«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Грех чревоугодия (или как его еще называют чревообъедение) представляет собой своего рода пристрастие к избыточному перееданию вкусной пищи, а также питья, и к тому же является одним из восьми главных пристрастий.

Значение греховного деяния

Такого рода греховное пристрастие уродует человека, ведь отяжеленное от еды чрево способно погрузить в мрачную дремоту ум, и сделать его отупевшим и ленивым.

Тот человек, который подвержен этому греху не способен вести рассуждения о духовном, а также не в состоянии что-либо глубоко осмысливать. Его чрево представляет собой свинцовую гирю, которая тянет вниз оземленную душу и при всем при этом такой человек в особенности чутко ощущает свою слабость во время произнесения молебни. Так как в молитевенные слова не может проникнуть ум, точно также, как и тупое лезвие ножа не сможет нарезать хлеб. То есть страсть к объедению несет в себе постоянную измену своей же молитвы.

Святые о чревоугодии

Святой авва Федор: «тот, кто откармливает свое тело, не зная воздержания как в питье, так и в еде будет измучивать себя духом блудодеяния»;

Святой Иоанн Колов: «Кто может быть могучей льва? Однако и он способен попасть в сети из-за своего чрева и в тот момент вся мощь его уже ни к чему не услужит»;

Святой Иоанн Лествичник: «Если человек способен победить сию госпожу пристрасть, то тогда ему будет всякое место способствовать в получении самообладания, однако если слабость возьмет верх над человеком, то везде он постигнет бедствия и так до самого гроба»;

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Преподобный Григорий Палама: «Станем же, и мы волноваться, о том, чтобы, отдавшись вредному пристрастию не потерять обещанного наследия и благословения от Всевышнего»;

Святой Симеон Новый Богослов: «Кто возжелает различных яств в большом количестве, тот считается чревоугодником, даже если вкушает лишь хлеб с водой в причину своей бедности. Немыслимо наполнять и чрево досыта кушаньями и получать духовное блаженство от умных и священных благ, ибо кто в какой степени работает для чрева своего, в такой и обделяет свою плоть от духовного насыщения благами. И наоборот, кто в какой степени будет свою плоть утончать соизмеримо с тем что он способен насыщаться яствами и духовными утешениями»;

Авва Антоний: «Перенасыщение чрева своего пробуждает семя сластострастия, подавленную тяжестью перенасыщения душу и не имение возможности рассуждать. Ведь ни единое употребление вина сверх меры не вселяет в человека безумства, однако и чрезмерное насыщение яствами способно также помрачать и расстраивать его, лишая непорочности и чистоты»;

Святитель Иоанн Кассиан Римлянин: «Страсть к объедению можно разделить на несколько видов: один способен к побуждению употреблять яства ранее отведенного часа; второй вид почитает лишь перенасыщение; последний же возжелает лишь лакомого кушанья. Против чего верующему человеку нужно иметь троякую бдительность, то есть выжидать определенных часов для употрбления еды, не допускать перенасыщения и довольствоваться различными, но самыми простыми яствами».

Как избавиться от греха чревоугодия

Ища же ответ на вопрос как бороться с чревоугодием, главным образом следует вооружиться такими инструментами, как:

  • покаянием за все случаи различного угождения своему чреву;
  • возражением устремления чревоугодия;
  • памятство о главном суде и бесконечном возмездии за греховные деяния;
  • введение правила для своего чрева и времени для употребления еды;
  • молитва от чревоугодия и обжорства оказывает помощь в борьбе, а также избавления от греховного пристрастия;
  • благоразумное передерживание поста, который способен привести к совершенству воздержания;
  • смертным воспоминанием;
  • против пристрастия к объедению можно вооружиться произнесение мест Писания и отцов;
  • овладение искусством любым способом обмануть свое чрево и не вкушать пищу во время отсутствия чувства голода;
  • наказание самого же себя за совершение всяческих уступов для своего чрева и излишество поклонами и трудом физическим;
  • обжорство и чревоугодие можно побороть, обратившись в молитвенном прошение к Всевышнему с призывом о помощи, когда пришло осознание своего бессилия и страшной немощи в борьбе с таким пристрастием.

Православная молитва от чревоугодия читается такими словами:

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же и видео о том, как победить в себе грех обжорства:

Как и в любой истории, следует начать с самого начала – что и откуда взялось и как развивалось.

С детства меня приучили питаться, мягко говоря, неправильно. Это были 90-е годы, в страну только начали завозить разнообразные пищевые «радости»: пакетированные концентраты соков, всяческие чипсы, химические конфетки и прочую вредную пищу. Всё это потреблялось взрослыми и никак не ограничивалось для меня, маленькой. Даже наоборот, за какие-то достижения следовала сладкая награда. Мои карманные расходы все шли на покупку в школьном буфете конфеток, дома перекусить лапшой быстрого приготовления – обычное дело.

Не подумайте, что я была толстая – вовсе нет. Лет до одиннадцати так и вовсе очень худенькая маленькая девочка, позже располнела немного, но это от малоподвижного образа жизни и улучшавшегося материального достатка в семье. В целом за весом тогда я совсем не следила, периодически полнела-худела, но не переедала, просто питалась откровенно вредными продуктами, не постоянно, но весьма часто и даже не замечала этого, здоровье позволяло.

Но к 15 годам лишнего веса у меня накопилось примерно килограммов 10, начались проблемы с желудочно-кишечным трактом – гастриты, дуодениты. Здесь надо оговориться, что реальная причина и точка отсчета многочисленных моих заболеваний – это взаимодействие с падшими ангелами и колдовством, о чем подробно рассказано в моей статье «Исповедь бывшей ведьмы», здесь же я попытаюсь провести параллель и более глубоко раскрыть мое падение во грехе чревоугодия, красной нитью пролегавшем через все последующие годы как одна из основных терзавших меня страстей. Очень надеюсь, что изложенный опыт кого-то укрепит и поддержит в борьбе с этим коварным грехом.

Так вот, основной причиной начавшегося внезапного ухудшения моего здоровья был именно мой тогдашний оккультизм, но ведь где тонко – там и рвется. И есть подозрение, что именно мое с детства неправильное питание и образовало ту самую «тонкость», которая вылилась в достаточно серьезные проблемы. С началом колдовских опытов меня начал терзать страшный голод, который я списывала на банальный гастрит с повышенной кислотностью – вроде бы всё логично. Слизистые воспалены, выделяют слишком много желудочного сока, вот и кушать хочется. Конечно же, я обратилась к врачам, которые выписывали различные таблетки, травы и масла для преодоления воспалительного процесса. Какое-то время это действительно помогало. Но ограничивать себя в пище всё равно было очень тяжело, и если раньше я могла съесть немного и пойти дальше по своим делам, то теперь даже после плотной еды через некоторое время голод снова настигал, и желудок отчаянно требовал добавки. Многие вредные продукты постепенно начали выходить из моего рациона, вызывая боль и воспаление, что несомненно было благом, хотя воспринималось подростковым сознанием как сущая пытка.

Постепенно, путем проб и ошибок, после бесчисленного количества прочитанных статей в интернете, сложился более-менее нормальный рацион. Но сила воли была очень слаба, и я постоянно поддавалась искушению съесть что-то вредное, причинявшее боль и вызывавшее чувство глубокого раскаяния, а также непонимание одной простой вещи: ведь знаю, что нельзя вот это и вот то, почему же продолжаю срываться, когда это закончится?

А еще лучше – исцелиться и питаться снова как раньше, вкусно и вредно, как все. Часто одолевала зависть и непонимание, почему люди вокруг абсолютно без проблем всё себе позволяют, а я мучаюсь ограничениями и продолжаю болеть всё сильнее, какая-то глубокая обида и чувство несправедливости владели сердцем.

Так как оккультные опыты я бросать и не думала, никак не связывая свои проблемы с увлечением мистикой, ситуация развивалась. Уже в институте страшный голод преследовал меня везде и всюду, это была самая настоящая черная дыра в животе, желудок иногда громко бурчал на всю аудиторию. Я тогда сильно похудела на гормональных таблетках (были назначены из-за больших проблем с кожей), плюс образ жизни стал более чем подвижный. Питалась я на тот момент не сказать что идеально, но довольно просто. Многие неполезные продукты ещё оставались в рационе эпизодически (шоколад, булочки, глазированные сырки), но преимущественно это были каши, тушеные овощи и мясо, творог.

Я стала пробовать питаться по гликемическому индексу (ГИ). Это такая таблица продуктов для больных диабетом, которая отображает скорость подъема сахара в крови после какого-либо продукта, она довольно большая, но учится хорошо, когда твоя кожа и организм в целом сразу реагирует на пищу с высоким показателем ГИ. Углеводистые продукты с маленьким количеством клетчатки стали исчезать с моего стола, либо обогащаться клетчаткой специально для понижения ГИ. Во-первых, это позволяло сдерживать безобразия на коже, во-вторых, статьи в интернете уверяли, что «волчий голод» позволяет сдерживать именно стабильный уровень сахара в крови, поскольку тогда нет резких скачков инсулина. И в самом деле, это помогало, но только отчасти. Если бы причина крылась действительно исключительно в пренебрежении гигиеной питания, это решило бы проблему. Но процесс продолжал идти, греховная язва моей души стремительно расширялась и поглощала мою душу, и благодать отступала всё дальше, давая демонам как следует разгуляться.

Начались приступы самого настоящего обжорства, пока нечастые, но достаточно сильные. Глядя на меня, 160 см ростом и 41 кг весом, это сложно представить, люди искренне считают, что я ем как птичка, и говорят «надо отъедаться», а мне стыдно сказать, что я просто не могу остановиться, когда ем. Приходилось изо всех сил сдерживаться и соблюдать строгую диету. Для себя я эту вещь называла булимией, хотя врачами понимается под этим словом несколько иное: что причина в психике человека и что после приступа сильного неконтролируемого переедания человек вызывает рвоту, не в силах совладать с чувством вины за съеденное. До такого не доходило, но чувство вины в самом деле было колоссальным, а также растерянность, отвращение к самой себе, раздражение на собственное слабоволие. Вредные и вкусные продукты были настолько же отвратительны, насколько и вожделенны. В продуктовый магазин вообще невозможно было зайти без серьезного волевого усилия, запах шоколада сводил с ума. После очередного приступа булимии, когда начинало просто тошнить от еды и живот физически не мог вместить более, следовала жесткая диета на овощах, сильные самоограничения, увеличение физической нагрузки, поскольку видеть свое поплывшее, раздутое в неположенных местах тело было совершенно невыносимо. Лишний вес периодически появлялся, но в небольших количествах.

«Организм просто восстал на своего хозяина»

Мыслями все больше завладевал голод, было сложно сосредоточиться на учебе, да и вообще любых других занятиях. Воля все больше склонялась ко греху, происходило что-то совсем непонятное и доводящее до слез, а при жизни без Бога так и вовсе странное, вгоняющее в отчаяние, ведь организм просто восстал на своего хозяина. Винить я продолжала себя, свое слабоволие и списывать «волчий голод» на обычные заболевания, то есть явления исключительно физические, не ведая даже такого понятия, как «грех».

На тот момент по ряду обстоятельств институт я уже бросила, какое-то время пожила одна. Рацион переносимых мною продуктов все больше сокращался, организм стал плохо реагировать даже на кусочек хлеба или крохотное количество специй, глоток чая. Развивалась сверхчувствительность, серьезное повреждение всех органов, истончение слизистых, в том числе и внутренних органов.

И тогда грех чревоугодия пошел по предсказуемому пути. Сознание нашло, как ему казалось, нормальный выход из ситуации, и я стала позволять себе «осознанные» срывы на вроде бы как невредных продуктах, но тоже в огромном количестве. Это были орехи, сухофрукты, различные натуральные сладости, высокий гликемический индекс которых компенсировался сырыми овощами. В то время я могла позволить себе разные натуральные изыски, которые стоили недешево, заказывала редкие органические продукты из-за границы, совершенно не видя в этом ничего предосудительного, спокойно тратя довольно приличные суммы на питание.

Со временем допустимый бюджет стал сокращаться, а страсть и не думала отступать. Я вновь стала срываться уже на ненатуральные, но дешевые продукты, обычный шоколад и всяческие печенья, испытывая дикую боль во всем животе после этого, могла съесть целиком небольшую булку хлеба. В конце концов (на тот момент я уже переехала к маме), «волчий голод» стал приходить не только днем, но и по ночам. До этого я «всего лишь» утром первым делом бежала на кухню, чтобы хоть во что-то буквально впиться зубами, чтобы утихомирить терзавшую «черную дыру» в животе. Ночной голод стал приходить не внезапно, а как бы постепенно, то есть я просыпалась под утро, часов в 5, и больше не могла уснуть, пока как следует не поем. Все советы, написанные в интернете про «выпейте стакан воды, подышите, отвлекитесь и попытайтесь уснуть» решительно не работали – голод был такой силы, что хотелось плакать, как будто не ела неделю, причем опять же хотелось не чего-нибудь, а именно сладкого-мучного-вредного. Со временем это переросло в регулярные подъемы посреди ночи и настоящие набеги на кухню. Для домашних стало нормальной картиной узреть меня посреди ночи за неурочной трапезой. Я пыталась снова ввести практику «осознанных срывов» на невредное, то есть удовлетворить свою страсть к объедению через мед, хлебцы, кашу, пыталась перебить голод белковой пищей, большим количеством воды – всё было без толку. Более того, чревоугодие стало набирать обороты, я стала совершенно без сознания КАЖДУЮ ночь вставать только для того, чтобы съесть разом огромное количество меда, до дикой тошноты и даже головной боли на утро, как с похмелья. Днем я не могла удержаться от покупки очередного килограмма меда, а ночью – от безобразного переедания, которое вводило в отчаяние и слезы, апатию и общий упадок сил из-за постоянного недосыпа.

Так продолжалось года полтора, это было самое настоящее рабство. Я пыталась стать веганом-сыроедом в тот период, но на веганстве продержалась чуть меньше года, связывала происходящее со своими глупыми экспериментами над питанием, но с возвращением к привычному мясному и полноценному по калорийности рациону ничего не изменилось, а становилось все хуже.

Как-то, когда до моего прихода в церковь оставалось около года, я начала горячо молиться Богу о воздержании в пище, чтобы победить эту углеводную зависимость, и с большим трудом мне удалось переломить соблазн просто покупать новые порции меда и начать перекрывать «волчий голод» чем-то нейтральным, не приводящим к ожирению и состоянию «похмелья» по утрам.

Кстати, весить я продолжала не очень много, всё это время вес был в районе 45 килограммов, что при моей конституции всё равно выдавало лишний вес, но в целом активные занятия танцами компенсировали избыток калорий. Но ночной голод полностью разрушил мою жизнь, днем самочувствие было совершенно отвратительным. Влияло и все более ухудшающееся состояние здоровья на фоне оккультных практик.

«В день после Причастия меня, что называется, накрывало с головой»

Пришла я в церковь в январе 2018 года, когда уже меня регулярно посещали духи злобы поднебесной собственной персоной, и сначала батюшка не допустил меня ко Причастию. Так просто все эти страшные вещи не отступили, последовала тяжелая борьба, которая велась по всем фронтам и проявлялась, в частности, в не на шутку разыгравшемся чревоугодии. С конца января я все-таки выпросила начать причащаться Святых Тела и Крови Христовых, поскольку состояние было тяжелым. Ночные подъемы продолжались. В день после Причастия меня, что называется, «накрывало с головой», то есть сразу после Литургии я ехала домой и придавалась греху переедания с отчаянной силой, настолько отключало мозг. Довольно быстро я обнаружила, что удается нормально поспать до утра, если помазаться на ночь маслом, оставшимся после Соборования, и строго перед сном каждый вечер мазалась, хотя нечисть все равно пыталась атаковать весьма активно, приступы голода доводили до слез. И конечно же, каждый раз после согрешения только что полученная в таинствах благодать испарялась.

Шло время, я упорно молилась об освобождении от бешенства органов пищеварения. И где-то в июне, после регулярной церковной жизни (молитвенное правило, каждую неделю строго в храме, регулярные Исповедь, Причастие, святая вода каждый день, поминовение в монастыре на Неусыпаемой Псалтири и много-много еще всего) это стало отступать. По советам святых отцов, когда приходило искушение, я крестилась и просила помощи Божьей. Когда под утро бесы атаковали голодными спазмами, читала наизусть псалмы 50 и 90 – зачастую этого хватало, и я засыпала снова, но если атака продолжалась, то читала все ранее выученные молитвы.

Днем еще периодически случались срывы, я даже каялась на Исповеди с задней мыслью, что всё бесполезно: я же знаю, что снова согрешу в ближайшее время, и в самом деле согрешала. Но в какой-то момент пришло понимание, ясный образ огромной гадюки, сидящей внутри меня, которую никак невозможно накормить, прямо-таки евангельский неусыпаемый червь. Это придало решимости возненавидеть грех, отринуть его всею своей душой, а не идти на компромиссы вроде «самое главное – не сорваться перед Причастием и сразу после него».

На сегодняшний день мое питание – это очень строгая диета (совершенно полноценная по БЖУ), из сладкого только фрукты, потому что всё остальное упорно вводит в сильный соблазн, от которого я еще не оправилась, либо здоровье не позволяет (демоническая сила серьезно истощила). Исключены были даже просфоры как мучной продукт. Приходится четко следить за весом, чтобы слишком сильно не похудеть. Кому-то это может показаться крайностями и странностями, но с виду вообще всё всегда кажется очень простым. Я же невероятно глубоко прочувствовала, что нахожусь в состоянии весьма хрупкого равновесия, и мое собственное тело в любой момент готово на меня накинуться и поработить, поэтому и меры должны быть применены суровые.

Помоги всем Господь на этом нелегком пути!

Дата: 2014-06-05

Здравствуйте читатели сайта .

В этой статье мы продолжим изучать грехи, и здесь мы поговорим о том, что такое чревоугодие . Если спросить любого человека, что это такое, мало кто даст четкий и понятный ответ. Не всем даже известно, что чревоугодие входит в список семи смертных грехов. Вы тоже этого не знаете, а то бы не задавались вопросом, что такое чревоугодие.

Чревоугодие это

В первую очередь чревоугодие это грех против 2-ой заповеди, это один из видов идолопоклонства. У чревоугодников на первом месте стоят чувственные наслаждения, а значит их бог – чрево – это их идол.

Чревоугодие это пристрастие к чему-либо или кому-либо. Чревоугодник – это поклонник. А Вы наверняка слышали такую фразу: «Не сотвори себе кумира» . Обычно считается, что чревоугодники пристрастны к пище. То есть для них главное количество, а не качество еды. Основная цель – насладиться едой как можно дольше.

Есть даже виды чревоугодия: многоядение, сладкоядение, гортанобесие (задерживание еды во рту для наслаждения вкусом), пьянство, тайноядение. А теперь по порядку.

Многоядение – это употребление пищи в превышающем количестве для организма. То есть для организма достаточно, а человек продолжает поглощать пищу. Это похоже на обжорство.

Сладкоядение – это поедание сладкого. Такой вид пищи дает человеку возможность насладиться жизнью в полной мере, хоть и ненадолго.

Гортанобесие – желание продлить удовольствие от еды путем медленного поглощения.

Пьянство – основная проблема всего человечества. Объяснять не надо.

Тайноядение – поедание вкусной пищи тайком. К примеру, встал посреди ночи и залез в холодильник. К утру холодильник пуст. А еще это нежелание делиться с другими людьми.

У чревоугодия есть ее противоположность. Это добродетель – воздержание. Все мы любим вкусно покушать, придаваясь страстям. Однако обжорство приводит к печальным результатам. У всех чревоугодников жирные свинячьи лица.

Фраза: «Не сотвори себе кумира» , заставляет меня задуматься о второй версии термина чревоугодия. Я буду рад, если Вы поможете мне разобраться в моих размышлениях. Я предполагаю, что если человек является чьим-то поклонником, то он тоже считается чревоугодником. Ведь быть поклонником значит кому-то поклоняться. То есть у всех поклонников есть кумир, которого они возводят на пьедестал.

Читая другие источники, я не нашел подобной информации. Все говорят, что чревоугодие это обжорство, чрезмерное употребление пищи. Причем чревоугодники это гурманы, то есть те люди, которые едят вкусную и нежную пищу.

А буду ли я считаться чревоугодником, если я люблю употреблять напиток «Липтон» ? Во многих статьях я писал о своем пристрастии к этому напитку. А если летом я начал часто кушать клубнику, значит я снова считаюсь чревоугодником?

Если это так, то тогда мы все чревоугодники. Я хоть Липтон пью – полезный чай. А другие люди пьют пиво, или хуже – водку. Даже само курение является чревоугодием, хотя это не еда и не питье.

Я рассказал Вам все, что знаю об этом грехе. И даже выдвинул еще одну теорию о чревоугодии (быть поклонником человека). Эта теория может быть ошибочной. Вас я прошу присоединиться к беседе. Оставьте свое мнение о том, что такое чревоугодие, ниже в комментариях.

чревоугодие это, что такое чревоугодие

Нравится

После окончания масленицы, спортзал ждет Вас на блины.
В наличии блины по 5, 10 и 15кг.

Чревоугодие как качество личности – склонность к неумеренности и жадности в еде, доводящей человека до скотского состояния.

Один человек очень много ел. Он понимал, что это противоестественно, но ничего не мог поделать с собой. Он был толстым и некрасивым. А началось всё ещё в детстве, когда ему говорили, что нужно поститься и ограничивать себя в еде. Он читал, что нужно ограничивать себя во всём, ибо это развивает волю и ведёт к освобожденью. Но чем больше он думал о том, что много есть - грех, и чем сильнее пытался подавлять в себе голод, тем сильнее ему хотелось есть. Иногда он не ел несколько дней, но потом уничтожал всё без разбора. В результате он переедал, а потом снова сожалел о нарушении своей клятвы. Наконец, он решил, что невозможно следовать праведным путём, пока живёшь дома, и ушёл в горы. Там он нашёл уединённую пещеру и поселился в ней. Его домашние были огорчены, но поддержали его решительные действия в борьбе с недугом! И через некоторое время жена, решив, что муж, должно быть, уже преодолел в себе эту слабость, послала ему с посыльным письмо и букет цветов. Она пожелала ему скорейшего «выздоровления» и благополучного возвращения домой. Вскоре посыльный вернулся и передал жене записку. В ней говорилось: «Спасибо за цветы. Они были очень вкусными!»

Чревоугодник, не стесняясь, говорит: «Люблю повеселиться. Особенно пожрать». В басне «Неблагодарный гость» Сергей Михалков описал одного из приверженцев этого порока:

Он в дагестанский дом был приглашён обедать,
И там кавказских блюд ему пришлось отведать:
Шашлык, хингал, долму, чуду -
Ну, словом, всякую домашнюю еду.
Хозяин подливал, хозяйка угощала,
А гостю всё казалось: мало! Мало!
И столько выпил он, и столько разом съел,
Что заболел…
В больнице он лежит в тиши своей палаты
И шепчет про себя: аварцы виноваты!…

Чревоугодие на пьедестале греховных страстей занимает третье место после гордыни и блуда. За столом человек в среднем проводит за жизнь до четырех лет. Любопытны и экзотичны формы проявления чревоугодия, например, гортанобесие – удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом, тайноядение, многоядение, сладкоядение. Противоположностью чревоугодия является добродетель воздержания. Аллегорическая фигура Чревоугодия может быть любого пола. Это толстый человек, обжирающийся и обпивающийся. Иногда страдающий рвотой. Может быть коронован виноградным венком, как Бахус, и держать блюдо с фруктами. Спутники-животные: жадный волк, свинья, любитель меда медведь, и еж, который по поверьям, собирал плоды на свои иголки.

«Всякий излишек противен Природе», — говорил Гиппократ. Он не был противником вкусной и здоровой пищи. Великий врачеватель считал, что человек должен есть не более того, чтобы восполнить свои энергетические потери. Поэтому полноценное питание должно содержать достаточное для радостной жизни количество энергии. В таком случае не нарушаются законы природы – человек не берет больше, чем ему необходимо. При бесконтрольном поглощении пищи он проявляет чрезмерную притязательность и агрессию к внешнему миру. Такое поведение порочно, за что и приходится расплачиваться тяжелыми болезнями и несчастными случаями.

Как говорил Остап Бендер: «Не делайте из еды культа!» К сожалению, современные реалии – свидетельство того, что культ чревоугодия шагает по планете. Реклама на каждом углу прикармливает и подкармливает людей. Словно перед убоем, люди безрассудно поглощают калорийную пищу в безмерных количествах.

И в древние времена чревоугодие было в почете у обжор. Среди древних чревоугодников был известен грек Филоксен. Он часами закалял свои пальцы, опуская их в почти кипящую воду, чтобы первому брать самые лакомые горячие кусочки. Великий чревоугодник консул Лукулл прославился своим богатством и роскошными пирами. «Ежедневные Лукулловы пиры, — говорит древнегреческий писатель Плутарх (ок. 46-127 гг. н.э.), — показывали в нём человека недавно разбогатевшего. Кроме пурпуровых ковров, драгоценными каменьями украшенных чаш, хоров и музыки, он хотел отличить себя перед простыми людьми приготовлением различных яств, искусно и с великими издержками сделанных пирожных». О пристрастии Лукулла к роскошным пиршествам свидетельствует такой случай. Как-то раз Лукулла ужинал один, поэтому служитель подал ему не такой богатый ужин. Лукулл вызвал служителя и стал упрекать его. В своё оправдание тот сказал, что сегодня нет званых гостей и поэтому, думал он, не надо подавать изысканных яств. «Как! — отвечал Лукулл. — Разве ты не знаешь, что сегодня Лукулл ужинает у Лукулла?»

Чревоугодие принимает пищу не по мере надобности, оно не дожидается легкого чувства голода и вообще ему не знакомо чувство пресыщения от еды. Чем больше оно ест, тем больше хочется. Серафим Саровский говорил: «Не вкушай пищу досыта, оставь место Духу Святому». И кто может, должен придерживаться этого правила.

Как же уловить границу, за которой радость от вкусно приготовленной еды превращается в чревоугодие? Это важный вопрос, и ответ на него однозначен – голос собственной совести. Люди, погрязшие в невежестве, утратили способность слышать этот голос, поэтому неудивительно, что именно их среда поставляет подавляющее количество чревоугодников. Люди в благости и страсти слышат голос совести, который всегда выносит им свой вердикт, если они переели. Зачастую человек, руководствуясь голосом жадного до удовольствий ложного эго, переедает, но уже во время поглощения пищи он слышит суд собственной совести. От невозможности совладать с собой он пытается самооправдаться, но настроение уже испорчено. Иными словами, мера воздержания в еде определяется совестью. Через совесть – своё представительство в человеке, Бог говорит ему: «Сейчас ты поступаешь неправильно». Совестливый человек, пресыщаясь и переедая, испытывает душевный дискомфорт, его охватывает смущение и раздражение собой.

Чревоугодие провоцирует человека к проявлению порочных качеств личности. Оно, к примеру, способствует разврату, ибо избыток пищи и ласка живота возжигает пламя похоти. Чревоугодие делает грубым ум, притупляет разум, вызывает у людей проявление лживости, хвастовства, глупой словоохотливости и бесконтрольного пустословия. Оно может маскироваться под хлебосольство. Например, неожиданно приходит гость, и чревоугодник несказанно ему радуется, ведь появился повод сделать себе праздник живота и заглушить голос совести.

Истинным чревоугодником был великий русский баснописец И.А. Крылов. О его подвигах на ниве чревоугодие рассказывает А. Казакевич: «Главная радость «дедушки Крылова», как именуют его все словари и учебники, была еда. Говоря прямо, Иван Андреевич был отменный обжора. Как отозвался однажды о Крылове Вяземский, ему легче было пережить смерть близкого человека, чем пропустить обед. Одно время в гостиных Петербурга переходил из уст в уста рассказ о том, как в какой-то дорожной харчевне Крылов, в ту пору еще молодой человек, основательно подкреплялся за столом, уставленным десятком мясных, рыбных, и прочих блюд. Немногочисленные посетители сразу же обратили внимание на необычного едока. Один из них подошел к Крылову и стал его расспрашивать: — Судя по вашему аппетиту, я могу предположить, что вы человек неженатый… — Угу… — отвечал, не переставая жевать, Крылов. — Смею предположить, что и матушки у вас нет… Тот же ответ. — Померла, значит? Крылов, отправляя в рот очередную котлетку, кивает головой. — Царствие ей небесное! Отмучилась, значит… Ну а батюшка-то у вас, надеюсь, есть или тоже помер? Кивок головы. — Господи Иисусе, так вы, получается, круглый сирота! Да… Я это сразу понял… Ну, а родственники-то у вас хоть какие есть? Чай не все поумирали-то? Крылов, которому эта болтовня явно портила аппетит, оторвал взгляд от тарелки и сердито отвечал: — Милостивый государь! Когда я ем, для меня все умирают!

Непривередливый, хотя и не без предпочтений, Крылов совершал настоящие подвиги на поле чревоугодничества. И друзей своих выбирал по принципу: который сытнее накормит, тот и лучший товарищ. Если же кормили не досыта — а такое случалось постоянно, Иван Андреевич, придя домой, устраивал «настоящий» обед. Если на кухне ничего не находилось, съедал кастрюлю кислой капусты и запивал жбаном кваса. В один из дней не оказалось ни капусты, ни кваса. Пошарив тщательно по всем углам, он нашел где-то под столом кастрюльку с пирожками, давно забытую кухаркой. Пирожки — их было шесть штук — уже были покрыты зеленой плесенью. Но и это не остановило нашего «гурмана». Попробовал один — вроде ничего, только немного горчит. Попробовал другой — действительно, горчинка приличная. И только тут заметил плесень на оставшихся пирожках. «Ну, что же, — рассказывал он потом, — если умирать, то умру и от двух, умру и от шести. И съел все шесть!» И — ничего, пронесло…

За любым общим столом Крылов «съедал столько, сколько все остальное общество вместе. Каждого подаваемого блюда он клал себе на тарелку столько, сколько влезало. По окончании обеда он вставал и, помолившись на образ, постоянно произносил: — Много ли надо человеку?! Эти слова возбуждали общий хохот у его сотрапезников, видевших, сколько надобно Крылову…» Однажды некий приятель-шутник решил выяснить предел, который был бы не по силам знаменитому чревоугоднику. Поспорив с приятелями на ящик шампанского, он пригласил Ивана Андреевича отведать итальянской кухни. Когда явился Крылов, хозяин заявил, что тот опоздал и потому ему, как провинившемуся, назначается штрафное блюдо — целый поднос с горкой итальянских макарон. Крылов с заметным удовольствием исполнил «штраф». — Ну, — сказал хозяин, — это не в счет, теперь начинайте обед с супа, по порядку. Крылову стали подносить супы, каши, рыбу, дичь, холодец… Затем, в порядке очереди, снова поднос с макаронами… Когда Крылов очистил и этот поднос, хозяин опять наложил ему целую горку. Когда хозяйские запасы кончились, хозяин, поняв, что проиграл, с последней надеждой в голосе поинтересовался у Крылова: — Ну, как ваш желудок, Иван Андреевич, не болит ли от переизбытка съеденного? — А что ему сделается? — искренне удивился Крылов, — я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться.

Зная крыловскую неумеренность в еде, многие друзья, опасаясь за его здоровье, неоднократно советовали ему иногда — «хотя бы для разнообразия!» — отказаться от угощения. Крылов нехотя соглашался. Однако когда приходило время обеда и хлебосольные хозяева раз за разом предлагали ему то новое блюдо, то добавку, он, взглянув на обеспокоенных своих приятелей, отвечал хозяевам: «Не могу…». И через короткую паузу: «…оскорбить вас отказом».

К сожалению, постоянное переедание не могло не сказаться на здоровье писателя: он перенес три микроинсульта (или, как раньше говорили, — удара). Но даже и они его не образумили: он умер от переедания. Болея воспалением легких, ослабевший, он позволил себе значительный излишек протертой каши из рябчиков. Его могучий организм не выдержал двойной нагрузки.

Петр Ковалев 2013 год

Смерть от сердечно-сосудистого заболевания в только начавшемся зрелом возрасте - что может быть печальнее для супруги, детей и друзей? Частая причина таких болезней - переедание и связанные с ним осложнения в виде лишнего веса, повышенного уровня холестерина и малоподвижности (с избыточной массой тела двигаться не хочется, порочный круг нелепо замыкается). А причина ненормального отношения к пище в христианской аскетике называется чревоугодие. Это тяжелый грех и в православной, и в католической традиции. Почему?

Сытость как цель жизни

Считается, что человек, зараженный этим недугом духа, ставит свое насыщение и удовольствие от приема пищи выше всего в жизни, в том числе выше Господа Бога. Это подчинение низшим потребностям тела является, по сути, формой рабства. Как много людей желают сбросить вес, не пытаясь победить причину этой беды - ненормальные отношения с пищей!

Не только обжорство

В представлении очень многих чревоугодие - это избыточное потребление еды. На самом деле обжорство - это только лишь один из демонов, терзающих душу. Вторым является пристрастие к вкусной пище. Такое общественное явление, как гурманство, желание «разбираться» во вкусных вещах, с духовной точки зрения очень опасно.

Анорексички тоже чревоугодницы

Вы, наверно, замечали, что многие худеющие начинают болезненно внимательно относиться к пище, планировать каждый ее прием и часами воображать, что же именно они съедят завтра с утра, когда уже «можно» будет есть то, что вечером запрещено? Они одержимы чревоугодием! Булимия и анорексия - это тоже проявление ненормального отношения к физиологии.

А как стоит питаться?

Так что же, есть только Не нужно крайностей, мы не монахи, а потому абсолютная строгость многим не по плечу. Надо просто стараться есть особенно привлекательную пищу по праздникам, желательно церковным, причем ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки. Тогда и не согрешим. Главное - не мечтать о празднике за месяц до события, делая гастрономические удовольствия самым главным в «программе».

Не вовремя

Третий демон, терзающий душу чревоугодника, - это нетерпение в отношении времени приема пищи. То есть, когда человек ест ранее того времени, которое для него обычно или назначено. Получается, что идеальный христианин - тот, кто способен обходиться без «вкусностей», он ест умеренно и по расписанию. Чревоугодие - это недуг души потому, что делает грешника зависимым от пищи. Все разнообразие явлений мира для человека оказывается заслоненным возможностью получить удовольствие «здесь и сейчас».

Мать страстей

Чревоугодие - смертный грех потому, что именно с него начинаются все остальные страсти. В частности, у человека, который позволил себе лишнего, появляется чрезмерное или неуместное сексуальное желание, лень, ведущая к праздности, уныние (от лишнего веса, например). Дело может дойти и до гордыни (когда человек уязвлен тем, что он, «титан воли», взял и потерпел поражение).

Существует ли Конкретной нет, но имеет смысл помолиться Марии Египетской, которую преследовали страсти в течение долгих лет мучений в пустыне. Но магии «от Бога» не существует, лучше всего молиться о помощи самому Христу, помня при этом, что победить страсть чревоугодия до конца невозможно, это не удавалось даже великим подвижникам. Нужно просто стараться держать себя в рамках каждый день. И просить сил на борьбу у Бога. Чревоугодие - это еще и несоблюдение постов...