Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не является исключением.
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.

Данный классный час рассчитан на обучающихся 5 классов.

Цель: воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

  • Образовательные:
    • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
    • выявить основные черты толерантности;
    • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
    • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Развивающие:
    • формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
    • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
    • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, памятки.

Ход классного часа

Учитель: (слайд 1) Здравствуйте ребята! Мы приветствуем гостей нашего мероприятия! Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале, я хотела бы рассказать вам одну легенду:

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей – то молодой голос: (слайд 3)

Как хорошо, что все мы здесь разные! А то жить было бы так скучно!

Учитель: Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. Именно эти слова и относятся к понятию - толерантность. (Слайд 4)

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие – все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Они разрушительны для личности. Но мы сегодня с вам попробуем не разрушить, а построить. Построить отношения с теми, кто не похож на нас.

Упражнение «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы узнали где ваша группа?
  • Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?
  • Как ты себя чувствовал?

Обращаясь к ребятам:

  • Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
  • Вам знакомо выражение белая ворона?
  • Что оно обозначает?
  • Легко ли быть белой вороной, человеком непохожим на других?
  • Хотели ли вы быть на месте вороны?
  • Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

Упражнение "Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько "вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Упражнение «Чем мы похожи?»

Инструкция: обучающиеся обращаясь к соседу по парте говорят, например: «Света мы не похожи с тобой, потому что у нас разный цвет волос, и похожи тем, что мы сидим за одной партой» и т.д. по очереди до последнего ученика.

Учитель: Ежегодно 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Учитель: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости.

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Упражнение. "Основные черты толерантной и интолерантной личности”

Командам выдаются конверты с заданием.

Перед вами два дерева одно представляет собой дерево толерантности, второе – интолерантности. Из этих конвертов одной команде необходимо выбрать черты соответствующие толерантной личности, а друго – интолерантной, т.е противоположной толерантной.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.

Конверт 2: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.

Учитель: Ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?

Сейчас я каждому раздам по ладошке. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги и он вывешивается в классе.) То, что написано на пальцах вы сможете прочитать чуть позже, а сейчас я хочу прочитать то, что вы считаете важным.

Учитель: Итак, как же вы поняли, что означает быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Учитель: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (слайд 13)

  • Толерантность – это прощение.
  • Толерантность – это сострадание.
  • Толерантность – это уважение прав других.
  • Толерантность – это сотрудничество.
  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
  • Толерантность – это дружба.
  • Толерантность – это гармония в многообразии.
  • Толерантность – мир и согласие.
  • Толерантность – милосердие.

И чтобы вы не забывали, что значит быть толерантным я хочу подарить вам цветок толерантности.

Рефлексия: (слайд 14) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.)

Спасибо вам за участие, до свидания! (слайд 16).

Толерантность в нынешнее время - это очень перспективное и, что немаловажно, современное понятие. Хотя тот же буддизм еще много лет назад ввел этот принцип в свое учение, в нынешнее время оно оторвалось от религиозного контекста. сейчас считается разумным.

И действительно, человек порой много теряет, если не принимает чужую точку зрения. В качестве понимания этого существует праздник, отмечаемый проводимый в это время, должен рассказать подробно о том, что подается в этой статье. Ведь именно толерантность лежит в основе любого взаимопонимания. В данной статье будут рассмотрены рекомендации на тему того, как составлять классный час на эту тему.

Что такое толерантность?

Толерантность - это принятие чужой точки зрения. Важно понимать, что это не означает необходимости жить так, как другой человек. Вообще, данное определение достаточно упрощенное. В переводе данное Что же можно терпеть?

  1. Мнение другого человека.
  2. Образ его жизни.
  3. Стиль воспитания.
  4. Негативные черты личности.

И много чего еще. Как видим, толерантность - это действительно признак здоровой личности. И классный час на тему "Толерантность" должен агитировать детей за то, насколько это хорошо.

Признаки толерантности

Толерантность - это явление, которое имеет определенные свойства, по наличию которых можно определить ее наличие и то, не перешагивает ли планку данный показатель. Вот эти признаки:

  • безоценочное отношение или такое, которое не сказывается на отношениях с другим человеком;
  • стремление понять мотивы другого человека вместо анализа поведения сквозь свои;
  • высокий уровень эмпатии по отношению к собеседнику;
  • умение отстаивать свои личные границы и не наступать на чужие.

Это основные признаки, по которым можно определить, что человек толерантный к другим людям. И когда вы будете проводить классный час на тему "Толерантность", вам нужно разъяснить детям не только, каким должен быть человек, чтобы его считали толерантным, но и чем отличается принятие мнения другого человека от согласия с ним.

Отличие толерантности от отсутствия личной позиции

Дети принимают чужие мнения. Более того, они это делают даже в тех случаях, когда они несовместимы. У них нет собственной позиции и отношения к жизни. Именно поэтому они соглашаются с тем, что делают взрослые. В отличие от детей, зрелые люди имеют собственную систему оценок поведения других людей. Толерантность не подразумевает одобрение.

Человек может и плохо относиться к тому, что другой делает. Но при этом он не заставляет других поступать так, как он считает правильным. Это ему попросту не нужно. Он понимает, что другие люди вольны поступать так, как считают нужными.

Итак, давайте набросаем тезисно, какие отличия толерантности от согласия с мнением другого.

  1. Контроль своих и чужих границ.
  2. Ищутся компромиссы вместо войны за психологическое пространство.
  3. Человек старается посмотреть и на свою точку зрения под другим углом.
  4. Возможно даже построение общего мнения, которое будет более качественным, чем индивидуальные.

Теперь вы знаете, что детям при проведении такого мероприятия, как классный час на тему "Толерантность" нужно говорить, чтобы они не путали понятия и развивались в правильном направлении.

Виды толерантности

Также важно рассказать более старшим детям и о видах толерантности. Насколько данная информация будет подробна, зависит от возраста. Вот, какие виды толерантности могут быть высветлены в классный час "Толерантность":

  • 2 класс - половая терпимость, расовая, национальная, религиозная, межклассовая;
  • 7 класс - добавляем политическую;
  • 10 класс - добавляем сексуально-ориентационную толерантность.

Очень важно акцентировать свое внимание на том, что человек может иметь свое мнение и не одобрять какие-то действия. Но при нельзя.

Формы толерантности

Толерантность имеет множество форм. Классный час "Толерантность" 10 класс в себя должен включать данный пункт с тщательным описанием достоинств и недостатков каждой формы толерантности. Всего их выделяют четыре:

  • безразличие;
  • равноправие мнений, но их одобрение проявляется не всегда;
  • снисхождение к слабости другого человека, имеющее определенное количество презрения;
  • расширение опыта.

Каждая форма толерантности хороша в своих случаях. Это важно понимать. Все зависит от того, с каким человеком имеется дело. В принципе, в данный материал также можно, когда вы проводите классный час "Толерантность", 7 класс. В 13-14 лет подростки уже достаточно неплохо усваивают абстрактный материал. При этом не забывайте, что по базовым законам дидактики должно быть как можно больше наглядного материала.

Почему толерантность - это хорошо?

Толерантность является прекрасным качеством личности. Не просто так был введен в классный час на эту тему. Давайте более подробно разберемся в тех преимуществах, которые имеет толерантность.

  • Она позволяет быстро адаптироваться к новым условиям.
  • Благодаря толерантности проще устанавливать контакты с людьми.
  • Эффективный бизнес.
  • Влияние на людей.

И много чего еще положительного приносит человеку толерантность. Именно поэтому нужно в день толерантности классный час проводить. Эта информация должна быть в игровой или серьезной, обязательно наглядной форме быть подана детям. Именно показ многочисленных преимуществ толерантности позволит выполнить основую задачу - обеспечить толерантность в школе. Классный час должен быть эффективным.

Как развить толерантность

Развитие толерантности - вопрос нелегкий. Особенно это касается детей. Как можно это сделать? Разработка классного часа "Толерантность" обязательно должна быть направлена на тренировку этого мировоззрения у детей. Впрочем, все зависит от возраста.

Усложняет ситуацию то, что для развития любого психологического качества одного классного часа будет недостаточно. Поэтому учитель должен направлять детей в нужное русло все время обучения, в течение 11 классов. Но поскольку каждый ребенок индивидуален, то нужен отдельный подход. А это всегда сопряжено с трудностями. Поэтому инструкции по развитию толерантности могут использоваться только в полноценно. Или хотя бы в 9 классе.

Как воспитать толерантность в детях?

Но какими же должны быть инструкции по развитию толерантности? Вообще, жизнь полна уникальных случаев. Поэтому все под шаблон не может быть подогнано. Тем не менее универсальные советы есть в любом случае. Итак, вот они.

  1. Выработайте привычку.
  2. Поставьте себе правило: хоть раз в день принять право на существование чужой точки зрения.
  3. Не давайте другим людям доказать вам что-то, но при этом не старайтесь никого переубедить.
  4. Уважайте как свои личные границы, так и чужие.
  5. Ищите компромисы.

Вот пять советов, которые помогут стать более толерантными по отношению к другим людям.

Как проводить классный час на эту тему в разных классах?

Итак, какие особенности должен иметь проводимый в день толерантности классный час? Каждому ребенку нужно по-своему объяснять. Чтобы не было такого: родители сказали ребенку, что чего-то нельзя, а последний обвинил их в нетолерантности. Это принципиально неправильная позиция. Итак, какие особенности проведения в разных классах подобных занятий?

  • Младшие классы. Дети здесь еще маленькие. Поэтому не нужно им рассказывать во всех подробностях о дискриминации. Незачем травмировать нежную психику. Более того, им может захотеться повторить все то, что им расскажут, в силу своей детской наивности. Поэтому о толерантности здесь нужно рассказывать достаточно обобщенно.
  • Средние и старшие классы. Здесь уже можно посвящать детей и подростков в подробности. Только это не нужно слишком сильно делать и рассказывать в максимальных подробностях, как происходит дискриминация. Они это все равно смогут почерпнуть из интернета.

Структура классного часа

В этой статье было вкратце рассказано, что такое толерантность. Теперь следует уделить внимание структуре классного часа. В принципе, вы можете самостоятельно подобрать тот вариант, который вам нравится. Тем не менее изложение должно проводиться по четко заданной структуре. Вот приблизительный варинант того, что должно быть.

  • Вступление. Здесь нужно рассказать о том, что такое толерантность.
  • История. В данном пункте нужно объяснить детям и подросткам, почему толерантность - это современно. Для учеников более старших классов можно сделать небольшой экскурс в прошлое, наполненный деталями. Можно также подобрать фотографии документального характера.
  • Что значит быть толерантным? Данный пункт включает в себя признаки, которые описывались в этой статье.
  • "Толерантность - это..." В данном разделе подаются формы толерантности, то есть то, какие у нее разновидности по способу проявления бывают.
  • Виды толерантности.
  • Преимущества толерантности. Данный пункт должен агитировать детей и подростков за терпимый образ жизни.
  • Как развить толерантность. Это советы для учеников средних и старших классов, которые также приводились здесь.
  • Выводы. Вы можете сделать их как итог всему, что рассказывалось.

Итак, мы разобрались в том, как желательно проводить классный час на тему "Толерантность". А далее можете решить только вы. План, приведенный в данной статье, касается учеников в целом. Вам же нужно его адаптировать под вашу аудиторию. Эта задача очень сложная. Но почему бы не попробовать вам это сделать. Как понять, что классный час был проведен хорошо?

Поскольку невозможно проверить изменения в личности школьников, то об эффективности данного мероприятия можно судить по количеству заинтересованных лиц. Нужно из этого выступления сделать не банальную скучную лекцию, а что-то захватывающее. Тогда задача агитации за толерантный образ жизни с большей вероятностью будет выполнена.

Цели классного часа:

1) образовательные:
а) актуализировать ранее изученный материал по русскому языку и литературе;
б) изучить новый термин «толерантность», определить его лексическое значение;

2) развивающие:

а) закрепить навыки использования толкового словаря;

б) сформировать чёткое определение толерантности как термина;

3) воспитательные:

а) воспитание культуры умственного труда на основе использования таких мыслительных операций:

Группировка;

б) развитие личностных качеств:

Развитие толерантности, уважительного отношения к другим культурам, языкам, верованиям, убеждениям, мнениям.

Оборудование:

План классного часа:

I. Постановка целей и задач классного часа.

II. Беседа. Анализ высказываний Л.Н. Толстого и В. Франкла.

III. Игра «Наши плюсы и минусы».

IV. Игра «А я думаю так!»

V. Словарная работа.

VI. Работа над термином «толерантность».

VII. Беседа. «Древо толерантности».

VIII. Подведение итогов.

I. Постановка целей и задач классного часа.

1. Вводное слово учителя.
В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Можно с уверенность сказать, что наше общество представляет собой оплот эгоизма. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то. Но как говорил М.Горький: «Есть пороки в моём Отечестве, но и пророки есть!»
Цель нашего сегодняшнего классного часа - показать, что, не смотря на огромные различия, имеющиеся у людей, каждый из нас может стать примером для подражания на основе доброго отношения друг к другу, взаимопонимания и толерантности.
Также мы познакомимся, возможно, с новым для вас словом - «толерантность». Что такое толерантность? Что значит быть толерантным? Возможно ли быть толерантным в современном обществе? Вот основные вопросы, на которые нам предстоит ответить.
Английский писатель О. Уайльд как-то сказал, что наши души прикоснулись друг к другу на то мгновение, когда пересеклись наши жизни. Таким образом, в повседневности мы пересекаемся многократно: в школе, на улице, в магазине, - но в этот момент пересекается не только наше физическое тело, но и душа.
Итак, тема сегодняшнего классного часа «Быть современным - быть толерантным!»
У каждого из вас будет свой индивидуальны лист для работы, вы можете подписать его, а можете и не подписывать. Единственное пожелание - очень хотелось бы, чтобы к конку классного часа лист работы был бы заполнен вами максимально.

II. Беседа. Анализ высказываний Л.Н. Толстого и В. Франкла.

1. Анализ высказывания Л.Н. Толстого
Ребята, прочитайте высказывание Л.Н. Толстого.

Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л.Н.Толстой
Почему писатель сравнивает человека с алмазом?
Как вы считает, что значит «самоочищение»?
О каком «вечном свете» говорит автор?
Какова основная цель человека, по мнению писателя?
Какой вывод вы можете сделать? (Предназначение человека - служить другим. Это и есть, по мнению автора, бессмертие).

2. Анализ высказывания В. Франкла.
Сейчас прочитайте высказывание Виктора Франкла.

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.
В. Франкл
Как вы считаете, что значит быть «идеальным»?
Каким вы видите свой идеал человека?
А можно ли быть идеальным?
Какова основная идея высказывания В. Франкла? (Каждый человек - индивидуальная личность. Нет абсолютно одинаковых, и это невозможно).
Согласны ли вы с высказыванием В. Франкла?
Тогда у нас первое высказывание противоречит второму? Как вы думаете? (Нет, высказывания не противоречат друг другу. У каждого есть идеал, к которому он будет стремиться, которому он будет подражать. Но всё равно человек останется индивидуальностью, потому что скопировать абсолютно всё невозможно).

3. Актуализация знаний.
Ребята, а что вы знаете о Л.Н. Толстом?
Возможно, вы впервые слышите о Викторе Франкле.
СПРАВКА: Ви́ктор Эми́ль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. После Второй мировой войны люто возненавидел фашизм, но продолжал верить, что человеку нужно внушать всё самое чистое и светлое, так оно содержится в нём. Чем чаще мы будем говорить о добре, тем чище будет наше общество, считал В. Франкл.

III. Игра «Наши плюсы и минусы».

1. Введение в деятельность.
Таким образом, в каждом из нас есть что-то положительное и что-то отрицательное. Но чтобы стать тем самым алмазом - для начала нужно признать в себе и те, и другие качества.
Вашему вниманию я предлагаю игру «Наши плюсы и минусы». Перед вами фигура забавного человека, у которого пока ещё нет никаких качеств. Ваша цель - наделить его всем хорошим и плохим, что есть у вас. В одну колонку выписать ваши положительные качества, в другую - отрицательные.

2. Вывод.
Учитель с учениками составляет портрет класса на основе данных учащихся. Каждый по очереди называет одно положительное и одно отрицательное качество. Всё это выписывается на доску.
В конце задания делается вывод о том, что у каждого, сидящего в классе, есть положительные и отрицательные черты. Отметить то, что преобладает (возможно отдельные моменты будут повторятся, сделать на этом акцент).

IV. Игра «А я думаю так!»

1. Введение в деятельность.
Ни для кого не секрет, что наше восприятие окружающего мира формируется за счёт каких-то общепринятых правил, за счёт того, что актуально на данный момент для общества, и для каждого из нас. Те или иные черты характера зачастую реализуются в наших интересах.
Я предлагаю вам следующую игру «А я считаю так!» Напротив каждого высказывания вам необходимо поставить «+», если вы согласны с ним; «-», если не согласны.

2. Вывод.
Два ученика во время проверки выполняют задание у доски, остальные сверяют, в то же время делают выводы, с кем из класса у них есть общие интересы.
Делаются выводы о том, что у нас не только разнообразный набор качественных характеристик, но и порой абсолютно противоположные интересы и разные убеждения.

V. Словарная работа.

1. Введение в деятельность.
Порой наши интересы сталкиваются. Мы не соглашаемся с другими, навязываем свою точку зрения. Как вы считает, к чему приводит всё это?

2. Деятельность.

А что такое конфликт?
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Конфликт - столкновение, разногласие, спор).
Ввести определения «внутреннего конфликта» и «внешнего конфликта»
Как вы думаете, можно избежать конфликта? Что нужно для этого делать?
Что значит «понимать других»?
Что такое понимание?
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Понимание - способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь).

VI. Работа над термином «толерантность».

1. Определение лексического значения.
Относительно недавно появилось новое слово «Толерантность».
Толерантность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Необходимо проанализировать каждый из пунктов. Что значит «терпимость» к другому образу жизни, верованиям, обычаям, идеям, мнениям?

2. Как появилось слово «толерантность»?
СПРАВКА: Шарль Морис де Талейран Перигор. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, способный учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, и при этом сохранять свои собственные принципы.

3. Притча.
Разгадка сна.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Мой повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив, сообщить тебе, мой повелитель, радостную весть - ты переживешь всех своих родных.
Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя за его предсказание.
Придворные были удивлены.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Да, мы одинаково истолковали сон.
Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Какова основная идея притчи?
Согласны ли вы с ней?

VII. Беседа. «Древо толерантности».

1. Введение в деятельность.
После всего, что было сказано, мне хотелось бы теперь проверить вас, как вы поняли, что такое «толерантность»?
Для этого я предлагаю вам облагородить наше дерево. На листочках вам необходимо написать ответ на вопрос «Что такое толерантность»?

2. Вывод.
Каждый из учащихся озвучивает свой ответ. Учитель расклеивает листочки.

3. Ролик «Free hugs».
Ребята, вам когда-нибудь делали что-то доброе просто так, не за деньги?
Вашему вниманию я хочу предложить небольшой ролик, в котором герои просто так, абсолютно бесплатно раздают объятия - следовательно, хорошее настроение, частичку своего тепла.

VIII. Подведение итогов.
Таким образом, сейчас, как вы можете ответить на вопрос «Что такое толерантность?»
Что значит быть толерантным?

Ребята, я уверен, последний ролик как раз и показал ту идею, что быть толерантным - значит быть современным!
Мне хотелось бы верить в то, что вы будете (словно в этом ролике) постоянно дарить окружающим только самые тёплые чувства, не смотря на то, что мы все такие разные. Мы разные, но в этом наша сила.
Огромное спасибо всем за активное участие!

Литература
1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2005.
3. http://podstil.ru/b-1856782.xhtml
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. http://1september.ru/

Михайлова Марина Александровна,
Секлецова Елена Алексеевна,
учителя начальных классов,
МОУ СОШ № 5, г. Чернушка, Пермская обл.

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:
Образовательная:

  1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
  2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему.

Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

(читаю притчу)

Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Физкультминутка.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

Другая ситуация.

  • Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

Как вы поступите в этой ситуации?

5. Обобщающая беседа.

Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Дети: знание и соблюдение заповедей.

6. Итог «В добрый путь».

Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
    • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
    • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
    • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
    • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.