Интерес является необходимым компонентом правовой психологии человека, играющим первостепенную роль в принятии им юридически значимого решения. Поэтому и плодотворное проектирование норм права оказывается невозможным без учета социальных интересов и потребностей участников регулируемых общественных отношений.

Потребность - устойчивое влечение человека, социальной группы или общества в целом к вещам и явлениям, осознаваемое как необходимое условие собственного существования. Потребности могут быть материальными и духовными, например потребности в жилище, в пище, в образовании, дружбе, общественной деятельности и др. Они служат основой интересов, понимаемых как направленность деятельности человека, социальной группы и общества в целом на конкретные материальные или духовные блага.

Человек выделяет из массы предметов и явлений что-либо значимое для себя, для удовлетворения своих потребностей. Для правотворчества особое значение приобретают правовые (законные) интересы - социальные интересы, которые могут быть реализованы благодаря осуществлению юридически значимых действий, вступлению в конкретные правоотншения.

Населению Российской Федерации присущи шесть видов юридически значимых интересов:

интерес в сильном государстве, его органах, способных обеспечивать мирную бесконфликтную жизнь общества, его прогрессивное развитие, стабильность и правопорядок;

интерес в материальных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека: в работе, жилье, в развитой сфере обслуживания, в предметах первой необходимости;

интерес в благоприятной природной среде, природных ресурсах, надлежащем медицинском обслуживании и безопасности;

интерес в духовных благах и нормативно-социальных ценностях, обеспечивающих социализацию личности, ее способность принимать активное участие в жизни и делах общества и государства, получать общее и профессиональное образование;

интерес в социально-правовых и политических институтах, обеспечивающих реализацию способностей, профессиональных знаний, навыков граждан, их активное участие в политической жизни общества, в управлении делами государства;

интерес в материальных благах, обеспечивающих комфортные условия жизни, доступных наиболее обеспеченным слоям общества.

Выявление, учет и верное отражение юридически значимых интересов населения в законах и иных нормативно-правовых актах составляет альфу и омегу правотворческой деятельности как законодательных (представительных) органов государства, так и государственных органов исполнительной власти.

Во-первых, благодаря знанию состояния и уровня направленности интересов граждан и иных участников правоотношений представляется возможным определить последовательность подготовки законов и иных нормативных актов. Правотворческие органы, стремясь создать необходимые условия для реализации наиболее значимых, устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, планируют в первоочередном порядке подготовку проектов нормативно-правовых актов по предметам, связанным с удовлетворением таких интересов. Подготовка же нормативно-правовых актов, затрагивающих менее значимые интересы общества, переносится на более отдаленную перспективу.

Во-вторых, знание интересов участников правоотношений, подлежащих правовому регулированию, позволяет успешно составлять прогнозы эффективности проектируемых норм права. Как показывает многовековая история права, чем больше лиц, интересы которых совпадают с интересами, закрепляемыми проектируемыми нормами права, тем эффективней эти нормы будут действовать. Таким образом, знание устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, направленности этих интересов позволяет делать выводы о том, какая часть населения будет поддерживать и одобрять проектируемые нормы права, а какая к ним будет относиться нейтрально или негативно, и соответственно предсказывать степень эффективности этих норм.

В-третьих, признание того, что проектируемые нормы права не пользуются популярностью у населения, не в полной мере соответствуя его интересам, не означает невозможности принятия этих норм права. Законы, устанавливающие налоги и сборы с физических и юридических лиц, не пользуются и по известным причинам не могут пользоваться большой поддержкой населения. Однако налоговые нормы реально действуют во всех современных государствах благодаря детально разработанному соответствующему правовому механизму. Поэтому полное и всестороннее знание интересов населения позволяет уже на стадии проектирования норм права разработать надежный правовой механизм их реализации, способный обеспечить реальное действие указанных норм независимо от интересов и желаний субъектов правоотношений.

В документах, регламентирующих порядок подготовки и принятия нормативно-правовых актов, нередко содержатся предписания, ориентирующие правотворческие органы на выявление и учет юридически значимых интересов. Так, ст. 20 Закона Воронежской области «О нормативно-правовых актах Воронежской области» предписывает правотворческим органам учитывать предложения заинтересованных органов, депутатов областной Думы, научных учреждений, а также предложения, высказанные в печати или в письмах граждан и объединений.

Круг источников, из которых правотворческий орган может черпать информацию и тем самым выявлять интересы физических и юридических лиц, является достаточно обширным. В частности, он включает:

письма и обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

публикации в печати, выступления по радио, телевидению; решения и программные документы политических партий, общественных организаций, их обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

материалы судебной и иной правоприменительной практики; материалы обсуждений проектов законов и иных нормативноправовых актов;

коллективные споры трудовых коллективов с работодателями, органами управления организаций, учреждений и предприятий;

решения органов местного самоуправления, обращения в органы государственной власти, принимаемые населением в ходе митингов;

материалы социально-правовых исследований, обобщений судебной и иной юридической практики.

Совокупность юридически значимых социальных интересов, подлежащих изучению, в каждом конкретном случае определяется индивидуально и во многом зависит от предмета правового регулирования проектируемого нормативно-правового акта. Для подготовки плана законопроектных работ законодательному (представительному) органу государственной власти, например, достаточно выявить социальные и правовые интересы, реализация которых осложнена или вовсе невозможна из-за дефектов нормативно-правового регулирования - пробелов, противоречий, декларативных, нечетких предписаний. Эти дефекты неизбежно порождают конфликты между участниками конкретных правоотношений, и их разрешение переносится в сферу государства, его судебные и иные правоприменительные органы. И, соответственно, анализ конфликтов позволяет в достаточно полной степени выявить совокупность социальных интересов в целях дальнейшего совершенствования законов и иных нормативно-правовых актов.

Для проектирования действенного механизма правового регулирования, равно как и для составления прогноза эффективности проектируемых норм права, требуется проведение всестороннего анализа социальных интересов физических и юридических лип в соответствующей сфере правового регулирования. Поэтому круг источников, объективирующих социальные и правовые интересы, должен быть максимально широким.

Выявление социальных интересов осуществляется разными способами. Это может быть контент-анализ письменных документов, отражающих социальные интересы граждан, отдельных социальных слоев общества, или, например, социально-правовое исследование с применением анкетирования или интервьюирования, а также разные методы экспертных оценок.

Независимо от используемых методов в ходе исследования социальных и правовых интересов граждан и иных участников правоотношений должны быть получены ответы на следующие вопросы:

какие социальные и юридически значимые интересы граждане, иные участники правоотношений не могут удовлетворить из-за несовершенства действующих федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации;

насколько важны для граждан и иных участников правоотношений интересы, которые остаются неудовлетворенными из-за недостатков действующего законодательства;

каковы конкретные действия, предпринятые гражданами, иными участниками правоотношений для защиты своих юридически значимых интересов; насколько успешными были эти действия; если предпринятые действия не привели к ожидаемым результатам, то почему;

какие конкретные недостатки нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики препятствуют удовлетворению правовых интересов.

Полученные в ходе исследования результаты надлежит всегда оценивать критически. Следует отделять социальные и правовые интересы, которые соответствуют объективным социально-правовым процессам, правильно отражают состояние действующего законодательства и практики его применения, от интересов, которые являются следствием неверного отражения потребностей, конкретно-исторических условий существования общества и отдельных социальных групп.

Несоответствие социальных интересов объективной реальности представляет собой достаточно распространенное явление. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных причин, в том числе недооценкой гражданами собственных возможностей, расхождениями между осознанными интересами и реальными действиями, а также завышенными притязаниями, удовлетворение которых нереально на данном этапе общественного развития. Так, проводимые социологами исследования показывают, что социально-правовой психологии россиян присуща фрустрация, т.е. психологическое состояние, связанное с неверием в собственные юридические права, в возможность законным путем удовлетворить свои правовые интересы. Рост преступности, недостаточная защищенность граждан от неправомерных действий должностных лиц, отсутствие надлежащих материальных средств - все это создает значительные препятствия для эффективного действия законов, иных нормативно-правовых актов, усиливает негативные эмоции и настроения среди значительной части россиян.

Довольно распространенной чертой правовой психологии населения является расхождение между правовыми интересами и пониманием способов их удовлетворения. Так, большинство россиян правомерно ратует за укрепление законности и стабильный правопорядок, в то же время 56% опрошенных считают возможным нарушать законы, а 36% - применять насилие. Идеи рынка поддерживают 80%, но 60% опрошенных в представителях обеспеченных слоев общества, наиболее активно реализующих эти идеи, видят только отрицательные черты и именно их винят в развале экономики. Завышенные социальные потребности, присущие примерно 10% россиян, не отражают действительных интересов большей части населения, оказавшейся за чертой бедности.

Таким образом, одним из важнейших направлений социологического обеспечения законотворчества и правотворчества является обстоятельный сбор и изучение социальных и правовых интересов граждан и иных субъектов правоотношений, подлежащих нормативно-правовому регулированию. При этом надлежит решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить сбор полной и достоверной информации о социальных и правовых интересах и суметь отличить объективные интересы от субъективных, иллюзорных.

УДК 340.11 ББК Х022.155

DOI: 10.14529/law170317

ПОНЯТИЯ «ИНТЕРЕС» И «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

И. Е. Пономаренко

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Статья посвящена анализу правового аспекта понятий интереса и социального интереса, получивших значительное распространение в научной юридической литературе. Проведено исследование основных подходов к понятию «интерес» в юридической науке, соотношения категорий «интерес» и «социальный интерес» с точки зрения теории государства и права, а также раскрыт вопрос в том, любой ли интерес, закрепленный в праве, является социальным. В процессе исследования автор пришел к выводу, что социальный интерес - это осознанная потребность субъекта, выражающаяся в его мотивированной деятельности в обществе, закрепленная, регламентированная, реализованная через право и охраняемая государством. В обществе процесс реализации любого интереса непосредственно связан с правом, которое играет главенствующую роль, формируясь под непосредственным воздействием интересов, служит средством их реализации, воплощения в жизнь. В свою очередь в правовых нормах необходимо закреплять реально существующие социальные интересы личности, общества и государства с целью надлежащего регулирования поведения субъектов права и достижения баланса их интересов.

Ключевые слова: социальный интерес, правовой интерес, социальный регулятор, правовые ценности, субъект права.

В настоящее время актуальность обращения к проблеме социального интереса именно как правовой категории и его роли в правовой сфере связана с основополагающей функцией и сущностью права - социального регулятора, с помощью правовых средств обеспечивающего реализацию социальных интересов. Своевременное их выявление способствует эффективной организации общественной жизни и достижения баланса прав личности, общества и государства. Целью настоящей статьи является исследование основных подходов к понятию «интерес» в юридической науке, соотношения категорий «интерес» и «социальный интерес» с точки зрения теории государства и права, а также раскрытие вопроса о том, любой ли интерес, закрепленный в праве, является социальным.

Категория «интерес» неоднократно становилась предметом научного анализа ряда ученых, среди которых Г. М. Гак, Г. Е. Гле-зерман, Р. Е. Гукасян, В. П. Грибанов, В. О. Бернацкий, В. Н. Лавриненко, Е. И. Аю-ева, С. В. Михайлов, В. Н. Кудрявцев, Ю. А. Тихомиров, В. Л. Суховерхий, Б. К. Бегичев, Ю. С. Завьялова, С. Н. Сабикенов, Н. А. Шайкенова, А. Т. Ханипов. В работах

Для того, чтобы раскрыть основные подходы к понятию «интерес» в юридической науке, необходимо разобраться, какое значение несет данный термин в различных сферах жизни социума. Понятие «интерес» тесно связано с жизнью общества, выражает его отношение к своим потребностям, закрепляется и гарантируется нормами права и обеспечивается государством.

Что же означает слово «интерес»? В переводе с латинского языка interest означает «иметь значение». В современном русском языке, в том числе литературном, «интерес» употребляется в следующих основных значениях: внимание, любопытство, занимательность, увлекательность; то, что составляет предмет мыслей, забот и желания; важность, значимость; корысть, выгода, польза, прибыль, благо; стремления, нужды, запросы, потребности .

бытий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями... - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов» . Значительное внимание интересу уделяется в экономике. В Большом экономическом словаре «интерес» раскрывается как «предмет заинтересованности, желания и побудительных мотивов действий экономических субъектов . В социологии и политологии «интерес» понимается как «реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п., определяющаяся положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений» .

В психологии понятие «интерес» используется для обозначения следующих феноменов: внимание, любопытство, мотивация, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание .

Употребление категории «интерес» при анализе таких явлений, как государство и право, отмечается уже на начальных этапах их познания. В трудах античных мыслителей государство предстает как выражение общего интереса всех его членов. Политика в трудах Платона, Аристотеля - это область проявления человеческих интересов. Находясь под влиянием их воззрений, Цицерон определял государство как дело народа, понимая под последним множество людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов .

Значительная роль интереса также нашла отражение в римском праве, которое формировалось путем приспособления норм «строгого права» к потребностям, нуждам стремительно растущего делового оборота. Универсализм римского права основывается на идее правового обеспечения интереса. Так, Р. Ие-ринг в своем труде «Дух римского права на различных ступенях его развития» указывает, что «последними основаниями римских правовых понятий, как и субстанциональным моментом субъективного права вообще, является практическое понятие интереса» .

лем, то есть Аллахом, служит необходимым основанием норм шариата. Мусульманская юриспруденция подразделяет «интерес» на три группы. Первую группу - минимально необходимые нужды - образуют основные ценности, без которых существование человека невозможно: религия, жизнь, разум, честь, достоинство, собственность. Вторая группа -потребности, интересы человека, удовлетворение которых облегчает жизнь. Третья разновидность интересов - удобства, обеспечение которых снимает с людей заботу о хлебе насущном, помогая стремиться к высшим идеалам .

На значение интереса в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом одними из первых в истории научной мысли обратили внимание французские просветители, которые пытались объяснить явления общественной жизни исходя из потребностей и интересов людей. Интерес у французских философов XVIII века - это важнейший двигатель поведения человека. Они стремились соотнести интерес с конкретными его носителями и с помощью него пытались обосновать их действия и поступки.

Так, П. Гольбах связал сущность интереса с «основной побудительной силой человеческих поступков, называл интересом объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье» . Интерес, по Гельвецию, есть «всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» . Он полагал, что интерес есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков. Д. Дидро писал: «Когда говорят об интересе индивида, сословия, нации - «мой интерес», «интерес государства», «его интерес», «их интерес» - это слово означает нечто нужное или полезное для государства, для лица, для меня.» .

Значительную роль в развитии теории интереса сыграл И. Кант, который рассматривал интерес в связи с практическим разумом. Интерес, по И. Канту, «есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю. Поэтому только о разумном существе говорят, что оно проявляет к чему-нибудь интерес; существа, лишенные разума, имеют только чувственные побуждения» . Гегель, продолжая линию Канта, использует понятие интереса при анализе человеческих поступков, выяснении движущих сил исторического развития.

Классическую характеристику интереса в праве дал Р. Иеринг, который под интересом понимал выражение потребности. Однако интерес не есть сама потребность, поскольку ему обеспечивается защита и охрана. В интересе им выделяются объективный и субъективный аспекты. Объективный заключается в наличии реально существующей зависимости, субъективный - в чувствовании зависимости. Психическое реагирование в форме чувствования или осознания на сформировавшуюся зависимость - это одно. Личностный вклад субъекта в формирование интереса - это другое. «Интерес в смысле субъективном указывает на чувство зависимости в жизни. Основание, в силу которого меня интересует известная вещь или отношение, лежит в том, что я чувствую в моем существовании и благосостоянии, в моем довольстве или счастье от них свою зависимость. Интересы, следовательно, - это суть, жизненные требования в широком смысле. Понятие жизненных требований принимается здесь преимущественно в значении относительном, что составляет полноту жизни для одного, то есть входит в условия его благосостояния, то для другого не имеет никакого значения. Это оправдывается как на отдельных лицах, так и на целых народах, даже на одном и том же народе в различных периодах его культуры» . Признание объективной и субъективной составляющих интереса характерно для понимания интереса в юридической науке.

Идею Р. Иеринга в части объективной и субъективной составляющих интереса развил А. Г. Здравомыслов, который писал, что интерес - это «не просто положение, это положение, рефлектирующее в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие. Интерес есть определенное единство объективного и субъективного» . При определении сущности понятия «интерес» он исходит из того, что производственные отношения обуславливают социальное положение различных общественных групп. При этом объективным в интересе считается положение субъекта, субъективным - идеальные побудительные силы. В структуре интереса выделяются четыре основных момента: «1) социальное положение субъекта или совокупность его практических связей с обществом; 2) степень осознания положения, которая может широко варьироваться от непонимания через смутное

ощущение до ясного сознания; 3) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса; 4) само действие субъекта в объективном мире» .

В отечественной юридической литературе значение понятия «интерес» многогранно дискуссионно. Различные подходы к вопросу, в чем сущность интереса, что есть интерес, противоречивы. Краткая энциклопедия по общей теории права в теории государства и права раскрывает понятие правового интереса как «осознанную личностью необходимость использовать правовые средства для удовлетворения существующих потребностей, то есть юридически значимых действий» .

Такие авторы, как Г. М. Гак, Г. Е. Глезер-ман, Д. И. Чеснаков, относят «интерес» к объективным явлениям, связывают понятие «интерес» как известной направленностью внимания или действия человека. Интерес, по Г. Е. Глезерману, объективное явление: «Осознанные в той или иной степени интересы порождают у людей определенные побуждения к действию, которые можно назвать стимулами» .

Данная концепция понимания интереса представляется нам не совсем полной ввиду того, что отсутствует субъективная составляющая интереса. По мнению указанной группы исследователей, в понимании категории «интерес» имеется разграничение реальных интересов людей от их представлений об интересах, то есть субъект не осознает своих интересов, поскольку они существуют независимо от воли, желания индивида. В нашем понимании «интерес» неразрывен с волей человека.

Другая группа ученных - Р. Е. Гукасян, В. П. Грибанов, В. О. Бернацкий, В. Н. Лав-риненко, Е. И. Аюева, С. В. Михайлов - связывают интерес с понятием «потребности».

Так, В. О. Бернаций утверждает, что «возможность правильного объяснения природы и сущности интереса заключена не в факте его связи с потребностью, а в содержании последней» . Р. Е. Гукасян выделяет различия между потребностью и интересом, делая акцент на то, что интересу присуща общественная жизнь, а категория потребности имеет отношение ко всему живому.

Подводит итог анализу интереса как общенаучной категории С. В. Михайлов, указывая: «Все сказанное позволяет определить ин-

терес как потребность субъекта, имеющую общественный характер и проявляющуюся в деятельности по осознанию и реализации целей в общественных отношениях» .

Вместе с тем указанные представители юридической науки понимают под интересом именно «социальный интерес», поскольку он носит общественный характер, основан на социальной потребности.

По нашему мнению, с данной концепцией сложно согласиться, поскольку она основана на отождествлении понятий «интерес» и «потребность», которые по своей сути имеют разное значение. Ведь интерес - более сложное и многогранное понятие, и интерес как следствие потребности может существовать отдельно от нее.

Остановимся на рассмотрении понятия «интерес» как осознанной потребности. Указанную концепцию поддерживают такие ученые-юристы, как В. Н. Кудрявцев, Ю. А. Тихомиров, В. Л. Суховерхий, Б. К. Бегичев. Например, В. Л. Суховерхий утверждает, что «так как потребность, безусловно, объективная категория, то, чтобы заставить человека действовать, она должна отразиться в его сознании, быть осознанной им, ибо, как говорил Вольтер, «нельзя желать того, чего не знаешь». Осознание потребности и рождает интерес. Интерес - это отражение потребности в сознании» . Б. К. Бегичев отмечает, что «интересы воплощают отраженное в сознании людей стремление к удовлетворению потребностей» .

Указанная концепция является субъективной и имеет множество противников, поскольку «интерес» в субъективном понимании охвачен только областью сознания субъекта и не принадлежит области наличного бытия, что, на наш взгляд, немаловажно. Сторонники данного подхода, в частности В. Н. Кудрявцев, полагают, что отсутствует необходимость включения «интереса» в сферу правовой регламентации ввиду невозможности ее влияния на социальные интересы. Мы не можем согласиться с данным утверждением, поскольку одним из основных регуляторов отношений в обществе является право, которое должно реально отражать существующие в обществе интересы. Именно посредством права интересы как и индивида, так и социума в целом закрепляются, а затем реализуются.

Такие авторы, как Ю. С. Завьялова, С. Н. Сабикенов, Н. А. Шайкенова, А. Т. Ха-нипов, являются сторонниками подхода, согласно которому понятие «интерес» основывается не на потребности, а на понятии «общественное отношение», под «интересом» они понимают исключительно «социальный интерес» и только он в правовой сфере, в отличие от других видов интересов, имеет истинное значение .

По мнению Н. А. Шайкенова, право связано только с объективным социальным интересом ввиду того, что психологический интерес не может выступать предметом правового регулирования.

Под интересом С. Н. Сабикенов понимает также социальный интерес, согласно его позиции, социальный интерес - это объект особого рода: «Это не материальный, чувственно-воспринимаемый предмет, а объективное отношение субъекта к предметам и явлениям окружающей его социальной действительности. Оно выступает в форме тенденций или необходимости» .

Следует согласиться с А. Т. Ханиповым, который указывает, что «присущая всякому социальному субъекту деятельная позиция, выражающая его избирательное отношение к объективным возможностям, тенденциям общественного развития, и есть интерес» .

При этом интересно отметить, что само понятие «социальный интерес» появилось именно в психологии. Социальный интерес -одно из наиболее оригинальных и уникальных понятий, предложенных А. Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности человека идентифицироваться с другими людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства человека по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Социальный интерес проявляется в различных формах. Одной из них является готовность человека к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах.

В юридической науке мы используем не просто понятие «интерес», а именно «социальный интерес». Тождественны ли данные понятия? По мнению Ю. С. Завьялова, С. Н. Сабикенов, Н. А. Шайкенова, А. Т. Ха-нипова, Р. Е. Гукасян, В. П. Грибанова,

В. О. Бернацкого, В. Н. Лавриненко, Е. И. Аюевой, С. В. Михайлова, они абсолютно равнозначные.

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо определиться, что же означает термин «социальный». В толковых словарях русского языка под словом «социальный» понимается общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Но всегда ли интерес в праве общественный (социальный), как же тогда быть с индивидуальным (частным) интересом?

Нам видится, что «интерес» как правовая категория является всегда «социальным», поскольку полноценно существовать и реализо-вывать свои интересы конкретный индивид может только в обществе, функционирование которого в свою очередь регулируется нормами права. Именно общность интересов группы индивидов закрепляется, регламентируется правом и гарантируется, а затем и реализуется через право, и тем самым через закрепленные общие, то есть социальные, интересы реализуется индивидуальный (личный) интерес субъекта. В зависимости от того, в каких сферах жизни социума возникает интерес, является ли он частным или публичным, он приобретает свою специфику, особую направленность. То есть, помимо того, что существует разнородные частные и публичные интересы - экономические, экологические, политические, государственные, духовные и т.д., все указанные интересы обладают признаком социальности (к примеру, экологический, экономический, духовный интересы также социальны по своей природе, поскольку направлены на удовлетворение потребности социума). Отражение и регулирование в праве интересов большинства не свидетельствует об ущемлении частного интереса, поскольку частный интерес имеет любой субъект - не только конкретный человек, но и социальная общность, государство.

По нашему мнению, социальный интерес, то есть интерес в целом, - это осознанная потребность субъекта, выражающаяся в его мотивированной деятельности в обществе, закрепленная, регламентированная, реализованная через право и охраняемая государством.

Как уже отмечалось ранее, в юридической науке высказаны различные по своей сути подходы к понятию интерес, однако все изложенные концепции понятия «интерес»

имеют общую черту - интерес непосредственно связан с человеком и обществом. В процессе реализации интереса главенствующую роль играет право, которое, формируясь под непосредственным воздействием интересов, служит средством их реализации, воплощения в жизнь. В свою очередь право должно закрепить в своих нормах реально существующие социальные интересы личности, общества и государства с целью надлежащего регулирования поведения людей и достижения баланса их интересов.

Литература

1. Абдель, В. Х. Источники исламского шариата и отражение в праве интересов человека / В. Х. Абдель // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. - М.: Мысль, 1999. - Т. 1. -750 с.

2. Бегичев, Б. К. Цели советского трудового права / Б. К. Бегичев // Правоведение. -1980.- № 5. - С. 43-48.

3. Бернацкий, В. О. Интерес: познавательная и практическая функции / В. О. Бернацкий. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. - 168 с.

4. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

5. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Институт Новой экономики, 1999. - 574 с.

6. Большой юридический энциклопедический словарь / сост. А. Б. Барихин. - М.: Книжный мир, 2000. - 719 с.

7. Гельвеций, К. Об уме / К. Гельвеций. -М., 1938. - 401 с.

8. Глезерман, Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества / Г. Е. Глезерман. - М., 1977. - 304 с.

9. Гольбах, П. Избр. философ. произ. / П. Гольбах. - М., 1963. - Т. 1.

10. Дидро, Д. Избр. произ. / Д. Дидро. -М.-Л., 1951. - 478 с.

11. Здравомыслов, А. Г. Проблема интереса в социологической теории / А. Г. Здра-вомыслов. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1964.

12. Иеринг, Р. Интерес и право / Р. Ие-ринг. - Ярославль, 1880. - 300 с.

13. Историческая школа юристов / отв. ред. В. П., Сальников. - СПб.: Лань, 1999. -192 с.

14. История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. - 352 с.

15. Кант, И. Соч. / И. Кант. - М.; Л., 1935.

Т. 4. - Ч. 1. - 260 с.

16. Михайлов, С. В. Интерес как общенаучная категория и ее отражение в науке гражданского права / С. В. Михайлов // Государство и право. - 1999. - № 7. - С. 86-92.

17. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / А. Ребер. - М., 2000.

Т. 1. - 592 с.

18. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. - 672 с.

19. Российская юридическая энциклопедия / авт. кол.: Т. Е. Абова, С. А. Авакьян, Г. Д. Алексеев. - М.: Инфра-М, 1999. - 1100 с.

20. Сабикенов, С. Н. Право и социальные интересы / С. Н. Сабикенов. - Алма-Ата: Наука, 1986. - 199 с.

21. Словарь русского языка: в 4 т. / под. ред. А. И. Евгеньевой. - М., 1981. - Т. 1. -696 с.

22. Словарь современного русского литературного языка: в 5 т. - М.-Л., 1956. - Т. 5.

23. Суховерхий, В. Л. О соотношении субъективного гражданского права и интереса / В. Л. Суховерхий // Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы за 1966 г. - Свердловск, 1968.

24. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.

25. Ханипов, А. Т. Интересы как форма общественных отношений / А. Т. Ханипов. -Новосибирск, 1987. - 256 с.

Пономаренко Ирина Евгеньевна - аспирант кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

DOI: 10.14529/law170317

CONCEPTS OF "INTEREST" AND "SOCIAL INTEREST" IN JURISPRUDENCE: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

I. E. Ponomarenko

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article is devoted to the analysis of the legal aspect of the notions of interest and social interest, which have been widely disseminated in the scientific legal literature. The main approaches to the notion of "interest" in the legal science, the correlation of the categories "interest" and "social interest" from the point of view of the theory of state and law, as well as the question of, whether any interest enshrined in law is social, are investigated. In the process of research, the author concluded that social interest is a conscious need of the subject, expressed in his motivated activity in society, fixed, regulated, realized through the law and protected by the state. In the society, the process of realizing any interest is directly connected with the law, which plays the dominant role, being formed under the direct influence of interests, serves as a means for their implementation. In turn, the legal norms need to consolidate the existing social interests of the individual, society and the state with the aim of properly regulating the behavior of the subjects of law and achieving a balance of their interests.

Keywords: social interest, legal interest, social control, legal values, subject of law.

1. Abdel" V. fr Istochniki islamskogo shariata i otrazhe-nie v prave interesov cheloveka . Antologija mirovojpravovoj mysli. V5 t.

Moscow, 1999, Vol. 1, 750 p.

2. Begichev B. K. . Pravovedenie . 1980, no 5, pp. 4348. (in Russ.)

3. Bernackij V. O. Interes: poznavatel"naja i prakticheskaja funkcii . Tomsk, 1984, 168 p.

4. Bol"shoj tolkovyj slovar" russkogo jazyka. Spravochnoe izdanie. . Saint Petersburg, 2000, 1536 p.

5. Bol"shoj jekonomicheskij slovar" . Moscow, 1999, 574 p.

6. Bol"shoj juridicheskij jenciklopedicheskij slovar" . Moscow, 2000, 719 p.

7. Gel"vecij K. Ob ume . Moscow, 1938, 401 p.

8. Glezerman G. E. Istoricheskij materializm i razvitie socialisti-cheskogo obshhestva . Moscow, 1977, 304 p.

9. Gol"bah P. Izbr. filosof. proiz. . Moscow, Vol. 1, 1963.

10. Didro D. Izbr. proiz . Moscow, 1951, 478 p.

11. Zdravomyslov A. G. Problema interesa v sociologicheskoj teorii . Leningrad, 1964.

12. Iering R. Interes ipravo . Jaroslavl, 1880, 300 p.

13. Istoricheskaja shkola juristov . Saint Petersburg, 1999, 192 p.

14. Istorija politicheskih i pravovyh uchenij . Moscow, 2000, 352 p.

15. Kant I. Sochineniya . Moscow, 1935, Vol. 4, part 1, 260 p.

16. Mihajlov S. V. . Gosudarstvo ipravo . 1999, no 7, pp. 86-92. (in Russ.)

17. Reber A. Bol"shoj tolkovyj psihologicheskij slovar" . Moscow, 2000, Vol. 1, 592 p.

18. Rossijskaja sociologicheskaja jenciklopedija . Moscow, 1998, 672 p.

19. Rossijskajajuridicheskaja jenciklopedija . Moscow, 1999, 1100 p.

20. Sabikenov S. N. Pravo i social"nye interesy . Alma-Ata, 1986, 199 p.

21. Slovar" russkogo jazyka v 4 t. . Moscow, 1981, Vol. 1, 696 p.

22. Slovar" sovremennogo russkogo literaturnogo jazyka: V 5 t. . Moscow, 1956. Vol. 5.

23. Suhoverhij V. L. O sootnoshenii sub "ektivnogo grazhdanskogo prava i interesa . Materialy konferencii po itogam nauchno-issledovatel"skoj raboty za 1966 g. . Sverdlovsk, 1968.

24. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar" . Moscow, 1983, 836 p.

25. Hanipov A. T. Interesy kak forma obshhestvennyh otnoshenij . Novosibirsk, 1987, 256 p.

Irina Evgen"evna Ponomarenko - postgraduate student of the Department of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Пономаренко, И. Е. Понятия «интерес» и «социальный интерес» в юридической науке: теоретико-правовой аспект / И. Е. Пономаренко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2017. - Т. 17, № 3. - С. 96102. БО!: 10.14529/^170317.

Ponomarenko I. E. Concepts of "interest" and "social interest" in jurisprudence: theoretical and legal aspect. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2017, vol. 17, no. 3, pp. 96-102. (in Russ.) DOI: 10.14529/law170317.

Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.

В юридической литературе предмет интереса совпадает с предметом потребности.

  1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
  2. Нормативность интереса, т. е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.

3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Этокачество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.

4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.

В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе.

Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.

Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства - установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практической реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.

Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.

Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.

В литературе называют тенденции в правовом обеспечении интересов:

  1. возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;
  2. возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.

Основные элементы социального действия права.

Основные элементы социального механизма действия права: человек, социальная группа, общественное мнение, корпус профессиональных юристов

Общественное мнение как элемент социального механизма действия права. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения.

Стадии действия права.

Стадии социального действия права:

Формирование предпосылок;

Непосредственно действие права.

Выделяется ряд этапов реализации права (норм права).

Во-первых, этап предреализующей деятельности. В него входят: «деятельность государственных органов по созданию рациональной системы правовых предписаний, конкретизирующих первоначальную норму, т.е. «создание нормативных условий для точного действия права».

Во-вторых, этап промежуточного действия нормативного акта: создание оптимальной нормативной модели поведения (с учетом способа правового регулирования) и создание юридического, организационного (включая механизм проверки исполнения), информационного, ценностно-психологического механизмов ее реализации».

В собственно правореализации выделяются три схемы: правоприменение с принятием конкретизирующих правовых актов; правоприменение при их отсутствии; непосредственное исполнение, соблюдение правовых предписаний). При этом авторы рассматривают контрольные и информационные проблемы, а также роль правовой культуры. При освещении социальных аспектов механизма они выделяют, по сути, только роль социальных потребностей.

три основных уровня действия:

Общесоциальный (общество в целом);

Региональные (республики, края, области, города, районы и проч.);

Групповые (семья, трудовой коллектив, общественные объединения и т.п.).

На третьем этапе (осуществления норм права) под воздействием системы указанных факторов происходит фактическая реализация правовых предписаний и требований в деятельности (поведении) субъектов права. На этой стадии большое значение имеют разнообразные формы и средства государственно-правового воздействия. В.И. Гойман отметил особое значение правовых средств и выделил ряд их особенностей (это - право в его юридически должном виде, они имеют универсальный характер, имеют специально-юридическую природу, их применение сопряжено с юридическими последствиями и др.). Заметную роль в этом плане играют не только сами нормы права, но также - правоприменение, толкование норм права, правовой контроль и надзор государственных органов. Велико значение и неправовых средств применяемых государством (правовое и нравственное воспитание, создание благоприятных экономических и иных условий и др.)


Похожая информация.


Жизнь настолько разнообразна и подвижна, что постоянно возникающие потребности, интересы и притязания в самых различных сферах деятельности людей, организаций и учреждений не могут полностью охватываться и закрепляться в законодательстве, в субъективных правах и юридических обязанностях. Юридически закрепляются лишь наиболее социально значимые интересы. Социальные притязания - это требования, возникающие в обществе, отражающие интересы, на которые правовая система должна реагировать признанием, ограничением, примирением и защитой. Социальные притязания - это основа права, которая затем облекается законом в ту или иную форму. Интерес является движущей силой, «направляющей душой» социального притязания субъектов. «потребности - интересы - социальные притязания - право» - это система взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Не все притязания субъектов получают официальное признание в объективном праве.

Законный интерес и субъективное право–средства правового опосредования социальных притязаний. «Субъективное право является главным, но не единственным правовым средством удовлетворения социальных интересов». В законных интересах опосредуются только те интересы и социальные притязания, которые нельзя обеспечить материально, финансово (в той же мере, как субъективное право). Законные интересы - это своего рода феномены, предшествующие субъективным правам, они могут трансформироваться в права, когда для этого созревают необходимые условия. В законных интересах опосредствуются социальные интересы и притязания, которые право не успело «перевести» в субъективные права в связи с быстро изменяющимися общественными отношениями или наименее значимые. Законодатель не устанавливает конкретного содержания законных интересов, а лишь указывает на необходимость их охраны и защиты, на то, что они должны уважаться всеми. Субъективное право отличается от законного инте- реса возможностью потребовать, своеобразной властью, присущей управо- моченному лицу. Субъективные права – это конкретная разрешенность определенного вида дейс- твий, законные интересы – всего лишь не запрещенность.

  1. Правовые интересы и правовые дозволения

Термин «правовые интересы» отражает определение правовых интересов как интересов, возникающих в сфере правовых отношений и удовлетворяемых с помощью правовых средств.

Правовые интересы, удовлетворяясь правовыми средствами, не есть конечная цель деятельности субъектов права. Правовые интересы создают необходимые условия для удовлетворения социальных интересов. Например, правовой интерес гражданина, выражающийся в необходимости приобрести право собственности на квартиру, удовлетворяется заключением и исполнением договора купли-продажи недвижимого имущества. Став обладателем права собственности на данное имущество, создаются условия по удовлетворению иных интересов данного гражданина: экономических, моральных, духовных и т.д.

Интерес может быть удовлетворен не только посредством субъективных прав, но и с помощью иных правовых средств. Если он удовлетворяется с помощью и посредством правовых средств, которые создают условия для реализации иных интересов субъекта, такой интерес является правовым. Следовательно, удовлетворение правового интереса есть условие для удовлетворения социальных интересов. В таком значении правовой интерес может выступать и как условие удовлетворения другого правового интереса. Например, удовлетворение правового интереса по распоряжению своим имуществом на случай смерти путем совершения завещания невозможно без предоставления такой возможности нормами объективного права и предварительного удовлетворения правового интереса по обладанию данным имуществом на праве собственности.

Наряду с правовыми интересами в законодательстве и литературе используются термины «законные интересы» и «охраняемые законом интересы», в отношении которых продолжается спор о том, обозначают ли эти термины разные понятия или нет.

Законные (охраняемые законом) интересы - это экономические, политические, моральные и иные интересы, которые, опосре-дуясь правовым интересом, приобретают дополнительное социальное качество, становятся охраняемыми законом. Данные интересы удовлетворяются не правовыми средствами, право лишь создает необходимые правовые условия для их удовлетворения. При этом и правовые и иные по содержанию интересы могут как охраняться, так и не охраняться законом37.

Юридические дозволения, как и дозволения вообще, имеют, если можно так сказать, предоставительное предназначение: они "что-то предоставляют" - призваны дать простор, возможность для "собственного", по усмотрению, по интересу, поведения участников общественных отношений. С юридической стороны они выражаются поэтому главным образом в субъективных правах на собственное активное поведение.

Следовательно, дозволение в праве - это (поскольку речь не идет об общих дозволениях) субъективное юридическое право, и ему свойственно все то, что присуще субъективным юридическим правам (наличие известного "юридического плюса", момент усмотрения; мера юридических возможностей).

Дозволения в строгом смысле этого слова характерна не просто мера возможного поведения, а преимущественно такая мера, которая состоит в возможности выбрать вариант своего собственного поведения, проявить активность, реализовать свой интерес и свою волю, т.е. юридические возможности, характерные, например, для права собственности. Чаще всего они прямо формулируются в тексте нормативного акта в виде особой разновидности регулятивных норм - управомочивающих. Вместе с тем наличие юридического дозволения может вытекать из комплекса юридических норм.

30.Аффилированные субъекты права.

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства. Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны.

Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

К индивидуальным относятся:

а) граждане Российской Федерации;

б) иностранцы;в) лица без гражданства (апатриды);

лица с двойным гражданством (бипатриды).

Коллективные делятся на следующие виды:

1. Само государство;2. Государственные органы и учреждения;3. Общественные объединения;4. Административно-территориальные единицы;5. Субъекты Российской Федерации;6. Избирательные округа;7.Религиозные организации;8.Промышленные предприятия;9. Иностранные фирмы;9. Специальные субъекты (юридические лица).

Лицо аффилированное – это то лицо (физическое или юридическое), которое способно влиять на деятельность других (юридических или физических) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Термин «аффилированное лицо» происходит от английского глагола «affiliate» - что значит присоединяться, соединяться. В дословном значении - этот термин подразумевает принимать в члены, усыновлять (или удочерять). То есть речь идет о взаимосвязи субъектов, которая быть может выражена как юридически, так и практически.

Аффилирование - это процесс воздействия, влияния отдельного физического лица на деятельность всей компании или фирмы. Аффилированное лицо - это организация или же физическое лицо, которое способно оказывать точное действие на деятельность хозяйственного общества с помощью личного участия в капитале или же с помощью членства в правящих органах.
Законом государства поставлены практические условия, при которых между двумя и более лицами возникает состояние аффилированности (это может быть роль в капитале, присутствие трудовых и договорных взаимоотношений, членство в органах управления юридического лица, родственные связи), другими словами им предоставляется возможность носить материальный, договорный, организационно-управленческий, семейно-правовой причем в отдельных исключительных случаях даже перемешанный характер, но при этом существует предметная особенность.

Следует подчеркнуть, что имеются в виду отношения, носящие не имущественный, а именно управленческий характер.

ВВЕДЕНИЕ
Данная работа имеет своей главной задачей рассмотреть проблему роли интереса субъектов в правовом регулировании.
Актуальность и сложность данной проблемы обуславливается:
Во-первых, противоречием между правовой формой регулирующей общественные отношения и фактически складывающимися общественными отношениями, их природой.
Во-вторых, тем, что правовая форма представляет собой инструмент, с помощью которого государство защищает и охраняет интересы граждан, как в отдельности, так и в виде всего общества. И именно здесь возникает вопрос о выборе способа гарантии, охраны тех или иных интересов.
В-третьих, исторической ролью интереса в праве, а именно с точки зрения правогенеза. Уже на ранних этапах развития человечества между людьми появляются общественные отношения. Общественные отношения представляют собой столкновения различных вариантов действий людей. В этом смысле субъектом общественных отношений может быть только лицо, которое обладает сознанием и разумом, которые, в свою очередь, предполагают возможность давать оценку своему поведению, поведению других лиц, и реализовывать на основе этой оценке свой интерес. Известные всем нам интеллектуальный и волевой аспекты. И уже здесь мы сталкиваемся с тем, что человек действует на основе своего интереса. И в этом смысле интересы разных субъектов находятся в диалектическом противоречии друг с другом, что создает сложности в правовом регулировании, и необходимости выбора в ту или иную пользу.
Все это порождает множество проблем на практике, в случае, когда более слабая сторона нуждается в защите, а правовая форма таковой не предусматривает, в случае, если тот или иной интерес гарантирован недостаточно, в случае если правовая форма экономически противоречит интересам обеих сторон.

ПОНЯТИЕ ИНТЕРЕСА
Понятие интереса по-разному трактовалось различными специалистами, как в области общей теории права и социологии, так и в различных отраслях.
В основе различного понимания интереса лежит отношение субъекта к интересу. К середин 60-х годов четко выявились три точки зрения по поводу интереса.
1) Интерес является категорией субъективной и определяется субъективными представлениями о благе. Р.Е. Гукасян указывает на то, что интерес представляет собой осознанную потребность.
Критикуя данную позицию Г.М. Гак, а затем и Д.М. Чечот указывают на то, что такое понимание интереса означает отражение в психике психического.
2) Другая точка зрения подразумевает под интересом - объективно существующую ориентацию на создание и усвоение предмета потребности и представляет собой интерес или как ее определил Д.М. Чечот объективная нуждаемость субъекта в экономическом, политическом или культурном благе. Данный подход преобладает в юридической науке в последнее время.
Однако очевидно существуют действия, выражающие такой интерес, который в меньшей степени соответствует объективным характеристикам, потребностям. Например, профессор философского факультета МГСУ О. А. Митрошенников указывает на то, что интерес представляет собой субъективное выражение потребностей их осознания. В психологии же интерес являет собой проявление познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности. С.Л. Рубинштейн полагал, что интерес есть сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов, вызывающую стремление ближе ознакомиться с предметом.8 Иногда интерес определяют как эмоциональные потребности. Таким образом, приоритет объективной характеристики в юридической литературе не является однозначным выводом.
3) Последний вариант это признание интереса как субъективно-объективной характеристики, так например А.Г. Здравомыслов, не отрицая объективные свойства интереса, указывает, что субъективность выражается в том, что каждый поступок определяется тем или иным интересом субъекта. Грибанов В.П. указывает, что интерес должен «неизбежно протий через сознание людей».
На мой взгляд, начальная идея данного подхода является верной, однако последующие выводы нуждаются в уточнении, а именно, интерес в моем понимании, представляет собой осознанную потребность в достижении цели. С одной стороны субъективность интереса выражается в том, что он всегда предопределяется потребностью, как психо-физиологической активностью, как личностной характеристикой. Однако это относится лишь к физическим лицам, как субъектам, что же касается юридических лиц, общества, государства, здесь вопрос более сложный и осознание идет несколько другими путями. С другой стороны, на потребности оказывает влияние экономическое, социальное, политическое и культурное положение субъекта, и в этом смысле интерес объективен, он существует вне взаимосвязи с осознанием. Изначально существует объективный интерес, а потом может стать субъективным.
Необходимо констатировать важный аспект, а именно, то, что, несмотря на достаточно распространённый анализ интереса через благо. Я не оспариваю тот факт, что благо есть все то, что способно удовлетворить потребности. Но мне кажется, не совсем корректно употреблять термин благо применительно, например, к причинению смерти человеку. И мне кажется, что более правильным с точки зрения терминологии употреблять понятие цели, которая может совершенно любой. Цель представляет собой проекцию будущих событий. И в этом смысле потребность заключается в достижении цели, независимо благая она с точки зрения морали или нет. Помимо этого цель представляет категорию более широкую, на мой взгляд, чем благо оно предполагает идеальный вариант развития событий, в том числе приобретение не только конкретного блага, а приобретение комплекса благ, и сопутствующих им положительных условий обстановки, которые являлись частью цели, но не удовлетворяют конкретные потребности, и поэтому охватываются лишь целью.
Интересы могут быть индивидуальными, общественными и государственными. Данные различия предопределяются целями, которыми руководствуются субъекты.
Общественные интересы отличаются от индивидуальных тем, что цель в данном случае едина у всех субъектов данного общества. Общественная цель приобретает новые признаки, по сравнению с целями, которые преследовали отдельные субъекты, и в этом смысле общественные цели могут входить в противоречие с целями, которые преследуют отдельные субъекты. Однако при этом государство имеет свою субъективную трактовку, как интересов общества, так и интересов личности. Интересы общества нуждаются в такой трактовке, ибо зачастую обществу достаточно трудно самостоятельно осознать свой интерес. А интерес государства заключается в том, чтобы найти баланс между интересами личности и общества, речь в данном случае идет о собственной трактовке государством этих интересов и поиску этой грани.
Вопрос, наверное, в данном случае возникает о том, о каком осознании может идти речь, и о каком субъективном аспекте может идти речь? На мой взгляд, в данном случае термин «осознание» должен употребляться условно, а именно лишь как способность оценки своих потребностей, и не предполагается, и в данном случае речь не о психическом, но в любом случае о субъективном восприятии потребностей, и выражении интереса в действиях во вне.
Интерес, как свойство субъекта, в том числе, предопределяет, вступление в какие-либо общественные отношения и соответственно характер, и признаки общественных отношений.
Однако не нужно отождествлять интерес и субъект, ибо интерес это лишь свойство субъекта. Однако он может выражаться вовне лишь в волевых актах субъекта его действиях. И именно поэтому общественные отношения представляют собой сталкивающиеся действия, а не как пишет Н.М. Коркунов, сталкивающиеся интересы, интерес лишь побуждает к действию, интерес является двигателем деятельности субъектов, а столкновению происходит уже не в сознании, а во вне.
Общественные отношения, которые характеризуются каким-то определенным общим интересом, не в том смысле, что у всех интерес един, а в смысле, что он одинаковый по своей природе, и эти отношения как следствие имеют общие признаки. Так например, отношения в имущественной сфере характеризуются интересом в приобретении или отчуждении того или иного блага.
Таким образом, существуют некие общественные отношения, и у этих общественных отношений есть определенные признаки, их существенные черты, качества, как явления социального и экономического порядка в том числе.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРЕСА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ФОРМЫ
Когда мы говорим об общественных отношениях, мы имеем дело с содержанием, как тем самым элементом правоотношения, которое предопределяет его форму - правовое регулирование, норму права.
Форму общественных отношений предопределяют признаки этих общественных отношений. Данные признаки выделяются на основании общности интереса, он включает в себя, как личностный, субъективный аспект особого интереса, так и аспект объективный в виде социально-экономического статуса субъекта. Совокупность данных признаков предопределяющих правовую форму называется правовая природа.
Мы говорим, что правовая природа предопределяет правовую форму. Однако есть нечто, что определяет эту правовую форму. Прошу почувствовать различие в лексическом значении. Определение правовой формы может отличаться от предопределения в том смысле, что определяет правовую форму, допустим законодатель, государство в виде нормативного акта. А предопределяет правовая природа.
Кто или что именно определяет правовую форму. И здесь я, с очевидностью даю ответ, что определяет правовую форму государство или лицо обладающее властью, если выражаться более точно. Такой, на мой взгляд, однозначный ответ основывается на необходимости защиты своего интереса, как предпосылка первоначальная, возможность защиты этого интереса только тем, кто обладает властью, как вторая предпосылка. Вывод наличие необходимости властного субъекта для придания правовой формы, т.к. только властный субъект способен придать данной правовой форме охранительную функцию, без которой право погибает, ибо она такая же составляющая, как и функция регулятивная.
Очерчивая, придавая границы, общественным отношениям правовая форма должна ориентироваться на признаки этих отношений, на реально существующие взаимодействие. Взаимодействие есть конкретное столкновение двух деятельных актов субъектов. Соответственно правовая форма должна быть такой, чтобы была адекватная возможность реализовать свой интерес в каком-либо варианте деятельности. В этом смысле прав Р. Иеринг в "Борьбе за право", указывающий на необходимость, наиболее точного отражения интересов в праве. Объективные предпосылки права, складываются в качестве свойств в самих общественных отношениях. Но они трансформируется в право лишь благодаря деятельности государства.
И так правовая форма образуется под влиянием следующих предпосылок: правовая природа, культурный слой, идеологические политические особенности и особенности государственного управления.
Необходимо ответить на вопрос, каким образом правовая природа предопределяет правовую форму. Столкновение различных деятельных актов, действий на протяжении какого-то периода времени приобретают характер нормы, нормы социальной, нормы в том смысле, как действуют обычно. С одной стороны мы говорим о социальной норме как норме противоположной правовой, т.е. не имеющей тех характеристик, которые имеет правовая норма, но с другой стороны правовая норма всегда разновидность нормы социальной. Социальная норма представляет собой правило поведения, не обеспеченное властной правовой защитой, но возможно обеспеченная защитой социальной и психологической. Это означает, что лицо,зная сложившуюся норму деятельности не отклоняется от нее по двум причинам: потому что он сам привык так делать, он внутренне считает это нормальным - психологическая причина, и причина социальная - в этом смысле это социальное общественное одобрение за соблюдение нормы и порицание за ее нарушение. Важно учесть то, что норма, имея под собой психологический и социальный аспекты. И в этом смысле нормой может стать только то, что одновременно поддерживается каждым - психологический аспект и обществом - социальный. Такой процесс образования социальных норм на основе интереса субъектов, можно назвать предправотворческим процессом.18
На основании этого можно сказать, что правовая форма должна устанавливать границы, ориентируясь на норму социальную, норму уже существующую в обществе. Однако выявление той или иной социальной нормы и выяснение отношения к ней каждого человека конкретно и всего общества зачастую очень сложно, да и, почти невозможно. Как следствие, нам и приходится говорить о правовой природе, об общих признаках характеризующих общественные отношения в определенной сфере. Правовая природа объединяет в себе общие признаки всех отношений, которые регулируются этими социальными нормами. Соответственно, когда придается правовая форма тем или иным общественным отношениям, необходимо выявить общие характеристики данных отношений.
В зависимости от интереса субъектов выделяются группы общественных отношений, которые впоследствии преобразуются в отрасли права. Однако очевидно, что внутри групп имеют место институты. И каждый из них имеет свои особенности, свои дополнительный признаки, отличающие их от остальных, и в этом смысле имеют свою правовую природу и нуждаются в правовом регулировании с учетом особенностей интереса и субъекта в данном конкретном случае.

ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОЙ ФОРМЫ НА ИНТЕРЕС
Интерес и правовая форма представляют собой явления взаимосвязанные, взаимообуславливающие. Что это означает? А это означает то, что как правовая форма влияет на интерес, так и интерес влияет на правовую форму.
Общественные отношения - столкновение поведения, деятельности людей. Соответственно возможны множество развития общественные отношений в зависимость от конкретных действий людей, субъектов общественных отношений. И если мы предполагаем бесконечной число вариантов поведения, то право ограничивает эти варианты, суживая возможности поведения до более или менее минимума. В этом смысле мы сталкиваемся с понятиями императивного и диспозитивного правового регулирования, с методом правового регулирования. Императивный метод ограничивает варианты возможного поведения до одного, диспозитивный же позволяет субъектам общественных отношений выбирать варианты поведения, в некоторых рамках.
Но можно посмотреть на правовую форму и с другой стороны, со стороны того, что облечение тех или иных общественных отношений в правовую форму является санкцией государства или признанием государством таких общественных отношений.
Оценивая, что такое право мы уже и выявили его функции, две главные функции - охранительную и регулятивную. Регулятивную в виде установления границ для общественных отношений и охранительную в виде возможности защиты интересов.
Право регулирует существующие общественные отношения, и одновременно охраняют существующие общественные отношения, в этом смысле проявляется двойственность права, как две стороны одно целого, охраны и регулирования. И в этом смысле общественные отношения, урегулированные и охраняемые правом, становятся правоотношениями.
Что же происходит с интересом, когда, как мы говорим общественные отношения становятся урегулированными правом. Интерес - изначально это осознанная потребность в достижении определенной цели. В этот момент, когда общественные отношения урегулируются правом, интерес становится интересом законным (в широком смысле), т.е. получает защиту и одновременно регулирование с точки зрения закона. Законный интерес (в широком смысле) предполагает облечение его в субъективное право и его обеспечение в виде коррелирующей обязанности другой стороны. В этом смысле, как верно подмечает Н. М. Коркунов юридическая форма, во-первых, устанавливает пределы, в которых данный интерес может быть осуществлен - это право, во вторых устанавливает в отношении другого сталкивающегося с ним интереса соответственные ограничения это обязанность. Отношение, которое складывается из права и обязанность и есть юридическое отношение, правоотношение.
И здесь я хочу еще раз подчеркнуть ту мысль, которую уже озвучивал, а именно обязательная принадлежность интереса субъекту. В этом смысле Н. М. Коркунов приводит верный тезис о том, что "право и обязанность составляют принадлежность субъекта. Без субъекта они существовать не могут: и право и обязанность должны быть непременно чьи-нибудь". Однако право представляет собой охраняемый законом интерес, а значит и он тоже не может быть без субъектным.
Вот мы говорили о том, когда правовая форма предопределяет тот объем возможных действий и соответственно как результат возможных вариантов столкновений, таким образом, правовая форма предопределяет возможные варианты реализации интереса. Как следствие мы видим влияние правовой формы на интерес.

ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС
Правовая форма, но будем говорить более конкретно закон, как регулятор общественных отношений, имеет своей первостепенной функцией создать границы для общественных отношений, в первую очередь это выражается в максиме "все, что не запрещено, разрешено". Однако правовую защиту в виде субъективный прав получает, только ограниченное число интересов, т.е. те, о которых прямо в норме предполагают наличие юридически обеспеченной обязанности, являющейся гарантией субъективного права и удовлетворения потребности лежащей в основе интереса.
Однако общественных отношений бесконечное множество, и соответственно возможно наличие такого интереса, которое не противоречит законы, но и не опосредуется субъективным правом, данная категория получила название законный интерес. Как правильно отмечают в литературе, закон не может дать охрану всем интересам в виде субъективного права. С этой точки зрения законный интерес выполняет и некую восполняющую функцию, т.е. если интерес не защищен субъективным правом, но и не противоречит закону, то он защищается как законный интерес. Законный интерес в этом смысле не отражается непосредственно, он имеет в своей основе общие принципы права.21
На основании вышеизложенных тезисов, можно провести дифференциацию интересов. Во-первых, все интересы делятся на: правомерные и неправомерные. Неправомерный интерес-интерес - прямо запрещенный существующим правом. Правомерный интерес - очевидно противоположность неправомерному. Правомерный интерес в свою очередь

На основании вышеизложенных тезисов, можно провести дифференциацию интересов. Во-первых, все интересы делятся на правомерные и неправомерные. Неправомерный интерес-интерес - прямо запрещенный существующим правом. Правомерный интерес - очевидно противоположность неправомерному. Правомерный интерес в свою очередь делится на интерес, опосредуемый субъективным правом, и иной интерес, как мы сказали, законный.
Законный интерес - представляет собой такую разновидность интереса, которая не противоречит закону, но имеет меньшие гарантии по сравнению с интересом выразившимся в субъективном праве. Это гарантия выражается в возможности защиты данного интереса. Отличие законного интереса от субъективного права заключается в том, что праву как элементу правоотношения всегда противостоит субъективная обязанность, и в этом смысле, есть субъект, обязанный дать удовлетворение интересу. Законный интерес это такая потребность, которая уважается законом, но у нее нет противостоящего обязанного лица, никто не обязан дать удовлетворение этому интересу, по крайней мере, ни у кого нет субъективной обязанности
Однако, как правильно указывает, Нохрина М.Л. до нарушения существует определенный интерес, который охраняется правом лишь превентивно, на случай этого нарушения, однако если интерес нарушен, то субъекту предоставляется охранительное право, возможность его защиты.22 И здесь возникает вопрос о том, что если имеет место охранительное право, то должен быть и субъект обязанный удовлетворить это охранительное право, и таким субъектом является суд, или иной орган, управомоченный на это.

ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Категория законного интереса в настоящее время получила широкое распространение в законодательстве, однако законодатель достаточно не последователен в употреблении данной категории. Именно, это зачастую может вызвать проблему у правоприменителя о том, как толковать интерес в конкретном случае, не является ли признание интерес объектом законной охраны расширением дискреции суда, и насколько в принципе такое расширение правомерно?
Первая проблема заключается в том, что законодатель не последовательно применяет термин законный интерес, и в разном контексте.
Допустим, в одном случае законодатель указывает на возможность защиты законного интереса (ст.2, ст.3 ГПК, п.1 ст. 2 АПК, ст.6 УПК), то в другом случае, а именно законодатель говорит о защите законных экономических интересов (ст.1.2 КоАП). Однако это не означает, что законодатель исключил законные интересы в части не экономических, потому что защита законного интереса основана не на конкретном указании закона, а на общедозволительном принципе правового регулирования. Но неточности законодательной техники имеют место.
Есть ситуации и иного рода, так допустим, с одной стороны УПК имеет своей целью защиту законных интересов (ст.6), с другой стороны УК выделяет отдельные преступления, посягающие на законные интересы – ст.136(УК), ст.142(УК), и даже выделяет отдельную главу 23 в виде преступления против интересов службы.29 Однако законодатель в главе 33 УК говорит о преступлениях против военной службы, и не употребляет термин интерес. Но самая главная проблема видится в том, что каждое преступление в УК является преступление против каких-либо интересов.30 И вопрос заключается в том, насколько необходимо в каждом конкретном случае говорить об интересах.
А вот допустим, ст.142 УК разграничивает понятия законных интересов в отношении граждан и организаций и охраняемых законом интересов в отношении общества или государства.31 Ст.566, 663 ГК также говорит об охраняемых законом интересах. 32 Важно понимать, что законный интерес, есть интерес, которому предоставлена государством охрана, и тогда очевидно различий нет. Однако это вопрос для размышлений, ибо в доктрине есть различные позиции, по этому вопросу и буквальное толкование до сих пор дает почву для размышлений. Например, есть позиция, согласно которой законный интерес, это интерес соответствующий праву, но не охраняемый, в отличие от интереса охраняемого. Такая позиция, на мой взгляд, может привести к очень пагубным последствиям. Так, например, ст.56 СК говорит о законных интересах ребенка. И мне кажется это абсурдно, если в случаях, когда речь идет о ст.663, где говорится об аренде необходимо охранять интересы предпринимателя, а интересы ребенка нет, такая позиция противоречит и Конституции РФ, где статья 38 признает детство объектом охраны. Кроме того, ст.142 УК, если различать, данные термины, устанавливает защиту в отношении лишь интересов общества и государства, но тогда, какой смысл было упоминать законные интересы в ст.142 УК РФ в отношении граждан, ибо норма охранительная и её цель-защита.
Данная проблема видится мне не только в законодательстве, но и в судебной практике, так например, в Определении от 20.01.2012 № 5-В11-124, ВС РФ говорит о законных интересов в отношении граждан категорию законных интересов, а в отношении публичных субъектов категорию охраняемых законом.
Если мы коснемся гражданского законодательства, в обязательственной части, договорного регулирования, то очевидным станет ответ, что многие статьи ГК, так например 743, 895, глава 50, отражают принцип добросовестности и заботу об интересе контрагента, так например институт ответственного хранения в поставке, является частным случаем принципа добросовестности. И это приводит нас к несомненному выводу, что независимо от того есть ли указание на законный интерес в конкретной статье, контрагент в силу принципа добросовестности должен стараться его защитить.
Категория законного интереса зачастую применяется и судебной практикой, признавая тем самым законный интерес в качестве объекта защиты, в некотором смысле наравне с субъективным правом. Так, например, ФАС ЗСО в постановлении от 28.01.2003 по делу № Ф04/384-1/А45-2003 признал законный интерес военнослужащих в случае отсутствия регулирования порядка обязательного медицинского страхования военнослужащих в ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ».
Суды защищают законный интерес членов семьи гражданина, признанного недееспособным, вследствие злоупотребления наркотическими средствами, а именно интерес в том, чтобы деньги не уходили из семьи на антисоциальные цели. Другой пример может быть, если мы говорим об усыновлении, то спора о праве между двумя субъектами быть не может, потому что такого права нет, но при этом есть законный интерес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данного доклада, мне бы хотелось сказать, что на данный момент категория интереса изучена далеко не полностью, и имеет множество аспектов, требующих более тщательного анализа с точки зрения доктрины. Интерес представляет собой многоаспектное явление, с точки зрения права, социологии, психологии и экономике, и в этом смысле интерес нуждается в комплексном исследовании с точки зрения различных научных областей.
Проблемы интереса выявляются ещё на самом раннем уровне, несознательного поведения человека, как отражение неких потребностей, и имеют место на всем протяжении выстраивания общественной пирамиды, от индивида, то все общества нашей страны, государства и мирового сообщества. И, несмотря на наличие многочисленных оценок категории интереса на данный момент, его значение нельзя преуменьшать, ибо он являет собой основу деятельности каждого субъекта, а, следовательно, играет принципиальную роль, как в социальной жизни общества, так и в правовом регулировании общественных отношений.
Мы выявили сущностные проблемы в области способов и средств защиты интересов граждан, категорию законного интереса, её разграничение с таким явлением как субъективное право, особенности законодательного регулирования данного вопроса и судебной практики защиты законного интереса.
Изучение данной проблемы привело нас к выводу о необходимости выработать некие общие правила применения категории законного интереса на уровне законодательства, а затем и на уровне судебной практике, с целью создание и поддержания единообразия применения закона в сфере защита законного интереса.
Интерес же, как категория общеправовая, общесоциальная, должна одновременно изучаться и на уровне отдельных отраслей, гражданское, административное, международное, и только при соединении всего накопленного опыта, можно делать наиболее общий и правильный вывод о сущности такой многозначной категории, как интерес в праве.

Список литературы:
АПК РФ от 24 июля 2002 // Консультант Плюс.
ГК РФ от 26 января 1996 // Консультант Плюс.
ГПК РФ от 14 ноября 2002 // Консультант Плюс.
КоАП РФ от 30декабря 2001 // Консультант Плюс.
СК РФ от 29 декабря 1995 // Консультант Плюс
УК РФ от 30 июня 1996 // Консультант Плюс.
УПК РФ от 18 декабря 2001 // Консультант Плюс.
ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 // Консультант Плюс
Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С.229
Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания.//Избранные труды М., 2003 С.380
Глезерман Г.Е. Интерес как социологическая категория, «Вопросы Философии, 1966, №10, С.35
Грибанов В.П. Интерес в гражданском праве. Советское государство и право, 1967, №1, с.415
Гукасян Р. Е. Правовые и охраняемые законом интересы. // Советское государство и право. 1973. №7 С.153
Гукасян Р.Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. Саратов, 1970, С.200.
Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в современной социологической теории. Л., 1964, с.829
Иеринг Р. Борьба за право // Избранные труды. Самара, 2003, С.618
Иеринг Р. Интерес и право // Избранные труды. Самара. 2003, С. 618
Иеринг Р. Цель в праве// Избранные труды. Самара, 2003. С.547
Кляус Н.В. Законный интерес как предмет судебной защиты в гражданском судопроизводстве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Новосибирск, 2007
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Кн.2. Объективная и субъективная сторона права., 1914., М., С. 184
Луковская Д.И. Политические и правовые учения: Историко-теоритический аспект. Л., 1985., с.134
Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека Пермь. 1971. - 120 с. 68.
Митрошенников О.А. Философия: учебник. Структура, виды формы и уровни деятельности. М., 2002., С.458
Нохрина М.Л. Гражданское-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб., 2004.С.372
Общая психология / Под ред. А. В, Петровского М., 1970, с.496
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, с.720
Субочев В.В. Законные интересы. М., 2008 С.496
Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968, С.72
Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976., С. 188-189