Аннотация: Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Физическое развитие

5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности :

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения:

  • «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Трудовая деятельность:

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская:

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

Поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность:

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия, например, по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная деятельность:

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

Культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

Формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

Развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы:

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом, у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Злобина Ирина Григорьевна,
учитель-логопед

Особенности познавательно – речевого развития дошкольников.

Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.

Дошкольный период является наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.

Познавательная сфера личности, включает в себя:


  • Ощущения;

  • Восприятие;

  • Воображение;

  • Внимание;

  • Память;

  • Мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям);

  • Речь.
Работа по познавательно - речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Познавательное развитие дошкольника связывают с развитием познавательных психических процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи. В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Основные задачи познавательного развития детей


  • Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово;

  • Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми;

  • Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности;

  • Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт;

  • Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности;

  • Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

В качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.

При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период , когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

«РЕЧЕВАЯ СРЕДА»

Ребенок родился.... Мама наклонившись, говорит ровным доброжелательным тоном, одобряя его движения: «Да, так, молодец, у тебя все получиться».

Другие, порицая: «Нет, так не надо, нельзя так делать!» и одно-двухмесячный малыш по каким-то неуловимым признакам догадывается, когда его хвалят, когда не одобряют. Ребенок чувствителен к мимике, жесту. Позе, но еще более чувствителен к слову. Создание речевой среды - это речевые потоки, которые окружают ребенка, льются из уст близких ребенку людей - мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст педагогов и сотрудников детского сада, просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек и т.д. Ребенок слышит речь когда смотрит телевизор, видеомагнитофон, слушает радио, посещает театр, ему читают книги.

Изолировать малыша от речевых потоков невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе. Ребенок оказывается в речевой среде сразу после рождения. Но какая это среда? Какого качества речь слышится в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений полностью завися от среды. Ребенок (точнее его речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он выбирает их такими, какие они есть.

Речевое общение - это обмен информацией, где всегда участвуют двое. Перенимая манеру речевого общения, установившуюся среди близких ему людей.

Ребенок перенимает речевое поведение взрослых и несет это с собой в жизни - в детский сад, школу, во двор... Речевое поведение не рождается само по себе, его необходимо формировать с раннего возраста и родители могут сделать очень многое.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение перессказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей. Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок школьника, книги,театральный уголок, речевой уголок, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

У нас в группе есть прекрасный уголок книги с соответствующими познавательными материалами для современного дошкольника. Знакомлю детей с историей создания книги и трудовой деятельностью тех людей, кто её создает,

Часто бываем в библиотеке. Всегда интересно узнать что-то новенькое

Овладение связной речью-это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.

Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру:

«Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз, Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают Шляпками накрою я, пальцы- все мои друзья.

Особое значение имеют литературно-речевые праздники. Мы посвящаем эти праздники творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников- не только дарить радость от встречи с любимыми произведениями, но и решать речевые задачи.

Дети учат стихи, оформляют книжки-малышки. Так же проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Провожу такие игры: «Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история».

Для развития мелкой моторики придумана логопедическая полянка. Благодаря ей ребята становятся основными действующими лицами своего сочинения.

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Перессказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок».

Заучивание стихов- это утомительный процесс, поэтому я использую такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.

Зарисовка стихов- это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Есть у нас любимые игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать
речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,
интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

В нашей группе есть интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В пословицах и поговорках нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей.

Пословицы и поговорки расширяют кругозор детей, помогают детям лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка- это цветочек, а пословица- ягодка.

В свободное время мы любим отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игру «Закончи пословицу».

Дети знают много пословиц и поговорок по временам года.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. -Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. - Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.-

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Разделы: Работа с дошкольниками

Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”, построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов: исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Вся работа строится на следующих принципах:

  • принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
  • принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
  • принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
  • принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
  • принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

  • развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
  • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:

I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.

На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы “Удивительное рядом”, позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраста.

Так во второй младшей группе были разработаны исследовательско-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и ролево-игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта « Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; с помощью проекта «Котя-котенька» дети познакомились с разнообразным миром домашних животных и основами ухода за ними.

Особый интерес детей вызвал исследовательско-игровой проект "Волшебная капелька!", где на первом этапе был создан центр воды и песка, изготовлена «Капелька» – игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.

На втором этапе – детям давались знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, проводились опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учились делать выводы, воспитывалось бережное отношение к воде, особой популярностью у детей пользовались игры с водой «Веселые капельки», экспериментальная деятельность «Разноцветные капельки», во время которой проводился опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками, «Будем учиться заваривать чай», где дети знакомились со свойствами горячей воды и правилами безопасности при обращении с ней.

На третьем, заключительном этапе знания детей были обобщены при помощи интегративной деятельности по теме «Капелька в гостях у деток».

В средней группе реализовывались творческо-исследовательские проекты. Такие как:

– «В гостях у сказки», где дети учились находить основное отличие сказок, понимать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты, движения; у них формировались навыки совместного участия в театрализованных действиях, навыки содружества педагогов и детей; повышалась детская самооценка, воспитывалось доброжелательное отношение к персонажам;

– «Праздник непослушания», с помощью которого дети знакомились с правилами этикета, исследовались основы безопасности жизнедеятельности, формировалось умение делать простейшие выводы в процессе специально смоделированной проблемной ситуации, коммуникативные навыки.Результатом проекта стало проведение детского праздника совместно с родителями.

Особенно запомнился детям исследовательский творческо-игровой проект «Михайло Потапыч и другие», в ходе которого дети познакомились со сказочным образом медведя в различных произведениях искусства. Были созданы условия для игровой и творческо-исследовательской деятельности детей. На первом этапе был выпущен информационный лист для родителей о начале работы проекта. Затем совместно с детьми и родителями был организован в группе мини-музей “Медвежий угол», где была собрана различная информация о видовом разнообразии медведей, осуществлен подбор художественной литературы, энциклопедических данных о медведях, аудио и видеоматериалов, создана картотека речевых, дидактических и подвижных игр.

На втором этапе приоритетной деятельностью была игровая. Дети с удовольствием играли в игры: “Как медведь рычит?” (для развития моторики речедвигательного аппарата), подвижную игру “Медведь и пчелы”, где дети учились действовать, согласно правилам игры, музыкально – ритмическую “Кто уснул под кустом?”, познавательную “Мишка, мишенька, медведь», с помощью которой формировались умения детей анализировать поступки сказочных героев (медведей), делать выводы, заключения. Также дети собирали пазлы “Сказочные медведи”, просматривали мультфильмы, видеофильмы, слушали и разучивали песни, стихи о медведях. С детьми проводилась игровая утренняя гимнастика «У медведя во бору»?

На заключительном этапе проекта была организованна игра-драматизация “Теремок” для показа малышам, выставка творческих работ, совместно с родителями и детьми была создана рукописная книга “Каким бывает медведь?”.

Используя принцип от простого к сложному, в старшей группе были разработаны исследовательско-информационные и практико-ориентированные проекты, цель которых – собрать и исследовать информацию о каком-либо объекте, явлении, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты, ознакомить с ними участников и реализовать в практической деятельности. Проекты этого типа требуют четкой структуры, обозначенных целей, продуманных методов сбора информации. Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей ее фиксировать. Способствуют приобретению таких навыков следующие упражнения: “Напиши другу письмо”, “Прочти, что тебе написал друг”, “Угадай, что это”, “Запишем сказку”, “Говорящие рисунки” и другие.

Учитывая интересы детей и актуальность тематики,были разработаны следующие проекты:

– информационно-практико-ориентированный проект «Здоровые спинки», где формировались обобщенные понятия о строении своего организма и сохранении его здоровья, основы правильной осанки, воспитание уверенности в себе. В результате проекта дети смогли на практике применять коррекционные игры и упражнения в течение дня – на прогулках, утренних гимнастиках, во время двигательной деятельности;

– исследовательско-информационный проект «Веселая семейка», задачей которого было собрать и исследовать информацию о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, о семейных традициях, семейных реликвиях:

– индивидуальный информационно-исследовательский проект о художниках, инициатором которого выступил ребенок. Интерес к этой теме возник у него после экскурсиина художественную выставку в детской художественной школе им. Г. В. Перова. Там были выставлены картины не только нарисованные красками, но и выполненные разнообразными материалами: соломкой, из камня.из меха и ткани. Ребенок заинтересовался: «Кого же можно называть художником? Когда появились первые рисунки? Где учатся на художника?». С помощью педагога была выдвинута гипотеза, поставлена цель, определены задачи проекта.

Сначала совместно с педагогом им была собрана информация о художниках в энциклопедиях, в детской познавательной литературе о появлении первых рисунков в истории человечества, стилевом разнообразии художников. Проанализировав информацию, ребёнок пришел к выводу – для того, чтобы стать настоящим художником нужно не только уметь рисовать, но еще необходимо учиться. Для того, чтобы узнать, где учатся на художников, ребёнок совместно с родителями посетил художественно-графический факультет ТГСПА им. Д.И. Менделеев, творческий центр М. Тимергазеева «Город Мастеров», где понаблюдал за процессом создания этюдов и очередного шедевра косторезного искусства, художественно-графический музей.

Обобщив собранную информацию, ребенок с помощью педагога составил рассказ-презентацию об увиденном и изученном, который представил для всех детей группы. Прослушав информацию, дети пришли к выводу, что изобразительное искусство с течением времени приобретало всё новые направления, сейчас появилось очень много художников, которые работают в разных стилях и изображения создаются с помощью разных форм и техник.

В результате этого проекта у детей появилось желание создать художественные работы, которые приняли участие в выставке детского изобразительного творчества «Рождественская – 2011» и были отмечены дипломами.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Результатом моей работы стало повышение качественного уровня познавательного развития детей за три года на 11 %.

2008–2009 уч. год

2009–2010 уч. год

2010–2011 уч. год

(6 месяцев)

У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении окружающего мира к ним. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Список используемой литературы

  • Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
  • Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
  • Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6.
  • Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

Наталья Панарина
Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка . Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей : ПОЗНАНИЕ , КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы , выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка , которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы : «Почему?» , «Зачем?» , «Как?» . Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент» . Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Задачи воспитания :

Обогощать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

Обогощать эмоционально-чувственную

сферу детей в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно -речевой деятельности.

Вся работа строится на следующих принципах :

Принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

Принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

Принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

Принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

Принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно -речевой деятельности детей :

Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.

Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.

Модель развития связной речи дошкольника .

Познавательно – исследовательская деятельность многогранна : здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры , элементарные опыты в исследовательском уголке).

Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида : грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира . Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.

Доступные и интересные дошкольникам типы исследований :

Опыты (экспериментирование) .

Коллекционирование (классификационная работа) .

Путешествие по глобусу и карте.

Путешествие "Назад в прошлое"

Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника . Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.) .

Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.

Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое) .

Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Для типа исследования "путешествие по глобусу и карте" в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного "пространства мира". Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, "прокладываем" его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.

Исследовательская деятельность, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания :

Исследовательская деятельность - затем сюжетно-ролевая игра.

Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) - затем собственно исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника . Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример : песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Познавательное развитие ребенка , развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.

Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста . Ребенок :

Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации, задает вопросы : "зачем?", "почему?", "как?";

Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения ("потому что. ") ;

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно «читать" схемы, карты, чертежи и делать

что-то по ним (лепить, конструировать) ;

Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных

материалов, вещей (коллекции) ;

Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника , определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.