Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая “Цыганская мадонна”, Музей истории искусств, Вена; “Христос и грешница”, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне; самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (“Любовь земная и небесная”, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим; “Флора”, около 1515, Уффици; “Динарий кесаря”, 1518, Картинная галерея, Дрезден).

Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции, и тонко психологичных (“Юноша с перчаткой”, Лувр, Париж; “Мужской портрет”, Национальная галерея, Лондон). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (“Вознесение Марии”, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (“Празднество Венеры”, 1518, Прадо, Мадрид; “Положение во гроб”, 1520-е годы, Лувр; “Введение во храм”, 1538, Галерея Академии, Венеция; “Венера Урбинская”, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.

Конец 1530-х годов - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (“Ипполито Медичи”, 1532, “Ла Белла”, 1538, - все в галерее Палатина, Флоренция). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (“Кающаяся Мария Магдалина”, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Коронование терновым венцом”, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен; “Оплакивание Христа”, 1575, и “Пьета”, 1576, обе - Галерея Академии, Венеция). В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (“Даная”, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург; “Венера перед зеркалом”, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон; “Диана и Актеон”, 1556, и “Диана и Каллисто”, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).

Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.

В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (“Мученичество святого Лаврентия”, 1555, церковь Джезуити, Венеция; “Положение во гроб”, 1559, Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (“Сизиф”, 1549-1550; “Даная”, 1554; “Венера и Адонис”, 1554, все - Прадо, Мадрид; “Персей и Андромеда”, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне.

Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: “Диана и Актеон” и “Диана и Каллисто” (1559, Национальная галерея, Эдинбург), “Похищение Европы” (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), “Охота Дианы” (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (“Святой Себастьян”, 1565-1570, Эрмитаж; “Пастух и нимфа”, 1570, Музей истории искусств, Вена; “Наказание Марсия”, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж; “Оплакивание Христа”, 1576, Галерея Академии, Венеция).

Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски.

Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 века от Рубенса и Веласкеса до Пуссена. Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до 20 века, развитие мирового изобразительного искусства.


(собственно Тициано Вечеллио , Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, - 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.

Аллегория возрастов

Похищение ЕвропыЕго искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. ("Христос и грешница", Художественная галерея, Глазго; "Христос и Магдалина", Национальная галерея, Лондон; так называемая "Цыганская мадонна", Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.


Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; "Флора", около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; "Динарий кесаря", 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм ("Мужской портрет", Национальная галерея, Лондон; "Юноша с перчаткой", около 1520, Лувр, Париж).

Конец 1510-х-1530-е гг. - новый период в творчестве Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики ("Вознесение Марии", около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)


Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид; "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон; "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Бахус и АриаднаКонец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации.

Аллегория бренности (Ванитас)
С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.


Венера на леопардовой шкуре

Венера, завязывающая глаза Амуру
Венера и АдонисДоминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Тициана - "Ипполито Медичи" (1532-33), так называемый "Ла белла" (около 1536), "Пьетро Аретино" (1545) - все в Галерее Палатина, Флоренция, "Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), "Карл V" (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), "Карл V в сражении при Мюль Берге" (1548, Прадо, Мадрид) и др.



ДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности.

Мать Cкорбящая (Dolorosa)


Святой Иоан Баптист в отшельничестве
Мученичество святого ЛаврентияСвятой ИеронимЖизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений ("Даная", около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; "Венера и Адонис", 1554, Прадо, Мадрид; "Воспитание амура", около 1565, Галерея Боргезе, Рим; "Венера перед зеркалом", 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; "Похищение Европы", около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.

Воспитание Амура


Святая Мария МагдалинаНаписанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни ("Св. Иероним", около 1552, Лувр, Париж; "Положение во гроб", 1559, Прадо, Мадрид; "Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; "Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград; "Коронование терновым венцом", Старая пинакотека, Мюнхен; "Оплакивание Христа", 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).



Троица во славеОтличительное свойство поздних работ Тициана - их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.

Благовещение Мадонны

Мадонна с кроликом
Мадонна Гипси
Мадонна и дитя
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Мадонна во славе
К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

Динарий кесаря
"Не тронь меня "
Христос и грешница
Взятие Христа
Се человек
Несение креста
Несение креста
Бичевание Христа

«Коронование терновым венцом»

"Коронование терновым венцом "
Распятие Христа
Христом и Вор на Голгофе
Оплакивание Христа

Положение Иисуса во гробПоложение Иисуса во гроб
Воскресение Иисуса Христа
Воскресение Иисуса Христа
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.

Аллегория времени,управляемого разумом

Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.

Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуа
Портрет Пьетро Аретино
Портрет инквизитора, дожа Андреа Гритти
Портрет мужчины в платье с синими рукавами
Портрет мужчины в красной шапке
Портрет мужчины с перчаткой
Кардинал Александро Фарнези
Портрет музыканта
Портрет Якобо Страдо
Портрет молодого англичанина
Портрет Папы Юлия второго
Портрет Папы Павла третьего
Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (незавершена)

Портрет Марка Антонио Тревисани
Портрет Томазо Винченцо Мости
Портрет Филиппа второго
Портрет славянки
Портрет Клариссы Строцци с собачкой

ТИЦИАН Франциск I, король Франции, 1538.

Дон Фернандо Альварес де Толедо, великий герцог Альба

Императрица Изабелла Португальская

Изабелла д"Эсте

Девушка в шубке

«Цыганская Мадонна»

Тициан (итал. Tiziano Vecellio, 1476/1477 или 1480-е-1576) - признанный гений, которого ценили и любили на протяжении всей истории искусства.

Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан … заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Мало кто задумывался о том факте, что этот итальянский живописец жил в городе, который немало способствовал развитию его художественных дарований. Ведь Венеция эпохи Возрождения была богатой республикой, центром торговли, куда стекались путешественники со всего света. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Кроме того, государственные заказы требовали от художников репрезентативности, и Тициан не был исключением, что четко прослеживается в его творчестве. Познавательно, что при жизни живописца ведущее положение Венеции среди других городов стало ослаблено, и это тоже отразилось на его работах: наряду с религиозными появляется интерес к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Для Венеции фигура Тициана исключительно важна: до этого периода достижения живописцев были незначительны. Тициан же поставил Венецию в одну линию с Флоренцией и Римом, не уступая Микеланджело, Рафаэлю, да Винчи.

Художник Тициан

Интересно, что точный год рождения художника Тициана не установлен: разные источники сообщают разные даты. Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. В мастерской у Беллини он познакомился с Джорджоне, которым долгое время восхищался и стремился подражать его легкой манере. Однако очень скоро, в середине 1510-х годов, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк: его формы стали более тяжеловесными монументальными. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Художник Тициан работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.

Творчество Тициана

Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей - дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др.). К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Известны также и алтарные произведения, которые Тициан выполнял по заказам венецианских церквей. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».

Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам кабинетного размера, выполняя заказы высоких чиновников республики, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского, Фредерико Гонзага. Неизвестен тот факт, что в 1528 году художник выигрывает конкурс на роспись алтаря в доминиканской церкви Санти Джованни е Паоло. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Будет любопытно узнать, что в 1520 году у Тициана уже была собственная мастерская, где он успешно работал вместе с сыновьями и помощниками. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с абсолютной свободой манеры. На грунт первым всегда наносился подмалевок, по которому художник мог накладывать слой лессировок. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.

Тициан, Картины.

В двадцатых годах Тициан, картины которого стали символом города, был признан лучшим живописцем Венеции. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем, и для кого тот выполнил ряд картин. Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет , как индивидуальный так и групповой. Важно, что придворные портреты последующих веков смогли появиться только на основе разработок Тициана. Несмотря на огромное количество заказов, художник умудряется сделать каждую картину индивидуальной и не похожей на остальные.

Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». В поздних картинах художник стал уделять больше внимания именно цвету, наделяя его особыми психологическими характеристиками. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.

Оригинальный размер 119 x 98 см. 1560-е гг. Государственный Эрмитаж.

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» - одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Ниспадающие одежды плохо прикрывают её грудь, которую она стыдливо прячет за пышными волосами, мягко очерченными светом. Глаза, подернутые слезами, устремлены к небу, губы слегка приоткрыты, будто она шепчет молитву. Перед Марией на черепе - символе тленности всего земного - лежит раскрытая Библия. Беспокойная, напряженная палитра в сочетании с мерцанием света и тени создает драматическое настроение. Отсутствие уплощающих объем жестких контуров помогает добиться красивого пластического рисунка, тело девушки кажется переданным в движении. Излюбленными густыми и уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины, дополненную романтическим пейзажем.

Тициан, Святой Себастьян.

Оригинальный размер 212х16 см. Ок. 1570-1572.

Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг.), который занимался гонениями христиан. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Тициан, «Святой Себастьян» - позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Необычно исполнение картины. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. На этом фантасмагорическом черном фоне особенно выделяется светящееся белизной тело Себастьяна, страдающего от ран. На лице его написано мучительное переживание и непоколебимость веры, ради которой он был готов умереть. Картина уникальна и тем, что не была сделана на заказ, и, следовательно, её художественное решение отражало духовные переживания Тициана, а не личные вкусы заказчиков.

Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Печать на холсте, техника жекле, повтор маслом.

Тициан (ок. 1480 - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Урбино, Риме. Тесно связанный с венецианскими художественными кругами, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана с творчеством Джорджоне; самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью (“Любовь земная и небесная”,“Флора”, “Динарий кесаря”).

Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (“Вознесение Марии”, церковь в Венеции), композиция которых пронизана движением; картины на евангельские и мифологические темы (“Празднество Венеры”, “Положение во гроб”, “Венера Урбинская”), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.

1540-е годы - время расцвета портретного искусства Тициана. Круто рисовал черты характера (“Ипполито Медичи”, “Ла Белла”). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (“Кающаяся Мария Магдалина”, 1560-е годы, “Оплакивание Христа”, 1573-1576).

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. (П.: “Даная”, “Венера и Адонис”, “Венера перед зеркалом”).

Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до ХX века, развитие мирового изобразительного искусства.

Творчество иеронима босха

Иероним Босх (наст. имя - Йерун ван Акен; около 1450, Хертогенбос (Нидерланды) - 9 августа 1516, там же) - нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

В 2004 г. по результатам опроса в Нидерландах Иероним Босх занял 63-е место в списке великих голландцев. В родном городе Босха Хертогенбосе открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений.

Иероним, сын художника Антония ван Акена, - так в действительности звали мастера, считающегося самым загадочным живописцем во всей истории западного искусства. Свои картины он предпочитал подписывать сокращённым названием родного города Хертогенбос (Den Bosch), который во времена Босха входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах.

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы - в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Подобные случаи в Нидерландах были нередки.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. В 1478 г. умирает его отец, и Босх наследует его художественную мастерскую. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного, богатого и знатного рода. Её значительное личное состояние было передано в распоряжение Босха. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Он также вступил в Братства Богоматери - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле 9 августа 1516 г. было совершено и отпевание живописца. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, - еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.

На основании результатов современных исследований творчества Босха, искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны.

Заказчики Босха

Помимо картин для капеллы Братства Богоматери и прочих поручений Братства, Босх выполнял и другие заказы. Среди тех, кто заказывал ему картины, встречаются столь именитые фамилии, как Хосс и Берг, - самых влиятельных в Хертогенбосе семейств. Но Босха вскоре узнали и за пределами городской общины.

В сентябре 1504 г. художник получил 36 фунтов аванса за «Суд Бога, восседающего в раю, и Ад», как значился в документе заказ, сделанный ему одним из Габсбургов - правителем Нидерландов и королём Кастилии Филиппом I Красивым. Венский триптих «Страшный Суд», с которым отождествляют этот заказ, имеет правда, другие размеры, нежели те, что указаны в контракте.

Неясности возникают и в связи с образом святого Антония, заказанным Босху в 1516 г. Маргаритой Австрийской, сестрой Филиппа I, ставшей после его смерти наместницей Нидерландов: знаменитый лиссабонский триптих «Искушение св. Антония», находившийся в замке Аюда, был куплен и увезён в Португалию ещё в первой половине XVI в.

Не менее трёх работ мастера к 1521 г. находилось и в коллекции столь влиятельного мецената, как венецианский кардинал Доменико Гримани.

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках - от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества - «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Атрибуты алхимии часто используются им в качестве символов похоти: изображение совокупления нередко сопровождают стеклянные колбы или шары, любовные игры в воде также являются намёком на алхимические соединения. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн - это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Помимо алхимии символы похоти предоставляют «сладострастные плоды»: вишня, виноград, гранат, клубника, яблоко. Легко распознать и сексуальные символы: мужские - это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские - всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария - «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, - это символ дьявола и смерти, как и всё сухое - деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

лестница - путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;

перевёрнутая воронка - атрибут мошенничества или ложной мудрости;

ключ - (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания;

отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;

стрела - символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);

сова - в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил ее иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертельному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха - с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

Родился в 1490 году, в семье военного и государственного деятеля Вечеллио Григория.

Художник эпохи Возрождения

Картины Тициана стоят в одном ряду с шедеврами таких мэтров Ренессанса, как Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. В тридцатилетнем возрасте художник был объявлен лучшим живописцем Тициана, написанные в разное время, отличаются ярко выраженной сакральностью, большинство полотен отражает мифологические и библейские сюжеты. Также он прославился как мастер портретной живописи.

В 1502 году Тициан Вечеллио поступил в мастерскую Себастьяно Цуккато, где его научили делать наброски, а затем ознакомили с основами живописи. Спустя некоторое время подросток перешел на обучение к Джованни Беллини. Там он познакомился с Лоренцо Лотто и Джорджоне. С последним Тициан работал над фресками в храме Фондако деи Тедески.

Первые шедевры

Картины Тициана раннего периода - это в основном портреты. В 1510 году от чумы умирает Джорджоне, и молодой Вечеллио берется закончить незавершенные работы своего наставника. А спустя год Тициан отправляется в Падую, где в церкви Скуола дель Санто расписывает своды фресками о чудесных превращениях Антония Падуанского.

Искусство портрета

После того как живописец отдал дань памяти Джорджоне, он обращается к изображениям дам из высшего общества и библейской тематике. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца. Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое. Портреты Тициана поражали высоким уровнем духовности, вместе с тем с полотна смотрел живой человек, как правило, с грустью в глазах.

После Джорджоне живописец Вечеллио старался найти для себя кого-нибудь из высшего художественного сословия, чтобы набраться опыта. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи. Художник не успевал выполнять нескончаемые заказы, которыми его засыпали представители королевского двора и Ватикана, среди его постоянных клиентов были кардиналы и герцоги, знатные дамы и римские вельможи.

Всемирно известный шедевр

Картина, которую в 1538 году создал Тициан, "Венера Урбинская", стала примером символизма в живописи. Обнаженная молодая женщина с осыпающимися розами в руке символизирует готовность стать чьей-то женой. Художник изобразил юную невесту герцога Гвидобальдо, расположившуюся на ложе в ожидании главного события своей жизни - замужества. В ногах невесты спит собака - символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. Тициан на картине "Венера" отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.

Еще одна замечательная картина, на которой художник запечатлел женский образ, - это Тициан обращался к образу Марии Магдалины неоднократно, но самым лучшим полотном считается то, которое находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Размер шедевра - 119 на 97 сантиметров.

Магдалина

Живописец изобразил женщину в момент раскаяния. Душевное смятение на лице, в глазах - надежда на избавление от невыносимых страданий. Взяв за основу образ пышноволосой венецианки, Тициан наделил ее характерными чертами, подчеркивающими драматизм и тревогу, которыми пронизана картина. Сотни оттенков передают трепет души кающейся Марии.

Портретное искусство Тициана пережило свой расцвет в 1530 - 1540 годах, когда художник с удивительной проницательностью изображал своих современников, угадывая малейшие нюансы характеров, отражая на полотнах состояние их души. Ему удавалось даже отобразить отношения между людьми, которые были изображены на групповом портрете. Художник легко находил единственно нужное композиционное решение, безошибочно выбирал позу, жест, поворот головы.

Мастерство

С 1538 года Тициан овладел в совершенстве тончайшими тональными оттенками, когда рождает еще десятки различных полутонов. Для техники живописи, особенно портретной, эта способность свободного обращения с цветовой гаммой много значит. Нюансы цвета переплетались с психологизмом картины, становилась заметной эмоциональная составляющая.

Лучшие работы того периода - "Портрет Гонзага Федерико" (1529), "Архитектор Джулио Романо" (1536), "Пьетро Арентино" (1545), "Венера и Адонис" (1554), "Глория" (1551), "Мужчина в (1550), "Кларисса Строцци" (1542), "Рануччио Фарнезе" (1542), "Красавица" (1537), "Граф Антонио ди Порчиа" (1535), "Карл V с собакой".

В 1545 году художник отбыл в Рим для создания серии портретов папы Павла Третьего. Там Тициан впервые встретился с Микеланджело. Спустя три года он переезжает в Германию, где пользуется гостеприимством Карла V, императора. В этот период живописец создает несколько монументальных полотен: "Коронование терновым венцом" (1542), "Человек Се" (1543) и целый ряд картин под общим названием "Даная".

Позже художником были написаны глубоко психологические картины: "Венера и Адонис" (1554), "Глория" (1551), "Мужчина в военном костюме" (1550), "Диана и Актеон" (1559), "Венера перед зеркалом", (1555), "Похищение Европы" (1562), "Аллегория благоразумия" (1560), "Девушка с веером" (1556), "Архитектор Джулио Романо" (1536), "Пьетро Арентино" (1545), "Кларисса Строцци" (1542), "Рануччио Фарнезе" (1542), "Красавица" (1537), "Граф Антонио ди Порчиа" (1535). В этот период также был написан знаменитый автопортрет художника, где Тициан изображен с кистью в руке.

Свет и воздушность

Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Приглушенные золотистые тона, синий со стальным оттенком, бесконечное число розово-красных тонов. Отличительный признак поздних работ Тициана - это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет - все соединяется в одно целое. Тициан основал особую технику живописного рисунка, где краски наносятся не только кистью, но и пальцами, мастихинами. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом.

Последние шедевры Тициана, написанные незадолго до смерти: "Пьета", "Святой Себастьян", "Венера и купидон с повязкой на глазах", "Тарквиний и Лукреция", "Несение креста", "Положение в гроб", "Благовещенье". На этих картинах художник отобразил неизбывный трагизм, все поздние полотна отличаются глубочайшим драматизмом.

Смерть художника

В 1575 году Венеция столкнулась с бедой, которая охватила весь город, это была страшная эпидемия чумы. За одну неделю погибла третья часть населения. Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта. В одной руке он сжимал кисть, а в другой - палитру.

В Италии существовал закон, запрещающий хоронить погибших от чумы, так как вирус этой страшной болезни невероятно живучий, он может сохраняться десятилетиями. Поэтому умерших попросту сжигали. Тициана решили не предавать огню. Гениального художника похоронили в соборе "Святая Глориоза Мария деи Фрари".