должен быть получен? на директора или бухгалтера?

Квалификационный аттестат на кого должен быть получен? на директора или можно на бухгалтера?

Светлана 11.08.2019 12:34

Добрый день! Квалификационный аттестат должен быть получен на директора.

Дубровина Светлана Борисовна 11.08.2019 12:39

Задать дополнительный вопрос

Светлана 11.08.2019 12:50

Открываем УК с сыном, экзамен сдавала я, т.к. опыта и практики у меня гораздо больше. Единственный учредитель сын, разве бухгалтер не может аттестат иметь? Хотели назначить директором его, но судя по Вашему ответу директором получается надо назначать меня?

Добрый день! Квалификационный аттестат должен быть получен на директора.

Дубровина Светлана Борисовна 11.08.2019 13:20

Задать дополнительный вопрос

Какие полномочия имеет УК с лицензией на управление.

В договоре управления указаны две организации в отношении одного дома, МУП "ИДЕЗ" и ООО "ЖЭУ" это УК нашего дома. УК нашего дома утверждает, что у них нет полномочий заключать договора с ресурсниками, поэтому договора заключает первая компания. Собственники по ряду причин должны содержать две компании, так как полномочия разделены. Как мы можем убрать из договора одну из компаний, управление домом согласно ЖК не могут управлять две компании?

Ольга 24.02.2019 21:08

Дубровина Светлана Борисовна 08.03.2019 17:20

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 09.03.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Перечень документов на получение лицензии по управлению многоквартирными домами

Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ право управления конкретным МКД у управляющей организации может наступить только после заключения договора управления с каждым собственником помещения в этом доме. Требуется ли соискателю лицензии предоставлять в лицензирующий орган такие доказательства? Ни в Главе 19 ЖК, ни в Положении о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, таких указаний не содержится.

Владимир 20.08.2018 15:12

Добрый день, Владимир. Согласно положений ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к заявлению на получение лицензии прилагаются документы: копия устава, засвидетельствованного в нотариальном порядке (для юридических лиц); копия свидетельства (листа) о государственной регистрации ООО (ИП), протокола (решения) о создании; копия свидетельства о регистрации изменений (если они были); копия квалификационного аттестата должностного лица; копия приказа о назначении должностного лица; документ, подтверждающий оплату госпошлины. Можем посоветовать Вам обратиться к нам в офис со всеми имеющимися по данному вопросу документами. Для скидки воспользуйтесь промокодом - Сервиса бесплатных юридических консультаций 11.

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович 02.09.2018 19:50

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно. Но перед подачей документов нужно уточнить перечень дополнительных документов, поскольку иногда достаточно предъявить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вместо учредительных документов.

Крайнев Дмитрий Анатольевич 03.09.2018 13:19

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии
  • Информирование органов МСУ и собственников помещений в МКД о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом ГЖН
  • Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
  • Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД
  • Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе
  • Создание условий для управления многоквартирными домами
  • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
  • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Информация по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

С 01 сентября 2014 года вступил в действие «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с положениями закона управляющие организации (юридические лица, индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ договоров управления с собственниками помещений и ТСЖ, ЖСК, ЖК, обязаны до 1 мая 2015 года получить лицензию. После 1 мая 2015 года осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускается. Не предусмотрена выдача лицензии ТСЖ, ЖСК, ЖК, в том числе на самоуправлении .

Цели лицензирования – предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, аннулированию и прекращению действия лицензии, ведению реестра лицензий.

К отношениям, связанным с осуществлением деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Проводит экзамен — лицензионная комиссия

Форма проведения – компьютерное тестирование

Общий перечень вопросов – 200 вопросов с многовариантным ответом, один из которых правильный

Тест – 100 вопросов

Время сдачи теста – 120 минут

Необходимое количество баллов для получения аттестата — 172

Количество попыток сдачи – не ограничено

Плата за тестирование – не взимается

Выдает квалификационный аттестат — Мосжилинспекция

Срок действия аттестата – 5 лет

Виды проверок – плановые и внеплановые

Формы проверок – документарные и (или) выездные

Основания для плановой проверки:

Ежегодный план проверок

Истечение 1 года со дня принятия решения о выдаче лицензии

Истечение 3-х лет со дня окончания последней плановой проверки

Основания для внеплановой проверки:

Истечение срока исполнения ранее выданного предписания

Поступление обращений, заявлений о фактах грубых нарушений лицензионных требований

Приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора

Аннулирование лицензии (Статья 199 ЖК РФ).

Решение принимает суд на основании заявления органа государственного жилищного надзора. Заявление подается на основании решения лицензионной комиссии.

Основание для аннулирования лицензии (п.2 ст. 199 ЖК РФ) – исключение из лицензии сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в МКД, управление которыми осуществляет управляющая организация, в течение календарного года.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

С 1 сентября 2014 года деятельность по управлению многоквартирными домами управляющими организациями подлежит лицензированию. О порядке лицензирования указанной деятельности, а также о том, до какого срока управляющие организации обязаны получить лицензию, и пойдет речь в данной статье.

Итак, согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Данное положение было введено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 255-ФЗ), и вступило в силу с 1 сентября 2014 года.

О том, что деятельность по управлению многоквартирными домами, подлежит лицензированию, указывает раздел X "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), введенный вышеназванным законом, в статье 192 которого сказано, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии. При этом под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Управляющей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, что следует из пункта 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

В силу пункта 1 статьи 192 ЖК РФ лицензия выдается органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии. Отметим, что лицензионная комиссия – это постоянно действующий орган, созданный субъектом Российской Федерации, в которой не менее 1/3 членов являются представителями саморегулируемых организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, указанных в пункте 8 статьи 20 ЖК РФ (статья 201 ЖК РФ).

Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана, при этом лицензия не подлежит передаче третьим лицам (пункт 4 статьи 192 ЖК РФ).

К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закона № 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (пункт 5 статьи 192 ЖК РФ). Особенности эти таковы, что при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами не применяются положения Закона № 99-ФЗ о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии (пункт 6 статьи 192 ЖК РФ).

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в силу пункта 3 статьи 192 ЖК РФ включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, установлен Положением о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение о лицензировании), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее – постановление № 1110).

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований ЖК РФ и Закона № 99-ФЗ к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании для получения лицензии соискателем лицензии должны быть соблюдены лицензионные требования, перечисленные в подпунктах 1 – 5 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, являются:

– соблюдение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 193 ЖК РФ;

– соблюдение требований, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ;

– исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ.

Таким образом, и соискателями лицензии, и лицензиатами должны быть соблюдены требования пункта 1 статьи 193 ЖК РФ, при этом лицензиатами дополнительно должны быть соблюдены требования пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ и пункта 2 статьи 162 ЖК РФ.

К требованиям пункта 1 статьи 193 ЖК РФ относятся:

l регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации (подпункт 1). Обратите внимание, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

l наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата (подпункт 2). Согласно статье 202 ЖК РФ квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача такого экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата, который выдается на срок пять лет и аннулируется в случае:

– получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

– внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц;

– вступления в законную силу приговора суда в отношении должностного лица лицензиата, предусматривающего наказание за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В феврале 2015 года Минстрой России выпустил письмо от 24 февраля 2015 года № 4745/АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее – письмо № 4745/АЧ/04). Вопрос наличия у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата был рассмотрен в пункте 2 этого письма. По мнению Минстроя России, получить аттестат должно лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей организации.

l отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (подпункт 3);

l отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии.

Отметим, что реестром дисквалифицированных лиц является реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (подпункт 3 пункта 1 статьи 195 ЖК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а с 1 мая 2015 года – в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2 Положения о ведении реестра лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее – Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций), утвержденного постановлением № 1110.

Запись в реестр дисквалифицированных лиц вносится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не позднее дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации.

В пункте 1 письма № 4745/АЧ/04 отмечено следующее: с учетом того, что в настоящее время Минстроем России реализуются организационно-технические мероприятия, направленные на формирование и обеспечение функционирования реестра дисквалифицированных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также с учетом положений части 3 статьи 7 Закона № 255-ФЗ о размещении реестра дисквалифицированных лиц в федеральной государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) с 1 мая 2015 года, Минстрой России считает возможным до наступления указанной даты и перехода в этой части к межведомственному электронному взаимодействию с Минстроем России получение органом ГЖН информации о дисквалифицированных лицах осуществлять непосредственно из реестра дисквалифицированных лиц Федеральной налоговой службы, зарегистрированного в системе межведомственного электронного взаимодействия в виде электронного сервиса "Сведения из Реестра дисквалифицированных лиц", которому присвоен SID0003526, либо по ссылке https://service.nalog.ru/disqualified.do.

l отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии (подпункт 5).

Сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – сводный федеральный реестр лицензий) также ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 195 ЖК РФ).

Сведения, содержащиеся в указанном реестре, подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения об аннулировании лицензии, внесенные в сводный федеральный реестр лицензий, подлежат хранению в течение трех лет с даты их внесения;

l соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных пунктом 10 статьи 161 ЖК РФ (подпункт 6). То есть управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Обратите внимание!

Вышеуказанное требование (требование подпункта 6 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ) до 1 мая 2015 года должны соблюдать и соискатели лицензии, что следует из пункта 2 статьи 7 Закона № 255-ФЗ.

Вновь обратимся к письму № 4745/АЧ/04, в пункте 3 которого рассмотрен вопрос соблюдения лицензиатом установленных требований к раскрытию информации в связи с осуществлением деятельности в сфере управления многоквартирными домами (далее – МКД). В нем сказано, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 (далее – Стандарт).

Таким образом, при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии осуществляется проверка соответствия соискателя лицензии требованиям Стандарта, согласно пункту 8 которого раскрытие информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем России (далее – формы раскрытия информации).

До вступления в силу форм раскрытия информации при проведении органом ГЖН проверок соблюдения соискателем лицензии Стандарта Минстрой России считает необходимым учитывать следующее.

Раскрытие информации осуществляется по формам, размещенным в настоящее время на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД, – "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru) (далее – официальный сайт) с учетом особенностей, указанных в этом разъяснении.

При проведении лицензирующим органом оценки соответствия соискателя лицензии лицензионному требованию о раскрытии информации обеспечивается проверка:

а) наличия/отсутствия факта раскрытия информации на официальном сайте;

б) полноты раскрытия информации в соответствии с редакцией Стандарта, действовавшей на момент раскрытия информации.

Таким образом, если раскрытие информации осуществлялось в период до 30 ноября 2014 года включительно, то проверка совершается на предмет соответствия Стандарту, действовавшему в редакции до 1 декабря 2014 года.

Если же дата раскрытия информации приходится на период с 1 декабря 2014 года, полнота раскрытия проверяется в соответствии с перечнем информации, указанным в пункте 3 Стандарта, и несоответствие раскрытой информации формам, размещенным на официальном сайте, в указанном случае не должно признаваться нарушением.

При этом управляющим организациям, которые осуществляют раскрытие информации после 1 декабря 2014 года, рекомендуется, в случае если размещенные на официальном сайте формы раскрытия информации не позволяют осуществлять раскрытие отдельных видов информации, указанных в пункте 3 Стандарта, размещать (прикреплять) на официальном сайте документы в виде файлов, содержащих соответствующие виды информации.

Таким образом, до вступления в силу форм раскрытия информации, утвержденных Минстроем России, оценка ее размещения соискателями лицензии на предмет соответствия Стандарту осуществляется, прежде всего, с точки зрения отражения всех видов информации.

Достоверность размещенной информации проверяется при поступлении в период проведения проверки в установленном порядке в орган ГЖН от гражданина или организации соответствующего заявления (жалобы, обращения), в котором ставится вопрос о недостоверности размещенной информации. В этом случае принятие решения о соответствии соискателя лицензии требованию, установленному пунктом 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ, должно приниматься по результатам проверки, проведенной по данному заявлению (жалобе, обращению).

Информация за 2014 год, подлежащая в соответствии со Стандартом ежегодному раскрытию в течение I квартала года, следующего за отчетным, подлежала раскрытию по формам, размещенным на сайте "Реформа ЖКХ" в соответствии со Стандартом, действовавшим в редакции на 30 ноября 2014 года включительно.

Кроме того, необходимо учесть, что в отношении лиц, не осуществлявших деятельность по управлению МКД до подачи заявления о предоставлении лицензии, в силу положений пункта 1 Стандарта не проводятся проверки на предмет соответствия лицензионному требованию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ, поскольку в отношении них отсутствует соответствующая обязанность соблюдения Стандарта.

Минстрой России обращает внимание, что по данным государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) до настоящего времени не все органы ГЖН обратились для получения доступа к сервисам сайта "Реформа ЖКХ", способствующего осуществлению контролю за раскрытием информации, либо недостаточно регулярно и системно пользуются указанным ресурсом. В целях проведения качественной оценки соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям, а также в период проведения организационно-технических мероприятий по введению в эксплуатацию ГИС ЖКХ, Минстрой России считает необходимым для органов ГЖН в возможно короткие сроки осуществить регистрацию на официальном сайте и направить контактные данные в Фонд.

Основанием для получения лицензии являются заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с пунктом 5 Положения № 1110, и документы (копии документов), перечисленные в пункте 6 Положения № 1110.

Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ (пункт 7 Положения № 1110).

Принятие лицензионной комиссией решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона № 99-ФЗ с учетом положений статей 194 и 201 ЖК РФ (пункт 10 Положения № 1110). Отметим, что согласно пункту 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их приема. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии в силу пункта 2 статьи 194 ЖК РФ является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Оформление органом государственного жилищного надзора приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляется в порядке, установленном статьей 15 Закона № 99-ФЗ. При этом срок оформления приказа органа государственного жилищного надзора с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Обратите внимание!

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ управляющие организации обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Если в срок до 1 апреля 2015 года управляющая организация на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляет управление многоквартирными домами и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, то собственники помещений должны быть проинформированы об обращении организации с заявлением о предоставлении лицензии в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ. В течение 1 месяца со дня информирования собственники помещений вправе принять на общем собрании решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления. Копия протокола общего собрания собственников помещений должна быть направлена в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня проведения собрания. В этом случае сведения о таком доме не вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 7 Закона № 255-ФЗ).

Если же в срок до 1 апреля 2015 года управляющая организация не обратилась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такой управляющей организации отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такая организация. В течение 15 дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, в соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ в течение 1 месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (пункт 4 статьи 7 Закона № 255-ФЗ).

Вопрос информирования собственников помещений в МКД в случае, когда управляющая организация обратилась за получением лицензии, рассмотрен в пункте 4 письма № 4745/АЧ/04. В нем сказано, что если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляют данную деятельность и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, собственники помещений в МКД должны быть проинформированы об обращении и имеют право принять на общем собрании собственников помещений в таком доме (далее – собственники) решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления.

В соответствии с частью 2 статьи 197 ЖК РФ порядок такого информирования утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Однако, до утверждения Порядка информирования Минстрой России считает целесообразным осуществлять информирование собственников следующим образом.

Орган ГЖН принимает к рассмотрению документы управляющей организации в соответствии со статьей 13 Закона № 99-ФЗ. В течение одного рабочего дня с момента вручения (направления) уведомления управляющей организации о принятии решения о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов орган ГЖН с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой информирует орган местного самоуправления по месту расположения МКД, указанного в документах управляющей организации-заявителя. В сообщении указываются полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД, срок начала рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Кроме того, при направлении информации в орган местного самоуправления указывается также на необходимость организации органом местного самоуправления мероприятий по информированию об этом собственников помещений в МКД в трехдневный срок, а также на необходимость совершения следующих действий органами местного самоуправления:

– организация размещения данной информации для собственников помещений в МКД в местах, удобных для ознакомления (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" в трехдневный срок с момента получения сообщения органа ГЖИ;

– организация взаимодействия с советом МКД и оказание методологической и информационной поддержки в целях организации общего собрания собственников помещений в МКД (далее – общее собрание, собственники) для принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления.

Минстрой России обращает внимание, что в данном случае расторжение договора управления с соискателем лицензии или выбор иного способа управления является правом, а не обязанностью собственников.

В случае принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления собственники уведомляют орган ГЖН письменным заявлением с приложением копии протокола общего собрания.

При этом орган ГЖН имеет право дополнительно запросить документы, подтверждающие легитимность проведения общего собрания: уведомления собственников о проведении общего собрания в форме совместного присутствия (очного голосования) по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления, реестр отправки заказных писем с сообщением (уведомлением) о проведении общего собрания в форме совместного присутствия, ведомость вручения сообщений о проведении общего собрания в форме совместного присутствия собственникам под роспись, решения (бюллетени) в форме совместного присутствия, копию протокола общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах общего собрания, проведенного в форме совместного присутствия.

Если решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления принимались путем проведения заочного голосования, орган ГЖН вправе запросить у собственников подтверждение кворума общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления и решение о проведении общего собрания в форме заочного голосования с аналогичной повесткой дня, реестр отправки заказных писем с сообщением о проведении общего собрания в форме заочного голосования, ведомость вручения сообщений о проведении общего собрания в форме заочного голосования собственникам под роспись, решения собственников в форме заочного голосования, копию протокола общего собрания в форме заочного голосования по указанным вопросам, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах общего собрания, проведенного в форме заочного голосования.

Факт отсутствия обращения управляющей организации за получением лицензии при наличии действующего договора управления может свидетельствовать о намерении такой управляющей организации прекратить управление МКД, начиная с 1 мая 2015 года либо осуществлять деятельность в нарушение законодательства Российской Федерации, что может привести к нарушению прав собственников помещений в таком МКД, о чем сказано в пункте 5 письма № 4745/АЧ/04.

В целях недопущения нарушения прав собственников помещений в таком МКД и своевременного предупреждения ситуаций, когда МКД может остаться без лица, осуществляющего надлежащее содержание его общего имущества, Минстрой России считает целесообразным принятие со стороны органов государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации дополнительных превентивных мер, направленных на защиту прав собственников помещений в таком МКД.

В частности, в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД по состоянию на 1 сентября 2014 года, не обратились в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче по причине несоответствия лицензионным требованиям, Минстрой России рекомендует органу ГЖН совместно с органом местного самоуправления незамедлительно организовать разъяснительную работу с собственниками помещений в МКД, управление которыми осуществлялось указанными выше организациями, с целью принятия собственниками оперативного решения о смене управляющей организации или выборе иного способа управления.

При этом Минстрой России считает целесообразным осуществлять информирование собственников о возникновении оснований для прекращения деятельности по управлению МКД следующим образом.

Не позднее 6 апреля 2015 года орган ГЖН с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой должен был проинформировать орган местного самоуправления по месту расположения МКД, управляющая организация которого не обратилась за получением лицензии. В сообщении следовало указать полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН должен был разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, когда управляющей организации отказано в выдаче лицензии по причине несоответствия лицензионным требованиям, орган ГЖН в течение одного рабочего дня с момента оформления решения об отказе в выдаче лицензии с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой информирует орган местного самоуправления по месту расположения МКД, указанного в документах управляющей организации, которой отказано в выдаче лицензии. В сообщении указываются полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД, дата принятия решения об отказе в выдаче лицензии. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Кроме того, при направлении информации в орган местного самоуправления указывается также на необходимость организации органом местного самоуправления мероприятий по информированию об этом собственников помещений в МКД в трехдневный срок, а также на следующий порядок действий органов местного самоуправления:

Орган местного самоуправления в трехдневный срок с момента получения сообщения органа ГЖН организует размещение данной информации для собственников в местах, удобных для ознакомления (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организует взаимодействие с советом МКД и оказывает методологическую и информационную поддержку в целях организации в течение 15 дней общего собрания для принятия решения о расторжении договора управления и (или) выборе иного способа управления.

При этом до момента реализации принятого общим собранием решения управление МКД осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

Итак, мы рассмотрели, как осуществляется лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, и до какого срока управляющие организации обязаны получить лицензию.

Поскольку в статье упомянут реестр лицензий субъекта Российской Федерации, несколько слов о нем.

Согласно статье 195 ЖК РФ перечень сведений, которые должен содержать реестр лицензий субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом в обязательном порядке указанный реестр должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня соответствующих действий обязан, в частности, направить эти сведения в орган государственного жилищного надзора (пункт 2 статьи 198 ЖК РФ).

В свою очередь орган государственного жилищного надзора в течение 3 дней со дня получения соответствующих сведений должен внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Обратите внимание!

При внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с пунктом 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 198 ЖК РФ. Отметим, что согласно пункту 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. Пунктом 7 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в течение 2 месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 ЖК РФ порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

В случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 198 ЖК РФ (пункт 5 статьи 198 ЖК РФ).

Обратите внимание!

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом, в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.

Как уже было сказано выше, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя, в том числе осуществление лицензионного контроля, порядок организации и осуществления которого определен в статье 196 ЖК РФ.

Согласно названной статье к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Закона № 99-ФЗ.

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

При проведении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 13 Положения о лицензировании).

Обратите внимание, что приостановление и возобновление действия лицензии не осуществляется (пункт 11 Положения о лицензировании).

Аннулирование лицензии и прекращение ее действия осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены ЖК РФ (пункт 12 Положения о лицензировании).

Так, в силу статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.

Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Законе № 99-ФЗ, со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Имейте в виду, что за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, за ее переоформление, а также за выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 19 Положения о лицензировании).

Размер государственной пошлины определен в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, согласно подпункту 134 пункта 1 названной статьи государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

– предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 30 000 рублей;

– переоформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей;

– предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей.