Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.

Когда Господь наш Иисус Христос умирал на Кресте, Он и в предсмертных страданиях старался принести людям пользу. Думая не о Себе, но о людях, Он, испуская дух, дал человеческому роду один из величайших Своих уроков. Это урок прощения. Отче! прости им, ибо не знают, что делают . Никогда раньше ни с одного места казни не слыхали таких слов. Напротив, раньше казнимые, невиновные или виновные, взывали к богам и людям, прося о мести. “Отомсти за меня”, — вот слова, которые чаще всего можно было услышать на месте казни до Христа, да, к сожалению, и сегодня можно услышать у многих племен — даже тех, что крестятся святым Крестом Христовым. А Христос при последнем издыхании прощает Своим ругателям, мучителям и убийцам, просит Отца Своего Небесного, чтобы и Он им простил, и, более того, еще и находит для них оправдание: не знают, — говорит Он, — что делают .

Почему именно сие поучение о прощении повторяет Господь на Кресте? Почему из бесчисленных поучений, данных Им на земле людям, Он выбирает именно это, а не другое, чтобы изречь его Своими Божественными устами в конце, в самом конце? Несомненно, потому, что Он хотел, дабы сей наказ запомнили и выполняли. В безвинных страданиях на Кресте, величием Своим превосходящий все величие мира, вознесенный над царями и судиями земными, над мудрецами и учителями, над богатыми и бедными, над общественными реформаторами и бунтовщиками, Господь наш Иисус Христос примером прощения запечатлел Свое Евангелие. Да покажет сим, что без прощения ни цари не могут царствовать, ни судии судить, ни мудрецы философствовать, ни учители учить, ни богатые и бедные жить жизнью человеческой, а не скотской, ни пылкие реформаторы и бунтовщики сделать что-нибудь полезное. А прежде всего и в конце всего — да покажет: без прощения люди не могут Его Евангелие ни понять, ни, тем паче, исполнить.

Словами о покаянии Господь начал Свое учение, а словами прощения завершил его. Покаяние есть семя, прощение — плод. Никакой похвалы не стоит семя, если оно не приносит плода. Никакое покаяние не имеет ценности без прощения.

Чем бы было человеческое общество без прощения? Зверинцем среди зверинца природы.

Чем, кроме невыносимых цепей, были бы все на земле законы человеческие, если бы их не смягчало прощение?

Разве без прощения мать могла бы назваться матерью, брат — братом, друг — другом, христианин — христианином? Нет: прощение составляет главное содержание всех этих имен.

Если бы не существовало слов “Прости меня!” и “Бог простит, и я прощаю!” — жизнь человеческая была бы совершенно невыносима. Нет на земле такой мудрости, которая могла бы навести порядок и установить мир между людьми без помощи прощения. И нет такой школы и такого воспитания, которые могли бы сделать людей великодушными и благородными без упражнения в прощении.

Какая человеку польза во всей его мирской учености, если он не может простить своему ближнему одного обидного слова или взгляда? Никакой. И какая человеку польза в ста литрах елея, если каждая капля не свидетельствует хотя бы об одной прощенной обиде? Никакой.

О, если бы мы знали сколько нам молча прощают каждый день и каждый час — не только Бог, но и люди, мы бы и сами со стыдом поспешили простить других! Сколько мы расточаем неосторожных, обидных слов, на которые отвечают молчанием; сколько злобных взглядов; сколько неподобающих движений; да даже и непозволительных дел! И люди переносят это, не воздавая нам “око за око и зуб за зуб”. А что тогда сказать о прощении Божием? Для него слишком слабо всякое человеческое слово. Нужно слово Божие, чтобы описать неизмеримую глубину Божия милосердия и Божия прощения. С таким словом и обращается к нам сегодняшнее Евангелие. И кто еще на небе и на земле мог бы изречь и описать Божие, кроме единого Господа нашего Иисуса Христа, предвечного Сына Божия? И Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27). Безмерность прощения Божия Господь наш Иисус Христос выразил притчею о великом должнике. Повод для этого дал Ему апостол Петр, спросивший Его, сколько раз прощать согрешения брату своему, до семи ли раз ? Господь ответил на сие знаменитыми словами: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз . Сравните эти два высказывания, и вы увидите разницу между человеком и Богом. Петр думал, что, говоря до семи ли раз , он достиг вершины милосердия. Господь наш Иисус Христос отвечает: до седмижды семидесяти раз ! И, словно и сия мера показалась Ему недостаточной, Господь, чтобы было понятнее, поведал следующую притчу:

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими . Царство Небесное нельзя ни описать словами, ни обрисовать красками, оно только до некоторой степени может быть уподоблено тому, что происходит в этом мире. Господь говорит в притчах, ибо иначе трудно выразить то, что не от мира сего. Этот мир помрачен и обезображен грехом, но все же он не вполне утратил сходство с иным, истинным миром. Этот мир не является — далеко не является — дубликатом того, но всего лишь бледною картиной и тенью его. Отсюда и проистекает возможность уподобления между двумя мирами как между предметом и его тенью. Почему Господь говорит: человек царь (Сего ради уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы своими ), а не просто царь ? Во-первых, для того чтобы подчеркнуть: звание человека выше звания царя: быть человеком бó льшая честь, чем царем. Точнее, “человек” означает истинное достоинство, а “царь” — служение. Во-вторых, чтобы показать хорошего царя. Так же Господь говорит и человек некий бе домовит, иже насади виноград ; паки подобно есть царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, — все с тем же намерением: подчеркнуть, что речь идет о хорошем домохозяине, о хорошем купце, как и о хорошем царе. Говоря о судье, который Бога не боялся и людей не стыдился (Лк. 18, 2), Господь не говорит: человек судия , но просто: судия бе некий . Из сего видно, что под словами человек царь Господь подразумевает “хороший царь”.

Итак, один хороший царь захотел сосчитаться с рабами своими. Рабы его — его должники; ибо у истинного царя рабы сами берут в долг, а не он у них. Когда начал он считаться с рабами своими, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов . Один талант оценивался примерно в 240 золотых лир, или же 500 золотых червонцев; десять тысяч талантов составляли около двух с половиной миллионов золотых лир, или примерно пять миллионов золотых червонцев. Это огромный долг даже для государства, не говоря уж о человеке. Но что с того? Еще больше число наших грехов пред Богом — наш долг Богу. Говоря о долге раба царю, Господь имеет в виду наш долг Богу. Потому Он и использует такие огромные, на первый взгляд неправдоподобные числа, которые, конечно, нисколько не невероятны, если подсчитать грехи каждого из смертных людей.

А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. В то время по законам как римским, так и иудейским, обедневшего должника можно было продать в рабство вместе с его семьей. Одна овдовевшая женщина с воплем говорила пророку Елисею: раб твой, мой муж, умер… теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе (4 Цар. 4, 1). Таким образом, то, что царь повелевает сделать со своим рабом-должником, он повелевает по праву и по закону. Глубинный смысл сего царского приказа в том, что, когда наши грехи превосходят всякую меру, Бог лишает нас всех даров Святого Духа, делающих человека человеком. Приказал продать его означает, что грешник лишается своей Богом данной личности; и жену его — значит, что он лишается дара любви и милости; и детей — значит, что он лишается силы творить какое бы то ни было благо. И заплатить — означает, что все Богом данные дары от злого человека снова возвращаются к Богу как к Собственнику и Источнику всякого блага. Мир ваш к вам возвратится , — сказал Господь Своим ученикам (Мф. 10, 13).

Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему . Какая мгновенная перемена, и какой дешевый выкуп, и какое безмерное милосердие! Злому рабу, столь задолжавшему, не на кого было надеяться. Никто на свете не мог помочь ему, кроме все того же его государя, заимодавца. Он стоял между государем и рабами. Рабы не смеют помочь ему без воли государя. Таким образом, лишь тот, кто его судит, может его и помиловать. И раб сделал то, что только и возможно, и разумно было сделать — упал государю в ноги и стал умолять его о милости. Он просил не о прощении долга — об этом он не смел и подумать — но об отсрочке: потерпи на мне, и все тебе заплачу . А человек царь — истинный человек и истинный царь — отпустил его и долг простил ему . И значит, он дал ему двойную свободу: свободу от продажи и свободу от долга. Разве это не настоящий царский подарок? Так не поступают цари земные. Таковую нечаянную милость может явить лишь Царь Небесный. И Он ее являет, и являет часто. Стоит какому-нибудь грешнику прийти в себя и покаяться, как Царь Небесный готов простить ему десять тысяч возов грехов и возвратить все отнятые дары. Не только никто не может сравняться в милосердии с Богом — никто не может даже описать милосердия Божия. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя , — говорит Господь(Ис. 44, 22). Тому, кто прибег ко Господу с искренним покаянием, Он прощает все и дает еще один срок, еще одну возможность сразиться, чтобы увидеть, хочет ли тот стоять за Господа — или Господа предать. Царь Езекия заболел смертельно; плача, отворотился он лицом к стене и помолился Богу, да продлит Бог ему жизнь — и Бог продлил ему жизнь еще на пятнадцать лет. И славил Езекия за это Бога, говоря: Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой (Ис. 38, 17). Похожее произошло и с задолжавшим рабом. Он молил своего государя, чтобы тот только потерпел на нем, ожидая возвращения долга, и государь простил ему весь долг, даровал ему свободу и принялся ждать — не возврата старого долга, но благодарения за новое благодеяние. И вот как быстро он его дождался:

Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, чтó должен . Прощенный и отпущенный своим государем, раб встречает другого раба, своего должника, по отношению к которому он теперь оказывается в положении государя. Но когда раб становится государем, взгляните, как грозен такой государь! В то время как человек царь поступил со своим должником и истинно по-человечески, и истинно по-царски, этот же самый должник, коего милость царская спасла от погибели, ведет себя теперь с собственным должником хуже дикого зверя, и еще из-за какого долга! Из-за ста динариев! Ему самому человек царь простил пять миллионов золотых червонцев, а он из-за ста динариев хватает и душит своего должника, и сажает его в темницу, пока не отдаст долга . Здесь уже не царь считается с рабами своими, но раб с рабом. И раб-заимодавец хватает за горло раба-должника, душит его и требует немедленно возвратить долг.

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе . Точно такая же сцена разыгрывалась только что, когда сей лукавый раб стоял на коленях перед государем. И царь, умилосердившись, простил ему десять тысяч талантов. Он же не умилосердился над своим должником, который был ему должен всего лишь сто динариев. Не захотел он ни сжалиться, ни умилосердиться, ни простить, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга . Так раб-заимодавец поступил с рабом-должником. Так человек поступает с человеком. А такой поступок человека по отношению к человеку и изменяет милость Божию на праведный суд. Когда человек утеряет милость Божию, настигает его суд Божий. Если же милость утеряна, то суд страшен. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7). Мы действительно совершаем надругательство над Богом, если принимаем от Него милость, а распространяем вокруг себя немилость. Мы действительно насмехаемся над Богом, если на коленях вымаливаем у Него прощение нашим бесчисленным грехам, а сразу после того сажаем в темницу своего брата за один-единственный грех против нас. Не будем же обманываться, воистину Бог поругаем не бывает, над Ним нельзя насмеяться, Его невозможно обмануть. Мы никогда не удалены от его длани, как от милующей, так и от карающей. Страшно впасть в руки Бога живаго (Евр. 10, 31)! А насколько страшно сие, показано далее в самой притче Христовой:

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее . Кто эти товарищи, кои видели происшедшее и очень огорчились? Милостивые люди, духовным разумом познавшие, чтó Бог сотворил сему лукавому рабу, и своими очами видевшие нестерпимую злобу лукавого раба — и возопившие к Богу. Но это может относиться и к ангелам, которых можно назвать товарищами людей, поскольку и те, и другие призваны служить Богу и, кроме того, по словам Самого Спасителя, удостоившиеся Царствия Божия будут равны Ангелам (Лк. 20, 36). Конечно, ни милостивым людям, ни ангелам не надо рассказывать Богу бывшее в мире, как бы для того, чтобы Бог о том узнал, ибо Всевышний Бог всеведущ и всевидящ, а все что и одни, и другие видят и понимают, они видят и понимают с Божией помощью. Почему же тогда говорится, что рабы увидели сделанное своим немилосердным товарищем и рассказали о том своему государю? Чтобы показать отзывчивость и сострадательность добрых людей и ангелов. Ибо сие есть воля Самого Бога, да радуются все Его верные, видя добро, и да огорчаются, видя зло. Итак, огорченные рабы Божии, придя, придя, рассказали государю своему все бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; ? Царь не хочет казнить лукавого раба, прежде чем не объявит ему его преступления. Так поступит и Господь на Страшном Суде. Обратится Он к тем, которые по правую сторону Его, призовет их в жизнь вечную и объяснит им, как они заслужили сию жизнь; обратится Он тогда и к тем, которые по левую сторону Его, отправит их в муку вечную и объяснит им, как они заслужили сию муку. Господу угодно, чтобы всякий знал, за что получает награду или наказание, дабы никто не считал, будто Бог поступил с ним несправедливо.

Сначала Бог называет раба злым, а затем навек отлучает его от Себя. Ибо зло не имеет с добром ничего общего. Сразу за этим следует и ясное обоснование того, почему Господь называет грешника злым: весь долг тот я простил тебе . Бог не входит в подробности. Он не говорит: “Я тебе простил десять тысяч талантов, а ты не хотел простить своему товарищу даже ста динариев”, — но просто: весь долг тот , чтобы сим побудить самого грешника подумать о величине долга. Далее Господь разъясняет, чтó Его побудило простить должнику таковой долг: потому что ты упросил меня . И здесь государь не входит в подробности, умалчивая о том, что предшествовало просьбе, а именно о том, как раб пал к ногам Его и кланялся. Действия эти выражают покаяние, а покаяние предшествует молитве. Молитва без покаяния не помогает нисколько. Но как только молитва соединяется с покаянием, она бывает Богом услышана. Задолжавший раб, действительно, явил сначала свое покаяние, а затем попросил Государя потерпеть на нем. Потому мольба его тут же была услышана, и Государь сотворил для него более, нежели тот желал, — простил ему весь долг. Затем Государь рисует пред ним его злодеяние по отношению к товарищу, причем делает это в форме вопроса. Почему в форме вопроса? Почему Он не говорит ему: “Я помиловал тебя, а ты не помиловал товарища твоего”, но: не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя ? Для того, чтобы виновный сам увидел, что ему нечего ответить. Для того, чтобы привести его в ужас молчания, предоставляя ему возможность сказать, если он может, что-нибудь в свою защиту. В такой вопросительной форме ответил Господь наш Иисус Христос одному из служителей первосвященника, первому ударившему Его по щеке со словами: так отвечаешь Ты первосвященнику ? А Господь отвечал: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, чтó ты бьешь Меня (Ин. 18, 22-23)? Такой ответ Христов не мог не привести служителя в ужас молчания. Такой ответ означает горящие уголья, собранные и на голову, и под ноги. Подобный способ обличения вины употребляет и человек царь в сегодняшней Евангельской притче: не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя ?

Наступил ужас молчания... А после него пришел ужас осуждения. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга . Когда милость Божия обратится в правосудие, тогда Бог страшен. Блаженный Давид говорит Богу: Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? Оттоле гнев твой (Пс. 75, 8). Прозорливый же Исаия: Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его (Ис. 30, 27). Сим огненным гневом и разгневался человек царь на немилосердного раба и отдал его истязателям, то есть злым духам. Ибо злые духи суть истинные истязатели людей. Кому же еще отдать того, кто из-за жестокосердия своего отпал от Бога и кого Сам Бог назвал злым , — кому, как не главным носителям зла, бесам? Почему сказано: пока не отдаст ему всего долга ? Во-первых, дабы показать, что раб предан на вечные мучения. Ибо, прежде всего, немыслимо, чтобы человек с таким долгом мог когда-либо расплатиться; а кроме того, подобный окончательный приговор Бог произносит над человеком не в этой жизни, а лишь после смерти, когда нет ни покаяния, ни какой-либо возможности искупить грехи, совершенные на земле.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его . Это заключительные слова притчи, в которых — главный ее смысл. В словах сих нет никакой двусмысленности и никакого подтекста. Как мы поступаем с братом своим, так и Бог поступит с нами. Это объявил нам Господь наш Иисус Христос, у Коего нет ни неведения, ни ошибки. Христос в данном случая говорит не Отец ваш , но Отец Мой Небесный , ибо сим хочет сказать, что если мы не прощаем грехи братиям своим, то теряем право называть Бога своим Отцом. И еще подчеркивает Христос, как именно надо прощать — от сердца своего . И человек царь простил задолжавшему рабу от сердца своего, ибо говорится: умилосердившись над рабом тем, — то есть милость родилась в сердце государя. Итак, если мы не простим брату своему и если не простим от сердца своего, с милосердием и любовью, Бог, Творец и наш, и братий наших, поступит с нами точно так же, как человек царь с жестокосердным рабом. То есть и мы будем отданы истязателям, бесам, которые будут вечно истязать нас в царстве тьмы, где плач непрестанный и скрежет зубов. А если бы это было не так, разве Господь наш Иисус Христос сказал бы нам сие? А Он говорил об этом не только по поводу сей притчи о жестокосердном рабе, но во многих других случаях. Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2). Разве это не то же самое наставление, без двусмысленности и без подтекста? И разве Господь то же самое наставление не поместил и в главную молитву, нам данную, в молитву Господню: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим ? Страшными сими словами мы каждый день, читая Отче наш , так сказать, возобновляем завет с Богом, моля Его, чтобы Он поступил с нами так, как мы поступаем со своими ближними; чтобы Он простил нам так, как мы прощаем; чтобы Он явил нам такую милость, какую и мы являем должникам нашим. Как легко мы даем Богу обязательства и какую ответственность берем на себя! Легко Богу простить нам настолько, насколько и мы прощаем другим; легко Ему оставить каждому из нас и долг в десять тысяч талантов; о, если бы мы с таковою Божественной легкостью хотели оставить брату своему долг в сто динариев! Поверьте, что каким бы огромным ни был долг человека человеку, грех брата пред братом и товарища пред товарищем, он не составляет больше ста динариев по сравнению с громадным долгом каждого из нас Богу. Все мы без исключения являемся великими должниками Божиими. И когда нам в голову придет судиться с товарищем из-за его долга, надо нам вспомнить, что мы сами неизмеримо больше должны Богу, Который все еще терпит на нас, все еще отлагает срок уплаты, все еще ждет и прощает. Ах, надо нам вспомнить: какою мерою мы мерим, такою и нам будут мерить! И, кроме того, надо нам вспомнить последние слова Христовы, которые Он изрек, умирая на Кресте: Отче! прости им . Тот, у кого осталось хоть сколько-нибудь несожженной совести, устыдится при таких воспоминаниях, и ослабнет его рука, гонящая малых должников его.

Поспешим, братия, простить всем грехи и оскорбления, чтобы и Бог простил нам бесчисленные грехи и оскорбления наши. Поспешим, пока смерть не постучала в двери и не возгласила: “Поздно!” За дверьми смерти ни мы не сможем более прощать, ни нам не простится. Слава Божией милости и Божию суду. Честь и слава Божественному Учителю и Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине "Сретение".

24 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 18, 21-35

В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Мф 18, 21-35)

Дорогие братья и сестры.

В начале проповеди думаю, надо чуть-чуть объяснить цифры, которые были названы в Евангелии. По крайней мере, их значение. Чтобы лучше можно было представить, о чем говорит Иисус.

Вначале Петр обратился к Иисусу с вопросом: «сколько раз прощать брату моему?». И сразу добавляет: «до семи ли раз?». Естественно, конкретные цифры здесь не имеют значения. В Евангелие число семь всегда указывает на совершенство, на полноту. То есть, «до семи ли раз?», это вопрос «разве часто?», «разве надо все время прощать брату моему?», «разве любой раз?» и так далее. Это не подразумевает некую частоту, вроде семи раз в течение часа, в течение дня, в течение недели или месяца. Петр спрашивает: «часто ли прощать брату моему?». Иисус отвечает: «до седмижды семидесяти раз». Четыреста девяносто раз, если посчитать. Но и тут смысл не в цифрах. Здесь Петр спрашивает: «часто ли надо прощать брату?». Иисус отвечает: «всегда надо». Но отвечает в тон вопроса Петра. Отчего и происходит такая игра слов.

Вторая игра слов с цифрами уже более-менее в абсолютном значении, хотя нам трудно это представить. В притче Иисус говорит: был один раб, который должен своему государю десять тысяч талантов. А товарищ его задолжал ему сто динариев. По представлению человека, живущего в то время, когда было написано Евангелие, во время Римской империи, один динарий - это то, что можно честным трудом заработать в течение одного дня. То есть, сто динариев - это приблизительно столько, сколько можно заработать за четыре месяца. Сто дней работал — получил сто динариев. Это тот долг, который товарищ должен был рабу, у которого долг был в десять тысяч талантов. Это сумма, которую нельзя себе представить, настолько она велика. Это сумма, сопоставимая с внешним государственным долгом некоторых стран. И сразу понятно, где Иисус устраивает в этой притче поле напряжения. Иисус подчеркивает: «так и Отец Небесный поступает с вами». То есть, с каждым из нас. Если не простит каждый из нас «от сердца своего ближнему согрешения его».

Вот это прощение, которым Бог прощает наши грехи, это еще более-менее можно себе представить. Мы знаем, верим, что в крещении Бог нас освобождает от всех грехов. То есть, в момент крещения человек становится новым творением перед Богом. Человек в этот момент перед Богом без греха. Сам Бог отмывает грехи. К сожалению, человек не сохраняет эту благодать. И из-за всяких обстоятельств и решений человек грешит. Нам свойственно, к сожалению, что мы грешны. Мы не ангелы, мы люди, живущие на земле. И мы совершаем грехи. Для этого есть таинство исповеди. В таинстве исповеди Бог нам прощает грехи. Прощение, которое мы получаем от Бога не говорит о том, что Бог забывает о наших грехах. Бог не может забывать. Это не свойственно Ему. Ведь Он Всемогущий. Бог не забывает наших грехов. Он говорит: «Я тебе простил грехи. Они больше не важны. Я на них больше не смотрю. Я на них больше не обращаю внимание. Я не ставлю это в счет тебе».

Приблизительно таким образом происходит прощение. И не потому, что мы такие «белые и пушистые» и наши грехи - это все чепуха. Сами мы знаем, как страшно все то, что мы делаем. Бог нам прощает наши грехи потому, что Он милосердный. Не потому, что мы заслужили это прощение. Или потому, что мы зарабатывали каким-то образом это прощение от Бога. Но потому, что Он милосердный. Иисус Христос умер на кресте ради нашего прощения. Он взял на себя грехи мира, грехи каждого из нас. Для того, чтобы Бог нам из милосердия простил. И каждый из нас знает, какие грехи Бог нам простил. И милосердие Божия не имеет ограничения. К Богу мы всегда можем обратиться.

Иногда слышно: «у меня столько грехов - это никто не прощает», или «у меня такие грехи - Бог мне никак не простит». Это заблуждение. Бог всегда готов простить нам наши грехи, если мы только к Нему обратимся. Человека, который кается в своих грехах, Бог никогда не отсылает от Себя. Бог всегда открыт для человека. Таким образом милосердие Божие действует. И оно проявляется, в том числе, в прощении грехов. Оно проявляется и во многом другом. В благодати Божией, которая часто связана с прощением. Благодать действует тоже из-за милосердия Божия.

Из всего этого и смотря на притчу, которую мы слышали из Евангелия, мы должны сделать свои выводы. Если Бог нам простил из чистого милосердия то, что мы иногда плохо поступаем и грешим, это должно отражаться на нашей жизни. Например, на том, как мы относимся к другим людям. В первую очередь к тем, кто постоянно вокруг нас. Супруги, родители, дети, братья, сестры… Потому можно уже круги пошире нарисовать: друзья, коллеги по работе…

Везде, где есть человеческое общение, к сожалению, всегда присутствует и грех. Надеемся, что меньше там, где есть хорошие человеческие отношения. Бывают ситуации, когда мы как будто постоянно находимся под влиянием греха другого человека. И как мы поступаем? Часто у нас есть отмазки: «Я простил бы, но сколько можно!? Я простил бы, но другой человек не проявляет признаков того, что он пересмотрел свои поступки. Я простил бы, но другой человек не просил о прощении. Я простил бы, но я-то, вообще-то, прав!»… Всегда найдем отмазку. И все наши отмазки против Евангелия, против учения Христа. Который говорит, что прощать надо всегда, без исключения.

И наше прощение должно быть похоже на прощение, которым Бог нам прощает все наши грехи. Потому, что бывает так — «давайте забудем обо всем». Но это не прощение. Может быть, на время ситуация улучшится. Но это не прощение. Когда-то возникает момент и все заново кипит, и все заново поднимается, и все заново вспоминаем. И тут мы уже понимаем, что это не прощение. Если мы, как Иисус говорит, от сердца своего хотим простить, то это не значит забывать о том, что другой сделал. Это значит, помня, что другой человек сделал, сказать, что это больше не важно. Больше мы об этом не помним. Больше мы другому человеку это не ставим в счет. То есть, мы отказываемся от того, на что мы как будто право имеем. Таким образом, прощение - это всегда жертва. Всегда отказ от чего-то, на что мы как-будто право имеем. Ради того, чтобы проявилось в нашей жизни милосердие.

Милосердие в нашей жизни, которое мы можем проявить, конечно, это только отражение того милосердия, которым Бог нас любит. То есть, все милосердие, которое мы могли бы проявить в нашей жизни - это только искра того огня, которым Бог нас одаряет. Милосердие, которое действует. Милосердие, в котором мы можем найти истинное утешение. В котором мы найдем силу для того, чтобы простить другим, не смотря на то, что они сделали. Ветхий Завет «око за око и зуб за зуб» уже не действует. Мы призваны простить всем и все. Таким образом проявив милосердие Божие.

П рощение — то, без чего невозможно представить себе Священное Писание, Самого Всевышнего и жизнь рожденных свыше верующих. Господь заповедал нам прощать друг друга так же, как и Он простил нас во Христе. И если мы думаем, что у нас больше нет сил на то, чтобы простить согрещающего против нас — вспомним же, сколько Бог простил нам…

10 цитат из Библии о прощении:

1. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». (Еф 4:31, 32)

2. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». (Мк 11:25, 26)

3. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф 5:44, 45)

4. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». (Мф 18:21, 22)

5. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». (Лк 6:35-38)

6. «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, - прости ему». (Лк 17:3, 4)

7. «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». (Кол 3:12, 13)

8. «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». (Мф 18:23-35)


Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос неоднократно в Евангелии учит о прощении обид ближним, чтобы и нам были прощены наши грехи.

(проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ().

Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос неоднократно в Евангелии учит о прощении обид ближним, чтобы и нам были прощены наши грехи. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших () — сие средство к оправданию от грехов самое легкое, вполне доступное для всех и всегда зависящее от нашей воли. Казалось бы, что по указанию такого легкого средства к оправданию все грешники должны воспользоваться им для своего спасения и в обществе христианском не останется ни единого грешника. Но Господь Сердцеведец предвидел, что страстное, самолюбивое и злопамятливое сердце человеческое менее всего способно покориться этой заповеди смирения и кротости, что даже между самими последователями Его многие будут глухи к слышанию и косны к исполнению сей спасительной заповеди, — поэтому Господь находил нужным многократно говорить об этом. Одним из таких возвышенных поучений о прощении обид является притча, которая была предложена в прочитанном ныне Евангелии. Для своего назидания повторим ее содержание.

Во время беседы Господа с учениками о том, как надо поступать, когда согрешит перед нами в чем-либо брат наш, святой апостол Петр, слушая слово о прощении обид, спросил Господа: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (). То есть сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, должно прощать ему всегда, тем более никогда и ни в каком случае не должно мстить ему. И в подтверждение этой заповеди Господь сказал нам чудную притчу — изобразил учение Свое в примере одного неоплатного должника, который был уже прощен и помилован, но за жестокость к собрату своему снова предан жестокому мучению — чтобы нам легче было видеть, что бывает с теми, которые не прощают ближним согрешений их, и чтобы мы поняли, что произойдет в подобном случае с нами:

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, чт!о должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, к!ак и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Т!ак и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ().

Притча эта научает нас, дорогие братия и сестры, той истине, что Господь бывает немилостив к нам, если мы сами немилостивы. Он не прощает согрешений наших, если мы сами не прощаем ближним согрешений их против нас.

Для назидания разберем эту притчу. Царство Божие во многом похоже на земные царства человеческие, ибо оно есть прообраз всех человеческих царств. И как в царствах земных есть царь и есть подданные, так и в Царстве Божием есть Царь — Господь наш Иисус Христос, Который есть Царь царям и Господь господствующим. И есть подданные — все мы, верующие во имя Господа Иисуса Христа, искупленные Его честною Кровию от вечной погибели и за то обязавшиеся при крещении во имя Его веровать в Него, как в единого истинного Бога со Отцем и Святым Духом, любить Его от всего сердца и от всей души, почитать Его и поклоняться Ему, как Господу, Владыке и Творцу, повиноваться и служить Ему со всем усердием и ревностью во все дни жизни нашей.

В царствах земных есть законы и постановления, которыми определяется круг действий подданных, и в Царстве Божием есть закон Божий, который определяет волю Божию и учит нас, как вести себя по отношению к Царю своему Христу, и к ближним нашим, чтобы заслужить милость Царя и не подвергнуться Его гневу и наказанию. Как в царствах земных царь временами требует от своих подданных отчета в исполнении возложенных на них обязанностей, так и в Царствии Божием Господь востребует от нас отчета во всех мыслях и желаниях, словах и делах наших. Для этого предуставлен от века страшный славный день Суда и воздаяния. Но и прежде этого всеобщего Суда, Господь потребует от нас отчета в день смерти нашей, когда душа наша, разлучившись с телом, явится в мир духов. Во всякую минуту нам должно быть готовыми к смерти и суду Божию, потому нам и заповедуется испытывать свою совесть ежедневно и не только приносить покаяние в известные времена, но и всю жизнь свою проводить в покаянии, чтобы смерть ни в какое время не застала нас нераскаянными.

Не воздавая должной дани царю и не исполняя своих обязанностей, подданный становится должником царя, и чем более он так поступает, тем более возрастает его долг. Так и подданный Царя Небесного, если не исполняет того, что требует от него закон Божий, становится должником перед Богом.

Возьмем для примера хотя бы один день из жизни своей и сосчитаем, что сделано и что не сделано вопреки закону Божию и нашей собственной совести. Все мысли, намерения, мечты, предположения, которые непрестанно роятся в нашем уме; все желания, стремления, влечения, которыми живет наше сердце, — все это плод свободной деятельности нашей души и все это подлежит отчету перед Судией Сердцеведцем. Вспомним и все слова свои, ибо за каждое праздное слово, которое рекут люди, придется давать ответ в День Судный. И какой же тяжкий долг составится из одного прожитого дня! И насколько же великим составится этот долг в продолжение всей прожитой жизни! И кто из нас может думать о себе, что он меньший должник перед правосудием Божиим, чем упоминаемый в притче должник перед царем своим? Не имея чем заплатить свой долг, должник из притчи падает пред государем и умоляет, чтобы он потерпел его. Так надобно поступать и нам, грешным, если желаем очиститься от грехов своих. Каждый грех ужасен первее всего тем, что оскорбляет величие и святость Божию; тем, что нарушает закон, которым держится нравственный порядок мира; тем, что возмущает покой и мир Царства Божия. Поэтому сами по себе мы не можем загладить своих грехов. Только живая вера в Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за грехи наши, одно живое упование на силу Креста Его, одно искреннее раскаяние во грехах своих, одна молитва сердца сокрушенного и смиренного — могут загладить тяжкую вину грехов наших и оправдать нас благодатию Христовой. Только искренне кающимся Отец Небесный прощает даром все грехи их, ради крестных страданий и смерти Единородного Своего Сына.

Что же делает прощенный и помилованный должник? Найдя своего товарища, который был должен ему сто динариев, он начинает его душить и отдает в темницу. Не так ли поступаем и мы, когда, помилованные Отцом Небесным, гневаемся и злобствуем за малое оскорбление, нанесенное нам нашим братом или сестрою, преследуем и язвим его всеми средствами, лишь бы очернить и обвинить обидевшего? Жестокость лукавого раба по отношению к своему товарищу стала известна царю. Так и наши взаимные памятозлобные и мстительные чувства в!едомы Господу. Неотступные наши приставники — святые Ангелы, видя нашу жестокость друг к другу, с прискорбием возвещают об этом Отцу Небесному, так что ни одно гневливое и злостное движение нашего сердца не утаить от Его всевидящего ока и не укрыть от Его карающего гнева. За злой поступок злого раба государь предал его истязателям, пока не отдаст своего долга. Так поступает Господь и с нами, если не прощаем согрешений ближнему — отвергает Он нас от лица Своего и предает вечному мучению.

Таков вечный и непреложный закон правды, таково неизбежное следствие жестокосердия к ближнему.

Может ли человек раздражительный и мстительный быть в Царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Духе Святе? Достойно ли сострадания и милосердия Отца Небесного сердце жестокое и безжалостное к своему брату? Кто преследует гневом и мщением других, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Суд без милости не оказавшему милости… (), — нам нужно это и помнить, и исполнять.

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (), — тогда и Господь помилует тебя не только в этом веке, но и в будущей жизни. Ибо только милостивые помилованы будут. Аминь.


Эта статья посвящена вопросу о прощении: будь то прощение человека человеком или прощение человека Богом. Предлагаем вашему вниманию ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся прощения.
Прощение - это акт извинения обидчика, не смотря на совершённую им ошибку, нанесённую обиду, причинённую боль; примирение.

В богословском контексте этот термин относится к Божьему прощению человеческих грехов.



Что является прощением, и что прощением не является?

Прощение не является…

  • Проявлением безразличия и равнодушия к обидчику и причинённого им злу;
  • Терпимостью к человеку;
  • Оправданием человека и его поступков;
  • Попыткой забыть об обидчике и причинённом им зле;
  • Выжиданием;
  • Разрешением продолжать причинять боль себе или другим;
  • Проявлением доброты;
  • Молчанием;
  • Словами «Прощаю тебя»;
  • Оно не руководствуется чувствами.


Прощение это…

  • Доверие ситуации Богу;
  • Отказ от своих прав в пользу Бога;
  • Прощение «долга»;
  • Нежелание наказывать обидчика;
  • Отказ от мщения;
  • Нежелание судить, осуждать обидчика;
  • Проявление милости и благодати по отношению к обидчику;
  • Осознанное решение простить.


Прощение является осознанным выбором

Самое интересное заключается в том, что Господь Бог уже давно принял решение простить человека во Христе. Об Иисусе сказано, что Он есть Агнец Божий, закланный прежде создания мира:
Откровение 13:8 «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира ».
1 Петра 1:18-21 «…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира , но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога ».

Кому нужно прощение, а кому - нет?

Прощение нужно людям , причём всем людям без исключения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23 ).

Богу не нужно прощение , потому что Он святой и совершенный:
Исход 15:11 «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес» . Исаия 6:3 «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
Откровение 4:8 «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» .

Библия учит, что каждому из нас необходимо получить прощение Бога. Почему? Потому что все мы - грешники. Мы все согрешили против Бога и нуждаемся в Его прощении. Бог ненавидит грех. И поэтому не исповеданный и нераскаянный грех становится между нами и Богом, портя наши взаимоотношения с Господом:
Исаия 59:1-2 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать ».

Что будет, если человек не получит прощение Бога?

Такого человека ожидает вечная смерть в Озере Огненном, где, по словам Иисуса: «плач и скрежет зубов» (Матфея 13:42 ). Римлянам 6:23 «Ибо возмездие за грех - смерть ».


Кто может прощать, и кто не может?

Каждый из нас может простить друг другу обиды, но грех человеку может простить только Бог.

1. Библия учит, что Христос имеет власть прощать грехи:
Матфея 1:21 «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ».
Евреям 9:27-28 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих , во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение ».

2. Прощение является центральной частью Благой Вести о спасении:
Деяния 2:38 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ».
Деяния 5:30-31 «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов ».

Вопрос: Почему Иисус Христос может прощать грехи?
Ответ: Потому что Он есть Бог.

Именно это и продемонстрировал Господь Иисус в следующей истории:
Марка 2:1-12 «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога ?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи , - говорит расслабленному: "Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой". Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали
».

3. Полное и окончательное прощение может быть найдено только во Христе:
Колоссянам 2:13-14 «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи , истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту ».



Что если человек не прощает другого человека?

Нежелание простить ближнего разрушает не только наши взаимоотношения с Творцом, но и с окружающими. Очень часто люди становятся нашими врагами только потому, что мы не желаем их простить:
Притчи 17:9 «Прикрывающий [покрывающий = прощающий] проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нём, тот удаляет друга ».
1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает всему верит, всего надеется, всё переносит ».

Прощение является знаком и доказательством любви. Если мы говорим, что любим, но одновременно с этим не хотим или не можем кого-то простить, то мы обманываем самих себя, и наша любовь является ничем иным, как пародией и подделкой истинной любви, которая исходит от Бога. Не желая простить другого человека, мы причиняем вред только себе:
Марка 11:25-26 «И когда стоите на молитве, прощайте , если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете , то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ».



В чём состоит ценность прощения?



Внимательно прочтите притчу Иисуса Христа из Евангелия от Матфея 18:21-35 :
«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз .
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами , если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»
.

Эта притча демонстрирует основные принципы прощения:

  • Прощение - это осознанный выбор, решение отпустить вину провинившемуся человеку.
  • Прощение - это дар, подарок, которого никто не заслуживает.
  • Простить - значит отменить долг и отказаться от собственных прав и ожиданий.
  • Прощение не ограничивается величиной долга или количеством обид.
  • Прощение, полученное нами от Бога, должно распространяться на окружающих.
  • Нежелание простить приводит к внутренним самоистязаниям и душевной боли.
  • Господь наказывает не желающих простить своих ближних.

Принцип Господа: Иакова 2:13 : «Ибо суд без милости не оказавшему милости» .

Всегда помните слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди: Матфея 5:7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» .



Каковы условия для получения прощения?

Бог ненавидит и наказывает грех серьезнейшим образом. В свете этого прощение является очень ценным подарком. И поскольку наказание за грех очень велико, то и плата за грех должна быть очень высокой. Именно поэтому в Библии мы читаем о том, что только кровь может смыть, или покрыть цену греха. Евреям 9:22 «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения ». Безгрешный Иисус Христос умер на кресте, будучи единственно приемлемой совершенной жертвой за наш грех. Благодаря смерти Иисуса мы имеем прощение.
1 Петра 3:18a «…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных ». Ефесянам 1:7 «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ».

Когда Иисус умер на кресте, Он взял на Себя наказание за грех всего мира. Он взял на себя вину за наши грехи и понёс наказание вместо нас. Исаия 53:5 «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ».
Иисус умер за грехи всего мира, но мы не получаем прощение автоматически. Любой человек, если захочет, может получить дар прощение через кровь Иисуса. Господь в Своём Слове делится с нами, что необходимо каждому из нас для получения прощения грехов:

1. Исповедание грехов. Чтобы примириться с Господом, необходимо признать себя грешником и исповедать свои грехи Богу. Мы уже говорили, что до тех пор, пока грех не исповедан, он является стеной, разделяющей нас с Творцом.
Исповедание греха восстанавливает наши взаимоотношения с Господом. 1 Иоанна 1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ».
Господь всегда верен Своему Слову. И если Он сказал, что простит исповеданный грех то мы можем не сомневаться в том, что Он исполнит обещанное: 2 Тимофею 2:13 «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может ».

2. Покаяние. Мы должны принять решение измениться: отвернуться от своих грехов.
Иеремия 15:19a «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим ». Исаия 55:7 «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив ». Иезекииль 18:21 «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет ».
Итак, покаяние является очень важным шагом, потому что мы должны не только раскаяться в своих грехах, но и отвернуться от своего прежнего греховного стиля жизни. Это очень сложно сделать. Но если у нас будет ЖЕЛАНИЕ, то Господь дарует нам силы, чтобы преодолеть все сложности и трудности на этом пути перемен.

Сегодня многие хотят получить Божье прощение, при этом ничего не делая для того, чтобы изменить свою жизнь. Но Господь прекрасно знает и видит разницу между теми, кто искренен в своём покаянии и теми, кто использует Его милость только для успокоения своей совести. Не забывайте, что «Бог поругаем не бывает». Он щедро изливает милость и благодать на приходящих к Нему с искренним смирением. Но Он не будет вечно терпеть лицемерное покаяние и злоупотребление Его милосердием. Исследуйте своё сердце и попросите Бога даровать вам искреннее покаяние, после чего положитесь за силу Святого Духа, Который произведёт в вашем сердце все необходимые перемены. Ведь для Него это такая несказанная радость - преображать в облик Божий искренне кающегося грешника.
Внутренние изменения в душе человека после его покаяния обязательно проявятся в правильных действиях и поступках.

3. Прощение окружающих. Это ещё одно условие получения Божьего прощения.
Ефесянам 4:32 «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас ».
Матфея 6:14-15 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ».
Марка 11:25-26 «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ».


Кого Господь прощает, а кого - нет?

1. КОГО БОГ ПРОЩАЕТ?

Господь прощает всех тех, кто искренне кается и приходит к Нему с просьбой о прощении.

Нам, людям, бывает очень сложно понять, как Бог может простить убийцу, насильника, разбойника и других людей, совершивших тяжкие преступления. Некоторые даже отказываются верить в то, что Бог прощает преступников. Однако, в Библии много примеров того, как Господь прощает грешников и преступников:
— Женщина - грешница (Лука 7:36-50 );
— Женщина, взятая в прелюбодеянии (Иоанна 8:1-11 );
— Разбойник, распятый вместе с Иисусом (Лука 13:38-43 );
— Распявшие Иисуса (Лука 13:34 ).

В глазах нашего Творца мы все - преступники Его Закона, независимо от того, какую именно заповедь мы нарушили. В Библии написано: Иакова 2:10 «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём ».
Но Господь прощает всех, кто исповедует свой грех Ему, раскаивается от всего сердца и просит у Него прощения: 1 Иоанна 1:8-10 «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши , то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас ».

Прощение грехов - примирение с нашим Творцом - мы можем получить только во Христе Иисусе: Римлянам 5:1 «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа ».
Римлянам 5:10 «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его , то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его ».
2 Коринфянам 5:18-20 «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир , не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом ».

2. КОГО БОГ НЕ ПРОЩАЕТ?

Господь не прощает тех, кто осознанно грешит: Евреям 10:26-27 «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим , то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников ».

Что Господь прощает, и что - нет?


Из всех известных грехов только хула на Святого Духа: Марка 3:22-30 , Матфей 12:31-32 «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ».

Почему хула на Духа не прощается? Потому что хула на Духа - это окончательный отказ принять истину о том, Кем Иисус Христос является на самом деле (Бог во плоти), ибо именно Святой Дух открывает нам эту тайну личности и сущности Христа: Матфея 16:15-17 «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это , но Отец Мой, Сущий на небесах ».
Без этого откровения свыше мы спастись не можем. Ибо мы спасаемся верою в заместительную жертву нашего Бога Творца и Спасителя Иисуса Христа.
Отвергающий и отталкивающий Святого Духа, сам лишает себя последней возможности покаяния и спасения, потому что «если кто не родится свыше [от Святого Духа], не может увидеть Царствия Божия » (Иоанна 3:3 ).



Каковы преимущества получения прощения?


1. Радость.
Какая это радость и благословение - быть прощённым Господом и иметь мир со своим Творцом! Псалтирь 31:1-2 «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! » Лука 10:20 «…Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ».

2. Господь не припоминает нам наших грехов.
Господь изглаживает даже память о наших прощённых грехах и никогда нам о них не напоминает. Исаия 43:25 «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну ». Иезекииль 18:21-22 «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет ».

3. Господь очищает нас от всякого греха.
Псалтирь 102:12-13 «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ».

4. Получив прощение Бога, мы обретаем способность простить самих себя.
Божье прощение даёт нам силы простить самих себя и продолжить наш земной путь, не оборачиваясь назад:
Филиппийцам 3:13-14 «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ».

5. Получив прощение Бога, мы обретаем способность прощать окружающих.
Прощение ближнего приносит нам пользу. Прощая человека, причинившего нам боль, мы избавляемся от обиды и горечи, как от тяжёлого груза, давящего нам на плечи. Потому Бог хочет, чтобы прощение стало частью нашей повседневной жизни. Личная польза от прощения заключается в следующем:

  • Эмоциональное выздоровление;
  • Здоровые взаимоотношения с окружающими;
  • Избавление от физических недугов;
  • Освобождение от духовного гнёта, кабалы.

Как мы можем узнать, что мы прощены?

Когда Бог прощает нас, то мы можем быть твёрдо уверены в Его прощении: что Он простил нам наши грехи и забыл о них раз и навсегда. Иисус сказал в Иоанна 6:37 «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон ». Также в Иоанна 3:17 сказано: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ».

Господь не обманывает и не отменяет Своего слова: Числа 23:19 «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? » Если вы на исповеди искренне покаялись и попросили Бога о прощении, не сомневайтесь в том, что Он вас простил, даже если вы не чувствуете себя прощённым. Слово Божье намного вернее наших чувств.

Поэтому доверяйте Библии, а не своим обманчивым чувствам:
Евреям 10:16-23 «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший »,
1 Иоанна 4:16-18 «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви »,
Псалтирь 102:8-13 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ».
Псалтирь 33:18 «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет »,
Псалтирь 102:2-3 «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои ».
Исаия 44:22 «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя ». Римлянам 10:11 «Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится ».


Некоторые верующие спрашивают: "Почему я не чувствую себя прощённым?"

Предлагаем вам четыре возможных варианта. Выберите, какой из них является ответом для вас:

1. Вы на исповеди раскаялись в своём грехе, попросили у Господа прощения, но не чувствуете себя прощённым, потому что чувство вины, которое вы ощущаете - есть работа дьявола. Он есть клеветник (Откровение 12:10 ), который клевещет Богу на вас, а вам напоминает о ваших прошлых грехах, чтобы вы не чувствовали себя прощённым и оправданным. В данном случае вам нужно перестать прислушиваться к лжи сатаны, и начать прислушиваться к истине Слова Божия, которое вечно и неизменно. Если Бог пообещал простить, то Он это сделал.

2. Вы раскаялись в своём грехе и попросили у Господа прощения, но не чувствуете себя прощённым, возможно, потому, что вы живёте не верой, а чувствами. В вашей ситуации мы хотим вам напомнить библейскую истину: «Праведный верою жив будет ». (Римлянам 1:17, Евреям 10:38, Галатам 2:11 ). Перестаньте постоянно полагаться на свои чувства, и начните жить верой.

3. Вы попросили у Бога прощения за свои грехи, но не чувствуете себя прощённым, возможно, потому, что ваше покаяние не было до конца искренним, и теперь Господь обличает вас через вашу совесть.

4. Вы попросили у Бога прощения за свои грехи, но не чувствуете себя прощённым, возможно, потому, что вы продолжаете жить во грехе. Покаяться - значит - не только осознать и раскаяться в своём грехе, но и отвернуться от него и больше его не повторять. Если же вы живёте в грехе, то призываем вас перестать грешить и обратиться к Господу за прощением грехов.
1. Прощение обидчика подчёркивает мою слабость. Мне хочется быть сильнее и выше. Я прав и не обязан поддаваться. Истина заключается в том, что вы находитесь в плену у своей собственной гордости, которая препятствует вашему духовному росту .

2. Простить - значит лишиться контроля. Мне не хотелось бы потерять контроль, а наоборот, хочется продолжать манипулировать окружающими, пользуясь тем, что они мои - должники. Истина заключается в том, что на самом деле вы ничего и никого не контролируете, а наоборот сами находитесь в плену у своей боли и обиды .

3. Простить - значит согласиться быть обиженным ещё раз. Истина заключается в том, что независимо от ваших решений и действий, вас всё равно кто-нибудь когда-нибудь опять обидит. Вопрос лишь в том, как правильно реагировать на причинённую боль, чтобы не жить в плену страха и мнения окружающих .

4. Проблема сама собой исчезнет, если не обращать на неё внимания. На самом деле, проблема никуда не исчезнет, она лишь будет на время погребена, но в один момент всплывёт наружу. И второе будет хуже первого .

5. Месть: Обидчик должен заплатить за свои действия. Он должен быть наказан. Я имею право произвести над ним суд. Вы - не Бог, чтобы судить других. Игра в Бога до хорошего не доведёт. Отмщение принадлежит Господу .

6. Неспособность понять любовь и прощение Бога по отношению к себе. Как вы можете дать другим то, чем не обладаете сами? Сначала вам необходимо примириться с Богом, получив прощение своих грехов через жертву Иисуса Христа.

7. Неспособность простить самого себя. Чтобы прощать окружающих, сначала вы должны простить самого себя. Мы способны любить ближнего только до той степени, до которой любим самого себя .

8. Это совершенно несправедливо. Похоже, что я должен потакать чьим-то грехам. На самом деле всё, что вам нужно сделать, - это признать, что Иисус Христос заплатил сполна за долг и грех вашего обидчика .

9. Я жду, когда обидчик подойдёт ко мне первым. Это случается крайне редко.

10. Обидчик совершенно не раскаивается в содеянном. Нужно принять во внимание возможность, что он в этом не раскается никогда. Прощение в первую очередь нужно вам. Поэтому не следует с этим медлить. Чем быстрее вы его простите, тем лучше будет для вас самих .

11. Если я решусь простить, то буду лицемером, потому что я не ощущаю в себе любви и прощения по отношению к обидчику. Истина заключается в том, что вы будете лицемером, если откажетесь простить обидчика. Ваша истинная сущность во Христе - это любовь, долготерпение и прощение .

12. Ожидание удобного момента и благоприятного расположения чувств. Этот удобный момент никогда не наступит. А чувство прощения само собой никогда не придёт, потому что прощение - это осознанное решение, а не чувство .

13. Предположение, что на прощение потребуется много времени. У меня нет времени на прощение. Наоборот, вы не можете себе позволить не простить обидчика. Ведь из-за этого никто не страдает и не мучается, кроме вас самих .

14. Боязнь оголить свои нежные чувства. Богу прекрасно известно, как аккуратно и нежно нужно обращаться с вашими болезненными эмоциями. Вы не умрёте и не сойдёте с ума оттого, что обнажите свои чувства ещё раз .

15. Неспособность забыть обиду: Я готов простить, но не знаю, смогу ли я забыть боль, которую мне причинили. Только Бог может простить и забыть. Вы - не Бог, и Господь не требует, чтобы вы забыли об обиде или обидчике. Простить - не значит забыть. Простить - значит - отказаться мстить. А память о перенесённой боли поможет вам в будущем не причинять аналогичной боли ближнему.