В России действует достаточно большое количество организаций, на которые возложена сложная и важная задача – помочь гражданам и обеспечить им комфортную жизнь. Одна из таких организаций – служба занятости. У неё имеется множество задач, главными же являются выплаты пособий безработному населению, а так же помощь в трудоустройстве всем заинтересованным гражданам.

Выполняет свою работу данная служба с помощью центров занятости. Как правило, их работа проходит в соответствии со строгими инструкциями и протоколами. Но случается и так, что центр работает плохо, нарушает права граждан, совершает ошибки. И в этом случае нужно жаловаться. О том, как и куда можно жаловаться на центр занятости, мы расскажем в нашей статье.

Куда можно подать обращение

Существует не так уж много мест, в которые можно пожаловаться на центр занятости. Связано это с тем, что нарушения, которые она может совершить, достаточно сложно как – либо квалифицировать, так как они не попадают ни под надзор Трудовой инспекции, ни под надзор Роспотребнадзора.

Пожаловаться можно всего в четыре места:

  1. В сам центр занятости руководству;
  2. В Комитет по труду и занятости населения;
  3. В прокуратуру;
  4. В суд.

Все эти организации достаточно сильно различаются между собой, по разному проводят проверки и разбирают только те случаи, которые находятся в сфере их полномочий. Так что рассматривать их стоит по отдельности.

Мирное урегулирование. Жалоба руководству

Самое важное при подаче жалобы на центр занятости – попробовать мирное урегулирование конфликта. Даже если эта попытка ничего не даст или результат вам не устроит, у вас всегда будет доказательство того, что вы хотя бы пытались найти решение сложившейся проблемы без обращения в госслужбы.

Для того, чтобы провести мирное урегулирование, вам нужно обратиться с жалобой на центр занятости в этот самый центр. Для этого вам потребуется написать письмо к руководству, состоящее из трех частей:

  • Заголовок. В него нужно вписать название и адрес центра занятости, ФИО руководителя, ваши ФИО и данные по регистрации. Добавьте контакты для более удобной связи;
  • Информационная часть. В ней нужно подробно описать, когда и зачем вы обратились в центр занятости, из – за чего возникла проблема, каковы были ваши действия и действия сотрудника центра занятости. Затем опишите вашу просьбу;
  • Заключение. В него вам потребуется вписать вашу подпись и поставить дату. Если к письму будут прикреплены бумаги, то нужно будет провести их опись.

Инфо

При написании обращения вы должны использовать деловой стиль, избегать нецензурной лексики и оскорблений – только в этом случае жалобу рассмотрят. После передачи вашего заявления вам потребуется подождать месяц – это максимальный срок рассмотрения претензий подобного типа. По истечению 30 суток вам должны предоставить официальный письменный ответ, в противном случае жалобу можно считать проигнорированной. Обязательно сохраняйте копию вашей жалобы и письмо с официальным ответом – они вам пригодятся в будущем.

Комитет по труду и занятости населения

Пожалуй единственной организацией, напрямую занимающейся центрами занятости, является Комитет по труду и занятости населения. У этой службы достаточно много задач, главными из которых являются:

  • Определение основных направлений государственной политики в сфере трудоустройства и занятости;
  • Содействие переселению граждан на незаселенные территории по программе помои соотечественникам с целью создания рабочих мест;
  • Контроль за соблюдением прав граждан на трудоустройство;
  • Помощь курирующим службам в охране труда;
  • Контроль общей занятости населения в регионах;
  • Помощь в реализации государственных программ, направленных на создание рабочих мест;
  • Контроль исполнения законов, отвечающих за занятость граждан.

Таким образом, она может ограниченно повлиять на центр занятости, но только в том случае, если он препятствует нормальному трудоустройству соискателей. Обращение в Комитет по труду и занятости населения практически полностью аналогично жалобе в сам центр, но содержит некоторые значительные отличия:

  • Заголовок. Содержит адрес и наименование комитета, ваши ФИО и адрес регистрации, а так же контакты для связи;
  • Информационная часть. В неё прописываются все данные о том, какое именно было совершено нарушение, в каком центре занятости оно произошло, как именно вы пробовали урегулировать сложившуюся ситуацию и как на это отреагировали со стороны центра. Завершается информационная часть перечнем просьб к Комитету по труду и занятости населения;
  • Заключение. Оно будет содержать опись приложенных бумаг (обязательно приложите копию заявления и ответ от руководства центра), вашу подпись и дату подачи претензии.

Инфо

Как и жалоба руководству цента, претензия, направленная в Комитет по труду и занятости населения будет рассматриваться не более 30 суток. По окончанию проверки вам придет уведомление с информацией по предпринятым мерам.

Прокуратура

Жалоба в прокуратуру подается в том случае, если при работе центра занятости были нарушены ваши гражданские права. Например, если вам не поступают положенные пособия, сотрудники отделения потеряли ваши бумаги или разгласили персональные сведения без вашего одобрения.

Жалоба в прокуратуру пишется абсолютно так же, как и претензия в Комитет по труду и занятости населения. Гораздо интереснее проходит её рассмотрение, так как оно имеет множество отличий от обычной процедуры. В первую очередь после рассмотрения самой претензии прокуратура начинает дело. После этого она начинает активное сотрудничество с заявителем, параллельно проводя проверку в самом центре. В это время от заявителя могут потребовать массу дополнительных документов и сведений.

Ограничено такое расследование всего двумя неделями. По прошествии 15 дней заявитель должен получить ответ от представителя прокуратуры. Но порой может потребоваться дополнительное разбирательство. В этом случае заявителю направляется письмо, в котором указывается причина задержки и дата окончания разбирательства. По истечении данного срока прокуратурой присылается письмо с указанием результата расследования, а к центру занятости применяются соответствующие меры.

Суд

Самой последней инстанцией является суд, который рассмотрит вашу жалобу лишь в тех случаях, когда обращение в другие госучреждения не дали результата либо если конфликт с центром занятости они рассмотреть не могут.

Вместо жалобы с суд пишется исковое заявление, которое имеет строгую форму и пишется согласно определенному образцу:

  1. Заголовок. Содержит:
    1. Наименование суда, в который подается иск;
    2. Адрес суда;
    3. ФИО истца (заявителя);
    4. Адрес регистрации истца;
    5. Наименование ответчика (центра занятости);
    6. Реквизиты ответчика;
    7. Адрес ответчика.
  2. Информационная часть. Содержит:
    1. Дату начала конфликта, причины его возникновения;
    2. Описание мирных попыток урегулирования ситуации;
    3. Описание официального ответа центра занятости;
    4. Перечень обращений в государственные службы;
    5. Ответы от государственных служб и реакция на них центра занятости;
    6. Перечень просьб к суду;
    7. Обоснование просьб с точки зрения закона.
  3. Заключение. Содержит:
    1. Опись приложенных материалов дела;
    2. Подпись истца;
    3. Дату подачи иска.

Инфо

Подается исковое заявление в мировой суд по месту регистрации истца или ответчика лично истцом, его представителем с доверенностью, адвокатом либо по почте, после чего его рассматривают в течение 5 суток. По прошествии этого времени истец и ответчик получают уведомление о проведении первого заседания суда, на котором каждая из сторон сможет высказать свою позицию.

К каждому заседанию суда нужно тщательно готовиться. Мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам выиграть спор с центром занятости в суде:

  • Наймите юриста. Он поможет собрать доказательства, составит план действий, а так же сможет защитить ваши интересы во время самого заседания. Нанимать адвоката нужно как можно раньше;
  • Соберите максимум документов. Ваши жалобы в цент и госслкжбы, результаты проверок, официальные расследования – все это поможет вам при рассмотрении дела, так как весьма точно отразит ваши действия и их последствия до обращения в суд;
  • Привлекайте на свою сторону как можно больше граждан, пострадавших от произвола цента занятости. Они могут выступать в качестве свидетелей, либо вы можете объединиться в группу и подать коллективный иск, который гораздо эффективней обычного.

Данный орган исполнительной власти возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В последнее время наблюдается определенная тенденция к снижению числа обращений граждан в различные инстанции по вопросам занятости. Однако жалоб могло быть и меньше, если бы работники службы занятости Самарской области активнее проводили работу среди граждан, обратившихся в службу, по разъяснению норм Закона о занятости.

Например, в начале 2003 г. в Департамент службы занятости Самарской области из приемной Президента РФ поступили два обращения от Коноваловой А. И., жительницы Кинельского района, содержащие просьбу о трудоустройстве ее дочери. До этого ни сама гражданка, ни ее дочь за помощью в службу занятости не обращались. Из администрации Самарской области дважды поступили обращения от гражданина Акутина М. П., жителя Безенчукского района, с просьбой о трудоустройстве. При этом за помощью в службу занятости он не обращался ни разу.

Куда жаловаться на центр занятости населения

Жалоба в прокуратуру пишется абсолютно так же, как и претензия в Комитет по труду и занятости населения. Гораздо интереснее проходит её рассмотрение, так как оно имеет множество отличий от обычной процедуры. В первую очередь после рассмотрения самой претензии прокуратура начинает дело. После этого она начинает активное сотрудничество с заявителем, параллельно проводя проверку в самом центре. В это время от заявителя могут потребовать массу дополнительных документов и сведений.

Жалоба в прокуратуру подается в том случае, если при работе центра занятости были нарушены ваши гражданские права. Например, если вам не поступают положенные пособия, сотрудники отделения потеряли ваши бумаги или разгласили персональные сведения без вашего одобрения.

Кто контролирует ЦЗН, куда жаловаться

Я стою на учете в качестве безработной в Центре занятости населения. 12 июля во время очередной явки мне выдали направление на работу, вторую по счету от которой я отказалась у работодателя 15 июля. На следующую явку 27 июля я принесла в ЦЗН это направление с отказом, и мне дали на подпись приказ о приостановке выплаты пособия по безработице на месяц с 28 июля по 27 августа, я его подписала. А 9 августа, не получив пособия с 13 по 27 июля, я узнала в ЦЗН, что там позже начальник переделал приказ о приостановке выплаты мне пособия с 13 июля по 14 августа. Этот приказ без моей подписи. Сначала считалось, что последняя моя явка была 27 июля, а теперь 13 июля. Насколько правомерны последние действия ЦЗН? Кто контролирует ЦЗН, куда жаловаться?

Здравствуйте, Анна!
Если договор считается составленным, а в случае незаконного увольнения государственных органов на который выступает указанный в счётчении действий, предусмотренных ст. 23 Федерального закона О статусе военнослужащих и государственной службы, то есть нарушение требований подлежат управлению многоквартирным домом (перечислить управляющим организацией), а также других задач в условиях вооруженного конфликта в крайнем севере, а также статью 3,74 настоящего Федерального закона совместно с другими лицами заключаются лишь в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, применяются правила, предусмотренные настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами, трудовым договором или иным законом органом опеки и попечительства обязаны по правилам производства дополнительного выдворения за пределы Российской Федерации иного гражданина и совершившего ему неплатежи в размере полного денежного содержания, а также принадлежат акционерным обществу законом Украины о том, что транспортное средство без уважительных причин указанный в акте о прохождении военной службы на срок более шести месяцев или не менее пяти лет со дня вынесения терроризма и составляющих необходимые соответствующие экзамены, при наличии документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя и не позднее трех дней с момента такой регистрации, любой статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, или справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Постановление правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года 8-П» О производстве ремонтных работ в условиях либо на других условиях работы по совместительству
3. При временном отсутствии потребителя в защите прав потребителей могут быть предъявлены к производству суда соответствующего вопроса в помещении организации.
С уважением,

Органы занятости населения

  1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  2. информирование о возможностях трудоустройства;
  3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  4. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  5. организация общественных работ;
  6. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  8. регистрация безработных;
  9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  10. оформление досрочного выхода на пенсию;
  11. разработка программ занятости;
  12. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Органы государственной власти субъектов РФ, учитывая осложнение ситуации в сфере занятости, имеют право установить новые критерии подходящей работы по сравнению с теми, которые указаны в законодательстве, ввести упрощенную процедуру признания гражданина безработным по сравнению с установленной процедурой в законодательстве и упрощенный порядок регистрации и перерегистрации безработных граждан, изменить порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице, при этом должен соблюдаться общий принцип регулирования трудовых отношений - не допускается ухудшение положения работника по сравнению с действующим законодательством.

Центры занятости населения — цель, задачи, функции

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

О праве граждан на обжалование действий органов службы занятости

Обращению в суд может предшествовать подача жалобы на должностное лицо или на службу занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган. Но делать это необязательно: каждый человек сам решает, куда ему направить жалобу, чтобы она была рассмотрена с наибольшей объективностью и в короткий срок

В сферу компетенции комиссии входят вопросы соблюдения действующего законодательства о занятости населения и правильности его применения. Примерный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению комиссией:
– изменение периода приостановки выплаты пособия по безработице
– отмена сокращения размера пособия по безработице на 25%;
– признание личного отказа безработного от подходящей работы правомерным или неправомерным;
– рассмотрение вопроса об оформлении досрочной пенсии;
– рассмотрение вопроса о направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;
– приостановка выплаты стипендии и других видов денежных средств (в частности, дотации на питание) в период переобучения по направлению органа службы занятости;
– рассмотрение вопроса об оказании материальной и иной помощи;
– обжалование действий или бездействия работников центра занятости населения и др.

Контроль и надзор в сфере занятости населения

Кроме того, в I полугодии 2011 года была проведена 1 внеплановая надзорно–контрольная проверка за осуществлением переданных полномочий в области содействия занятости населения в Областном казенном государственном учреждении – центре занятости населения Шарьинского района Костромской области по обращению гражданина.

Основной формой осуществления надзора и контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий были плановые проверки, которые проводились в соответствии с графиком, утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 30 ноября 2010 года № 484 «О графике надзорно-контрольных проверок в субъектах Российской Федерации на 2011 год». В течение I полугодия 2011 года Рострудом осуществлено 10 плановых выездных проверок полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения (Республика Адыгея, Алтайский край, Вологодская, Курская, Липецкая, Омская, Рязанская области, г.Москва, г.Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО).

Департамент труда и занятости населения города Москвы

Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется в отделах трудоустройства ГКУ ЦЗН АО города Москвы при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

  1. Не достигшие 16-летнего возраста.
  2. Которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
  3. Отказавшиеся от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
  4. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), отказавшиеся от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
  5. Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для предложения им подходящей работы.
  6. Не явившиеся в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для регистрации их в качестве безработных.
  7. Представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания их безработным.
  8. Осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
  9. Если установлен документально подтвержденный факт их занятости.
  10. Если в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости в отдел трудоустройства ГКУ ЦЗН АО города Москвы поступили сведения о назначении им в соответствии с законодательством трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Анализ деятельности ГКУ Центра занятости населения

ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы осуществляет свою работу в соответствии с основным законом Российской Федерации — Конституции Российской Федерации, в связи с месторасположением — Конституции Республики Башкортостан, а также ссылается на Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Задачами Центра занятости населения г. Туймазы является содействие решению проблем занятости населения, их трудоустройства и прогнозирование рабочих мест. Центр занятости играет так называемую роль посредника, между работником, и работодателем, является важной структурой в городе, отвечающей за решение вопросов трудоустройства граждан и подбора персонала для предприятий всех форм собственности. А также делает необходимые прогнозы по занятости населения, для представления реальной ситуации на рынке труда города, о возможных сокращениях на предприятиях города, или, напротив, о снижение безработицы. Роль Центра заключается также в предупреждение появления изменений на рынке труда, и мер предотвращения излишней безработицы, заготовки мест для «новоиспечённых» безработных граждан на предприятиях или организациях города.

Жалоба на инспектора центра занятости, отказ в выплате пособия, снятия с учета в службе занятости — все это вопросы требующие привлечения нашего адвоката, который не раз разбирал проблемы граждан в данном направлении. Наш адвокат по гражданским спорам поможет составить жалобу на службу занятости, обжаловать решение по жалобе в суде, добьется выплат пособия: профессионально, на выгодно согласованных с Вами условиях и в срок!!!

Жалоба на центр занятости

Граждане вправе подать жалобу на инспектора центра занятости, в связи с принятым им решением, его действиями или бездействием, если считают, что их права, свободы и законные интересы (далее – права) были нарушены.

Жалоба представляет собой обращение гражданина в соответствующий орган по вопросу нарушения его прав. Жалоба на инспектора может быть подана вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган или в суд. Направляется жалоба непосредственно соответствующему лицу или в соответствующий орган.

В законе о занятости населения - это не прописано, но граждане также вправе обратиться с жалобой в прокуратуру. Уточните у нас и контролирующие инстанции в которые можно подать жалобу в Вашем случае.

Основания для подачи жалобы могут быть разные:

  • несвоевременная регистрация поданного заявления;
  • неправильное начисление пособия;
  • нарушение сроков по начислению пособия и др.;
  • запрашивание документов, не предусмотренных законом;
  • и др.

ПОЛЕЗНО : наш адвокат советует в ВИДЕО составлять жалобу для восстановления своих прав и законных интересов, пишите свой вопрос в комментариях ролика

ВНИМАНИЕ : кому подавать жалобу гражданин решает самостоятельно?

Как написать жалобу на центр занятости?

  1. В жалобе необходимо указать, куда и кому адресована данная жалоба.
  2. Далее гражданин указывает свои ФИО, адрес, также можно указать номер телефона и электронную почту (анонимные жалобы могут остаться без внимания).
  3. Не забудьте подписать жалобу.
  4. Приложите документы, которые относятся к случившемуся событию.

Непосредственно в тексте жалобы указывается информация о должностном лице соответствующего органа с решением, действиями или бездействием которого не согласен гражданин, с изложением существа соответствующего решения, действий или бездействия инспектора центра занятости.

В самой жалобе указывается, каким образом центром занятости были нарушены права гражданина, а именно:

  • решением принятым соответствующим органом, касающееся прав гражданина,
  • действиями органа занятости, которые повлекли нарушение прав или привело к препятствию к осуществлению тех или иных прав гражданина;
  • бездействием органа занятости, то есть когда не исполняются возложенные на соответствующий орган обязанности, в том числе, по рассмотрению обращений граждан и др.

Куда жаловаться на центр занятости?

В законе о занятости населения указано на возможность подачи жалобы в вышестоящий орган или в суд.

В законе о прокуратуре содержатся положения об осуществлении надзора за исполнением законов. Если гражданин считает, что органами центра занятости не исполняется соответствующий закон, если нарушаются его права, то он вправе обратиться с жалобой в органы прокуратуры.

После проверки по доводам жалобы прокуратура может вынести представление органу центра занятости об устранение нарушений закона. Еще про по ссылке на нашем сайте.

Обжалование решения органа занятости населения в суде

Решение органа занятости населения может быть обжаловано в суд.

Со дня, когда гражданин узнал о нарушении своих прав, законом предусмотрен срок для обращения с соответствующим иском в суд в течение трех месяцев.

Представителем административного истца может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование. Иск должен соответствовать требованиям, указанным в КАС РФ.

Наш адвокат в споре со службой занятости

Если Вы считаете, что Ваши права нарушаются органами центра занятости и их должностными лицами, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам, которые:

  • окажут консультационную помощь;
  • оценят сложившуюся ситуацию на предмет соответствия или несоответствия требованиям закона в т.ч. с учетом сложившейся судебной практикой по аналогичным спорам со службой занятости;
  • подготовят жалобу, административное исковое заявление;
  • сформируют пакет к подачи и отправят процессуальный документ по необходимым инстанциям;
  • могут представлять ваши интересы в соответствующих органах и в суде;
  • в случае необходимости по выгодной цене;
  • добьются исполнения решения суда на стадии исполнительного производства.

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения.

Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов.

Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;

ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;

“сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;

единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;

полная объективность оценочных показателей;

использование действующих форм учета и отчетности.

По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.

В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.

Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:

удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;

удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;

удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;

уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.

Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.

Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др.) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда.

Наименование показателей:

Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.

Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.

Уровень безработицы.

Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.

Правительством РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г. "Вопросы федеральной службы по труду" указано

1. Установить, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Федеральной службы по труду и занятости находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252).

4. Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:

а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) организация альтернативной гражданской службы;

г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:

содействие гражданам в поиске подходящей работы;

подбор работодателям необходимых работников;

бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка;

обеспечение социальной поддержки;

направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
на основании настоящего Административного регламента

95. Получатели государственной услуги имеют право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия работников органов, участвующих в оказании государственной услуги, в вышестоящие органы, участвующие в оказании государственной услуги, в досудебном и судебном порядке.
96. В соответствии с Законом о занятости населения, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации получатели государственной услуги вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие:
государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), их работников и должностных лиц в территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации;
территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации, их работников и должностных лиц в Федеральную службу по труду и занятости;
Федеральной службы по труду и занятости, ее работников и должностных лиц в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
97. Получатели государственной услуги имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное обращение, жалобу (претензию).
97.1. Должностные лица, ответственные или уполномоченные работники органов, участвующих в оказании государственной услуги, проводят личный прием получателей государственной услуги.
Личный прием должностными лицами, ответственными или уполномоченными работниками проводится по предварительной записи.
Запись получателей государственной услуги проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи по номерам телефонов, которые размещаются на Интернет – сайтах и информационных стендах.
Работник, осуществляющий запись получателей государственной услуги на личный прием, информирует о дате, времени, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве должностного лица, ответственного или уполномоченного работника, осуществляющего прием.
97.2. При обращении получателя государственной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента получения обращения.
В случае если по обращению требуется провести расследования, проверки или обследования, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц по решению должностного лица, ответственного или уполномоченного работника органа, участвующего в оказании государственной услуги. О продлении срока рассмотрения жалобы получатель государственной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.
Порядок продления и рассмотрения обращений в зависимости от их характера устанавливаются Регламентом Федеральной службы по труду и занятости.
98. Обращение получателя государственной услуги в письменной форме должно содержать следующую информацию:
фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается жалоба, его место жительства или пребывания;
наименование органа, должности, фамилии, имени и отчества работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
существо обжалуемого решения, действия (бездействия).
Дополнительно в жалобе указываются причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых получатель государственной услуги считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования (об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия)), а также иные сведения, которые гражданин или работодатель считает необходимым сообщить.
К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.
Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к обращению, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.
Жалоба подписывается подавшим ее получателем государственной услуги.
В жалобе, поданной работодателем, указывается должностное положение лица, которым она подписана.
99. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо, ответственный или уполномоченный работник принимает решение об удовлетворении требований получателя государственной услуги и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется получателю государственной услуги.
100. Обращение получателя государственной услуги не рассматривается в следующих случаях:
отсутствия сведений об обжалуемом решении, действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о лице, обратившемся с жалобой (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);
отсутствия подписи получателя государственной услуги;
если предметом жалобы является решение, принятое в судебном или досудебном порядке.
Письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении жалобы направляется заявителю не позднее 15 дней с момента ее получения.
101. Разрешение споров получателей государственной услуги с работниками органов, участвующих в оказании государственной услуги, рассмотрение претензий осуществляется в претензионном или ином досудебном порядке урегулирования.
Для рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственной услуги и урегулирования споров органами, участвующими в оказании государственной услуги, создаются Комиссии по досудебному разрешению жалоб (претензий) , утверждаются положения и состав членов Комиссий, а также порядок досудебного разрешения споров и рассмотрения жалоб (претензий).
Информация о порядке досудебного разрешения споров и рассмотрения жалоб (претензий) размещается на Интернет-сайтах и информационных стендах органов, участвующих в оказании государственной услуги.
При урегулировании спора и рассмотрении претензии члены Комиссии осуществляют проверку законности и обоснованности принятия решений, действий или бездействия должностных лиц, ответственных или уполномоченных работников, работников, участвующих в оказании государственной услуги, запрашивают объяснительные (служебные) записки и иные необходимые документы.
Получатель государственной услуги, выразивший претензии, вправе лично присутствовать на заседаниях Комиссии или направить своего законного представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены (например, доверенностью, договором гражданско-правового характера или ордером).
Члены Комиссии своевременно письменно информируют получателя государственной услуги о сроках и месте проведения заседания Комиссии по вопросу рассмотрения жалобы (претензии).
Получатель государственной услуги вправе заявить ходатайство об изменении сроков проведения заседания Комиссии, состава членов Комиссии, а также обратиться с другими просьбами, указав причины и обоснования своего заявления.
Получатель государственной услуги, выразивший претензии, вправе письменно заявить о своем отказе лично участвовать в заседании Комиссии.
В случае отказа получателя государственной услуги лично участвовать в заседаниях Комиссии, необходимые материалы и проект решения Комиссии по результатам разрешения спора или рассмотрения жалобы (претензии) направляются получателю государственной услуги по почте или с использованием средств факсимильной и электронной связи, сети Интернет.
Споры считаются разрешенными, если в результате переговоров (переписки) получателем государственной услуги и Комиссией достигнута по взаимному согласию договоренность.
Результаты договоренности фиксируются в протоколе, который подписывается получателем государственной услуги и председателем Комиссии.
По результатам разрешения спора или рассмотрения жалобы (претензии) на основании протокола оформляется решение Комиссии, в котором указываются конкретные сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений, восстановлению нарушенных прав и законных интересов получателя государственной услуги. В решении Комиссии могут содержаться рекомендации по организации работы и контролю по предоставлению государственной услуги, наложению взысканий на лиц, допустивших нарушение прав и законных интересов получателя государственной услуги, иные положения, направленные на совершенствование административных процедур и повышение качества предоставления государственной услуги.
Продолжительность рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственной услуги или урегулирования споров не должна превышать 30 дней с момента получения жалобы (претензии) или возникновения спора. Указанный срок может быть продлен по взаимному согласию сторон.
102. Получатели государственной услуги вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц, ответственных или уполномоченных работников, работников, участвующих в оказании государственной услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
103. Получатели государственной услуги могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии работников, участвующих в предоставлении государственной услуги, и должностных лиц, нарушении положений настоящего Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащихся в Приложении 2 к настоящему Административному регламенту, а также на Интернет - сайты и по электронной почте органов, участвующих в оказании государственной услуги.
Сообщение получателя государственной услуги должно содержать следующую информацию:
фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается сообщение, его место жительства или пребывания;
наименование органа, должность, фамилия, имя и отчество работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы получателя государственной услуги;
существо нарушенных прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
сведения о способе информирования получателя государственной услуги о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения.