Персия в начале XX века вступила на путь модернизации, который для страны оказался очень непростым. В 1905-1911 гг. Персия охвачена революцией. Революционеры попытались ввести в стране Конституцию и отдать власть междлису (парламенту). Формально Иран всегда оставался независимым. Однако, за влияние на него долгое время соперничали Россия и Англия. В 1907 г. они поделили Иран на сферы влияния. На севере доминировала Россия, на юге – Англия. Иран фактически превратился в полуколонию этих стран.
Хотя в Первой мировой войне Иран пытался соблюдать нейтралитет, в его западных районах развернулись сражения турок с русскими и англичанами. После Октябрьской революции, как известно, Россия выходит из войны. Русские войска отводятся и на их место заступают англичане. Из северного Ирана англичане пытались помогать белым армиям и антибольшевистским движениям Закавказья и Средней Азии (например, Кокандской автономии).

Рис. 1. Один из последних шахов династии Каджаров - Мозаффередин.

Рис. 2. Реза-шах Пехлеви.

Как известно, большевики пытались разжечь мировую революцию не только в Европе, но и на Востоке. Большевики помогли турку Ататюрку, теперь они взялись за Иран. В 1920-1921 гг. в северо-западном Иране существовала Советская Гилянская республика, созданная с помощью Советской России. Во главе республики встал Мирза Кучек-хан. Однако, эксперимент с коммунизмом в Иране закономерно провалился.
Иран – это многонациональная страна. Персов здесь насчитывается чуть больше половины населения. На северо-западе здесь проживают курды и тюркоязычные азербайджанцы (рис.4). Курды – это разделенный народ, проживающий на стыке Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Иранские азербайджанцы сыграли огромную роль в истории Ирана. Причём, в Иране азербайджанцев намного больше, чем в самом Азербайджане. Около трети населения составляли кочевники.

Смена правящей династии

Ираном более ста лет правит династия Каджаров (рис.1). Она по происхождению тюркская, но к концу практически полностью приняла персидский язык, культуру, обычаи. Каджары, как и Османы, не сумели приспособиться к новым реалиям и тенденциям XX века.
В 1921 г. генерал Реза-хан совершает государственный переворот. Спустя некоторое время он станет премьер-министром, а последнего монарха династии Каджаров выгонит в Европу. А в 1925 г. послушный междлис провозглашает бывшего казачьего атамана шахиншахом («царь царей») Персии (рис.2). Династия Каджаров была низложена, Реза-шах основал новую династию – Пехлеви (с парфянского языка – «храбрый, благородный»). Это название подчёркивало ее древнее, иранское происхождение.

Реформы

Реза-шах Пехлеви начал проводить довольно радикальные реформы. При нем Персия пережила широкое национальное возрождение. Шах неоднократно посещал Анкару. Он восхищался реформами Ататюрка и подражал ему. Рассматривал даже вариант введения республики, чтобы как Ататюрк стать ее президентом. Реза-шах начал индустриализацию, в промышленность шли большие капиталовложения. Частным вкладчикам создавались налоговые льготы. Строились железные дороги и шоссе, морские порты и аэродромы. Нефть в Иране была открыта ещё в начале XX века. Теперь ее активно разрабатывали англичане. Взамен судов шариата, было введено судопроизводство

Рис. 3. Персидская казачья бригада

европейского типа. На основе казачьей бригады была создана иранская армия. Власти насильно принуждают оседать кочевников.
В 1935 г. Персия вернула древнее самоназвание «Иран» («страна ариев»). Старательно возрождалось доисламское прошлое. Города переименовывали, восстанавливали доисламские памятники. Календарь перевели с лунного исламского на солнечное летоисчисление, были введены названия древнеиранских месяцев. Праздновался неисламский праздник Навруз. Следуя примеру Ататюрка, Реза приказал Иранской академии очистить от арабизмов. Потом, правда, выяснилось, что это затронет половину словарного запаса. Появился проект перевода письменности на латиницу. Изъяты из употребления феодальные титулы. Фамилии и имена переведены на европейский манер.

Рис. 4. Иран и Афганистан

Была создана система бесплатного, всеобщего и обязательного начального и среднего образования. Возникли даже отряды бойскаутов. Появились светские школы и женское образование. Был открыт университет в Тегеране.
Вместо мусульманской одежды и головных уборов, вводятся европейские. Была предпринята попытка эмансипировать женщин и уравнять их в правах с мужчинами. Женщинам можно было снять чадру. Женщины появились в государственных учреждениях. Удивительными для исламской страны стали парады школьниц-физкультурниц в спортивной форме. В литературе появились романы и комедии. Стали впервые писать о женской эмансипации.

Итоги и последствия реформ

Реформы оказались довольно болезненными для общества. Реза-шах не последовал примеру турок в сфере религии, но, тем не менее, он запрещал хадж и праздник ашуры (ритуальное самоистязание). Исламское шиитское (Иран – единственная шиитская страна) духовенство обвиняло шаха в неуважении к религии, низкопоклонством перед чуждой (западной) культурой и призывало бойкотировать светские суды и школы. В 1935 г. солдаты стреляли в толпу в священном городе Мешхед, которая протестовала против ношения европейской одежды. Солдаты срывали с женщин чадру, разрывая ее штыками на части. Духовенство науськивало отсталые кочевые племена против «безбожного» правительства. В ответ, власти травят колодцы кочевников, обрекая их на гибель. Одного муллу, который критиковал Реза-шаха, он избил во время молитвы, другого годами держал в темнице. В 1937 г. был убит аятолла - один из духовных лидеров страны. После этого духовенство боялось спорить с шахом. Тем не менее, протестный потенциал копился. Через 40 лет исламское духовенство стало главной оппозицией шахскому режиму.
Реформы Резы были не столь радикальны и эффективны, как в Турции. У правительства не было столько воли в проведении реформ. Да и иранский народ проявил меньше понимания реформ, чем простые турки, жившие рядом с Европой и испытывавшие веками ее влияние. Иран отставал в реформах от Турции, хотя еще больше отставали арабские народы.



Иран в конце XIX - начале XX века превратился в полуколонию мировых капиталистических государств. Деспотизм и колониальный гнет еще больше осложнили состояние народа. В стране усилилось недовольство народа.

Иранская деспотическая власть опиралась на феодально-бюрократические прослойки, особенно на региональные власти и семейства ханов. Земля находилась у собственников, эксплуатирующих крестьян. Крестьяне, как и ремесленники и мелкие торговцы, живущие в городах, тоже были втянуты в сети ростовщиков.

Иранские землевладельцы, торговцы и ростовщики потребовали ограничения шахской власти, неприкосновенности своего имущества, прекращения произвола губернаторов и ханов, уравнения прав иранских инвесторов с иностранными инвесторами.

Англия была на первом месте по инвестициям в Иран. В 1872 году были получены концессии на использование нефтяных шахт Ирана, на строительство булыжных мостовых и железных дорог. В 1889 году английский монополист Рейтер добился открытия в Иране «Шахского банка». Как было условлено, банк получил право на выпуск бумажных денег и свободное использование недр страны. Накануне Первой мировой войны Иран задолжал Англии 9,6 миллионов фунтов стерлингов.

Россия тоже участвовала в порабощении Ирана. Накануне Первой мировой войны долг Ирана России составил 164 миллиона рублей. Экономическая зависимость Ирана усилила и политическую зависимость. Особенно сильным было влияние русских в шахском дворце. Англичане избрали другой путь. Они натравливали племена бахтиярцев Персидского региона, ханов Хузистана на центр, шахскую власть.

Иранская революция

Внутренние социальные противоречия,внешнее экономическое и политическое давление стали причиной начала в 1905 году в Иране революционного движения. Население страны требовало выдворения с территории страны всех русско-английских инвесторов, господствующих во всех промышленных отраслях.

В стране прошла всеобщая забастовка. Шахское правительство жестоко расправилось с забастовщиками. Началось народное движение. Народ приняи тактику пассивного противостояния, мирно сидя в мечетях и на кладбищах. Это называлось бестом’, к пользующимся бестом (правом убежища) нельзя было применять меру наказания. Демонстранты вышли с требованием ограничения власти шаха, уничтожения господства иностранных капиталистов (формировать «дом справедливости», изгнать «злых» чиновников).
Шах бросил на подавление народного движения вооруженные силы, но войска отказались стрелять в народ. В результате 5 августа 1906 года шах был вынужден издать указ о принятии конституции, который не был исполнен. Народ вновь восстал. В итоге в Тебризе впервые в истории Ирана был образован первый парламент - меджлис. Меджлис находился под влиянием иранских социал-демократов. 9 сентября под давлением народа царь издал Указ о проведении выборов в меджлис. Коджары (то есть относящиеся к шахскому семейству), священники, торговцы, землевладельцы и крестьяне, ремесленники - всего 6 социальных слоев - получили право участвовать в выборах.
В 1906 году были проведены выборы в меджлис. Шах Музаф- фариддин утвердил первую часть конституции. Согласно ей, шаху были даны права утверждения всех законов, принятия бюджета, контроля его использования. У меджлиса было право заключать экономические соглашения с иностранцами.

В 1907 году умер Музаффариддин. Вместо него на трон сел Мухаммад Алишах, сторонник деспотической системы, противник новшеств. Он запланировал борьбу против революционных перемен. Новый шах являлся категорическим противником меджлиса, однако рост революционного движения заставил его сохранить конституционный порядок в Иране. Так закончился первый этап иранской революции 1905-1907 годов.

Второй этап революции

1907-1911-е годы называют вторым этапом иранскои революции. Революционное движение теперь было обращено против колонизаторов. Городская беднота тоже вышла со своими требованиями.

Особенно большое влияние имела организация моджахедов. Они вышли с такими требованиями, как всеобщее избирательное право с тайным голосованием, создание обществ, соблюдение прав личности, конфискация шахских земель, ограничение рабочего времени до 8 часов, введение бесплатного обязательного образования и т. д.

Под влиянием демократического движения царь сократил выплату пособий аристократическим родам, отменил титулы, присущие феодальному времени, а также издал указы, направленные против взяточничества, коррупции. Шах согласился утвердить и подписать самые важные, демократического содержания статьи конституции. Особое значение имели такие статьи, как равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и собственности, создание гражданских обществ, проведение собраний, мирской суд (наряду с религиозным судом), разделение законодательных и исполнительных органов и т. д.

В то же время шаху были предоставлены большие права. Например, шах являлся лицом, свободным от обязательств, обладал правом объявлять войну как Главнокомандующий, заключать перемирие, назначать и освобождать министров. Положением было определено принесение присяги шаха на верность конституции и законам. Для контроля соответствия принимаемых законов нормам шариата были назначены пять почтенных религиозных духовников (уламо).

Англо-русская конвенция

Англо-русские колонизаторы не остались безразличными к революционным переменам в Иране. Они вели насильственную политику в отношении Ирана. В 1907 году была подписана Англо-русская конвенция. По соглашению Иран разделялся на три части. Было установлено, что Северный Иран будет в зоне влияния России, Южный Иран - в зоне влияния Англии. Средняя часть Ирана была объявлена нейтральной зоной. Одновременно шах в 1908 году с помощью англичан и русских совершил контрреволюционный государственный переворот. Русские казачьи войска обстреляли из пушек здание меджлиса. Меджлис был распущен. Демократическую печать запретили.

После краха меджлиса центр революционного движения переместился в Тебриз. Царские войска напали на Тебриз и заблокировали город. Начался голод. Тебризское восстание, оторванное от внешнего мира, потерпело поражение.

Политика великих государств в Иране

Хотя Тебризское восстание и захлебнулось, движение против шаха не остановилось. В 1909 году в Тегеране Мохаммад Алишах был свергнут с трона. Вместо него был провозглашен шахом его молодой сын Ахмад. Была восстановлена конституция. Для улучшения экономики страны правительство было вынуждено взять кредит у иностранных государств. Например, был взят кредит у Англии на сумму 1 миллион 250 тысяч фунтов стерлингов. Внутренние контрреволюционные силы с помощью России и Англии перешли в контратаку на революционный меджлис. В 1911 году войска России участвовали в контрреволюционном государственном перевороте. Таким образом, иранская революция была подавлена.
Революция 1905-1911-х годов в Иране стала большим социальным событием, переходным этапом от феодально-монархической системы к конституционной монархии.

Накануне Первой мировой войны усилилась зависимость Ирана от других государств. В 1912 году Иран был вынужден признать Конвенцию 1907 года о зонах влияния России и Англии. У России был взят кредит на сумму 14 миллионов рублей. Иран стал зависимым от великих государств в экономической и политической сферах.

Бест (перс, best) - право убежища на территориях некоторых священных и неприкосновенных мест (мечетей, гробниц). Концессия (лат. concessio - разрешение, уступка) - договор на сдачу в эксплуатацию государственными органами подземных богатств, наземных объектов на определенных условиях.
Концессия (лат. concessio - разрешение, уступка) - договор на сдачу в эксплуатацию государственными органами подземных богатств, наземных объектов на определенных условиях

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 174

Вопрос. Вспомните, как геополитическое положение Османской империи в XVIII в. определяло её отношения со странами Европы и как оно влияло на традиционный уклад жизни турецкого общества.

Правительства Англии и Франции хотели бы подчинить империю своему влиянию. Поэтому они решительно выступали против планов царской России, добивавшейся расчленения Османского государства и захвата черноморских проливов. Свои проекты относительно турецких владений на Балканах вынашивал и венский двор.

К началу 19 века османо-турецкий феодализм достиг своей зрелости. Темпы дальнейшего прогресса общества замедлились. В экономической жизни явственно обозначилась тенденция к застою. Она проявлялась в сокращении поступлений от сельского хозяйства, в стремлении крестьян к ограничению площади запашки, растущем уходе деревенских жителей в города. Падение экономической активности отмечалось и в городах, чему способствовали внутренняя нестабильность в государстве, нехватка сельскохозяйственного сырья и ограниченность спроса на продукты ремесленного производства, льготные условия, в которые были поставлены европейские торговцы по сравнению с местными ремесленниками и купцами.

Политический хаос в империи усиливался из-за военной слабости Порты. Поражения в войнах с Россией во второй половине XVIII в., постоянные междоусобицы в различных концах государства, успех движения ваххабитов в Аравии, ратовавших за возвращение к чистоте раннего ислама, свидетельствовали о том, что, вопреки усилиям султанского правительства, османская армия становилась все менее боеспособной, в ней царили беспорядок и недисциплинированность.

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 178

1. Проанализируйте социально-экономическое и политическое положение Османской империи в первой половине XIX в. и объясните, почему его оценивали как критическое.

2. Какие страны Европы, Азии и Африки были замешаны в «восточном вопросе»? Почему почти все международные противоречия XIX в. были связаны с Османской империей?

Местный капитал носил торгово-ростовщический характер, ремесленники не могли соперничать с европейской промышленностью, финансовая система страны находилась в расстройстве, аппарат власти парализован коррупцией. Многие султаны предпринимали попытки реформ, направленных на усиление армии. В стране начались восстание, усугубленные внешними трудностями (война с Францией, Англией, Россией).

Слабеющая империя уже не могла противостоять разрушавшим ее силам. Франция начала подчинение Алжира, который превратился в источник дешевой аграрной продукции и рынок сбыта французских товаров. Между великими державами началось соперничество за влияние в Египте. Франция рассчитывала его подчинить себе, но Россия и Англия поддержали Турцию и не допустили Францию в Египет.

Все международные противоречия были связаны с Османской империей, так как Турция являлась самым крупным из государств исламского мира. Султан считался повелителем мусульман, его верховную власть признавала большая часть мусульманских государств Северной Африки - Алжир, Тунис, Триполи, Египет.

п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 179

Вопрос. Охарактеризуйте политику танзимата.

Танзимат - модернизационные реформы в Османской империи. В отличие от прежних реформ, главное место в Танзимате занимали не военные, а социально-экономические преобразования.

Реформаторская политика турецкого султана потерпела поражение так как Османская империя потерпела поражение в очередной войне с Россией и султан вернулся к деспотичной форме правления. Проведение реформ было прекращено. Положение страны продолжает ухудшаться, султан объявляет о государственном банкротстве и передает Англии, Франции, Италии, Германии, Австро-Венгрии под управление финансы страны.

Тяжелое экономическое состояние постепенно превратило Турцию в полуколонию зарубежных государств. Великие государства Европы стали отбирать те или иные колонии империи.

п.4 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 181

Вопрос 1. Какие цели в начале XX в. могли объединить в единую организацию широкие слои турецкого общества?

В начале 20 века большая часть предприятий, портов, судов принадлежала иностранцам. Деспотичный режим, пресмыкание султана перед иностранцами восстановил против себя разнородные силы – от духовенства до офицерства.

Вопрос 2. Какие реформы были продолжены в Турции после младотурецкой революции? Почему результаты этой революции историки считают ограниченными?

Итоги правления младотурок свелись к активизации ж\д строительства и перевооружения армии. Итоги ее были ограничены: основным лозунгом была идея объединения всех мусульманских народов Азии. В действительности же Османская империя не располагала ни экономической, ни военной мощью для решения такой задачи.

п.5 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 183

Вопрос 1. Вспомните, почему уже в начале XIX в. Персия оказалась полуколонией.

К началу XIX века Персия была очень слабым государством, налицо были все признаки низкого уровня развития. В начале XIX века Персия уже стала ареной борьбы России, Англии и Франции.

Вопрос 2. Какие социальные движения в этих условиях вызревали в стране в течение столетия?

В стране развернулась борьба за бойкот иностранных товаров, продолжились восстания крестьян.

Вопрос 3. Почему иранская революция 1905-1911 гг. потерпела поражение?

Буржуазно-демократическая революция в Иране совпала с национально-освободительным движением. Она была вызвана засилием иностранцев в финансово-экономической сфере страны при попустительстве реакционной правящей верхушки. В революции участвовали в равной степени национальная буржуазия, мелкие ремесленники, либеральные помещики и крестьяне. В ходе революции был создан Меджлис (парламент), принята конституция. В итоге страна разделена на сферы влияния между Россией и Англией.

Вопросы и задания к параграфу стр. 183

Вопрос 1. Подготовьте небольшое сообщение на одну из тем: «Султаны-реформа-Ш торы Османской империи в XIX в.», «Раздел Османской империи в XIX в.», «Османская империя в политике европейских держав XIX в.», «Национально-освободительное движение в Османской империи во второй половине XIX - начале XX в.».

Царствование Селима III было отмечено противоборством старого и нового в социальной и политической жизни страны. Главное внимание Селим III уделил военным реформам. Прежде всего, он попытался укрепить и упорядочить традиционные подразделения турецкой армии – феодальную конницу и янычарское войско. В 1792 году он издал указ, по которым «тимары» тех, кто не исполняет перед государством своих воинских обязанностей, конфисковывались в государственную казну. Еще одним элементом военной системы империи был янычарский корпус, который ко времени Селима III был причиной военной слабости страны, опорой феодальной оппозиции и неоднократно инструментом организации дворовых интриг и переворотов.

Попытки предшественников Селима реорганизовать янычарский корпус и укрепить его былую мощь, не приносили успехов. Селим III поддержал тех сановников, которые предлагали создать новое, по-европейски организованное войско. Поскольку было очевидно, что сразу невозможно заменить старую военную организацию, реформаторы уделяли определенное внимание улучшению положения традиционных формирований. Например, в янычарском корпусе были положены занятия несколько раз в неделю по различным видам военного дела. Новый корпус (Низам-и-джадид) формировался довольно медленно, но новые методы обучения, новое вооружение и дисциплина давали результаты.

В период 1792-1796 гг. были опубликованы указы по ряду других реформ. Селим III осуществил мероприятия по усилению боеспособности и технической оснащенности артиллерии. Армию обеспечили пушками, пригласили инструкторов. За достаточно короткий срок султану удалось создать значительный по силе флот. Открывались учебные заведения. При морском инженерном училище было организовано артиллерийское отделение. Также было открыто военно-инженерное училище.

Стремление улучшить подготовку военных специалистов, привело к переводу на турецкий язык ряда европейских трудов по военному делу, математике и другим наукам.

Эти книги надо было печатать, в результате в 1792 году возобновила свою работу первая типография, а в 1795 году была открыта еще одна. Конечно, реформы Селима III были его военной целью, ведь он хотел восстановить былую мощь империи. Однако правящие круги начинают понимать, что все проблемы государства военными реформами не решить.

Среди других мер Селима по улучшению положения в государстве, были следующие. Он пытался поощрять местную текстильную промышленность (производство тканей), передал в руки государства все вопросы продовольственного обеспечения столицы. Однако он не мог удержаться от введения новых налогов, поскольку проводившиеся им преобразования требовали все новых казенных средств. И это привело к недовольству крестьянского населения, которое поддерживалось духовенством и феодалами сепаратистами.

Селимом III предпринимались попытки укрепить авторитет центральной власти, с этой целью был издан указ, определяющий порядок организации провинций. Закон подчеркивал, что губернаторы провинций назначались центральной властью и были подчинены султану и великому визирю.

Реформы не смогли дать реальных результатов. В ряду событий усложнивших проведение и осуществления реформ, а также усугубивших положение и самой империи, была франко-турецкая война 1798 года. После этой войны внешнеполитическое положение Турции некоторое время оставалось стабильным, однако началось национально освободительное движение в балканских провинциях империи. Проблемы в стране вызвали новый подъем реформаторства у правительства.

Вопрос 2. Сравните положение Турции и Ирана к началу XX в.

На начало 20 века большая в прошлом Османская империя окончательно потеряла свое былое влияние на ход мировой истории, превратившись в полуколонию Запада. Европейские государства объявили Османскую империю «больным человеком Европы» и присвоили себе право решать его судьбу. Происходил фактический раздел османских территорий. Босния и Герцеговина находились под австро-венгерской оккупацией, в Тунисе хозяйничали французы, Египет захватила Англия. Формально эти территории оставались в составе Османской империи, но фактически они перешли под полный контроль иностранных государств. Используя все возможные средства, иностранный капитал занял ключевые позиции во всех сферах турецкой экономики. Это сдерживало развитие национальной промышленности, где царил мануфактурный способ производства.

К началу ХХ века Иран оставался отсталой страной, полуколонией Англии и России. Высшая власть в стране принадлежала шаху, происходивший из династии Каджаров (правила с конца XVIII века). В иранском селе, где проживало более половины населения, господствовали феодальные отношения и помещичья произвол. Через иностранную конкуренцию большая национальная промышленность не развивалась. В тяжелом положении находились ремесленники, чья продукция не выдерживала конкуренции дешевых иностранных товаров фабрично-заводского производства.

Глубокий экономический и политический кризис, который переживал Иран, засилье иностранцев, прогнивший государственный строй, невыносимые условия жизни простого народа - все это способствовало подъему народного движения в начале ХХ века.

Вопрос. Какую политику проводили французские власти в отношении местного населения в период колонизации Алжира?

Французские власти проводили политику колониальной экспансии.

Слайд 1

Османская империя и Персия в XIX - начале XX в.

Слайд 2

Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» в международной политике. Революция 1905-1911 гг. в Иране.
План

Слайд 3

Слайд 4

Земля-собственность султана, предоставлялась в пользование приближенным и военачальникам Административные и судейсие должности продавались Медленное развитие промышленности, ремесленное производство. Кризис финансовой системы. Армия плохо вооружена, отсутствие боевых качеств у янычаров.
Кризис Османской империи.

Слайд 5

Восточный вопрос
«Восточный вопрос» в международной политике.
Борьба православных славянских Народов за независимость
Угроза захвата колонизаторами османских земель
Борьба за контроль над черноморскими проливами
Стремление к самостоятельности Османских владений В Северной Африке

Слайд 6

1829- признание автономии Греции и Сербии. 1859- отсоединение Молдавии и Валахии. 1858- восстание в Черногории 1878- признание автономии Болгарии
Борьба православных славянских Народов за независимость

Слайд 7

1774- Турция признала за Россией право торгового мореплавания. 1779,1803- Россия получила право прохода военных судов через проливы. 1856-по парижскому договору Черное море объявлялось нейтральным.

Борьба за контроль над черноморскими проливами

Слайд 8

Порты, таможни, железные дороги, финансы находились под контролем Германии, Франции, Великобритании.
Угроза захвата колонизаторами османских земель

Слайд 9

1830- вторжение французских войск в Алжире. 1831-1833, 1839-1840- войны Турции и Египта 1881- занятие Францией Туниса 1882- захват Англией Египта 1911-1912- итало-турецкая война. Турция уступила Триполитанию и Киренаику.
Стремление к самостоятельности Османских владений В Северной Африке

Слайд 10


Начало XIX в. реформы Селима III Усиление армии
Середина XIX в. Политика танзимата. Преодоление военной и экономической отсталости.
Попытка реформ «новых осман» 1870-е гг. Приостановка дальнейшего закабаления страны.
Реформы в Турции и младотурецкая революция 1908-1909 гг.

Слайд 11

Периоды, даты Цели Содержание Результаты
Начало XIX в. реформы Селима III Усиление армии -Учреждение корпуса регулярных войск по европейскому образцу. -Приглашение в страну европ.конструкторов -Создание гос.пороховых заводов. Реформы вызвали недовольство знати, начались восстания, Селим III был свергнут.
Середина XIX в. Политика танзимата. Преодоление военной и экономической отсталости. -Отмена военно-ленной системы, разрешение покупки и продажи земель. Реорганизация центрального управления. Введение светской системы образования и здравоохранения. Создание регулярной армии на основе воинской повинности. Вызвали недовольство мусульманского духовенства и турецкой знати и не имели поддержки у населения империи.
Попытка реформ «новых осман» 1870-е гг. Приостановка дальнейшего закабаления страны. 1876 г.-принятие конституции. После поражения в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. султан отменил конституцию, реформы были прекращены.
Реформы в Турции и младотурецкая революция 1908-1909 гг.

Иран под властью династии Каджаров

Иран вступил в XIX в. типичной позднесредневековой монархией, характерной для стран Ближнего и Среднего Востока этого времени. В конце XVIII в. после длительной и кровавой междоусобной борьбы в Иране укрепилась новая, каджарская, династия. Основателем ее стал Ага Мохаммад-хан, который в ходе борьбы за власть сумел взять верх над многочисленными претендентами на шахский престол. Его коронация в марте 1795 г. положила начало правлению династии Каджаров, продолжавшемуся в Иране вплоть до 20-х годов XX в. В 1796 г. своей столицей Ага Мохаммад-хан избрал небольшое поселение Тегеран, постепенно подчинив своей власти большую часть Ирана. Целью Ага Мохаммад-хана было воссоздание Ирана как великой империи, существовавшей в древности.

После убийства шаха в результате дворцового заговора в июне 1797 г. и ожесточенной борьбы за престол к власти пришел племянник Ага Мохаммада Фатх Али, который управлял Ираном более тридцати пяти лет. В его правление в борьбе с сепаратизмом местных правителей и в противоборстве с растущим влиянием России и Великобритании на внутренние иранские дела произошло становление новой династии.

Процесс определения государственных границ, формирования государственного аппарата, налаживания хозяйственной жизни при Каджарах растянулся на несколько десятилетий и проходил в условиях широкой экспансии европейских государств и соперничества между ними за подчинение Ирана.

В конце XVIII в. Ближний и Средний Восток приобретает особый вес в международной политике. Выгодное географическое положение Ирана на подступах к Индии, Средней Азии и Кавказу определило его место в острой политической борьбе европейских держав за влияние и господство на Ближнем и Среднем Востоке и в Центральной Азии.

После неудачи египетской кампании в 1798 г. Наполеон начал разрабатывать планы сухопутного похода в Индию, рассчитывая использовать для этого территорию Ирана. В целях противодействия планам Наполеона англичане всячески старались склонить на свою сторону шаха.

В январе 1801 г. Англия подписала политический и торговый договоры с Ираном. Политический договор имел антифранцузскую, антиафганскую и антирусскую направленность. По торговому договору 1801 г. англичанам предоставлялись большие привилегии.

В начале XIX в. произошло дальнейшее обострение отношений между Россией и Ираном. После успешных войн с Турцией и присоединения Крыма Россия активизировала свою политику на Кавказе и взяла курс на непосредственное включение Грузии, Армении и закавказских мусульманских ханств в состав Российской империи. 19 декабря 1800 г. Павел I подписал манифест о присоединении Грузии к России. Александр I после вступления на престол издал «Манифест об утверждении нового правления в Грузии». Шахское правительство Ирана стремилось любыми способами вернуть под свою власть Грузию и мусульманские ханства Закавказья. Каджары рассматривали эти территории как неотъемлемую часть Ирана, и продвижение России в Закавказье неминуемо должно было привести ее к столкновению с Ираном.

В 1804 г. началась 1-я русско-иранская война, которая длилась 9 лет. Только 24 октября 1813 г. в местечке Гюлистан между Россией и Ираном был подписан мирный договор, согласно которому Иран признавал вхождение в состав Российской империи Дагестана, Грузии, Имеретин, Гурии, Мингрелии и Абхазии, а также ханств - Карабахского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышинского.

Договор подтверждал право российских и персидских купцов свободно плавать по Каспийскому морю. На ввозимые и вывозимые из Ирана товары для купцов обеих стран устанавливались пошлины в размере 5 %. В то же время в статье 5 Гюлистанского договора было зафиксировано исключительное право России иметь военный флот на Каспийском море.

Война с Наполеоном на время ослабила англо-русское соперничество в Иране, но оно вскоре возобновилось с новой силой. Продвижение России и Англии навстречу друг другу в Азии явилось определяющим фактором политики двух держав по отношению к Ирану, который оказался между молотом и наковальней и был вынужден постоянно лавировать, чтобы выжить в условиях растущего политического, военного и экономического давления. Англичане постоянно поддерживали антирусские настроения среди правящей верхушки Ирана и стремились укрепить свои позиции, используя стремление шаха к реваншу в борьбе с Россией.

25 ноября 1814 г. в Тегеране был подписан англо-иранский договор, который обязывал персидское правительство объявить все враждебные Великобритании союзы, заключенные с европейскими государствами, потерявшими силу, а также не допускать в Иран войска европейских государств, находящихся во враждебных отношениях с Великобританией.

Опираясь на поддержку Англии, иранское правительство стало требовать пересмотра Гюлистанского договора. Для урегулирования спорных вопросов в Иран было отправлено чрезвычайное посольство А.П. Ермолова. Результатом переговоров стало создание в 1817 г. постоянной российской дипломатической миссии в Иране. Шах назначил местопребыванием русской миссии г. Тебриз - резиденцию наследника иранского престола Аббас Мирзы, которому было поручено ведение внешних сношений Ирана. Улучшившиеся отношения с Ираном способствовали расширению ирано-русской торговли.

Признание Россией царствующего дома Каджаров имело для последних большое политическое значение. Аббас Мирза после получения гарантий Александра I (акт от 8 мая 1819 г.) о помощи в случае борьбы претендентов на шахский престол занял внешне дружественную позицию в отношении России. Однако в то же время Аббас Мирза послал своих агентов в отошедшие по Гюлистанскому договору к России Ширванское и Карабахское ханства, а также в Дагестан, где они повели агитацию за вооруженное выступление против русских властей.

После неудачной войны с Османской империей 1821–1823 гг. иранское правительство, подстрекаемое английской дипломатической миссией, пошло на обострение отношений с Россией. Весной 1826 г. англичане начали выплачивать Ирану военную субсидию, предусмотренную договором 1814 г. В Иране продолжалось формирование регулярной пехоты и кавалерии с помощью английских инструкторов, шла усиленная подготовка к войне с Россией.

23 июня 1826 г. иранское духовенство издало фетву о священной войне против России, а в июле 1826 г. иранская армия внезапно напала на русские войска. После ряда побед русской армии шах был вынужден согласиться на все условия, выдвинутые русской стороной.

10 февраля 1828 г. в с. Туркманчае близ Тебриза между Россией и Ираном был подписан мирный договор, завершивший 2-ю русско-иранскую войну. По этому договору Эриванское и Нахичеванское ханства вошли в состав России. Границей между Россией и Иранам стала р. Араке. На Иран возлагалась контрибуция в 20 млн рублей. Подтверждалось преимущественное право России иметь военный флот на Каспийском море и свобода плавания там для русских судов. Стороны обменялись миссиями на уровне посланников, установились консульские отношения, Аббас Мирза признавался наследником иранского престола.

По дополнительному соглашению к Туркманчайскому договору русским и иранским купцам предоставлялось право свободной торговли в Иране и в России. Договором устанавливалась экстерриториальность российских подданных в Иране, за Россией закреплялось право консульской юрисдикции на территории Ирана.

Договор способствовал укреплению влияния России на Среднем Востоке, подрывал британские позиции в Иране. Особенно большое значение он имел для судеб армянского народа: после подписания договора до 140 тыс. армян переселились в Закавказье из Турции и Ирана.

Туркманчайский договор 1828 г. положил конец русско-иранским войнам и притязаниям иранского шаха на Грузию, Армению и закавказские ханства.

В то время как основные силы Каджаров на западных и северо-западных границах государства были направлены на борьбу с Россией и Османской империей, местные правители на юге и востоке страны практически вышли из подчинения центральной власти, не платили налогов и вели в основном самостоятельную политику, используя против Каджаров помощь англичан, среднеазиатских ханств и афганских эмиров.

После подписания Туркманчайского договора с Россией Аббас Мирза предпринял шаги по восстановлению власти Каджаров в Йезде, Кермане и провинции Хорасан. Дипломатическая и военная активность Аббас Мирзы принесла результаты, и в течение 1831–1832 гг. он овладел многими крепостями и городами Хорасана. Английская миссия в Иране крайне неодобрительно и настороженно относилась к походу Аббас Мирзы в Хорасан. После заключения Туркманчайского договора наметилось ирано-русское сближение и укрепление позиций Ирана в Хорасане, что англичане рассматривали как усиление влияния России в регионе и пытались представить его как потенциальную угрозу своим владениям в Индии.

Иранские власти готовились к походу на Герат, который со времен Сефевидов и Надир-шаха считали своей подвластной территорией. Однако 21 октября 1833 г. Аббас Мирза скончался, а вскоре, в 1834 г., умер и Фатх Али-шах. Между наследниками престола началась борьба за власть, в которой верх одержал сын Аббас Мирзы Мохаммад Мирза. Он продолжил попытки укрепить власть Каджаров в Хорасане, а в 1837 г. предпринял поход на Герат. Это резко обострило отношения Ирана с Англией, которая стремилась не допустить перехода Герата под власть иранского шаха. Иран отказывался также выполнить требования англичан о предоставлении им права экстерриториальности. В связи с этим Англия в ноябре 1838 г. объявила о разрыве дипломатических отношений с Ираном.

Некоторое время спустя после разрыва дипломатических связей шах Мохаммад Мирза послал в Лондон своего представителя для ведения переговоров о восстановлении отношений. В сентябре 1839 г. министр иностранных дел лорд Пальмерстон выдвинул ряд условий, на которых Великобритания соглашалась восстановить дипломатические отношения с Ираном. Самыми важными из этих требований были: отзыв иранских войск из крепости Гориан и других афганских пунктов; заключение торгового договора, который распространил бы на английских подданных режим капитуляций. В марте 1841 г. Иран вывел свои войска из Гератского ханства. Вскоре дипломатические отношения между Ираном и Англией были восстановлены. 28 октября 1841 г. в Тегеране был подписан торговый договор между английским правительством и шахским двором.

Внимание к Герату было вновь привлечено в середине 50-х годов XIX в., когда Англия не только подошла вплотную к завоеванию рынков Ирана, Афганистана и Средней Азии, но и предприняла попытку установить свое прямое политическое господство в регионе.

Процесс территориального объединения государства завершился в основном в 30-40-е годы XIX в., хотя неопределенность государственных границ Ирана на некоторых участках сохранялась вплоть до XX в., вызывая конфликты с Османской империей, Россией, центральноазиатскими ханствами и Афганистаном. Определяющими факторами при формировании государственной территории стали уже не только военные силы Ирана и соседних ханств или племен, а вооруженные силы европейских государств - России и Англии, усилившиеся тенденции к созданию национальных государств, сила международных и двусторонних договоров и соглашений.

К середине XIX в. в стране стала складываться новая система административного деления. Иран делился на 30 областей (вилайеты ) и четыре провинции (эялаты ): Азербайджан, Хорасан, Фарс и Керман. Провинции, в свою очередь, делились на уезды (болук ) и округа (махалле ). Наименьшей административной единицей была деревня (дех ).

Первым лицом в государстве после шаха был садразам , глава государственного аппарата, который имел большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику Ирана. Часто эту должность занимали талантливые чиновники, не принадлежавшие к каджарской знати. Садразам назначал себе трех помощников: управляющего финансами (мостоуфи олъ-мамалек ), управляющего внешней и внутренней политикой (монши оль-мамалек ) и главнокомандующего (салар лашкар ). После реорганизации армии, осуществленной Аббас Мирзой, появились новые военачальники - командующий регулярным войском и командующий иррегулярными войсками. Налоговым инспектором в провинции был мостоуфи , в каждом городе - тахвилдар , который собирал налоги через деревенских и цеховых старост.

Уже в первой половине XIX в. стала намечаться «европеизация» государственного аппарата: садразам стал называться иногда премьер-министром, монши оль-мамалек - министром иностранных дел и т. д.

Большим влиянием пользовались каем-макамы , первые чиновники при дворе наследника в Тебризе, становившиеся премьерами после вступления наследника на престол.

Во главе пограничных областей стоял военный наместник или губернатор (беглербек или бейлербей, амир оль-омара ). В администрацию областей входили: губернатор, глава шиитского духовенства (шейх оль-ислам , назначался из Тегерана), шариатские судьи (кази и муллы ), садр (ведал вакфным имуществом области), визирь (отвечал за поступление налогов и подчинялся великому визирю или садразаму).

Судебные функции находились в руках шиитского духовенства. На основе законов шариата рассматривались некоторые уголовные дела. Но поскольку шах обладал неограниченной властью, то он и являлся верховным судьей по всем вопросам, и часть его власти передавалась по инстанциям различным административным лицам - губернаторам и др. Представители светского суда - даруга и кедхода выносили решения, учитывая мнение религиозных судей - казиев, улемов, мулл . На основе обычного права {адата) решались многие мелкие споры, особенно в племенах.

Армия была нерегулярной и в обычное время немногочисленной. В случае необходимости собирались племенные или городские ополчения, которые распускались после окончания военного похода. Когда же иранская армия столкнулась с русскими войсками в Закавказье и потерпела первые поражения, шах и его ближайшее окружение, прежде всего наследник престола Аббас Мирза, пришли к мысли о необходимости перестройки военной системы Ирана по европейскому образцу.

Регулярные войска вначале обучали французские, а затем английские, австрийские и итальянские офицеры. Во главе регулярной армии стоял амир - низам , хотя главой всех вооруженных сил считался шах. Однако боеспособность иранской армии даже после реорганизации была невысока, о чем свидетельствуют многочисленные поражения в войнах против России и Англии.

Неудачные для Ирана Гератский поход и войны с Османской империей, а также неспособность иранской армии быстро подавить восстание бабидов заставили молодого шаха Насер ад-Дина и его первого министра Таги-хана еще раз реорганизовать армию. Несомненно, что проведенная в Османской империи военная реформа стимулировала проведение реорганизации и иранской армии.

Таги-хан ввел новую систему набора в армию, по которой каждая облагаемая налогом единица (деревня, землевладелец, город и т. д.) должна была поставить определенное количество солдат, оплатить доставку солдата к месту сбора и содержать его семью. Накануне англо-иранской войны 1856–1857 гг. иранская армия была все еще слабо обучена и вооружена, в ней отсутствовала дисциплина; не было генерального штаба, инженерных войск. Лучше всего была обучена регулярная кавалерия. Подготовка военных инженеров только началась.

Такая «регулярная» армия была совершенно небоеспособной. Даже иррегулярные конные ополчения племен во главе со своими ханами были более надежной и боеспособной военной силой.

В первой половине XIX в. в Иране начинается процесс разложения патриархальных отношений и формирование капиталистического уклада: проявляются признаки политического и экономического кризиса, прокатываются волны народного недовольства, делаются попытки проведения некоторых реформ, зарождается просветительство.

Иран, сохранивший представления о своем былом величии и могуществе, сталкивается с более развитыми в социально-экономическом, военном, политическом и культурном отношении государствами и терпит поражения. Он вынужден идти на унизительные уступки, тяжело переживает неудачи, мучительно приспосабливается к новым условиям, ищет причины бедственного положения и пути преодоления средневековой отсталости. В Иране еще не исчезли некоторые иллюзии, были живы надежды отстоять свою политическую и экономическую независимость, сохранить неизменной шиитскую идеологию, шариатское традиционное общественное устройство, культуру, быт. События середины XIX в. заставили многих иранцев более реалистически оценивать сложившуюся на Ближнем и Среднем Востоке обстановку и возможности самого Ирана. С этого времени начинается качественно новый период в истории иранского государства.

Во второй четверти XIX в. отмечаются новые тенденции в социально-экономическом развитии Ирана в связи с ввозом западноевропейских товаров, проникновением гораздо более производительного и сильного западноевропейского промышленного капитала и начавшимся превращением Ирана в рынок сбыта и источник сырья для европейских стран.

В начале XIX в. около трети пригодной к обработке земли принадлежало государству. Каджары стремились создать большой фонд государственных земель, считая государственную собственность на землю и право шаха распоряжаться земельным фондом важнейшей экономической основой политической централизации Ирана.

Тем не менее большая часть земель оставалась частной собственностью. Относительно независимыми от шахской власти были вакфные земли, которыми распоряжалось шиитское и отчасти суннитское духовенство.

С 30-40-х годов отмечался рост частного землевладения. Соотношение между государственной и частной собственностью начало меняться: стало сильно сказываться влияние капиталистической Европы, а рост потребностей в сельскохозяйственном сырье и цен на него на мировом рынке заставили активизироваться крупных землевладельцев, установить более жесткий контроль над крестьянами. В сельское хозяйство устремились купцы, офицеры, высшее духовенство, богатые горожане. Принцип частной собственности на землю официально был признан законом 1843 г.

До середины XIX в. в Иране сохранялась устойчивая социальная структура, характерная для средневекового общества. С 40-х годов можно говорить о начавшемся расшатывании этой структуры, появлении новых общественно-экономических связей.

Можно выделить четыре основные группы населения Ирана, сильно отличавшиеся друг от друга по экономическому и правовому положению: правящее сословие - лица, связанные с двором, столичная и провинциальная (гражданская и военная) администрация, имеющая наследственную и пожалованную Каджарами земельную собственность; городские сословные группировки - купцы, торговцы, ремесленники, а также духовенство; крестьянство; кочевники.

Основную массу крупных землевладельцев составляли ханы племен, владельцы наследственных и титульных земель, чиновники провинциальной администрации. В целом эта социальная группа была достаточно стабильна.

Крепостного права в Иране не было, но это не мешало жесточайшей эксплуатации крестьян и пренебрежительному отношению к податному населению: ремесленникам и горожанам.

Положение шиитского духовенства в Иране на протяжении XIX в. изменилось. При Фатх Али-шахе стало заметно стремление шиитского духовенства более активно участвовать в политической жизни страны. При Мохаммад Мирза-шахе происходило дальнейшее укрепление позиций духовенства. А позже Амир Кабир неоднократно открыто заявлял, что во всем Иране духовенство жаждет политической власти и вмешательства в государственные дела.

Отношения духовенства с властями имели сложный характер и наряду с тем, что духовенство нередко выступало против всевозможных «европейских» новшеств, угрожавших традиционным устоям общества, оно зачастую было единственной силой, способной оградить народ от произвола властей и поэтому пользовалось уважением и доверием народа. Духовенство оказывало решающее влияние на всю систему взглядов, традиций и устоев иранского общества.

Со второй половины XIX в. в Иране начинается развитие капиталистических отношений и, как следствие этого, рост иранских городов. Роль города в жизни страны начинает возрастать: город становится центром новой культуры; создает новые политические, торгово-экономические и интеллектуальные сообщества; способствует созданию новых форм власти.

Политическая власть в городе принадлежала бюрократическим слоям. Они же по существу господствовали в экономической жизни, собирая налоги с горожан, принимая участие в городской, оптовой, караванной и транзитной торговле, осуществляя регламентацию производства и торговли, влияя на ценообразование и т. п.

Значительной по численности и влиятельной социальной группой в иранском городе в первой половине XIX в. было купечество. В основном в его руках сосредоточивалась внешняя и внутренняя торговля. Особенностью иранского купечества являлась тесная связь с крупными землевладельцами и духовенством. Шахская казна и отдельные сановники также были активными участниками торговли.

Внешняя торговля Ирана контролировалась тегеранским правительством не полностью. Местные власти провинций имели право определять условия торговли. Иран торговал преимущественно со своими соседями: Османской империей, Россией, Бухарским ханством, Афганистаном, Индией и арабскими княжествами. Европейские товары ввозились в Иран не только иранскими и европейскими купцами, но и турецкими, индийскими и арабскими.

Во многих отраслях ремесленного производства функции производителя и продавца объединялись в одном лице. Ремесленник-торговец оставался чуть ли не самой заметной фигурой на иранских базарах, особенно в небольших городах. Наемный труд применялся довольно широко и в городе и в деревне. В городах выделялась еще одна часть населения, так называемые деклассированные элементы (лути ). Они играли видную роль почти во всех городских восстаниях. В 1815 г. тегеранские лути, подстрекаемые шейх оль-исламом, разгромили армянский квартал. Городские низы были использованы шиитским духовенством при разгроме российской миссии в 1829 г.

В конце XVIII - начале XIX в. в Иране было относительно много рабов, преимущественно из христиан и негров. Захваченные в плен обычно превращались в рабов. Несмотря на подписание договоров о запрещении работорговли в Персидском заливе (1845, 1847 г.), она продолжалась в Систане и Белуджистане.

Немусульманское население Ирана - христиане (главным образом армяне и ассирийцы), парсы (гебры, зороастрийцы), иудеи - занимали униженное положение. Национально-религиозные меньшинства старались держаться компактно, прибегая в случае необходимости к защите своей религиозной общины. Армяне, евреи, ассирийцы и парсы составляли незначительный процент в общей массе населения и не оказывали заметного влияния на политическую и культурную жизнь Ирана.

В 50-е годы XIX в. в Иране проживали 9 млн человек. Налогом облагались 3 млн оседлых жителей и 3 млн кочевников. Традиционными и законными в соответствии с шариатом считались 10 % отчисления в казну с любого вида доходов, а в военное время - 25–30 %. Однако в действительности этих правил никто не придерживался, и налоги определялись губернатором провинции, а затем раскладывались по более мелким административным единицам. Сохранялась круговая порука при выплате налогов с деревни и сенфа (цеха), хотя и намечалась тенденция к более индивидуальному обложению.

Некоторые губернаторы провинций систематически отказывались вносить налоги в казну, а правители ряда областей, например Бендер-Аббаса, вообще не хотели платить налог иранскому правительству, считая себя независимыми от Ирана. Несвоевременное поступление налогов было обычным явлением.

При Каджарах все шире стала практиковаться выдача баратов (распоряжений) на получение налога с какого-либо района или его части в качестве жалования чиновников. Сбор налогов отдавался на откуп, что свидетельствовало о неразвитости налоговой системы, а также о неспособности государства обеспечить сбор налога силами чиновников (бюрократический аппарат в это время был невелик).

К середине XIX в. в Иране происходят существенные сдвиги в социально-экономической жизни, связанные с проникновением западноевропейского, прежде всего английского, капитала.

Ввоз дешевых иностранных товаров оказывал разрушительное действие на иранское ремесло и промышленность, которые не могли противостоять иностранной конкуренции. Правительство ничего не делало для защиты местных производителей, особенно страдала текстильная промышленность. Широкомасштабный торговый кризис 1836–1837 гг. в Иране привел к разорению многих иранских купцов, они были вытеснены из внешней торговли иностранными торговыми домами.

Проникновение иностранного капитала в страну также ухудшило положение крестьян. Росла экономическая кабала. Если в Европе ссуды давались под 3–6% годовых, то в Иране - под 30-100 %. Многие крестьяне уходили на заработки в города и пополняли ряды городской бедноты.

Протесты и недовольство крестьян часто сливались с возмущением разорившихся торговцев и ремесленников. В целом ухудшение материального положения народных масс создавало широкую социальную базу для антиправительственных выступлений, которые принимали в Иране форму религиозных движений.

Особую опасность для властей представляли бабидские выступления середины XIX в. (названные по имени идейного руководителя движения Баба). Движения бабидов проходили под уравнительными лозунгами. Большую часть участников движения составляли мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне и исламское духовенство. Они выступали за отмену налогов, частной собственности, равенство женщин, введение общности имущества. Стихийные и разрозненные бабидские протесты были жестоко подавлены властями.

Бабидское движение стало следствием обострения социальных противоречий в Иране, которые усиливались в результате проникновения иностранного капитала в страну. Наиболее дальновидная часть правящего класса понимала необходимость изменения существующего положения.

Северный Иран - Азербайджан, Гилян, Мазендеран, более тесно связанные с европейским рынком, раньше других ощутили необходимость реорганизации хозяйства и управления.

Впервые при Каджарах к середине XIX в. начинает складываться оппозиция шахскому самодержавию на базе просветительства и реформаторства, получивших свое развитие во второй половине XIX в. Важно отметить также проявление политического самосознания у части представителей имущих классов, которые выдвигали требования улучшения государственного управления, соблюдения законности, «справедливости», а также развития экономики и культуры. Идеи модернизации общества проникли в Иран в результате расширявшихся контактов с европейцами, ознакомления с достижениями жизни и культуры Европы, а также под влиянием реформ (так называемый «танзимат») в соседней Османской империи.

Наиболее активным сторонником проведения реформ в Иране был Мирза Таги-хан.

Амир Кабир

Мирза Мохаммад Таги-хан Фарахани (1808-09.01.1852). Мохаммад Таги был сыном Махмуда Курбана Кербелаи, повара в семействе правителя Персидского Ирака - Иса Фарахани. После назначения Иса Фарахани на должность каем-макама при наследнике престола Аббас-Мирзе, семья М.К.Кербелаи переезжает в Тебриз, где он становится управляющим в доме Фарахани. Мохаммад Таги воспитывался вместе с детьми и внуками каем-макама, с детства был знаком с наследником престола и будущим шахом Насер ад-Дином.

Личные качества Таги-хана - природный ум, образованность, работоспособность, умение вести канцелярскую работу, организаторские способности, поддержка каем-макама и наследника способствовали его выдвижению. Таги-хан стал чиновником в канцелярии наследника Аббас Мирзы в Тебризе. В составе «извинительного» посольства Хосров Мирзы в 1829 г. он посетил Петербург.

Таги-хан в 1831 г. стал заместителем командующего армией наследника в Азербайджане, получил титул хана. В 1843 г. он был назначен на пост амир-незама (командующего) армией наследника.

Семейные связи также обеспечивали Таги-хану необходимую поддержку; он был женат на одной из дочерей Фатх Али-шаха, сестре Насер ад-Дина. Мирза Таги-хан в 1843–1847 гг. возглавлял иранскую миссию в Эрзеруме при определении границ с Турцией. Общаясь с европейцами, работавшими в комиссии по разграничению, проживая длительное время в Турции и посещая Россию, а также занимая высшие административные и военные посты при наследнике престола в Азербайджане, мирза Таги-хан приобрел необходимый опыт и знания в управлении страной.

Вступив на престол в 1848 г., Насер ад-Дин-шах назначил Таги-хана садр-азамом (премьер-министром) и присвоил ему титул «Амир Кабир» («Великий эмир»). Таги-хан получил неограниченные права по управлению страной.

За время короткого пребывания на посту первого визиря (1848–1851) Мирза Таги-хан пытался провести реформы в целях укрепления власти центрального правительства и ограничения влияния иностранных держав, главным образом Англии. В первую очередь он занялся реорганизацией армии, повел борьбу с недисциплинированностью воинских частей и их командиров, с кражей казенных денег, предназначенных для уплаты жалованья солдатам.

Вместе с тем стремясь несколько разрядить недовольство крестьян, Мирза Таги-хан сделал попытку ограничить эксплуатацию крестьян ханами. Разработанный им проект устанавливал размеры повинностей крестьян в пользу ханов. Эта мера, так же как и другие проекты реформ Мирзы Таги-хана, должна была укрепить власть центрального правительства, что было необходимо для подавления народных восстаний, мятежей непокорных ханов, а также для отпора давления на Иран со стороны иностранных держав.

Среди других государственных деятелей Ирана Мирза Таги-хан был наиболее решительным противником усиления английского влияния в стране. Он пытался не допустить закабаления Ирана иностранными державами и стремился вернуть Ирану фактическую самостоятельность во внешних и внутренних делах.

В течение трех лет Мирза Таги-хан был фактическим правителем Ирана и заложил основу всеобъемлющих, обновляющих страну реформ. В 1849 г. он основал школу-лицей Дар оль-фонун (Дом науки) и пригласил группу европейских специалистов, которые преподавали медицину, фармакологию, естественные науки, инженерное дело, геологию, военное дело. Из среды выпускников Дар оль-фонуна впоследствии вышли видные иранские политические деятели, дипломаты, просветители.

В стране начали действовать разного рода кружки и общества, служившие целям просвещения, развитию частных школ. В феврале 1851 г. в Тегеране под руководством и при активном участии Таги-хана была основана газета «Рузнаме-йе вакайе-йе эттефаки-йе», которая была официальным изданием и служила руководством для государственных служащих. Значительное место в газете занимали материалы зарубежной прессы, освещавшие проблемы политики, экономики и культуры.

Амир Кабир был убежден в необходимости создания в Иране промышленности европейского типа. По его инициативе были выстроены два сахарных завода, заводы по изготовлению оружия и пушек, прядильная фабрика, фабрики по производству хрусталя, бязи и сукна. Одной из основ его экономической политики было поощрение и развитие частной промышленности.

Для успешного осуществления реформ Мирза Таги-хан сильно ограничил власть духовенства, не допуская его вмешательства в государственные дела. Он считал, что при наличии сильных позиций духовенства никакие реформы невозможны.

Амир Кабир внес изменения в судебную систему. Он ограничил компетенцию шариатских судов. Судебные дела представителей религиозных меньшинств не должны были подпадать под юрисдикцию судов шариата и сразу передаваться в светские суды. Всем губернаторам провинций была направлена инструкция, согласно которой религиозные меньшинства должны пользоваться полной свободой религиозных отправлений и их права должны охраняться на основе абсолютной справедливости.

За короткий период правления Мирза Таги-хан, несмотря на ограничения, существовавшие на протяжении столетий, и противодействие, оказываемое ему со всех сторон, провел разнообразные реформы. Однако его деятельность, попытки ограничить власть и финансовые возможности правящей верхушки вызывали недовольство двора и духовенства.

Против Амир Кабира сложился заговор, активную роль в котором сыграло английское посольство. В результате дворцовых интриг в ноябре 1851 г. Таги-хан был лишен всех титулов и званий, отстранен от всех должностей, а вскоре по приказу шаха был убит.

Со второй половины XIX в. обостряется борьба великих держав за Иран. Наиболее остро эта борьба развернулась между Англией и Россией, сначала в Центральной Азии, а затем и в самом Иране.

Составной частью колониальной политики, которую проводила в середине XIX в. Великобритания, стала англо-иранская война 1856–1857 гг. Однако в результате этой войны Англия практически не получила уступок от Ирана, ее влияние было ослаблено, в стране резко возросли антианглийские настроения. В то же время в Иране усилились позиции России, Франции и отчасти США. Война показала слабость Каджарского государства и облегчила дальнейшее проникновение в Иран иностранного капитала. Воспользовавшись военно-политическим ослаблением страны, западные державы навязали Ирану ряд неравноправных договоров и создали благоприятную почву для получения концессий, монополий и всякого рода привилегий, превративших Иран в конце XIX в. в зависимую страну.

Одной из первых сфер деятельности иностранного капитала в Иране стали телеграфные концессии. Соглашения о них были подписаны в 1862,1865, и в 1872 г. Телеграф полностью находился в ведении «Индо-европейской компании». Персидскому правительству предоставлялась треть доходов от эксплуатации линии, проходящей по иранской территории, и льготный тариф при подаче телеграмм. Из девяти основных телеграфных линий лишь две контролировались иранским правительством, еще две эксплуатировались русскими, а остальные - англичанами. Телеграф, обслуживаемый английскими чиновниками и охраняемый персидской стражей, состоящей на жаловании английского правительства, был инструментом усиления британского влияния в Иране.

С начала 70-х годов обострилась борьба между Россией и Англией за концессии на строительство шоссейных и железных дорог в Иране. Это строительство имело экономическое и стратегическое значение.

25 июля 1872 г. с английским финансистом Ю.Рейтером было подписано соглашение о концессии на строительство трансиранской железной дороги от Каспийского моря до Персидского залива сроком на 70 лет. Рейтер получил такие привилегии, что, по признанию лорда Керзона, эта концессия представляла собой небывалый и самый экстраординарный факт полной продажи всех богатств государства иностранцам.

Соглашение о концессии вызвало резкий протест царского правительства. Во время пребывания Насер ад-Дин-шаха в Петербурге осенью. 1873 г. был фактически решен вопрос об отмене концессии. 5 декабря 1873 г. шах расторг договор о концессии с Рейтером. Царское правительство решило взять инициативу железнодорожного строительства в свои руки с целью подорвать влияние англичан.

В 1887 г., вопреки интересам экономического развития страны, шахское правительство под давлением российской дипломатии дало письменное обязательство не разрешать строительство железных дорог и использование водных путей без предварительных консультаций с российским правительством. В 1890 г. официально было подписано русско-иранское соглашение о том, что железные дороги в Иране не будут строиться в течение 10 лет. Строительство фактически было заморожено почти на 30 лет. Отсутствие железных дорог надолго задержало экономическое развитие страны.

В конце XIX в. англичане добились разрешения на строительство ряда шоссейных дорог. В январе 1889 г. с сыном Ю. Рейтера было подписано соглашение об открытии банка в Иране и предоставлении концессии сроком на 60 лет. 23 октября 1889 г. Шахиншахский банк начал операции в Тегеране. Вскоре отделения банка были открыты во многих городах и районах Ирана. Выпуская бумажные деньги, этот банк сосредоточил в своих руках большое количество серебра, которое вывозил из страны, что способствовало обесцениванию иранской валюты и росту инфляции.

Для регулирования искусственно созданной инфляции банк предоставил шахскому правительству займы и тем самым увеличил долговые обязательства Ирана перед Англией. Англичане применяли методы денежно-кредитного регулирования для ограничения национального суверенитета Ирана через инфляционные механизмы в сочетании с системой государственных международных заимствований.

Экономическое проникновение в Иран русского капитала шло прежде всего по линии расширения торговли и создания русских предприятий в стране. Наиболее крупным торгово-промышленным предприятием являлось рыболовное хозяйство Лионозовых. Другими видными российскими концессионерами в Иране были известные предприниматели братья Поляковы. В ноябре 1890 г. Л.С. Поляков добился у шаха получения концессии на организацию страхового и транспортного дела по всей территории Ирана сроком на 75 лет. Эта концессия давала России большие привилегии в области строительства шоссейных и колесных дорог не только на севере страны, но и по всей территории Ирана.

Одной из наиболее важных концессий России в Иране являлась организация Учетно-ссудного банка. Банк взял на себя финансирование транспортного дела. За сравнительно короткий срок - 15 лет (1895–1910), Россия вложила в дорожное строительство Ирана около 21 млн рублей. Открытие русского банка в Тегеране свидетельствовало об активизации экономической политики царского правительства, рассчитанной на завоевание персидского рынка и вытеснение из Ирана английского соперника.

Важнейшим фактором, с помощью которого Англия и Россия пытались укрепить свои позиции в Иране в конце XIX - начале XX в., явились займы, предоставляемые правительству Ирана. В 1898 г. английский банк потребовал у шахского правительства немедленной уплаты выданных ранее ссуд. Иран был вынужден обратиться за денежной помощью к России. В этом же году Ирану была выдана ссуда 150 тыс. рублей. В 1900 г. Россия предоставила Ирану заем в размере 22,5 млн рублей сроком на 75 лет. Приобретение внешних займов вызывало протесты у населения страны.

В 1908 г. в районе Мейдане-Нафтун были обнаружены огромные запасы нефти, а уже в апреле 1909 г. в Лондоне была образована Англо-иранская нефтяная компания. Эта компания стала играть определяющую роль в закабалении и ограблении Ирана английским капиталом в первой половине XX в.

Кроме английских и русских концессий, шахское правительство предоставило ряд концессий представителям других европейских государств: Бельгии, Франции, Греции.

Одновременно с усилением экономической зависимости Ирана происходил процесс его политического подчинения иностранными державами, прежде всего Великобританией и Россией.

Усиление английского влияния вызвало серьезное беспокойство царского правительства, которое не обладало достаточными материальными средствами, чтобы эффективно экономически противостоять Англии в Иране. Поэтому, наряду с экономическими мерами, царское правительство прибегало и к военно-политическим.

Важную роль в упрочении и распространении русского влияния в Иране сыграла казачья бригада. Во время второго путешествия Насер ад-Дин-шаха в Европу в 1878 г. царскому правительству удалось склонить шаха к созданию персидской казачьей бригады по образцу русских казачьих полков для личной охраны шаха и его семьи. Согласно уставу бригады, ее возглавлял шах, что значительно поднимало ее престиж и ставило в привилегированное положение в иранской армии.

Правительство России имело сильные позиции в Тегеране. Свое политическое влияние в Иране оно проводило через центральное шахское правительство и поэтому было заинтересовано в укреплении власти шаха. Царские власти для осуществления своих целей использовали консульские миссии, Учетно-ссудный банк, концессионные предприятия и другие возможности.

Английские правящие круги, соперничавшие в Иране с Россией, были заинтересованы в ослаблении власти иранского правительства, следуя своему принципу «разделяй и властвуй». Они поддерживали раздробленность страны и сепаратизм племенных ханов.

В конце XIX в. Англия неоднократно вводила свои войска на территорию Ирана и отторгла значительные районы на восточной границе, захватив Восточный Белуджистан и часть Систана. Эти захваты проводились под видом деятельности так называемых разграничительных комиссий. Белуджские сардары, вожди племен, получали от англичан регулярные субсидии и оружие. Они не платили иранским властям налоги и открыто отказывались подчиняться им.

Англичане установили свое господство и в Персидском заливе. Под предлогом борьбы с пиратами и с работорговлей Персидский залив был оккупирован английскими военно-морскими силами.

В целях утверждения политического влияния в Иране англичане использовали не только своих политических представителей, консулов, но и отделения Шахиншахского банка, нефтяную компанию, судоходную компанию, английских миссионеров, которые находились во многих городах Центрального и Южного Ирана.

К началу XX в. Иран уже в значительной степени утратил свою национальную независимость и накануне революции 1905–1911 гг. стал по сути зависимой страной от Англии и царской России. В то же время контакты с европейцами способствовали проникновению в иранское общество идей модернизации и заимствованию некоторых формальных институтов европейской культуры.

Насер ад-Дин-шах совершил три поездки за границу - в Россию и Европу (в 1873, 1878 и 1889 г.). После этих поездок он ввел в государственном аппарате страны некоторые новшества, которые сводились к внешней европеизации правительства и шахского двора. Были учреждены новые министерства - внутренних дел, юстиции, просвещения, почт и телеграфов; основано несколько светских школ по европейскому образцу для сыновей местной знати; проведена некоторая европеизация одежды придворных. Была сделана попытка ограничить судебную власть высшего духовенства.

Проводимые шахом реформы не дали значительных результатов, однако они способствовали изменению общественно-политической обстановки в стране в последней трети XIX в.

К этому времени на политическую сцену Ирана выходит иранская интеллигенция. В ее среде получили распространение идеи национализма и просвещения. Иранские просветители, видными представителями которых были Мальком-хан, Зайн аль-Абедин Марагеи и другие, выступали за политические реформы, введение конституционного правления, модернизацию страны. Их деятельность сыграла важную роль в формировании национального самосознания иранского народа и развитии оппозиционного движения в стране. Усиление давления оппозиции на власть, радикализация ее политической программы, слабость и неэффективность монархического режима привели к иранской революции 1905–1911 гг. Ее стремительное развитие, масштаб событий были непредсказуемы. Правительство и меджлис оказались практически недееспособными, центральная власть ослабла, заметно окрепли сепаратистские настроения. В 1907 г. Англия и Россия заключили соглашение о разделе Ирана на «сферы влияния». Войска союзников начали оккупацию страны и оказали помощь в подавлении революции. Они так и не были полностью выведены из Ирана до начала Первой мировой войны, их присутствие стало впоследствии одной из причин превращения нейтрального Ирана в арену вооруженных столкновений сил Антанты и Тройственного союза.

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора

3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 г.н. э., в год воцарения в Китае манжурской династии Считается, что древнейшее и самое знаменитое китайское солнечное затмение произошло, ни много ни мало, в XX

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

2. Татаро-монгольское нашествие как объединение Руси под властью Новгородской = Ярославской династии Георгия = Чингиз-хана и затем его брата Ярослава = Батыя = Ивана Калиты Выше мы уже начали говорить о «татаро-монгольском нашествии» как о процессе объединения Русского

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Татаро-монгольское нашествие как объединение Руси под властью Новгородской = Ярославской династии Георгия = Чингиз-Хана и затем его брата Ярослава = Батыя = Ивана Калиты Выше мы уже начали говорить о «татаро-монгольском нашествии» как о процессе объединения Русского

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Иран под властью первых каджарских шахов Провозгласивший себя в 1796 г. новым шахом Ирана Ага Мухаммед-хан был беспощадным тираном, стремившимся восстановить единство Ирана в основном методами грубого насилия. Жестокость шаха и общая атмосфера подозрительности даже в

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

I ГОСУДАРИ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ. УКРЕПЛЕНИЕ ДИНАСТИИ (867-1025) В течение ста пятидесяти лет (с 867 по 1025) Византийская империя переживала период несравненного величия. К счастью для нее, руководившие ею в продолжение полутора столетий государи почти все без исключения были

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ПОД ВЛАСТЬЮ МАНЬЧЖУРОВ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДИНАСТИИ ЦИН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА В октябре 1644 г. Фулинь был провозглашен императором новой династии Поднебесной - Цин, столицей которой стал Пекин. Маньчжуры тут же попытались ввести в городе свои порядки,

автора Саггс Генри

Хронологическая таблица II ОТ ВОЗВЫШЕНИЯ ДИНАСТИИ АККАДА ДО ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Хронологическая таблица III ОСНОВНЫЕ ДИНАСТИИ В ВАВИЛОНЕ И АССИРИИ ОТ ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ УРА ДО КОНЦА ПЕРВОЙ ДИНАСТИИ

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 года н.э., в год воцарения в китае манжурской династии Считается, что древнейшее и самое знаменитое китайское солнечное затмение произошло, ни много ни мало, в

Из книги Крымское ханство XIII-XV вв. автора Смирнов Василий Дмитриевич

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА ПОД ВЛАСТЬЮ ДИНАСТИИ ГЕРАЕВ И УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА НАД НИМ ОТТОМАНСКОЙ ПОРТЫ События крымско-татарской истории, достигнув наибольшего интереса в половине XV века, в эпоху образования самостоятельного татарского ханства,

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

11.3. ИРАН ПОД ВЛАСТЬЮ МОНГОЛОВ Катастрофа, вызванная монгольским нашествием, своими масштабами превзошла все катаклизмы, которые было суждено пережить человечеству до тех пор. «Сомнения нет, – писал Хамдаллах Казвини, – что разруха и всеобщая резня, бывшие при появлении

Из книги Китайская империя [От Сына Неба до Мао Цзэдуна] автора Дельнов Алексей Александрович

Китай под властью монгольской династии Юань Первым (и самым значительным) монгольским повелителем Поднебесной стал внук Чингис-хана Хубилай (1215–1294), провозглашенный Великим ханом в 1260 г. (для этого ему пришлось одолеть конкурента, своего младшего брата

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Афганистан, Персия (Иран) и Тибет под властью Руси 1907 год. Русско-английский договор о разделе Афганистана, Персии (Иран) и Тибета на зоны