Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Здравствуйте! Я военнослужащий по контракту 201–й дивизии. Недавно меня осудили по ст.159 ч. 1 и вынесли штраф. Я желаю продолжать службу, но командование полка принимает меры для моего увольнения. Правомерны ли решение и действия командования???

Юрий Александрович Юрченко,
Тема вопроса: Увольнение с действительной службы
Населенный пункт: Душанбе


Уважаемый пользователь портала!
По существу вашего вопроса могу пояснить следующее. Всё зависит от командования, которое, скорее всего, подаст документы на увольнение и шансов на увольнение вас со службы много, ввиду того, что вы нарушили несколько норм закона, в связи с чем утратили доверие. Но вы в праве оспорить ваше увольнение и восстановиться на службе, если на то будут законные основания в судебном порядке. Рекомендуем ознакомиться со Статьей 51. "Основания увольнения с военной службы"
Закон "О воинской обязанности и военной службе"
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

А) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

Б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

В) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

Г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

Д) в связи с лишением его воинского звания;

Д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

Непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

Непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

Участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

Осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

Вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

Д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

Е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

Е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

Ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

З) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

И) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

К) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

Л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

М) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

А) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

В) в связи с невыполнением им условий контракта;

Г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

Д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

Е) как не выдержавший испытание;

Е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

Е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

Ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

З) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

И) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

А) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

Б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);

В) по семейным обстоятельствам:

В связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

В связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

В связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

В связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

В связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

Г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

Д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
5. Утратил силу.
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Общеправовые последств ия

Последствия общеправового характера касаются ограничений в различных областях права: избирательного, гражданского, административного, конституционного, трудового права. Обозначим лишь некоторые из них:

1. Осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание не могут быть избранными в представительные органы власти и управления.

2. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях.

3. Ограничение прав на приобретение и хранение оружия.

4. Ограничения в выезде за границу.

5. Ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории Российской Федерации.

6. Лица, имеющие судимость, не могут быть приняты на работу в некоторые предприятия, учреждения и организации, в том числе в государственные, прежде всего, «режимные», учебные и другие.

7. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, подлежат ограниченному призыву и могут проходить службу не во всех частях и родах войск.

Педофилу не быть папой

Согласно Трудовому кодексу РФ, лицам, имеющим судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, табу наложено на занятие педагогической деятельностью и трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Согласно Семейному кодексу РФ, такие граждане не могут быть опекунами (попечителями) детей и не имеют права на усыновление.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан, не могут быть назначены опекунами и попечителями.

Преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких

Преступления против жизни и здоровья: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, заражение ВИЧ- инфекцией.

Преступления против свободы, чести и достоинства личности: похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда.

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия.

Преступления против семьи и несовершеннолетних: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

Преступления против общественной безопасности: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества или участие в нем, угон воздушного, водного либо железнодорожного транспорта, массовые беспорядки, хулиганство, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, незаконное изготовление оружия и т. п. преступления вплоть до пиратства.

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: «наркотические» и «порнографические» статьи, как незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт, пересылка наркотиков и порнографии и т. д.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, организация экстремистского сообщества, разглашение государственной тайны, незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

Судимым не место в России

Граждане, имеющие судимость, не могут быть приняты на гражданскую службу, осуществлять адвокатскую деятельность, деятельность кадастрового инженера, арбитражного управляющего и быть членом временной администрации финансовой организации.

Граждане, имеющие судимость за умышленные преступления, не могут работать специалистами авиационного персонала и в службе авиационной безопасности.

Таким гражданам не выдается охотничий билет и лицензия на приобретение оружия, лицензия на осуществление частной детективной или частной охранной деятельности. Однако если человек был осужден за «легкое» преступление, после погашения судимости он может получить лицензию на хранение оружия для работы телохранителем или охранником.

Наличие судимости является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.


Сроки погашения судимости

Согласно УК РФ, судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять судимость до истечения срока погашения судимости.

В случаях, специально предусмотренных федеральными законами, осужденный за преступление гражданин, независимо от того снята или погашена у него судимость, навсегда лишается права быть принятым на службу в полицию, прокуратуру, стать судьей.

Приведенный перечень ограничений для «судимых» не является исчерпывающим. Следует отметить, что эти ограничения введены и действуют в соответствии с Конституцией РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства


Право на труд

Что касается других сфер деятельности (кроме вышеуказанных), то согласно УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, ограничений трудовой деятельности быть не может. Однако, на практике трудоустройство ранее судимых лиц - большая проблема. При приеме на работу на вопросы о судимости нужно отвечать уже при заполнении анкеты, эти же вопросы задают и при прохождении собеседования.

Государственные организации информацией о судимости интересуются при приеме на работу сотрудников любого уровня, особенно если соискатель желает устроиться в среднее и высшее звенья в финансовую сферу, а также на материально ответственные должности, на вакантные должности, связанные с информационными технологиями. Однако многое зависит от уровня и престижности вакантной должности. Если соискатель претендует на должность руководителя отдела в банке или компании, то информация о судимости будет проверена службой безопасности в обязательном порядке.

Но если судимость погашена или снята, то, заполняя анкету, ранее судимый соискатель может смело писать, что он не судим. Однако чтобы перестраховаться, лучше устраиваться в небольшие компании и на рядовые должности, как менеджер-консультант или продавец в отделе стройматериалов, когда судимость не имеет решающего значения. В таких случаях служба безопасности даже и не будет проверять кандидата, хотя служебный или личный интерес со стороны работодателя не имеет под собой никаких юридических оснований. Работодатель вправе запрашивать у соискателя лишь информацию, которая имеет отношение непосредственно к предстоящей работе.

Пресс-секретарь Министерства труда и социальной защиты населения РС (Я) Никита Прокопьев:

Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ, установлен перечень документов, представляемых при заключении трудового договора, который не предполагает предоставление работодателям сведений о судимости. Но это если речь не идет о поступлении на госслужбу. Что касается остальных работодателей, то решение о внесении руководством компании такого пункта в анкету – не что иное, как их инициатива, и не всегда правомерная. В противном случае действия работодателей может быть расценено как дискриминация, о чем ясно сказано в ст. 3 Трудового кодекса РФ.

На практике бывает, что в бланках анкет о приеме на работу вместо графы «о наличии судимости» стоит вопрос: «Привлекались ли вы к уголовной или административной ответственности?» А это далеко не одно и то же. Зато для работников кадровых аппаратов это веская причина для принятия решения об отказе в приеме на работу по принципу: то ли он украл, то ли у него украли, но что-то было. Конечно, пытаться отстоять свои права можно, требуя письменный отказ в приеме на работу с обоснованием причины, но на практике получить его маловероятно. Но даже если отказа в письменном виде нет, все равно есть повод обратиться в суд за защитой своих прав. При наличии физических и моральных сил и времени.

Как показал соцопрос 500 российских компаний исследовательским центром портала SuperJob.ru, 8% работодателей готовы взять на работу человека, имеющего непогашенную судимость. Однако для пущей уверенности для принятия подобного решения они обычно желают подробнее ознакомиться с обстоятельствами совершенного преступления, за которое был осужден соискатель. Не хотят рисковать, принимая на работу человека с непогашенной судимостью, более двух третей респондентов (67%). Четверть респондентов (25%) затруднилась с ответом.


Осторожно, дискриминация!

Сложнее работодателю уволить работника, при проверке данных о котором, выяснится, что у него погашена или снята судимость, о которой он в анкете «умолчал». Среди оснований увольнения по инициативе работодателя такого основания как сокрытие наличия судимости или, тем более, сокрытие погашенной или снятой судимости в Трудовом кодексе нет.

Но если человека все же уволили по этой причине, то в приказе об увольнении сотрудника должна быть указана именно эта причина! Поскольку в судебном порядке впоследствии работника должны будут восстановить на работе. Более того, работник получит также денежное возмещение в размере среднего заработка за время, когда он был вынужден отстаивать в суде свою правоту. Также можно предъявить иск и за моральный ущерб.

Четкую позицию в решении вопросов по защите конституционного права граждан на труд (о приеме на работу) имеет Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, суд учитывает, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации.

Между тем, при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения: подбор, расстановка, увольнение персонала. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Поэтому суды проверяют, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях через Службу занятости, СМИ, оглашено ли во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу. Вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, а не наличием судимости, то такой отказ является обоснованным.


Мечтать не вредно

В наше время проблемы, связанные с трудоустройством лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, необходимо решать, в том числе и путем создания или квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях независимо от форм собственности. Причем, должны быть предусмотрены рабочие места не только рабочих специальностей, но и для инженерно-технического персонала и руководителей хотя бы среднего звена. И, конечно же, в первую очередь, для решения этих проблем на законодательном уровне необходимо принять закон. Но это в перспективе. А пока бывшие осужденные довольствуются лишь тем, что работают на чужого дядю за копейки и без заключения какого-либо трудового договора. И то, если повезет...

Как узнать о судимости?

Сведения о судимости учитываются и хранятся в информационных базах Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, информационных центров МВД субъектов Российской Федерации.

Доступ к такой информации ограничен, информация предоставляется только по запросам уполномоченных органов, должностных лиц, оперативных сотрудников.

Информация о погашенной судимости лица – это сведения, не составляющие тайны и не являющиеся позорящими в легальном смысле слова, но неизвестные большинству лиц, с которыми общается объект.

При приеме на работу в частную организацию в анкете, кроме вопроса о судимости, есть и такой вопрос: «Можно ли в отношении вас проводить сбор и проверку персональной информации?» Согласно Трудовому кодексу РФ, это не является дискриминацией - установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными этому виду труда требованиями.

В настоящее время действует Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости». Согласно инструкции, справки о наличии (отсутствии) судимости на территории РФ в нашей республике выдает информационный центр МВД РС (Я). Справка предоставляется заявителю на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при наличии нотариально заверенной доверенности. Не востребованные заявителями справки по истечении двух месяцев со дня окончания установленного срока рассмотрения заявлений списываются в дело с пометкой «справка заявителем не востребована».

Никакая коммерческая фирма (к каким относится и любой банк) не вправе обратиться в ИЦ с официальным запросом. Но, учитывая, что зачастую в службах безопасности банков, коммерческих фирм работают бывшие сотрудники милиции, у них, как правило, сохраняются связи неформального характера, и они эту информацию могут узнать через своих друзей – бывших коллег. Либо это может быть информация из ворованной базы данных. В любом случае официального характера эта информация носить не будет, однако может быть использована в повседневной работе.

Пока есть непогашенная судимость – это открытая информация. Можно уже и отсидеть и выйти, а судимость все еще будет не погашена. Легко узнается путем направления запроса в ИЦ (ГИАЦ) МВД России – там подробная статистика ведется. Судебное разбирательство всегда открытое – если не сам процесс, то его результат точно. Поэтому никакой тайны тут нет. А вот если судимость уже погашена, то в правовом смысле это означает, что ее вообще нет. Судьей конечно работать вряд ли возьмут, но информация все равно остается.

Все сведения об осужденных когда-либо людях хранятся в так называемых ИЦах- Информационных центрах при УВД края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Предоставляются официально эти сведения только по соответствующим запросам правоохранительных органов. Никакая коммерческая фирма (к каковой, безусловно, относится и любой банк) не вправе обратиться туда с официальным запросом. Но, учитывая, что зачастую в службах безопасности банков, коммерческих фирм работают бывшие сотрудники милиции – у них, как правило, сохраняются связи неформального характера и они эту информацию могут узнать через своих друзей – работников правоохранительных органов. Либо это может быть информация из ворованной базы данных. В любом случае, официального характера эта информация носить не будет, однако, может быть использована в повседневной работе.

Как удалить себя из базы судимостей?

Теоретически, удалить информацию о судимости из базы данных МВД России можно законным путемчерез суд. Сведения о совершенном преступлении и судимости хранятся в территориальных ГИЦ и в ГИАЦ МВД РФ. Удаление сведений о судимости из ИЦ (ГИАЦ) МВД России через взятку – развод. Юридическая консультация “Право-законЪ” (http://pravo-zakon.jimdo.com , http://право-законъ.рф) имеет практику удаления судимости из базы данных МВД России через суд.

Судимость – правовая категория, которая детерминируется понятием и содержанием уголовной ответственности. А, как известно, уголовная ответственность представляет собой правоотношение, которое возникает между государством, в лице его правоохранительных органов и лицом, совершившим преступление. Судимость является одним из трех составных элементов уголовной ответственности (преступное деяние, наказание, судимость).

Таким образом, судимость следует за фактом совершения преступления. До тех пор, пока лицо будет иметь судимость, уголовная ответственность не может считаться полностью реализованной. И только с моментом ее погашения или снятия связывается момент прекращения уголовной ответственности.

Судимость предполагает особое правовое положение конкретного лица, которое было создано фактом его осуждения за совершенное преступление к определенной, конкретной мере наказания. Такое правовое положение судимого лица выражается в возможности наступления для него определенных последствий (правовых ограничений) общеправового и уголовно-правового характера.

Что касается последнего, то согласно ч.1 ст.86 УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания, при выборе режима отбывания наказания. Реально же уголовно-правовые последствия судимости несколько шире.

А вот последствия общеправового характера, касаются ограничений в различных областях права: избирательного, гражданского, административного, конституционного, трудового права. Обозначим лишь некоторые из них.

1. Осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание по вступившему в законную силу приговору суда не могут быть избранными в представительные органы власти и управления.

2. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях.

3. Ограничение прав на приобретение и хранение оружия.

4. Ограничения в выезде за границу.

5. Ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории Российской Федерации.

6. Лица, имеющие судимость не могут быть приняты на работу в некоторые, предприятия, учреждения и организации, в т.ч. государственные, прежде всего, “режимные”, учебные и другие.

7. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, подлежат ограниченному призыву и могут проходить службу не во всех частях и родах войск.

А если судимость погашена или снята, могут ли иметь место при этом ограничения, например, при устройстве на работу?

С позиции Закона (п.6.ст.86 УК РФ) погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Таким образом, после погашения судимости гражданин может не только пойти работать, по своему выбору (при наличии вакансии, с учетом своей специальности, профессиональных навыков и т.п.) но и, например, получить лицензию на хранение оружия для работы телохранителем или охранником (если он не был осужден за тяжкое или особо тяжкое преступление).

Следовательно, ограничений трудовой деятельности быть не может. Заполняя анкету при приеме на работу, ранее судимый соискатель может смело писать, что он не судим (в том случае, конечно, если судимость погашена или снята).

Однако, чтобы перестраховаться, лучше устраиваться в небольшие компании и на рядовые должности. В таких случаях, скорее всего, служба безопасности не будет проверять кандидата. Служебный или личный интерес со стороны работодателя не имеет под собой никаких юридических оснований. Работодатель вправе запрашивать у соискателя лишь информацию, которая имеет отношение непосредственно к предстоящей работе.

В реальной жизни, право лиц ранее судимых на трудоустройство, даже у которых снята или погашена судимость, не так уж успешно реализуемо. При принятии на работу, на вопросы о судимости нужно отвечать уже при заполнении анкеты, эти же вопросы задают и при прохождении собеседования. Информацией о судимости работодатели, в лице государственных организаций и учреждений, интересуются при приеме на работу сотрудников любого уровня, особенно если специалист подбирается на позиции среднего и высшего звена в финансовую сферу, а также на материально ответственные должности, на вакантные должности, где будущая работа будет связана с информационными технологиями.

Однако, многое зависит от уровня и престижности вакантной должности. Если соискатель претендует на должность руководителя отдела в банке или компании, то информация о судимости соискателя будет проверена службой безопасности в обязательном порядке. А если речь идет, скажем, о должности менеджера-консультанта или продавца в отделе стройматериалов или хозтоваров, то данный факт не будет иметь решающего значения.

Поскольку ст.65 Трудового кодекса РФ установлен перечень документов, представляемых при заключении трудового договора, который не предполагает предоставление работодателям сведений о судимости (если речь не идет о поступлении на госслужбу), то решение о внесении руководством компании, HR-отделом или службой безопасности такого пункта в анкету, нечто иное, как их инициатива и не всегда правомерная. В этом случае действия работодателей может быть расценено как дискриминация, о чем ясно сказано в 3 Трудового кодекса РФ.

На практике бывают случаи, когда в бланках анкет о приеме на работу, вместо графы «о наличии судимости», стоит вопрос – Привлекались ли Вы к уголовной или административной ответственности? А это, далеко не одно и тоже. Зато для работников кадровых аппаратов, это веская причина для принятия решения об отказе в приеме на работу по принципу: «То-ли он украл, то-ли у него украли, но что-то было». А формально, причину отказа всегда можно привести. Реальная же причина отказа в приеме на работу может быть связана, например, с деловыми качествами работника.

Конечно пытаться отстоять свои права можно, требуя письменный отказ в приеме на работу с обоснованием причины, но на практике получить его маловероятно. Но даже если отказа в письменном виде нет, все равно есть повод обратиться в суд за защитой своих прав (при наличии физических и моральных сил, и времени).

Позицию работодателей в решении данного вопроса можно четко определить по результатам соцопроса 500 российских компаний Исследовательским центром портала SuperJob.ru. 8% работодателей готовы взять на работу человека, имеющего непогашенную судимость, однако, для пущей уверенности, для принятия подобного решения они обычно желают подробнее ознакомиться с обстоятельствами совершенного преступления, за которое был осужден соискатель. Не хотят рисковать, принимая на работу человека с непогашенной судимостью, более двух третей респондентов (67%). Четверть респондентов (25%) затруднилась с ответом.

Значительно сложнее работодателю уволить работника, при проверке данных о котором выяснится, что у него погашена или снята судимость, о который он в анкете не указал.

Среди оснований увольнения по инициативе работодателя, такого основания как сокрытие наличия судимости или, тем более, сокрытие погашенной или снятой судимости в Трудовом кодексе нет. Если же это все-таки произойдет и в приказе об увольнении сотрудника будет указана именно эта причина, то это без сомнения повлечет восстановление на работе в судебном порядке. Более того, работник получит также денежное возмещение в размере среднего заработка за время, когда он был вынужден отстаивать в суде свою правоту. В этом случае можно предъявить иск и за моральный ущерб.

Четкую позицию в решении вопросов по защите конституционного права граждан на труд (о приеме на работу) имеет Пленум Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ №111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса), работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).

Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела. Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

В современных условиях развития рынка труда в России проблемы, связанные с трудоустройством лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, необходимо решать в т.ч. и путем создания или квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях независимо от форм собственности. Причем, должны быть предусмотрены рабочие места не только рабочих специальностей, но и для инженерно-технического персонала, и руководителей, хотя бы, среднего звена. И, конечно же, в первую очередь, для решения этих проблем на законодательном уровне, необходимо принять закон. Но это в перспективе, а пока …

Как узнать судим ли человек?

Сведения о судимости учитываются и хранятся в информационных базах Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Информация о судимости составляет сведения ограниченного доступа и предоставляется только по запросам уполномоченных органов, должностных лиц, оперативных сотрудников. Так, например, квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности документов и сведений, в том числе сведений об отсутствии судимости, представленных ей кандидатом на должность судьи.

Информация о погашенной судимости лица – это сведения, не составляющие тайны и не являющиеся позорящими в легальном смысле слова, но неизвестные большинству лиц, с которыми общается объект.

При приеме на работу в частную организацию, «последняя» нередко предлагает кандидату на вакантную должность заполнить анкету, в которой задается вопрос о наличии либо отсутствии судимости. Кроме того, в анкете кандидата на вакантную должность, как правило, указывается и такой вопрос: «Можно ли в отношении Вас проводить сбор и проверку персональной информации?»

Согласно статье 3 Трудового кодекса РФ не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными этому виду труда требованиями.

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В настоящее время профессиональные запреты в отношении лиц с судимостью в федеральном законодательстве есть, но регулирование в этой части содержит много противоречий.

Прямые запреты на прием на работу лиц, имеющих либо имевших судимость, прямо установлены в отдельных федеральных законах и распространяются на должности государственной службы, гражданской службы, например, на такие должности, как прокурор, судья, следователь, иные.

В настоящее время действует Приказ МВД от 1 ноября 2001 г. № 965 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости» (далее – «Инструкция»).

Инструкция устанавливает порядок работы с заявлениями граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, по вопросу предоставления справок о наличии (отсутствии) у них судимости на территории Российской Федерации, основные правила обработки и рассмотрения заявлений в Главном информационно-аналитическом центре МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Непосредственное исполнение заявлений о предоставлении заявителям справок о наличии (отсутствии) у них судимости на территории Российской Федерации осуществляется ГИАЦ МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД.

Заявление принимается в установленном порядке на личном приеме граждан в ГИАЦ МВД России и в МВД, ГУВД, УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность). Заявление по указанному вопросу также может быть подано в орган внутренних дел по месту жительства заявителя. В этом случае заявление регистрируется с соблюдением требований делопроизводства и направляется для проведения проверок и подготовки справки в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по месту поступления.

Справки о наличии (отсутствии) судимости предоставляются заявителю на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при наличии доверенности, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Не востребованные заявителями справки о наличии (отсутствии) судимости по истечении 2-х месяцев со дня окончания установленного срока рассмотрения заявлений списываются в дело с пометкой “справка заявителем не востребована”.

Ответственность за организацию и состояние работы с заявлениями, соблюдение установленного Инструкцией порядка их рассмотрения, обеспечение своевременности исполнения, полноты и достоверности сведений возлагается на руководителей ГИАЦ МВД России, МВД, ГУВД, УВД.

455 комментариев к "ПОДРОБНО О СУДИМОСТИ: спрашивали-отвечаем"

Подпишитесь на комментарии через

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Вашему вниманию предлагается решение суда, в котором увольнение с военной службы по основанию – вступление приговора суда в законную силу, признано незаконным, в связи со снятием судимости.


Решение


рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 лейтенанта Иванова Ивана Ивановича об оспаривании действий командующего войсками округа, связанных с досрочным увольнением заявителя с военной службы в запас,

установил:


Параграфом 5 приказа командующего войсками округа от 2 июня 2009 года № 100 Иванов И. досрочно уволен с военной службы в запас на основании п. “д” ч. 2 ст 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно).
В своем заявлении и судебном заседании Иванов И., не согласившись с вышеуказанным приказом, пояснил, что приговором Энского гарнизонного военного суда от 4 декабря 2008 года он осужден на 1 год лишения свободы условно с испытательным сроком в 6 месяцев. В связи с тем, что в последующем своим поведением он доказал свое исправление, постановлением судьи Энского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2009 года, вступившим в законную силу, условное осуждение в отношении него, Иванова И., отменено и судимость снята. Поскольку ко дню издания командующим округа приказа о досрочном увольнении его, Иванова И., условное осуждение в отношении него было отменено, а судимость снята, данный приказ, предполагающий наличие у него судимости, является не законным.
Обращаясь в суд, Иванов просит признать незаконными параграф 5 приказа командующего войсками округа от 2 июня 2009 года № 100 о досрочном увольнении его, Иванова И., с военной службы в запас; обязать названное воинское должностное лицо данный приказ отменить и восстановить его, Иванова И. на военной службе.
Представитель воинского должностного лица, чьи действия оспариваются, пояснил, что представление к досрочному увольнению в запас Иванова И. было оформлено 17 апреля 2009 года, то есть до отмены условного осуждения заявителя и снятия судимости. В связи с этим оснований для удовлетворения требований Иванова И. не имеется.
Военный суд, выслушав мнения сторон, приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Приговором Энского гарнизонного военного суда от 4 декабря 2008 года Иванов И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 337 УК РФ, на основании которого ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком 6 месяцев. Постановлением судьи Энского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2009 года, вступившим в законную силу 13 мая 2009 года, условное осуждение в отношении Иванова И. отменено и судимость снята.
Согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Таким образом, в связи со снятием с Иванова судимости постановлением судьи Энского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2009 года, все правовые последствия, наступившие для него после осуждения приговором того же суда от 4 декабря 2008 года, были аннулированы. Следовательно, после вступления в законную силу вышеуказанного постановления судьи, то есть с 13 мая 2009 года, оснований для увольнения заявителя по п. “д” ч. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” не имелось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ командующего войсками округа от 2 июня 2009 года № 100 о досрочном увольнении Иванова с военной службы в запас на основании п. “д” ч. 2 ст 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно) издан в нарушение закона и подлежит отмене, а Иванов – восстановлению на военной службе.
Что касается доводов представителя должностного лица о том, что представление к досрочному увольнению в запас Иванова И. было оформлено 17 апреля 2009 года, то есть до отмены условного осуждения заявителя и снятия судимости, суд такие доводы не принимает во внимание, поскольку представление к увольнению, является промежуточным документом и юридической силы не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197,198, ГПК РФ, суд решил:

Исковые требования Иванова И. удовлетворить.