Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Конспект урока обществознания в 11 классе по теме «Политический статус личности»

Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

2014 год

Тема урока: «Политический статус личности»

Цели и задачи урока:

Обучающие :

рассмотреть понятие «политический статус личности»; определить политическое участие граждан в политических процессах, рассмотреть их роли. Дать возможность учащимся осмыслить свой собственный политический статус и связанные с ним политические роли.

Развивающие :

продолжить развитие навыков самостоятельной работы (с текстом параграфа и документам) и работе в группе (в ходе дискуссий).

Воспитательные :

способствовать развитие политического мышления и готовности к реализации политических ролей гражданина.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

План урока

Организационный момент – 1 мин.
Изучение новой темы – 22 мин.
Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 15 мин.
Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока:

I .Объяснение нового материала учителем в виде школьной лекции с элементами беседы.

К политическим правам и свободам гражданина относятся следующие права: право избирать и быть избранным, объединятся в общественные организации, проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирование (в строгом соответствии с действующим законодательством), направлять петиции (обращения) в государственные структуры и должностным лицам. Следовательно, каждый гражданин имеет право и возможность принимать участие в управлении делами государством как непосредственно, так и опосредованно – через своих законных представителей.

Реализуя политические права и обязанности каждый гражданин выполняет определённые политические роли. Политические роли личности многообразны: избиратель, участник митинга, член партии, депутат. Часто один человек может исполнять сразу несколько политических ролей.

Что же такое статус личности?

Совокупность прав и обязанностей гражданина, юридического лица, характеризующая его правовое поведение.

Что такое правовой статус личности?

Система прав, свобод, законных интересов и обязанностей, признанных государством.

А политический статус личности?

Место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав, свобод, обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Политическое участие – действия, предпринимаемые частными лицами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном, проявление гражданами своих интересов и позиций в отношении власти.

Виды политического участия:

Политическое участие также можно разделить на прямое и опосредованное.

В прямом политическом участии существует 4 вида участия: постоянное, разовое, временное и эпизодическое.

Примеры непосредственного участия. Учащимся предлагается самостоятельно привести примеры. (Участие в выборах, референдуме, обращение в государственные органы, работа в государственных структурах, на выборной должности.)

Опосредованное участие предполагает пассивное участие человека, то есть, такое его участие, которое осуществляется не собственно этим человеком, но тем, кого он уполномочил для этого. (Пример - участие через избранные органы – парламент, местные органы власти и депутатов.)

Типология политического участия.

Мобилизационное – политическое поведение человека определяется без его активного участия – «за него» или «вместо него» кем-то сверху, вышестоящим. (Пример – коллективное фракционное голосование)

Автономное – политическое поведение обусловленное возможностью реально свободного выбора. (Пример – самостоятельное и независимое голосование)

Для того чтобы не возникало политических разногласий, необходимы политические знания и политическая культура.

Политическая культура – совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.

Типология политической культуры.

В политической культуре выделяют три её типа: демократический, авторитарный и тоталитарный.

К основным характеристикам демократического типа политической культуры относятся наличие объективного научного знания о политической действительности и потребности в её осмыслении, прочных политических ориентаций на утверждение демократических политических ценностей, а также ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль за властными структурами.

К основным характеристикам тоталитарного типа политической культуры относятся полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть, игнорирование объективного научного знания о политической реальности, антидемократические политические ценностные ориентации и соответствующие им политические действия.

II . Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 296-298 – «Сложна ли роль избирателя». По итогом этой работы, учащие должны выписать в тетради этапы избирательной кампании, их примеры и характеристики: выдвижение кандидатов, предвыборная борьба, голосование, подсчёт голосов и обнародование результатов. (Примеры и характеристики – индивидуальные варианты)

I II . Контрольно-закрепляющая работа с учащимися.

Ответить на вопросы на с. 303–304. Ответы на вопросы должны быть в виде дискуссии.

IV . Домашнее задание: § 25.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

1.Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Л.Ф. Иванова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. – М.: Просвещение, 2002.

2. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ:Астрель, 2009.

3.

4.

5.

Cлайд 1

Тема: Политический статус личности Подготовила: Шубенина Светлана Ильинична, учитель истории и обществознания МОУ лицея №34 Г. Тюмень

Cлайд 2

Политика – стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти. М. Вебер.

Cлайд 3

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями.

Cлайд 4

Задачи: 1 раскрыть сущность политической культуры, правил политического поведения; 2 способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулирования, содействовать развитию активной гражданской позиции; 3 развивать готовность утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.

Cлайд 5

Политические права и обязанности: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

Cлайд 6

Политические роли: избиратель, депутат, член партии, участник митинга участник общественной организации и т.д.

Cлайд 7

Структура политической культуры: знания и представления о политике; политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) способы практических политических действий; политическое сознание; политическое поведение.

Cлайд 8

Функции политической культуры: Идентификация – раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности. Ориентация – характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе. Адаптация – выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни. Социализация – характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы. Интеграция – обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом. Коммуникация – связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Cлайд 9

Типы политических культур (по Г.Алманду и С. Вербе): патриархальный, или тип общин; подданический, или тип субъекта; активистский, или тип участника; «культура гражданина», или смешанный тип.

Cлайд 10

Формы политического участия: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие в выборах; участие в деятельности политических партий, организациях, движениях; обращения граждан, встречи с политическим лидером; участие в митингах, пикетах ит.д.; деятельность политических лидеров.

Cлайд 11

Степень вовлеченности в политику (по М.Веберу): Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

Cлайд 12 Участие в выборах – это ваша политическая культура.

В политике, как и любом другом виде деятельности, выделяются субъект (тот, кто действует) и объект (на что/на кого направлены действия).

Что касается объекта политики , то обычно политическая деятельность направлена на решение экономических, социальных, культурных, национальных, демографических, молодежных, экологических вопросов. В связи с этим выделяют политику экономическую, социальную и проч.

Субъектами политики могут быть активные участники политического процесса — от отдельного человека до крупных социальных общностей. Основными субъектами политики признаются индивиды, политические элиты, политические организации — партии, общественные организации, массовые движения, государство, социальные группы — нации, классы, страты и т.д.

Человек играет ведущую роль в политическом процессе, поскольку политику делают прежде всего конкретные люди. Именно они вступают в политические отношения, создают учения и теории, определяют стратегию деятельности, устанавливают нормы и подчиняются им. Любой человек, живущий в обществе, так или иначе связан с политикой, даже если он считает себя аполитичным. В частности, он или подчиняется решениям властей, или вступает в конфликт с властью.

Связь человека и государства закреплена в институте гражданства. Обретая статус гражданина, человек получает определенные политические права и свободы. В частности, гражданин может участвовать в управлении делами государства — избирать, быть избранным, участвовать в референдумах и т.п. В демократическом государстве гражданин также может реализовывать свое право на объединение в различные организации — общественные организации, общественно-политические движения и политические партии, он может отстаивать свои права на манифестациях, митингах, шествиях, в пикетах.

Также может влиять на государственные решения, например, направляя личные и коллективные обращения в государственные органы.

Для того чтобы человек реально участвовал в делах управления государством, необходимо сочетание объективных и субъективных условий, определяющих шансы личности на успех в реализации своих политических целей. К объективным условиям относятся гарантированность в государстве политических прав и свобод; отсутствие или наличие дискриминации по расовым, национальным, половым и иным признакам; возможность равного доступа к должностям и позициям. Если политические права не гарантированы, а на пути свободного волеизъявления граждан воздвигнуты бюрократические и полицейские барьеры, человек не сможет реально участвовать в делах управления государством.

К субъективным условиям следует отнести личные характеристики человека (способности, знания, опыт, убеждения, мотивация), а также его активность в отстаивании своих политических интересов и потребностей. По степени политической активности выделяют несколько типов личности:

  • абсентеисты (от лат. absens — отсутствующий) — уклоняются от политической активности: участия в выборах, акциях, подписания петиций и т.д.;
  • о пассивные участники — соблюдают законы, время от времени участвуют в выборах, но не проявляют политической инициативы;
  • активные участники - отдают значительную часть времени
  • участию в акциях, партийной и общественной работе;
  • полупрофессиональные политики - занимаются политикой «по совместительству», например директор завода, являясь в то же время депутатом парламента, занимается политикой во время парламентской сессии;
  • профессиональные политики — воспринимают политику как основную работу, зарабатывают политикой на жизнь.

Эта классификация показывает, что на субъективном уровне главным препятствием для участия граждан в общественной жизни является абсентеизм - уклонение от политической активности. Как правило, абсентеизм возникает вследствие убежденности человека в том, что он ничего не может изменить в политике государства и его голос и активность бесполезны и бессмысленны. Отказ от политических действий может быть выражением протеста, если, например, человек считает, что власть не допускает к выборам достойных кандидатов, или выражением иной тенденции: человек уклоняется от политических действий, так как его все устраивает и он не видит необходимости что-то менять.

Политические возможности человека многократно усиливаются, когда его поддерживают организации и крупные социальные группы: , государства, народы. Такого наиболее авторитетного члена организации, группы, сообщества называют лидером.

Политический статус личности

Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

правом избирать и быть избранными

свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов

правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти

принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и политические функции, роли .

Политические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими ролями могут быть роли:

рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.

профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;

политического лидера — человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Этапы политической социализации:

1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап — период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию .

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное (поведение человека в толпе)

2) полусознательное (политический конформизм) — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

2 вар. Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности:

аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

общественно-политический деятель;

профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

наличие системы политических ценностей;

относительная стабильность политических мотивов;

способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

* Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Введение

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.
Статус- совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности :

аполитичная личность-отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

пассивная личность - с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

общественно-политический деятель;

профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

политический руководитель - лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:наличие системы политических ценностей;

относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.


Политическая социализация - процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Политический статус личности

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:

1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;

5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;

4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

В процессе труда, реализации социально-экономического аспекта статуса личности возникают предпосылки для включения индивида, группы в социально-политическую подсистему общества. В зависимости от степени удовлетворения своих потребностей люди стремятся приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливая для этого связи, в частности, с различными политическими институтами общества. Эти связи определяют социально-политический аспект статуса личности или ее социально-политический статус. Органы власти и управления (власть) защищают права и интересы граждан или их определенной части, либо ограничивают, подавляют их. В свою очередь, граждане, социальные группы поддерживают власть либо оказывают ей активное или пассивное сопротивление. В этих и других действиях и проявляется социально-политический статус какого-либо субъекта. Можно утверждать, что данный статус и определяется рядом показателей. К важнейшим из них следует отнести следующие показатели: характер включения социальной группы (личности) в управление общественными процессами, вид механизм связи группы (личности) с политическими институтами общества, социально-политическая роль группы (личности) в обществе.

Очевидно, что наряду с социально-политическими связями для процесса деятельности субъектов характерны многообразные социально-экономические и культурные связи, порождаемые как материальными потребностями индивидов, так и их интеллектуальными, нравственными, эстетическими запросами.

Культура в ее общем понимании охватывает все общество, все его сферы деятельности. Она и есть сама общественная связь, которая связывает людьми между собой. В каких бы материальных или духовных формах культура ни выступала, ее содержанием оказывается развитие самого человека. Общественное производство в целом является одновременно и производством самого человека. Создавая мир вещей, духовных ценностей человек одновременно формирует, создает самого себя, совершенствует свои силы и способности, расширяет рамки общения, порождает новые потребности и средства их удовлетворения.

Связи, возникающие в процессе развития человека, его нравственного и умственного совершенствования, “возделывания” души, составляют социально-культурный аспект статуса личности (социально-культурный статус). С этой точки зрения должны учитываться показатели, характеризующие уровень образования человека, его духовный облик, степень приобщения к культурному наследию, социализованности, развитости индивидуальных способностей.

Естественно предположить и наличие социально-экономического статуса личности, который обусловлен характером и уровнем развития социально-экономических связей и должен характеризоваться уровнем материальной обеспеченности, экономической свободы, доступа к материальным и духовным благам.

Социально-экономические, социально-политические, социально-культурные связи выступают в социальном плане как родовые (наиболее общие) связи, обуславливающие соответствующий тип социальных отношений. Социальные отношения занимают центральное место в системе общественных отношений, поскольку они выражают обобщенное взаимодействие личности как с материальными (экономическими), так и политическими, культурными, идеологическими и иными субъектами. Очевидно, что социальные отношения, складываясь между людьми, социальными группами, общностями, образуют соответствующую социальную систему. Всякая личность, включаясь в нее, получает здесь определенный социальный статус, который обладает соответствующей структурой. Основными структурными элементами статуса личности могут выступать ее: социальное положение, социальная позиция и социальный престиж.

Социальное положение личности определяется сложившейся системой отношений, характеризующих место личности, включенную в данную социальную систему. Оно определяется по отношению к личности объективно, т.е. со стороны институтов общества и государства независимо от сознания данного индивида и его оценки и закрепляется через совокупность определенных (особых) социальных прав, обязанностей и ответственности.

Социальная позиция (ориентация) - это субъективная сторона статуса личности. Под ней понимается внутреннее определение, осознание личностью своего социального положения. Статус становится элементом структуры личности.

Социальный престиж также принадлежит субъективной стороне статуса. Это тоже оценка положения личности, но уже в общественном мнении. Данная оценка дается самой личностью на основании определенной системы ценностей, складывающейся в обществе. Оценка престижности имеет сравнительный характер и наделяет явления особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действующих регуляторов поведения. На формирование престижных оценок влияют как формализованные, так и неформальные позитивные санкции. К таким санкциям относятся: публичные одобрения вышестоящего органа управления, награды, премии, звания, высокая зарплата, а также выражение уважения в коллективе и обществе, признание авторитета в определенных вопросах, похвала знакомых. В основе такой оценки лежит социальная значимость деятельности, осуществленный или же планируемый вклад личности в решение общественных проблем.

В статусном сознании проявляются установки в отношении социальной мобильности, при этом взаимодействие объективной и субъективной составляющих статуса носит достаточно сложный характер. Оценка статуса зависит от многих факторов - от реально существующего положения личности, социальных групп, представителем которых она является, от уровня и состояния индивидуального и общественного сознания, господствующих в обществе идеалов и других. Необходимо понимать, что оценочные признаки статуса личности могут опираться на ложную основу. Так, причинами неадекватной оценки положения личности или группы со стороны общественного мнения могут быть: инертность сознания, отсутствие информации или ее искажение, наличие стереотипов, устаревшие критерии и деформация социальных ценностей, заложенных в основу шкалы престижа.

Содержание престижа личности менялось с изменением общества и государства. Так во времена правления Петра Первого престиж личности определялся личными качествами: физическими возможностями, опытом, житейской мудростью, заслугами перед группой и государством, активно использовались имущественные показатели и включенность в дела управления государством. К концу XXVIII века возник престиж должности, уже не связанный с личными качествами индивидов, ее занимающих. Сложилось общество, расслоение которого рельефно прослеживается по степени престижа тех или иных социальных групп или сословий. Представители низших сословий не имели право занимать высоко престижные места, связанные с правосудием, религией. Таким образом, здесь личные качества индивидов оттесняются на второй план, а статус задан от рождения и заранее предписан человеку.

Экономическое развитие может вуалировать действительный характер отношений между людьми, между социальными группами: политический аспект зачастую может искажать их экономическую, а значит, и социальную сущность. Так возникновение классового общества привело к существенному изменению социальных и политических отношений между рабочим, крестьянином и предпринимателем (капиталистом), формальной независимости социального статуса от политических и экономических институтов общества.

Таким образом, любой человек личность, включенный в социальную систему, получает в ней определенный социальный статус, как совокупность социальных отношений, опосредованных определенным набором его социально-политических, социально-экономических и социально-культурных связей. Основными элементами социального статуса личности выступают: социальное положение, социальная позиция и социальный престиж, оценочные признаки которых изменяются вместе с развитием общества и государства.

Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д.

Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.

Политический статус (от лат. status - состояние) - это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»).

Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга).

Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры («культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

Из различных форм политического поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и ролей, можно назвать следующие:

политический активизм;

конформизм (приспособление к политическим реалиям);

индифферентизм (безразличие, отгороженность от политики);

клиентеллизм (угодливость, услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру);

абсетеизм (сознательный отказ от участия в выборах).

Личность в политике - это субъект осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она им не обладает.

Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть политика личности. Политик-профессионал - это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого общества.

Одним из основных политических статусов личности в обществе является политическое лидерство, связанное с присущими ей стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения других индивидов с заданными авторитетными образцами. Личность политического лидера организует и направляет других людей с целью их организации на осуществление совместной деятельности.

При этом политический лидер может обладать широким спектром имиджевых ролей - «масок»: «новатор», «борец», «рубаха-парень», «человек из народа», «рутинер», «защитник униженных и оскорбленных», «хозяин», «здоровый консерватор» и т. п.

Изменение политических ролей личности и связанного с этим политического статуса происходит в процессе статусной инверсии (от лат. inversio - перестановка) - резкого, качественного изменения обычного, сложившегося политического порядка в результате социальных революций, деформаций, потрясений; Этот процесс связан либо с повышением, либо с понижением политического статуса.

Роль человека в политических отношениях крайне специфична. Собственно, человек – это одновременно и субъект и объект политики. Политические отношения возникают именно в человеческом обществе. Они призваны поддерживать целостность общества, как сложной социальной системы, обеспечивать порядок и организованность.

Человек как индивид – относительно самостоятельное и свободное существо. Его интересы, так или и иначе, противостоят обществу и государству. В этом смысле отношения власти и индивида выражают отношения власти и человека.
Организуя совместную жизнь людей, государство принуждает их к поддержанию определённых политических порядков и форм поведения. Следовательно, государство неизбежно ограничивает права и свободы человека. Со своей стороны, человек имеет определённые притязания к государству, связанные с его возможностью к реализации собственных интересов. С этой точки зрения именно человек может влиять на государственную политику.
Место человека в политической жизни определяется, прежде всего, тем, что он гражданин своей страны. Обычно каждый человек является гражданином какого-либо государства. Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством и не зависит от национальной принадлежности этого лица. Гражданство приобретается человеком в момент рождения, но в последствии может изменяться. Порой человек становится гражданином другого государства, может быть лишён гражданства.

Заключение

На основании вышеизложенного, подведем итоги:

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей,

возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Для политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли которые она не выполняет:

Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику, не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом политики.

Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации.

Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

Профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляющей смысл жизни.

Политического лидера – человека способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности.

Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики.

Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью

самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит в процессе общественных отношений, силами государственных институтов, общественных организаций, средствами массовой информации, политического самовоспитания.

Список использованной литературы:

Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию. // Полис. - 2002. - N 1-2

Лассуэл Г., Лейтис Н. Язык, обучения политики в разных интерпритациях.// Правовед.- 2004. - N 2.

Мясников О.Г. Субъекты политики //Социально-политический журнал. 2003. №5-6.

Пищулин И., Сокол И. Политическое лидерство, теоретические и методологические основы исследования. - М., 2002.

Политология /Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2008.

Политология: курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко.- М.: Изд-во Московского университета, 2003.

Шестопал В.Е. Личность и политика. - М., 2008.

    рефераты

  • 106 КБ
  • добавлен 25.02.2011