Глава 1. Теоретические основы социального сопровождения семей, находящейся в социально – опасном положении

Понятие семей, находящихся в социально – опасном положении

Роль семьи для человека любого возраста имеет огромное значение: в семье формируется и развивается личность человека, происходит его первичная социализация, овладение различными социальными ролями, закладываются основы духовно-нравственного воспитания, формируется характер, стереотипы поведения в семье и обществе, развивается умение общения с другими людьми.

То есть, человек учится быть человеком и становится личностью благодаря семье или вопреки тем отношениям и жизненным правилам, которые характеризуют самые различные семьи, находящиеся в социально – опасном положении.

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. ([ Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. - С.: Научная книга, 2009. 5, с.92 ])

Семья, находящаяся в социально – опасном положении это – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. [Воронцова М. В. Дубровская Т. А., Пискарева Н. В. Семьи «группы риска»: проблемы, пути решения. Монография. – Таганрог, 2009 .].

Термин «семья, находящаяся в социально – опасном положении» появляется относительно недавно, поэтому многие ученые вместо него употребляется термин «неблагополучная семья».

К семьям, находящимся в социально – опасном положении принято относить семьи, где родители страдают алкогольной зависимостью; семьи, где родители являются безработными; семьи, которые распадаются; неполные семьи; семьи, где родители – инвалиды. (автор)

Для своевременного учета и организации работы с данной категорией семей в Кировской области создан единый областной банк данных семей, находящихся в социально – опасном положении – совокупность информационных ресурсов, сформированных на муниципальном и областном уровнях и содержащих документированную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, проживающих на территории Кировской области.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении осуществляется на основе следующих критериев:

1. Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних:

− отсутствие у несовершеннолетнего необходимой одежды;

− отсутствие регулярного питания;

− несоблюдение санитарно-гигиенических требований и норм по уходу за несовершеннолетним;

− принуждение ребенка выполнять работу, не соответствующую его возможностям;

− отказ от необходимого медицинского обслуживания и лечения несовершеннолетних, отказ беременной женщины от постановки на учет в женскую консультацию.

2. Отсутствие контроля, за обучением ребенка:

− систематические пропуски школьных занятий без уважительной причины;

− прекращение обучения детей в школе;

− отсутствие связи родителей со школой;

− отсутствие контроля поведения, местонахождения детей.

3. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи:

− причинение физического, психического, морального вреда (в том числе – применение способов воспитания, основанных на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении);

− применение различных форм насилия.

4. Вовлечение детей в противоправные действия.

4.1. Вовлечение детей в совершение антиобщественных действий:

− употребление спиртных напитков;

− употребление психоактивных веществ;

− занятие бродяжничеством;

− занятие попрошайничеством;

− занятие проституцией;

− другие правонарушения.

5. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей:

− алкоголизм, наркомания, токсикомания одного (обоих) родителей;

− асоциальный образ жизни одного (обоих) родителей;

− деструктивные эмоционально-конфликтные отношения супругов, родителей и детей;

− антиобщественные установки и ориентации;

− психологическая неустойчивость родителей, склонность к суицидам, депрессиям

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит понятие «социально – опасное положение» к несовершеннолетним и семьям.

Статья 1 данного закона определяет несовершеннолетнего, находящегося в социально – опасном положении, как «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».(].(2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 130 мая 1999г.: по состоянию на 29 дек. 2004г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма ИСТ, 2005)

В таких семьях ослаблен контроль поведения ребенка, что обусловливает высокую степень его подверженности негативным влияниям извне. Дети из семей, находящихся в социально – опасном положении, могут быть склонны к нарушению общественного порядка, совершению правонарушений. .(2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 130 мая 1999г.: по состоянию на 29 дек. 2004г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма ИСТ, 2005)

Основными особенностями семьи, находящейся в социально – опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально – конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально – экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно – гигиеническим нормам и т. п.[ Демина, О.Ю. Социальный патронат семей, находящихся в социально опасном положении // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. - 2012. - № 4. - С. 164-171. ].

Асоциальная семья , (к такой семье можно отнести асоциальную семью) в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков [Маздогова, З.З основные стадии проведения профилактической работы в отношении родителей и детей из семей находящихся в социально опасном положении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-2. - С. 167-170. ].

Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государственных и общественных структур к неблагополучным семьям.

Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально – опасном положении, исходя из оснований, отрицательно характеризующих семью [Макаренко, А.С. Книга для родителей. - М.: Книга по требованию, 2011]:

Группы социально-экономического и психолого-педагогического риска - это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной характеристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.)

Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно – эмоциональная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непроизвольно втягивается ребенок [Медведева, Н.В. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39.].

Ситуативно, семьей морально – нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одного или обоих родителей [Социально-педагогическая деятельность с семьей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=605274].

Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семейных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка пищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей имеют место случаи особой семейной жестокости.

Семьи, находящиеся в социально – опасном положении, с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально – конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты [Разварина, И.Н. Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении // Проблемы развития территории. – 2016. - №12. – С.81-99 ].

Часто эти явления имеют место по причине педагогической несостоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразованные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на собственном негативном отношении к жизни [Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centrs.ucoz.ru/load/internet_konferencija/rabota_s_semej_nakhodjashhejsja_v_socialno_opasnom_polozhenii/3-1-0-37].

Семьи, пренебрегающие санитарно - гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни , - не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте [Галиева, С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства: структурно-функциональная модель / Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 358].

Асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально – нравственные страдания ребенка приводят к нервно –психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации [Гончарова, Т.Н. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. - 2002. - № 6 - С.98].

Как правило, семья, находящаяся в социально – опасном положении, характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей [Социально опасное положение семей и детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/147052524].

Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в таких семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.

Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи .

Изучив и проанализировав собранную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, можно прийти к выводу, что можно выделить общее для всех семей, находящихся в социально – опасном положении:

1) отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;

2) уклонение от исполнения родительских обязанностей;

3) конфликтность всех членов семьи, их агрессивное отношение к окружающим;

4) отсутствие надзора за несовершеннолетними;

5) злоупотребление родительскими правами (жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами, и т.д.)[ Галиева, С.Ю., Коробкова, В.В. Сущностная характеристика семей, находящихся в социально опасном положении,в современной России: социально-педагогический подход // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 21. - С. 20-22.].

Таким образом получается, что в семьях, находящихся в социально – опасном положении, нарушены процессы воспитания и социализации, следовательно, социальная адаптация детей не происходит и наблюдается обратное явление - дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

Детям из таких семей не обойтись без помощи специалистов. Одним из таких специалистов является социальный работник. Чтобы не произошло нарушений в процессах воспитания и социализации, социальный педагог должен вести постоянную последовательную работу с такими семьями.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего

Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:

своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребёнка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)

Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, отказ от ребенка, изгнание ребенка из дома

Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестёр

2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами

Склонение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм

Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение

Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку

Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия

3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)

Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ

Родители ведут аморальный образ жизни (злоупотребление алкогольных напитков, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учёте в органах внутренних дел и др.)

4. Жестокое обращение с несовершеннолетним

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка

Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)

5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия

Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях)

Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего

Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних

Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты

6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации

Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера

Социальная изоляция несовершеннолетнего

Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов

Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых

Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.

Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

«Система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении ».

Социальный педагог Науменко Н.А.

г.Ноябрьск

Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение. Укрепление системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, работа по профилактике неблагополучия детей и их семей, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей - одно из важнейших направлений работы социально-психологической службы МБОУ СОШ №7
Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально - средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
Важно, чтобы ребенок с детства видел полноценную модель семьи, чувствовал любовь и заботу со стороны родителей, ощущал свою безопасность и защищенность.
В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с неблагополучными семьями и детьми, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

Цель работы : Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Задачи работы:
· помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи;
. научить ставить ближние и дальние цели;
. оказать психолого-педагогическую поддержку родителям и детям.
. обеспечить взаимодействие всех заинтересованных организаций по выводу семьи и детей из СОП.

Работа с семьей проводится в форме круглых столов, индивидуальных бесед, совместных с детьми культурно-массовых мероприятий, социального патронажа.

Наиболее эффективные методы взаимодействия с семьей:

Беседа;
- наблюдение;
- комплексные выходы в семью;
- тренинги;
- консультации;
- диагностика;
- поиск положительных ресурсов.

Организуя работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, мы выделяем три аспекта понимания данного термина:

1 .Медицинский - это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2. Социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития ребенка.

3. Психолого-педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Сложность работы заключается в том, что семьи с хроническими проблемами не обеспокоены своим состоянием, ко всему равнодушны. И для специалистов составляет большую проблему убедить семью на сотрудничество, пригласить на консультацию и т.д.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом нашей работы с неблагополучной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.

Сигналом к началу действия становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Информация проверяется путем бесед с ребенком и его родителями. Важно настроить родителей сотрудничать со специалистами, установить контакт с семьей. Если при посещении членов семьи не оказалась дома, оставляем письменное приглашение на беседу и с целью определения положительных ресурсов семьи и поиску путей выхода из кризисной ситуации. И родители к нам приходят. После знакомства с семьей проводится социальное расследование, и заполняются соответствующие документы.
Для прямого руководства действиями родителей, социально-педагогического сопровождения семьи, посещения проводятся не менее двух раз в месяц. Это дает возможность видеть положительные изменения в семье, подстегивает членов семьи к конкретным действиям.
По результатам взаимодействия с семьей принимается решение о целесообразности проживания ребенка в семье. Проводятся контрольные комплексные рейды в семьи, которые свыше шести месяцев состоят на учете, с целью оказания более действенной помощи.

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения:

^- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
-
Изучение причин неблагополучия в семье
-
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи
^ - Составление программы: работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи семье и детям с родителями и ребёнком
^ - Текущие и контрольные посещения, консультирование семьи
-
Привлечение специалистов межведомственного взаимодействия для помощи в работе с неблагополучной семьёй
^ - Снятие семьи с учёта

Источники информации о семье и ребенке.

Классные руководители.

Специалисты КДН или ПДН (зарегистрированные случаи жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны родителей).
- Специалисты органов опеки и попечительства дополнительно информируют о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью.
- Специалисты органов социальной защиты населения могут сообщить о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
- Соседи, родственники и другие физические лица могут сообщить об официально не зарегистрированных фактах жестокого обращения с ребенком родителей или их законных представителей; о наличии скандалов в семье; о фактах побегов детей из дома, употребления ими спиртных напитков, наркотических веществ и т.д.ч

Основными методами сбора информации являются:

    Беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);

    Наблюдение;

    Официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);

    Анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.);

    Анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.

Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистами асоциальной семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалистов в определенное время, готовность отвечать на интересующие их вопросы и в перспективе - желание семьи на проведение коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа специалистов с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.
В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ПДН не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.
Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.

Формы работы с семьёй:

1. Индивидуальные (инспектор ПДН, КДН, классный руководитель, педагог-психолог и педагог социальный учреждения образования, представитель уполномоченного по правам ребёнка и т.д.).

а) Психолого-педагогические консультации:
Ответственность семьи за воспитание детей.
Как стать хорошими родителями.
Стили семейного воспитания.
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей.
Влияние алкоголизма родителей на формирование личности ребенка.
Детско-родительские конфликты и их разрешение.
Родители меня не понимают или как услышать подростка и т.д.

б) Педагогические поручения:
Организация домашнего учебного труда
Режим дня ребенка в семье
Организация труда в семье
Семейные праздники
Профилактика заболеваний у детей
Знакомство с друзьями ребёнка и семьи и т.д.

2. Коллективные:

а) Школьные (классные, общегородские) родительские собрания.

б) Лектории для родителей:

    «Искусство понимать друг друга»

    «Мамины руки самые добрые»

    «Подростки XXI века»

    «Великие педагоги мира»

    «Азбука воспитания детей в семье» и т.д.

в) Встречи за круглым столом

    «Сила родительского примера»

    «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

    «Стили семейного воспитания» и т.д.

г ) Вечера вопросов и ответов с приглашением представителей межведомственных организаций

д) Педагогические практикумы:


    «Какой у вас ребенок»

    «Какой вы родитель»

    «Творческая мастерская семьи»

    «Книжная полка родителей» и т.д.

е) Деловые игры, тренинги, диспуты:


    «Отцы и дети» - деловая игра

    «Проблема отцов и детей в современном обществе» - диспут

    «Конфликт с подростками и способ его преодоления» - ролевая игра

    «Подросток и конфликты» - занятие с элементами тренинга и т.д.

Семья- это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, каким он есть.

Работа с семьёй должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития.
Специалисты служб системы профилактики основными результатами своей деятельности по работе с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении, считают:
- повышение спроса среди родителей и детей на помощь специалистов в решении конфликтных ситуаций;
- уменьшение неблагополучных семей, снижение количества несовершеннолетних, совершивших противоправные действия;
- совершенствование межведомственного взаимодействия с социальными институтами, заинтересованными в решении проблемы социального сиротства;
- укрепление системы по раннему выявлению семейного неблагополучия;
Результатом практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.
В результате защиты прав и интересов ребенка из асоциальной семьи через суд могут быть восстановлены жилищные права несовершеннолетнего, проведен ремонт жилья. В случае угрозы жизни, здоровью и развитию ребенка родителей лишают (ограничивают) в правах, решается вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.

В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов и органов системы профилактики в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль служб системы профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении были, есть и, конечно, будут, но сегодня их особенно много. Проблема этих семей огорчает, требует так много душевных сил, любви и здоровья. Поломать, покалечить так легко….
Семьи, находящиеся в социально опасном положении чаще, чем другие, испытывает разного рода неудачи, которые раздражают и пугают окружающих, в результате за ним закрепляется «ярлык» проблемных.
При этом семьи, находящиеся в социально опасном положении не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь, могла бы поддержать семью, помочь ей преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальной ячейкой общества.

Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи – очень сложный и длительный процесс. Несмотря ни на что такая семья всячески сопротивляется позитивным изменениям, поэтому стимулирование мотивации изменения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью социально-психологического воздействия на эту семью.
Изменить такую семью – чрезвычайно трудно.

Таким образом, данная категория семей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социальной психолого-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем семей, находящихся в социально опасном положении с целью реализации защиты их прав на полноценное существование и развитие.

В Федеральном законе № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. закреплено понятие семьи, находящейся в социально опасном положении, под которой понимается семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Семья, находящаяся в социально опасном положении (далее “СОП”), семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи, жестоком обращении внутри нее, прежде всего по отношению к детям.

В понятии «семья, оказавшаяся в социально опасном положении». большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина :

Медицинский - это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;

Социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;

Психолого- педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Основными критериями отнесения семей к этой категории являются :

  • - неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • - отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);
  • - отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
  • - вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • - жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
  • - отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).

Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семей, не способных к самостоятельному существованию, ”выталкивание” детей на улицу, склонение или побуждение их к асоциальному образу жизни.

В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.

Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.) дома таких семей становятся “притонами”, где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.

Понятие несовершеннолетнего. находящегося в социально-опасном положении закреплено в Федеральном законе от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия

Технологическая основа организации работы с семьями «категории группы риска» предполагает определение наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Выявление «проблемных зон» необходимо для четкого определения степени развития риска территориальной единицы (села, района, поселка), актуальности социального запроса, определения форм и методов работы.

В соответствии с анализом ситуации риска, были определены следующие «проблемные зоны» в работе с семьями :

  • 1. Алкоголизм родителей или детей;
  • 2. Отсутствие работы у одного или обоих родителей;
  • 3. Положение мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;
  • 4. Насилие в семье;
  • 5. Нарушение детско- родительских отношений;
  • 6. Безнадзорность детей и подростков.

Исходя из вышеуказанных проблем, нами предлагается общий алгоритм работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, а также модификации технологий работы соответственно каждой из определенных проблем.

В практике работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, специалистам пришлось столкнуться с двумя "специфическими" для данной категории проблемами: социальной дезадаптацией несовершеннолетних и социальной дезадаптацией семьи.

Выделяют следующие показатели и причины социальной дезадаптации семьи :

  • 1. Неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего какого-либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающего право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т.п.). В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет прописки), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документа.
  • 2. Малообеспеченность. Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи).

Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа, безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий, субсидий.

  • 3. Безработица. Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи (подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного и фактологически). Причины безработицы: сокращение штатов по месту работы, увольнение, отсутствие специального образования, стажа работы и т.д. Распространенное явление у вышеуказанной категории семей - несформированность у взрослых ее членов мотивации на трудоустройство, т.е. желания трудиться.
  • 4. Неудовлетворительные жилищные условия. Отсутствие постоянного жилья, его ветхое состояние, несоответствие жилой площади установленным нормам, несоответствие санитарно-гигиенических условий установленным требованиям: сырость, грязь, прогнившие полы, провалившиеся потолки, изломанные печи (подтверждается справкой, актом или заключением ЖЭУ, СЭС). Косвенные показатели проблемы: неудовлетворительные жилищные условия ведут к заболеваниям как родителей, так и детей; из-за неудовлетворительного состояния жилищных условий дети не хотят жить дома ("... не хочу жить дома, потому что там неуютно, сыро, грязно").
  • 5. Алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, когда наблюдается регулярное употребление алкоголя, наркотиков; клиенты состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями; у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные (социальные или психологические) факторы.
  • 6. Нарушение здоровья. Наличие хронических заболеваний, инвалидность одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой или фактологически). Причиной нарушения здоровья является врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия.
  • 7. Семейная дезадаптация. Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактологически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.

Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.

8. Духовно - нравственная деградация семьи- утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья.

Следует отличать семью в СОП от семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально-опасного положения) - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна, имеет выход. Порой достаточно разового вмешательства и разовой помощи. Но из нерешённых трудных ситуаций складывается социально-опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении- это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

Что такое СОП?

СОП - социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать и понимать как:

1) медицинский - семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2) социально-административный - семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.

3) психолого-педагогический - семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

В каких случаях семья ставится на учет в СОП?

1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий)

2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, несоответствие жилья сонитарно-гигиеническим требованиям и т.д.)

3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)

4. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция)

5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку)

6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка)

7. Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Завершение индивидуальной программы работы с состоящим в СОП ребенком осуществляется на основании улучшения жизненной ситуации ребенка.

Параметрами снятия с учета семей и несовершеннолетних из СОП являются 5 показателей:

· защищенность права на жизнь, безопасность;

· защищенность права на образование;

· защищенность прав на медицинское обслуживание;

· защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие;

· отсутствие рецидива неблагополучия.

Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия : раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение.

Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) - это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Показатели неблагополучия семьи, по которым семья ставится на учет в СОП

1. Социально-экономические : длительная безработица одного (обоих) родителей, нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства; длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток; расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей, необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями; задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно- коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные: антисанитария жилья, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические : родители имеют статус лиц без определенного места жительства; устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; родители или один из них посещает деструктивную секту; родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические: полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку; устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций; непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия; насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами; повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют:

Органы опеки и попечительства

Комиссии по делам несовершеннолетних

Комитеты, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:

Организации здравоохранения

Организации жилищно-коммунального хозяйства

Отдел образования

Учреждение образования

Иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции.

К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.