Святые покровители носящих имя Тимофей

Святой мученик Тимофей Прусский
День памяти установлен Православной Церковью 10/23 июня.
Святой мученик Тимофей Прусский был епископом и вел праведную жизнь, обращая к вере многих язычников. Он проповедовал и творил чудеса. Слава о чудотворце дошла до римского императора Юлиана, правящего в 361–363 годах. Язычник казнил священнослужителя, но даже после смерти люди получали помощь от святого Тимофея Прусского.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого мученика Тимофея Прусского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой апостол Тимофей
Память святого апостола Тимофея совершается в Русской Православной Церкви 22 января/4 февраля и в день Собора Апостолов от семидесяти 4/17 января.
Святой апостол Тимофей («любящий Бога») Эфесский, из числа семидесяти призванных, был родом из города Листры, рос в семье эллина и иудейки и воспитан в иудейской вере. Уверовал во Христа во время чудесного исцеления апостолом Павлом хромого. С течением времени стал одним из его самых усердных и преданных учеников.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого апостола Тимофея
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой мученик Тимофей Палестинский
Память святого мученика Тимофея Палестинского совершается 19 августа/1 сентября.
Святой мученик Тимофей Палестинский пострадал за Христа в начале III века в годы правления римского императора Диоклетиана вместе с другими мучениками города Газы, где жил. В христианской общине Газы он был поставлен учителем, поскольку с начала ее образования являл собой образец добродетели, благочестия и мудрости, достиг больших, чем прочие, познаний в Христовом учении и имел дар горячего проповеднического слова.
Тимофей Кесарийский - см.
Тимолай (Тимофей) Кесарийский (Палестинский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 15/28 марта.
Святой мученик Тимолай (Тимофей) за исповедание Христа подвергся пыткам, а за непреклонность в вере был предан смерти в Кесарии Палестинской. Это произошло в 303 году в гонение императора Диоклетиана во время одного из языческих праздников. В этот день отмечается память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия. Все они пострадали от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан. Тогда был издан указ по всем странам и городам - принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв.

См. также: Тимофей Палестинский, мученик


Русь. Первая половина XVI века

Тимофей Мавританский, диакон, священномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 19 декабря/1 января.

Тимофей Олимпийский (в Символах), пустынник Святой Тимофей жил в VIII веке в Италии. С юности избрав путь монашества, он стал иноком монастыря Символы при горе Олимп в Малой Азии. Духовными наставниками Тимофея были настоятель монастыря преподобный Феоктист и святой исповедник Платон Студийский.

Получив окончательное укрепление в вере и служении Христу, святой Тимофей покинул монастырь, решив стать странником и помогать людям. Всю оставшуюся жизнь он провел в скитаниях, до последнего дня непрестанно молясь о всех повстречавшихся на его пути. В церковных песнопениях святого Тимофея называют кормильцем и заступником бедных, отцом сирот и утешением скорбящих.

Тимофей Псковский - см.
Довмонт (в крещении Тимофей) Псковский, князь


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 мая/2 июня.

Тимофей Сицилийский, преподобномученик История о преподобном Тимофее Фиваидском - это рассказ о мученическом подвиге двух людей. Случилось все в 286 году в Фиваиде - одной из областей Египта. Святой Тимофей служил в церкви чтецом и переписывал богослужебные тексты. Языческие правители отдали приказ уничтожать все христианские книги. Обвинив святого в их хранении, фиваидский наместник Аркан, приказал подвергнуть преподобного Тимофея мучениям. Жестокость пыток возмутила даже палачей, но ничто не могло сломить веры святого. Тогда Аркан велел привести молодую жену Тимофея - Мавру, надеясь, что ради нее мужчина отречется от христианства. Но Мавра сказала мужу, что готова умереть вместе с ним. Правитель был вне себя от гнева и подверг мучениям ни в чем не повинную женщину. Святых Тимофея и Мавру казнили, распяв на кресте. Впоследствии Аркан раскаялся в своих злодеяниях и принял христианство. Вместе со своей семьей он принял мучения за Христа в 287 году.

Сегодня Господь благословил нас временем для того, чтобы мы поразмышляли над жизнью одного из самых уважаемых последователей учения апостолов — Тимофее. Служение Тимофея можно охарактеризовать одним предложением — это помощник Павла,учредитель церквей,наставник для христиан и епископ церкви в Эфесе.
Священное Писание мало сообщает нам фактов о жизни Тимофея, и тем не менее, у нас есть достаточно информации о том, чтобы увидеть, каким был ученик апостола Павла — Тимофей и увидим, чему может научить пример Тимофея христиан 21 века.

Ранние годы Тимофея
Имя Тимофей означает «тот, кто чтит Бога». Он был христианином в третьем поколении. Мы знаем, что его мамой была уверовавшая иудейка Евника и отец — грек (эллин, Деян. 16:1-2; 2Тим. 1:5). Мать Тимофея была иудейкой, вышедшей замуж за грека, что считалось незаконным с иудейской точки зрения, и дети от такого брака считались иудеями по матери. Также у Тимофея была верующая бабушка Лоида.
Очевидно, мама и бабушка занимались воспитанием будущего помощника и епископа церкви города Ефес. Роль женщины в воспитании детей в еврейском народе играла очень большую роль. И по свидетельству Библии, мы видим, что женщины воспитали Тимофея на принципах Божьих Писаний, так как Тимофей с самого детства знал Священные Писания, которые сделали его мудрым для спасения через веру в ИХ.
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2Тим.3:15).

Родители-иудеи должны были учить детей закону, начиная с пяти лет.

Начало служения Тимофея
Очевидно, Павел обратил Тимофея во время первого или второго миссионерского путешествия в Листре. Тимофей был необрезанным и Павел обрезал его ради иудеев, чтобы необрезание не мешало благовестию среди Божьего народа, и взял с собою на служение (Деян.16:3-4).
О Тимофее очень хорошо отзывались верующие Листры и Иконии
Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии (Деян. 16:2).
Тимофей сопровождал Павла в Афины (Деян.17:14,15); в Сирию (Деян.20:3-6), Ефес, Коринф и др. города, где они проповедовали благую весть(2Кор.1:19).

Также Тимофей по поручению Павла утверждал и утешал церкви в вере.
И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено (1Фесс.3:1-3).

Тимофей находился с Павлом при написании второго послания к коринфянам (2Кор.1:1); к римлянам (Рим.16:21); филлипийцам (Фил.1:1); колоссянам (Кол.1:1); фессалоникийцам (1Фесс.1:1), (2Фесс.1:1); Филимону (Флм.1:1).
Священное Писание нам сообщает тот факт, что Тимофей являлся ревностным и верным соработником на ниве Божьей, как и Павел
Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10).

Отношения Павла и Тимофея
Павел был очень привязан к своему ученику Тимофею и он его называл своим возлюбленным сыном (2Тим.1:2). Естественно, Тимофей и был его духовным сыном, которого он родил в благовествовании Христовом.
Тимофей был в команде служителей Павла и, естественно, он ему помогал настолько, насколько у него были силы и возможности.

Павел посылал его в различные церкви с посланиями и вестями (1Фесс.3:6); (Деян.19:22); (1Кор.4:17) и при этом он просит церковь, чтобы никто не презирал Тимофея из-за его молодости:
посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями (1Кор.16:11) .
И такое отношение к духовному сыну еще раз подтверждает то, что Павел доверял Тимофею. Священное Писание нам говорит о том, что Тимофей служил Павлу, как сын отцу в благовествовании
А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. (Фил.2:22-23).
Для Тимофея Павел был примером в учении, жизни, в достижении целей, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (2Тим.3:10-11).
Тимофей учился у Павла, внимательно наблюдая за ним,с целью подражания и научения. Это были отношения учителя и ученика (пример о принципах учебы греков и евреев).
Тимофей видел образ жизни, который ведет Павел и он желал брать с него пример. Во времена опасности, Павел предостерегает Тимофея от Александра медника, который сделал много зла для церкви Божьей:
Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. (2Тим.4:14-15).
И в своем последнем посланию к Тимофею Павел ждал Тимофея и просил его прийти к нему. (2Тим.4:9). В это время Павел был тюрьме и он срочно ожидал Тимофея у себя, просил делать все возможное, чтобы он побыстрее пришел к нему.

Служение Тимофея и общие наставления Павла
Не смотря на молодой возраст и неопытность Тимофея в пастырском служении, Павел доверил ему Ефескую церковь. Причина, по которой Павел сделал такой шаг заключалась в том, что в Ефесе появились люди, которые начали учить совершенно другому, ложному учению, а не тому, чему учил Павел.
Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3,4).
Скорее всего, это были иудеи или иудеи-христиане, которые учили закону, иудейским мифам и генеалогии, запрещали браки и проповедовали воздержание от пищи.
Вопрос родословия играл большое значение для иудеев, особенно после изгнания. Естественно, много данных по родословию было утеряно, и их начали заново составлять, и все это рождало споры и разногласия. Поэтому Павел и просит Тимофея заниматься увещанием, то есть, наставлением церкви в Ефесе. Его задача состояла в назидании верующих в том, чтобы они не занимались баснями, бесконечными родословиями и пустословиями, которые являются причиной споров и разногласия нежели Божьим назиданием в вере. (1Тим.1:3,4).

Он должен был напоминать людям не спорить, потому что это будет причиной расстройства слушающих.
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих (2Тим. 2:14).

Такие проблемные ситуации, происходившие в церкви, мешали Божьему назиданию в вере. И мы видим, что на протяжении всего пастырского служения Тимофея, Павел наставлял его и заботился о его духовном росте
. Для Павла Тимофей был верным служителем, через которого он наставлял церковь и давал практические советы относительно служения, а также учил его в том, как ему себя вести в различных случаях церковной жизни. (1Тим. 3:1-13)
Понимая, что Тимофей был сравнительно молодым учителем церкви, Павел призывает общину, чтобы никто не пренебрегал его юностью(1Тим. 4:12). Тимофей не должен был пренебрегать даром, который дан ему по пророчеству через возложение рук священства (1Тим. 4:14). Очевидно, это был дар учительства, так как Павел в своих посланиях неоднократно призывает Тимофея учиться самому и наставлять церковь. В обязанности Тимофея входили проповедование и обучение церкви. Проповедуй сие и учи. (1Тим. 4:11) .

Как добрый служитель, питаемый словами веры и последовавший доброму учению, Тимофей был обязан с любовью внушать братьям аспекты живой веры. (1Тим. 4:1-6). Тимофей нужно было наставлять старцев, как отцов, без укоров, критики и излишней строгости (дословно не нападай), но ободрять и побуждать к благочестивым действиям; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотой и целомудрием; нужно иметь почтение и уважение к истинным вдовам. (1Тим. 5:1-3).
Он наставлял вдовиц, чтобы они были безупречны в своих поступках. (1Тим.5:7). Забота о вдовах и сиротах и их защита в течении долгого времени считалась у иудеев моральной обязанностью, и подобное отношение было принято церковью с самого начала ее существования. Церковь материально содержала вдовиц, которые не могли выйти замуж и посвятили себя служению Богу.

Когда в церкви обвиняли пресвитера в каких-то грехах, то Тимофею обвинения нужно было принимать при свидетелях, для того, чтобы они подтвердили обвинения (1Тим. 5:19). Он должен был согрешающих строго обличать и разоблачать их грехи перед всеми, чтобы и прочие имели страх перед Богом.
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1Тим. 5:20) .

Он не должен ни на кого поспешно возлагать свои руки, так как может сделаться участником в чужих грехах. (1Тим.5:22).
Также Тимофею нужно было учить и рабов, как им относиться к верующим и неверующим господам. (1Тим. 6:1-2)

Тимофей должен был наставлять богатых в том, чтобы они не высоко думали о себе и не уповали на богатство неверное, но чтобы они занимались благими делами, были щедры и общительны — именно это и есть истинное сокровище, которое есть добрым основанием для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1Тим. 6:17-19)

В своем втором послании к Тимофею Павел учит своего духовного сына, чтобы он нашел верных людей, которым он сможет передать учение и которые смогут других научить для того, чтобы христианское учение распространялось и находило отклик в сердцах других людей Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 2:1-2)

Павел торжественно и настойчиво просит Тимофея, чтобы он всегда проповедовал слово, потому что это его первостепенная задача и он всегда должен быть готов ее исполнить, был настойчивым в удобное и неудобное время, исправлял, сурово упрекал, если люди неправы, и с терпеливой выносливостью опровергал истиною их заблуждения, и ободрять истинным учением.
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим.4:2)

Ввиду того, что наступит время, когда здравого библейского учения принимать не будут, перед Тимофеем стояла обязанность быть духовно трезвым и рассудительным, стоять на стороже своего сердца и церкви, обращать внимание на происходящее, терпеливо переносить скорби, продолжать совершать дело Божьего глашатая (проповедника) и исполнять порученную ему службу.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2Тим.4:5)

Наставления Павла Тимофею относительно личного духовного роста
Так как Тимофей был сравнительно молодым верующим и неопытным пастырем, естественно, что он нуждался в наставлении более зрелого служителя как Павел.
И духовный отец Тимофея понимая это, пишет ему назидательные и увещевательные письма, целью которых есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Как и полагает наставнику, Павел учит Тимофея тому, что он должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12;1Тим.5:22)
Примером «в чистоте » - имеется ввиду не только сексуальная непорочность, но невинность и непогрешимость сердца. Это слово означает чистоту действий и помыслов.

Никто не должен был недооценивать молодость Тимофея. В древнем мире человек 30-40 лет мог еще считаться молодым. Один раввин сказал, что человек созревает для власти в 30 лет, а для проницательности в 40.

Особенное внимание Павел в письмах уделяет личному духовному самообразованию Тимофея. Молодому пастырю нужно было прилагать усилия и пребывать в учении (1Тим.4:15).
Павел призывает ученика практиковать учение в своей жизни. Тимофей должен был быть поглощен изучением Писаний и служением Богу, потому что только тогда его успех будет очевиден для всех. Люди будут видеть прогресс его дела. Тимофей занимался чтением, наставлением и учением. (1Тим. 4:13) Это была его личная подготовка. Эму нужно было этим заниматься постоянно и со старанием. ему нужно был вникать в себя, в учение и заниматься этим постоянно, ибо от этого зависело спасение людей (1Тим. 4:16). Тимофей обязан быть сосредоточен на себе, прежде учить себя, а потом и других людей, ибо люди, слыша учение благодатных Божьих истин, и принимая их в свое сердце, верою во Христа, спасутся.

Павел наставляет Тимофея в том, чтобы он молился за всех людей, включая правителей и власти, так чтобы верующие могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно (1Тим.2:2-4).
Ему нужно прилагать как можно больше усилий(букв. бороться и сражаться), чтобы иметь добрый подвиг веры и держаться вечной жизни, к которой он призван.
Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1Тим.6:12) .

Перед Тимофеем лежала ответственность сохранить преданную заповедь чистой и безупречной до явления ИХ. (1Тим. 6:14).
Как и полагает верным служителям, Тимофей на духовном поприще обязан терпеливо переносить страдания, как добрый воин Христа. (1Тим. 1:19; 2Тим.2:3).
У него должна быть вера и добрая совесть в отличие от тех, кто потерпел кораблекрушение в вере, таких как Именей и Александр. (1Тим. 1:19-20).
Тимофею нужно было возогревать (заново воспламенять) Божий дар, который был в нем через рукоположение Павла. (2Тим. 1:6).

Павел призывал его держаться образца здравого учения с верою и любовью, которое он слышал от него. (2Тим.1:13) и хранить вверенное ему добро (здравое учение, истины Слова Божьего) Духом Святым, живущим в христианах.(2Тим.1:14).

Павел говорит Тимофею о том, чтобы у него было постоянное рвение и желание представить себя перед Богом человеком, которому нечего стыдиться и который преподносит слово истины со всей прямотой. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2Тим. 2:15) .

Тимофею нужно пребывать в том, чему он научен и что ему вверено. (2Тим.3:14). У него должно быть постоянное активное отношение к учебе и практический плод того, чему он научен.

Моральные и духовные качества Тимофея
Тимофей, будучи возрожденным христианином, обладал качествами, которыми явно свидетельствовали о присутствии Духа Святого в нем.

1. Он был усердным и ревностным в служении Богу и людям.
Тимофей усердно и искренне заботился о церкви в Филиппах (Фил.2:19-21).
У сердный — значит равного душой. Павел говорит церкви, что Тимофей так же настроен и так же мыслит с заботой о церкви, как и он. Тимофей был озабочен делами в филиппийской церкви, он переживал за ее духовный рост.

2. Он был бескорыстным в служении.
Тимофей не искал своего, но того, что нужно Христу. (Фил. 2:21)

3. У него были дела от веры
-Он исповедал свою практическую веру перед многими свидетелями (1Тим.6:12)

4.Боязнь совершить грех
Он боялся согрешить перед Богом даже в том, что мог употреблять вино
Возможно, Тимофей боялся, что вино для него может быть соблазном и поэтому он его не пил, но так как загрязненная вода приводит к различным болезням, а в том числе и болезни желудка, то Павел советует ему пить немного вина ради того, чтобы вылечиться. (1Тим.5:23)

5. Тимофей обладал нелицемерной верой.(2Тим. 1:5)
У него была подлинная вера. Такая вера характеризуется искренностью, без лицемерия и колебаний.

6.Верность Христу
Очевидно Тимофей был в тюрьме за Христа, и потом освобожден (Евр.13:23)

Возможные недостатки Тимофея и увещание Павла
Так как после покаяния мы не умираем, но продолжаем жить в греховном теле, то мы понимаем, что наша плоть всегда будет желать противного духу. И никто из верующих людей от этого не избавлен. Это борьба до смерти. Не избавлен от этого был и Тимофей. Естественно, Библия нам не указывает на недостатки Тимофея прямо, но если мы внимательно будем изучать послания к Тимофею, то мы увидим, что Павел увещевает и просит Тимофея удаляться от многих греховных вещей, который могут нарушить мир с Богом и привести к упадку его служение. В связи с этим, вероятно, Павел и предостерегает (и не один раз) Тимофея потому, что он понимал, что у его сына могут быть такие наклонности, которых ему нужно избегать.

1.Удаляться от пустословий и споров
Павел много раз остерегает Тимофея удаляться от споров, пустословий, безбожных историй, мирских разговоров. Свидетельство этому следующие места Писания:
Ему нужно удаляться непотребного пустословия
А непотребного пустословия удаляйся; (2Тим. 2:16);
Ему нужно уклоняться от глупых и невежественных (неразумных) споров, ибо они рождают ссоры.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; (2Тим.2:23)
Это мирские пустые и бессмысленные разговоры. В древнем мире считалось, что качество и количество речей человека демонстрирует степень его душевного здоровья.
Божьему рабу не пристало спорить и ссориться, но быть ласковым ко всем, учительным, незлобливым, с кротостью наставлять противников, так как Бог может дать им покаяние к познанию истины. (2Тим.2:24-25)
Тимофею нужно было избегать словесных стычек, но терпеливо сносить зло, и быть кротким и мягким по отношению к обидчикам, без злобы и желания отомстить им.

Отвращаться от негодного пустословия и прекословия лжезнания, так как это влечет за собою отклонение от веры
О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,21которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь. (1Тим.6:20-21)

Ему нужно было отвращаться негодных и бабьих басен, но упражняться в благочестии Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии (1Тим.4:7)
Это мирские и пустые рассказы, мифы, сказки.
Отвращение — это сильное отрицание. Павел призывает Тимофея применить все свои силы и способности для служения во славу Божью, всеми своими помыслами и действиями.

2. Юношеские похоти
Тимофею нужно убегать юношеских похотей, а держаться правды, веры, любви, мира со всеми верующими. (2Тим.2:22)
Убегать от похоти свойственной молодому возрасту. Очевидно похоти, исходя из контекста, относились остерегаться споров и пустословия.

3. Робость
-Павел призывает Тимофея не стыдиться благовествования Христа, ни его.
Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, (2Тим.1:8)
Призыв связан с тем, что из-за того, что Павел за благовествование сидел в тюрьме, и Тимофей в какой-то мере стыдился своей связи с Павлом, так как проявлять симпатию к заключенному или помогать ему было опасно, потому что против помощника могли выдвинуть те же обвинения и Павел призывает Тимофея страдать с благовестием Христовым и в послании к Евреям мы видим (Евр.13:23), что Тимофей сидел в тюрьме и вышел оттуда, сохранив веру во Христа.

4.Убегать от любви к деньгам
-Тимофею нужно убегать от корня всех зол — сребролюбия. (1Тим.6:11)
Золото и серебро всегда были соблазном для человека.
Ему, как Божьему человеку, нужно преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. (1Тим. 6:11).

5. Удаляться от лжеучителей
-Павел просит Тимофея удаляться от людей, которые учат иному, нежели Павел и не следуют учению о благочестии, а также от гордых и от тех, кто заражен страстью к состязаниям и словопрению ибо они рождают зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры; удаляться от тех, которые используют благочестие для прибытка. (1Тим.6:3-5)

6. Предвзятое и придирчивое отношение к людям
-Павел просит Тимофея, чтобы он сохранил наставления; никому не оказывал предвзятого отношения и ничего не делал по излишней придирчивости.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1Тим. 5:21)

Конец жизни Тимофея
О том, как закончил жизнь Тимофей Писание не дает нам сведений, равно и о том, как закончил жизнь Павел. Предание церкви говорит нам о том, что Тимофей закончил жизнь мученической смертью. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на Тимофея, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа Тимофей принял в 80-м году.

Чему мы можем научиться из жизни Тимофея


  1. Иметь доброе свидетельство от верующих братьев и сестер

Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. (Деян.16:1-2)

  1. Верность в служении

Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10)

  1. Служение ближним

А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Фил.2:22-23)

  1. Быть примером для верующих

должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12)

  1. Пребывать в учении Христа

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:16)
Поглощены ли мы изучением Священного Писания

  1. Принимать увещание и наставления

Принимаем ли мы советы, наставления, увещания от более зрелых христиан? Или, подобно гордецам, противимся всякому наставлению? Тимофей принимал от Павла наставления и обличения.
Практические вопросы:
- Есть ли у нас практические дела от веры?
- Верны ли мы Христу в своих словах и поступках?
- Удаляемся ли мы от споров, пустословия, безбожных и мирских разговоров, которые не приносят пользы нашей душе?
- Удаляемся ли мы от людей, которые учат иному, а не тому, то говорит Писание? Противостоим ли мы им библейскими истинами?

Это имя в наши дни редкое, но тем не менее, в церковной практике оно считается распространенным. Решив назвать своего сына Тимошей, родители не будут волноваться, что у того не окажется именин. Давайте же вспомним все даты, и конечно, житие святых, считающихся духовными покровителями носителя данного имени.

Так как святых покровителей этого имени много, а день ангела у человека должен быть один, выбирайте дату, припадающую на день рождения Тимофея, или же стоящую в календаре к ней ближе всего.

  • 11 декабря (или 28 ноября по старому стилю) христиане почитают священномученика Тимофея, епископа. Кстати, если вы не знаете, «священномученик» означает: человек принял мученичество или смерть, будучи в церковном сане.
  • 1 января (или 19 декабря): священномученик Мавританский, служивший диаконом в 4 веке.
  • 17 (или 4) января: священномученик Тимофей, епископ Эфесский, апостол из 70-ти (о нем вы сможете посмотреть докладное видео, которое найдете в конце данной статьи).
  • 4 февраля (или 22 января): день памяти того же святого, которому молятся 17 января.
  • 6 февраля (или 24 января): Тимофей Сицилийский, преподобномученик (данный церковный сан означает: человек подвергся мучениям или был убит во время монашества).
  • 14 (или 1) февраля: в то время, когда католики празднуют день Святого (праздник больше светский, чем церковный), православные отмечают день Тимофея Исповедника, преподобного. Данный сан говорит о том, что при жизни святой принял монашеский постриг.
  • 26 (или 13) февраля: Александрийский патриарх Тимофей, святитель (последнее слово означает, что при жизни святой был в высоком церковном чине).
  • 6 марта (или 21 февраля): Тимофей в Символех, преподобный, пустынник, также известный как Олимпийский.
  • 12 марта (или 27 февраля): Тимофей Кесарийский, преподобный.
  • 28 (14) марта: Тимолай Палестинский, также известный как Тимофей Кесарийский, мученик.
  • 29 (или 16) апреля: Тимофей, праведник.
  • 16 (или 3) мая: чтец Тимофей Фиваидский, мученик (его имя почитают вместе с его супругой Маврой).
  • 2 июня (или по старому 20 мая): Довмонт (в крещении Тимофей), благоверный князь Псковский, конец 13 века. Только русский святой, в западных странах не почитается.
  • 23 (или 10) июня: Тимофей Прусский (середина 4 века), священномученик, епископ.
  • 25 (или 12) июня: Тимофей Фиваидский, преподобный.
  • 14 (или 1) августа: Тимофей Проконесский, святитель (обратил или укрепил в вере многих людей), епископ.
  • 1 сентября (или 19, если по старому) августа: Тимофей Палестинский, мученик, начало 4 века. Его имя вспоминается вместе с другими: Агапия, Феклы.
  • 2 сентября (или 20) августа: Тимофей Филиппольский или Фракийский, мученик.
  • 11 ноября (или 29 октября): Тимофей Афонский или Есфигменский, преподобный.
  • 18 (или 5) ноября: в этот день почитают того же святого, что и 11 ноября.
  • 22 (или 9) ноября: Тимофей Кучеров (1871-1937), новомученик, расстрелян НКВ-дистами возле Москвы.

Церковная форма имени — происхождение

В церковном календаре оно пишется так же, как и в мирских документах.

С греческого «тимофеос» - «человек, который почитает Бога».

На территорию нашей страны имя пришло в период княжеской Руси, в годы крещения наших предков. Сначала оно было только византийским, но позже стало и русским, когда у нас появился наш собственный святой Тимофей - псковский князь, мученик, пострадавший за свою веру.

Какими судьбой и характером отличается носитель данного имени?

Сильные стороны характера: жизнелюбие, активность, позитивный взгляд на жизнь. Это спокойный человек, не помнящий обид.

Слабые: он может быть подкаблучником, как в детстве (слушается маму), так и во взрослой жизни (на смену маме выступает девушка или супруга Тимоши). Иногда он настолько сильно вживается в роль тихони, что не может достойно среагировать на обиду. С женщинами он обходителен, но не уважает их (из-за чего его собственная супруга часто оказывается несчастливой, даже неудовлетворенной в сексе).

  • Детство. Это веселый ребенок, который никогда не сидит на места - настоящая егоза, заставляющий окружающих заливаться смехом от его проделок. Очень любопытен. Часто дружит не с ровесниками, а с ребятами постарше.
  • Юношество. В школе парня нельзя назвать усидчивым, но он ловит знания на лету, благодаря чему учится неплохо. У него сотня друзей, в компании которых Тема любит развлекаться. Впрочем, почти все в его тусовке - девушки, которые обожают миловидную внешность и мягкий нрав парня.
  • Зрелые годы. Этот мужчина мечтает «пробиться» в жизни, и ради этого готов долгое время работать не нелюбимой должности. Будет отлично, если он возьмет девушку из собственного круга, так как иное воспитание избранницы может погубить брак Тимофея. Также важно, чтобы у него и любимой было много общего (друзья, хобби, а если можно, и работа).

Считается, что идеальной парой для носителя имени станет , или . А с такими женщинами, как , или брак будет похож на сплошные испытания.

Самые известные святые, носящие это имя

  1. Мученики Тимофей и Мавра. Молодые люди всего за 20 дней до мученичества вступили в брак. Во время гонения христиан в конце 3 века их принудили принести жертву языческим богам, но они отказались. Кроме того, Тимофей, будучи церковным чтецом, не отдал своих священных книг. Не дрогнул он и во время мучений. Римляне уговорили его супругу Мавру нарядиться и упросить супруга отречься от веры. Тимофей устыдил женщину, напомнив, что ей не надо страшиться его смерти, так как Господь уготовил им вечную жизнь. Тогда и Мавра отказалась от богатства и на полный голос признала себя христианкой. Мученики были распяты на крестах.
  2. Мученик Тимофей Сицилийский (пострадал за веру вместе с Агапием и их учителем Вавилой). На Сицилии они обратили в истинную веру многих язычников. Их долго истязали, после чего казнили. Тела их были брошены в огонь, но пламя не тронуло их. Сицилийские христиане нашли их тела и похоронили.
  3. Князь Тимофей (Довмонт), псковский князь (1266-1299). Отстоял свой город от немцев и литовцев, сделал его независимым от Новгорода. РПЦ считает его святым после Баториева нашествия.

А о святом Тимофее, святителе, епископе Эфесском, апостоле от 70-ти и священномученике, ученике апостола Павла (именно к нему обращался святой апостол в своем «Послании к Тимофею»), вы можете услышать в этом коротком видео:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Русские иконы святого апостола Тимофея многие православные почитают как чудотворные. На православной иконе он изображен мужчиной средних лет, несмотря на то, что прожил долгую и богоугодную жизнь. Он одет в облачение епископа и держит в руках Святое Евангелие. Святой жил в одно время с Христом и был одним из 70-ти апостолов, учеником Павла. В 65-м году он был рукоположен апостолом в епископа Эфесского, и нес служение Богу в этом сане 15 лет, до самой своей мученической смерти. Погиб святой апостол от рук язычников, которых пытался вразумить. В тот день они устроили празднование в честь своих богов, плясали и приносили жертвы. Взбешенные вмешательством епископа, они долго издевались над ним, а потом до смерти закидали камнями. Память св Тимофея чтут не только православные всего мира, но и католики. Чудодейственные иконы апостола Тимофея напоминают нам о его подвиге и вызывают благоговение.

Молитва перед иконой святого Тимофея помогает привести неверующего ко Христу

Святой апостол с верой и самоотречением нес свой подвиг. Он проповедовал Христа, возглавлял церковь Его много лет, и заботился о пастве. Это имя многократно упоминается на страницах Нового Завета. Святой апостол Павел очень любил своего ученика и ценил за самоотречение и служение ближним. В Послании к филиппийцам он писал, что не смог найти для них лучшего пастыря, и что он будет заботиться о них так же, как заботился в свое время о нем, Павле. Перед чудотворной иконой свт Тимофея молятся о возвращении заблудших на путь истинный, об укреплении веры, о даровании сил в исполнении воли Божьей. В переводе с греческого имя Тимофей означает “почитающий Бога”. В России есть множество храмов в честь апостола-мученика. Прихожане этих храмов молятся перед иконой святого об укреплении православия, процветании церкви Божией и отражении внешних врагов. Русскую православную икону Тимофея принято дарить людям, носящим это красивое старинное имя, ведь для них святой является самым близким помощником и молитвенником.

Где купить вышитую бисером икону святого Тимофея

Мы всегда стараемся поддержать наших близких, в том числе и молитвенно Даря родным и друзьям иконы, православные верят, что святой образ защитит их и сохранит от зла. Если у Вас есть знакомый с именем Тимофей, обязательно подарите ему вышитую бисером икону святого. Такой подарок будет не только нести духовный посыл, но и просто останется памятью на всю жизнь. Если Вы не умеете вышивать, то купить икону св Тимофея можно в храме, в иконной лавке, в православном интернет-магазине, заказать в иконописной мастерской. Современные производители икон предложат Вашему вниманию широчайший выбор христианских икон – от лаконичных, помещенных в простые деревянные рамки, до эксклюзивных, украшенных эмалью, серебром, полудрагоценными камнями, растительными орнаментами.

Христианские праздники и дни в феврале

Последователей христианского учения, называемых святыми, в древние времена было очень много. Первыми из них можно назвать апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа, на долю которых выпала чрезвычайно ответственная миссия. Заключалась она в проповедовании христианства по всем городам и странам. Это были особые люди, на них снизошел Дух Святой. Один из святых апостолов носил имя Тимофей, что в переводе с греческого означает «почитающий Бога».


Детство и юность праведника Тимофея

Подвижник благочестия, о котором пойдет речь в данной статье, появился на свет в Ликаонской области Малой Азии. Его отцом стал порочный язычник, матерью – добродетельная женщина по имени Евника родом из еврейских земель. Она, а также бабушка будущего апостола Лоида, отличавшаяся не меньшей праведностью, сыграли главенствующую роль в формировании личности святого Тимофея. С раннего детства мальчик впитывал, словно губка, поучения двух благочестивых женщин, отторгая все порочное, присущее отцу. Впрочем, последний ушел из жизни, когда святой Тимофей был еще мал годами.

Воспитание и обучение грамоте юного отрока происходило в городе Листре. Это место прославилось впоследствии тем, что попало в число районов, где осуществляли свои проповеди святые апостолы, а также в качестве родины самого подвижника благочестия Тимофея, ставшего одним из учеников Иисуса. По преданию на истинный путь юный праведник вступил благодаря пришедшему в Листру Первоверховному апостолу Павлу. Тот прибыл на родину Тимофея вместе с другим учеником Христа – Варнавою. Об этом событии сказано в священной книге «Деяния Апостольские» от лица Божественного Луки: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6). Приход святых апостолов ознаменовался чудом, совершенным самим подвижником благочестия Павлом. Первоверховный апостол одним только словом исцелил от рождения хромого человека. Жители города пребывали в изумлении после произошедшего и склонны были думать, будто под видом людей, владеющих удивительным даром, на землю спустились боги. А осознав свое заблуждение и познав истину, увидев, что Павел и Варнава – посланники Божьи, проповедники, многие отвергли язычество и обратились в христианство.

Мать будущего святого, к тому времени вдова, с особой радостью восприняла появление апостолов в городе. Она приютила проповедника Павла, окружила его заботой, уютом, и, в конце концов, доверила праведнику обучение собственного сына. Первоверховный апостол принял Тимофея, увидев в юноше зерно добра и кротости. Но ему нужно было продолжать свою миссию, взять же с собой еще очень молодого и слабого телом праведника не представлялось возможным. Посему святой Павел оставил отрока на попечение искусных учителей, в обязанность которым вменил ознакомление юного Тимофея со Священным Писанием, дабы тот уяснил суть христианского вероучения. Самого же апостола схватили иудеи, избили за проповеди, и святой спешно покинул город Листру.

Духовный рост подвижника Тимофея

Прошло несколько лет. Святой апостол Павел, покинув Антиохию, возжелал увидеть вновь области, где оставалась братия для осуществления проповедей Слова Божия. В числе мест, запланированных для посещения, была и Листра – место проживания Тимофея. Святой Павел обнаружил по прибытии, что его подопечный успешно выучился премудрости Христовой, ведет добродетельный образ жизни, совершает проповеди и пользуется уважением многочисленных новообращенных христиан. Первоверховный апостол сделал Тимофея своим верным спутником и возложил на него долг апостольского служения. Он совершил над учеником обряд обрезания, чтобы обезопасить подвижника от нападок иудеев, знавших о языческом происхождении молодого человека.

Святой Павел подавал достойный пример Тимофею. И юноша благодарно следовал за своим земным учителем, подражал ему многочисленными добродетелями и подвигами служения Богу. Святой Тимофей не заботился о материальном. У него не было никакого имущества, да юноша и не старался приобрести богатство. Его главной целью являлось возвещение народу Евангелия. Апостол Павел, созерцая рвение молодого человека, поставил того сначала диаконом, после – пресвитером, а затем – епископом. И все это несмотря на юный возраст!

Святой Тимофей ни в чем не отставал от других апостолов. В служении Богу он показывал величие духа. Апостол же Павел, надо сказать, с теплотой относился к юноше. Это прослеживается в послании к коринфянам, где он называет Тимофея то «моим возлюбленным и верным в Господе сыном», то «братом». Вместе с апостолом Павлом юноша ходил по всему белу свету: он был и в Ефесе, и в Македонии, и в Испании. Тимофей обнаруживал способность оратора, толкователя Святого Писания, пастора, философа.

Кроме Первоверховного апостола Павла юноша учился и у другого ученика Христова – св. Иоанна. Тот в свое время оказался в ссылке на о. Патмос по воле императора Доминиана. Заменил его на епископской должности в г. Ефесе не кто иной, как Тимофей. Но, к сожалению, это благое дело обернулось для святого трагедией…

Гибель апостола Тимофея

Как-то раз в Ефесе праздновалось традиционное языческое торжество «катагогиум». В ходе данного мероприятия идолопоклонники расхаживали в странных масках с песнями и плясками по городским улицам, держа в руках изображения своих божков. Иные бросались на окружающих, подобно разбойникам. Святой Тимофей не мог спокойно смотреть на порочные деяния противников христианского учения. Поэтому он явился к мерзким язычникам и стал проповедовать им Слово Божие. Святой апостол обличал пороки инициаторов и участников зрелища, указывал им на их заблуждения. Идолопоклонники не вняли истинным речам праведника. Напротив, они напали на беззащитного подвижника, стали попирать его ногами и дреколиями, замучив до смерти. Впоследствии христиане обнаружили своего пастыря пребывающим, что называется, на последнем издыхании. Вскоре умершего святого Тимофея они похоронили в греческом Пионе.

Мощи апостола спустя долгие годы были перенесены в Константинополь. Там их поместили в церкви святых апостолов с останками Андрея Первозванного и Луки.

Праздник подвижника Тимофея в традициях народа

С днем памяти ученика святого Павла славяне издревле связывали множество различных примет. Начать хотя бы с того, что дату 4 февраля называли не иначе, как «Тимофей-полузимник». Говорили так: «Тимофей-полузимник разрубает студеную зиму пополам. Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос (31 января), подожди тимофеевских морозов». Последние считались наиболее трескучими, даже сильнее суровых крещенских. Их именовали «позимами». Продолжительность данного периода небольшая – всего несколько дней. После жди легких, чисто символических морозов.

На Тимофея нередки были метели. Существовала соответствующая поговорка: «Вьюги да метели на февраль налетели». Если в этот день в 12.00 солнце стояло над горизонтом, весну следовало ожидать раньше обычного. Потепление сулила влага на оконных косяках и морозные узоры, клонящиеся к низу.

Святой апостол Тимофей, имя которого переводится на русский язык как «любящий Бога», любимейший из учеников первоверховного апостола Павла , апостол из числа семидесяти происходил из семьи, смешанной по религиозным убеждениям – отец, эллин, исповедовал язычество, а мать Евника и бабка Лоида были благочестивыми иудеянками. Появился он на свет примерно около 17 года от Р.Х. в малоазийской провинции Ликоании, в большом и знаменитом тогда городе Листры, теперь эта территория принадлежит Турции, область Конья.

Добрые плоды воспитания и духовного образования, данного матерью и бабкой будущему апостолу, позже святой апостол Павел отмечал особо, вспоминая об этом во Втором Послании к Тимофею (2 Тим. 1; 5).

Впрочем, отец, имя которого первоисточники не сохранили, не мешал жене и теще в исповедании иудаизма, к тому же Евника рано овдовела, и юный Тимофей был с малых лет беспрепятственно наставляем в Законе Божием. Ему были привиты многие нравственные добродетели, и не просто как некие знания: как пишет о нем святитель Димитрий Ростовский, юный Тимофей «превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью». Таким образом, милостью Божией его дух был изначально приготовлен, чтобы принять веру Христову как истинную и служить Господу горячо и преданно, как и его наставник – святой апостол Павел, который называл его не иначе как «истинным сыном в вере» (1 Тим. 1, 2), «возлюбленным сыном» (Кор. 4, 17, 2 Тим. 1, 2) в своих посланиях к нему.

Когда святой апостол Павел пришел с апостолом и учеником его Варнавой с проповедью о Христе в Листры, то им во славу Божию было совершено чудо исцеления хромого от рождения (Деян. 14, 6–18). Жители города, преимущественно язычники, сочли апостолов за Зевса и Ермия – языческих божеств, сошедших с неба в человеческом облике. Но апостолы горячей проповедью убедили всех, что они не боги, а обычные люди и что чудо исцеления было совершено не магической силой волшебства, а по воле Господа Иисуса Христа, Бога Живого, к которому призвали обратиться. Чудо, убежденность проповеди тронули многих, пробудив в них стремление больше знать о Христе и, узнав, последовать за Ним. Среди них была и овдовевшая Евника, которая приняла апостолов в своем доме и заботилась о них все время их пребывания, а затем с радостью отдала Тимофея в обучение святому Павлу.

Однако апостол видел, что мальчик был еще слишком мал, чтобы перенести тяготы и лишения миссионерских путешествий. Он решил, что Тимофею лучше пока остаться с матерью, а чтобы за время взросления он возрастал и в вере, то назначил ему попечителей, знающих Евангелие и могущих наставить в вере.

О проповеди апостола Павла узнали иудеи из Антиохии и Иконии. Разгневанные такой смелостью, они явились в Листры и, призвав на свою сторону тех, чье сердце не было тронуто апостольской проповедью, побили святого Павла камнями так сильно, что даже сочли его за умершего и бросили бездыханным за городом. Встревоженные ученики нашли его, апостол пришел в себя, вернулся в город, и затем они с Варнавой оставили Листры.

Святой апостол Павел вернулся в Листры во втором миссионерском путешествии и нашел святого Тимофея повзрослевшим душою, окрепшим телесно и просвещенным в вере настолько, что еще совсем молодой человек, он пользовался великим уважением у местных христиан. Теперь же святой взял его с собою, и так Тимофей вышел на путь проповедования слова Христова вместе с его учителем, о чем сказано святым Павлом: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2 Тим. 3, 10–11). Однако прежде чем пуститься в путь, по настоянию святого апостола Павла святой Тимофей принял обрезание. Это было важно для того, чтобы, как пишет святой Иоанн Златоуст в его «Творениях», «…слушатели имели более доверия к Тимофею, и он пришел к ним обрезанный, чтобы уничтожить обрезание», и во время проповеди среди иудеев они не усомнились в нем, так как было известно многим, что отец его был язычником.

Святой апостол Тимофей сопровождал святого Павла, разделяя с ним все – и радости, и страдания. Называя апостола Тимофея своим сыном, святой наставник доверял ему самостоятельные проповеди, давая такие рекомендации: «Ибо я не имею никого такого усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2, 20–22). Вместе с тем, уже не раз испытав на себе тягчайшие гонения, избиения и заключения в темницу, зная, что путь апостольский – радостный путь во славу Бога, но путь страдания – от людей, святой апостол обращается в Посланиии к Римлянам к христианам Рима: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто пусть не пренебрегает им, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мнe; ибо я жду его с братьями» (Римл. 16, 10–11).

Святой апостол Тимофей сопровождал апостола Павла во втором его путешествии после разлуки с апостолом Варнавой – о том подробно говорится в «Деяниях святых апостолов», в главах 16 – 17. После того как святой апостол Павел попал в гонение в Фессалониках (Солуни), он ушел в Пергию, где затем святой Тимофей был оставлен им вместе с апостолом Силой для наставления новообращенных, а апостол Павел последовал в Афины. Находясь в Афинах, апостол Павел послал святого Тимофея в Фессалоники с его 1-м Посланием к Фессалоникянам. Святой Тимофей проповедовал вместе с учителем в Коринфе, Ефесе, и во многих Посланиях святого апостола Павла имя его любимого ученика, духовного сына упоминается с призывом следовать во всем ему. Вновь святой Тимофей увиделся с наставником в Ефесе, где был оставлен им, очевидно, для подготовки к рукоположению в епископство, однако перед тем уже стал пресвитером местной христианской общины. В этот период святой Тимофей по направлению святого апостола Павла совершил еще одно относительно недолгое путешествие из Ефеса – надо было собрать пособие для нуждающегося народа Палестины. По возвращении его он вновь сопровождал апостола Павла, теперь уже в Рим, где апостол был взят под стражу. По предположениям историков Церкви, апостол Тимофей в то время тоже был в Риме. Что они были там оба, также можно полагать, исходя из первых глав Посланий к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону. По эпистолярной традиции той эпохи все письменные послания начинались с имен отправителей, одного или нескольких, и указывались все, например: «Павел, волею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (Кол. 1, 1), а время этих посланий как раз приходилось на начало 60-х годов от Р.Х.

После освобождения из темницы в Риме святой апостол Павел прибыл в Милет, потом в Ефес, и, очевидно, там произошло рукоположение молодого пресвитера Тимофея в епископский сан, после того как, согласно свидетельству святителя Димитрия Ростовского, святой апостол Иоанн, первый проповедник Евангелия в Ефесе по выпавшему ему жребию, был взят под стражу в Ефесе и выслан на Патмос.

Унаследовать епископскую кафедру после проповеди тут любимого ученика Иисуса – великая честь и ответственность. И потому Первое послание святого апостола Павла содержит завещание апостолу Тимофею, в котором подробно изложены правила богослужебных собраний. Здесь же апостол рассказывает молодому епископу, какими личными качествами должен обладать священник, чтобы достойно исполнять его нелегкую и ответственную миссию, дает необходимые наставления, разъясняет пастырские обязанности.

В посланиях к народам, которые посещал святой апостол Павел с благовествованиями и затем поддерживал в них веру письменными наставлениями, он неоднократно превозносил его замечательные качества, однако, как говорит о святом апостоле Павле святитель Димитрий Ростовский в его жизнеописании, «святой апостол Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его». Святой апостол Павел даже советовал любимому ученику пить не только воду, но малое, как лекарство, количество вина, чтобы поддерживать силы и избегать недугов.

«…Святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова Божия – искусный оратор, в изложении Божественных писаний – увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший пастырь», – эта замечательная характеристика святителя Димитрия Ростовского созвучна похвалам апостола-наставника. Его, находясь во вторичном и последнем для него римском заключении, призывал святой апостол Павел, который уже знал в духе, что его срок подошел. Строки с 9-й по 22-ю четвертой главы 2-го Послания апостола Павла к Тимофею после его признания возлюбленному духовному чаду в предчувствии конца звучат как эпитафия самому себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7–8). Известно, что к концу его служения среди апостолов и их последователей начались брожения, стали появляться лжеучения, уводившие некоторых последователей христианства в сторону от Истинного Слова. Один Лука оставался с ним в последние его дни, и потому святой апостол просил: «Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим. 4, 9) и потом еще раз ниже: «Постарайся прийти до зимы» (2 Тим. 4, 21), и еще – чтобы привел апостола Марка, нужного ему для служения. Вся последняя глава послания (2 Тим. 4, 10–22) звучит так лично, так как-то по-семейному, что становится ясно – святой апостол Тимофей для святого апостола Павла был очень близким человеком, оба были связаны узами родства не по крови, но по духу, которое превосходит кровные узы.

Епископом Ефеса святой апостол Тимофей был в течение 15 лет, научая в вере новообращенных, помогая укреплению ее в тех, кто уже принял Крещение, совершая многие деяния во славу Божию и спасения паствы. Кончина его случилась там же, в Ефесе, в царствие императора Домициана. Ефесские язычники совершали свой ежегодный праздник «катагогиум», посвященный богине охоты Диане, во время которого они надевали чудовищные личины то ли животных, то ли чудовищ, брали своих идолов, дреколья и с неприличными плясками и варварскими нестройными песнопениями обходили дома. Причем одними плясками и песнями дело не обходилось: разгоряченные, почти полубезумные, они бросались на прохожих, тех, кто осмеливался им препятствовать, могли забить до смерти, и все эти безобразия были в обычае как особо торжественное проявление местного идолопоклонства.

Святой Тимофей, епископ Ефесский, не мог безразлично смотреть на бесчинства, творимые в городе. Он стал против беснующейся толпы и начал проповедовать слово Божие и призывать услышать его во славу Бога Истинного. Но язычники, распаленные многими нападениями на других горожан и уже совершенными ими насилиями, не только не вняли словам святого апостола, а, наоборот, впали в еще большее умопомрачение – они начали бить его дрекольями, мучили и забили до смерти. Когда едва дышавшего пастыря нашли христиане, он уже отходил к Богу. Святой апостол Тимофей мученически отошел к Богу примерно в период между 89 и 91 годами от Р.Х. и поначалу был упокоен в месте, которое называли Пион, что в переводе с греческого означает «тучное». После него епископство принял святой апостол Иоанн, вернувшийся из ссылки на остров Патмос.

Через почти три века, в 361 году от Р.Х., сын святого равноапостольного царя Константина Великого Констанций повелел перенести святые останки святого апостола Тимофея в Константинополь и положить в церкви святых Апостолов вместе с останками апостола-евангелиста Луки и апостола Андрея Первозванного, согласно сохранившимся фрагментам «Церковной истории», составленной Федором Чтецом-Анагностом, жившим в конце V– начале VI века.

Однако в XIII веке мощи апостола оказались в Италии, в городе Термоли – очевидно, были перенесены из Константинополя во избежание поругания: за последующие века многие хранившиеся там святыни покинули его, будучи вывезены в Европу, поскольку город неоднократно оказывался во власти то варваров, то мусульман.

Честные мощи святого апостола Тимофея, помещенные в ящик, были обретены в 1945 году в Термоли. О том, что это именно останки первого епископа Ефесского, свидетельствовала надпись на ящике: «Во имя Иисуса Христа. Аминь. Год 1239 по Рождестве Христове. Здесь покоится тело блаженного Тимофея, ученика апостола Павла, сокрытого здесь преосвященнейшим Стефаном, епископом Термоли». Останки святого апостола хранятся в бронзовой урне в крипте собора Божией Матери. Крипта, часовня под храмом, перевод названия с греческого – «скрытая», подземное сводчатое помещение, в западном церковном зодчестве обычно располагается под алтарной и хоральной частями здания и устроена для погребения мощей святых. Сюда верующие приходят поклониться им и почтить память их и их подвига во славу Божию.

Значение иконы

Если Вы принимаете как данность утверждение: икона – окно в мир горний, то непременно чувствуете на молитве, как между Вами и иконописным образом образуется особое, священное пространство, в котором Вы пребываете одновременно с первообразом того, чей лик смотрит на Вас с иконы. Ведь произнося слова молитвы, Вы обращаетесь не в никуда, не в пустоту, Вы говорите с личностью святого в едином пространстве Святого Духа, исходящего от его иконы, просите, спрашиваете, благодарите. И если вдруг Вас одолели сомнения, колебания в вере, то, прибегая к помощи святого апостола Тимофея перед иконой его, Вы заручаетесь помощью и поддержкой самого любимого духовного чада святого апостола Павла, прекрасного проповедника, мудрого наставника, который на своем земном пути испытал много тягот, лишений. Но в трудностях, чем они жестче, тем больше, всегда скрыто немалое искушение все бросить, в одночасье отказаться от тягот, чтобы здесь и сейчас жить легче. А потом… Ну, кто на самом деле знает, что будет – потом? Вот тут начинаются сомнения и колебания: а стоит ли это все терпеть, ради чего? И лишь имя Господне возвращает нас и подкрепляет на прямом пути веры, и житие святого апостола Тимофея, неразрывно связанное с житием святого апостола Павла, чьи судьбы теснейшим образом по воле Божией переплелись, тому прекрасный и уникальный пример.

Великолепна икона Юрия Кузнецова «Святой апостол Тимофей». Тона ее весьма сдержанны по сравнению со многими другими иконами кузнецовского письма. Она не сверкает открыто, но посверкивает красками, как драгоценными каменьями, которые в правильной огранке сияют отражением не внешних плоскостей, но свет, живущий в них, исходит, преломляясь внутри камня, и открывает его особую глубинную суть. Так, воплощая блики великолепия Царства Божия, которые нам дано видеть на земле и где ныне пребывает святой Тимофей, епископ Ефесский, иконописец подчеркивает, что с иконы на нас смотрит аскет, которого его наставник, сам призывавший к максимальной сдержанности в плотской жизни и максимальной самоотдаче в жизни духовной всех, кто следует по пути христианина, жалел и даже призывал хотя бы временами смягчать его аскезу.

Величайший ревнитель веры, вышедший один против толпы разъяренных идолопоклонников, наверняка зная, что ему придется отдать жизнь за маломальскую возможность спасти своей ревностью о Боге хотя бы одного из них, – ему ли не быть нашим советчиком и молитвенником за нас перед Престолом Его? Высоколобый старец, указующий тонкими перстами на книгу Евангелия в левой руке как на путь Истины, образ его – не спасение ли для души, впавшей в духовное смятение?

Читая жития святых, открывая для себя всю драгоценную красоту их человеческой натуры, переливающейся, как все самоцветы мира, мы восхищаемся этим величием. Однако и им Царство Божие силою давалось, и они отдавали на то все силы, какие имели от рождения, и многими трудами стяжали милость Господню, получая от Него еще большие, и снова, приумножив их, возвращали Богу. Теперь они служат Ему, становясь для человеческих душ маяком в воздушном мраке на пути к Богу и точкой опоры для крепкого стояния на земле. Молитва же перед иконою любого из них – это как дивная встреча с оставленным отчим домом, в котором ожидают каждого, кто стремится вернуться домой из временных скитаний в мире сем.