Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

«Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие – риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Размер и рифмовка

Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Поэма Некрасова "Дедушка" была написана в 1870 году. В этой статье мы опишем ее краткое содержание, расскажем об интересной истории создания произведения. Также проведем анализ поэмы "Дедушка" Некрасова. Итак, начнем с краткого содержания.

Поэма "Дедушка" (Некрасов): краткое содержание

Маленький Саша однажды увидел в кабинете у отца портрет какого-то молодого генерала и решил спросить, кто это. Отец ответил, что этот человек - его дедушка. Но подробно о нем не стал рассказывать. Так начинается поэма Некрасова "Дедушка".

Саша после этого побежал к своей матери и принялся расспрашивать ее, где сейчас находится этот человек, и почему мальчик никогда не видел его. У матери выступили слезы на глазах, она печально ответила сыну, что он все сам узнает, когда вырастет. Вскоре этот таинственный дедушка приехал в гости к семье мальчика. Все дружно его встречали, были счастливы. Саша решил спросить у деда, почему его так давно не было в доме, и где его мундир. Но тот ответил, повторяя слова матери: "Вырастешь - узнаешь".

Поэма Некрасова "Дедушка" продолжается следующим образом. Саша быстро подружился с главным героем, они много времени проводили, гуляя вместе. Дедушка производил впечатление очень мудрого и опытного человека. Он был стройным и статным, с серой бородой и белыми кудрями. По натуре этот человек казался простым, никакой труд его не пугал. Он много рассказывал о деревне Тарбагатай, находящейся где-то за Байкалом. Саша не мог пока понять, где именно она расположена, но надеялся узнать, когда вырастет.

Поэма которой мы описываем, рассказывает, в частности, о том, чем занимался главный герой, приехав домой. Дед был генералом, но, несмотря на это, он отлично управлялся с плугом, даже вспахал в одиночку целое поле. Ни минуты не сидел он без труда. Приехав домой, дедушка гулял, наслаждался природой, общением с внуком, все время работал (то на огороде, то за плугом, то что-то штопал, чинил). А еще он пел песни, рассказывал истории, которые очень заинтересовали мальчика, выросшего в хорошей семье, привившей ему интерес к судьбе и истории российского народа. Дед часто грустил, вспоминая что-то. Когда Саша интересовался причиной этой печали, он отвечал, что все уже прошло, все хорошо. Ведь совсем иное время сейчас, нынче народу полегче.

Раньше в стране он видел такое множество страданий, что теперь спокойным и мирным казалось ему все вокруг. Дед часто исполнял песни о свободном народе, славном походе, красавицах чудных.

Справно тянулось время. Дед всегда отвечал на любые Сашины вопросы тем, что говорил: "Вырастешь - узнаешь". У мальчика таким образом появился живой интерес к учебе. Через некоторое время он уже изучал географию, историю. Мальчик мог показать на карте, где находится Петербург, Чита, многое рассказать о быте русского народа. Дед из-за прошлых ранений стал хворать все чаще. Ему теперь потребовался костыль. Он понимал, глядя на Сашу, что мальчик совсем скоро узнает о страшных событиях, произошедших недавно в России, - о Так заканчивается поэма Некрасова "Дедушка". Расскажем теперь об истории ее создания.

Костромская основа произведения

Некрасов в начале семидесятых годов 19 столетия работал над циклом, состоящим из поэм о судьбах декабристов: "Дедушка" (написана в 1870 г.), а также "Русские женщины", которая состояла из двух частей: в 1871 г. была закончена "Княгиня Трубецкая", а в 1872-м - "Княгиня Волконская".

Обращение к данной тематике на первый взгляд может показаться нехарактерным для такого поэта, как Некрасов, равнодушного к историческим сюжетам. Однако, как отмечал Николай Леонидович Степанов, это было именно обращение к революционным страницам прошлого, а не к истории как таковой, напоминание о самоотверженных деятелях и первой попытке революции в нашей стране.

Прообраз дедушки

Сюжетной основой произведения является рассказ о том, как старик-декабрист приехал в усадьбу к своему сыну. Он освободился из Сибири в 1856 году по изданному в то время манифесту.

Кому посвящена поэма "Дедушка" Некрасова? Прототипом главного героя считают Сергея Григорьевича Волконского (годы жизни - 1788-1865) - князя, бывшего генерал-майора, известного декабриста. С. Г. Волконский летом 1857 г. приехал в Костромскую губернию.

Губернатор Москвы в августе 1857 г. направил Андрею Федоровичу Войцеху, своему коллеге в Костроме, особое распоряжение об учреждении надзора за этим человеком, который выехал в Буйский уезд, в имение своей дочери. К этому времени она уже овдовела, так как Дмитрий Васильевич Молчанов, ее муж, служивший при Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском (генерал-губернаторе всей Восточной Сибири) чиновником особых поручений, умер в 1856 г. У Елены Сергеевны, дочери Волконского, в 1854 году родился сын, которого назвали Сережей в честь деда. Таким образом, поэма "Дедушка" (Некрасов) в качестве главной сюжетной линии имеет основу, взятую Николаем Алексеевичем из жизни (из поездки Сергея Григорьевича Волконского в Костромскую губернию).

История создания поэмы "Дедушка"

Некрасов об этой поездке мог узнать от своего старого приятеля - князя М. С. Волконского (годы жизни - 1832-1902), с которым он часто отправлялся на зимнюю охоту из Петербурга. Этот человек был сыном С. Г. Волконского.

Одним из главных источников при создании данной поэмы послужила, по справедливому замечанию Ю. В. Лебедева, книга "Сибирь и каторга" С. В. Максимова, опубликованная в журнале "Отечественные записки" (который издавал Некрасов) в 1868-1869 годах.

Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над двумя этими поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги - "Государственные преступники". Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов. Автор не только посетил все эти места, но и побывал в известном Тарбагатае. Некрасовский рассказ о нем послужил идейным зерном поэмы.

Влияние цензуры на произведение

План поэмы "Дедушка" (Некрасов) автору пришлось изменить из-за цензуры. Так, в начале знакомства с главным героем Некрасов пишет о том, что дедушка вошел в свой дом со словами, что он помирился со всем, что пришлось потерпеть на своем веку. То есть этот человек осознал, что был верно наказан, примирился с режимом, искалечившим его жизнь. По сути, однако, это было совсем не так. Мы делаем данный вывод на основании последующих речей дедушки. Следовательно, написал эти строчки, чтобы замаскировать от цензуры свое произведение (поэма "Дедушка") Некрасов.

Образ главного героя

Дедушка изображен седым, очень старым, но все еще деятельным, бодрым, с целыми зубами, твердой осанкой и смиренным взглядом. Некрасов обращает особое внимание на седину, чтобы показать, как долго этот человек пробыл в Сибири, как непросто жилось ему в том суровом краю, какие страдания пришлось пережить.

Дедушка рад до слез видеть родную природу, поскольку в Сибири она совсем другая - беспощадная, серая, чужая. Он мечтает о том, что народу крестьянскому, наконец, предоставят свободу, и все они - дворяне, крестьяне - заживут в согласии друг с другом, всем будут довольны.

Продолжаем анализ поэмы "Дедушка" (Некрасов - автор). Старик-декабрист говорит: "Будет вольный народ!" Он считает, что скоро все трудности прекратятся, то есть верит в либеральные реформы, которые проводил в то время Александр II, в то, что крепостному угнетению будет положен конец.

Рассказ о жизни в Сибири

Дедушка говорил о том, что "дивы дивные творят" труд и воля человека. Его вера в эти качества подтверждается рассказом о том, как в Сибири силами маленькой группы людей было построено пригодное для жизни поселение, выращен хлеб на считавшейся бесплодной суровой северной земле в далеком селе Тарбагатай. Теперь там богато и счастливо жили "красивые высокорослые" люди.

Отношение к различным социальным группам людей

Дедушка называет подьячих, чиновников и помещиков стяжателями (то есть корыстолюбивыми людьми). Они ломали судьбы крепостных, расстраивали их женитьбы, лупили, грабили, отдавали в рекруты юношей. Но были в нашей стране и хорошие люди, которые искренне переживали за судьбу страны, народа. Именно они оказались в числе декабристов на Сенатской площади в 1825 году.

Для борьбы и победы над мраком, стяжательством нужны разум, единодушие и дружная сила. Истинное горе, по мнению дедушки, состояло в том, что страна наша была разорена, отстала, а люди оказались глухи к любым попыткам ее развить, возродить, поскольку народ и без этого страдал.

Но главный герой призывает помнить, что на свете не существует "неотразимых побед". То есть рано или поздно всем вредителям и злодеям придет конец, их зло вернется им сторицей, а народ будет отомщен.

Время создания поэмы

Эта поэма создавалась во время нового общественного подъема, который наступил в конце 1860-х-начале 70-х годов, и был связан с деятельностью так называемых революционных народников. Некрасов своим произведением хотел напомнить людям о героическом подвиге, который совершили декабристы, открыто выступившие против власти, и тем самым акцентировать внимание на важности освободительных идей в России. Кроме того, он стремился обратить внимание современников на то, что положение русского народа мало изменилось после отмены крепостного права. Некрасов поставил вопрос о том, что необходимо продолжить бороться за права трудящихся, за социальную справедливость.

Злободневность и актуальность произведения

В поэме "Дедушка" главный герой стремится открыть своему внуку глаза на народные бедствия, внушить мысль, что необходимо служить правде и добру. И его речи встречают живой отклик. Саша, общаясь с дедушкой, начинает по-другому смотреть на мир, думать глубже. Теперь он злых и глупых ненавидит, желает добра бедным. В своем внуке дедушка стремился воспитать будущего гражданина. Злободневность и актуальность поэмы заключается именно в этом. Она перекликалась с задачами, которые перед собой ставили деятели того времени, в том числе Н. А. Некрасов.

"Дедушка" - поэма, которая была создана с учетом цензурных требований к литературе того времени. В произведении Некрасов по понятным причинам не мог открыто говорить о том деле, за которое герой был сослан на каторгу. Приглушенно звучит в поэме рассказ о восстании декабристов. Но через все произведение проходит яркой линией святая высокая идея служения народу.

Развитие темы в дальнейшем творчестве Некрасова

Поэт и в дальнейшем трудился над отражением декабристской темы. Следующим этапом было обращение к подвигу, совершенному женами декабристов, отправившимися в далекую Сибирь на каторгу за своими мужьями. В поэме о княгинях Волконской и Трубецкой Некрасов выражает свое восхищение этими лучшими представительницами дворянского круга, осознавшими смысл дела, за которое пострадали их супруги.

На этом заканчивается анализ такого произведения, как поэма "Дедушка" (Некрасов). Сочинение не претендует на полное раскрытие темы, однако мы постарались рассмотреть все максимально подробно.

/ / «Дедушка»

Николай Алексеевич Некрасов написал свою знаменитую поэму «Дедушка» в 1870 году. Посмотрим же, о чем она рассказывает читателям?

Главным героем названного произведения является маленький мальчик по имени Саша. Однажды он увидел в кабинете отца портрет генерала. Сашу заинтересовал молодой мужчина, смотрящий на него со снимка, и он решил выяснить, кто бы это мог быть? Отец признался, что генерал с портрета – дедушка Саши. И больше ничего о нем не рассказывает. Таково начало поэмы «Дедушка», о которой мы сегодня будем подробно говорить.

Сашу не устроил ответ отца, мальчик обращается с вопросом к матери. Он хочет узнать, где сейчас находится его дед, жив ли он? Саша недоумевает, почему он до сих пор ни разу не видел своего дедушку? Мама не может сдержать эмоций, со слезами на глазах она отвечает сыну, что тот узнает все, когда вырастет.

Но все же судьба дала мальчику возможность пообщаться с дедом. Таинственный генерал с портрета в кабинете отца скоро приехал погостить. Все были рады и долго готовились к этой встрече. Больше всех ждал ее, конечно, маленький Саша. Внук набросился на деда с расспросами: где же он так долго пропадал, почему он приехал не в мундире? Дед с улыбкой отвечал мамиными словами: узнаешь, когда вырастешь.

Саша подружился с дедушкой, они постоянно были вместе, общались, гуляли. Генерал много знал, его суждения отличались простотой и мудростью, да и опыта ему было не занимать! И пусть борода и кудри уже стали седыми, дед еще сохранял молодецкую стать и стройность. Кроме этого, он легко брался за любое дело: копал грядки, что-то чинил и штопал, даже пахал, в общем, ни минуты не сидел, сложа руки. Дед отдыхал в родных местах, наслаждался красотами природы и общением с маленьким внуком. Саша с удовольствием слушал истории и песни дедушки, вообще он был очень смышленым мальчишкой, интересовался историей своей страны, судьбой ее многострадального народа.

Порой Саша замечал грустинку в глазах деда, внук переживал и хотел узнать, какую печаль таит этот добрый генерал. Но дед считал мальчика маленьким и не готовым узнать всю правду. Он успокаивал паренька тем, что сейчас уже все прошло и теперь будет легче. И добавлял свою излюбленную фразу: «Вырастешь – узнаешь!»

Саша много узнал от деда. Так, например, однажды он поведал внуку о далекой деревне Тарбагатай, расположенной далеко, за Байкалом. Честные в ней жили люди, трудолюбивые. И все у них ладилось, всего было вдоволь. Мальчик не знал, есть ли такая деревня и где она находится, но надеялся когда-нибудь узнать.

Все произведение Некрасова строится на общении дедушки и внука. Мальчику интересно было наблюдать за человеком, о котором она пока еще так мало знал. Дед наслаждался всем, что его окружало, этим спокойствием и мирной красотой. Хотя в песнях, которые он исполнял, зачастую поднимались иные темы: славные боевые походы, свободный народ, русские красавицы.

Но время шло. Мальчик все больше интересовался событиями жизни деда до его приезда. А дед не спешил рассказывать, призывая мальчика сначала отучиться, прививая ему живой интерес к этому процессу. Так и произошло: спустя короткое время Саша уже изучал такие науки, как история и география, легко ориентировался в географической карте, мог рассказать об особенностях быта русского народа.

Дедушка же старел и все больше хворал, давали знать о себе старые раны. Для того чтобы передвигаться, теперь ему нужен был костыль. Глядя на паренька, дедушка понимал,что приходит время поведать все, что до сих пор было тайной. Скоро Саша узнает, что его дедушка – декабрист, вернувшийся из ссылки.

(Посвящается З-н-ч-е)

I
Раз у отца, в кабинете,
Саша портрет увидал,
Изображён на портрете
Был молодой генерал.
«Кто это? - спрашивал Саша. -
Кто?..» - «Это дедушка твой». -
И отвернулся папаша,
Низко поник головой.
«Что же не вижу его я?»
Папа ни слова в ответ.
Внук, перед дедушкой стоя,
Зорко глядит на портрет:
«Папа, чего ты вздыхаешь?
Умер он… жив? говори!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь».
- «То-то… ты скажешь, смотри!..»

II
«Дедушку знаешь, мамаша?» -
Матери сын говорит.
«Знаю», - и за руку Саша
Маму к портрету тащит,
Мама идёт против воли.
«Ты мне скажи про него,
Мама! недобрый он, что ли,
Что я не вижу его?
Ну, дорогая! ну, сделай
Милость, скажи что-нибудь!»
- «Нет, он и добрый и смелый,
Только несчастный». - На грудь
Голову скрыла мамаша,
Тяжко вздыхает, дрожит -
И зарыдала… А Саша
Зорко на деда глядит:
«Что же ты, мама, рыдаешь,
Слова не хочешь сказать!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь.
Лучше пойдём-ка гулять…»

III
В доме тревога большая.
Счастливы, светлы лицом,
Заново дом убирая,
Шепчутся мама с отцом.
Как весела их беседа!
Сын подмечает, молчит.
«Скоро увидишь ты деда!» -
Саше отец говорит…
Дедушкой только и бредит
Саша, - не может уснуть:
«Что же он долго не едет?..»
- «Друг мой! Далёк ему путь!»
Саша тоскливо вздыхает,
Думает: «Что за ответ!»
Вот наконец приезжает
Этот таинственный дед.

IV
Все, уж давно поджидая,
Встретили старого вдруг…
Благословил он, рыдая,
Дом, и семейство, и слуг,
Пыль отряхнул у порога,
С шеи торжественно снял
Образ распятого бога
И, покрестившись, сказал:
«Днесь я со всем примирился,
Что потерпел на веку!..»
Сын пред отцом преклонился,
Ноги омыл старику;
Белые кудри чесала
Дедушке Сашина мать,
Гладила их, целовала,
Сашу звала целовать.
Правой рукою мамашу
Дед обхватил, а другой
Гладил румяного Сашу:
«Экой красавчик какой!»
Дедушку пристальным взглядом
Саша рассматривал, - вдруг
Слёзы у мальчика градом
Хлынули, к дедушке внук
Кинулся: «Дедушка! где ты
Жил-пропадал столько лет?
Где же твои эполеты,
Что не в мундир ты одет?
Что на ноге ты скрываешь?
Ранена, что ли, рука?..»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь.
Ну, поцелуй старика!..»

V
Повеселел, оживился,
Радостью дышит весь дом.
С дедушкой Саша сдружился,
Вечно гуляют вдвоём.
Ходят лугами, лесами,
Рвут васильки среди нив;
Дедушка древен годами,
Но ещё бодр и красив,
Зубы у дедушки целы,
Поступь, осанка тверда,
Кудри пушисты и белы,
Как серебро борода;
Строен, высокого роста,
Но как младенец глядит,
Как-то апостольски просто,
Ровно всегда говорит…

VI
Выйдут на берег покатый
К русской великой реке -
Свищет кулик вороватый,
Тысячи лап на песке;
Барку ведут бечевою,
Чу, бурлаков голоса!
Ровная гладь за рекою -
Нивы, покосы, леса.
Лёгкой прохладою дует
С медленных, дремлющих вод…
Дедушка землю целует,
Плачет - и тихо поёт…
«Дедушка! что ты роняешь
Крупные слёзы, как град?..»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь!
Ты не печалься - я рад…»

VII
Рад я, что вижу картину
Милую с детства глазам.
Глянь-ка на эту равнину -
И полюби её сам!
Две-три усадьбы дворянских,
Двадцать господних церквей,
Сто деревенек крестьянских
Как на ладони на ней!
У лесу стадо пасётся -
Жаль, что скотинка мелка;
Песенка где-то поётся -
Жаль - неисходно горька!
Ропот: «Подайте же руку
Бедным крестьянам скорей!»
Тысячелетнюю муку,
Саша, ты слышишь ли в ней?..
«Надо, чтоб были здоровы
Овцы и лошади их,
Надо, чтоб были коровы
Толще московских купчих, -
Будет и в песне отрада,
Вместо унынья и мук.
Надо ли?» - «Дедушка, надо!»
- «То-то! попомни же, внук!..»

VIII
Озими пышному всходу,
Каждому цветику рад,
Дедушка хвалит природу,
Гладит крестьянских ребят.
Первое дело у деда
Потолковать с мужиком,
Тянется долго беседа,
Дедушка скажет потом:
«Скоро вам будет не трудно,
Будете вольный народ!»
И улыбнётся так чудно,
Радостью весь расцветёт.
Радость его разделяя,
Прыгало сердце у всех.
То-то улыбка святая!
То-то пленительный смех!

IX
«Скоро дадут им свободу, -
Внуку старик замечал: -
Только и нужно народу.
Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошёл -
Едут туда комиссары,
Глядь - уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из тёмного бора,
Рыбой из вольной реки.
Вновь через год побывали,
Новое чудо нашли:
Жители хлеб собирали
С прежде бесплодной земли.
Дома одни лишь ребята
Да здоровенные псы;
Гуси кричат, поросята
Тычут в корыто носы…»

X
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад -
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!
Всё принялось, раздобрело!
Сколько там, Саша, свиней,
Перед селением бело
На полверсты от гусей;
Как там возделаны нивы,
Как там обильны стада!
Высокорослы, красивы
Жители, бодры всегда,
Видно - ведётся копейка!
Бабу там холит мужик:
В праздник на ней душегрейка -
Из соболей воротник!

XI
«Дети до возраста в неге,
Конь - хоть сейчас на завод -
В кованой, прочной телеге
Сотню пудов увезёт…
Сыты там кони-то, сыты,
Каждый там сыто живёт,
Тёсом там избы-то крыты,
Ну уж зато и народ!
Взросшие в нравах суровых,
Сами творят они суд,
Рекрутов ставят здоровых,
Трезво и честно живут,
Подати платят до срока,
Только ты им не мешай».
- «Где ж та деревня?» - «Далёко,
Имя ей: Тарбагатай,
Страшная глушь, за Байкалом…
Так-то, голубчик ты мой,
Ты ещё в возрасте малом,
Вспомнишь, как будешь большой…»

XII
«Ну… а покуда подумай,
То ли ты видишь кругом:
Вот он, наш пахарь угрюмый,
С тёмным, убитым лицом:
Лапти, лохмотья, шапчонка,
Рваная сбруя; едва
Тянет косулю клячонка,
С голоду еле жива!
Голоден труженик вечный,
Голоден тоже, божусь!
Эй! отдохни-ка, сердечный!
Я за тебя потружусь!»
Глянул крестьянин с испугом,
Барину плуг уступил,
Дедушка долго за плугом,
Пот отирая, ходил;
Саша за ним торопился,
Не успевал догонять:
«Дедушка! где научился
Ты так отлично пахать?
Точно мужик, управляешь
Плугом, а был генерал!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь,
Как я работником стал!»

XIII
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг,
Счастье умов благородных
Видеть довольство вокруг.
Нынче полегче народу:
Стих, притаился в тени
Барин, прослышав свободу…
Ну, а как в наши-то дни!

* * *
Словно как омут, усадьбу
Каждый мужик объезжал.
Помню ужасную свадьбу,
Поп уже кольца менял,
Да на беду помолиться
В церковь помещик зашёл:
«Кто им позволил жениться?
Стой!» - и к попу подошёл…
Остановилось венчанье!
С барином шутка плоха -
Отдал наглец приказанье
В рекруты сдать жениха,
В девичью - бедную Грушу!
И не перечил никто!..
Кто же имеющий душу
Мог это вынести?.. кто?

XIV
Впрочем, не то ещё было!
И не одни господа,
Сок из народа давила
Подлых подьячих орда.
Что ни чиновник - стяжатель,
С целью добычи в поход
Вышел… а кто неприятель?
Войско, казна и народ!
Всем доставалось исправно.
Стачка, порука кругом:
Смелые грабили явно,
Трусы тащили тайком.
Непроницаемой ночи
Мрак над страною висел…
Видел - имеющий очи
И за отчизну болел.
Стоны рабов заглушая
Лестью да свистом бичей,
Хищников алчная стая
Гибель готовила ей…

XV
Солнце не вечно сияет,
Счастье не вечно везёт:
Каждой стране наступает
Рано иль поздно черёд,
Где не покорность тупая -
Дружная сила нужна;
Грянет беда роковая -
Скажется мигом страна.
Единодушье и разум
Всюду дадут торжество,
Да не придут они разом,
Вдруг не создашь ничего, -
Красноречивым воззваньем
Не разогреешь рабов,
Не озаришь пониманьем
Тёмных и грубых умов.
Поздно! Народ угнетённый
Глух перед общей бедой.
Горе стране разорённой!
Горе стране отсталой!..
Войско одно - не защита.
Да ведь и войско, дитя,
Было в то время забито,
Лямку тянуло кряхтя…

XVI
Дедушка кстати солдата
Встретил, вином угостил,
Поцеловавши как брата,
Ласково с ним говорил:
«Нынче вам служба не бремя -
Кротко начальство теперь…
Ну, а как в наше-то время!
Что ни начальник, то зверь!
Душу вколачивать в пятки
Правилом было тогда.
Как ни трудись, недостатки
Сыщет начальник всегда:
„Есть в маршировке старанье,
Стойка исправна совсем,
Только заметно дыханье…“
Слышишь ли?.. дышат зачем!»

XVII
«А не доволен парадом,
Ругань польётся рекой,
Зубы посыплются градом,
Порет, гоняет сквозь строй!
С пеною у рта обрыщет
Весь перепуганный полк,
Жертв покрупнее поищет
Остервенившийся волк:
„Франтики! подлые души!
Под караулом сгною!“
Слушал - имеющий уши,
Думушку думал свою.
Брань пострашней караула,
Пуль и картечи страшней…
Кто же, в ком честь не уснула,
Кто примирился бы с ней?..»
- «Дедушка! ты вспоминаешь
Страшное что-то?.. скажи!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь,
Честью всегда дорожи…
Взрослые люди - не дети,
Трус - кто сторицей не мстит!
Помни, что нету на свете
Неотразимых обид».

XVIII
Дед замолчал и уныло
Голову свесил на грудь.
«Мало ли, друг мой, что было!..
Лучше пойдём отдохнуть».
Отдых недолог у деда -
Жить он не мог без труда:
Гряды копал до обеда,
Переплетал иногда;
Вечером шилом, иголкой
Что-нибудь бойко тачал,
Песней печальной и долгой
Дедушка труд сокращал.
Внук не проронит ни звука,
Не отойдёт от стола:
Новой загадкой для внука
Дедова песня была…

XIX
Пел он о славном походе
И о великой борьбе;
Пел о свободном народе
И о народе-рабе;
Пел о пустынях безлюдных
И о железных цепях;
Пел о красавицах чудных
С ангельской лаской в очах;
Пел он об их увяданьи
В дикой, далёкой глуши
И о чудесном влияньи
Любящей женской души…
О Трубецкой и Волконской
Дедушка пел - и вздыхал,
Пел - и тоской вавилонской
Келью свою оглашал…
«Дедушка, дальше!.. А где ты
Песенку вызнал свою?
Ты повтори мне куплеты -
Я их мамаше спою.
Те имена поминаешь
Ты иногда по ночам…»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь -
Всё расскажу тебе сам:
Где научился я пенью,
С кем и когда я певал…»
- «Ну! приучусь я к терпенью!» -
Саша уныло сказал…

XX
Часто каталися летом
Наши друзья в челноке,
С громким, весёлым приветом
Дед приближался к реке:
«Здравствуй, красавица Волга!
С детства тебя я любил».
- «Где ж пропадал ты так долго?» -
Саша несмело спросил.
«Был я далёко, далёко…»
- «Где же?..» Задумался дед.
Мальчик вздыхает глубоко,
Вечный предвидя ответ.
«Что ж, хорошо ли там было?»
Дед на ребёнка глядит:
«Лучше не спрашивай, милый!
(Голос у деда дрожит.)
Глухо, пустынно, безлюдно,
Степь полумёртвая сплошь.
Трудно, голубчик мой, трудно!
По году весточки ждёшь,
Видишь, как тратятся силы -
Лучшие божьи дары,
Близким копаешь могилы,
Ждёшь и своей до поры…
Медленно-медленно таешь…»
- «Что ж ты там, дедушка, жил?..»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь!»
Саша слезу уронил…

XXI
«Господи! слушать наскучит!
„Вырастешь!“ - мать говорит,
Папочка любит, а мучит:
„Вырастешь“, - тоже твердит!
То же и дедушка… Полно!
Я уже выроc - смотри!..
(Стал на скамеечку чёлна.)
Лучше теперь говори!..»
Деда целует и гладит:
«Или вы все заодно?..»
Дедушка с сердцем не сладит,
Бьётся как голубь оно.
«Дедушка, слышишь? хочу я
Всё непременно узнать!»
Дедушка, внука целуя,
Шепчет: «Тебе не понять.
Надо учиться, мой милый!
Всё расскажу, погоди!
Пособерись-ка ты с силой,
Зорче кругом погляди.
Умник ты, Саша, а всё же
Надо историю знать
И географию тоже».
- «Долго ли, дедушка, ждать?»
- «Годик, другой, как случится».
Саша к мамаше бежит:
«Мама! хочу я учиться!» -
Издали громко кричит.

XXII
Время проходит. Исправно
Учится мальчик всему -
Знает историю славно
(Лет уже десять ему),
Бойко на карте покажет
И Петербург, и Читу,
Лучше большого расскажет
Многое в русском быту.
Глупых и злых ненавидит,
Бедным желает добра,
Помнит, что слышит, что видит…
Дед примечает: пора!
Сам же он часто хворает,
Стал ему нужен костыль…
Скоро уж, скоро узнает
Саша печальную быль…

Анализ поэмы «Дедушка» Некрасова

Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка», написанная в 1870 году, — одно из наиболее популярных и любимых читателями произведений поэта. Оно повествует о дружбе деда и внука на фоне происходящих в то время в России политических событий.

В 1856 году царское правительство объявило об амнистии политических заключенных, виновных в попытке государственного переворота в декабре 1825-го. В поэме – рассказ о приезде пожилого декабриста в имение сына. Встречи с ним с нетерпением ждет его внук – маленький мальчик Саша. Увидев портрет молодого генерала, и, расспросив о нем родителей, Саша понимает, что с дедушкой связана мрачная тайна. Но дедушка добрый и смелый, и, когда он, наконец, приезжает, мальчик видит, с каким уважением относятся к нему мать и отец, как трепетно окружают его заботой.

Образ старика в поэме почти библейский – благородный герой, пострадавший за свой народ, мудрый дед, постепенно раскрывающий внуку основы жизненного устройства. Саша проводит с ним много времени. Они гуляют по округе, наблюдая крестьян, жизнь которых – постоянный труд. Дед разговаривает с людьми, с грустью рассказывает внуку о том, как тяжела их доля, с радостью помогает пахарю в его работе. Он обещает людям скорые перемены к лучшему. Россия стоит на пороге глобальной реформы – отмены крепостного права.

Дедушка много говорит о Тарбагатае – далеком селении в Сибири, где люди свободны. Работая на свое благо, они процветают. Отсутствие принуждения делает людей инициативными, трудолюбивыми и счастливыми. Это гипотетическое место отвечает мыслям декабристов о новом обществе, построенном на принципах свободы и равноправия.

Пожилой генерал благороден, красив, подтянут. Пройдя тяжелые испытания, он благодарен жизни за то, что может быть рядом с семьей, радоваться окружающей природе, проводить время с внуком. И мальчик привязывается к деду, впитывает новые идеи, растет и развивается. На протяжении всей поэмы Саша задает ему вопросы и получает ответ: «Вырастешь – узнаешь!». Таким образом дедушка подводит его к тому, что нужно учиться. И Саша с энтузиазмом берется за учебу, преуспевает в истории и географии, все примечает и запоминает, начинает разбираться в том, как устроена жизнь вокруг.

В этом состоит основная мысль произведения – светлые идеалы уходящего поколения не погибнут, если на смену ему придет воспитанная образованная молодежь. Саша вырастет и воплотит то, о чем мечтал его дедушка.

В 70-е годы Некрасов много и плодотворно работает в лироэпическом роде - жанре поэмы. Он продолжает начатое еще в предыдущий период свое крупнейшее произведение - «Кому на Руси жить хорошо», создает поэмы о декабристах - «Дедушка» и «Русские женщины», пишет сатирическую поэму «Современники». Первым по времени в ряду этих произведений была поэма «Дедушка».

Толчком для создания «Дедушки» послужило более раннее событие. В 1856 г. был объявлен манифест ссыльным декабристам. Воспользоваться императорской милостью спустя 30 лет после восстания смогли немногие. В их числе был бывший генерал Сергей Григорьевич Волконский - человек большого благородства и обаяния. В какой-то мере С. Г. Волконский был прототипом главного героя «Дедушки», хотя, разумеется, сходство этого героя с прототипом не следует преувеличивать. Образ дедушки предстает через строгую чистоту детского восприятия:

Раз у отца в кабинете,

Саша портрет увидал.

Изображен на портрете

Был молодой генерал.

«Кто это?» - спрашивал Саша,

Кто?.. Это дедушка твой.-

И отвернулся папаша,

Низко поник головой.

………………………………………

«Папа, чего ты вздыхаешь?

Умер он... жив? Говори!»

- Вырастешь, Саша, узнаешь.

«То-то... ты скажешь, смотри!..»

«Вырастешь, Саша, узнаешь!» - слышит мальчик и от матери. И вот дедушка появляется в родительском доме - несмотря на годы бодрый, красивый, с твердой поступью. Начинается знакомство и сближение деда и внука. В этих сценах в полной мере обозначен важнейший мотив поэзии Некрасова - чувство ответственности (не только личной, но и сословной) за судьбы народа, чувство вины и покаяния лучших людей привилегированного класса, побудивших их к открытому протесту и возмущению.

Порядочный человек не может быть счастлив, если вокруг него несчастны другие люди, особенно, если он сознает себя живущим за их счет - это настроение сближало «кающихся дворян» разных поколений, и связь поколений проявляется в страстном желании дедушки передать внуку выстраданный им опыт, свой самый заветный принцип - всегда дорожить честью.

В воспоминаниях дедушки важное место занимает рассказ о тарбагатайском «чуде» (заимствованный Некрасовым из «Записок декабриста» А. Е. Розена). Горсточку русских крестьян, старообрядцев сослали «в страшную глушь», таким парадоксальным образом предоставив самим возможность распоряжаться своей судьбой, не мешая им. Через год уже здесь стояла деревня (получившая название Тарбагатай), мужики запаслись «зверем из темного бора, рыбой из вольной реки», начали собирать хлеб с прежде бесплодной земли.

Та же идея преемственности различных поколений интеллигенции прослеживается и в «Русских женщинах». Недаром поэма «Княгиня М. Н. Волконская» имеет подзаголовок «Бабушкины записки» и адресована внукам:

Я им завещаю железный браслет...

Пускай берегут его свято:

В подарок жене его выковал дед

Из собственной цепи когда-то...

Так вновь возникает образ героя предыдущей поэмы, «дедушки».

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003