Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на организм человека и разрабатывающая пути и способы сохранения и укрепления здоровья людей методом предупреждения болезней.

Гигиена включает ряд самостоятельных дисциплин - социальную гигиену, военную гигиену, гигиену труда, гигиену питания, водоснабжения и др.

Военная гигиена изучает влияние окружающей среды, особенностей военного труда и быта на здоровье военнослужащих и разрабатывает мероприятия по устранению или уменьшению воздействия вредных факторов. Главная задача военной гигиены - сохранение и укрепление здоровья личного состава армии и флота в мирное и военное время.

Санитарный инструктор должен активно участвовать в гигиеническом обучении и воспитании военнослужащих своего подразделения (части) пропаганде необходимых знаний по вопросам личной и общественной гигиены, предохранения от инфекционных и других заболеваний, способствовать сознательному выполнению личным составом требований уставов, наставлений и приказов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Личная гигиена и здоровый образ жизни

Личная гигиена - это совокупность гигиенических норм и правил поведения каждого военнослужащего, способствующих предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению его здоровья, поддержанию высокой бое- и трудоспособности. Личная гигиена включает правила гигиенического содержания тела, ухода за полостью рта, пользования обмундированием, обувью, закаливания, а также предусматривает исключение вредных для здоровья привычек. Каждый военнослужащий должен строго соблюдать правила личной и общественной гигиены, повседневно закаливать свой организм и стремиться к физическому совершенствованию.

Уход за телом

Правила личной гигиены предусматривают: утреннее умывание с чисткой зубов и обтиранием тела до пояса прохладной водой; мытье рук перед каждым приемом пищи; умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном, своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей; регулярное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, портянок и носков; содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели.



Уход за кожей

Регулярное мытье кожи необходимо для очистки ее от внешних загрязнений, пота, избытка кожного сала, чешуек рогового слоя и микроорганизмов. Особо тщательно следует мыть ногти, подрезая их каждую неделю, чтобы под ними не скапливалась грязь. Очень важно защищать кожу от мелких травм, которые служат входными воротами для микроорганизмов. Для защиты кожи используют спецодежду, защитные пасты и специальные моющие средства. Мелкие травмы необходимо смазывать 5% настойкой йода, 2% раствором бриллиантового зеленого или антисептической пленкообразующей жидкостью. На местах обслуживания боевой техники, в парках, цехах, мастерских должны быть умывальники с теплой водой и мылом.

Благоприятное влияние на кожу оказывают свежий воздух, солнечные лучи, купание и другие физические упражнения, которые повышают ее стойкость к внешним раздражителям.

Уход за волосами

Для того чтобы поддерживать волосы в чистоте, их моют с мылом не реже одного раза в неделю, а жирные - чаще. После мытья волосы просушивают банным полотенцем и расчесывают.

Все военнослужащие должны носить аккуратную короткую прическу, сохраняющую естественное направление волос. У каждого военнослужащего должна быть своя расческа, лучше пластмассовая с тупыми зубцами.

Для ухода за кожей лица необходимо своевременное, лучше ежедневное бритье. Бритвенные принадлежности, электробритву следует содержать в чистоте и не позволять пользоваться ими кому-либо, ибо это может привести к заносу инфекции. После бритья кожу лица моют водой с мылом и протирают одеколоном.

Уход за зубами

Наличие больных зубов способствует заболеваниям внутренних органов. Зубы чистят два раза в сутки - утром и вечером перед сном. Чистка должна производиться в вертикальном и горизонтальном направлениях с использованием зубного порошка или зубной пасты. Зубная щетка должна быть индивидуальной, обычно ее хранят в специальном футляре. Вредно кусать зубами твердые предметы (орехи, кости, проволоку и т.п.). После каждого приема пищи необходимо полоскать рот, поскольку микробное разложение остатков пищи, застрявшей между зубами, ведет к порче зубной эмали, образованию зубных камней и возникновению кариеса. При отсутствии лечения болезнь распространяется внутрь зуба. Во всех случаях, когда заболевание зубов только начинается, как правило, можно быстро и безболезненно его излечить.

Санитарный инструктор обязан постоянно участвовать в проведении санитарно-просветительной работы о необходимости систематического ухода за зубами и полостью рта, своевременно выявлять и направлять заболевших к зубному врачу.

Уход за ногами

В результате механического давления и трения кожи ног при ношении плохо пригнанной обуви или неумелого навертывания портянок могут возникать потертости, требующие специального лечения и надолго выводящие военнослужащего из строя.

Заражение грибковыми заболеваниями кожи стоп может произойти в банях, душевых, в спортивных залах, через обезличенную обувь (например, тапочки). Возникновение заболеваний кожи стоп чаще всего является результатом несоблюдения правил личной гигиены. Необходимо ежедневно мыть ноги перед сном с последующим тщательным обтиранием их полотенцем. Полезно в часы отдыха менять сапоги на тапочки, закаливать кожу стоп хождением босиком. Существенное значение имеет умелое навертывание портянок (рис.33).

Лица, страдающие повышенной потливостью, должны особо следить за ногами, чаще стирать носки или портянки.

Санитарный инструктор должен активно выявлять лиц, страдающих заболеваниями кожи стоп, и направлять их на обследование к врачу.


Глава 2
ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ГИГИЕНЫ

Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на организм человека и разрабатывающая пути и способы сохранения и укрепления здоровья людей методом предупреждения болезней.

Гигиена включает ряд самостоятельных дисциплин - социальную гигиену, военную гигиену, гигиену труда, гигиену питания, водоснабжения и др.

Военная гигиена изучает влияние окружающей среды, особенностей военного труда и быта на здоровье военнослужащих и разрабатывает мероприятия по устранению или уменьшению воздействия вредных факторов. Главная задача военной гигиены-сохранение и укрепление здоровья личного состава армии и флота в мирное и военное время.

Санитарный инструктор должен активно участвовать в гигиеническом обучении и воспитании военнослужащих своего подразделения (части) пропаганде необходимых знаний по вопросам личной и общественной гигиены, предохранения от инфекционных и других заболеваний, способствовать сознательному выполнению личным составом требований уставов, наставлений и приказов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Личная гигиена - это совокупность гигиенических норм и правил поведения каждого военнослужащего, способствующих предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению его здоровья, поддержанию высокой бое- и трудоспособности. Личная гигиена включает правила гигиенического содержания тела, ухода за полостью рта, пользования обмундированием, обувью, закаливания, а также предусматривает исключение вредных для здоровья привычек. Каждый военнослужащий должен строго соблюдать правила личной и общественной гигиены, повседневно закаливать свой организм и стремиться к физическому совершенствованию.
Уход за телом.

Правила личной гигиены предусматривают: утреннее умывание с чисткой зубов и обтиранием тела до пояса прохладной водой; мытье рук перед каждым приемом пищи; умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном, своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей; регулярное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, портянок и носков; содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели.
Уход за кожей.

Регулярное мытье кожи необходимо для очистки ее от внешних загрязнений, пота, избытка кожного сала, чешуек рогового слоя и микроорганизмов. Особо тщательно следует мыть ногти, подрезая их каждую неделю, чтобы под ними не скапливалась грязь. Очень важно защищать кожу от мелких травм, которые служат входными воротами для микроорганизмов. Для защиты кожи используют спецодежду, защитные пасты и специальные моющие средства. Мелкие травмы необходимо смазывать 5% настойкой йода, 2% раствором бриллиантового зеленого или антисептической пленкообразующей жидкостью. На местах обслуживания боевой техники, в парках, цехах, мастерских должны быть умывальники с теплой водой и мылом.

Благоприятное влияние на кожу оказывают свежий воздух, солнечные лучи, купание и другие физические упражнения, которые повышают ее стойкость к внешним раздражителям.
Уход за волосами.

Для того, чтобы поддерживать волосы в чистоте, их моют с мылом не реже одного раза в неделю, а жирные-чаще. После мытья волосы просушивают банным полотенцем и расчесывают.

Все военнослужащие должны носить аккуратную короткую прическу, сохраняющую естественное направление волос. У каждого военнослужащего должна быть своя расческа, лучше пластмассовая с тупыми зубцами.

Для ухода за кожей лица необходимо своевременное, лучше ежедневное бритье. Бритвенные принадлежности, электробритву следует содержать в чистоте и не позволять пользоваться ими кому-либо, ибо это может привести к заносу инфекции. После бритья кожу лица моют водой с мылом и протирают одеколоном.

Уход за зубами.

Наличие больных зубов способствует заболеваниям внутренних органов. Зубы чистят два раза в сутки- утром и вечером перед сном. Чистка должна производиться в вертикальном и горизонтальном направлениях с использованием зубного порошка или зубной пасты. Зубная щетка должна быть индивидуальной, обычно ее хранят в специальном футляре. Вредно кусать зубами твердые предметы (орехи, кости, проволоку и т.п.). После каждого приема пищи необходимо полоскать рот, поскольку микробное разложение остатков пищи, застрявшей между зубами, ведет к порче зубной эмали, образованию зубных камней и возникновению кариеса. При отсутствии лечения болезнь распространяется внутрь зуба. Во всех случаях, когда заболевание зубов только начинается, как правило, можно быстро и безболезненно его излечить.

Санитарный инструктор обязан постоянно участвовать в проведении санитарно-просветительной работы о необходимости систематического ухода за зубами и полостью рта, своевременно выявлять и направлять заболевших к зубному врачу.

Уход за ногами.

В результате механического давления и трения кожи ног при ношении плохо пригнанной обуви или неумелого навертывания портянок могут возникать потертости, требующие специального лечения и надолго выводящие военнослужащего из строя.

Заражение грибковыми заболеваниями кожи стоп может произойти в банях, душевых, в спортивных залах, через обезличенную обувь (например, тапочки). Возникновение заболеваний кожи стоп чаще всего является результатом несоблюдения правил личной гигиены. Необходимо ежедневно мыть ноги перед сном с последующим тщательным обтиранием их полотенцем. Полезно в часы отдыха менять сапоги на тапочки, закаливать кожу стоп хождением босиком. Существенное значение имеет умелое навертывание портянок (рис.33). Лица, страдающие повышенной потливостью, должны особо следить за ногами, чаще стирать носки или портянки.

Правая нога

Лекция 1 - Военная гигиена. Основы организации сан-гигиеничеких мероприятий в войсках и при чрезвычайных ситуациях. Гигиена полевого размещения

Военная гигиена – наука, изучающая влияние факторов внешней среды и военного труда на организм военнослужащих и разрабатывающая мероприятия санитарно-гигиенического обеспечения войск

Санитарно-гигиеническое обеспечение личного состава РА и ВМФ – это комплекс мероприятий (организационных, СА-профилактических, хозяйственно-бытовых и др ), направленных на сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, повышение их работоспособности и боеспособности

Санитарно-гигиенич обеспечение войск реализуется путем проведения:

· медицинских мероприятий

· немедицинских мероприятий

Комплекс немедицинских мероприятий сан-гииенич обеспеч-я войск

Проводится командованием и службами, осуществляющими материальное обеспечение жизни и быта личного состава в соответствии с законодательством, уставами ВС, руководящими документами МО. Медицинская служба контролирует выполнение этих мероприятий

Основная форма реализации медицинских мероприятий

Это санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль з асоблюдением гигиенических норм, правил и требований, выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий продовольственной, вещевой, квартирно-эксплуатационной, инженерной и др службами

Военная гигиена – раздел науки гигиены

Цель военной гигиены совпадает с целью медицины – это здоровье человека (военнослужащего)

Метод (способ) достижения цели – профилактика

Предмет исследования военной гигиены – взаимосвязь военнослужащих и факторов внешней среды. Присущих военной службе

Высокая боеспособность воинской части может быть сохранена при условии постоянного укрепления здоровья личного состава

Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают:

· предупреждение действия вредных факторов внешней среды и военного труда

· широкое использование полезных, саногенетических факторов

Военная гигиена

§ тесно связана с медициной катастроф

§ медицина катастроф использует огромный опыт, накопленный военными медиками в области организации оказания помощи в условиях возникновения массовых потерь

§ для военной медицины полезен опыт ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф

Катастрофа (чрезвычайная ситуация)

§ любое происшествие, влекущее за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб, нанесенный их здоровью

§ любое происшествие, при к-ром

Пострадавших более 10-15 человек

Погибших более 2-4 чел

Групповые заболевания у 50 и более человек одновременно

Санитарно-эпидемиологические проблемы ЧС

· водоснабжение

· снабжение продуктами питания

· загрязнение окр среды

· организация временного размещения пострадавших

· обеспечение лекарствами и мед помощью

· психическое состояние пострадавших

· вопросы сан просвещения и информации

Военная гигиена – одна из старейших мед дисциплин, своими корнями уходит в те времена, когда только начали создаваться регулярные армии

Развитие военной гигиены

Первые сведения, качающиеся оздоровительных мероприятий в войсках, относящихся к глубокой древности: указаний по содержанию в чистоте лагерных стоянок, по водоснабжению и питанию воинов, обеззараживанию захваченной у неприятеля добычи

Первые войсковые врачи появились в римских войсках в 1 веке нашей эры

Появление огнестрельного оружия привело к изменению системы организации и комплектования армии: место феодального ополчения заняла армия наемников из профессиональных воинов. В войсках появились врачи, в задачу к-рых входило не только лечение больных и раненых, но и наблюдение за санитарным состоянием мест размещения

Во время войн до начала 19 века основные потери в войсках были связаны с инфекционными и алиметарными заболеваниями

Потери от цинги, брюшного тифа, сыпного тифа нередко превышали потери от боевых действий

Потери в войсках

В российском государстве

§ в 17 веке начался последовательный переход к национальной регулярной армии, формирование к-рой закончилось реформами Петра 1

§ одновременно развивалась система организации медицинского обеспечения войск

По уставу Петра 1 (1716 г)

§ роты – цирюльник

§ однако до 1779 г лекари занимались исключительно лечебным делом. Попечение о быте солдат возлагалось на командиров

Лаборатория гигиеническая войсковая (ЛГ-1) и лаборатория гигиеническая основная (ЛГ-2)

Назначение:

Санитарно-гигиенические исследования в полевых условиях воды, пищевых продуктов, воздуха

5. медицинский прибор химической разведки (МПХР)

Предназначен для отбора проб воздуха, воды, сыпучих пищевых продуктов и определения в них отравляющих вещ-в. Находится в медицинском пункте полка

6. медицинская полевая химическая лаборатория

Предназначена для отбора проб воды, сыпучих пищевых продуктов и др объектов окр среды, определения в них отравляющих вещ-в

Находится в СЭЛ соединения

7. Рентгенометры-радиометры (ДП-5В, ДП-5М) – для измерения уровней излучения, определения радиоактивного заражения местности

8. измерители мозности кспозиционной дозы (ИМД-1, ИМД-12) – для определения питания и воды альфа- и бета-активными вещ-вами.

Находится в СЭЛ соединений

9. радиометрическая лаборатория в укладках (РЛУ-2) – для определения зараженности радиоактивными вещ-вами воды, продовольствия, биологических жидкостей и тканей человека.

Находится в СЭЛ соединений

10. комплект В-5 (дезинфекция) – ждя проведения дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий

11. комплект СО (санитарная обработка) – для проведения полной санитарной обработки раненых и больных

12. комплект ПЧО (противочумная одежда) – для работы в очаге особо опасных инфекций

РАЗМЕЩЕНИЕ ВОЙСК

Предоставление войскам необходимых:

Земельных участков

Зданий и сооружений для жилья

Боевой и специальной подготовки

Хранения военной тезники

Материальных средств

Для хозяйственных, культурных и др нужд

Размещение войск:

· стационарное (казарменное)

· временное (полевое)

Стационарное размещение:

Размещение военнослужащих в специальных, рассчитанных на длительное пребывание зданиях

Осуществляется, как правило, в мирное время

Казармы

Военные городки

Военно-технические объекты

М. Я. Мудров

«Пища и питание солдат должны быть хороши, свежи и обильны – того требуют труды их службы. Ни лезвия мечей, ни жерла пушек не столь ужасны для армии, как недостаток в съестных припасах»

Виды пайков

1. Основные (пайки котлового довольствия)

2. Рационы выживания, аварийные рационы, бортовые и сухие пайки

3. Дополнительные

Варианты организации питания в военное время

1. Для приготовления пищи в основном используются свежие продукты – для войск, находящихся в тылу, для отдельных контингентов военнослужащих (летный состав), для раненых и больных

2. Для приготовления пищи в основном используются консервированные и концентрированные продукты

3. Питание за счет аварийных (НЗ) запасов продовольствия

Принят на снабжение ВС РФ

Индивидуальный рацио питания (ИРП), позволяющий осуществлять 3х разовый прием пищи

Малогабаритный рацион питания для частей специального назначения и воздушно-десантных войск

Полевое водообеспечение

· осуществляется в первую очередь на оборудованных скважинах, колодцах и системах водоснабжения населенных пунктов, военных городков

· при их отсутствии – на поверхностных и подземных водах с применением штатных и табельных средств добычи и очистки воды

Цель полевого водообеспечения – своевременное и полное удовлетворение потребностей войск в воде в соответствии с установленными нормами ее потребления и требованиями к качеству

Задачи полевого водообеспечения:

ü разведка источников воды

ü оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения (добыча, очистка, опреснение, консервирование питьевой воды)

ü подвоз (транспортировка) воды

ü оборудование и содержание водоразборных пунктов (хранение воды)

ü контроль качества воды

Разведка водоисточника

· получение данных, необходимых для принятия решения по водоснабжению войск и организации мероприятий по очистке, обеззараживанию, дегазации и дезактивации воды

· организует начальник инженерной службы с привлечением представителей медицинской службы, службы радиационной, химической и биологической защиты

Медицинский контроль за организацией полевого водоснабжения возлагается на медицинскую службу и включает следующие мероприятия:

1. Участие в разведке водоисточника и оценка санитарно-эпидемиологического состояния прилегающей территории

2. Оценка качества и количества воды

3. Определение необходимых мер по улучшению качества воды и контроль за соблюдением технологического режима водоподготовки

4. Выдача разрешения на пользование водой и контроль за соблюдением норм водопотребления, за соблюдением военнослужащими питьевого режима

5. Обеспечение личного состава средствами обеззараживания индивидуальных запасов воды и инструктаж по правилам пользования ими

6. Контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием пункта водоснабжения, средств хранения и транспортировки воды

7. Контроль за состоянием здоровья личного состава, работающего на объектах водоснабжения войск

ТРЕБОВАНИЯ к кач-ву питьевой воды в полевых условиях (сокращенный перечень)
Максимально-дпустимые показатели токсических вещ-в Соответствующие инстукции
Продукты ядерных взрывов Не более 20 мкКи/л
Микробиологические показатели
Коли-индекс Не более 3
Органолептические показатели
Прозрачность не менее 20 см
Цветность Не более 35 градусов
Мутность Не более 2 мг/л
Запах Не более 3 баллов
Вкус и привкус Не более 3 баллов
Остаточный активный хлор 0,8-1,2 мг/л
Химические показатели
Медь Не более 3 мг/л
Хлориды Не более 350 мг/л
Нитраты Не более 45 мг/л
Минеральный (сухой) остаток Не более 1500 мг/л
СУТОЧНЫЕ НОРМЫ потребленя питьевой воды личным составом(литров на одного военнослужащего)
Вид потребления воды При умеренной пододе, литры При жаркой погоде, литры
На хозяйственно-питьевые нужды
Чай и запас воды во флягах
Приготовление пищи 3,5
Выпечка хлеба
Мытье кухонного инвентаря 2,5
Мытье индивидуальной посуды
Умывание и мытье рук
Ежедневное обтирание
Итого:
На санитарно-бытовые нужды
ВСЕГО:

Улучшение качества воды

ü осветление – удаление взвешенных частиц

ü обесцвечивание и устранение неприятных запахов и привкусов

ü обеззараживание – уничтожение болезнетворных микроорганизмов

ü обезвоживание – разрушение и удаление отравляющих и опасных химических вещ-в

ü опреснение – удаление из воды растворенных в ней солей

Обеззараживание воды

1. Обработка химическими реагентами, содержащими активный хлор (метод гиперхлорирования)

2. Озонирование

3. Ультрафиолетовой облучение

4. Микрофильтрация через мембранные фильтры

5. Кипячение

Хлорирование воды как метод обеззараживания впервые был предложен русским военным врачом П. Карачаровым

Ø в брошюре «О способах очищения воды» (1853 г) он предлагал хлорную известь для «очищения гнилй воды» и описывал способы ее применения

Ø для обеззараживания больших количеств воды хлорная известь была применена в 1910 г. в Кронштадте в связи с эпидемией холеры, на Нижнегородской ярмарке в связи с эпидемией брюшного тифа

Ø во время первой и второй мировых войн хлорирование воды широко применялось во всех воюющих армиях и полностью себя оправдало

Чистый хлор применяется для обеззараживания больших количеств воды на водопроводных станциях

В полевых условиях, на пуктах водоснабжения:

1. Хлорная известь (25% активного хлора)

2. ДТС ГК и ДТС ГН (дветретиосновная соль гипохлорида кальция или натрия, 55% активного хлора)

3. НГК (нейтральный гипохлорид кальция, 70% активного хлора)

Преимущества препаратов хлора:

ü относительно высокая бактерицидность

ü возможность контроля за эффективностью обеззараживания воды по величине остаточного активного хлора

ü экономичность

Недостатки:

§ неспособность в обычных дозах уничтожать в воде споровые формы микроорганизмов

§ нестойкость препаратов при хранении

§ запах хлорированной воды

Гиперхлорирование воды в полевых условиях применяется при отсутствии времени и условий для опредеелния дозы хлора опытным путем. Доза хлора при гиперхлорировании: 10-30 мг/л

При подозрении на заражение воды споровыми формами микроорганизмов 50-100 мг/л

Требует последующего дехлорирования воды

Обезвреживание воды

§ частично проходит при ее обработке хлорсодержащими реагентами

§ полное обезвреживание – фильтрование воды через сорбент – активированный уголь БАУ-МФ или карбоферрогель (удаляет все известные ОВ)

Дезактивация воды

· коагулирование

· отстаивание

· фильтрование через антрацитовую крошку, активированный уголь БАУ-УФ или карбоферрогель

· дистилляция (в подвижных полевых опреснительных установках)

Методы опреснения воды

1. перегонка

2. пропускание через иономембранные фильтры

3. электроосмос (гиперфильтрация воды через полупроницаемые мембраны под давлением)

4. химическое осаждение солей (перевод растворенных солей в нерастворимые соединения)

5. вымораживание (криоскопия)

v Индивидуаьлное водоочистное устройство ИВУ

v Портативный водоочиститель

v Кипячеие воды

v

Улучшение качества индивидуальных запасов воды При действии отдельных военнослужащих и небольших групп в отрыве от части (разведчики, десантники и др) может возникнуть необходимость испольозвания воды из необследованных водоисточников
Хлорсодержащие препараты Табетка «Аквасепт»: растворяется в течение 10-15 мин, выделяет 4 мг активного хлора, на 1 флягу воды (700-800 мл), экспозиция 30 мин
Таблетка «Неоаквасепт»: растворяется в воде в течение 2 мин, содержит 10-12% активного хлора, длительное действие, консервация воды до 2 суток
Таблетка «Аквасан»: содержит кроме бактерицидного вещ-ва+флокуллянт, обеззараживание мутной воды а 20 мин в теплое время года; за 60 мин – в холодное
Индивидуальное водоочистное устройство ИВУ Фильтр-фляга, размешенная на поясном ремне. ИВУ снабжено сменным фильтрующим элементом, препаратом для коагуляции и обеззараживания. Производительность 10 л/час; время развертывания 30 сек; время коагуляции и обеззараживания – 15 мин; ресурс фильтрующего элемента до 150 л (500 л при подземном водоисточнике), масса 0,7 кг, габаритные размеры: длина 14 см, ширина – 8 см, высота 28 см
Портативный водоочиститель «Родник»: пластмассовая трубка длиной 240 мм и диаметром 16 мм, заполненная ионообменной насыщенной йодом смолой, специальным сорбентом и фильтрами. Один конец трубки снабжен мундштуком. При эксплуатации противоположный конец погружается в воду, а через мундштук вода просасывается ртом.
Утройство «Турист-2М»: 50 л воды, йодирование воды
Устройства «Бирюза», «Оникс», «Топаз-3», «БИП-1»
Кипячение воды · 10-15 мин – уничтожение вегетативных форм микроорганизмов · До 2 часов – уничтожение споровых форм микрооргаизмов · Аналогичный эффект при нагревании воды до 110-120 градусов в течение 5-10 мин при избыточном давлении · При кипячении разрушаются термолабильные токсины и ОВ
Подручные средства обработки воды Самодельные фильтры (песок, уголь, опилки, ткань – загруженные в бочки, ведра, ящики, банки)
Обеззараживание в колодце (хлорная известь, дозирующие керамически патроны для хлорирования, таблетки «Акватабс»)

Лекция 3 – Радиационная гигиена (актуальные проблемы радиац гигиены. Гигиенич требования к организации радиационной защиты в рентгенологических и радиациологических отделениях ЛПУ)

(все население области, края, республики, страны)

Группы критических органов

1 группа – все тело, гонады, красный костный мозг

2 группа – щитовидная железа, печень, почки, селезенка, легкие, ЖКТ и др органы, за искл тех, к-рые относятся к 1 и 3 гр

3 группа – кожный покров, костная ткань, кисти, предплечья, голени, стопы

ПДД (предельно допустимая доза) – наибольшее значение индивидуальной дозы за год, к-рое при равномерном воздействии в течение 50 лет не вызовет неблагоприятных изменений в состоянии здоровья персонала, обнаруживаемых современными методами наследования. Устанавливаются для лиц категории А

Для лиц категории Б установлены пределы годовой дозы. Для остального населения существует опасность отдаленных эффектов. Поэтому должны приниматься все меры по максимальному ограничению облучения населения (в частности при рентгендиагностических исследованиях)

Нормы облучения (НРБ-99-2009)

Понятие «ЗДОРОВЬЕ»

Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений

Здоровье – такое состояние организма человека, когда ф-ции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения

ФАКТОРЫ, формирующие здоровье :

1. Наследственность (здоровье родителей): 20% потенциала здоровья

На момент зачатия болен один родитель – вероятность рождения больного ребенка – 50%

На момент зачатия больны оба родителя – вероятность рождения больного ребенка – 80%

2. Экологические условия на территории проживания ребенка: вклад в потенциал здоровья – 20%

3. Уровень развития медицины и здравоохранения в стране – вклад в потенциал здоровья 8-10%

4. Образ жизни ребенка (комплекс соц-экономич факторов): вклад в потенц здоровья до 50%

Социальные факторы, затрудняющие формирования ЗОЖ:

· более 25% школьников города живут в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях

· 35,3% - проживают в семьях, имеющих доход ниже прожиточного минимума

· доля расходов на покупку продуктов питания составляет в среднем 60,7%, снизилось потребление биологически ценных продуктов питания в 1,4-1,8 раза

· 30,1% детей в нашем городе воспитываются в неполных семьях

ФАКТОРЫ, деформирующие здоровье ребенка
Для детей дошкольного возраста Для детей школьного возраста
- контакт с антропогенными факторами - затруднение адаптации к детским дошкольным учреждениям - нарушения режима дня - несоответствие предметов детского обихода и игрушек возрастным особенностям детей - нерациональная организация окружающей среды в школе - нарушения гигиенических основ режима дня и учебно-воспитательного процесса(недостаточный сон, недостаточное пребывание на свежем воздухе, низкая двигательная активность, нарушение принципов рационального питания, нерациональная структура занятий, непедагогические воздействия учителя; ф-циональная неготовность к поступлению в школу (школьная зрелость))
Нарушение взаимоотношений в семье, в коллективе
Вредные привычки родителей
Действие антропогенных факторов

Критерии здоровья детей и подростков

1. Особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического и социального анамнеза)

v оценка генеалогического анамнеза:

§ выявление наличия в родословной пробанда наследственных заболеваний (болезнь Дауна, фенилкетонурия, муковисцедоз, целиакия, лактозная недостаточность и др)

§ определение отягощенности генеалогического анамнеза – индекса отягощенности

v оценка биологического анамнеза (особенности течения раннего онтогенеза):

Ø Антенатальный период (АНП) – период беременности до родов – опрос матери для выявления следующих факторов риска: выраженный токсикоз беременности, угроза выкидыша, кровотечение, острые заболевания во время беременности, обострение хронических заболеваний во время беременности, прием лекарств, операции во время беременности, неправильное положение плода, многоводие, многоплодие, переношенная беременность и др факторы риска /опрос матери/

Ø Интранатальный период (ИНП) – период непосредственно родов: нефропатия в родах, экламсия, преждевременное излияние околоплодных вод, слабость родовой деятельности, быстрые роды, предлежание плаценты, преждевременная отслойка плаценты, преждевременные роды, патология пуповины (выпадение, обвитие), пособие в родах и пр/опрос матери, сведения из обменной карты)

Ø Ранний неонатальный период (РНП) – первые 7 дней жизни новорожденного:

Оценка по шкале Апгар, время прикладывания к груди, время отпадания пуповины, недоношенность, гипотрофия, день выписки из роддома и пр

Ø Поздний неонатальный период (ПНП) – с 7 по 28 день жизни новорожденного: характер вскармливания, состояние пупочной ранки, заболевания, перенесенные в 1-й месяц жизни /опрос матери, обменная карта/

Оценка биологического анамнеза:

1БА – благополучный (если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза)

2БА – относительно благополучный (есть факторы риска в одном из периодов онтогенеза)

3БА – неблагополучный (есть факторы риска в двух и более периодах раннего онтогенеза)

v Оценка социального анамнеза собирается педиатром при первичном осмотре ребенка (один параметр – 1 балл)

Параметры соц.анамнеза:

ü состав, полнота семьи

ü образование членов семьи

ü психологический микроклимат семьи

ü жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи

ü санитарно-гигиенические условия содержания помещений, предметов ухода и одежды ребенка

Оценка социального анамнеза:

При общей оценке 5 баллов благополучный социальный анамнез

При общей оценке 4 балла – социальный анамнезс факторами риска

При общей оценке 3 и менее баллов неблагоприятный социальный анамнез – ребенок группы риска

2. Физическое развитие ребенка – совокупность морфологических и ф-циональных признаков организма ребенка

3. Нервно-психическое развитие ребенка – отражает степень созревания ЦНС; изучают и оценивают соответствие возрастным нормам: мышление, речь, моторику, внимание, память, социальные контакты.

Варианты заключений:

- «отстает от возраста»

- «соответствует возрасту»

- «опережает возраст»

4. Уровень резистентности (проводится подсчет кратности острых заболеваний на протяжении 1 года):

1 год жизни – 4 острых заболевания в год и более

2-3 года – 6 острых заболеваний

4-6 лет – 5 острых заболеваний

Старше 6 лет – 3 острых заболевания

5. Уровень ф-ционального состояния организма ребенка: АД, ЧСС, ЧДД, формула крови, содержание гемоглобина и др (оценив-ся их соответствие возрастным нормам)

6. Наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития (оценив-ся педиатром во время каждого планового осмотра, а также врачами-специалистами в случае необходимости и в определенные сроки, установленные действующими рекомендациями по диспансеризации детского населения)

1) Поликлинический осмотр узкими специалистами

2) Анализ и итоговая оценка – участковый педиатр

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

I группа – здоровые дети, к-рые по указанным критериям не имеют отклонений (не имеют хронических заболеваний, с нормальными показателями ф-циональных систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе)

II группа – дети с факторами риска по возникновению патологии, ф-циональнами отклонениями, но без хронических заболеваний – дети группы риска

§ дети с общей задержкой физического развития, без эндокринной патологии; значительным дефицитом или избытком массы

§ часто болеющие (4 раза в год)

§ с ф-циональным шумом в сердце, тахикардией, экстрасистолией, пониженным АД

§ с увеличением щитовидной железы I-II степени

§ аллергическими р-циями

§ миопией слабой степени

§ гипертрофией миндалин II степени

§ плоскостопием I степени

III группа – дети с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1-2 раза в год) обострениями хронического заболевания, нормальным уровнем ф-ций

IV группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия, могущие посещать детские учреждения)

V группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, к-рые в момент обследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях

Индивидуальный метод

Обследование конкретного ребенка однократно или в динамике нескольких лет с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфо-ф-ционального состояния с использованием соответствующих оценочнх таблиц

Генерализующий метод

Одномоментное обследование больших групп детей с целью разработки региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидульной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Антропометрические данные собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов детской и школьной мебели, оборудования мастерских, обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и др.предметов детского обихода

Для комплексного изучения и характеристики физического развития детей и подростков используются следующие группы признаков:

соматометрические соматоскопические физиометрические
- длина тела (рост) - масса тела (вес) - окружность грудной клетки, бедер, талии, головы - телосложение (костяк, форма грудной клетки) - состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек - степень развития подкожно-жирового слоя - состояние опорно-двигательного аппарата (позвоночник, форма ног, форма стопы) - степень полового развития (степень развития вторичных половых признаков) - жизненная емкость легких - мышечная сила - частота пульса - величина АД
Оценка осанки, типы осанки: · нормальная · сколиотическая · круглая спина (кифоз) · кругло-вогнутая спина (лордоз) · плоская
Оценка плантограммы На полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней поверхности стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение той части перпендикуляра, к-рая прошла через отпечаток, ко всей длине. Если перешеек составляет до 50% - стопа оценивается как сводчатая, нормальная (а). В случае – 50-60% - стопа уплощенная (б). И, наконец, если отношение >60%, речь идет о выраженном плоскостопии (в).

Методы оценки физического развития:

· методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития

· методом параметического анализа по шкалам регрессии (скрининг-программа и метод комплексной оценки)

· с помощью непараметрических методов (центильный метод)

Методологические аспекты

· для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых детей различных возрастно-половых групп. Полученные средние величины явл-ся стандартами физического развития соответствующих групп детского населения

· чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать определенным требованиям

Основные требования, предъявляемые к стандартам физического развития

1. Стандарты физического развития должны быть региональными

2. Статистическая совокупность должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее чем 100 детьми (единицами наблюдения)

3. Статистическая совокупность должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности, гетерохронности и полового диморфизма физического развития), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провинций на физическое развитие) и состоянию здоровья

4. Из группы наблюденя должны быть исключены все случаи «неоднородности» по состоянию здоровья: дети, имеющие хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т д), серьезные нарушения в деятельности органов и систем организма (врожденные порои сердца), последствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т д), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключаю детей с выраженным рахитов, гипотрофией, недоношенных, двойни.

5. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности должна применяться единая методичка обследования, измерения, обработки и анализа данных

Рациональное питание

· для взрослого человека – это питание, к-рое обеспечивает приемлемый уровень работоспособности и здоровье, а также стабильность массы тела

· для детей и подростков – это питание, к-рое обеспечивает наряду с высокой работоспособностью и хорошим самочувствием, систематический рост и развитие (т е своевременное созревание морфологических структур и ф-ций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития), а также прирост массы тела в соответствии с возрастом

Минеральные вещ-ва

Среди фаторов питания, имеющих важнейшее значение для поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия, особая роль принадлежит минеральным вещ-вам. Они относятся к незаменимым пищевым вещ-вам, необходимы для нормального осуществления обмена вещ-в, роста и развития организма чел-ка, защиты от болезней и неблагоприятных факторов среды обитания человека, обеспечения всех жизненных ф-ций организма

Минеральные вещ-ва делятся на:

§ Макроэлементы (Са, К, Na, P, Mg, Fe)

§ Микроэлементы (I, F, Se, Mo, Co, Zn, Cr, Cu, Mn)

§ Ультрамикроэлементы (Au, Ag, Ni и др)

Микроэлементы делятся на 3 группы:

· Эссенциальные (незаменимые компоненты пищи) – (Cu, Zn, Mn, хром, олово, йод, фтор, селен)

· Токсичные микроэлементы (ртуть, свинец, кадмий, мышьяк)

· Нейтральные – не вызывающие выраженных физиологических или токсических воздействий на организм (бор, литий, алюминий, серебро, барий, рубидий)

Лекция 7

Презентация 1 – Медицинская профилактика в общеобразовательных школах

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИАТРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Ф.И. ИГНАТОВИЧ

ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ

ПО ВОЕННОЙ ГИГИЕНЕ
Для студентов факультета медицинских сестер

с высшим образованием

Гродно, 207

УДК 613.67/075.8

ББК 51.2 Я 73 + 68 Я 73

Игнатович Ф.И.

И 26 Избранные лекции по военной гигиене: учебное

пособие. – Гродно: ГрГМУ, 2007. - с.
В настоящем пособии изложены основные разделы военной гигиены, предусмотренные учебными программами для изучения студентами медицинских вузов. На современном уровне в них раскрыты основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в войсках в мирное и военное время. Уделено внимание нормативным документам по вопросам организации санитарно-гигиенического обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Может быть использовано для подготовки к занятиям студентами по специальностям: лечебное дело, педиатрия, Медико-психологическое дело, сестринское дело.
Рецензенты:
Учебное пособие одобрено и издано по решению Центрального научно-методического совета Гродненского государственного медицинского университета от «____» _______________ 2007 г., протокол №_________, для внутреннего пользования.

^ От составителя
Преподавание военной гигиены в медицинских вузах играет важную роль в подготовке студентов, а так же офицеров запаса. Необходимым условием его является наличие современной учебной и методической литературы. Учебники и учебные пособия, изданные для этих целей ранее, во многом устарели и не отражают современной военной доктрины и структуры Вооруженных Сил Республики Беларусь.

В результате проведенного реформирования произошли некоторые изменения в структуре, численности и задачах медицинской службы Вооруженных Сил по санитарно-противоэпидемическому обеспечению войск. Без учета накопившихся теоретических и практических данных подготовка студентов и офицеров запаса по военной гигиене не может быть полноценной. Полученные новые знания будут полезными и при работе будущих врачей в мирное время в формированиях службы медицины катастроф.

Настоящее пособие подготовлено в соответствии с типовыми учебными программами по общей гигиене для студентов высших медицинских учебных заведений по специальностям: лечебное дело, педиатрия, сестринское дело, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Оно также соответствует программе обучения военно-учетной специальности «Лечебное дело в наземных войсках», утвержденной Министерством Обороны. В нем обобщены и кратко изложены современные теоретические и практические материалы по следующим разделам: основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в войсках в мирное и военное время, гигиена труда в основных родах войск. Уделено так же внимание нормативным документам по вопросам организации санитарно-гигиенического обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Учебное пособие может быть так же использовано студентами при подготовке к практическим занятиям и экзаменам как дополнение к учебнику при пропуске лекций. Для закрепления теоретических знаний прилагаются тестовые задания.
Лекция 1.

^ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВОЙСКАХ

В ВОЕННОЕ И МИРНОЕ ВРЕМЯ. ГИГИЕНА

РАЗМЕЩЕНИЯ ВОЙСК.
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: - ознакомить студентов с организацией санитарно-гигиенических мероприятий в войсках в мирное и военное время при казарменном и полевом размещении;

Изложить требования к размещению войск, основные нормативные показатели, методы их исследования.
Учебные вопросы:


  1. Предмет, задачи и содержание военное гигиены.

  2. Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск.

  3. Санитарно-гигиенический надзор в Вооруженных Силах Республики Беларусь, силы и средства по его обеспечению.

  4. Особенности службы в армии, гигиеническое воспитание военнослужащих.

  5. Гигиенические требования и контроль за размещением войск в стационарных и полевых условиях.

  1. ^ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ГИГИЕНЫ

Военная гигиена – самостоятельная отрасль гигиенической науки и военной медицины занимающаяся изучением закономерностей влияния различных факторов учебно-боевой подготовки, боевой деятельности и быта войск на организм военнослужащих с целью установления допустимых уровней и разработки мероприятий по сохранению и укреплению их здоровья, повышению боеспособности.

Как и любая наука, военная гигиена имеет свои задачи и методы исследования. Среди задач, которые она призвана решать, значительное место отводится разработке норм и правил, соблюдение которых позволяет обеспечить здоровые условия труда и быта в воинской части в мирное и военное время, что является основой профилактики заболеваний. Для этого используются общегигиенические методы исследования, в том числе лабораторные эксперимент с поставкой хронических и острых опытов на животных, полигонные или натурные испытания.

Военная гигиена тесто связана со многими медицинскими дисциплинами химией, физикой, экологией, психологией и др. В своих целях она широко использует применяемые ими методы исследования.

В процессе обучения студенты должны усвоить необходимые знания и навыки по организации гигиенических мероприятий в войсках, их проведению, контроль за проведением санитарных мероприятий.

Объем необходимых знаний и навыков определяется с учетом факультета и учебной программы.


  1. ^ РОЛЬ И МЕСТО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК.
Медицинское обеспечение – это комплекс организационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических, а в военное время – лечебно-эвакуационных мероприятий, имеющих целью сохранение, укрепление и восстановление здоровья личного состава войск. Оно осуществляется специально предназначенными для этого силами и средствами – военно-медицинской службой, являющейся составной частью системы тылового обеспечения войск.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в войсках является одним из основных видов деятельности медицинской службы, направленных на сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, повышением их боеспособности, предупреждение возникновения и распространения в войсках инфекционных и других заболеваний.

Исторически сложилось так, что инфекционная заболеваемость личного состава во время войн и вооруженных конфликтов существенно влияет на величину и характер санитарных потерь. Как установлено, в периоды локальных войн и вооруженных конфликтов ухудшается гигиеническая и эпидемиологическая обстановка как в войсках, так и среди населения. Разрушение коммунально-бытовых, загрязнение территории, снижение возможности санитарной обработки населения и войск ведет к возникновению вспышек инфекционных болезней. Ухудшение условий военного труда и быта в годы войны в Афганистане привело к тому, что количество инфекционных больных в советских войсках превышало количество раненых в 7,8 раза и составило 86,2% от числа санитарных потерь.


  1. ^ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СИЛЫ И СРЕДСТВА ПО ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЮ.
Санитарный надзор в Вооруженных Силах – это система контроля за выполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Беларусь, иных правовых актов, директив и указаний начальника военно-медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление управления Министерства обороны и Главного санитарного врача Вооруженных Сил.

Санитарно-гигиенические мероприятия подразделяются на санитарные и гигиенические. Командованием соединений, воинских частей, инженерно-техническими и тыловыми службами проводятся санитарные (организационные, технические и хозяйственные) мероприятия. Медицинская служба организует и проводит гигиенические мероприятия, осуществляет контроль за проведением санитарных мероприятий, разрабатывает предложения и оказывает методическую помощь в их проведении.

Гигиенические мероприятия включают в себя:


  • изучение и оценку состояния здоровья военнослужащих;

  • выявление факторов окружающей среды (физических, химических биологических и социальных), оказывающих отрицательное воздействие на их организм и их нормирование;

  • разработка предложений командованию по соблюдению санитарно-эпидемического благополучия;

  • гигиеническое воспитание военнослужащих;

  • санитарный надзор и медицинский контроль за соблюдением санитарных норм и правил в процессе боевой подготовки и быта военнослужащих.
Содержание гигиенических мероприятий в мирное и военное время различаются, что зависит от рода и вида вооруженных сил, их расположения, особенностей ведения боевых действий, организации обеспечения и др. В военное время особое внимание уделяется проведению разведки, обеспечению передвижения войск, контролю за водоснабжением и питанием, банно-прачечным обслуживанием, выполнением санитарных правил при ликвидации очагов массового поражения, очисткой полей сражения.

Санитарный надзор в вооруженных Силах возглавляет Главный санитарный врач. Непосредственно его осуществляют уполномоченные санитарно-эпидемиологические организации и должностные лица для профилактики заболеваний военнослужащих путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушением гигиенических норм и правил.

Согласно организационно-штатной структуре, утвержденной Министерством обороны, санитарно-эпидемиологические организации составляют три уровня санитарно-эпидемиологического надзора.

Первый уровень (войсковой) – санитарно-эпидемиологические учреждения соединений, частей постоянной боевой готовности (санитарно-эпидемиологические лаборатории бригад и дивизий). Специалиста данного уровня в интересах войск проводят медицинскую разведку, первичный врачебно-санитарно-эпидемиологический надзор с использованием экспресс-методов контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов воинских частей.

В состав санитарно-эпидемиологической лаборатории (СЭЛ) бригады (дивизии) входит два врача и средний медицинский персонал: начальник - эпидемиолог (он же является заместителем начальника медицинской службы соединения) и врач-бактериолог.

На оснащении СЭЛ имеется передвижная военно-медицинская лаборатория (ВМЛ), дезинфекционно-душевой прицеп (ДДП-2), прибор химической разведки (ПХР-МВ), дозиметрическая аппаратура, комплект «Санитарная обработка», «Противочумная одежда».

Второй уровень (зональный) – санитарно-эпидемиологические подразделения и учреждения видов Вооруженных Сил и родов войск, объединений (отдельные санитарно-эпидемиологические отряды армейских корпусов и других соединений). Специалисты этого уровня осуществляют мероприятия квалифицированного санитарно-эпидемиологического надзора в зоне ответственности за воинскими частями, независимо от видовой подчиненности, и методическое руководство мероприятиями войсковой медицинской службы с использованием объективных методов контроля и диагностики.

В состав отдельного санитарно-эпидемиологического отряда (СЭО) армейского корпуса входят: управление, основные подразделения (санитарно-эпидемиологического отделения, подвижная лаборатория, изоляционно-карантинное отделение, взвод санитарной обработки из отделения санитарной обработки и дезинфекционно-дератизационного отделения, отделение варки средств), а также подразделения обеспечения (отделение связи, электростанция, виварий).

СЭО укомплектован врачами различных специальностей: эпидемиологами, бактериологами, вирусологами, гигиенистами, токсикологами, радиологами и др.

На основании СЭО имеются 4 автомобильные лаборатории, за 10 часов работы могут произвести 120 радиологических и по 35 санитарно-гигиенических и химико-токсикологических исследований.

Третий уровень (центральный) – санитарно-эпидемиологический центр Министерства обороны (Центральный санитарно-эпидемиологический отряд). Его специалисты выполняют организационно-методическую работу и оказывают практическую помощь специалистам нижестоящих уровней при осложнении санитарно-эпидемиологической обстановки, проводят в полном объеме специализированные мероприятия санитарно-эпидемиологического надзора и принимают экспертные решения.

В состав санитарно-эпидемиологического отряда центрального подчинения входят: организационно-плановый, эпидемиологический, микробиологический, гигиенический отделы, отдел заготовки питательных сред и растворов с виварием, рота санитарной обработки, подразделение обеспечения.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в Вооруженных силах возлагается не только на санитарно-эпидемиологическую службу. Проведение гигиенических мероприятий и санитарного контроля является обязанностью медицинской службы каждой воинской части и её подразделений. В полку контроль за гигиеническим обеспечением личного состава осуществляет начальник медицинской службы. Полковой медицинский пункт имеет приборы ДП-5А и ПХР-МВ. В батальоне эту работу осуществляет фельдшер батальона и санитарный инструктор роты.

Объем и периодичность мероприятий по санитарному надзору и медицинскому контролю определяется начальником военно-медицинского управления Министерства обороны и главным санитарным врачом.

К немедицинским силам и средствам, используемым при организации гигиенического обеспечения части относятся силы и средства инженерной, химической и продовольственной служб.


  1. ^ ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ В АРМИИ, ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

Служба в вооруженных силах отличается от обычной деятельности человека на производстве и в быту. С физиологической и гигиенической точек зрения жизнь и деятельность военнослужащих имеет ряд особенностей.

Первая особенность состоит в том, что при поступлении на военную службу юноши сталкиваются с непривычным и строго регламентированным режимом дня, с новыми жилищно-бытовыми условиями, иным характером питания и др.

Вторая особенность заключается в том, что жизнь и деятельность военнослужащих может протекать в резко меняющихся условиях окружающей среды, физических нагрузок и нервно-психического напряжения.

Третья особенность состоит в том, что при эксплуатации современной военной техники и оружия огромной разрушительной силы на организм военнослужащих оказывают воздействие механические, физические и химические факторы и их сочетания.

Четвертая собственность заключается в том, что военнослужащий обязан знать и должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность.

Во всех воинских частях с прибывающим молодым пополнением должен проводиться вводный санитарно-гигиенический инструктаж, в содержание которого необходимо включать следующие вопросы: краткую санитарно-гигиеническую характеристику воинской части и каждой военной профессии; значение основных профилактических мероприятий, в том числе профилактических осмотров, диспансеризации, прививок. Кроме того, практически должны быть отработаны приемы первой медицинской помощи при несчастных случаях (травмы, ожоги, поражения электротоком). Особое внимание должно быть уделено специальным вопросам по гигиене и физиологии труда, промышленной санитарии.

В дальнейшем в каждой воинской части медицинской службой должна проводиться целенаправленное и систематическое гигиеническое обучение для выработки у личного состава сознательного выполнения рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья, и физическое развитие.

Уставом внутренней службы предусмотрено выполнение правил личной гигиены, включает:

Утреннее умывание с чисткой зубов;

Мытье рук перед приемом пищи;

Умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном;

Своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;

Ежедневное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, портянок и носков;

Правила общественной гигиены включает: содержание в чистоте территории воинской части, спальных помещений, туалетов и комнат общего пользования, а так же регулярное их проветривание.

ВОЕННАЯ ГИГИЕНА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ЧИТА 2015
УДК

Военная гигиена. Учебное пособие / Михайлова Л.А., Степанов А.В., Томских Э.С., Любин А.В., Малежик М.С., Перепелицин Н.И. – Чита: ИИЦ ЧГМА, 2015. - с.
В учебном пособии представлены гигиенические требования к санитарному надзору и контролю за организацией быта и деятельности организованных коллективов в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Данное пособие предназначено для подготовки к практическим занятиям по военной гигиене для студентов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия».

Рецензенты:

© ГБОУ ВПО ЧГМА, 2015

ПРЕДИСЛОВИЕ
Главной задачей в подготовке медицинской службы ВС РФ необходимо считать совершенствование системы медицинского обеспечения, в условиях поэтапного реформирования Вооруженных Сил, обеспечение эффективного и максимально бережного использования всех имеющихся ресурсов, выделяемых государством на содержание войск. В конечном итоге данная задача подразумевает обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и войск.

Важнейшим законом в сфере охраны здоровья является Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В Вооруженных Силах Российской Федерации охрана здоровья военнослужащих регламентируется, кроме того, законами: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также Уставами, руководствами приказами, наставлениями и другими документами.

В целях повышения роли военно-медицинской службы в деле охраны здоровья личного состава армии Начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации требует от военно-медицинских управлений медицинских служб военных округов, военно-медицинских учреждений спланировать работу по реализации ее положений. Принять дополнительные меры по оптимизации управления военно-медицинской службой на всех ее уровнях, особенно войсковом; повысить «барьерную» функцию военной медицины по своевременному выявлению военнослужащих, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с ослабленными адаптационными возможностями, дефицитом массы тела, эмоционально-волевой неустойчивостью, склонных к употреблению алкоголя и наркотических средств , а также пострадавших в результате нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, с проведением в отношении их комплекса оздоровительных мероприятий; изменить подходы к работе по формированию активной позиции личного состава по вопросам сохранения его здоровья; поднять значимость пропаганды здорового образа жизни, гигиенического воспитания военнослужащих; внести с учетом современных требований изменения в планы специальной подготовки медицинского состава с целью повышения качества его обучения по обще-профилактической и «общесанитарной» направленности.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БМПбоевая машина пехоты

БС – бактериологическое средство

БТР- бронетранспортер

ВС – Вооруженные силы

МО – Министерство обороны

ОВ – отравляющие вещества

ОМП - оружие массового поражения

РВ – радиоактивные вещества

РДВ – резервуар для воды

СЭО – санитарно-эпидемиологический отряд

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ГИГИЕНЫ

Военная гигиена представляет самостоятельную отрасль общей гигиены, изучающую пути и способы сохранения здоровья личного состава войск для обеспечения их боеспособности в любой военной и походной обстановке.

В настоящее время военная гигиена развивается в направлении дальнейшего изучения влияния факторов окружающей среды и условий службы на здоровье и работоспособность военнослужащего, внедрения в гигиенические исследования новых физических, химических, физиологических, токсикологических и других методик и сближения обычных санитарно-гигиенических обследований с научными исследованиями.

Военная гигиена ставит себе целью – сохранить и повысить боеспособность войск путём своевременного проведения мероприятий по созданию здоровых условий работы и отдыха для каждого военнослужащего, обеспечивающих максимальную эффективность его деятельности.

Предметом изучения военной гигиены являются те сдвиги в организме военнослужащих, которые возникают под воздействием специфических и неспецифических факторов военной деятельности. Объектом исследования являются человек (военнослужащий), воинский коллектив и окружающая среда.

Методами исследования объектов являются:


  • метод гигиенического наблюдения и обследования;

  • инструментально-лабораторный метод;

  • экспериментальный метод;

  • математико-статистический метод.
Главными задачами военной гигиены являются:

  1. Проведение мероприятий по гигиеническому обеспечению боевой подготовки и быта военнослужащих.

  2. Санитарный надзор за размещением личного состава частей , за состоянием военных городских казарм и т.п.

  3. Банно-прачечное обеспечение войск.

  4. Медицинский контроль за водоснабжением войск; доброкачественностью питьевой воды.

  5. Медицинский контроль за питанием военнослужащих; проведение мероприятий, предупреждающих возникновение пищевых отравлений и нарушений белкового и витаминного обмена.

  6. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов для мирного и военного времени

  7. Изучение характера влияния военной техники, современных видов оружия, условий прохождения службы на личный состав, разработкой гигиенических мероприятий, устраняющих возможное вредное влияние на организм человека. Психологическая подготовка военнослужащих.

  8. Гигиенический контроль за передвижением войск.

  9. Медицинский контроль за физической подготовкой и спортом.

  10. Воспитание у личного состава гигиенических навыков.
Выделение военной гигиены и специальное ее назначение обусловлено несколькими причинами:

1. Особенность контингентов, с которыми приходится иметь дело, что в свою очередь связано с постоянным пополнением частей лицами призывного возраста, находящимися в периоде роста и незаконченного развития организма.

2. В военной обстановке личный состав может оказаться в часто меняющихся и очень тяжелых условиях внешней среды, сочетающихся с необходимостью ведения боя.

3. для особых потребностей и задач личного состава воинских частей необходимы особые нормативные данные, разработки которых должна отвечать общим направлениям науки и учета особенностей контингента, для которых они предназначаю.

Военная гигиена является одной из старейших медицинских дисциплин.

Выделяют три периода:

1. эмпирический;

2. научно-экспериментальный;

3. современный.

1. Первые сведения, касающиеся оздоровительных мероприятий в войсках, относятся к глубокой древности. Элементарные понятия о значении профилактики были известны персам и грекам задолго до нашей эры. На относительно высоком уровне развития находилось санитарное дело в войсках древнего Рима. В сочинениях того времени можно встретить описание санитарных мероприятий в римских легионах: очистка и оздоровление лагерных стоянок, снабжение солдат доброкачественной водой, меры предупреждения заразных болезней. После падения Римской империи гигиеническим основам военного дела долгое время не уделялось должного внимания. Лишь в середине XVII века в связи с изменениями военной доктрины и появлением огнестрельного оружия началось возрождение этого направления медицины. В 1681 г. была сделана попытка, определить гигиенические задачи военных медиков в сочинении Р.Фора «Войсковая медицина». По утверждению автора этого сочинения, военный медик должен быть, прежде всего, гигиенистом, обязанным указывать своему командиру на санитарные недочеты, угрожающие здоровью солдат, и рекомендовать мероприятия для устранения этих недочетов,

В эпоху Отечественной войны 1812 года русские врачи отчетливо представляли себе значение гигиенических мероприятий в войсках, знали о причинах таких массовых заболеваний военного времени, как цинга, и умели с ними бороться. Одним из основоположников военной гигиены как самостоятельной дисциплины был профессор Московского университета М.Я. Мудров. В «Слове о пользе и предметах военной гигиены как науке сохранять здоровье военнослужащих», Мудров указывал, что «полковых лекарей и дивизионных докторов должность есть не столько лечить, сколько предупреждать болезни, а тем более учить солдат беречь свое здоровье».

Ко второй половине 19 столетия в русской армии уже определились обязанности русских военных врачей по охране здоровья военнослужащих, В задачи военных врачей входили наблюдение за питанием рядового состава , санитарный надзор за размещением войск в казармах и лагерях, регулярные телесные осмотры. При этом особое внимание обращалось на то, «соблюдают ли нижние чины опрятность, часто ли переменяют белье, ходят ли в баню и купаются ли».

2. Достижения экспериментальной гигиены, основанные на трудах Макса Петтенкофера, А.П. Доброславина и Ф.Ф.Эрисмана, подвели научную базу под санитарно-гигиенические мероприятия, проводимые в войсках. Разработка лабораторных методов гигиенических исследований вооружили военных врачей в их борьбе за здоровые условия труда и быта военнослужащих в мирное и военное время. Успехи экспериментальной гигиены позволили научно обосновать казарменного и лагерного строительства, вентиляции войсковых необоронительных построек и оборонительных сооружений; хорошо регламентировать нормы и режим питания войск в мирное и военное время; установить требования к качеству воды для питья и приготовления пищи.

Санитарный опыт Крымской войны (1853-1856гг) способствовал развитию военной гигиены в европейских странах. Гигиенические исследования в основном развивались в направлении выявления причин высокой заболеваемости в войсках с целью разработки научно обоснованных мероприятий по охране здоровья военнослужащих и предупреждения заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной природы.

В уставах и наставлениях европейских армий и в законоположениях по медицинской части русской армии все больше внимания уделяется организации санитарно-гигиенических мероприятий в войсках. В сферу влияния медицинских работников вовлекаются все стороны военного быта: размещение в казармах, бараках, землянках и палатках; обеспечение водой, приготовление и раздача пищи, подгонка обмундирования и обуви.

В русско-японскую войну (1904-1905 гг.) в помощь войсковым врачам впервые в истории войн были организованы лаборатории, дезинфекционные, летучие санитарные отряды и врачи для поручений. Врачи-гигиенисты и санитарные отряды располагали походными лабораториями. Согласно инструкции , объявленной приказом Главнокомандующего в 1904г., врачи санитарных отрядов свободно допускались во все части и учреждения армии «для исследования как санитарно-гигиенических условий их быта, так и размеров и характера заболеваемости». В сферу наблюдений и деятельности санитарных отрядов входило: почва и ее загрязнение, водоснабжение войск, включая лабораторный анализ воды, заболеваемость местного населения, система удаления и обеззараживания нечистот, порядок убоя скота, санитарный надзор за приготовлением и раздаче пищи, наблюдение за хлебопечением, контроль за личной чистотой и организацией банного дела, оздоровление мест боя после больших сражений.

Мощный толчок развитию военной гигиены дала первая мировая война 1914-1918 годов. Огромные масштабы войны, вызвавшей мобилизацию многомиллионной армии, потребовали от санитарной службы четкой организации оздоровительных мероприятий. Для организации санитарных мероприятий в войсках действующей армии потребовалось развернуть большое число стационарных учреждений сформированных Военным ведомством, обществом Красного Креста. Союзом городов и Всероссийским земским союзом.

В годы гражданской войны советские гигиенисты принимали деятельное участие в осуществлении оздоровительных мероприятий на фронте. Основное внимание в это время уделялось борьбе с заразными болезными: сыпным и возвратным тифом, кишечными инфекциями.

При участии гигиенистов были впервые разработаны нормы питания войск для частей фронта и тыла. Серьезное внимание уделялось очистке и обеззараживанию воды. На некоторых участках фронта возникла необходимость борьбы с цингой.

Отсутствие табельных санитарно-гигиенических средств нередко вынуждало военных врачей импровизировать различные установки (фильтры и приспособления для обеззараживания воды, дезинсекционные камеры).

По окончании гражданской войны работники военно-санитарной службы переключились на работу по изучению и оздоровлению условий труда и быта военнослужащих. С этой целью проводились обследования казарм и лагерей, изучалось питание войск , решались задачи водоснабжения и санитарной очистки военных городков. Особое внимание уделялось гигиенической рационализации учебной подготовки войск на основе Физиолого-гигиенической оценки режима труда и отдыха в различных родах войск.

Видную роль в научно-обоснованном решении многочисленных задач, стоявших в эти годы перед военно-санитарной службой, сыграли Военно-медицинская академия, Центральная психофизиологическая лаборатория (позднее Научно-исследовательский санитарный институт РККА) и окружные лаборатории.

В основу гигиенического обеспечения Красной Армии было положено экспериментальное изучение и санитарное обследование условий труда и быта в пехотных и кавалерийских, артиллерийских и инженерно-технических частях, в военно-воздушных силах и бронетанковых войсках. В результате многочисленных исследований и обследований, выполненных кафедрой ВМА, НИИСИ Красной Армии и окружными лабораториями, а также военными врачами, были разработаны гигиенические нормативы и основы санитарно-гигиенического обеспечения войск при расположении на месте и в полевой обстановке. В это же время вышли в свет «Военно-санитарный справочник для врачей» и первые учебники по военной гигиене (Н.А. Иванова и Ф.Г. Кроткова).

В отличие от первой мировой войны к началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала наставлениями по всем разделам профилактической работы военного врача. Военные медики были значительно лучше подготовлены в гигиеническом отношении, чем военные врачи в первую мировую войну. На втором году Великой Отечественной войны были введены должности фронтовых и армейских санитарных инспекторов-гигиенистов. Их ведению подлежали вопросы питания и водоснабжения войск, размещения военнослужащих в полевой обстановке и, в частности, в оборонительных сооружениях, профилактика отморожении и личная гигиена солдата. Особое место занимали вопросы гигиенического обеспечения в бронетанковых войсках и военно-воздушных силах. В периоды активных боевых действий армейские и фронтовые гигиенисты руководили мероприятиями по санитарной очистке освобожденных от противника населенных пунктов и восстановлению водоснабжения. Никогда в прошлом научные работники-гигиенисты не привлекались столь широко к обсуждению и решению военно-гигиенических вопросов, как в годы Великой Отечественной войны.

3. Новый период в развитии военной гигиены начинается после окончания Великой Отечественной войны. Этот период характеризуется и определяется влиянием физиологического учения К.П.Павлова на развитие гигиенической мысли в нашей стране. Физиологическое направление в гигиене отличает российскую военную гигиену от зарубежной, где на первое место выдвигаются вопросы санитарно-технического порядка.

Первая мировая война вызвала к жизни и обусловила быстрое развитие авиационной медицины и гигиены специальных родов войск. Конец второй мировой войны ознаменовался появлением и быстрым развитием новой гигиенической дисциплины – радиационной гигиены. Это объясняется тем обстоятельством , что применение ядерного оружия связано с радиоактивным заражением внешней среды, а последняя является объектом внимания и изучения гигиенистов.

Большой вклад в развитие военной гигиены внес заслуженный деятель науки РФ профессор Н.Ф.Кошелев (1915-1996 г.г.). Им непосредственно и под его руководством разрабатывались вопросы гигиены питания, водоснабжения войск, другие важные направления гигиенической науки.