Он разрешил собственникам помещений в МКД принимать решение о переходе на прямые договоры. Для этого в ст. 44 ЖК РФ были внесены изменения. И всё же оставался вопрос, можно ли переходить на прямые договоры в домах с индивидуальными тепловыми пунктами. Расскажем, почему нельзя.

Комментарий от эксперта

7 мая Минстрой РФ опубликовал письмо № 20237-ОГ/04 , в котором объяснил, почему в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению нельзя заключать «прямой» договор на предоставление таких услуг.

Наш эксперт Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ, практикующий юрист, внимательно изучила письмо и рассказала, как его следует понимать управляющим организациям.

Открытая и закрытая системы теплоснабжения и горячего водоснабжения

При централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения. Он содержит условия и правила подачи горячей воды, регулируемые № 416-ФЗ (п. п. 1 и 6 ст. 13 № 416-ФЗ).

При централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии со ст. 15.1 и п. 4 ст. 7 № 190-ФЗ .

Таким образом, РСО, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в МКД.

В таком случае коммунальным ресурсом нужно было бы признать холодную воду или теплоноситель. Но это не соответствует предмету договоров, названных в ст. 13 № 416-ФЗ и ст. 15.1 № 190-ФЗ .

Двухкомпонентный тариф на горячую воду

Органы регулирования в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду для теплоснабжающих организаций, которые поставляют горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения / горячего водоснабжения (ч. 5 ст. 9 № 190-ФЗ , п. 87 ПП РФ от 22.10.2012 № 1075).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения состоит из двух компонентов:

  • компонента на теплоноситель,
  • компонента на тепловую энергию.

Орган регулирования устанавливает компонент на тепловую энергию в виде одноставочного или двухставочного компонента. Этот компонент равен соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию.

Компонент на теплоноситель орган регулирования устанавливает в виде одноставочного компонента и принимает равным тарифу на теплоноситель.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов решают вопрос установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду согласно действующему законодательству.

Возможность перехода на прямые договоры

При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за КУ по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению (п. 38 Правил № 354).

При этом Правила № 354 не предусматривают применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги. Это соответствует ч. 4 ст. 154 ЖК РФ .

Минстрой РФ делает вывод, что если исполнитель самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, прямой договор между между собственниками помещений в МКД и РСО заключить нельзя. Потому что в таком случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства КУ и сама не производит такую услугу.

  • Кто может обратиться за услугой

      Физические лица (за исключением иностранных граждан), юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями земельных участков и (или) правообладатели объектов капитального строительства при подключении существующего подключаемого объектов капитального строительства к системе теплоснабжения.
  • Стоимость услуги и порядок обжалования

    Оказание услуги по заключению договора о подключении осуществляется бесплатно. Технологическое подключение объекта капитального строительства к системам теплоснабжения производится в соответствии с условиями, указанными в договоре о подключении.

  • Перечень необходимых документов

    1.Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя). Скан-копия документа, подтверждающего полномочие представителя действовать от имени заявителя, подписывается электронной подписью заявителя в установленном порядке.
    2. Ситуационный план расположения объекта и границ земельного участка заявителя с привязкой к территории населенного пункта с указанием планируемого расположения точек подключения (в масштабе 1:2000) (в случае если сведения, указанные в ситуационном плане, представленном заявителем при обращении за услугой по предоставлению технических условий, не изменились, то представлять повторно ситуационный план не требуется).
    3. Топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500 (для квартальной застройки 1:2000) с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений и проектируемого объекта (в случае если заявителем является физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуально-жилищного строительства, представлять топографическую карту не требуется).
    4. Правоустанавливающие документы, подтверждающие оформление имущественных прав на земельный участок, участок территории, на котором планируется проведение работ (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации права на объекты недвижимости не подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости).

  • Сроки предоставления услуги

    Не более 20 рабочих дней, без учета срока приостановления оказания услуги.

  • Результат оказания услуги

    1. Договор о подключении, подписанный ПАО «МОЭК» и заявителем.
    2. Решение о прекращении оказания услуги по заключению договора о подключении с обоснованием причин отказа.
    3. Решение об аннулировании заявки.

Ознакомительная информация:

Регламент ПАО МОЭК

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- постановление Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 09.08.2017 № 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 - 2018 годах»;
- постановление Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП «О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме «личный кабинет» государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»;
- приказ Минстроя России от 19.04.2018 № 236/пр «Об утверждении форм единых заявок, подаваемых заявителями через региональные порталы государственных и муниципальных услуг в целях получения технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в целях получения актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области), и примерного перечня сведений и документов, прилагаемых к ним» (зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2018 № 51656);
- приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок»;
- приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» ;
- приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».

Нормативные акты

Решение о прекращении оказания услуги:
Противоречие документов и сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование Базового регистра, поданным заявителем документам или сведениям.

Основания для аннулирования заявки на оказание услуги:
1. Непредставление заявителем недостающих для подготовки проекта договора о подключении сведений и (или) документов в течение 20 рабочих дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы.
2. Представление заявителем необходимых для подготовки проекта договора о подключении сведений и (или) документов не в полном объеме в течение 20 рабочих дней со дня направления заявителю уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы.
3. Неподписание заявителем проекта договора о подключении либо отсутствие мотивированного отказа с приложением протокола разногласий в течение 30 календарных дней после направления проекта договора о подключении со стороны ПАО «МОЭК».

Причины отказа

Ведомство:

по услуге "Заключение договора о подключении к сетям теплоснабжения" 2695
  • IV. Особенности заключения договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя
  • V. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя
  • VI. Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям
  • VII. Порядок предоставления беспрепятственного доступа представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам
  • VIII. Порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, функционирующими в пределах одной системы теплоснабжения
  • IX. Заключение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, осуществляющими свою деятельность в одной системе теплоснабжения, соглашения об управлении системой теплоснабжения
  • X. Определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов
  • XI. Порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения
  • XII. Договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности
  • ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Действует Редакция от 08.08.2012

    Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Вид документа постановление, правила
    Принявший орган правительство рф
    Номер документа 808
    Дата принятия 28.08.2012
    Дата редакции 08.08.2012
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус действует
    Публикация
    • "Собрание законодательства РФ", N 34, 20.08.2012, ст. 4734
    Навигатор Примечания

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

    Существенные условия договора теплоснабжения

    20. По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).

    21. Договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия:

    договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;

    величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

    Сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;

    ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;

    Ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

    обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

    порядок расчетов по договору;

    Порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;

    Объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;

    объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

    К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

    22. Договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя заявляется потребителем ежегодно (за исключением граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями) единой теплоснабжающей организации до 1 марта года, предшествующего году, в котором предполагается поставка. Если объем потребления не заявлен в указанные сроки, в следующем году действуют объемы потребления текущего года.

    Договорный объем потребления фиксируется в договоре теплоснабжения раздельно по тепловой энергии и теплоносителю с разбивкой по месяцам. Договорные объемы фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по видам потребления.

    23. Договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями.

    24. Показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

    25. Показатели качества теплоносителей, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать соответствие физико-химических характеристик требованиям технических регламентов и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

    26. Режим потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя предусматривает:

    величину максимального расхода теплоносителей;

    величину минимального расхода пара;

    Величину максимального часового и величину среднего за сутки часового потребления (разбора) воды на нужды бытового и технологического горячего водоснабжения;

    Диапазон разницы температур теплоносителя между подающим и обратным трубопроводами или значение температуры теплоносителя в обратном трубопроводе;

    объем возврата конденсата;

    показатели качества возвращаемых в тепловую сеть или на источник тепловой энергии теплоносителей и конденсата.

    27. В случае если объем фактически потребленной тепловой энергии и (или) теплоносителя определяется с использованием приборов учета, в договоре теплоснабжения определяются:

    Технические данные приборов учета, используемых для этих целей, измеряемые ими параметры тепловой энергии (теплоносителя) и места их расположения;

    Требования, предъявляемые к условиям эксплуатации и сохранности приборов учета;

    порядок и периодичность передачи документов и данных коммерческого учета;

    срок восстановления работоспособности прибора учета в случае его временного выхода из эксплуатации или утраты;

    условие об обязательном обеспечении периодического (не чаще 1 раза в квартал) доступа уполномоченных представителей единой теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации, к сетям которой (непосредственно или через тепловые сети иных организаций) присоединены теплопотребляющие установки потребителя, к приборам учета тепловой энергии и эксплуатационной документации с целью проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, а также в любое время при несоблюдении режима потребления тепловой энергии или подачи недостоверных показаний приборов учета;

    ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний.

    28. При расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с паром (кроме расчетов за тепловую энергию по установленным тарифам), потребители возмещают теплоснабжающей организации затраты, связанные с частичным или полным невозвратом конденсата (затраты на воду и химводоподготовку), а также возмещают затраты при поступлении на источник тепловой энергии конденсата, качество которого не соответствует условиям договора, по ценам, определяемым в соответствии с установленными тарифами, или в отсутствие указанных тарифов - по ценам, устанавливаемым соглашением сторон.

    Порядок определения несоответствия возвращаемого конденсата режиму потребления тепловой энергии устанавливается договором теплоснабжения.

    29. В договоре теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией предусматривается право потребителя, не имеющего задолженности по договору, отказаться от исполнения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией и заключить договор теплоснабжения с иной теплоснабжающей организацией (иным владельцем источника тепловой энергии) в соответствующей системе теплоснабжения на весь объем или часть объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

    30. При заключении договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии потребитель обязан возместить единой теплоснабжающей организации убытки, связанные с переходом от единой теплоснабжающей организации к теплоснабжению непосредственно от источника тепловой энергии, в размере, рассчитанном единой теплоснабжающей организацией и согласованном с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

    Размер убытков определяется в виде разницы между необходимой валовой выручкой единой теплоснабжающей организации, рассчитанной за период с даты расторжения договора до окончания текущего периода регулирования тарифов с учетом снижения затрат, связанных с обслуживанием такого потребителя, и выручкой единой теплоснабжающей организации от продажи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в течение указанного периода без учета такого потребителя по установленным тарифам, но не выше суммы, необходимой для компенсации соответствующей части экономически обоснованных расходов единой теплоснабжающей организации по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для нужд населения и иных категорий потребителей, которые не учтены в тарифах, установленных для этих категорий потребителей.

    31. Отказ потребителя от исполнения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией и заключение договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии допускается в следующих случаях:

    подключение теплопотребляющих установок потребителя к коллекторам источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источников тепловой энергии, с которым заключается договор теплоснабжения;

    поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен потребитель, только с источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источника тепловой энергии;

    Поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен потребитель, с источников тепловой энергии, принадлежащих иным владельцам источников тепловой энергии, при обеспечении раздельного учета исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, теплоносителя потребителям с источников тепловой энергии, принадлежащих разным лицам.

    32. Заключение договора с иным владельцем источника тепловой энергии не должно приводить к снижению надежности теплоснабжения для других потребителей. Если по оценке единой теплоснабжающей организации происходит снижение надежности теплоснабжения для других потребителей, данный факт доводится до потребителя тепловой энергии в письменной форме и потребитель тепловой энергии не вправе отказаться от исполнения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией.

    В случае если потребитель заключил договор теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергии в отношении всего объема тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предусмотренного договором теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией, обязательства по договору теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией считаются прекращенными с даты вступления в силу договора теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергии.

    Матиящук С.В., доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института, филиал Томского государственного университета, кандидат юридических наук.

    В настоящее время анализ существенных условий договора теплоснабжения осложнен отсутствием специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере теплоснабжения (Федерального закона "О теплоснабжении"), вместе с тем основные моменты можно выделить и сейчас.

    При анализе договора теплоснабжения нельзя не отметить его направленность на передачу тепловой энергии в качестве основного элемента предмета обязательств, возникающих из этого договора. Как известно, условия о предмете договора теплоснабжения относятся к числу существенных условий этого договора, впрочем, как и всякого гражданско-правового договора, как это следует из п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ.

    По поводу предмета договора теплоснабжения в юридической литературе высказаны противоположные взгляды. Анализ изложенных в цивилистике точек зрения свидетельствует о двояком подходе к вопросу определения предмета договора теплоснабжения. Одни авторы рассматривают в качестве предмета этого договора тепловую энергию, под которой понимают вид энергии, характеризуемой температурой и давлением теплоносителя, численное значение которой равно его теплосодержанию. При этом действия по обеспечению потребителей тепловой энергией относят к предмету другого, по их мнению, самостоятельного договора - договора на оказание услуг по передаче энергии <1>. Другие авторы исходят из двойственной природы предмета договора теплоснабжения, под которым понимают как действия обязанных сторон, в том числе по передаче и принятию энергии (объект первого рода), так и саму энергию (объект второго рода) <2>.

    <1> См., например: Чибис А.В. Договор теплоснабжения в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 16; Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: Теоретико-методические и практические проблемы единства и дифференциации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 23.

    КонсультантПлюс: примечание.

    Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное).

    <2> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Договоры о передаче имущества. Кн. 2. М.: Статут, 2000. С. 156 - 157; Фаустов С.А. Правовое регулирование электро- и теплоснабжения в системе электроснабжения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 19.

    Определяя предмет договора теплоснабжения, необходимо учитывать особенности тепловой энергии. Ее специфика проявляется не только в признании тепловой энергии особым видом имущества, но и в неразрывной технологической связи процессов ее производства, передачи и потребления. Производство, передача и потребление тепловой энергии - единый цикл, и фаза производства практически совпадает с фазой потребления. Все это и позволяет утверждать, что договору теплоснабжения присущ сложный предмет. В свое время О.С. Иоффе указывал на то, что если действия, которые должны быть совершены одним участником обязательства в пользу другого, связаны с передачей какого-либо имущества, то общим понятием предмета исполнения охватывается и это имущество <3>. При этом действия, совершаемые сторонами обязательства в пользу контрагента, рассматривались им как юридические объекты, а имущество, подлежащее передаче, - как материальный объект.

    <3> Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 89.

    Передача тепловой энергии (или ее реализация) является одной из форм распоряжения ею, что предполагает наличие у лица, распорядившегося тепловой энергией, известного на это правомочия. Следовательно, договор теплоснабжения обладает сложным предметом, включающим в себя как действия обязанной стороны, в том числе действия по передаче тепловой энергии, так и саму тепловую энергию. Таким образом, предмет договора теплоснабжения должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить наименование теплоносителя (пар, горячая вода), с помощью которого передается тепловая энергия, ее количество и условия о передаче тепловой энергии. Вместе с тем сегодня вопрос о согласовании условий о предмете договора теплоснабжения значительно усложняется. Данное обстоятельство связано с тем, что в результате рыночных преобразований объекты систем теплоснабжения разделены между владельцами различных форм собственности, что с неизбежностью влечет учет прав и законных интересов лиц, в собственности (или на ином законном основании) которых находятся тепловые сети. Все это и обусловливает особый состав участников отношений в сфере теплоснабжения, а также особую структуру договорных связей. В зависимости от того, имеется или нет у потребителя в собственности или на ином законном основании энергопринимающее устройство, присоединенное непосредственно к сетям теплоснабжающей организации, структура договорных связей между субъектами отношений по теплоснабжению может быть соответственно простой или сложной.

    Отношения по снабжению тепловой энергией потребителя, энергопринимающее устройство которого непосредственно не присоединено к сетям теплоснабжающей организации, должны опосредоваться двумя договорами: договором теплоснабжения и договором на оказание услуг по передаче энергии. Последний договор заключается между лицом, в собственности (или на ином законном основании) которого находятся теплосети, и потребителем. Анализ положений параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что при заключении первого договора согласовывается условие о количестве тепловой энергии, а при заключении второго - условие о ее передаче. Следовательно, договор на оказание услуг по передаче теплоэнергии не является самостоятельным, так как он выступает составной частью договора теплоснабжения, который призван регулировать единый (неразрывный) технологический процесс производства, передачи и потребления тепловой энергии. Таким образом, процесс заключения договора теплоснабжения разделен на два этапа: заключение договора теплоснабжения и заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

    В соответствии со ст. 541 Гражданского кодекса РФ теплоснабжающая организация обязана подавать потребителю энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором теплоснабжения, и с соблюдением согласованного сторонами режима подачи. Определение в договоре количества подлежащей отпуску тепловой энергии имеет существенное значение, в противном случае договор теплоснабжения признается незаключенным <4>.

    <4> Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения: письмо Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 // Вестн. ВАС РФ. 1998. N 4.

    Как известно, тепловая энергия может быть измерена такими физическими величинами, как теплота (количество теплоты) и энтальпия теплоносителя. Представляется, что порядок измерения тепловой энергии должен быть установлен законом, вместе с тем эти правила должны носить диспозитивный характер, что позволит потребителю и теплоснабжающей организации в определенных ситуациях самостоятельно решать вопрос об измерении тепловой энергии.

    Технологические особенности такого товара, как тепловая энергия, предопределяют своеобразие его отпуска и приемки и как следствие - порядок учета тепловой энергии, который зависит, во-первых, от вида теплоносителя, с помощью которого передается тепловая энергия; во-вторых, от систем теплоснабжения, подразделяющихся на открытые водяные (или паровые) и закрытые.

    Как отмечают специалисты, измерение тепловой энергии и ее учет не являются тождественными понятиями, поскольку измерение есть нахождение значения физической величины опытным путем при помощи средств измерения, а учет тепловой энергии - использование результатов измерения <5>.

    <5> Анисимов Д.Л. О концепции модели организации учета тепловой энергии // http://www.rosteplo.ru.

    В настоящее время весьма остро стоит вопрос разработки целостной концепции организации учета тепловой энергии, которая должна четко регламентировать принципы измерения и учета количества тепловой энергии, теплоносителей на источнике тепла и у потребителей исходя из технологических особенностей российских систем теплоснабжения (например, необходимо устанавливать особый порядок учета тепловой энергии в открытых водяных системах теплоснабжения, в которых вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде).

    При этом важно, что обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность тепловых сетей, а также приборов учета потребления энергии, находящихся в ведении потребителя, возлагается на него, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    Как известно, тепловая энергия с экономической точки зрения является товаром. Как и любой товар, она должна обладать качеством. Показателями качества тепловой энергии могут быть термодинамические параметры теплоносителя: температура и давление. Как показали исследования, установить единый стандарт на качество тепловой энергии невозможно из-за различий условий подачи тепловой энергии разным категориям потребителей, а также из-за различий в требованиях потребителей к термодинамическим параметрам теплоносителей и к режимам их подачи.

    Таким образом, на уровне закона необходимо установить метрологические и экономические принципы измерения и учета качества тепловой энергии и теплоносителя, режима потребления, вместе с тем эти правила должны носить диспозитивный характер, что позволит по согласованию между теплоснабжающей организацией и потребителями устанавливать в договорах требования к показателям качества тепловой энергии.

    В соответствии с требованиями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ при отпуске теплоснабжающей организацией некачественной энергии потребитель вправе отказаться от ее оплаты. Однако в связи с тем, что некачественную потребленную тепловую энергию невозможно возвратить, то теплоснабжающая организация вправе требовать от потребителя возмещения стоимости сбереженного вследствие использования некачественной энергии. Это правило обеспечивает теплоснабжающей организации возмещение потребителем стоимости неосновательного обогащения, полученного за ее счет.

    К числу обычных для сторон условий договора теплоснабжения относятся тарифы на теплоэнергию и порядок расчетов за нее.

    Тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, независимо от их организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109.

    Государственное регулирование осуществляется путем утверждения тарифов на тепловую энергию Федеральной энергетической комиссией, региональными энергетическими комиссиями и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями каждой из них.

    Тарифы в сфере теплоснабжения формируются исходя из цены производства тепловой энергии, которая должна возмещать расходы теплоснабжающей организации, при этом состав этих расходов детально регламентирован. Кроме того, стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии.

    На сегодняшний день расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. В случае неполного возврата теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла (при открытой схеме теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также при образовании сверхнормативных утечек воды и расходов воды на технологические нужды) потребитель, кроме оплаты стоимости тепловой энергии, содержавшейся в невозвращенном (утраченном) теплоносителе, по установленному на нее тарифу, возмещает расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Следует заметить, что общий невозврат теплоносителя из тепловой сети на источник тепла также должен возмещаться теплоснабжающей организации.

    Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета. Это правило носит диспозитивный характер и действует лишь в том случае, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Следовательно, стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки оплаты энергии.

    В случае когда потребитель-гражданин проживает в жилом помещении (жилом доме и т.п.), не имеющем приборов учета тепловой энергии, то он оплачивает теплоснабжающей организации за отопление и горячее водоснабжение по соответствующим нормативам в зависимости от общей отапливаемой площади и количества граждан, зарегистрированных на данной жилой площади.

    Нарушение режима теплопотребления, потребление тепловой энергии сверх обусловленного договором количества, необеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых тепловых сетей, приборов и оборудования и другие нарушения условий договора потребителем могут повлечь сбои (аварии и т.п.) в организации и функционировании системы надежного и качественного теплоснабжения.

    Этим объясняется возложение законодателем на потребителей дополнительных обязанностей, например, немедленно сообщать теплоснабжающей организации об авариях и других неисправностях, возникающих при потреблении тепловой энергии. Невыполнение потребителем указанных обязанностей может послужить основанием возложения на него неблагоприятных имущественных последствий, явившихся результатом пожара, аварии, неисправности.

    Требования, которым должны соответствовать техническое состояние и эксплуатация тепловых приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. Так, Положением об Управлении государственного энергетического надзора, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июля 2006 г. N 688, определены порядок осуществления энергетического надзора и органы, его обеспечивающие, компетенция последних.

    Таким образом, законодатель должен детально регламентировать условия договора теплоснабжения по обеспечению содержания и безопасности тепловых сетей и оборудования, в том числе и по определению границ ответственности между участниками отношений по теплоснабжению за состояние и обслуживание тепловых сетей, приборов и энергоустановок.

    В качестве итога делается вывод о том, что договор теплоснабжения наряду со спецификой субъектного состава характеризуется спецификой его предмета, включающего в себя как действия обязанной стороны, в том числе действия по передаче тепловой энергии, так и саму тепловую энергию. И, как следствие, предмет договора теплоснабжения должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить и количество тепловой энергии, и условия ее передаче.