Смерть кумира рассорила его близких родственников

После смерти Высоцкого близкие люди озаботились – каким должен быть памятник на его могиле? Вопрос оказался очень непростым: разногласия между родственниками обострились настолько, что пришлось даже объявлять конкурс на лучшее скульптурное изображение для надгробия. Итогом стала выставка проектов в театре на Таганке. 25 января 1983 года там были представлены более тридцати макетов.
Сам же памятник появился на месте захоронения кумира миллионов лишь 12 октября 1985 года. Это была скульптура работы Александра Рукавишникова. Именно она понравилась родителям Высоцкого.

Расскажем небольшую историю, связанную с необычным камнем, который вдова поэта Марина Влади мечтала поставить на место захоронения мужа. Но не случилось…
Интересно, что это замечательное природное явление – камень, вытолкнутый из недр земли какими-то известными только ей силами, никто не видел ни на видео, ни на фотографиях. Хотя описание и упоминание о нем в Интернете есть. — Загадочный такой камень…
Главным действующим лицом этой истории стал близкий друг Высоцкого Вадим Иванович Туманов. Именно он по просьбе Марины Влади отправил своих товарищей по артели «Печора» на поиски природного чуда.

Зная о болезненной щепетильности всего, что касается Высоцкого, я задал Туманову чисто информативные вопросы, связанные только с этим камнем.
— Камень стали искать сразу же после просьбы Марины. – Начал рассказ Вадим Иванович. – Она говорила, что хотела бы видеть на могиле дикий, какой-нибудь необычный камень.
— Пусть он будет некрасивый, но он должен передавать образ Володи… — Это ее слова, которые я однажды уже где-то приводил. Марина была убеждена, что «природа, создавшая ни на кого не похожего Высоцкого, выразит то, что не сможет сделать ни один художник…»

ВЫСОЦКИЙ и ТУМАНОВ на станции Зима (июнь, 1976 год)

Но где искать такой камень? База артели «Печора» находилась тогда в городе Березовском под Свердловском. Сведущие люди говорили, что видели в районе озера Балхаш какие-то чудесные камни. Отправили геолога в казахстанские степи — проверить. Тот вернулся обрадованный такой, нашел, говорит, красивый камень, — возможно, что разновидность троктолита, которому лет под 150 миллионов. Не меньше! Вот только после того, как убедились, что подходящий камень действительно есть, снарядили в дальнюю поездку тяжелый кран и грузовик. Расстояние не малое, больше двух тысяч километров. Но.., поехали.

Камень из казахских степей

В группе было несколько человек. Один уже не живет на этом свете – Михаил Мышелов. Руководил группой геолог Михаил Алексеев. Он сейчас в Перу моет золото. Связи с ним практически нет. А детали поездки знает только он.
Привезли камень в Москву. Какое-то время он лежал во внутреннем дворе театра на Таганке. Потом пришлось его перевезти в одно надежное место. И только когда у меня появилась дача, переправили туда.
А сам камень, смотрите, вон он перед вами. Правда, весит он никак не шесть тонн, как где-то написано. Но тонны две, три в нем уж точно! И при ударе молотком действительно звенит. Можно сказать, что поет. Камень по сути уникальный. Жаль, что не лежит на могиле Высоцкого. Слава Говорухин сказал: «Кто из нас первым умрет, тому он и достанется».

Действительно — редкое зрелище! — Камень производит впечатление – древний исполин, поражающий своей природной красотой! Лежит он на затененной лужайке перед загородным домом Туманова. На «спине» лежит – как говорит хозяин дома. Представил стоящим его на могиле Высоцкого. – Очень необычно.
Сложно сказать, троктолит это или какая-то другая порода? Некоторые специалисты, к примеру, утверждают, что троктолитов в Казахстане нет.

Проект Давида Боровского

Но после смерти Высоцкого планы Марины Влади менялись. По ее очередной задумке памятник мужу должен быть из настоящего небесного метеорита. Который, по словам Всеволода Абдулова, соглашались выдать в Академии наук. Над проектом такого надгробия начал работать известный художник театра на Таганке Давид Боровский. Его творение друзья условно называли «метеоритом в камне». И когда тот камень, который нашли в степях Казахстана специалисты Туманова, доставили в Москву, Давид Львович уже заканчивал свой проект. О нем говорилось, как о «небесном метеорите, вправленным в строгий земной камень – гранит». Боровский даже сам ездил выбирать космический объект.
«…мне больше всего понравился памятник в виде вросшей в землю глыбы гранита, в которую врезался метеорит, от него брызги по камню. И выбито лишь одно слово «ВЫСОЦКИЙ». – Вспоминала Марина Влади. — Ведь и так все знали, кто он, когда родился, когда умер. А если кто-то не знал, значит, тому человеку это и знать не нужно. Это был бы памятник-символ, лаконичный, но говорил бы он гораздо больше, чем те, где хотели передать портретное сходство».


Эскизы БОРОВСКОГО-БАРХИНА

Но взглянуть на рисунок памятника с проекта Боровского мне так и не удалось. В архивах художника его почему-то не смогли отыскать даже ближайшие родственники. Правда, в музее-мастерской Давида Львовича обнаружились уникальные эскизы мемориального пространства под могилу Высоцкого, сделанные совместно с художником Сергеем Бархиным.
В принципе, понятно, почему Марина выбрала именно этот проект? В идее с метеоритом смысл, идея памятника проявлялись более осознанно — Высоцкого как бы сравнивали со звездой, ярко сверкнувшей на земном небосклоне.

Смерть Высоцкого рассорила родственников

На самом деле, именно уход из жизни Владимира Семеновича, (а вопрос о могиле и памятнике здесь основной), и стал предметом серьезных разногласий, а фактически разрыва, между Мариной Влади и другими близкими родственниками Высоцкого.


Эскизы БОРОВСКОГО-БАРХИНА

После смерти мужа Марина Владимировна Байдарова-Полякова, (об этом вспоминали Артур Макаров и Валерий Янклович), посчитала, что, как прямая наследница, она имеет право быть похороненной рядом с ним. В архиве Артура Макарова хранится документ, в котором черным по белому написано: «В случае моей смерти прошу похоронить меня рядом с моим мужем Владимиром Семёновичем Высоцким. Марина Влади де Полякофф». Именно эти строчки читает сам Макаров в фильме Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Но родители поэта, не поставив Влади в известность, оформили могилу сына на себя. Это стало для нее оскорблением.
На церемонию открытия памятника на могиле мужа Влади не приехала. Впервые она увидела памятник в январе 1986 года. Вадим Иванович Туманов, присутствовавший при этом, вспоминал, что в тот свой приезд Марина «с родителями не виделась. Навестила только Евгению Степановну. (Евгения Степановна Лихолатова — мачеха Высоцкого – Б.К.), которая тогда лежала в больнице».


Эскизы БОРОВСКОГО-БАРХИНА

И вот какие слова были сказаны французской актрисой по поводу надгробного памятника в одном из интервью: «Это какое-то уродство — карлик с гитарой над головой. Я хотела бы поставить на Володиной могиле метеорит, который мне подарил геологический музей Советского Союза. И художник Давид Боровский сделал очень красивый макет с метеоритом, на котором написано «Высоцкий» и даты его жизни. Удивительно красиво и имеет смысл — по небу пролетела звезда…»
В своей же книге «Владимир, или Прерванный полет» Влади написала: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма — то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей. Это уродливо, не лезет ни в какие ворота и просто смешно».
Книга впервые вышла в парижском издательстве «Файярд» в октябре 1987 года. Через два года издание появилось и в России. Оно и поставило в отношениях между родственниками жирную точку.

Любимый миллионами актер, поэт, бард, имевший всесоюзную популярность. Владимир Высоцкий скончался в 1980 году в возрасте 42 лет в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Могила Высоцкого располагается недалеко от входа на кладбище, и её нетрудно увидеть, если зайдя, сразу посмотреть направо. Могила Высоцкого до сих пор является местом, куда приходят поклонники таланта выдающегося артиста.

12 октября 1985 г. на могиле артиста открыт памятник из позолоченной бронзы, выполненный скульптором Александром Рукавишниковым. Высоцкий изображён в полный рост, он словно вырывается из факела пламени, окутанный смирительной рубашкой. За плечами - гитара, верная спутница и неизменный атрибут. Изваяние установлено в центре квадратной подставки, образованной бордюрным камнем, на передней грани золотыми буквами нанесены имя и годы жизни Высоцкого. Участок захоронения выложен тротуарной плиткой, обнесен оградой в виде гранитных столбов, соединенных цепью.

Памятник работы Александра Рукавишникова – наверное, самое скандальное изображение Высоцкого. В свое время родственники и друзья поэта разбились на два лагеря. Марина Влади и коллеги Высоцкого по Таганке настаивали на «абстрактном» памятнике. Никаких изображений, положить на могилу камень или кусок метеорита, он и будет «передавать образ Володи».

– Пока мы живы, Володя будет, каким он был! – отрезала мачеха Высоцкого Евгения Лихалатова. Родителям поэта приглянулась реалистичная скульптура Рукавишникова: Володя на ней как живой, даже родинка на левой щеке видна! 12 октября 1985 года скульптуру установили на Ваганьковском кладбище. Марина Влади на церемонию не успела, а когда увидела памятник – расплакалась. «Наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма», – это ее слова. А вот художник и друг Высоцкого Михаил Шемякин, уж на что не сторонник того самого реализма, кладбищенский памятник в целом одобряет: «Не нужно забывать, что Володя – поэт народный».

Памятник

…А потом, по прошествии года, – Как венец моего исправленья – Крепко сбитый литой монумент При огромном скопленье народа Открывали под бодрое пенье, Под мое – с намагниченных лент…

25 января 1985 года в театре прошел день памяти В. Высоцкого. Конечно, театру хотелось отметить день рождения спектаклем «Владимир Высоцкий». Но, памятуя предыдущие тщетные попытки, решили отметить по-другому.

Во вступительном слове В. Золотухин поздравил присутствующих на вечере родителей поэта, сказал много хороших слов о Высоцком. А затем в первом отделении в честь и славу поэта и гражданина выступили ансамбль «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова, И. Смоктуновский, М. Жванецкий, Б. Окуджава, Е. Максимова и С. Исаев, В. Крайнев, С. Юрский, Ю. Ким, А. Пугачева…

Во второй части вечера с экрана с присутствующими говорил и пел для них Владимир Высоцкий.

12 октября 1985 года состоялось открытие надгробного памятника Высоцкому на Ваганьковском кладбище по проекту скульптора Александра Рукавишникова и архитектора Игоря Вознесенского.

Первым на открытии памятника выступил директор театра Н. Дупак. Горестные слова и строфы произнес А. Вознесенский. С трудом преодолевая волнение, своими мыслями о Высоцком поделился космонавт Г. Гречко.

После окончания официальной части все подножье памятника было покрыто цветами. Выделялся венок от И. Кобзона, отсутствующего на торжестве по случаю очередных гастролей.

Появлению именно этого памятника предшествовали события, начавшиеся тремя годами ранее…

В 1982 году Театр на Таганке решил организовать конкурс на лучший проект надгробного памятника. В то время говорить об открытости конкурса было невозможно. Артисты театра обзвонили знакомых художников… Откликнулись опытные скульпторы:

В. Клыков, Л. Берлин, Г. Бренер – и несколько молодых. Получилась выставка памятников на любой «вкус и цвет», самых разных и по неожиданности решений, и по мастерству воплощений: от абстрактных композиций и аллегорий до простеньких фигур и бюстов.

Было много споров… М. Влади отвергала идею изображения и предлагала установить просто каменную глыбу:

– Пусть он будет некрасивый, но он должен передавать образ Володи. Природа, создавшая ни на кого не похожего Высоцкого, выразит то, что не сможет сделать ни один художник…

В. Туманов: «Когда Володя умер, Марина просила найти дикий красивый камень на могилу. У меня была такая возможность. Поехали геологи и в Казахстане нашли редкую разновидность троктолита – камня, вытолкнутого из земли. Камень весом около шести тонн, темно-серый, поросший мхом, серебристый на сколе. Если ударить, он звенит – поет».

Для доставки камня была сформирована бригада энтузиастов, которые за свои деньги наняли «КамАЗ», подъемный кран и привезли его в Москву, но… он остался лежать на даче Туманова.

25 января 1983 года в Театре на Таганке открылась выставка этих проектов. За ее организацию отвечал Д. Боровский. Было выставлено около тридцати скульптурных работ. И примерно столько же графических и живописных портретов. И на каждом из них Высоцкий – другой!

Вариант, воплощающий идею М. Влади, осуществил в макете Д. Боровский: настоящий небесный метеорит, вправленный в гранит. Хранители национальной коллекции метеоритов согласились выделить для памятника крупный и красивый образец.

В. Абдулов: «Марина выбрала проект Давида Боровского: настоящий небесный метеорит, вправленный в строгий земной камень. Мы даже ходили на прием к академику Яншину – с просьбой к Академии наук выделись метеорит для памятника Высоцкому. Яншин прочитал и ни слова не говоря написал на прошении “Выдать”».

А. Демидова: «Я не помню, кому пришло в голову, что надо найти кусок метеорита или астероида, положить его на могилу Высоцкого, а внизу мелкими буквами написать «Владимир Семенович Высоцкий. 1938–1980». Чтобы человек, читая, невольно наклонялся – кланяться этому астероиду и могиле Высоцкого, и старой церкви за ней, и всему кладбищу».

Заслуживала внимания скульптура Л. Берлина – «Бард». Скульптор, по-видимому, буквально воспринял определение Высоцкого как человека с обнаженной душой и изобразил его в натуральную величину, с гитарой в руках и совершенно обнаженным. По мнению автора, нагота певца должна символизировать обнаженность истинного художника перед людьми. В народе скульптуру прозвали «Призывник перед медкомиссией». Памятник получил третью премию.

М. Влади: «Из всего, что демонстрировалось, мне больше всего понравился памятник в виде вросшей в землю глыбы гранита, в которую врезался метеорит, от него брызги по камню. И выбито лишь одно слово «ВЫСОЦКИЙ». Ведь и так все знали, кто он, когда родился, когда умер. А если кто-то не знал, значит, тому человеку это и знать не нужно. Это был бы памятник-символ, лаконичный, но говорил бы он гораздо больше, чем те, где хотели передать портретное сходство».

Проект Влади – Боровского горячо поддерживал Любимов: «Была прекрасная идея – положить на могилу кусок метеорита. И ученые давали метеорит. Это уникальный случай – давали настоящий метеорит!»

Алексей Порай-Кошиц (заведующий художественно-постановочной частью Театра на Таганке): «Любимов сам ездил в соответствующий институт Академии наук, занимавшийся этим делом, дошел до члена-корреспондента Академии наук (фамилии не помню), который ведает всеми этими метеоритными делами, с трудом его уговорил. Тот дал указания своим сотрудникам, чтобы те показали, где хранятся метеориты, и допустили бы Боровского в это хранилище. Боровский ездил туда, выбрал метеорит. Потом он рассказывал, как этот метеорит выглядел: такой обожженный, как бы металлический камень, на вид грязноватый, страшноватый, и в то же время не страшноватый. Как бы ничего особенного в нем нет, и вместе с тем есть, когда осознаешь, что это настоящий метеорит. Все было сделано, обо всем было договорено…»

Понравился Влади и проект киевского архитектора Анатолия Игнащенко «Оборванный нерв». Предлагаемый вариант был экстравагантен и представлял собой скрученный и «оборванный» литой четырехметровый ржавый брус металла. По мнению автора, «памятник напоминал оборванный нерв или гитарную струну и символизировал оборванную связь между галактиками». В знак благодарности за необычный проект Влади подарила его автору посмертную маску Высоцкого.

Зато родители были категорически против всевозможных символов. Они хотели видеть своего сына «как живого», и им понравилась работа скульптора А. Рукавишникова. Влияние на мнение родителей оказал В. Туманов – он все время восхищался памятником, представленным Рукавишниковым: «Похож! Похож!»

Идею памятника Рукавишникову подсказал сам Высоцкий. Правда, он как раз протестовал против такого своего облика: «Неужели такой я вам нужен после смерти?..» Первоначальный эскиз был лаконичней и проще: в фигуре было больше порыва, внутреннего движения… В окончательном варианте много аллегорий, символики, парадности и блеска, над головой гитара – как нимб, за спиной – морды коней, хрипящих, рвущихся к пропасти… Некоторым Высоцкий показался спеленатым, как бы вырывающимся из пут; другие увидели не спеленатого, не связанного – это с монумента еще не соскользнула драпировка, фигура Высоцкого как бы еще не открылась полностью, и в этом есть своеобразная символика, залог будущих открытий, которые действительно произойдут в скором времени.

Лейтмотивом памятника Рукавишников выбрал поэтическую исповедь Высоцкого – его знаменитых «Коней привередливых». Сторонники вариантов Влади и Боровского считали, что этот проект мало соответствует тому живому Высоцкому, которого они знали и любили.

А. Рукавишников: «Но мы видим в нем, в первую очередь, земного человека, нашего современника, который ходил по знакомым улицам Москвы».

Родители выбирают проект Рукавишникова. Два года чиновники Главного управления культуры, ведающие памятниками в Москве, задерживали установку. Они требовали изменений в проекте: убрать веревки, уменьшить размеры до стандартной высоты – 150 сантиметров, убрать лошадиные морды, убрать гитару-нимб… Семен Владимирович, заручившись поддержкой своего друга маршала Н. Скоморохова, добивается у первого секретаря МК партии В. Гришина разрешения на воплощение идеи А. Рукавишникова.

Изготовили памятник на Мытищинском заводе художественного литья им. Е. Белашовой. Средства на отливку скульптурной фигуры – восемь тысяч рублей – внесли родители и сыновья. Об этом свидетельствует надпись на цоколе: «От родителей и сыновей».

Скульптор от гонорара за проект отказался.

«О вкусах не спорят, есть тысяча мнений» - пришлось испытать этот закон Высоцкому на собственном памятнике.

С. В. Высоцкий, любуясь памятником, выражал беспокойство: «Только бы не позеленел!» Рукавишников не стал его расстраивать – он знал, что со временем «самоварность» пропадет и памятник будет тонироваться, станет благороднее.

А. Штурмин: «Если внимательно на него посмотреть, то видишь, что Высоцкий как бы поднимается из-под земли. Разверзлась земля – и он восстал. Саван, ниспадающий с него, как будто его связывает. Он же и был связан всю жизнь! За спиной у Высоцкого гитара. Под определенным углом зрения она превращается в нимб над головой. И если с этого же ракурса смотреть на конские головы, то они смотрятся как ангельские крылья. Есть точка, с которой все это видно».

Понравился памятник и Е. Евтушенко, усмотревшему в нем поэтические аллегории: «Я считаю, что памятник Высоцкому на Ваганьково – прекрасный. Он хороший, доходчивый. Он, может быть, с точки зрения скульптуры не такой эстетский, но зато он обращен к очень широкой аудитории».

Ю. Ким: «Пришел на Ваганьково, смотрю на памятник. Не нравится. Герой на расстреле. Опутан по рукам и ногам, с непреклонным лицом. Что слышится, когда глядишь?

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…

Но, помилуйте, какой враг? Какой «Варяг»? Какие путы?

Баловень неслыханной прижизненной славы, предмет всеобщего восторга и поклонения, объездил Европу, пел в США и Канаде, был на Гавайях, первый актер знаменитого театра…

Ну, не издавали при жизни – да так ли уж к этому стремился? Да очень ли от этого страдал? А миллионы километров его записей – это ли не тираж? Ну, конечно, мешались чиновники, где с визой, где с концертом, – но ведь не травля же, не облава, даже не драка, чего там. Не был он мучеником, не был страдальцем, а вот балагуром, клоуном, насмешником – был, что довольно трудно предположить, глядя на памятник. И лицо какое-то слепое. И непреклонность картинная…

Но тут я понял: это бронза воплощает героический миф, народное представление. Ведь и сам Высоцкий всегда хотел быть победителем. В песнях слышно, как хочется ему, как нравится быть сильным, жестким, уверенным, твердо знать, чего хочешь, чего не любишь. Преодолеть все и добиться во что бы то ни стало. Эта интонация у него повторяется, варьируется… кажется, что ему необходимо это постоянно доказывать – себе? Или нам? Значит, не так уж и силен, что ли? Не так уж уверен?

И тут вдруг я еще понял: какую строку, какой исступленный стих хотел сказать скульптор:

Рвусь из сил и из всех сухожилий…

А получилось: врагу не сдается…

Потом вспомнил, что собирались метеорит, чтоб выразить необычность… инопланетность? Какая там инопланетность? Тем более иноземность…

Потом пошел к Есенину, там новый памятник, сахарный какой-то. Сначала подумал: «Уж лучше так: простое внешнее сходство». Но все равно чувство некоторой обиды… “Нет, ребята, все не так…”»

М. Козаков: «В памятнике какая-то литературная безвкусица. Его лицо? Совершенно не его. Ощущение, что над верхней губой – усы. Хотя он и носил когда-то усы, но на памятнике они, по-моему, ни к чему. Но главное не это: памятник, безусловно, вызовет «нужную» реакцию. Доказательством тому – фраза космонавта Жоры Гречко: “Я думал, что этот памятник не разрешат. Смотри-ка, стоит. Здорово!”»

М. Шемякин: «Мне памятник нравится. Можно было бы сделать тот «заумный» памятник – камень, осколок метеорита… Но не нужно забывать, что Володя – поэт народный… Этот памятник – как бы произнесенная речь, без которой не обойтись. Я понимаю, что, может быть, это не шедевр и не совсем то, что хотели бы видеть друзья… Но друзья могут нормально прийти и просто помолчать минуту… Пусть он слишком расшифрован, если можно так сказать… Но ведь он был сделан уже давно… Памятник был сделан в нужный момент, там есть эта закованность… Люди ведь идут – туда приходит поклониться вся Русская земля, поэтому нужен такой образ…»

«Вот уж действительно: все относительно, все, все, все…»

В. Дробот

У памятника

Ни толпа благодарная,

Ни цветы – ни к чему:

Только дека гитарная

Служит нимбом ему.

Так заведено издавна,

И который уж год

Он на лентах, не изданный,

Не сдаваясь, живет.

А на кладбище встретятся

И кликуша, и тать,

Чтоб к певцу присоседиться,

Ведь ему – не прогнать.

Каждый ищет угодного…

Но когда тяжело,

Из плеча несвободного

Прорастает крыло.

С обнаженными нервами

Он, представший на Суд…

Кони вожжи повырвали

И несут… И несут…

Новость о том, что на могиле Высоцкого установлен памятник, распространялась по стране через приезжающих в Москву посетителей кладбища. Выходившая тогда на нескольких языках газета «Московские новости» раскупалась в основном студентами для параллельного перевода политических текстов. В одном из ноябрьских номеров 85-го в «Moscow news» была опубликована фотография бронзового Высоцкого, над головой которого вздыбились головы двух «коней привередливых». Подписчики этой газеты в Канаде, США, Египте, ФРГ узнали об открытии памятника Высоцкому незамедлительно. Но сами москвичи, читатели «Московских новостей», заметки «В память о Владимире Высоцком» и фотографии памятника не увидели. Не было на газетной полосе и белого пятна. Вместо памятника Высоцкому красовался на постаменте у павильона «Коневодство» на ВДНХ СССР жеребец по имени Квадрат – родоначальник знаменитой орловской породы.

«Настолько велика была слава Квадрата, – сообщала газета советским читателям, – настолько далеко шагнула она, что решено было воздвигнуть ему памятник и поставить на главной площади страны».

Это было настоящее глумление над именем и памятью Высоцкого. Через три года газета «поумнеет», а может, перестанет бояться окрика «сверху».

М. Влади увидела памятник впервые в январе 1986 года, сказала: «Карлик с гитарой над головой», – и расплакалась…

И. Кобзон: «На открытие памятника она не приехала. Сказала, что он ее не интересует. Зато с удовольствием на правах официальной жены приезжала получать огромные валютные гонорары за издание миллионными тиражами книг Высоцкого, аудио-, видеозаписей и прочего. Во всяком случае, повела себя недостойно жены великого Высоцкого. Так я считаю».

Эстетические разногласия по поводу памятника привели к охлаждению, а затем и к разрыву отношений между Влади и родителями Высоцкого.

Вторая часть конфликта – претензии М. Влади на посмертное захоронение рядом с В. Высоцким. В архиве А. Макарова сохранился такой документ: «В случае моей смерти прошу похоронить меня рядом с моим мужем Владимиром Семеновичем Высоцким. Марина Влади де Полякофф». Однако юридическими владельцами участка земли под захоронение были родители, и на основании их протеста в просьбе Влади решением Моссовета было отказано. М. Влади заявила, что ее лишили права быть похороненной рядом с мужем.

В. Янклович: «Ее не лишили этого права открыто. Родители за ее спиной оформили Володину могилу на себя. Поскольку Марина не гражданка России, они получила справку, что эта земля принадлежит им. И никто с ней не посоветовался, ничего ей не сказал. Вот этим она была просто оскорблена. Марина была уверена, что с точки зрения всех правовых норм – российских, союзных, международных – она, как прямая наследница, имеет право на эту землю. А оказалось, что она – никто. Вот это и было главным оскорблением! После этого она собрала все вещи, ушла и больше никогда не возвращалась в свою квартиру на Малой Грузинской».

Из книги Повесть о великом инженере автора Арнаутов Леонид Ипполитович

Памятник эпохи Радиограммы Шаболовской станции уверенно принимаются в таких далеких городах, как Ташкент, Ново-Николаевск (нынешний Новосибирск) и Чита. Крупные европейские радиостанции спешат сообщить, что хотели бы работать не с Ходынкой, а с Шаболовкой. Именно через

Из книги Жизнь Георгия Иванова. Документальное повествование автора Арьев Андрей

Памятник Славы «Памятник Славы» появился в мае 1915 г. Издан петроградским журналом «Лукоморье», в котором Георгий Иванов активно сотрудничал. Оформлен художником Егором Нарбутом. Тираж 1000 экз.Упомянутый отзыв на «Горницу» в «Голосе жизни» (1914 № 2) заканчивался таким

Из книги Кэте Кольвиц автора Пророкова Софья Александровна

Солдатский памятник От первой мысли до ее завершения прошло почти восемнадцать лет.Она приходит в ателье и склоняется над распластанной фигурой убитого солдата. У его изголовья будет стоять на коленях сраженный горем отец, у ног - мать, тоже на коленях. Она сложила руки и

Из книги У лукоморья автора Гейченко Семен Степанович

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ Когда гроб с телом Пушкина привезли в Святогорский монастырь, А. И. Тургенев распорядился послать за крестьянами Михайловского и Тригорского, чтобы они поспешили в монастырь рыть могилу.Зима была суровая. Земля как камень. Ни ломом, ни лопатой не

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

МОЙ ПАМЯТНИК Мой скромный памятник не мрамор бельведерский, Не бронза вечная, не медные столпы: Надменный юноша глядит с улыбкой дерзкой На ликование толпы. Пусть весь я не умру: зато никто на свете Не остановится пред статуей моей И поздних варваров гражданственные

Из книги Пржевальский автора Хмельницкий Сергей Исаакович

ПАМЯТНИК Город Каракол, в котором Пржевальский окончил свой путь, переименован в Пржевальск.За городом, на крутом берегу Иссык-куля, у порога Центральной Азии, стоит памятник. Он сложен из глыб тяньшанского гранита. Посередине укреплена бронзовая медаль с изображением

Из книги Андрей Тарковский автора Филимонов Виктор Петрович

ПАМЯТНИК. ЭПИЛОГ …Где ж он? - Он там. - Где там? - Не знаем. Мы только плачем и взываем: «О, горе нам, рожденным в свет!» Г. Р. Державин. На смерть князя Мещерского. 1779 … Я вырос в спешке, проскочил мимо чего-то, может быть, особенно важного… Из интервью с Андреем

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Из книги Гаврила Державин: Падал я, вставал в мой век... автора Замостьянов Арсений Александрович

ПАМЯТНИК В таких святых местах ничего так просто не делается. М.Шемякин Драматическая история памятника на могиле В.С.Высоцкого началась уже 28 июля 1980 года. Ночью после похорон кто-то украл (взял на память?) стандартный колышек «Владимир Высоцкий. 1938–1980».Каким быть

Из книги Николай Эрнестович Бауман автора Новоселов М.

ПАМЯТНИК В длинном ряду русских переложений программной оды Горация (от Ломоносова до Бродского и, наверное, далее) Державин не затерялся. Эти горделивые строки он отчеканил в 1795 году, тогда же и опубликовал в «Приятном и полезном препровождении времени» под скромным

Из книги Волшебство и трудолюбие автора Кончаловская Наталья

I. ПАМЯТНИК БОЛЬШЕВИКУ На одной из площадей великой Москвы возвышается гранитный памятник. В стремительном движении вперед, как бы торопясь на рабочее подпольное собранье, застыл на высоком постаменте стройный, с открытым русским лицом и небольшой бородкой, скромно

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

Памятник в лесу Когда-то мой отец, Петр Петрович Кончаловский, дружил с артистом Василием Ивановичем Качаловым. И как-то в начале тридцатых годов Василий Иванович предложил отцу:- Поедем, Петр, на Николину Гору. Это поселок близ Перхушкова. Место отличное, на крутом

Из книги Иосиф Бродский. Вечный скиталец автора Бобров Александр Александрович

Памятник Приснилось мне, что я чугунным стал. Мне двигаться мешает пьедестал. В сознании, как в ящике, подряд чугунные метафоры лежат. И я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей. Вокруг меня деревья все пусты, на них ещё не выросли листы. У ног моих на

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

Памятник Пушкину …И Пушкин падает в голубоватый колючий снег. Э. Багрицкий …И тишина. И более ни слова. И эхо. Да еще усталость. …Свои стихи доканчивая кровью, они на землю глухо опускались. Потом глядели медленно и нежно. Им было дико, холодно и странно. Над ними

Из книги Сквозь время автора Кульчицкий Михаил Валентинович

Памятник …А потом, по прошествии года, – Как венец моего исправленья – Крепко сбитый литой монумент При огромном скопленье народа Открывали под бодрое пенье, Под мое – с намагниченных лент… 25 января 1985 года в театре прошел день памяти В. Высоцкого. Конечно, театру

Из книги автора

Памятник Им не воздвигли мраморной плиты. На бугорке, где гроб землей накрыли, как ощущенье вечной высоты пропеллер неисправный положили. И надписи отгранивать им рано - ведь каждый, небо видевший, читал, когда слова высокого чекана пропеллер их на небе высекал. И хоть

Он был из детства нашего двора,
из улочек нашей юности,
из песни «Если друг оказался вдруг
и не друг и не враг, а так...»,
из песен войны:
- Друг, оставь закурить,
а в ответ тишина...
он вчера не вернулся из боя,
из «Белорусского вокзала»,
Из дружбы, открытости и любви,
Из чего-то того, от чего мы ушли.

Мы охотно смотрели фильмы, в которых играл Владимир Высоцкий, любили и пели исполняемые и написанные им самим песни. Наш ровесник, Миша, например, играл на гитаре и пел песни Высоцкого, а мы подпевали «Песню о друге», любили его фольклорно-сказочные мотивы, и песни о войне. «Утренняя гимнастика» звучала по радио.
Нам нравился тембр голоса Высоцкого, многое нравилось: «Я влюбленным все поля постелю...»
Высоцкий был разным, неизменным в нем было одно: артист, поэт, человек широкой души. Голос с хрипотцой, мужской, правдивый, он щедро делился, заряжал своей энергией.

Годы спустя, совершая путешествие по Волге летом 1988 (столетие крещения Руси), мы с мужем, будучи проездом в Москве, решили сходить на Ваганьково, на могилу Высоцкого. Мы спрашивали дорогу, да и бумаяные стрелочки-указатели с надписями: «На могилу Высоцкого» помогали нам в пути. Искать его могилу долго не пришлось: его похоронили прямо у входа, опасаясь за толпы поклонников, которые непременно придут к могиле любимого поэта. Мужчина, поклонник поэта, находившийся у могилы Высоцкого, рассказал нам, что Марине Влади не понравился памятник поэту с завязанными руками, что она на похороны привезла джинсы, в них его и похоронили и что в могилу с прахом Высоцкого положили двухсторонний японский магнитофон с записями его песен. И охрипший баритон Высоцкого звучал часа два из-под земли.

Здесь же, на Ваганьково, могилы Сергея Есенина, Олега Даля, Андрея Миронова.

Рецензии

Вольф Шлиомович Высоцкий (дед поэта) уроженец Бреста, из семьи мастера-стеклодува Шлиома Гершевича Высоцкого. В семье их было четверо детей - дочь Мария (1890-1942) и сыновья Исаак (1908-1978), Лион (1886-1974) и Вольф.
Вольф отличался глубокой интеллигентностью, беспокойным характером и страстью к обучению. У него было три высших образования - юридическое, экономическое и химическое. Еще 22-летним Вольф Высоцкий - студент коммерческого училища в Люблине, в 1911 году переехал из Бреста в Киев, чтобы учиться в местном коммерческом институте. Но через два семестра решил поступить в армию вольноопределяющимся. Отслужив в 165-м пехотном Луцком полку (казармы были на Дегтяревской улице), вернулся в институт. Затем был юрфак Киевского университета, Киевский институт народного хозяйства, коммерческо-технический факультет по производственно-промышленному отделению. Женился он на уроженке Житомира Деборе Евсеевне Бронштейн в 1915-м году.

Вольф Шлиомович к 1917 - владелец адвокатской конторы (в 20-е годы он взял себе имя на русский манер - Владимир Семенович). Жили они в Киеве.
http://izbrannoe.com/news/lyudi/ded-vladimira-vysotskogo/

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Памятник Владимиру Высоцкому (1938–1980) , знаменитому советскому барду, театральному и киноактёру. Скульптура из бронзы установлена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Владимир Семёнович Высоцкий (1938–1980) - знаменитый советский бард , театральный и киноактёр . Воспитанник Школы-студии МХАТ, Высоцкий начал творческую карьеру в МДТ им. Пушкина, получая в основном эпизодические роли. Судьбоносным стало решение поступить в театр на Таганке, где он и играл с 1964 г. до конца жизни. Невероятная работоспособность, искренность, умение выкладываться принесли Владимиру Высоцкому известность и в театре, и особенно в кино. Особым же культурным явлением стали его песни, которые знала и любила вся страна, несмотря на запретительные барьеры со стороны «официальной» звукозаписи и телевидения.

Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 г., похоронен на в Москве (участок № 1, справа от входа).

Памятник и могила

12 октября 1985 г. на могиле артиста открыт , выполненный скульптором Александром Рукавишниковым . Высоцкий изображён в полный рост, он словно вырывается из факела пламени, окутанный смирительной рубашкой. За плечами — гитара, верная спутница и неизменный атрибут. Изваяние установлено в центре квадратной подставки, образованной бордюрным камнем, на передней грани золотыми буквами нанесены имя и годы жизни Высоцкого. Участок захоронения выложен тротуарной плиткой, обнесен