Волна контрреформ захватила в 80–90-е гг. и сферу органов местного самоуправления.

12 июня 1890 года император утверждает новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально оно сохранило принципы бессословности и выборности земств, однако реализация этих принципов существенно ограничивается. В этом и заключался смысл земской контрреформы. Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов предста­вительства по первой (землевладельческой) курии. Если раньше по ней могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, то теперь в нее могли входить исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.

Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных.

Духовенство лишалось избирательных прав.

Обеспечивая решительное преобладание дворян в земствах, земская контрреформа ограничивает права этого по существу «дворянского» органа. Теперь губернатор полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение «свой» вопрос. Кроме того, учреждается новое административное учреждение – губернское по земским делам присутствие , которое рассматривало «правильность» проведения выборов в земства и проверявшее «законность» и «целесообразность» постановление земств.

Дальнейшее наступление на полномочия органов местного самоуправления произошло при проведении городской контрреформы.

11 июня 1892 года было принято новое «Городовое положение». Если прежде к выборам в органы самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщи­ков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества). Тем самым были урезаны избирательные права основной массы городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся, но и мелкая буржуазия (мелкие торговцы, приказчики и пр.).

Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями городского населения.

Таким образом, основные изменения сводились к усилению контроля губернаторов над этими учреждениями и увеличению доли дворянства и крупной буржуазии в составе гласных.

Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России. С помощью мер ужесточения политического режима и проведения курса контрреформ удалось стабилизировать ситуацию в стране и на некоторое время сохранить незыблемым самодержавие. Однако политика откладывания назревших изменений на будущее привела к политическому взрыву первых русских революций.

Исторический анекдот : у Александра III был день рождения. А один генерал-губернатор забыл поздравить царя-батюшку. Вспомнил, когда уже прошло три дня. Что делать? Виноватым быть не хочется. Прислал царю телеграмму следующего содержания: «третий день пьем за ваше здоровье». Царь посмотрел и написал резолюцию – «не пора ли остановиться».

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.» ‑ составная часть буржуазно-демократических реформ 1860 – 70-х гг. Состоит из 56 статей. Определяло функции земских учреждений, вводило выборное и бессословное земское самоуправление.

(Извлечение)

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются на­стоящим Положением.

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Завелывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

Ш. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие ме­ры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церк­вей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здра­вии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается недействительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам. ... Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить поста­новление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время...

13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избирае­мых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опорочен­ные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности, пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании.

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ни­же 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйст­венным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее б тысяч рублей;

в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанных в двух предшедших пунктах "а" и "б" сей статьи;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных уч­реждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространст­вом земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного..;

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею, в размере, определенном в 462-465 ст. Свода Зак... 28. В городских избирательных съездах участвуют: а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промыш­ленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оце­ненною для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей... и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;

г) назначенные на основании ст. 18-21-й поверенные от частных владель­цев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, вла­деющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах «б» и «в» сей статьи.

30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих вы­борщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского"об­щества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.



43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводи­тель Дворянства.

46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести.

48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником губернии. В случае отсутствия Председателя место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника Губернии.

50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.

51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

53. В Губернском Земском Собрании в тех случаях, когда Государю Импе­ратору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое ли­цо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства.

56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды... Из­бранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.

(ПСЗ, Собрание второе, т. XXXIX, отделение первое, № 40457.)

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Рубрика (тематическая категория) Право

ʼʼПоложение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.ʼʼ ‑ составная часть буржуазно-демократических реформ 1860 – 70-х гг. Состоит из 56 статей. Определяло функции земских учреждений, вводило выборное и бессословное земское самоуправление.

(Извлечение)

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются на­стоящим Положением.

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть˸

I. Завелывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счёт земства.

Ш. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие ме­ры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церк­вей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здра­вии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается недействительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам. ... Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить поста­новление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для ᴇᴦο заседаний время...

13. Уездные земские учреждения суть˸ Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избирае­мых˸ а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" 2015, 2017-2018.

Глава первая.

Положения общие.

1. Для заведывания делами, относящимся к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения...

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии и уезде, по принадлежности суть:

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий и других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства, попечение о построении церквей...

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. ... в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие в предупреждении падежей скота, а также по сохранению

хлебных посевов...

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского, гражданского управлений и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстывание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения.

3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных...

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить их круга указанных им дел…

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам…

Реформы Александра II. – М.: 1998. – С. 212-214

Вопрос:

1. В чем вы видите положительные и отрицательные моменты, противоречивость в реформе земского самоуправления?

Документ 3.

К.П. Победоносцев. «Московский сборник».

Глава «Великая ложь нашего времени».

Что основано на лжи, не может быть право… Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия… Отсюда истекает теория парламентаризма…



Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей...

По теории парламентаризма должно господствовать большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партий; они, сменяясь, овладевают властью.

По теории народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике - они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории - они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике - это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории - избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике - избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и криками заинтересованной партии...

Вот каково, в сущности, это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного устройства...

Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с той разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли, а в парламенте нет его... так как воля парламента определяется большинством, но как скоро при большинстве есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента; тем еще менее можно признать ее волею народа.

Родина. - 1993. №4. С. – 67-70,71.

Вопросы:

1. Подтвердите или опровергните суждение автора документа, называющего идею парламентаризма «великой ложью».

2. Ваше мнение о К.П. Победоносцеве.

Документ 4.

Генерал Р.А.Фадеев. Из записок о Восточном вопросе (1876).

Нам необходимо открытое, ни от чьей воли не зависящее сообщение с южными морями. Без него мы не можем жить. Через полтораста лет от Петра Великого история вынуждает русского государя разрешить на юге ту же задачу, которую первый преобразователь решил двадцатилетнею войною на севере. В то время весь устой России заключался в северной половине страны; ... теперь центр тяжести переместился, и большинство русского населения, большинство наших производительных сил находится между Окою и Черным морем, которое без обладания проливами значит не более Каспийского.

Россия, лишенная навсегда свободного выхода в Средиземное море, стала бы похожа на птицу с одним крылом.

Окончательная цель наша не может состоять ни в чем ином, как во всерешающем занятии военной позиции Дарданелл... Неизбежность этой цели... начинает входить в сознание большинства землевладельцев и капиталистов южной половины России, которым случайное закрытие проливов, даже слух о нем, грозит каждый раз общим разорением, а кроме того, постоянно стесняет их, парализуя всякую мореходную и береговую промышленную предприимчивость на Черном море. Даже крестьяне южной России поймут необходимость занятия проливов во что бы то ни стало. Политическим же и военным людям нельзя не видеть громадного значения подобного результата.

История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. - М.: 2004. - С.277-278.

Вопросы:

1. Чем диктовалась необходимость активной политики России в захвате черноморских проливов?

2. Как Вы оцениваете эту внешнеполитическую доктрину?

Тесты

1. В XIX веке развитие капиталистического способа производства требовало...

а) рынка свободной наемной рабочей силы

б) интенсификации сельскохозяйственного производства за счет введения месячных»

в) вложения в производство значительных денежных средств

г) высокой покупательной способности населения.

2. Современники второй половины XIX века...

а) Александр I - Кутузов М.И.

б) Барклай де Толли - Витте С.Ю.

в) Горчаков A.M. - О. фон Бисмарк.

г) Сперанский И.И. - Милютин Д.А.

3. Какая из великих реформ 60-70-х годов XIX века была самой последовательной и радикальной...

а) военная;

б) судебная;

в) земская;

г) в области образования;

д) городская;

е) аграрная.

4. Какую систему комплектования армии утвердил «Устав о воинской повинности» в 1874 году...

а) формирование дворянских ополчений;

б) рекрутский набор;

в) всеобщая воинская повинность;

г) комплектование профессиональной армии.

5. Дата и основные положения Сан-Стефанского мирного договора...

а) 1875г а) о передаче Турции на Кавказе Карса.

б) 1876г. б) образование независимой от России Туркестанской области,

в) 1878г. в) о признании Черного моря нейтральной зоной,

г) 1891 г. г) о признании независимости Сербии, Черногории, Болгарии, Румынии.

6. Кому принадлежит высказывание о судебной реформе 1864 года: «водворить в России суд скорый, правый и милостивый, равный для всех подданных»...

а) Жуковскому В.А. - бывшему наставнику императора;

б) Победоносцеву К.П. - обер-прокурору Синода;

в) Александру II - императору России;

г) Лорис-Меликову М.Т. - министру внутренних дел.

7. Сопоставьте функции указанных судов по реформе 1864 года...

а) Мировой суд а) рассмотрение гражданских исков и уголовных дел с

участием присяжных заседателей.

б) Окружной суд б) политические и государственные дела

в) Сенат в) мелкие уголовные и гражданские дела.

г) Судебная палата г) высшая судебная инстанция и кассационный суд.

8. Земское движение конца XIX века - это движение...

а) консервативно – охранительное;

б) революционно – радикальное;

в) либеральное;

г) социал – демократическое.

9. Двумя составляющими контрреформ Александра III являлись...

а) отставка министров – либералов;

б) отмена суда присяжных заседателей;

в) восстановление всесилия цензуры;

г) упразднение земств.

10. Почему великие реформы 60-70-х годов XIX века не стали «революцией сверху»...

а) крестьянство не получило земли в частную собственность;

б) реформы не затронули всех сфер общественной жизни;

в) не была принята Конституция;

г) подавление правительством «беспредельного и всеобщего» выступления народных масс.

Тематика докладов

1. Прогрессивность и непоследовательность реформы образования.

2. Формирование индустриальной цивилизации в пореформенный период.

3. Россия и США в 60-е годы XIX века: проблема Аляски.

4. «Золотой век» русской культуры.

Хронология

1855-1881 - царствование Александра II.

1877-1878 гг. - русско-турецкая война

1879-1881гг . - деятельность организации «Народная воля»

1881-1894гг . - царствование Александра III

1 января 1864 года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в соответствии с которым должны были создаваться земские губернские и уездные органы местного самоуправления. В Беларуси проведение земской реформы было отложено до начала XX века. Начало земской реформы в Беларуси было положено специальным Положением от 2 апреля 1903 года. В соответствии с ним в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской и Подольской) были учреждены губернские и уездные комитеты и управы по делам земского хозяйства.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой- 12 земским корпорациям.

Местные положения.

Особенности проведения крестьянской реформы определялись в 4-х "Местных положениях". Два из них касались белорусских губерний: одно -- Витебской и Моги - лёвской, другое -- Виленской, Гродненской, Минской. В первом случае высший размер надела на ревизскую душу (взрослого мужчину) составлял от 3 до 7 десятин, а низший -- 1/3 высшего (в нечернозёмных регионах). Остатки прежнего крестьянского надела, выходившие за эти пределы, передавались в собственность помещика. В случае особого соглашения между помещиком и крестьянами (дарованный надел) наделы крестьян могли быть уменьшены. В случае наличия у крестьянина надела ниже минимума, помещик был обязан прирезать ему земли или уменьшить повинности. Во втором случае за крестьянами сохранялись все их прежние земли. В случае, если у помещика оставалось менее 1/3 земли всего бывшего имения, часть земли у крестьян отбиралась.