Методическая разработка: Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения (замена звука С на Ф).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения – функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата говорят о механической дислалии.

К функциональной дислалии относят дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При данном дефекте нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические и ли артикуляционные образцы отдельных звуков.

В функциональной дислалии выделяют три основные формы дислалии:

  1. Акустико-фонематическая (сенсорная) дислалия – замены и смешения более сложных по артикуляции звуков.
  2. Артикуляторно-фонетическая (моторная) дислалия – искажение звуков.
  3. Артикуляторно-фонематическая (смешанная) дислалия – к этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

Механизмом этому дефекту могут служить как недостаточная сила и подвижность органов артикуляционного аппарата, так и недостаточный уровень дифференциации фонематического слуха.

Этиология нарушения: биологические (частые соматические заболевания ребенка), социальные (дефицит говорения и воспринимаемой речи, неправильное речевое окружение).

Симптомы нарушения: замены и смешения более легкими звуками по артикуляции.

Выделяют два основных варианта нарушений.

  1. При первом – артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, при выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.
  2. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно).

Замены и смешения при смешанной форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков:

  • свистящими и шипящими (с-ш, з-ж),
  • взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными (т-к, д-г),
  • парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами (с-сь, л-ль, т-ть),
  • аффрикатами (ц-ч),
  • сонорами (р-л).

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.

Правильная артикуляция звука [С]:

  • Губы: не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке;
  • Зубы: сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены;
  • Язык:
  • кончик широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек,
  • передняя часть спинки — широкая, поднимается к альвеолам и посередине образует с ним щель в форме желобка,
  • средняя часть спинки опущена, по середине ее образуется продольный желобок,
  • задняя часть спинки незначительно поднята,
  • боковые края прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе;
  • Мягкое небо: поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход воздуху в носовую полость;
  • Голосовые складки: не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;
  • Воздушная струя: узкая, холодная, идет по средней линии языка, ощущается тыльной стороной руки;

Сбой артикуляции звука [С], губно — зубной парасигматизм (Ф):

При не правильном произношении звука [С] образуется шум, похожий на свист, звук [С] заменяется звуком (Ф)

  • Губы: нижняя губа сближена с верхними резцами;
  • Зубы: нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены;
  • Язык:
  • кончик языка оттянут от нижних резцов,
  • передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад,
  • средняя часть спинки приподнята и слегка сдвинута назад,
  • задняя часть спинки приподнята,
  • боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход воздуху в носовую полость;
  • Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;
  • Воздушная струя более рассеянная, проходит между нижней губой и верхними резцами.
  • Предрасполагающий фактор: прогнатия, нарушение фонематического слуха.

Таким образом, работа по исправлению данного звука состоит из следующих этапов:

1 этап – подготовительный

Формирование правильной артикуляции, упражнения для отработки движений нижней губы вверх-вниз, вырабатывается положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов, умение распластывать язык, удерживать кончик языка за нижними резцами, длительная воздушная струя по середине языка. Формирование умения различать на слух звуки С-Ф, отрабатывается звук И, сочетание ИЕ.

Коррекция фонематического слуха:

  • Дифференциация неречевых звуков.
  • Дифференциация слуха по долготе, силе и высоте, тембру.
  • Дифференциация слов: — слов одинаковых по длине и разных по наполнению,
  • - слов квазиомонимов.
  • Дифференциация слогов.
  • Дифференциация фонем.
  • Фонематический анализ и синтез.

Артикуляционная гимнастика:

1.«Лопатка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

2.«Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

3. «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.

4. «Упрямый ослик»

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

5. «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом - вниз.

6.«Посчитай нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы.

На этапе автоматизации звук вводится в слоги прямые, обратные, со стечением, в слова и фразовую речь. Иногда автоматизацию в слогах начинают используя механическую помощь.

Автоматизация звука:

В слогах:

  • прямых – са, со, су
  • обратных – ас, ос, ус
  • со стечением согласных – ста, спа, сма (аст, асп)

В словах:

  • (звук н начале слова) – сам, сани, сумка
  • (стечение согласных) – стук, скамейка, спутник
  • (звук в середине слова) – оса, коса, носок
  • (звук в конце слова) – ананас, кокос, пояс
  • (слова с двумя звуками) – соска, соус, насос

Во фразах

– аппетитный суп, мамины бусы, сытая собака.

В предложениях:

3 слова – У сома усы. Сын ест суп. Сын моет посуду.
4 слова – Соня сама ест суп. Пёс ест ку­сок мяса.
5 слов – Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса.

В стихах и чистоговорках:

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска — пуста миска.

Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит.

Серая гусыня
Заботится о сыне.
Спит гусенок сладким сном
У гусыни под крылом.

Рассказ, пересказ:

У Сани самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!» Наступил Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.
Едет мимо Сани Денис на самокате. «Ага, так надо ехать!» — думает Саня. И понёсся Саня на самокате к тенистому саду.

В скороговорках:

Сани у Сани едут сами.
У Сысоя усы до пояса.

Дифференциация звуков [С] — [Ф].

В слогах:
Са-фа, со-фо, су-фу, сы-фы.
Ас-аф, ос-оф, ус-уф, ыс-ыф
Са-са-фа, са-фа-са, фа-са-са

В словах: сон- фон, навес, свисток.

В словосочетаниях: вкусная сметана, автобусная остановка, высокая стена.

В предложениях: Автобус едет. В саду много ос. Анфиса покупает бусы для себя. У нас в саду кусты и высокие сосны.

В стихах и чистоговорках:

В саду сани Стаса, Вани.
На санях Стас
Катает нас.

Ас-ас-ас – у нас дома квас,
Ос-ос-ос – в саду много ос,
Ус-ус-ус – у Сани новый автобус,
Ыс-ыс-ыс – Денис пьет кумыс.

В текстах (рассказ, пересказ):

Это тенистый сад. В саду сосны и кусты. Денис и Стас едут по саду на самокатах. Вот самая высокая сосна. На сосновом суку сова и два совенка.

В скороговорках:

Достает из сумки Стас
Пастилу и сладкий квас.
Сладким квасом с пастилой
Угостит Стас нас с тобой.

Введение

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

Звук Ф

Артикуляция звука

Постановка звука

Повтори слоги.

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Звук в середине слова:

Звук в конце слова:

Повтори предложения.

Повтори скороговорки.

У Пифа гость – Паф.

У Фани – фуфайка.

У Пафа гость - Пиф.

У Пети - туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Повтори загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями с деревьев. (Жираф)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Метко сыплют игроки

Выучи стихотворение.

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Игра «Подскажи словечко».

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри -

Загорелись... (фонари).

Игра «Закончи предложение».

Игра «Один-много».

Перескажи рассказ.

Звук Фь

Артикуляция звука

Постановка звука

Повтори слоги.

Фя - фя - фя Фя - фе - фю - фи Афь - офь - уфь

Фе - фе - фе Фя - фи - фю - фе Ифь - ефь - юфь

Фю - фю –фю Фё - фю - фя - фи Яфь - ифь - ефь

Фи - фи - фи Фи - фя - фе - фё Ёфь - яфь - ифь

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.

Звук в середине слова:

Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.

Звук в конце слова:

Юдифь, морковь (фь).

Повтори предложения.

У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.

Повтори скороговорки.

У Фимки гость – Филька. У Фильки гость - Фимка. Филипп к печке прилип.

Повтори загадки.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные. (Портфель)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.(Морковь)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

Выучи стихотворения.

Федя полез за конфетой в буфет -

Факт, что в буфете не будет конфет. (В. Лунин)

Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну.

И сказал: «Нужна пошире,

И не две, а все четыре!» (С. Маршак)

Игра «Составь предложение».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с помощью этих слов предложения.Конфеты - буфет Машинашофёр

Федя - фиалки Фея - туфелька

Дерево - филин Магазин - финики

Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фикус - (фикусы)

ферма - (фермы) Фиалка - (фиалки)

пуфик - (пуфики) Филин - (филины)

буфет - (буфеты) Фигура - (фигуры)

графин - (графины)

Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ФЬ, которые в нём встречаются.

Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.

Повтори слоги.

Фа - фя Фа - фа - фя - фя Фу - фю - фу

Фо - фё Фа - фя - фа -фя Фю - фу - фю

Фы - фи Фя - фа - фя – фа Фы - фи - фы

Фу - фю Фя - фя - фа – фа Фи - фы - фы

Повтори слова.

Фомка – Фимка

Форма - ферма

Фокус - фикус

Форма - фирма

Фуга - фига

Фурор - фюрер

Фон – фен

Фунт - финт

Повтори предложения.

Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.

Повтори чистоговорки.

Фе - фэ - фе - дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.

Повтори скороговорки.

У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани – фуфайка. У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы – мифы. У кафе – Фома. У Фомы - кофе.

Повтори загадки.


Из меня посуду тонкую,

Нежно - белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называясь я...(Фарфор)

Выучи стихотворение.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин - прыг, филин - скок,

Филиненку дал флажок.

Филиненок рад, рад

Два фонарика горят.(Г. Сатир)

Игра «Твердый - мягкий»

Перед ребенком лежат синяя и зеленая карточки. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Ф, ребенок поднимает синюю карточку. Если мягкий звук ФЬ - зеленую карточку.

Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, фарфор, ферма, шарф, граф, графин.

Игра «Составь предложения»

Взрослый предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам: Фома – ферма, Феня – фотоаппарат, Федя – телефон, Федя - фокус

10. Перескажи рассказ.

Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гимнасты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Наверное, это волшебство, - подумал мальчик. - Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».

Звук В

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

Постановка звука

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

Повтори загадки.

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует -

Бежим по воде.(Волны)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.(Воробей)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.(Василек)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?(Волк)

Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает... (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Это... (ворона).

Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Ваза - (вазочка) слива - (сливка)

Вода - (водичка) завод - (заводик)

Вагон - (вагончик) диван - (диванчик)

Ива - (ивушка) голова - (головушка)

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его.

Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.

Звук Вь

Повтори слоги.

Вя - вя - вя Вя - вё - вю - ви

Вю - вю - вю Be - вю - ви - вя

Be - ве - ве Вё - ве - ви - вю

Ви - ви - ви Вё - вю - вя - ви

Вё - вё - вё Вю - вя - ви - вё

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

Звук в середине слова:

Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

Повтори предложения.

Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

Повтори загадки.

Хохотун Егорка

Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся - чистый пол.(Веник)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.(Ветер)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.(Верблюд)

Выучи стихотворение.

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал.

Дул он долго, зло ворчал

И деревья всё качал.

Игра «Подскажи словечко».

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский... (вертолёт).

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый.

Из открытого окна

Вся Садовая... (видна).

Игра «Составь предложения».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с их помощью предложения.

Витя - отвёртка Класс - новичок

Вера - ковёр Вера - вязать

Ветер - деревья Витя - вёдра

Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

Верба - (вербы) визит - (визиты)

Вилка - (вилки) отвёртка - (отвёртки)

Ведро - (вёдра) новичок - (новички)

Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.

Повтори слоги.

Ва - вя Вы - ви Ву - вю Во - вё

Вя - ва Ви - вы Вю - ву Вё - во

Ва - вя - ва Ви - вы – ви Вю - ву - вю Вё - во - вё

Вя - ва - вя Вы - ви - вы Ву - вю - ву Во - вё - во

Повтори слова.

Вата - Витя Выдра - ведра Высь - висеть

Ваша - вишня Слава - Славик Диван - девица

Вахта - вихрь Трава - травинка Вон - Вена

Важный - вяжет Ваза - виза Воз - вес

Вулкан - вилка Выть - видеть Ворс - верста

Повтори предложения.

Витя и Ваня - друзья. Вера сидит на диване. Вовик в классе - новичок. Внука зовут Витя. Вера едет в Литву. За окном завывает ветер. Валя повесила занавески. Сова увидела добычу. Ваня услышал свист. На вербе зеленая листва. Вера расчесала волосы. Витя любит халву. Весь вечер звучала красивая музыка. Витя работает на заводе. В этом вагоне едут Вася и Вера. Вечером вода в реке холодная. Вера купила вафли. Валя видела красивый веер. Ваня читает повесть. Валя вяжет свитер.

Повтори чистоговорки.

Ва - вя - ва - желтая листва. Вы - ви - вы - идут коровы. Be - вэ - ве - краски дадим Вове. Be - вэ - ве - похлопаем Савве. Вы - ви - вы - поспели сливы.

Повтори скороговорки.

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли:

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Повтори загадки.

Заверчу, закручу,

В небеса улечу.(Вертолет)

Плещет теплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате.(Ванна)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.(Велосипед)

Выучи стихотворения.

Любо плавать Ване

В белом море - в ванне.

Только вот обидно:

Берега не видно.

Видимость пропала,

Мыло в глаз попало...(А. Шлыгина)

В поле волк-волчище едет

На своем велосипеде.

Обогнал сегодня он

Воробья и двух ворон,

Только ветер - ветерок

Перегнать никак не мог. (Г. Сатир)

Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук В, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ВЬ - зеленый квадратик.

Вода, Витя, ветер, волна, василек, вертолет, вина, Ваня, Сева, вилка, водолаз, витрина, вареник, воробей.

Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Ваня - велосипед Вика - сливы

Витя - халва Витя - клятва

Сева - ковер Вера - волна

Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать, его.

Летом Вика и Ваня были с родителями на море. Ребятам очень нравилось отдыхать, загорать. Но больше всего они любили играть в воде. Когда на берег накатывала волна, Вика и Ваня брались за руки и подпрыгивали: кто выше? Выходить на берег совсем не хотелось. Как же было весело на море!

Дифференциация звуков В – Ф

После того, как поставлены и автоматизированы звуки В, Ф, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал глухой и звонкий варианты произнесения.

Повтори слоги.

Ва – фа By - фу - ву – фу Ва - во - ву - вы

Фа - ва Ва - фа - ва - фа Фа - фо - фу - фы

Ва - ва - фа Вы - фы - вы - фы Ву - во - ва - вы

Фа - ва - ва Во - фо - во - фо Фу - фо - фа - фы

Повтори слова.

Ваня – Фаня Вилка - Филька

Веня - Феня Влага - фляга

Вата - фата Сливы - скифы

Ваза - фаза Травы - графы

Сова - софа Гривы - грифы

Фасовать, вафли, алфавит, фаворит, февраль, автограф, шефство, форвард, дрейфовать.

Повтори предложения.

У куклы фата из ваты. На софе сидит сова. Филька кушает вилкой. Ваня купил варенье и фрукты. Валя показывает фокусы. Валя - фокусник. У Вали фикус. У Вовы фиалки. У Фени васильки. Вова идет на фабрику. Вова знает буквы алфавита. Валя вышивает фартук. Ваня развернул конфету. В саду цветут фиалки. Федя несет графин с водой. В комнату через форточку влетел воробей. Мама связала дочери тёплый шарф. Валя моет вилки. Вова видел грифов. На софе - сова.

Повтори чистоговорки.

Фа - ва - фа - наша новая софа. Фа - фа - ва - летит сова. Фы - вы - вы - нет травы. Вы - вы - фы - идут графы

Повтори скороговорки.

Наш Филат не бывает виноват. У Вовки в гостях Фимка, У Фимки в гостях Вовка.

Игра «Скажи наоборот».

Взрослый называет слова со звуком В. Ребенку предлагается заменить звук В на звук Ф и сказать получившееся слово.Вата - (фата) винт - (финт)

Ваза - (фаза) сова - (софа)

Вас - (фас) Веня - (Феня)

Игра «Составь предложения».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

Вова – флажок Иван - футбол

Валя - шарф Вася - фабрика

Вася - фотоаппарат Витя - фокус

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказ, а затем пересказать его.

Ваня и Федя любят лошадей. Мальчики ходят в спортивную школу, где учатся кататься на лошадях. У каждого своя лошадь. У Вани лошадь зовут - Филька, у Феди - Ветерок. Федя расчёсывает Ветерку гриву, заплетает её в косички. Ваня моет Фильке бока, вытирает спину после тренировки. Молодцы, ребята, хорошо ухаживают за своими лошадьми!

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. 2

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук Ф

Артикуляция звука

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

Постановка звука

1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.

2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

Практический материал по автоматизации звука Ф

Повтори слоги.

Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф

Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф

Фу-фу-фу Фо-фа-фу-фы Оф-оф -оф

Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.

Звук в середине слова:

Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.

Звук в конце слова:

Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.

Повтори предложения.

Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

Повтори скороговорки.

У Пифа гость – Паф.

У Фани – фуфайка.

У Пафа гость - Пиф.

У Пети - туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Повтори загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями с деревьев. (Жираф)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.(Фотоаппарат)

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.(Футбольный мяч)

Выучи стихотворение.

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Митя сам смастерил.(О. Высотская)

Игра «Подскажи словечко».

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

Красный, маленький... (флажок).

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри -

Загорелись... (фонари).

Игра «Закончи предложение».

На празднике у мальчика в руках... (флажок).

Мама завязала дочке на шею... (шарф).

Вечером у машин горят... (фары).

У каждого человека есть имя и... (фамилия).

В цирке часто показывают... (фокусы).

Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фазан - (фазаны) Фургон - (фургоны)

Факел - (факелы) Телефон - (телефоны)

Фокус - (фокусы) Сарафан - (сарафаны)

Фонтан - (фонтаны) Граф - (графы)

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.

Звук Фь

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Постановка звука

По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;

При произнесении звука [м]:

а) губы сомкнуты без напряжения;

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и получается носовой резонанс;

Звук [п].

При произнесении звука [п]:

а) вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [б].

При произнесении звука [б]:

а) губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, так что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [ф].

При произнесении звука [ф]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

в) положение языка зависит от следующего гласного звука;

Звук [в].

При произнесении звука [в]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) язык принимает положение следующего гласного звука;

Звук [н].

При произнесении звука [н]:

а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными

(твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При произнесении мягкого звука [н*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;


г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

Звук [т].

При произнесении звука [т]:

а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

Звук д.

При произнесении звука [д]:

а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука д* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы.

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [к].

При произнесении звука [к]:

а) губы находятся в положении следующего за к гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [к] гласного;

в) при произнесении к в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [к]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [к*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка - твердого нёба;

Звук [г].

При произнесении звука [г]:

а) губы находятся в положении следующего за г гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного;

в) при произнесении г в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука г* кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [х].

При произнесении звука [х]:

а) губы находятся в положении следующего за [х] гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [х] гласного;

в) при произнесении звука [х] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [х]) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

При произнесении мягкого звука [х*] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [с].

При произнесении звука [с];

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

е) посередине языка идет хорошая струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [с"]

Артикуляция звука [с"] (мягкого) такая же, как и с твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

Звук [з].

При произнесении звука [з]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [з"].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з*] такое же, как и при произнесении з твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

Звук [ц].

При произнесении звука [ц]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [j].

Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении [j]:

а) губы приближены к зубам;

б) зубы сближены;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [ш].

При произнесении звука [ш]:

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

Звук [ж].

При произношении звука [ж]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [ч].

При произнесении звука [ч]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются;

в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

Звук [щ].

При произнесении звука [щ]:

а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое небо приподнято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [л].

При произнесении звука [л]:

а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и лазывается боковым;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [л"]

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л*] (мягкого) такое же, как и при произнесении л (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Звук р.

При произнесении звука [р]:

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [р"].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р*] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части языка к нёбу.

Звук [н].

При произнесении звука [н]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [э].

При произнесении звука [э]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;

в) кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [ы].

При произнесении звука [ы]:

а) губы не напряжены;

б) зубы разомкнуты;

в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [а].

При произнесении звука [а]:

а) губы в спокойном положении;

б) зубы на расстоянии 1 - 1,5 см;

в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [у].

При произнесении звука [у]:

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [о].

При произнесении звука [о]:

а) губы округлены немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Основы логопедии с практиком по звукопроизношению

/ Под редакцией Т.В. Волосовец

Вопросы для самоконтроля:

1. Возрастные особенности формирования звукопроизношения

2. Понятие нарушения звукопроизношения.

3. Общие и специфические причины нарушения звукопроизношения

4. Клиническая характеристика нарушения звукопроизношения

5. Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления

6. Характеристика нарушений звукопроизношения по группам нарушенных звуков

Конспект индивидуального логопедического занятия.
Логопедическое заключение: ОНР III при дизартрическом компоненте.

Тема: Постановка звука [ф].

Цель: Обучение правильному произношению звука [ф].

Задачи:

Образовательные:

  • формирование правильной артикуляции звука [ф], знаний об акустических особенностях звука;
  • обучение выполнению движений по подражанию, словесной инструкции.

Коррекционные:

  • развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и направленной воздушной струи;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, концентрации внимания;
  • развитие ориентировки на листе бумаги в клетку и пространственной ориентации.

Воспитательные:

  • воспитание положительного интереса к занятию, художественным произведениям.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ф], игрушка ежик, картинки - артикуляционная гимнастика, лист в клетку, карандаш, картинка - раскраска с изображением ежа.

План занятия:

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Самомассаж лица.
  3. Физкультминутка.
  4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.
  5. Уточнение артикуляции звука [ф].
  6. Постановка звука [ф] по подражанию.
  7. Упражнение для развития фонематического восприятия.
  8. Графический диктант.

III. Итог занятия.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Логопед. Ты любишь ходить в гости?
Ребенок. Да.
Логопед. Тогда в путь! Но, кто же сегодня пригласил тебя? Отгадай загадку.

(Логопед загадывает загадку.)

Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит - ф-ф-ф…
Весь в иголках, не возьмешь,
Кто же это, (имя ребенка)?
Ребенок. Еж!

Логопед. Сегодня тебя ждет веселый ежик. С ним никогда не бывает скучно потому, что этот забавный зверек знает много игр.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

1.1. Упражнения для губ.

Логопед. Вместе с ежиком выполни гимнастику для губ.

«Улыбка».
Ежик наш знаком всем детям,
Он тебя улыбкой встретил.

(Ребенок широко улыбается, растягивая губы, удерживает до 7 секунд.)

«Спрячем зубки».
Губу верхнюю поднял,
Зубки верхние показал.
А теперь наоборот
Плотно закрываю рот.

(Ребенок повторяет несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд.)

«Расчешем нижнюю губу».
Посмотри, расческа - зубы
Ежу причесывает губы.
(Ребенок проводит верхними зубами по нижней губе 6 - 8 раз, массируя ее.)

1.2. Упражнения для языка.

Логопед. Посмотри и послушай, как встречает утро веселый ежик. Выполняй упражнения для языка вместе с ним неспеша, правильно.

(Логопед читает стихотворение.)
Ежик рано утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо - влево, вправо - влево
Чистит зубки он умело.

(Ребенок потягивается. В улыбке открывает рот, кончиком языка «чистит» 5 - 6 раз за нижними зубами.)

Ежик наш расческу взял,
Он причесываться стал.
Мы за ним не отстаем,
Все покажем языком.

(Ребенок в улыбке прикусывает язык зубами и «протаскивает» его вперед - назад.)

(Ребенок широко открывает рот, поднимает спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимает язык за верхние зубы. Выполняет 6 - 8 раз.)

Вот и завтракать пора:
Еж тебе напек блины,
Со сметанкой они.

(Ребенок в улыбке открывает рот, широкий язык кладет на нижнюю губу. Удерживает под счет до 8.)

Как сметану любит ежик?
Оближи скорее ротик!

(Ребенок широко открывает рот. Облизывает широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.)

А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашку нальем.
Ежик сыт, ежик рад,
Ежик любит всех ребят!

(Ребенок открывает рот, высовывает язык, загибая боковые края и кончик языка вверх. Ритмично хлопает в ладоши.)



2. Самомассаж лица.

Логопед. А теперь ты научи друга выполнять массаж лица, который помогает быть умным, внимательным и произносить четко все звуки.

(Логопед читает стихотворение.)

Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Ежик мой колючий
Будет очень рад.

Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем!

Ребенок. Взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10 . (1 раз.)

А теперь по кругу щечки
Быстро разотру:
Ежику колючему
Память разовью.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек
Нужно делать всем!

Ребенок. Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисует» круги на щеках. (Делает 1 мин.)

На подбородке круг черчу:
Ежику помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Чтобы думал лучше
Ежик озорной,
Я поглажу лобик,
Друг мой дорогой.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

Ребенок. Теми же двумя пальцами «рисует» круги на подбородке, круги на лбу - 1 минуту. (Делает по 1 разу.)

Чтобы ежик лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Я волшебные очки
Нарисую поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

Ребенок. Массирует двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (Делает 1 мин.)

Массаж носа.

Ребенок. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимает на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, под счет до 10. (Делает по 1 разу.)

Точка 1 чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.

Я подушечками пальцев
В точки попаду:
Ежику колючему
Носик разомну.
Раз, два, три - скажу, четыре
Точка 2 чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева.
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем!

Ребенок. Откинувшись назад на спинку стула, делает длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устал наш ежик,
Выполнял старательно.
Знает: польза от массажа
Будет обязательно!

3. Физкультминутка.

Логопед. А сейчас выходи на полянку, где ежик любит порезвиться с друзьями.
(Логопед читает стихотворение.)
По сухой лесной дорожке
Топ - топ - топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.

Ребенок стоит, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, согнутые в коленях, делают частые шажки.

Если подкрадется волк -
Превратится еж в клубок.
Ох, ох, ох!
Ребенок приседает, обхватив руками колени.
Ощетинит еж иголки -
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!

Ребенок встает, раскрыв пальцы рук перед грудью, продолжает делать частые шажки.

4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.

Логопед. Приятно наслаждаться красотой леса, свежим воздухом.
Упражнение «Подышим свежим воздухом».
Ребенок делает вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы - 3 раза.
Логопед. Кажется, подул сильный ветер.
Упражнение «Ветерок».

Ребенок делает вдох ртом, почувствовав, как при этом надувается живот; выдох с силой, слегка прикусив верхними зубами нижнюю губу.

5. Уточнение артикуляции звука [Ф].

Логопед. Ежику очень понравилось с тобой играть. Он от радости зафыркал ф - ф - ф..
Что делают губы, зубы и язык, когда произносим звук [Ф]?
(Логопед показывает профиль звука [Ф].)
Ребенок рассказывает. При произнесении звука [Ф]:
- нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;
- верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой;
- язык принимает положение следующего гласного звука;
- голосовые связки не работают, голос не звучит.
(Если ребенок затрудняется, логопед уточняет правильность артикуляции звука [Ф].)

6. Постановка звука [Ф] по подражанию.

Логопед. А сейчас ты попробуй произнести звук [Ф]. Как фыркает еж?
Ребенок произносит звук [Ф].

7. Упражнение для развития фонематического восприятия.

Логопед. Забавный ежик приготовил для тебя еще одну игру.
«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ф]».
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок хлопает в ладоши.)

Изолированно: Ф, М, Н, Ф, П, Ф, Д, Ф Т, Б.
В слогах: ФА, АП, ФУ, БЫ, ОФ, УТ, ФЫ, ДА, АФ.
В словах: ФОНАРЬ, ДОМ, ТЕЛЕФОН, КОТ, КОФТА, ШАРФ, БАНКА, ШКАФ, ЛУК.

8. Графический диктант.

Логопед. Тебе понравилось гостить у ежика? Но пришло время возвращаться.
Нарисуй дорожку, по которой пойдешь домой.

(Ребенок по словесной инструкции рисует дорожку: от точки клетка вправо, клетка вверх, 3 клетки вправо, клетка вниз, клетка вправо, 3 клетки вверх, клетка вправо, 2 клетки вниз, клетка вправо, 2 клетки вверх, клетка вправо,3 клетки вниз, 2 клетки вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо - там и дом) .

III. Итог занятия

Логопед. Какой звук ты сегодня учился произносить?
Ребенок. Звук [Ф].
Логопед. Молодец! Ты очень старался, поэтому у тебя все получилось. Веселый ежик дарит свою фотографию, которую ты раскрасишь дома. И не забудь потренироваться правильно произносить звук [Ф].

Как научить ребенка правильно и четка звук В и другие звуки. Для этого нужны специальные логопедические игры, упражнения, артикуляционная гимнастика.
Ведь не один ребенок не рождается уже с правильной и готовой поставленной речью. Он постепенно учится четко и правильно произносить звуки, сливая их вместе потом в слова, а затем строить предложения, выражать свои мысли. Но если идет задержка речевого развития происходит в некоторой задержки.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению.

Только общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Поэтому задача родителей и педагогов помочь ребенку удалить все проблему связанные с речью.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Малыш должен научится произносить правильно все звуки русского алфавита. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

Артикуляция звука В Постановка звука В

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Упражнения на автоматизации звука В

1. Повтори слоги:

Ва - во - ву - вы

Вы - вы - вы

Вы - ва - во - ву

Ва - ва - ва

Во - вы - ва - ву

Во - во - во

By - во - ва - вы

By - ву - ву

2. Повтори слова:

Звук в начале слова:

Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.

Звук в середине слова:

Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Впа, вка, вку; вну, тва, твы; зва, зву; вла, вло; вра, вру, вкла, вклю. Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.

Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

Повтори загадки.

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует -

Бежим по воде.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает... (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Это... (ворона).

Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Ваза - (вазочка)

слива - (сливка)

Вода - (водичка)

завод - (заводик)

Вагон - (вагончик)

диван - (диванчик)

Ива - (ивушка)

голова - (головушка)

Обучение детей

ФГОС
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
  • Шипящие согласные звуки - постановка звуков у детей дошкольного