Принципиально новый этап в архивном деле в России наступил в годы горбачевской перестройки и особенно после провала августовского путча 1991 года.

Демократизация общества, все большая его открытость имели своим результатом и расширение доступа к информации, в том числе к архивным документам. Несмотря на неослабевающие финансовые и административные проблемы, происшедшие в архивном деле перемены, небывалый рост интереса к отечественной истории XX века способствовали повышению престижа архивистов. Появилось огромное количество газетных и журнальных публикаций в российской и зарубежной прессе, посвященных архивам постсоветской России. Государство, в свою очередь, стало уделять больше внимания реформированию архивной системы. Символично даже само размещение Главархива на Ильинке, в здании бывшего ЦК ВКП(б).

Новое руководство страны, стремясь подорвать основы власти КПСС и силовых структур, охранявших ее, постаралось, прежде всего, овладеть их архивами. Уже 24 августа 1991 г. Президент Российской Федерации подписал указы "Об архивах Комитета государственной безопасности" и "О партийных архивах". Если первый документ фактически так и остался на бумаге, то передача партийных архивов в ведение Главархива в большей своей части была реализована (правда, ряд важнейших материалов Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС по-прежнему остается в Архиве Президента РФ). В июне 1992 г. Президент РФ санкционировал своим указом рассекречивание всех документов, связанных с массовыми репрессиями и посягательствами на права человека. Тем не менее и сегодня часть из них остается на закрытом хранении, например: документация Комиссии по судебным делам Политбюро ЦК ВКП(б) за 1939 и последующие годы, некоторые материалы НКВД и ГУЛАГа, приказы по конвойным войскам и часть других дел из фондов конвойных батальонов и полков и т. д.

В 1994 году создана Государственная архивная служба России (Росархив). В 1998 г Правительством РФ было принято постановление "Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России", законодательно оформившее ее роль и место в системе государственных учреждений РФ. Федеральная архивная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда РФ.

В связи с проводимой в России административной реформой, произошли изменения и в организации управления архивном делом в стране. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная архивная служба России переименована в Федеральное архивное агентство в составе Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 290 было утверждено Положение "О Федеральном архивном агентстве". По этому положению Федеральное архивное агентство утрачивает функции нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия.

Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации.

Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов. Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.

Государственные архивы - это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России.

В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.

Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.

Все четыре названных типа архивов в той или иной степени в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов.

Первый фактор - это законодательное регулирование их деятельности. В наибольшей мере он коснулся государственных и ведомственных архивов. Применительно к решению задач управления, главными последствиями воздействия этого фактора стали федерализация системы государственных архивов и обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, "силовых ведомств", МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов.

Второй фактор - это организационная перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения. Третий фактор - изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, - привел к снижению общественного статуса государственных, местных и отчасти ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов. Четвертый фактор - финансовый - болезненно отразился на управлении прежде всего государственных архивов. Пятый фактор - концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.

Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований - есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному.

Несмотря на различие статуса архивных органов субъектов РФ их задачи и функции в основном одинаковые, абсолютное большинство из них входит в утвержденные региональным законодательством структуры органов исполнительной власти. По мере унификации этих структур уточняются и приводятся в соответствие с масштабом деятельности статус архивных органов, а так же их наименования. Органы государственного управления архивным делом субъектов Федерации полномочны определять и решать самостоятельно широкий круг проблем. В их компетенцию полностью входит решение кадрового, финансового, материального обеспечения деятельности подведомственных архивов, изменение (с соблюдением соответствующих процедур) системы архивов субъектов Федерации, их профилей, текущих задач комплектования, обеспечения сохранности, использования архивных документов.

Органы управления архивами и их функции. Современный состав Архивного Фонда и его классификация. Федеральная архивная служба Российской Федерации. Федеральные государственные архивы. Органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации. Современная нормативно-правовая база работы архивов.

ЛИТЕРАТУРА

Автократов В.Н. Из истории централизации архивного дела в России (1917 – 1918 гг.).//Отечественные архивы, 1993, №3,4.

Артизов А.Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы: К постановке вопроса.//Отечественные архивы, 1996, №6.

Гримстед П.К. Российские архивы в переходный период.//Новая и новейшая история, 1994, №1.

Козлов В.П. Российское архивное дело: Архивно-источниковедческие исследования. М., 1999.

Объединенные ведомственные архивы СССР: 1919 – 1980 гг. М., 1984.

Пшеничный А.П. Из истории управления архивным делом в СССР: 1918 – 1941 гг.//Советские архивы, 1988, №3.

Пшеничный А.П. Организация ведомственного хранения документов в 1918 – 1938 гг.//Советские архивы 1983, №6.

Савин В.А. Формирование государственного архивного фонда СССР в 1920-1959-х гг.//Советские архивы, 1991, №1.

Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989.

Сорокин В.В. Архивы учреждений СССР: 1917 – 1937 гг. М., 1982.

Сорокин В.В. Ведомственные архивы СССР: 1938 – 1958 гг. М., 1983.

Сорокин В.В. Ведомственные архивы СССР: 1959 – 1980 гг. М., 1985.

Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы: 1917 – 1980 гг. М., 1994.

Цаплин В.В. Послевоенные руководители советского архивного дела: Их влияние на его развитие: Впечатление архивиста.//Отечественные архивы, 1995, №5.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что вы знаете о первых архивах в Древнерусском государстве?

2. Как повлияло формирование приказного делопроизводства на развитие архивного дела в Московском царстве?

3. Перечислите основные моменты деятельности Петра I в области организации архивного дела в России.

4. Охарактеризуйте архивную деятельность в годы царствования Екатерины II.

5. Каковы были основные направления развития и организационные формы архивного дела в Российской империи XIX – начала XX вв.?

6. Какие изменения произошли в структуре архивных органов и организации их деятельности в первые годы советской власти.

7. Перечислите положительные и отрицательные моменты передачи архивного ведомства в систему НКВД.

8. Назовите центральные государственные архивы СССР

9. Каковы компетенция и полномочия Федеральной архивной службы Российской Федерации?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. К какому времени относиться первая опись, дошедшая до нас?
1) 1288 г.; 3) 1497г.;
2) 1325 г.; 4) 1526г.;
2. Где хранились документы Московского княжества и присоединённых к нему земель?
1) на казённом дворе; 3) в монастыре;
2) в церкви; 4) у частных лиц.
3. Каким документом предусматривалась обязательная передача документов из канцелярий в архивы?
1) Судебником Ивана IV; 3) Соборным уложением Алексея Михайловича.
2) Генеральным регламентом 1720 г.;
4. Когда возник в России первый исторический архив?
1) 1689 г.; 3) 1797 г.;
2) 1724 г.; 4) 1856 г.
5. Какой архив занимает ведущее место среди других архивных учреждений во второй половине XIX века?
1) Московский дворцовый архив. 3) Государственный архив МИД;
2) Московский архив министерства юстиций; 4) Межевой архив;
6. Первый историк отечественного архивного дела
1) Г.Ф. Миллер; 3) Н.В. Калачёв;
2) Н.М. Карамзин; 4) Д.Я. Самоквасов.
7. Центральный архив РСФСР (Центрархив), созданный в 1922 г., находился в ведении
1) ВЦИК Всероссийского съезда Советов; 3) Народного Комиссариата Внутренних Дел;
2) Совета Народных Комиссаров; 4) Политбюро ЦК ВКП (б).
8. В 1966 г. при Главархиве СССР для проведения исследований в области архивоведения и документоведения был создан
1) Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД); 3) Московский государственный историко-архивный институт (МГИАИ);
2) Институт архивоведения; 4) Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Модуль III . «Организация документов и дел Архивного Фонда Российской Федерации».

Комплексная цель: знать общие черты и различия между государственными и ведомственными архивами, иметь представление об уровнях организации архивных документов.

Организационная структура государственных архивов и их функции

Сеть государственных архивов. Государственные архивы с постоянным составом документов: федеральные государственные архивы (РГА), ЦГА республик, входящих в РФ и их филиала, ГА краев и областей и их филиалы. Государственные архивы с переменным составом документов. Комплекс работ по организации приема документов и обеспечению их сохранности. Работы по обеспечению использования документов архива.

Ведомственные архивы и их функциональные особенности

Определение понятия «ведомственный архив». Разновидности ведомственных архивов. Центральные отраслевые архивы. Центральные архивы министерств. Объединенный ведомственный архив. Объединенный межведоственный архив. Типовое положение о ведомственных архивах. Состав документов, хранящихся в ведомственных архивах. Основные правила работы ведомственных архивов. Единая государственная система делопроизводства. Функция комплектования архива. Функция подготовки документов к передаче на государственное хранение. Функция использования документов. Функция контроля и оказания помощи делопроизводственным службам организации документов в делопроизводстве. Функция контроля и методической помощи архивам подведомственных организаций.

Организация документов внутри архивных учреждений

Архивный фонд Российской Федерации. Организация документов и дел в пределах Архивного фонда Российской Федерации (первый уровень организации документов). Классификация архивных документов и дел а Государственном архивном фонде СССР. Классификация архивных документов и дел в Архивном фонде Российской Федерации. Государственная часть Архивного фонда Российской Федерации. Негосударственная часть Архивного фонда Российской Федерации.

Организация документов и дел в пределах архивов (второй уровень организации документов). Организация документов и дел в пределах архивного фонда (третий уровень организации документов). Предварительные этапы работы по фондированию. Определение границ архивного фонда. Определение фондовой принадлежности документов.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М., Осичкина Г.А. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации.// Секретарское дело, 2000, №3.

Артизов А.Н. и другие. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде РФ и архивах: идеи, принципы, реализация.//Отечественные архивы, 1993, №6.

Архив фирмы (негосударственной организации). М., 1998.

Банасюкевич В.Д. Формирование Архивного Фонда Российской Федерации. Современный этап.//Отечественные архивы, 1998, №3.

Еремченко В.А. Ведомственное хранение документов в современных условиях.//Отечественные архивы, 1992, №5.

Еремченко В.А. Делопроизводство и ведомственное хранение документов в условиях административной реформы: основные проблемы.//Отечественные архивы, 1999, №1.

Еремченко В.А. Основные проблемы формирования Архивного Фонда Российской Федерации в современных условиях.//Отечественные архивы, 1996, №6.

Основные правила работы ведомственных архивов. М., 1986.

Основные правила работы государственных архивов СССР. М., 1984.

Положение об «Архивном Фонде Российской Федерации»//Отечественные архивы, 1994, №3.

Савин В.А. Государственный архивный фонд России: генезис понятия.//Отечественные архивы, 1999, №1.

Шабанова Т.Е. О некоторых проблемах фондирования документов Архивного фонда.//Отечественные архивы, 1994, №2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите комплекс работ государственных архивов по организации приема документов и обеспечению их сохранности.

2. Назовите работы, которые проводят государственные архивы по обеспечению использования документов.

3. Что такое «ведомственный архив»?

4. Какие бывают разновидности ведомственных архивов?

5. По каким уровням осуществляется организация документов и дел архивного Фонда страны?

6. Что собой представляет негосударственная часть Архивного фонда Российской Федерации?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

7. В основе современной организации документов и дел лежит деление АФ РФ на
1) государственную и негосударственную части; 3) документы, находящиеся на постоянном хранении и документы, находящиеся на временном хранении.
2) архивные документы на бумажных носителях и кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы;
8. Совокупность отдельных документов, образовавшихся в процессе деятельности различных фондообразователей и объединенных по одному или нескольким признакам, называется
1) архивный фонд; 3) единица хранения;
2) архивная коллекция; 4) архивное дело.
9. Классификация документов в пределах архива предполагает их организацию по
1) фондам и коллекциям; 3) архивным фондам и архивным делам;
2) фондам и единицам хранения; архивным делам и коллекциям.
10. Совокупность документов, образующихся в процессе деятельности какого-либо фондообразователя, называется
1) архивный фонд; 3) архивный фонд личного происхождения;
2) объединенный архивный фонд; 4) архивная коллекция.
11. Временное хранение документов – это
1) хранение документов архивного фонда до их передачи на постоянное хранение в учреждения Федеральной архивной службы РФ; 3) хранение документов в госархиве до поступления а АФ РФ.
2) сохранение документов архивного фонда до их уничтожения;
12. Фондообразователем называется
1) учреждение или лицо, в деятельности которого отложился архивный фонд; 3) учреждение, берущее на хранение документы фонда;
2) архивное учреждение, формирующее документы в архивный фонд; 4) вообще любое учреждение или лицо;

Модуль IV . «Комплектование и экспертиза ценности документов».

Комплексная цель: ознакомить с задачами экспертизы ценности документов, системой экспертных органов, нормативно-методическими пособиями по экспертизе ценности документов, методикой отбора.

Дисциплина: Разное
Тип работы: Реферат
Тема: Архивное дело и архивоведение на современном этапе


3. Архивное дело сегодня



4. Автоматизация архивного дела


Заключение


Список литературы

Введение

Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований.

Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны - важнейшая задача государственных и негосударственных архивов, общественных организаций, граждан России и, конечно, долг, и обязанность Архивной службы России всех уровней.

Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Особенностью архивного фонда и одним из основных отличий его от других информационных фондов является то, что его объем постоянно возрастает за счет новых поступлений, причем с течением времени информационная, историческая и научная ценность архивной информации не снижается, а, напротив, постоянно возрастает. Поэтому увеличивается и интерес исследователей к архивной информации.

Цель данной работы - рассмотреть состояние архивного дела на современном этапе.

В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи стоящие перед данной работой:


Рассмотреть особенности науки архивоведение и ее место среди остальных наук;
Охарактеризовать современное состояние архивного дела в РФ;
Рассмотреть проблемы стоящие перед организацией архивного дела на современном этапе его развития.

1. Место архивоведения в системе других наук

Практически все существующие организации результатом своей деятельности имеют документ. Документ – результат закрепления информации о предметах объективной действительности и о мыслительной деятельности человека посредством письма, графики, фотографии или другим способом на любых носителях, обладающий свойством аутентичности, юридической доказательности зафиксированного в нем. Он является обязательным элементом обеспечения деятельности государства и создает гарантии системного знания о прошлом.

В системе сохранения исторической памяти наибольшие возможности ее концентрации обеспечивают архивы, которые отражают систему государственной власти и государственного устройства в стране. Архивный документ – это ценный материальный носитель информации. Архивная служба представляет собой неотъемлемый элемент государственности.

Архивоведение - научная дисциплина, изучающая вопросы комлектования архивов, а также хранения и использования архивных документов. Архивоведение по изучаемым вопросам во многом совпадает с документоведением (обе дисциплины занимаются изучением документированной информации (документов)). Однако основное отличие архивоведения от документоведения состоит в том, что архивоведение занимается ретроспективной информацией, то есть информацией, не актуальной в настоящий момент времени.

Объектом архивоведения является текст, содержащийся на листе бумаги или другая информация на ином носителе.

Предмет архивоведения – классификация документов, хранение документов, обработка, систематизация документов и создание базы данных.

Дисциплины, входящие в архивоведение представлены на рисунке 1.

Рис.1. Состав науки архивоведение

Археография – научная дисциплина, разрабатывающая теоретические и методические вопросы публикационной деятельности.

Рассмотрим дисциплины, с которыми взаимодействует архивоведение:


История;
Археология;
Делопроизводство;
Информатика;
Биология;
Химия;
Геральдика (изучение символов и гербов);
Криптография (разновидность того или иного вида приема, известная определенному кругу лиц или одному лицу и предназначенная для фиксации речевой информации с целью сохранения ее в тайне);
Текстология (занимается изучением теста, его подлинности, точности, авторства);
Дипломатика (изучает историю происхождения и структуру документов);
Палеография (изучает способ написания, форму букв);
Сфрагистика изучает печати;
Документальная лингвистика.1

3. Архивное дело сегодня

Архивное дело – отрасль деятельности, охватывающая вопросы хранения и использования архивных документов.

Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Организация документов Архивного фонда страны осуществляется на трех уровнях:


в пределах АФ РФ в целом;
в пределах архива;
в пределах архивного фонда.

Организация документов на первом этапе, т.е. на уровне Архивного фонда РФ, лежит в основе построения сети государственных хранилищ.

Сеть государственных хранилищ образуют все федеральные архивы субъектов федерации, музеи, библиотеки, отраслевые фонды. В эту сеть архивисты должны «поймать», по возможности, все документы, представляющие ценность для общества и исторической науки.

Откуда же берутся архивы?

Одни возникают на наших глазах вместе с новыми учреждениями, фирмами, органами управления, в деятельности которых неизбежно создаются документы. Другие складывались в течение столетий. Третьи были созданы в связи с появлением новых систем документации и носителей информации.

К 1991 году Государственный архивный фонд СССР насчитывал 356 млн. ед. хр. (дел), хранившихся в 3268 государственных архивах и более в 213 тыс. ведомственных архивах.

С распадом СССР количество государственных архивов РФ сократилось. Согласно Указу Президента РСФСР от 24 августа 1991 года «О партийных архивах», в связи с тем, что КПСС была частью государственного аппарата и образовавшиеся в ее деятельности документы подлежат государственному хранению, сеть центральных и местных партийных архивов была присоединена к сети государственных архивов.

К концу 1997 года сеть государственных архивов РФ насчитывала 2267 архивных учреждений, из них: федеральных - 18; краевых - 16; областных - 134; городских и районных - 2060; органов управления архивами - 78.2

Учеными были выработаны научные принципы организации документов на уровне Архивного фонда страны, которые окончательно были сформулированы в конце 1950-х годов. Они оказали влияние на формирование сети современных государственных архивов.

Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются:

1. Организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности:


архивные фонды и архивные документы государственной части Архивного фонда РФ;
архивные фонды и архивные документы, отнесенные к федеральной собственности и находящиеся в исключительном ведении РФ;
архивные фонды и архивные документы, находящиеся в ведении муниципальных органов;
архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда РФ.

2. Организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации:


архивные письменные и графические документы на бумажных носителях;
кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы.

3. Организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения:


архивные фонды и архивные документы, находящиеся на постоянном хранении в архивах;
архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном хранении в течение установленных сроков в ведомственных архивах;
архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном и депозитарном хранении в ведомственных архивах и отраслевых депозитарных фондах;
архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда.3

Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Государственные архивы подразделяются на федеральные и муниципальные. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования. Вот эти архивы:


Государственный архив РФ;
Российский государственный архив древних актов;
Российский государственный архив экономики;
Российский государственный исторический архив;
Российский государственный военно-исторический архив;
Российский государственный военный архив;
Российский государственный архив военно-морского флота;
Российский государственный архив научно-технической документации;
Российский государственный архив социально-политической истории;
Российский государственный архив новейшей истории;
Российский государственный архив литературы и искусства;
Российский государственный архив Дальнего Востока;
Российский государственный архив кинофотодокументов;
Российский государственный архив фонодокументов.

Ведомственные архивы подразделяются на 5 групп:


архив организации;

Центральный архив;
центральный отраслевой архив;
объединенный ведомственный архив;
объединенный межведомственный архив.4

Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности:


государственных объединений и организаций с момента их регистрации в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях, в том числе профессиональных союзов, благотворительных и иных фондов, политических партий и движений, религиозных объединений и организаций;
негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации;
физических лиц (документы личного происхождения, фамильные архивы, коллекции документов и другие).

В соответствии с третьим признаком организации документов Архивного фонда РФ существуют три формы хранения документов:

Постоянное хранение - вечное хранение архивных документов в архивах, библиотеках, музеях.

Временное хранение - хранение документов учреждениями и организациями в создаваемых ими архивах в течение периода, установленного нормативными правовыми актами. Временное хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в учреждения Федеральной архивной службы осуществляют ведомственные архивы органов государственной власти и управления государственных учреждений. Временное хранение - хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в учреждения ФАС, которое осуществляют ведомственные архивы органов государственной власти и управления государственных учреждений, организаций, предприятий, а также государственные отраслевые фонды. Муниципальные (районные и городские) архивы могут осуществлять временное хранение в учреждении ФАС (это архивы с переменным составом документов). Обычно временное хранение осуществляется в интересах учреждений и ведомств, пока документы нужны для информационного обеспечения работы данного учреждения. Сроки передачи документов на постоянное хранение строго ограничены законом.

Депозитарное хранение - хранение документов в архиве, музее и библиотеке на условиях, определяемых соглашением - договором между собственником документов и архивом, музеем и библиотекой с сохранением за собственником права распоряжаться архивными документами.5

2. Современное законодательство в области архивного дела

Архивы в силу свойства аутентичности сконцентрированных в них документов обязаны удовлетворять социальные запросы общества, отвечая на его потребности в исторической памяти. При этом, к сожалению, общество слабо осознает значение архивов. Документ и архивы малопонятны обывателю и власть предержащим. У большинства граждан с советских времен сохранилось отношение к архивам как к воплощению гигантской бюрократической машины, отравлявшей жизнь на всех ее этапах. Это и неудивительно – ведь в советские времена даже не существовало законов, посвященных архивному делу. Эта ситуация изменилась только на переломе эпох: в июле 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах №5341-I, а в 1994 году утверждено Положение об Архивном фонде Российской Федерации.

Так исторически сложилось, что почти сразу после этого изменилась вся система гражданского законодательства России. Осенью 1993 года произошли известные события, за которыми в декабре последовало принятие нового основного закона страны – Конституции. Вскоре был принят новый Гражданский Кодекс. В 1995 году в рамках реализации новой Конституции появился Федеральный Закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно Конституции, муниципальная власть не входит с систему органов государственной власти.

Но архивное дело представляет собой сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: муниципальные образования имеют свои архивы, и естественно возникла необходимость урегулирования вопросов хранения ими документов. В Основах законодательства такие вопросы не могли быть урегулированы по понятным причинам.

Государственная политика реализуется через нормативные акты, и принятие федеральных законов является важнейшей частью государственной политики в соответствующих сферах. Принятие в 2004 году Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» ознаменовало собой новый этап развития российского общества. Одной из особенностей нового Федерального Закона является форма документа. В законе детально проработаны вопросы организации архивной работы по всем направлениям. О хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов в Закон входят три самостоятельных раздела: «Хранение и учет архивных документов», «Комплектование архивов архивными документами», «Доступ к архивным документам и их использование». Новый закон более чем в два раза расширяет содержание, определения, термины и характеристики различных вопросов работы с архивными документами по сравнению с Основами законодательства.

Вторая отличительная особенность – сфера применения нового закона. Ранее действовали Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, название нового Федерального закона – «Об архивном деле в Российской Федерации». В полном объеме новый закон в части, касающейся муниципальных архивов, вступит в силу с 1 января 2006 года.

Закон четко соответствует международным договорным обязательствам России и ее федеральным законам, в частности в том, что касается вывоза и ввоза архивных документов за пределы государства. Новый закон приведен в строгое соответствие с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804 - I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Во всем, что касается вопросов перемещенных культурных ценностей, в том числе перемещенных архивов, новый закон приведен в строгое соответствие с Федеральным законом от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», потому что ранее так называемые трофейные ценности, которых у нас немало в архивах, выпадали из правового регулирования в прежнем архивном законодательстве.

Часть 3 ст. 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» гласит: «Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации». Это все, что связано с пенсионным обеспечением, льготами и компенсациями жертвам репрессий, узникам нацистских лагерей и т.п. Когда эти люди ищут защиты своих прав, такие справки им выдаются бесплатно.6

В контексте раскрытия темы реферата целесообразным является рассмотрение вопросов управления архивным делом в соответствии с принятым законом.

Вопросы управления архивным делом в Российской Федерации регламентируются третьей главой структура, которой выглядит следующим образом:


Создание архивов.
Организация управления архивным делом в Российской Федерации.
Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела.
Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации.7

Однако данный закон не решил всех проблем, которые имеют место в архивном деле. Основные из данных проблем представлены на рисунке 2. Охарактеризуем каждую из них.

Сегодня совершенно необходима кропотливая работа приведения существующей нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным Законом «Об архивном деле». Проблема заключается в том, что некоторые субъекты федерации имеют собственные законы, которые до сих пор не приведены в строгое соответствие с нормами Федерального законодательства. К ним относятся законы таких регионов как Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Новосибирская и Московская области, город Москва.

Рис.2. Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые законодательным путем

В архивном деле существует особо актуальная задача введения и применения единых стандартов доступа, что является прямым требованием Конституции РФ. Должны существовать единые правила учета и поиска информации, как и единые правила работы всех публичных архивов: государственных, федеральных, всех субъектов федерации и муниципальных. Здесь следует особо подчеркнуть, что Единые правила работы государственных и муниципальных архивов – это подзаконный акт, который должен быть выпущен Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ в ближайшие год-полтора. Этот документ должен стать нормативным актом, по которому будут жить государственные и...

Забрать файл

Затрагивая вопрос об организации архивного дела в современной России, следует указать на то, что в настоящий момент в стране существует три типа архивов и органов управления ими, соответствующих трем уровням организации управления государством:

· федеральные;

· субъектов Федерации;

· муниципальные.

Параллельно с ними существуют ведомственные архивные службы, некоторым из которых предоставлено право долговременного (депозитарного) хранения документов Архивного фонда страны, например, архиву Российской академии наук (РАН).

Хотя значительную часть архивных учреждений современной России составляют государственные архивы, тем не менее одной из отличительных особенностей системы архивной службы является разнородность их состояния. В Российской Федерации в настоящий момент насчитывается 14 федеральных архивов. Федеральный статус этих учреждений определяет не только порядок финансирования работ, проводимых в рамках данных архивов, но и оплату труда архивных служащих. Их финансирование осуществляется из государственного бюджета Российской Федерации по разделу «Государственное управление». Финансирование всех остальных государственных архивных учреждений России осуществляется из региональных бюджетов, что ставит некоторые архивы на грань физического существования в связи с острой нехваткой финансовых ресурсов в бюджетах многих областей, республик, краев, округов Российской Федерации. Подробно организация и численный состав Федеральной архивной службы России по состоянию на ноябрь 2003 г. представлены на Рис. 1. и в Табл. 1 соответственно.


Рис.1. Организация архивной отрасли в Российской Федерации по состоянию на ноябрь 2003 г.

Таблица 1

Статистические сведения об архивных учреждениях Российской Федерации (по состоянию на ноябрь 2003 г.)

* Численность вспомогательного персонала – 1562 чел.

Общая численность работающих – 13823 чел.

В течение 2000-2003 гг. внимание органов государственной власти и управления к деятельности Федеральной архивной службы России значительно возросло. Следствием этого стал рост финансирования федеральных архивных учреждений, что позволило начать разрабатывать планы по развитию системы государственных архивов. Это развитие связано с укреплением их инфраструктуры, начиная от модернизации пожарно-охранной сигнализации, компьютеризации основных архивных процессов и заканчивая восстановлением работ по страховому копированию документов Архивного фонда России.

Годы экономического кризиса (с1992 по 2000 г.) не были окрашены для отечественных архивов только в темные тона. В ряде направлений архивной деятельности, таких, как использование архивных документов, создание публичного научно-справочного аппарата к ним, отечественное архивное дело, по общей оценке российских и зарубежных пользователей, бурно развивалось, как ни в какое другое время.

На сегодняшней организации архивного дела в России отразились особенности переходного периода в истории российского государства. Во многом система архивных учреждений и управления архивным делом сохранила многие черты прежней советской системы, но приобрела и некоторые новые, ранее ей не присущие. Однако многие изменения, которые произошли в организации работы в российских архивах, не имеют легитимной основы, поскольку ныне действующие «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», принятые в июне 1993 г., устарели в своей значительной части. Как отмечает руководство Федеральной архивной службы в лице В. П. Козлова, необходимость разработки нового закона «Об архивном деле в Российской Федерации» стала очевидна уже к концу 1990‑х гг. Первый раз новый закон после всех согласований был внесен в Правительство в 1998 г. и был отклонен из-за наличия в нем элементов унитарной организации архивного дела, сторонниками которой являются большинство архивистов страны. В 2003 г. законопроект после всех согласований был повторно внесен в Правительство и одобрен.

В течение 1990-х-начала 2000-го гг. неуклонно росло количество документов, поступающих на хранение в государственные архивы. Таблица 2 позволяет отразить динамику комплектования документами государственных и муниципальных архивов России, массивами документов вечного хранения за первое десятилетие существования самостоятельной архивной службы России (с 1992 по 2002 г.)

Таблица 2

Динамика приема документов в Российской Федерации

За период с1992 по 2002 г.

Годы Управленческая документация Документы по личному составу Научно-техническая документация Кино-/ видео документы Фото-документы Фоно-документы
млн ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения
1,3 - 15,4 2,0 / - 67,7 1,5
2,3 215,4 82,9 8,5 / - 75,1 5,1
2,1 572,2 64,7 6,1 / - 65,2 4,7
2,0 427,3 211,3 5,6 / - 69,4 3,1
1,7 582,6 117,4 7,9 / - 71,7 2,2
1,6 413,1 92,8 7,4 / - 90,9 2,9
1,5 499,1 76,9 5,7 / - 63,7 1,3
1,5 686,3 75,4 2,4 / 0,5 77,2 1,1
1,6 826,2 75,6 1,5 / 0,4 56,8 3,4
1,4 1368,5 75,4 1,1 / 0,7 75,3 1,7
1,5 1624,3 81,6 1,3 / 0,6 56,2 1,8
1,5 2287,5 92,8 1,2 / 1,3 89,7 7,4
Итого 20,0 9502,5 1062,2 50,7 / 3,5 858,9 36,2

За период с 1991 по 2002 г. в архивы поступило 20,0 млн дел, что значительно опережало возможности отечественных архивов по размещению архивных документов, поскольку вместо требуемых 50,0 тыс. м 2 площадей за указанное десятилетие на федеральном уровне было введено в эксплуатацию около 6,3 тыс. м 2 , а в субъектах Федерации получено еще 81,4 тыс. м 2 (как правило, неприспособленных под архивохранилища помещений ликвидированных производственных и научных организаций, требующих ремонта и переоснащения).

Одна из серьезнейших проблем, с которой столкнулись отечественные архивы в 1990-е гг. – необходимость сохранения и использования документов, касающихся социальной защиты граждан России (их личные дела, финансовые документы, фиксирующие заработную плату, имеющиеся у граждан льготы и т.д.). Никогда подобные категории документов не являлись сферой внимания государственной архивной службы. Такие документы хранились в ведомствах, в объединенных ведомственных архивах. Развитие капитализма в России в течение 1990-х гг. отрицательным образом сказалось на сохранности личных дел работников отечественных предприятий, организаций, учреждений. Многие документы были утрачены в результате плохого хранения, а иногда и намеренно уничтожались по приказам новых владельцев предприятий. Вместе с тем за истекшее десятилетие (с 1991 по 2002 г.) Государственная дума Российской Федерации приняла множество законов, согласно которым граждане России получили право на социальную защиту, реализовать которое невозможно без документов, дающих представление о трудовой истории людей.

За десять лет в системе архивной службы России было создано 282 архива документов по личному составу (32 государственных и 250-в районном и городском звене), которые приняли на долговременное хранение свыше 9,5 млн дел, в основном от ликвидированных за это время организаций.

Кризис 1990-х гг. фактически не затронул такую сферу деятельности архивов, как использование документов. Статистика числа пользователей архивов, количества подготовленных информационных материалов, выдачи архивных справок социально-правового, имущественного, генеалогического характера, создания публичного научно-справочного аппарата, подготовки документальных публикаций подтверждает рост внимания отечественных и зарубежных исследователей к архивным документам, содержащимся в отечественных архивах.

Архивы России сыграли важную роль в социальной защите ее граждан, в реабилитации жертв политических репрессий, в формировании демократического облика страны среди ее граждан и на международной арене. В течение 1990-х – начала 2000-го г. вышло свыше тысячи названий публикаций сборников документов и справочников по архивам.

В начале 2000-го г. несколько замедлился процесс открытия российских архивов, особенно архивов бывшей КПСС. Причина этого состоит в отсутствии эффективной системы рассекречивания архивных документов. В результате, например, до сих пор оставался недоступным такой важный для изучения общественно-политических процессов в СССР вид документов, как обзоры писем трудящихся, составлявшиеся в партийных органах.

В результате проведенной реорганизации Правительства РФ Федеральная архивная служба РФ получила новое название – «Федеральное архивное агентство РФ» – и вошла в состав Министерства культуры РФ. Таким образом, хотя и формально, еще раз было подчеркнуто то важное место, которое занимают архивы в культурной жизни страны, в формировании ее культурного облика.

Данный краткий обзор современного состояния архивного дела в России показывает, что в течение кризисных для страны 1990-х гг. отечественные архивы, архивная служба, архивное дело в целом не только сумели выжить, но и осуществили новый качественный шаг в своем развитии.

Архивное дело - отрасль деятельности, охватывающая вопросы хранения и использования архивных документов.

Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Организация документов Архивного фонда страны осуществляется на трех уровнях:

  • · в пределах АФ РФ в целом;
  • · в пределах архива;
  • · в пределах архивного фонда.

Организация документов на первом этапе, т.е. на уровне Архивного фонда РФ, лежит в основе построения сети государственных хранилищ.

Сеть государственных хранилищ образуют все федеральные архивы субъектов федерации, музеи, библиотеки, отраслевые фонды. В эту сеть архивисты должны «поймать», по возможности, все документы, представляющие ценность для общества и исторической науки.

К 1991 году Государственный архивный фонд СССР насчитывал 356 млн. ед. хр. (дел), хранившихся в 3268 государственных архивах и более в 213 тыс. ведомственных архивах .

С распадом СССР количество государственных архивов РФ сократилось. Согласно Указу Президента РСФСР от 24 августа 1991 года «О партийных архивах», в связи с тем, что КПСС была частью государственного аппарата и образовавшиеся в ее деятельности документы подлежат государственному хранению, сеть центральных и местных партийных архивов была присоединена к сети государственных архивов. К концу 1997 года сеть государственных архивов РФ насчитывала 2267 архивных учреждений, из них: федеральных - 18; краевых - 16; областных - 134; городских и районных - 2060; органов управления архивами - 78 .

Учеными были выработаны научные принципы организации документов на уровне Архивного фонда страны, которые окончательно были сформулированы в конце 1950-х годов. Они оказали влияние на формирование сети современных государственных архивов.

Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются:

  • 1. Организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности :
    • · архивные фонды и архивные документы государственной части Архивного фонда РФ;
    • · архивные фонды и архивные документы, отнесенные к федеральной собственности и находящиеся в исключительном ведении РФ;
    • · архивные фонды и архивные документы, находящиеся в ведении муниципальных органов;
    • · архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда РФ.
  • 2. Организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации :
    • · архивные письменные и графические документы на бумажных носителях;
    • · кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы.
  • 3. Организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения :
    • · архивные фонды и архивные документы, находящиеся на постоянном хранении в архивах;
    • · архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном хранении в течение установленных сроков в ведомственных архивах;
    • · архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном и депозитарном хранении в ведомственных архивах и отраслевых депозитарных фондах;
    • · архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда .

Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Государственные архивы подразделяются на федеральные и муниципальные. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования. Вот эти архивы:

  • 1. Государственный архив РФ;
  • 2. Российский государственный архив древних актов;
  • 3. Российский государственный архив экономики;
  • 4. Российский государственный исторический архив;
  • 5. Российский государственный военно-исторический архив;
  • 6. Российский государственный военный архив;
  • 7. Российский государственный архив военно-морского флота;
  • 8. Российский государственный архив научно-технической документации;
  • 9. Российский государственный архив социально-политической истории;
  • 10. Российский государственный архив новейшей истории;
  • 11. Российский государственный архив литературы и искусства;
  • 12. Российский государственный архив Дальнего Востока;
  • 13. Российский государственный архив кинофотодокументов;
  • 14. Российский государственный архив фонодокументов.

Ведомственные архивы подразделяются на 5 групп:

  • · архив организации;
  • · центральный архив;
  • · центральный отраслевой архив;
  • · объединенный ведомственный архив;
  • · объединенный межведомственный архив.

Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности:

  • 1. государственных объединений и организаций с момента их регистрации в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях, в том числе профессиональных союзов, благотворительных и иных фондов, политических партий и движений, религиозных объединений и организаций;
  • 2. негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации;
  • 3. физических лиц (документы личного происхождения, фамильные архивы, коллекции документов и другие) .

В соответствии с третьим признаком организации документов Архивного фонда РФ существуют три формы хранения документов:

Постоянное хранение - вечное хранение архивных документов в архивах, библиотеках, музеях.

Временное хранение - хранение документов учреждениями и организациями в создаваемых ими архивах в течение периода, установленного нормативными правовыми актами. Временное хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в учреждения Федеральной архивной службы осуществляют ведомственные архивы органов государственной власти и управления государственных учреждений. Временное хранение - хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в учреждения ФАС, которое осуществляют ведомственные архивы органов государственной власти и управления государственных учреждений, организаций, предприятий, а также государственные отраслевые фонды. Муниципальные (районные и городские) архивы могут осуществлять временное хранение в учреждении ФАС (это архивы с переменным составом документов). Обычно временное хранение осуществляется в интересах учреждений и ведомств, пока документы нужны для информационного обеспечения работы данного учреждения. Сроки передачи документов на постоянное хранение строго ограничены законом.

Депозитарное хранение - хранение документов в архиве, музее и библиотеке на условиях, определяемых соглашением - договором между собственником документов и архивом, музеем и библиотекой с сохранением за собственником права распоряжаться архивными документами. 5