Вспомните:

Вопрос: Что такое природный комплекс?

Ответ: Природный комплекс - относительно однородный участок земной поверхности, единство которого обусловлено его географическим положением, общей историей развития и современными однотипными природными процессами. В пределах природного комплекса взаимодействуют все компоненты природы: земная кора с присущим ей в данном месте строением, атмосфера со своими свойствами (характерным для этого места климатом), воды, органический мир. В результате каждый природный комплекс - новое целостное образование, обладающее определёнными особенностями, отличающими его от других. Природные комплексы в пределах суши принято называть природными территориальными комплексами (ПТК). На территории Африки крупные природные комплексы - Сахара, Восточно-Африканское нагорье, Котловина Конго (Экваториальная Африка) и др. Образовавшиеся в океане и другом водоеме (в озере, реке) - природными аквальными (ПАК); природно-антропогенные ландшафты (ПАЛ) созданы хозяйственной деятельностью человека на природной основе.

Вопрос: Что означают термины «широтная зональность» и «высотная поясность»?

Ответ: Высотная поясность - закономерная смена природных комплексов в горах, связанная с изменением климатических условий по высоте. Число высотных поясов зависит от высоты гор и их положения по отношению к экватору. Смена высотных поясов и порядок их размещения сходны со сменой природных зон на равнинах, хотя и имеют некоторые особенности, связанные с природой гор, а также с существованием высотных поясов, не имеющих аналогов на равнинных территориях.

Вопрос: По облику какого природного компонента дают названия природным зонам?

Ответ: Природная зона (географическая зона) - территория суши (часть географического пояса) с определёнными условиями температур и увлажнения (соотношения тепла и влаги). Отличается относительной однородностью растительного и животного мира и почв, режима выпадения осадков и стока, особенностями экзогенных процессов. Смена природных зон на суше подчиняется законам широтной (географической) зональности, вследствие чего природные зоны на равнинах закономерно сменяют друг друга либо в широтном направлении (от полюсов к экватору), либо от океанов в глубь материков. Большинство зон получает название по преобладающему типу растительности (например, зона тундр, зона хвойных лесов, зона саванн и т. д.).

Мои географические исследования:

Вопрос: На каком материке самый большой набор природных зон на каком самый маленький?

Ответ: На материке Евразия самый большой набор природных зон.

На материке Антарктида самый маленький набор природных зон.

Вопрос: Какие материки близки между собой по набору природных зон?

Ответ: По набору природных зон близки между собой материки Евразия и Северная Америка.

Вопрос: На каких материках расположение природных зон близко к широтному?

Ответ: Участков, в которых природные зоны имеют точно широтное простирание, не так много и что они занимают на поверхности Земли весьма ограниченные площади. В Евразии к таким участкам относятся восточная часть Русской равнины и Западно-Сибирская равнина. На разделяющем их Уральском хребте широтная зональность нарушается вертикальной поясностью. В пределах Северной Америки площади, в которых природные зоны имеют строго широтное положение, еще меньше, чем в Евразии: широтная зональность выражена с достаточной отчетливостью лишь между 80 и 95° з. д. В экваториальной Африке площади с зонами, вытянутыми строго с запада на восток, значительны, они занимают западную (большую) часть материка, на восток не распространяются далее 25° в. д. В южной части материка площади зон, вытянутых по долготе, протягиваются почти до тропика. В Южной Америке и Австралии площадей с отчетливо выраженной широтной зональностью нет, встречаются лишь границы зон, близкие по простиранию по долготе (в южной части Бразилии, Парагвая и Аргентины, а также в центральной части Австралии). Итак, расположение природных зон в виде полос, вытянутых строго с запада на восток, наблюдается в следующих условиях: 1) на равнинах, 2) в районах умеренной континентальности, удалённых от центров адвекции, где условия тепла и влаги близки к средним широтным значениям, и 3) в районах, где количество средних годовых осадков изменяется с севера на юг.

Местности, отвечающие таким условиям, имеют на поверхности Земли ограниченное распространение, поэтому и широтная зональность в чистом виде встречается сравнительно редко.

Вопрос: На каких материках природные зоны имеют близкое к меридиональному простирание?

Ответ: Удалённость от океанов и особенности общей циркуляции атмосферы - основные причины меридиональной смены природных зон, в Евразии, где суша достигает максимальных размеров, меридиональное изменение природных зон прослеживается особенно хорошо.

В умеренном поясе западный перенос относительно равномерно приносит влагу на западные побережья. На восточных побережьях - муссонная циркуляция (дождливый и сухой сезоны). При движении в глубь материка леса западного побережья сменяются степями, полупустынями и пустынями. По мере приближения к восточному побережью вновь появляются леса, но другого типа.

Вопросы и задания:

Вопрос: От чего зависит увлажнение территорий. Как увлажнение влияет на природные комплексы?

Ответ: Увлажнение территорий зависит от количества осадков, соотношения тепла и влаги. Чем теплее тем больше влаги испаряется.

Равное количество выпадаемых осадков в разных поясах приводит к разным последствиям: например 200мл. осадков в холодном субарктическом поясе избыточна (может привести к образованию болот), а в тропическом слишком недостаточна (может привести к образованию пустынь).

Вопрос: Почему природные зоны на материках не везде последовательно сменяются с севера на юг?

Ответ: Расположение природных зон на материках, подчиняется закону широкой зональности, т. е. они изменяются с севера на юг с увеличением количества солнечной радиации. Однако есть и существенные отличия, объясняются условиями атмосферной циркуляции над материком, некоторые природные зоны сменяют друг друга с запада на восток (по меридианальности), ведь восточные и западные окраины материка наиболее увлажненные, а внутренние районы намного суше.

Вопрос: Существуют ли природные комплексы в океане и почему?

Ответ: В океане существует деление на природные пояса или зон, оно похоже на деление по принципу широтной зональности природных зон суши, только без выделения типов климата.

То есть арктический, субарктический, северный и южный умеренный, северный и южный субтропический, северный и южный тропический, северный и южный субэкваториальный, экваториальный, субантарктический, антарктический.

Выделяются кроме того крупные и более мелкие природные комплексы: самые крупные - океаны, более мелкие - моря, еще более мелкие - заливы, проливы, самые мелкие - части заливов и так далее.

Кроме того, в океане действует и закон высотной поясности как на суше, что позволяет разделить природные комплексы океана на комплексы литорали (прибрежные воды, мелководье), пелагиали (поверхностные воды в открытом море), батиали (среднеглубокие районы океаны) и абиссали (наиболее глубоководные части океана).

Основные вопросы : От чего зависит распределение природных зон по территории? Каковы основные черты климата арктического, субарктического, умеренного, субтропического поясов?

Общие закономерности природной зональности. В составе всех географических поясов материка выделяется не одна, а несколько природных зон. На севере ярко проявляется широтная зональность природных зон, которая обусловлена выравненностью рельефа и равномерным увеличением поступающего тепла. В центральной части материка изменение климатических условий в поясах происходит в двух направлениях - с севера на юг и от океанических окраин к внутренним районам материка. Поэтому природные зоны имеют расположение близкое к меридиональному.

Природная зона арктических пустынь формируется на островах Северного Ледовитого океана. Холод и большое количество осадков способствуют развитию оледенения. Летом в понижениях и трещинах появляются мхи, лишайники , холодостойкие травы и кустарнички. Арктические почвы почти не содержат питательных веществ. С суровыми условиями связана бедность животного мира. Жизнь его представителей связана с морем. На островах формируются птичьи базары . В водах морей обитают тюлени, моржи, гренландские киты . В прибрежные районы с материка заходят белые медведи, волки, песцы . В Гренландии и на Канадском Арктическом архипелаге обитает овцебык , или мускусный бык.

Природная зона тундр и лесотундр занимает север материка. Короткое лето быстро сменяется снежной холодной зимой. Широкое распространение получила многолетняя мерзлота. На севере тундра моховая и лишайниковая . Летом появляются редкие травы (осока, пушица ) и полярные цветы - незабудки, полярные маки, одуванчики . Южнее тундра становится кустарниковой : встречаются карликовые береза и ива, багульник, голубика, черника . В условиях летнего переувлажнения при оттаивании мерзлоты формируются тундрово-глеевые почвы. Стада северных оленей являются объектом охоты эскимосов и индейцев. Встречаются полярный заяц, лемминги . Мелкие животные являются добычей белого медведя , полярного волка , песца . Распространены белая куропатка , хищная полярная сова , летом прилетают водоплавающие – гуси, утки, кулики . На юге по долинам рек появляются деревья: черная и белая ели .

Природная зона тайги простирается южнее лесотундры. Растительность представлена темнохвойными лесами из черной и белой елей и бальзамической пихты . На сухих местах растут сосны: белая (Веймутова), Банкса (каменная) и красная (рис. 39.1) . В зоне тайги типичны подзолистые и серые лесные почвы, в низинах – торфяно-болотные .

Хвойные леса горного Тихоокеанского побережья называют «дождевыми», они растут в условиях большого количества осадков (рис. 40.1). В древостое выделяется дугласова пихта (рис.41.1) – один из мировых гигантов, диаметр ее ствола достигает 1,5 -2 м, а высота – 100 м. Типичны североамериканские виды хвойных: туя , ситхинская ель , желтая сосна . Под лесами формируются горные бурые лесные почвы.

Животный мир разнообразен (рис.42.1-45.1): много крупных копытных: олень вапити , американский лось, в горах встречаются снежная коза и толсторогий баран . Типичны бурый и черный американский медведь , пума (или кугуар), серая и красная белка , бурундук , хищники - куница, волк, канадская рысь, горностай, росомаха, лисица , в реках – бобры, выдр а и мускусная крыс а (ондатра). Разнообразны лесные птицы – клесты, славки и т. д. В дождевых лесах обычны колибри .

Смешанные леса занимают окрестности Великих озер и часть Аппалачей. Зимой здесь теплее, среди хвойных появляются лиственные: вяз, бук, липа, дуб, береза , клены: сахарный, красный (рис. 46.1), серебристый . Листовой опад позволяет формироваться дерново-подзолистым почвам. На побережье в Аппалачах преобладают широколиственные леса, отличающиеся исключительным богатством видов. Разнообразны дубы, каштаны, буки, растут дерево гикори , листопадная магнолия, желтый тополь, черный орех, тюльпанное дерево

Опадающая листва дает много органических веществ и способствует формированию плодородных бурых лесны х почв, используемых под пашню. Прежде животный мир лесов отличался уникальным богатством. Представителями его являются виргинский олень, серая лисица, рысь, черный медведь барибал, древесный дикобраз, американская норка, ласка, барсук, енот (рис. 50.1) . Эндемичны белки-летяги, скунсы, единственные в Северной Америке сумчатые - опоссумы (рис. 51.1) .

1. Что такое природная зональность? Что является ее причиной? Почему смена природных зон может происходить в разном направлении? Какие факторы определяют закономерности смены природных зон в Северной Америке? 3. Перечислите географические пояса, в которых расположена территория Северной Америки.

Тепло солнца, чистый воздух и вода - вот основные критерии жизни на Земле. Многочисленные климатические пояса привели к разделению территории всех материков и водного пространства на определенные природные зоны. Некоторые из них, даже разделенные огромными расстояниями, очень похожи, другие неповторимы.

Природные зоны мира: что это такое?

Под данным определением следует понимать очень большие по площади природные комплексы (иначе говоря, части географического пояса Земли), которые обладают сходными, однородными климатическими условиями. Основной характеристикой природных зон является животный и растительный мир, который населяет данную территорию. Образуются они в результате неравномерного распределения влаги и тепла на планете.

Таблица «Природные зоны мира»

Природная зона

Климатический пояс

Средняя температура (зимой/летом)

Антарктические и арктические пустыни

Антарктический, арктический

24-70°С /0-32 °С

Тундра и лесотундра

Субарктический и субантарктический

8-40°С/+8+16°С

Умеренный

8-48°С /+8+24 °С

Смешанные леса

Умеренный

16-8°С /+16+24°С

Широколиственные леса

Умеренный

8+8°С /+16+24°С

Степи и лесостепи

Субтропический и умеренный

16+8 °С /+16+24°С

Умеренные пустыни и полупустыни

Умеренный

8-24 °С /+20+24 °С

Жестколистные леса

Субтропический

8+16 °С/ +20+24 °С

Тропические пустыни и полупустыни

Тропический

8+16 °С/ +20+32 °С

Саванны и редколесья

20+24°С и выше

Переменно-влажные леса

Субэкваториальный, тропический

20+24°С и выше

Постоянно-влажные леса

Экваториальный

выше +24°С

Данная характеристика природных зон мира является лишь ознакомительной, ведь про каждую из них рассказывать можно очень много и долго, вся информация не поместится в рамки одной таблицы.

Природные зоны умеренного климатического пояса

1. Тайга. Превосходит все остальные природные зоны мира по занимаемой площади на суше (27% от территории всех лесов планеты). Для нее характерны очень низкие зимние температуры. Лиственные деревья их не выдерживают, поэтому тайга - это хвойные густые леса (в основном сосна, ель, пихта, лиственница). Очень большие территории тайги в Канаде и России заняты вечной мерзлотой.

2. Смешанные леса. Характерны в большей степени для Северного полушария Земли. Является своеобразной границей между тайгой и широколиственным лесом. Они устойчивее к холодным и продолжительным зимам. Породы деревьев: дуб, клен, тополь, липа, а также рябина, ольха, береза, сосна, ель. Как показывает таблица "Природные зоны мира", почвы в зоне смешанных лесов серые, не отличаются высоким плодородием, но все же пригодны для выращивания растений.

3. Широколиственные леса. Они не адаптированы к суровым зимам, являются листопадными. Занимают большую часть Западной Европы, юг Дальнего Востока, север Китая и Японию. Подходящим для них является морской климат или умеренно-континентальный с жарким летом и достаточно теплой зимой. Как показывает таблица «Природные зоны мира», температура в них не опускается ниже -8°С даже в холодное время года. Почва плодородная, богатая гумусом. Характерны следующие виды деревьев: ясень, каштан, дуб, граб, бук, клен, вяз. Очень богаты леса млекопитающими (копытные, грызуны, хищники), птицами, в том числе промысловыми.

4. Умеренные пустыни и полупустыни. Их главная отличительная особенность - практически полное отсутствие растительности и скудный животный мир. Природных зон такого характера достаточно много, расположены они в основном в тропиках. Умеренные пустыни есть в Евразии, и им свойственны резкие перепады температур по временам года. Животные представлены главным образом рептилиями.

Арктические пустыни и полупустыни

Они представляют собой огромные площади земли, покрытые снегом и льдами. Карта природных зон миранаглядно показывает, что они располагаются на территории Северной Америки, Антарктиды, Гренландии и северной оконечности Евразийского материка. По сути - это безжизненные места, и только вдоль побережья обитают белые медведи, моржи и тюлени, песцы и лемминги, пингвины (в Антарктике). Там, где земля свободна ото льда, можно увидеть лишайники и мхи.

Влажные экваториальные леса

Второе их название - дождевые леса. Располагаются они преимущественно в Южной Америке, а также в Африке, Австралии и в районе Больших Зондских островов. Главное условие их формирования - это постоянная и очень высокая влажность (более 2000 мм осадков в год) и жаркий климат (20°С и выше). Они очень богаты растительностью, лес состоит из нескольких ярусов и представляет собой непроходимые, густые джунгли, которые стали домом более чем для 2/3 всех видов существ, живущих ныне на нашей планете. Эти дождевые леса превосходят все остальные природные зоны мира. Деревья остаются вечнозелеными, меняя листву постепенно и частично. Удивительно, но почвы влажных лесов содержат мало гумуса.

Природные зоны экваториального и субтропического климатического пояса

1. Переменно-влажные леса, они отличаются от дождевых тем, что осадки там выпадают только в сезон дождей, а в период наступающей за ним засухи деревья вынуждены сбрасывать листву. Животный и растительный мир тоже очень разнообразен и богат на виды.

2. Саванны и редколесья. Они появляются там, где влаги, как правило, уже недостаточно для произрастания переменно-влажных лесов. Их развитие происходит в глубине материка, где господствует тропические и экваториальные воздушные массы, а сезон дождей продолжается менее полугода. Они занимают значительную часть территории субэкваториальной Африки, внутренние районы Южной Америки, частично Индостан и Австралию. Более подробно информацию о расположении отражает карта природных зон мира (фото).

Жестколистные леса

Данную климатическую зону считают наиболее пригодной для проживания людей. Жестколистные и вечнозеленые леса расположены вдоль морских и океанических побережий. Осадки не такие обильные, но листья сохраняют влагу за счет плотной кожистой оболочки (дубы, эвкалипты), что препятствует их опаданию. У некоторых деревьев и растений они модернизированы в колючки.

Степи и лесостепи

Для них характерно практически полное отсутствие древесной растительности, обусловлено это скудным уровнем осадков. Зато почвы являются самыми плодородными (черноземы), а потому активно используются человеком для земледелия. Степи занимают большие территории в Северной Америке и Евразии. Преобладающее число обитателей - пресмыкающиеся, грызуны и птицы. Растения приспособились к недостатку влаги и чаще всего успевают совершить свой жизненный цикл за короткий весенний период, когда степь покрывается густым ковром зелени.

Тундра и лесотундра

В этой зоне начинает чувствоваться дыхание Арктики и Антарктики, климат становится более суровым, и даже хвойные породы деревьев выдержать его не могут. Влаги в избытке, но нет тепла, что приводит к заболачиванию очень обширных территорий. В тундре деревьев нет вообще, растительный мир в основном представлен мхами и лишайниками. Считается, что это самая неустойчивая и хрупкая экосистема. В связи с активной разработкой газовых и нефтяных месторождений она находится на грани экологической катастрофы.

Все природные зоны мира очень интересны, будь то кажущаяся на первый взгляд абсолютно безжизненной пустыня, бескрайние арктические льды или тысячелетние дождевые леса с кипящей жизнью внутри.

В зависимости от соотношения тепла и вла-ги выделяются природные системы (комплек-сы ), которые образуют широтные подразделения — природные зоны (рис. 187). В пределах природной зоны все компоненты тесно взаимосвя-заны друг с другом, обеспечивая её целостность и своеобразие.

Создатель учения о природных зонах В. В. Докучаев доказал, что зо-нальность присуща не только отдельным компонентам, а всей природе в целом. Каждая природная зона является комплексом взаимосвязанных компонентов — географической системой . Таким образом, зональ-ность — всеобщий закон природы.

При движении с севера на юг мы наблюдаем последовательную смену природных зон: арктических пустынь , тундры , лесотундры , тайги , смешанных и широ-колиственных лесов , лесостепи , степи , полупустыни , пустыни , субтро-пиков . Они, как правило, полосами простираются с запада на восток, хотя встречаются и другие направления.

В горах соотношение тепла и влаги меняется с высотой, что ведёт к смене почв, растительного и животного мира. Наблюдается высотная зональность (поясность ).

Рис. 187. Природные зоны России

В пределах природной зоны сходство прослеживается не только в климате , почвенно-растительном покрове и животном мире, но и в поверхностных и грунтовых водах, современных процессах рельефо-образования , общей устойчивости ландшафта к антропогенному воз-действию.

Условия жизни для населения в природных зонах отличаются раз-ной степенью благоприятности. Из-за этого природные зоны освоены неодинаково. Хозяйственное освоение ландшафтов более южных зон происходило интенсивнее и в целом равномернее, тог-да как севернее расположенные лесотундра и тундра отличаются очаговым характером освоения (например, в местах добычи полезных ископаемых).

Природные условия разных природных зон повлияли на направ-ление их экономического развития. Особенно это сказалось на видах и способах ведения хозяйства, промыслов, рекреации. В земледель-ческих степных районах, главной житнице, важное значение имеют посевы зерновых (пшеницы, ячменя), а также сахарной свёк-лы, кукурузы, подсолнечника. Вековые традиции определенного промысла обеспечивают высокое качество продукции.

Природные зоны отличаются разным набором зерновых, техниче-ских и плодово-ягодных культур. Например, в лесной зоне издавна развиты промыслы, связанные с деревообра-боткой.

Заслуженной известностью в России и за её пределами пользуется хохломской промысел (Нижегород-ская область) — изготовление и художественная обработка деревянной по-суды. Уникальность её в том, что техника окраски дерева в золотой цвет идёт без затрат драгоценного металла. Она использует приёмы иконописи XII—XIII вв., дошедших сюда с раскольниками. Искусство хохломы — это сплав традиций народного ремесла и древней живописи.

Зональность отразилась на образе жизни людей, бытовых и хозяй-ственных постройках, костюме, обычаях, духовном наследии. Так, в зо-не тайги и хвойно-широколиственных лесов с долгими суровыми зима-ми необходимы были тёплое жильё, одежда, заготовки продовольствия и кормов для скота на длительный период. Строились большие дома с вместительными дворами, амбарами, погребами, кладовыми. Деревян-ные строения изб, отличающиеся высокими гигиеническими качества-ми, держали тепло, защищали от сырости. Материал с сайта

Рис. 191. Русская изба

Деятельность человека существенно изменила первоначальный естественный облик природных зон. Показательно, что изменилась природа не только издавна освоенных зон с благоприятным климатом, но и неблагоприятных для жизни ландшафтов тундры, лесотундры, а также таёжных районов Сибири и Дальнего Востока в России. Поэтому сегодня пра-вильнее говорить не о природных, а о природно-хозяйственных зонах . Природно-хозяйственные зоны сформировались на основе естествен-ных природных зон под воздействием преобразовательной деятель-ности человека.

Природные зоны есть выражение закона географической зональности. Их образование определяется различиями в поступлении тепла и влаги и про-является во всех природных компонентах. Зональные ландшафты влияют на образ жизни и занятия проживающего здесь населения. Под влиянием хо-зяйственной деятельности природные геосистемы претерпели существен-ные изменения и превратились в природно-хозяйственные зоны.

На этой странице материал по темам:

  • Зональность экосистем в тюменской области реферат

  • Доклад о природных зонах

  • В чем проявляется природная зональность россии

  • «ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ»

    Тип урока: комбинированный.

    Цель урока : сформировать представление о природной зональности и высотной поясности.

    Задачи:

    предметные:

    метапредметные:

    личностные: воспитывать культуру умственного труда, содействовать экологическому воспитанию учащихся;

    коммуникативные: формировать культуру общения и сотрудничества, совершенствовать рефлексивные умения учащихся, формировать положительную мотивацию к изучению предмета.

    Интерактивная доска «

    Термины и понятия:

    на основе полученных знаний

    знать основные понятия по теме: «Природная зональность».

    уметь объяснять причины смены природных зон, формулировать закон географической зональности;

    уметь работать с картами атласа, контурной картой, показывать районы возникновения на карте;

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Вам нужно дополнить предложения. Запишите в них фамилию, имя и приступайте к работе. На выполнение заданий вам дается 4 минуты.

    Время вышло, заканчиваем работу. А теперь поменяйтесь с соседом по парте работами, возьмите красные ручки проверьте друг друга и согласно критериям поставьте оценку.

    Правильные ответы вы видите на экране

    Поднимите руки те, кто выполнил задание на 5, на 4, на 3, на 2. Сдайте свои работы. С последних рядов передаем на первые ряды.

    2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Прошу внимания на экран, посмотрите и подумайте какова тема нашего урока ?

    Откройте тетради и запишите тему урока:

    СЛАЙД. Природная зональность

    Как вы считаете, какова цель урока, что мы сегодня должны узнать и чему научиться?

    Понятие «Природный комплекс».

    Предлагаю решить кроссворд. В нем зашифрованы понятия, которые вы изучали на предыдущих уроках и которые послужат вам опорой для изучения нового материала. Читаем по очереди:

    - многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);

    Все неровности земной поверхности (рельеф);

    Может находиться в трех состояниях (вода);

    Все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);

    Верхний плодородный слой (почва);

    Организмы производители (растения);

    Организмы потребители (животные).

    - Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – это компоненты ПК.

    Давайте попробуем наглядно изобразить природный комплекс. (Учитель предлагает протянуть ленты от разных компонентов друг другу)

    Все эти компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют? Как взаимодействуют Вода и горные породы? Н-р рельеф и климат? Растения и животные. Протяните друг другу ленты. У нас получился ПК. Попробуйте сформулировать это понятие?

    ПК – ЭТО УЧАСТОК ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ГДЕ ВСЕ КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ

    Природные комплексы подразделяются по происхождению: ПК суши, океана и антропогенные ПК.

    Задание. На экране вы видите примеры ПК лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, озеро, парк, море). Внимательно прочтите, и распределите их по группам.

    Одинаковы ли природные комплексы? Нет. Почему? Аргументируйте ответ.

    Если да – поменяется ли ПК, если изменится климат и рельеф.

    ПК подразделяются и по размерам: крупные, средние и мелкие.

    Задание: на доске вы видите карточки с природными комплексами, поставьте их в порядке уменьшения площади

    Планета

    Материк

    Равнина

    Степь-пустыня-тундра

    Степь пустыня тундра – это природные зоны, они находятся на одном уровне

    Попробуем сформулировать понятие

    ПРИРОДНАЯ ЗОНА

    это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

    Выделите ключевые слова. А теперь запишите определение в т етрадь.

    Как вы думаете, чем обусловлено образование природных зон на Земле? КЛИМАТ

    Взгляните на климатическую карту мира: как изменяется климат?

    Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги → меняются почвы, растения и животные. Внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.

    Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы . Но сначала вспомним климатические пояса от экватора к северу (запись в тетрадях).

    Начнем путешествие от экватора. На экваторе жарко и очень влажно → здесь формируются влажные экваториальные леса.

    Задание: поработаем в парах. У вас на партах лежат информационные листы. Внимательно прочитайте текст и найдите ошибки в описании природных зон.

    На интерактивной карте смотрим:

    Климатические пояса Природные зоны

    Экваториальный - влажные экваториальные леса

    Субэкваториальный - саванны

    Тропический - пустыни

    Субтропический - жестколистные вечнозеленые леса

    Умеренный - тайга, смешанные леса, широколиственные леса

    Субарктический - тундра, лесотундра

    Арктический - арктическая пустыня

    Итак, мы закончили наше путешествие. Попробуем сделать вывод. Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)

    Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность.

    3.2. Высотная поясность. На данном этапе мы поработаем с текстом учебника. Прочитайте текст учебника на стр.81 и выясните что такое высотная поясность, почему происходит смена высотных поясов в горах.

    Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой понижается температура и давление, до опред. Высоты увел-ся кол-во осадков).

    Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Например, гора находится в тайге:

    1. тайга;

    2. горная тундра;

    3. снега.

    Количество ПЗ от чего будет зависеть? (от высоты гор, от широты)

    IV . Закрепление.

    V . Домашнее задание.

    - § 11,12

    Перечислить и объяснить размещение ПЗ вдоль 40º с.ш. на материке Евразия с запада на восток.

    Технологическая карта урока

    УМК

    Дата: 15.10.2013г.

    Тема: Природная зональность

    Класс: 7

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: способствовать формированию представлений о природных зонах

    Задачи:

    предметные: расширить и углубить знания о географической оболочке, объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы в каждой природной зоне;

    метапредметные: развивать навыки работы с учебником, умение работать с географической картой; продолжить развитие самостоятельности и познавательного интереса у обучающихся, умения анализировать, делать выводы;

    личностные: воспитывать культуру умственного труда;формировать культуру общения и сотрудничества, содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся, формировать положительную мотивацию к изучению предмета;

    Оборудование и средства обучения: интерактивная доска « SMART Board », мультимедийный проектор, компьютер, принтер, презентация.

    Термины и понятия: природная зона, природный комплекс, высотная поясность, широтная зональность

    Планируемые результаты обучения: на основе полученных знаний

    знать основные понятия