"Месть Королевы Анны"

Тайны и сокровища пиратских кораблей, погребенных в морских пучинах, все еще привлекают искателей приключений, готовых посвятить свою жизнь их поиску.

В 1996 году экспедиция исследователей обнаружила лапу якоря корабля известного пирата начала XVIII века: «Месть Королевы Анны», Эдварда Тича псевдоним Блэкберд («Черная борода»).

Судьба корабля

олее чем два с половиной века назад флагманский пиратский корабль «Месть Королевы Анны» затонул вблизи берегов Северной Каролины. Блэкберд, капитан корабля, покинул его вместе со своей командой в июне 1718 года, когда судно село на мель.

А 22 ноября 1996 года, ровно в годовщину смерти Блэкберда, водолазы из исследовательской группы Интерсол обнаружили лапу якоря, торчавшую из песка на морском дне вблизи берегов Бьюфорта (Северная Каролина).

Они продолжили поиски и нашли еще несколько пушек. С тех пор экспедиция не раз возвращалась к этому месту и отыскала сотни других предметов, включая пушки, колокол и оружие. Осенью 1997 года исследователям удалось обнаружить часть корабельного остова.

Многое указывает на то, что экспедиция нашла именно корабль «Месть Королевы Анны».

«Демон морей»

Ранних годах жизни Блэкберда известно лишь то, что он родился в Англии, вероятно, в 90-х годах XVII века в Бристоле или Лондоне.

Его настоящее имя — Эдвард Тич, хотя в некоторых первоисточниках он называется Эдвардом Тэтчем.

Бесспорно лишь то, что став пиратом, он взял себе псевдоним Блэкберд («Черная борода»).

Он действительно носил длинную черную бороду, в которую вплетал черные ленты.

Когда его команда приступала к абордажу, Блэкберд невозмутимо курил и пропускал струйки дыма через бороду: создавая демонический образ «морского дьявола», он надеялся, что капитаны кораблей будут сдаваться ему без боя.

Вероятно, как и многие пираты, начинал он капером. В 1713 году поселился у моря и вскоре присоединился к команде пиратов Бэна Хорниголда.

После того, как в 1717 году Хорниголд получил амнистию и бросил пиратство, Блэкберд взял под свое командование его флагманский корабль — бывшее французское судно, перевозившее рабов и известное под названием «Конкорд».

Блэкберд дополнительно вооружил его пушками и переименовал в «Месть Королевы Анны».

Вместе со своей командой в триста человек следующие несколько лет он пиратствовал в Карибском море и у восточных берегов Америки, ограбив в общей сложности 40 кораблей.

Блэкберд был самым известным пиратом, хозяйничавшим вдоль берегов Северной Каролины в начале XVIII века.

Насколько он был свиреп, можно судить по легендам. Так, согласно одной из них, он заставил своего пленника съесть собственные уши, а по другой — пленнику, не желавшему отдать свое кольцо, отрубил палец.

После того, как Блэкберд потерял «Месть Королевы Анны», его корабли продолжали разбойничать на протяжении всего лета и осени 1718 года. Известно, что в сентябре того же года он с командой организовал грандиозную пирушку, собравшую множество пиратов.

Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения губернатора колонии Вирджинии Александра Спотсвуда, который решил послать два шлюпа под командованием лейтенанта Королевских морских сил Роберта Мейнарда, чтобы, наконец, расправиться с Блэкбердом.

21 ноября около бухты Окрэкок корабли лейтенанта Мейнарда настигли пиратский флот, и на следующий день началась битва. Блэкберд первым нанес пушечный удар, от которого погибли несколько человек с британского судна. Но Мейнард был достойным противником.

Он перехитрил Блэкберда, заставив его поверить, что большая часть английской команды убита, в то время как моряки надежно спрятались. Когда Блэкберд стал брать корабль на абордаж, он наткнулся на засаду. Источники сообщают: между Блэкбердом и Мейнардом завязалась страшная схватка, во время которой лейтенант ранил пирата из пистолета и проколол шпагой.

Но тот не сдавался до тех пор, пока один из членов английской команды не кинулся на него с ножом и не перерезал ему горло. Мейнард отсек голову Блэкберда и водрузил ее на нос своего корабля, отправившись в обратный победный путь. Заслуженная смерть наконец-то нашла свирепого «демона морей».

«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.


«Месть королевы Анны» (Queen Anne"s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.


«Королевская удача» (Royal Fortune) принадлежала Бартоломью Робертсу, знаменитому валлийскому корсару, с гибелью которого окончился золотой век пиратства. Бартоломью за свою карьеру сменил несколько кораблей, но 42-пушечный трёхмачтовый линейный корабль был его фаворитом. На нём он и принял свою смерть в бою с британским военным кораблём «Ласточка» в 1722 году.


«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.


«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.


«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.


«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.

Крупные и крохотные, мощные и манёвренные — все эти суда, как правило, строились совсем для других целей, но рано или поздно оказывались в руках корсаров. Некоторые окончили свою «карьеру» в бою, другие перепродавались, третьи тонули в шторма, но все они так или иначе прославили своих владельцев.

Вокруг пиратских приключений всегда шли споры – что в них правда, а что вымысел. Многое вещи и до наших дней скрываются под пеленой тайны и неизвестности, однако есть и такие, которые историкам всё же удалось найти. К этим немногим уникальным вещам относится флагманский корабль Чёрной Бороды "Месть королевы Анны" (Queen Anne`s Revenge)!

Более чем два с половиной века назад, флагманский, пиратский корабль "Месть Королевы Анны" затонул вблизи берегов Северной Каролины. Эдвард Тич, капитан корабля, покинул его вместе со своей командой в июне 1718 года...
Но..., обо всем по порядку.

Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода был лихим капитаном морских разбойников. Когда его команда приступала к абордажу, капитан невозмутимо курил и пропускал струйки дыма через бороду: создавая демонический образ "морского дьявола", он надеялся, что капитаны кораблей, из страха, будут сдаваться ему без боя.

Но, капитан без корабля - это нонсенс. Что же можно сказать о легендарном, флагманском, корабле Чёрной Бороды, под названием "Месть Королевы Анны" ... А вот что: перед тем, как стать пиратским судном, этот корабль назывался "Конкорд".

Этот корабль был построен в 1710 году, и имел красивое название "Конкорд". Сперва на нем плавали испанцы, потом судно было куплено Францией, ну а последним хозяином, который сделал "Конкорд" настоящей легендой, стал великий и знаменитый пират Черная Борода (Эдвард Тич). Случилось это в 1717 году, "Конкорд" тогда плыл своим обычным маршрутом под командованием французских работорговцев (именно для этих целей корабль и служил), как ни с того ни с сего на горизонте появились два лёгких шлюпа под завязку набитых пиратами. Есть мнение, что французы могли бы легко разнести оба пиратских судна в пух и в прах, однако все уже были наслышаны о Черной Бороде и его расправах, поэтому моряки были сильно запуганы. По первому приказу пиратов команда "Конкорда" сложил оружие.

Эдвард Тич переименовал корабль в "Месть Королевы Анны". Это было трехмачтовое судно длиною 36 метров и шириною 8 метров. Водоизмещение составляло приблизительно 300 тонн, а а из артиллерии - корабль нес на своём борту 26 пушек. Тич его усовершенствовал, после чего судно стало нести аж целых 40 орудий! Команда на "Месть королевы Анны" была собрана из 150 отъявленных головорезов.

Вместе со своей командой, в следующие несколько лет он пиратствовал в Карибском море и у восточных берегов Америки, ограбив в общей сложности 40 кораблей. Насколько он был свиреп, можно судить по легендам. Так, согласно одной из них, он заставил своего пленника съесть собственные уши, а по другой - пленнику, не желавшему отдать свое кольцо, отрубил палец.

Признаться, для историков такое название корабля "Queen Anne"s Revenge" (Месть королевы Анны) звучит весьма загадочно. Кроме того, современники Тича свидетельствуют, что он частенько именовал себя "Мстителем испанских морей". За кого он мстил англичанам? За казненную королеву Анну, вторую жену короля Генриха VIII? И тем самым намекал, что он носитель старинной английской фамилии Болейн? Французский историк Жан Мерьен выдвинул предположение, что настоящее имя его было Эдвард Дэммонд. Возможно это так, возможно нет, пока это является очередным белым пятном в истории.

На "Мести королевы Анны" Тич отправился курсировать в окрестностях острова Сент-Винсент, где захватил большой английский торговый корабль, находившийся под командованием Кристофа Тейлора. Пираты сняли с этого корабля все, что могло им понадобиться, и, высадив экипаж на остров, подожгли корабль.

Дефо пишет, что через несколько дней Тич встретил сорокапушечный корабль "Скарборо", с которым он вступил в бой. Бой длился несколько часов и удача стала склонятся к Тичу. Вовремя сообразив, что в открытом бою они проиграют, капитан "Скарборо" решил воспользоваться быстроходностью своего корабля. Он прекратил бой и, подняв все паруса, повернул на Барбадос, к месту своей стоянки. Ощутимо уступая "Скарборо" в скорости, корабль Тича прекратил преследование и направился в сторону испанской Америки. К сожалению, ни в судовом журнале, ни в письмах Тич о столкновении со "Скарборо" ничего не сообщает, так что достоверность этой информации лежит целиком на совести Дефо.

В декабре-январе 1718 года, Эдвард Тич, пополнив экипаж (теперь на борту "Мести королевы Анны" было около трех сотен головорезов), Тич, курсируя у островов Сент Киттс и Краб, захватил несколько британских шлюпов. А в конце января прибыл в залив Окракок, к городу Бат (Северная Каролина). Хитрый капитан понимал, что этот городок (в то время его население было немногим более 8 тысяч человек) является великолепным убежищем для кораблей, идущих из Атлантики в залив Пимлико, а сражающиеся колонисты согласны были платить Тичу за пиратскую добычу больше, чем профессиональные скупщики на Багамах.

Вскоре, Черная Борода награбил столько, что под его началом было уже 4 корабля, естественно флагманом стала "Месть королевы Анны". Под его командованием было совершено более 35 разбойных нападений, из которых даже не все были на море. Последнее врем Тич активно начал "работать на суше", а немного позже даже совершил блокаду гавани Чарльстона (это был мая 1718 года). А уже в начале лета того же года судно село на мель по близи Северной Каролины. Есть мнение что Эдвард Тич поступил так осознанно, так как корабль стал слишком узнаваем...

После того, как Эдвард Тич потерял "Месть Королевы Анны", его корабли продолжали разбойничать на протяжении всего лета и осени 1718 года. Известно, что в сентябре того же года он с командой организовал грандиозную пирушку, собравшую множество пиратов.

Во время этой пирушки, так как все знали, что завтра будут атакованы вражескими шлюпами, кто-то спросил у капитана, знает ли его благоверная, где спрятаны его сокровища, потому как что всякое может сотвориться во время боя. Капитан ответил "Только я и морской дьявол знаем это местоположение и последний, кто останется в живых, заберет себе все". Позднее пираты из его отряда, которые были схвачены в результате боя, рассказывали историю, идеально невероятную: при выходе в море с целью заняться морским разбоем они отметили посреди экипажа необычного человека, тот, что в течение нескольких дней то прогуливался по палубе, то спускался в трюм, и никто не знал, откуда он появился; потом незнакомец исчез незадолго до того, как судно потерпел крушение. Пираты верили, что это был сам Дьявол.

В ноябре 1717 года Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода захватил французское работорговое судно у берегов Сен-Винсента и сделал его своим флагманом. Первоначально судно называлось (Concorde ) и представляло собой 14-пушечное французское торговое судно водоизмещением больше 200 тонн. Судно к этому времени успешно сделало три рейса к берегам Гвинеи.

Черная Борода назвал свой флагман (Queen Anne’s Revenge ), вероятно, как воспоминание о военной службе во времена правления королевы Анны. Тич отдал Пьеру Доссу, капитану Конкорда, свой шлюп и в придачу всех имеющихся у него невольников, с которыми он благополучно добрался до Мартиники.

Когда пираты захватили корабль, это было трехмачтовое судно с прямыми парусами. В соответствии с пиратской традицией, отталкиваясь от практических нужд, Тич переделал корабль. Он прорезал дополнительные пушечные порты и к 14 имевшимся пушкам, добавил еще 26. По-видимому, ему требовалась дополнительная орудийная платформа и в отличие от большинства пиратских кораблей, Тич не стал трогать квартердек, на который ему удалось втиснуть порядка 10 пушек. Наконец, Черная Борода срезал бак, таким образом, открывая пушки, стоявшие там. Видимо для создания дополнительной огневой мощи, пираты установили на юте вдоль планшира вертлюжные пушки, точное число которых неизвестно. Из археологических находок следует сделать вывод, что на каждом из бортов находилось, по меньшей мере, по четыре пушки. Имея на борту 40 пушек, Тич получил одни из сильнейших кораблей в американских водах, и он смог полностью использовать возможности своего корабля. Единственным пиратским кораблем, по размерам, превосходившим судно Тича, был корабль Королевская удача (Royal Fortune ) Бартоломью Робертса . Владельцы судов набирали на торговые суда слишком малочисленные экипажи, экономя на матросском жаловании и провизии. Например, на борту погибшего в 1700 году у побережья Флориды 180-тонного корабля Генриетта Мэри (Henrietta Marie ), занимавшегося перевозкой невольников, экипажем состоял всего из 20 человек, а его вооружение составляли восемь 3/4-фунтовых пушек. Как правило, пиратские суда имели подавляющее численное превосходство над любым торговым экипажем. Даже небольшой пиратский шлюп с экипажем 30 человек мог взять на абордаж большое торговое судно. А при встрече с кораблем типа , торговое судно не имело шансов на спасение. Большим пиратским флагманам требовался многочисленный экипаж. На Королевском флоте ее Величества в начале XVIII века 40 или 50-пушечный корабль 4-го ранга имел экипаж 250 человек. Расчет одной пушки состоял из 6/8 человек. Даже если учесть, что корабль одновременно вел огонь только с одного борта, то становится ясно, что в бою управляли кораблем лишь отдельные матросы. У пиратов это соотношение было примерно таким же, причем кроме канониров в составе команды были еще члены абордажного отряда. Капитан торгового судна, переживший нападение Черной Бороды в декабре 1718 года, в своем рапорте сообщал колониальным властям: Пиратский корабль представлял собой корабль французских работорговцев, его вооружение состоит из 36 пушек, экипаж корабля весьма многочисленный, по-видимому, сотни три. Нехватки в провианте пираты, по-видимому, не испытывают.

Вершин успеха Черная Борода достиг в мае 1718 года, когда сумел блокировать порт Чарльстон на побережье Южной Каролины. Местные жители сообщали: Эскадра под командованием самого Тича состояла из 40-пушечного корабля и трех шлюпов. Общая численность экипажей превышала 400 человек .

На следующий месяц, он повел к заливу Топсейл, в настоящее время здесь находится город Бьюфорт (Северная Каролина). Здесь его флагман сел на мель.

В 1997 году на месте крушения корабля начались археологические работы. Обломки находятся на глубине 7 метров. На данный момент ученые обнаружили остатки самого корабля, корабельную артиллерию (21 пушку) и судовые принадлежности. Обнаруженные пушки изготовлены в разных странах, хотя большинство составляют стволы английского производства. Археологическая группа надеется продолжить работы. Мушкетные пули, ядра и стрелковое оружие, обнаруженное на месте крушения, свидетельствуют о том, что корабль был исключительно хорошо вооружен. На месте крушения корабля обнаружен корабельный колокол, датируемый 1705 годом, свинцовый шприц и другие находки.

Последние археологические исследования позволяют нам уверенно утверждать о корабельной артиллерии. Большинство пушек с пиратских кораблей было британского производства, отлитых в Уилдоне, графство Суссекс. Среди пушек 5 были отлиты в других странах, прежде всего во Франции. Все неанглийские пушки были чугунными. Бронзовые пушки к тому времени встречались редко и стоили дорого. Надежность чугунных пушек заметно выросла во второй половине XVII века, поэтому бронзовые пушки стали выходить из употребления. Если на корабле и стояли бронзовые пушки, то их размещали в районе корабельного компаса, чтобы большие массы железа не нарушали работу прибора. Кроме пушек, арсеналы пиратских кораблей ломились от разнообразного стрелкового оружия, пороха и ручных гранат.

Образ корабля активно используется в современных фильмах о пиратской эпохе, например, в четвертой части Пиратов Карибского моря : На странных берегах .

Реконструкция корабля

1. Кормовой фонарь. 2. Флаг Черной Бороды. 3. Бизань-рея. 4. Рея. 5. Бизань-мачта. 6. Грот-мачта. 7. Палуба юта. 8. Квартердек. 9. Миньон (4 фунта). 10. Дополнительный орудийный порт. 11. Вертлюжная пушка (1 фунт). 12. 8-фунтовая пушка. 13. Сейкер (6 фунтов). 14. Палубные бимсы. 15. Шкафут. 16. Основной орудийный порт. 17. Срезанный бак. 18. Фок-мачта. 19. Шпринтовый марсел. 20. Бушприт. 21. Место носовой фигуры (потеряна в шторм еще до захвата корабля пиратами). 22. Кат-балка. 23. Нос. 24. Якорь (один из трех). 25. Бухта троса. 26. Кабестан. 27. Кубрик экипажа. 28. Люк кубрика. 29. Балласт (камни и запасные орудийные стволы). 30. Запасы воды. 31. Трюм (археологи нашли здесь следы золотого песка). 32. Рундук с боеприпасами. 33. Крюйт-камера. 34. Насос. 35. Трап. 36. Кабестан. 37. Хранилище рома и арсенал. 38. Склад сушеной провизии. 39. Каюта капитана. 40. Каюта Черной Бороды. 41. Кормовые окна. 42. Кормовая галерея.

Вокруг пиратской деятельности, которая широко развернулась в средние века, ходит множество легенд: что из них правда, а что вымысел - пусть разбираются историки. Но следует отметить, несмотря на то, что многие детали пиратской жизни до сих пор остаются в неизвестности, некоторые свидетельства деяний джентльменов удачи все же удалось найти. И одним из них является корабль легендарного пирата (Эдварда Тича), который назывался «Месть королевы Анны».

Начало истории великого флагмана

Флагманское судно было построено в далеком 1710 году. Первоначально оно называлось «Конкорд». И сперва его использовали испанцы. Однако в скором времени корабль купили французы, а последним его владельцем, который и подарил кораблю всемирную известность, был Эдвард Тич - жестокий пират, наводивший ужас на моряков одним только своим именем.

В 1717 году «Конкорд» следовал своим обычным маршрутом, перевозя экипаж французских работорговцев. Внезапно на горизонте появились два легких и быстроходных пиратских шлюпа, на борту которых зорко высматривали свою новую жертву пираты.

Существует мнение, что французы вполне были способны разнести в щепки хлипкие по сравнению с «Конкордом» суденышки джентльменов удачи. Но каждый из членов экипажа был наслышан о крутом нраве и непомерной жестокости Тича, поэтому никто не захотел лезть в бой с самым грозным пиратом того времени. По первому приказу Черной Бороды французские моряки сложили оружие, после чего судно было захвачено.

«Месть королевы Анны»

Флагман «Конкорд» был переименован в «Qeen Anne’s Revenge» сразу же после того, как Черная Борода присвоил его себе, поселив на судне свою команду отъявленных головорезов. Следует отметить, что корабль был просто огромным в сравнении с большинством судов, бороздивших в то время акватории мирового океана.

«Месть королевы Анны» имел три мачты, а длина его составляла целых 36 метров при 8-метровой ширине. Эдвард Тич вложил немало усилий в усовершенствование своего нового плавучего дома и разместил на его борту 40 артиллерийских орудий. Такая мощь была неслыханной даже для испанского военного флота, а вместительность корабля составляла 150 человек, которые служили в команде Черной Бороды.

На протяжении всего одного года после захвата «Конкорда» Тич на свежепереименнованном корабле захватил еще 4 судна. Под командованием Черной Бороды, который руководил своим эскортом с капитанского мостика «Мести королевы Анны», осуществил около 35 разбойничьих нападений, из которых на море были проведены далеко не все.

В последние годы жизни Тич активно «работал» и на суше, а в начале 1718 года даже провел блокаду Чарльстона. В начале лета корабль сел на мель неподалеку от Северной Каролины. Но существует мнение, что Черная Борода повел его на мелководье осознанно - к тому времени «Месть королевы Анны» был слишком узнаваем, чтобы совершать на нем внезапные набеги.

Затонувший флагман, на котором плавал легендарный пират, был обнаружен в начале 2012 года. И сегодня ведутся активные работы по подъему с морского дна его останков.