Каждый турист при выборе страны для очередного визита учитывает её климатические особенности и лучшее время для посещения. Выбрав Индию для своего путешествия, следует изучить погодные условия этой страны и остановить выбор на идеальных для себя.

Природа и климат Индии

Индия находится в субэкваториальном поясе с тропическим климатом. В стране преобладает жаркая погода с сезоном муссонных дождей, когда несколько засушливых месяцев сменяются чередой дождливых. В связи с этой особенностью природа здесь крайне разнообразна. Заснеженные вершины Гималаев, пустынные равнины центральной Индии и джунгли с обилием флоры и фауны — буйство ярких красок, многообразие экзотических цветов и . Здесь обитает огромное количество различных видов животных, в том числе и занесенных в Красную книгу, таких как азиатский слон, бенгальский тигр, дымчатый леопард. Северная часть Индии, а также часть центральной повторяют в своих циклах близкие нам зимний и летний периоды. Например, в Гималаях самый холодный сезон длится с начала декабря до середины апреля, в это время температура опускается до минусовых отметок, а в горах лежит огромное количество снега. В Нью-Дели в середине января ночью температура опускается до плюс пяти градусов, в то время как днем может подниматься до плюс двадцати пяти. А это значит, что стоит позаботиться об одежде и тщательно продумать свой гардероб, и лучше, если вещи будут из натуральных тканей.

Центральная часть Индии, находящаяся на плоскогорье, имеет достаточно мягкий для этих широт климат, благодаря тому, что территория находится высоко над уровнем моря. Летне-осенний период дождей сменяется засушливым зимне-весенним. Зимой из-за резких перепадов суточной температуры очень часты туманы, поэтому передвижение на автотранспорте становится небезопасным. В зимние месяцы температуры самые низкие, днем температура не превышает плюс двадцати пяти градусов. Лучшее время для посещения центральной Индии — с ноября по март.

Климат древней Индии

В древности территория Индии была гораздо обширнее, климат был более влажным, как и в современное время, он определялся положением страны относительно Гималаев – самых высоких в мире горных вершин. Участки, не входившие в горную часть, повсеместно были покрыты непроходимыми джунглями и болотистыми участками. А вот в совсем давнее время, несколько сотен миллионов лет назад, Индостан придрейфовал, отделившись от Африки, в Азию.

Климат Гоа

Наибольший интерес у туристов, посещающих Индию, во все времена вызывал штат Гоа. Это популярный среди иностранцев и местных курорт, своеобразный индийский Сочи, куда съезжаются состоятельные индусы со всей страны. В южных частях Индии, а в частности в Гоа, температура стабильно держится на отметках от плюс двадцати пяти до тридцати пяти градусов, со снижением температуры в ночное время в зимние месяцы до плюс пятнадцати. Климат Гоа более влажный, близость океана очень сильно влияет на ощущение комфорта – сильная влажность, особенно в период, когда идут дожди, доставляет много неудобств людям с болезнями дыхательных путей.

В это время не стоит удивляться влажному белью и плесени на стенах в недорогих отелях. В период с ноября по апрель осадков нет практически совсем, дневные температуры стабильны, а ночные повышаются порой до дневных. С мая по октябрь дожди идут практически ежедневно, иногда приводя штат к обширным наводнениям.

Погода по месяцам в Гоа

Лучшее время для посещения Гоа — это период с декабря по февраль (январь-февраль – это сезон вкуснейших авокадо). Температура и влажность в этот период оптимальны, правда ночами на побережье бывает прохладно. В высокий сезон наблюдается самое большое число иностранных туристов в Гоа, регулярно проводятся всевозможные по Гоа и соседним штатам.

Начиная с марта, становится жарче и повышается влажность, сменяющаяся в мае-июне сезоном дождей. Он длится здесь до конца октября. Причем основная доля осадков приходится на летний период. В конце весны и начале осени дожди кратковременны и быстро сменяются палящим солнцем. Цены на услуги, билеты и проживание возрастают в высокий сезон, поэтому любителям сэкономить стоит подумать о том, чтобы посетить Гоа в апреле или октябре. Погода в Гоа в это время достаточно комфортная, количество туристов заметно меньше.

Стоит отметить, что в конце апреля – начале мая на прилавках местных фруктовых палаток появляются вкуснейшие местные манго, в отличие от привозных сюда с других индийских штатов крупных желто-красных плодов, местные фрукты маленькие по размеру и имеют зеленовато-желтую окраску. После сезона дождей в октябре – начале ноября океанские воды далеки от идеальных. Ливни смывают в океан поваленные деревья и бытовой мусор. Начиная с середины апреля и непосредственно до начала нового сезона дождей океан неспокоен, большие волны несут в себе опасность, особенно на каменистых пляжах, таких как Вагатор и Анджуна. А также в это время появляются водяные змеи.


Данное название «Индия» было приобретено и уже установлено от названия самой широкомасштабной реки, которая находилась на северо-западе данной страны. В то время индийцы именовали её как «Синдху», у персов оно именовалось, как «Хинду», а древние греки – прозывали её как «Индос». А уже в последующем в Европе, она получила название «Индия», которое сохранилось по сей день. У индейцев данное наименование страны не было общепринятым. Если говорить о местоположении страны, то Индия располагается в Южной Азии, точнее на Деканском полуострове, где она прилегает к нему с северной части материка. А уже на севере она имеет ограничение Гималаями – уникальная в мире горная цепочка, которая обладает самой высокой системой горных хребтов. На востоке горный пик снижается, но при этом имеются труднопроходимые горы, которые и отделяют саму Индию от стран, касательно Индо-Китайского полуострова, а на западе имеются отроги Гималаев, и остальные горные хребты. Тем временем Деканский полуостров, который впадает в Индийский океан, и образует на западной части Аравийское море, а на восточной части – Бенгальский залив. Но в то же время географическая обособленность, которая имела в Индии, препятствовала общению народов со всем внешним окружением. Она так же имела место препятствования формированию мореплавания. Но все это не казалось Индийскому народу препятствием, они и в этих обстоятельствах старались не ограждаться от общения и связи с их соседями. Если рассматривать касательно географии, то на них Индия состояла из двух основных частей: Это была южная часть, которая была полуостровной, а северная часть была материковой. Тем не менее на их границе располагаются горные породы, которые в свою очередь состоят из обширных хребтов, самым крупным из них принято считать гору Виндхья, которая имеет возвышенность в 1100 м, и имеет общую площадь, которая достигает 1000 км, и следует с запада на восток. Большая часть горы Виндхья находится в штате Мадхья-Прадеш. Область этой горы, была главной преградой касающаяся связи между южной и северной частью. Сама Южная Индия характеризует собой полуостров, который схож по фигуре неверного треугольника, при этом направленный вершиной к югу. Главную часть этого полуострова занимает Деканское плоскогорье. При этом само Деканское плоскогорье обладает малым уклоном которые ведет с запада на восток, это и является главным фактором того почему все масштабные реки Южной Индии в основном протекают на восток. Но тем не менее главная часть этого полуострова сравнительно засушлива. При этом реки Южной Индии обладают индивидуальным водным порядком.
Северная Индия имеет разделение пустынями, которые имеют название «Тар».
В западной части Северной Индии имеется Пенджаб – это долина реки Инда и пяти масштабных рек, которые сливаются речным потоком в Инд.
В восточной части Северной Индии имеется долина реки Ганг. В данное время эта часть Индии практически не имеет на себе лесов, но, тем не менее, в древности она имела место покрытия насыщенными лесами. В Ганге наблюдается очень влажный климат, который в свою очередь отражается на рисе, джуте и сахарном тростнике которые здесь не могут выращиваться без применения искусственного осушения. Но, если продвинуться чуть вперед на западную часть, то там осадки атмосферы подвергаются меньшим обилиям и соответственно искусственное осушение здесь крайне необходимо.

Древнейшая цивилизация долины Инда (т.н. «цивилизация Хараппы/Мохенджо-Даро»).

Самые закореневшие и древние энеолитические поселения были найдены пока что в единственном месте, которое располагается на западной окраине долины Инда. По крайней мере,если сравнивать климат в Северо-Западной Индии который имел место быть в IV-III тысячелетиях до н. э, по сравнению с настоящим временем он был более важным.
В середине III тысячелетия до н. э, в этих местах было распространено земледелие, которое в последующем уже стало их главной деятельностью, но в то же время скотоводство тоже играло важную роль в их жизни. Для ведения земледелия они больше давали предпочтение речным долинам, которые периодически затапливались дождями. Создание и совершенствование новых орудий труда постепенно открывало дорогу к этим долинам. Самой первой из освоенных оказалась долина Инда. В Инде со временем стали появляться очаги в отношении их сформированной земледельческой цивилизации, а формирование здесь производственной силы казалось более удобным. В новой среде появилось имущественное, а последовательно уже неравенство между обществом, что стало причиной расформирования первобытнообщинного строя, а затем уже возведение его в государство.
Множественные раскопки, которые проходили в долине Инда, свидетельствовали о том что в III-II тысячелетиях до н. э, была светлая и стандартная цивилизация.
В 20-х годах ХХ в. были найдены поселения в виде городского типа, которые в свою очередь имели множество сходящих черт.
У этих поселений была своя культура, которая получила название «Хараппа». Раскопки также были произведены и в Мохенджо-Даро, она считалась провинцией Синд, которые дали отличные результаты.
Развитие культуры Хараппы нужно относить к концу III тысячелетия до н. э. Прошедшие этапы развития этой культуры неизвестны.

Не секрет, что люди и природа Древней Индии всегда были связаны друг с другом. Это влияние нашло свое отражение в культуре, искусстве и религии. Индия - это страна несметных богатств и удивительных тайн, которые ученым еще предстоит открыть.

Природа

Индостан - это огромный полуостров, расположенный на юге Азии, который как бы отделен от окружающего мира Гималаями - величественным горным хребтом с одной стороны и Индийским океаном - с другой. Лишь немногочисленные проходы в ущельях и долины связывают эту страну с другими народами и соседними государствами. Плоскогорье Декан занимает почти всю ее центральную часть. Ученые уверены, что именно здесь и зародилась цивилизация Древней Индии.

Великие реки Инд и Ганг берут свое начало где-то в горных хребтах Гималаев. Воды последней у жителей страны считаются священными. Что касается климата, то он очень влажный и жаркий, поэтому большая часть территории Индии покрыта джунглями. В этих непроходимых лесах обитают тигры, пантеры, обезьяны, слоны, много видов ядовитых змей и другие животных.

Занятия местного населения

Не секрет, что ученых всегда интересовала природа Древней Индии и люди, населявшие эту территорию с незапамятных времен. Основным занятием здешнего народа считалось оседлое земледелие. Чаще всего поселения возникали по берегам рек, так как здесь находились самые плодородные почвы, пригодные для возделывания пшеницы, риса, ячменя и овощей. Кроме того, из сахарного тростника, который в изобилии рос в этой болотистой местности, жители делали сладкий порошок. Этот продукт был самым древним сахаром в мире.

На своих полях индийцы выращивали и хлопчатник. Из него делали тончайшую пряжу, которая затем превращалась в удобные и легкие ткани. Они как нельзя лучше подходили для этого жаркого климата. На севере страны, где осадки выпадали не так часто, древние люди сооружали сложные оросительные системы сродни египетским.

Индийцы также занимались и собирательством. Они знали как полезные, так и вредные свойства большинства знакомых им цветов и растений. Поэтому разбирались в том, какие из них можно просто употреблять в пищу, а из каких получить пряности или благовония. Богатейшая природа Индии настолько разнообразна, что она давала жителям такие растения, которых больше нигде не было, а они, в свою очередь, научились возделывать их и использовать с максимальной пользой для себя. Чуть позднее большое разнообразие пряностей и благовоний привлекло сюда много купцов из разных стран.

Цивилизация

Древняя Индия с ее необыкновенной культурой существовала уже в III тысячелетии до нашей эры. Примерно к этому времени относятся и цивилизации таких крупнейших городов, как Хараппа и Мохенджо-Даро, где люди умели строить двух- и даже трехэтажные дома, используя при этом обожженный кирпич. В начале XX века британским археологам удалось найти развалины этих древних поселений.

Особенно удивительным оказался Мохенджо-Даро. Как предположили ученые, этот город строили не одно столетие. Его территория занимала площадь в 250 гектаров. Исследователи обнаружили здесь прямые улицы с высокими зданиями. Некоторые из них возвышались более чем на семь метров. Предположительно, это были постройки в несколько этажей, где не было ни окон, ни каких-либо украшений. Однако в жилых помещениях имелись комнаты для омовений, в которые подавали воду из специальных колодцев.

Улицы в этом городе были расположены таким образом, что они тянулись с севера на юг, а также с востока на запад. Их ширина достигала десяти метров, а это позволило ученым предположить, что его жители уже тогда использовали повозки на колесах. В центре древнего Мохенджо-Даро было выстроено здание, где имелся огромный бассейн. Ученым до сих пор не удалось точно определить его назначение, однако ими была выдвинута версия, что это городской храм, воздвигнутый в честь бога воды. Недалеко от него размещались рынок, просторные ремесленные мастерские и зернохранилища. Центр города был обнесен мощной крепостной стеной, где, вероятнее всего, прятались местные жители, когда им угрожала опасность.

Искусство

Помимо удивительной планировки городов и необыкновенных зданий во время масштабных раскопок, начатых в 1921 году, было найдено и большое количество различных культовых и бытовых предметов, которыми пользовались их жители. По ним можно судить о высокой развитости прикладного и ювелирного искусства Древней Индии. Печати, обнаруженные в Мохенджо-Даро, были украшены красивой резьбой, что указывает на некоторой сходство двух культур: долины Инда и Месопотамии времен Аккада и Шумера. Скорее всего, эти две цивилизации были связаны между собой торговыми отношениями.

Керамические изделия, найденные на территории древнего города, отличаются большим разнообразием. Лощеные и блестящие сосуды были покрыты орнаментом, где гармонично сочетались изображения растений и животных. Чаще всего это были покрытые красной краской емкости с нанесенными на них черными рисунками. Многоцветная же керамика встречалась очень редко. Что касается изобразительного искусства Древней Индии периода от конца II и до середины I тысячелетия до нашей эры, то оно и вовсе не сохранилось.

Научные достижения

Ученые Древней Индии смогли добиться больших успехов в различных отраслях знаний и, в частности, в математике. Здесь впервые появилась десятичная система счисления, которая предусматривала применение нуля. Именно ею до сих пор пользуется все человечество. Примерно в III-II тысячелетиях до нашей эры во времена цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы, по мнению современных ученых, индийцы уже умели считать десятками. Те цифры, которыми мы пользуемся и по сей день, принято называть арабскими. На самом же деле их изначально называли индийскими.

Самый знаменитый математик Древней Индии, который жил в гуптскую эпоху, а это IV-VI века, - Арьябхата. Он смог систематизировать десятичную систему и сформулировать правила решения линейных и неопределенных уравнений, извлечений кубического и квадратного корней и многое другое. Индиец считал, что число π равняется 3,1416.

Еще одно доказательство того, что люди и природа Древней Индии неразрывно связаны между собой - это аюрведа или наука о жизни. Невозможно точно определить, к какому конкретно периоду истории она относится. Глубина знаний, которыми обладали древнеиндийские мудрецы, просто поразительна! Многие современные ученые по праву считают аюрведу прародительницей чуть ли не всех медицинских направлений. И это не удивительно. Она легла в основу арабской, тибетской и китайской медицины. Аюрведа вобрала в себя основные знания по биологии, физике, химии, естествознанию и космологии.

Загадки Древней Индии: Кутуб-Минар

В 20 км от старого Дели в городе-крепости Лал-Кот стоит загадочный металлический столб. Это Кутуб-Минар, сделанный из неизвестного сплава. Исследователи до сих пор теряются в догадках, а некоторые из них склоняются к мысли, что он имеет инопланетное происхождение. Колонне около 1600 лет, однако за 15 веков она не поржавела. Похоже, что древние мастера умели создавать химически чистое железо, которое трудно получить даже в наше время, обладая самыми современными технологиями. Весь Древний мир и Индия в частности полны необыкновенных тайн, которые ученые еще не смогли разгадать.

Причины упадка

Считается, что исчезновение Хараппской цивилизации связано с приходом на эти земли в 1800 году до нашей эры северо-западных племен ариев. Это были воинственные завоеватели-кочевники, которые разводили крупный рогатый скот и питались в основном молочными продуктами. Арии в первую очередь стали разрушать большие города. Со временем уцелевшие постройки стали приходить в упадок, а новые дома строились из старого кирпича.

Другая версия ученых, касающаяся природы и людей Древней Индии, заключается в том, что не только вражеское вторжение ариев способствовало исчезновению Хараппской цивилизации, но и значительное ухудшение экологии. Они не исключают такой причины, как резкое изменение уровня морской воды, что могло привести к многочисленным наводнениям, а затем и к возникновению различных эпидемий, вызванных страшными заболеваниями.

Общественное устройство

Одной из многочисленных особенностей Древней Индии является деление людей на касты. Такое расслоение общества произошло примерно в I тысячелетии до нашей эры. Его возникновение было обусловлено как религиозными взглядами, так и политическим строем. С приходом ариев к низшей касте стали относить почти что все местное население.

На высшей ступени находились брахманы - жрецы, правившие религиозные культы и не занимавшиеся тяжелым физическим трудом. Они жили исключительно за счет жертвоприношений верующих. На ступень ниже находилась каста кшатриев - воинов, с которыми брахманы не всегда ладили, так как часто не могли поделить власть между собой. Далее следовали вайшья - пастухи и крестьяне. Внизу находились шудры, которые выполняли только самую грязную работу.

Последствия расслоения

Общество Древней Индии было устроено так, что кастовая принадлежность людей передавалась по наследству. К примеру, дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а кшатриев - исключительно воинами. Подобное деление только тормозило дальнейшее развитие общества и страны в целом, так как много талантливых людей не могли реализовать себя и были обречены жить в вечной нищете.

Природные условия

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами.

На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится.

Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Источники

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла.

Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник «Законы Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.), высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении – «Индия» – дал подробный географический очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите.

Периодизация истории.

Историю Древней Индии можно разделить на следующие периоды:

1. Древнейшая (Индская) цивилизация (XXIII-XVIII вв. до н.э.) - возникновение первых городов, образование ранних государств в долине реки Инд.

2. Ведийский период, названный так по созданной в это время священной литературе Вед (конец II тыс. - VII в. до н.э.):

1) ранневедийский (XII-X вв. до н.э.) - расселение индоевропейских племен ариев в Северной Индии;

2) поздневедийский (IX-VII вв. до н.э.) - образование первых государств в долине Ганга.

3. Буддийский период (VI-III в. до н.э.) - время возникновения и распространения буддизма. Для этого периода характерно бурное развитие городов, появление крупных государств, создание общеиндийской державы Маурьев.

4. Классическая эпоха (II в. до н.э. - V в. н.э.) - расцвет экономики и культуры, становление кастового строя.

Конспект урока истории (Вигасина А.А.)

5 класс

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

Образовательные: формирование навыка работы с исторической картой и историческими источника.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.

Развивающие: развитие кругозора учащихся, развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: контурные карты, документ «Природные богатства Индии» (Диодор сицилийский), отрывок из поэмы «Махабхарата», атлас по истории Древнего мира, запись индийской музыки, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление изученного материала

    Домашнее задание

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии.

Ход урока

Основные этапы урока

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечания

Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих.

Приветствие учителя.

Объяснение, беседа

Ребята, мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Например, египетские пирамиды или Библия, которую написали древние евреи. А как жили древние люди на юге Азии? Какие цивилизации там находились? Прослушав музыку и посмотрев слайды, определите, что за страну мы сегодня будем изучать (Музыкальная презентация).

Итак, какую страну мы будем изучать?

Правильно. И тема сегодняшнего урока «Природа и люди Древней Индии».

Сегодня мы познакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства (слайд 1).

Постановка логического задания:

В течение всего урока, подумайте над таким заданием: «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной?»

Географическое положение Индии

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии (слайд 2). Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. В ходе моего объяснения мы будем заполнять контурные карты, которые лежат перед вами (слайд 3).

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк (слайд 4) . Огромный полуостров Индостан – родина многих древних цивилизаций. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями (слайд 5) . Вершины их сплошь покрыты льдами и снегом (слово «Гималаи» означает «жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина – Джомолунгма, ее высота 8848м. Слово «Джомолунгма» означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитали боги. В областях, расположенных близ Гималайских гор, порой бывает так же холодно, как и в Северной Европе. В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны. По земле Индии текут две великие реки – Ганг и Инд .

Начало они берут в Гималаях. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. Климат полуострова очень жаркий и влажный. Долины крупнейших рек Индии сходны по своим природным условиям с речными долинами Междуречья и Египта: здесь также жарко, ежегодно Ганг и Инд широко разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил (слайд 6). Учитель указывает на различие в природных условиях долин Инда и Ганга: в первой редко выпадают дожди, во второй с июня по сентябрь идут ливни.

- Ребята, давайте откроем контурные карты и выполним следующие задания (слайд 7):

1. Напишите названия двух главных рек Индии.

2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

3. Надпишите название полуострова, на котором находится Индия.

4. Надпишите море и залив, которые омывают Индию.

Климатические и природные условия Индии

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора (слайд 8) .

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Люди особенно боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду – комочки риса, молоко (слайд 9).

Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона (показывает рисунок Ганеша).

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы «Махабхарата» (показывает картинки из поэмы) , который лежит перед вами. Следите внимательно и подумайте, какова природа и животные в Индии? ( слайд 11).

Вы заметили, что Деваки была одета в одежду из древесной коры. Чуть позже у индийцев появилась их национальная одежда – сари (показывает рисунок) .

Мы продолжаем читать отрывок из индийской поэмы «Махабхарата» (слайд 12).

Ребята, а что описано в этом отрывке? Вы обратили внимание на картинку? Что за цветок изображен на ней?

Лотос в Индии считается священным цветком.

Физ. минутка (слайд 13)

Змея по земле растянулась,

На хвост не спеша оглянулась.

Не видно, довольно вздохнула,

Легла и спокойно уснула.

Не видно, еще раз взглянула,

Легла и спокойно уснула.

Червяк по земле растянулся,

А хвост у него перед носом

Стать длинным задался вопросом.

Хвостом по земле он вдруг хлопнул,

Вздохнул, потянулся и лопнул.

Занятия жителей Древней Индии

(работа с историческим документом)

Опережающее задание: каковы же были занятия населения Древней Индии? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Природные богатства Индии», который вы прочитали дома (слайд 14).

Ребята, какой вывод мы можем сделать? Чем занимались древние индийцы? (слайд 15).

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве и на войне (слайд 16).

- Ребята, а к нам пожаловали гости (разыгрывается небольшое представление.Действующие лица: ведущий, путешественник, друг путешественника).

Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растет белая шерсть…

Друг путешественника: Этого не может быты, ты лжешь!

Путешественник: Нисколько…индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани…А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.

Друг путешественника: Вранье! На свете нет ничего слаще меда.

О чем же рассказывал путешественник?

Индийцы научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.

Из сахарного тростника получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого (слайд 17).

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул – эти семь считаются домашними животными». Какие выводы можно сделать из этих слов?

Рабами в Индии, как и повсюду на древнем Востоке, становились военнопленные, неоплатные должники, преступники, дети рабынь, а также дети, проданные в рабство своими родителями.

Рабовладелец мог подарить своего раба, продать, проиграть в кости или даже убить.

Цивилизация Древней Индии

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10м. вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн (слайд 18).

На контурной карте отметьте:

1. места древнейших городов Индии.

2. закрасим территорию крупнейшего государства в Индии в III в. до н.э.

На доске высвечивается текст «Реши задачу», который озвучивает учитель.

Археологи рассказали в своих отчетах о том, что древнейшие индийские города были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме, двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (слайд 19).

Многое о культуре Древней Индии могли бы рассказать древние книги. Они делались из пальмовых листьев. Пластины из листьев через специальные отверстия скреплялись веревочкой. На пальмовых листьях писали чернилами из сажи, разведенной в подслащенной воде. В Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Однако сами арабы заимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля – знака для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись (слайд 20,21).

Памятники культуры Древней Индии – Тадж Махал (слайд 22).

Искусству мудро править людьми должна была учить игра, придуманная древними индийцами и предназначенная для царей и военачальников. Эта игра называлась «чатуранга», а по-русски «шахматы». В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека – йога.

Религия древних индийцев. Особенности индуизма

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство (слайд 23).

Ученики рассказывают о трех богах Индии (сообщение было задано на дом) (слайд 24).

Единого бога в Древней Индии не было.

Сначала индийцы обожествляли животных – слонов, коров, а затем их сменили боги, с головами животных (слайд 25).

- Как вы думаете, почему с особой любовью и почтением индийцы относились и относятся к корове?

Абсолютно верно. И поэтому ее называют божественной кормилицей, матерью. Мясо коровы в Индии в пищу не употребляют. Индийцы поклонялись и другим животным.

Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной.

По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает «дело», «действие», которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы – закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души (слайд 26).

Слушают объяснение, смотрят музыкальную презентацию и отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока.

Слушают объяснение учителя, наблюдают, делают записи в тетради.

Выполняют задания в контурных картах.

Работа с историческим документом.

Читают отрывок и отвечают на поставленный вопрос.

Делают записи.

Примерные ответы учеников:

На рисунке изображен лотос.

Делают записи в тетрадь.

Проговаривают считалочку вместе с учителем.

Примерные ответы учеников:

Земледелием.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят представление.

Примерные ответы учеников: хлопок, сахар.

Слушают рассказ учителя.

Работа с историческим документом

Примерные ответы учеников: в Древней Индии разводили много домашних животных, возможно, существовало рабство.

Слушают объяснение учителя.

Работают с контурными картами.

Слушают отрывок.

Примерные ответы учеников:

Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия – о неравенстве между людьми.

Слушают объяснение учителя и наблюдают.

Рассказывают о богах Индии.

Бог Брахма творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Так, к примеру, индусы считают, что именно Вишну в образе Рамы победил злого Равана. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.

Бог Шива грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

Примерные ответы учеников:

Она дает молоко и масло.

Закрепление изученного.

Беседа

Игра-викторина «Проверь себя»

Один ученик вызывается к доске, отвечает на оценку, остальные самостоятельно выполняют задания (слайд 27).

Правила игры: если утверждение верное ставим Х, если неверное, то О.

Задания:

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан (Х).

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи (Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана (О).

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан (О).

5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес (Х).

6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле (Х).

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными (Х).

Решение поставленного вначале урока логического задания

В начале урока вам было дано задание: "Почему греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"?"

Выслушиваются ответы учащихся, а затем формируется вывод.

Чудеса Индии (слайд 28):

    благоприятные природные и климатические условия;

    плодородные земли;

    полноводные реки;

    защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

    памятники культуры.

Ребята, давайте запишем новые понятия, которые мы узнали на уроке (слайд 29).

Итак, сегодня на уроке мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и ее жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

"Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!"

На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии.

Рефлексия

Играют в игру.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают понятия в тетрадь.

§20, пересказ "Сказания о Раме" (слайд 30).

Презентация современной Индии.

Записывают домашнее задание. Смотрят презентацию.