Пантеон (Panthéon) – это архитектурно-исторический памятник, который находится в Париже на одноименной площади. Здание Пантеона расположено в Латинском квартале Парижа, рядом с Сорбонной. В настоящее время Пантеон используется как усыпальница великих деятелей французской истории, однако первоначальное его предназначение было другим.

Пантеон и король Людовик XV
Идея строительства здания теперешнего Пантеона принадлежала тяжело больному королю Людовику XV, поклявшемуся возвести новый храм в Париже в случае своего выздоровления. Поэтому изначально помпезное здание планировалось как церковь и строилось на территории аббатства Св. Женевьевы. Фундамент нового храма заложили в 1758 году. Архитектор Жак-Жермен Суффло за пример будущей постройки взял небезызвестный Римский Пантеон. В результате Пантеон в Париже был построен в стиле зрелого классицизма и очень напоминал величественные храмы древнего Рима и Греции.

Пантеон и Французская революция
Изменчивая судьба распорядилась так, что постройка была закончена учеником Суффло только в 1789 году, когда давший обет монарх был свергнут, а революционное правительство приказало переделать храм в мавзолей для великих французов. Внутри несостоявшегося храма провели изменения. Под сводами подземельных галерей поместили прах Руссо и Вольтера, а позднее – Марата, который, однако, там не задержался надолго. Гробницы Руссо и Вольтера изначально были деревянными, раскрашенными, с сусальной позолотой, но, к сожалению, быстро сгнили.

Пантеон и Наполеон
Во времена правления Наполеона Пантеон в Париже вернули церкви, и он вновь стал носить название Св. Женевьевы. Наполеон дал распоряжение хоронить в подземелье верховных чиновников его правительства и тех, кто прославил империю своими дарованиями, примерной храбростью или геройскими подвигами. Однако после 1830 года церковь закрыли и зданию присвоили прежний статус – Пантеон.

Архитектура
Потолок Пантеона расписывал барон Гро. Четыре картины, изображающие историю Франции от Карла Великого, были спланированы так, что четвёртая (последняя) должна была быть посвящена Наполеону. Однако после его падения художник нарисовал на облаках Людовика XVI, его супругу и сына изобразив таким образом возвращение Бурбонов.

Захоронения
Крипта Пантеона хранит останки Вольтера, Эмиля Золя, Дюма, Жана Монне, физиков Пьера и Марии Кюри, Виктора Гюго, Жозефа Лагранжа и многих других великих французов.

Окрестности
В районе Пантеона находится прекрасный Ботанический сад музей естествознания и сад Люксембург. От Пантеона можно пешком дойти до острова Сен-Луи и Сите. Гостиницы в этом районе Парижа наиболее популярные у гостей Парижа такие отели как Hotel des Trois Colleges, Hotel Design de la Sorbonne, Hotel Excelsior Latin, Select Hotel. В своем большинстве это отели категории 2* и 3*, вполне доступные по цене практически любому путешественнику.

Адрес: Франция, Париж, 5-ый округ, Латинский квартал
Начало строительства: 1764 год
Окончание строительства: 1789 год
Архитектор: Жак-Жермен Суффло
Диаметр купола: 23 м.
Основные достопримечательности: захоронения, маятник Фуко, скульптуры
Координаты: 48°50′46″N 2°20′45″E

Содержание:

Краткое описание

Если говорить о самых значимых и самых интересных достопримечательностях Франции , то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона в Париже.

Мавзолей, в котором захоронены самые выдающиеся французы (и не только) был возведен в бурные времена, времена, когда Францию охватила революция. Однако это история, которая, естественно, заслуживает особого внимания, ведь Пантеон в Париже – это еще и бывший собор Святой Женевьевы и, как любят называть его многочисленные гиды, памятник амбициям и страстям, кипевшим при королевском дворе, а затем и на баррикадах. В наши дни Пантеон является одним из самых посещаемых мест столицы Франции .

Вид на главный вход в парижский Пантеон

Такую популярность он приобрел даже не благодаря покоящимся в нем останкам сильных мира сего: путешественников привлекает его необычные архитектурные формы. Пантеон в Париже нельзя отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. Во времена, когда была открыта церковь Святой Женевьевы, ее внешний вид вызвал у парижан возмущение, наверное, не меньшее, чем будущее творение Эйфеля . Такова уж эта страна - Франция, в ее столице совмещаются, казалось бы, на первый взгляд, несовместимые здания, памятники истории и архитектуры.

Здание парижского Пантеона находится в легендарном Латинском квартале, расположенном в пятом округе Парижа. Из номера округа становится понятно, что Пантеон был построен недалеко от центра Парижа: как известно, нумерация двадцати округов начинается от центральной части города. Путешественник, пришедший посмотреть на здание Пантеона, на его входе сможет увидеть выгравированную надпись, говорящую о предназначении здания. Если дословно перевести эту надпись на русский язык, то можно прочитать примерно следующее: «От благодарной Отчизны великим людям!». Возле огромной усыпальницы можно всегда встретить многочисленные экскурсионные группы, которые в Пантеоне могут не только насладиться уникальной архитектурой, но и многое узнать об истории Франции и о ее выдающихся гражданах. Фантастическое зрелище Пантеон в Париже представляет собой, когда сумерки опускаются на город: благодаря уникальной подсветке, здание словно освещается из-под земли, а свет «уходит» в небо. В этом, наверняка, есть какой-то символизм: фото Пантеона, сделанные в вечернее время профессиональными фотографами, украшают многочисленные офисные здания и отели по всему миру.

Вид на парижский Пантеон со стороны улицы Клотер

Собор Святой Женевьевы - обет короля

Свою непростую и длинную историю Пантеон в Париже, а если быть точнее изначально церковь Святой Женевьевы, ведет с 1744-го года . Именно тогда Людовик XV принял на себя командование войсками, которые должны были одержать долгожданную победу над австрийцами. Правда, побывать в гуще сражений ему не удалось, у короля внезапно поднялась высокая температура: медицина того времени была бессильна, жаропонижающих средств в 1700-хх годах еще не существовало. Многие из приближенных короля считали, что Людовик XV вскоре умрет. Находясь на смертном одре, король взмолился Святой Женевьеве, которая и в наши дни считается покровительницей Парижа. Он дал торжественную клятву, что если Святая смилостивится над ним, то он воздвигнет в ее честь роскошный храм.

Случилось чудо, король выздоровел, в мир иной отошла лишь его любовница, которая заразилась вирусным заболеванием от монарха. Сильнейшая депрессия заставила короля позабыть о государственных делах и данном обете. Лишь влюбившись в очередной раз, Людовик XV вспомнил о своем обещании и приказал брату своей новой фаворитки выбрать архитектора для постройки храма Святой Женевьевы. Интересно то, что архитектор Суфло приступил к разработке проекта храма лишь в 1755-м году, ровно через 11 лет после «страшной» болезни короля.

Строительство храма Святой Женевьевы

Проект храма, разработанный архитектором, вызвал у короля и парижан, мягко сказать, немой шок. В те времена все здания Парижа строились в роскошном стиле барокко, декоративные архитектурные элементы украшали каждый дом, не говоря уже о храмах или дворцах. Однако Суфло решил отойти от устоявшихся традиций, и в своем проекте соединил сразу четыре стиля.

Вид на греческий портик с колоннами (вход в здание)

На плане можно было увидеть портик в греческом стиле с шестью колонами, накрытый «строгим» куполом, потолок которого предполагалось выполнить в романском стиле, а интерьер храма должен был быть воплощен в жизнь в готическом стиле. Кроме этого, архитектор, вдохновленный собором Святого Павла, находящимся в столице Туманного Альбиона, решил поставить колоны в стиле барокко в качестве опоры для перекрытий. Превзойти гениальность Кристофера Рена, создавшего лондонский собор, Суфло не удалось: свод был очень тяжелым и колонны попросту бы разрушились под его весом. Стоит отметить, что начать строительство храма Суфло удалось лишь 1764-м году. Первый камень торжественно заложил король, который уже двадцать лет назад дал обет Святой Женевьеве.

Католическая церковь отправила Людовику XV письмо, в котором выражался протест против строительства здания по плану Суфло. Дело все в том, что проект предусматривал постройку храма, напоминающего собой очертания «греческого креста». Поэтому архитектор удлиняет два крыла и делает храм похожим на католическую базилику. Справедливости ради стоит отметить, что во время строительства архитектурного сооружения, постоянно возникали трудности, по большей части, они были связаны с финансированием. Проще говоря, у Людовика XV не хватало денег, чтобы воплотить в жизнь план архитектора Суфло. По этой причине три стороны храма лишились портиков, остались лишь колоны и фронтон, которые и в наше время можно увидеть на главном фасаде Пантеона. Многочисленные документы, сохранившиеся до наших дней, характеризуют короля Людовика XV, как очень любвеобильного мужчину. Все его фаворитки хотели «помочь» возлюбленному выполнить свой обет, они от руки рисовали всевозможные украшения, которые, по их мнению, обязательно должен был добавить в здание архитектор короля.

Купол парижского Пантеона со смотровой площадкой

Как известно из истории, Людовик XV отошел в мир иной в 1774-м году. Он так и не успел выполнить свое обещание Святой Женевьеве. Не довел дело до конца и погрязший в интригах архитектор Суфло. Благо у специалиста были помощники, которые в 1789-м году достроили до конца здание храма Святой Женевьевы. Как уже говорилось выше, парижане приняли новый храм «в штыки» - в прямом и переносном смысле. Многим казалось, что здание выглядит слишком строго и не соответствует архитектуре Парижа. Величественный купол не подходил к греческому портику, нарушая при этом гармоничность всего архитектурного ансамбля. Зачастую многие достопримечательности не признаются жителями городов, в которых они построены. Так произошло и с храмом Святой Женевьевы.

Забегая немного вперед, хотелось бы уточнить, что современные архитекторы считают Пантеон в Париже великолепным зданием, построенным в классическом стиле. Довольно спорное мнение, особенно если вспомнить, что стилей у здания четыре. Однако купол, разработанный Суфло, вдохновлял многих специалистов, например, Капитолий в столице США имеет точно такой же купол. К слову, «следы» парижского Пантеона можно найти и в России - купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге .

Пантеон в Париже - революция и запутанная история

Мечта архитектора Суфло была воплощена в реальность. В Париже появился собор, который составил достойную конкуренцию лондонскому храму Святого Павла и римскому католическому собору Святого Петра . Однако собором Святой Женевьевы он назывался совсем недолго.

Внутри Пантеона в Париже

Как только закончилось строительство, во Франции начались массовые беспорядки, которые французы с гордостью называли революцией. Восставшие рабочие грабили и разрушали огромные соборы, и даже небольшие храмы. Подобной участи удалось избежать лишь собору Святой Женевьевы, который революционеры в конце 18-го века назвали Пантеоном. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать местом их упокоения. Первым революционером, похороненным в Пантеоне Парижа, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет: оказывается его соратники доказали связь героя с королем. Останки были вынесены из Пантеона и похоронены на кладбище, революционеры не установили даже надгробную плиту. Кстати, один из соратников Мирабо Марат, обвинивший в предательстве своего бывшего друга, был вскоре убит и похоронен в Пантеоне.

Из истории можно узнать, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и обратно. Столько же раз здание становилось Пантеоном, а затем собором Святой Женевьевы. Закончилось все на том, что архитектурное сооружение, разработанное Суфло, все же получило название Пантеон. Интересно то, что здание превращалось из собора в мавзолей и из мавзолея в собор несколько раз на протяжении ста лет. Французам, видимо, было очень трудно определиться с предназначением архитектурного шедевра, возвышающегося неподалеку от центра Парижа. Все закончилось в 1885-м году. В тот год в здание Пантеона внесли тело Виктора Гюго .

Маятник Фуко

Пантеон в Париже - наши дни

В наши дни здание Пантеона в Париже продолжает выполнять возложенные на него французскими революционерами функции: являться мавзолеем для великих французов и не только. Кстати, парижане не желают повторения истории с графом Мирабо, поэтому после смерти выдающейся личности, делается пауза. За этот промежуток времени выясняется, действительно ли человек был выдающимся или, как в случае с Мирабо, произошла ошибка. Например, в 2002-м году в парижском Пантеоне, спустя 132 года после своей смерти был похоронен Александр Дюма. Парижане более ста лет выясняли: действительно ли он был гениальным писателем или же «произошла ошибка», и Дюма был обычным графоманом? В очереди на погребение стоит Наполеон Бонапарт и, как ни странно, граф Мирабо. Оказывается, его уже реабилитировали и останки революционера «ждут» того момента, когда их снова торжественно внесут в Пантеон. К слову, наверное, в Пантеоне будут похоронены Вольтер и Руссо, если, конечно, со временем, о них не всплывут нелицеприятные факты.

Paul Han / flickr.com Serge Melki / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com

Одним из наиболее привлекательных объектов для посещения туристов в Париже является Пантеон, расположенный недалеко от центра Парижа, в Латинском квартале Пятого округа, на холме Святой Женевьевы. Он примечателен не только как шедевр искусства и памятник архитектуры, но и как место захоронения великих французов – Жан-Жака Руссо, Вольтера, Пьера Жана Жоржа Кабаниса, Пьера и Марии Кюри, Луи Брайля, Виктора Гюго, Эмиля Золя, Александра Дюма (отца), Андре Мальро и других.

Пантеон – узнаваемый архитектурный символ Парижа наряду с Собором Парижской Богоматери и Эйфелевой башней. Его завораживающая величественность запечатлена на множестве фотографий, открыток и сувениров. Особой популярностью пользуются изображения Пантеона Парижа в облачную погоду и в вечернее время суток, когда здание, специально подсвечивающееся уникальными осветительными приборами, как бы еще стремительней возносится ввысь.

Пантеон, как немой свидетель поворотных в истории Франции событий, стал также символом непростой и драматической судьбы французского народа и теперь многое может поведать гостям столицы о человеческой жизни и страстях, как при королевском дворе, так и на баррикадах.

На протяжении длительного времени парижский Пантеон был камнем преткновения для правящих в стране политических сил, которые никак окончательно не могли определиться с функциональным предназначением этого архитектурного сооружения.

Впервые как храм Святой Женевьевы архитектурное сооружение возводилось по повелению короля Людовика (Луи) XV, который в 1744 году, тяжело заболев лихорадкой перед ответственными битвами с австрийцами, в духе его времени (ведь эффективных лекарственных препаратов тогда не было) прибегнул к молитвам и дал обет покровительнице Парижа в случае улучшения своего состояния здоровья – построить в ее честь самый величественную и роскошную в черте города церковь. Молитвы монарха были услышаны, он выздоровел, но клятву на время позабыл, поскольку погрузился в расстройство и депрессию в связи со смертью зараженной им же любовницы – герцогини Мари-Анн де Шатору.

Скульптуры Пантеона, Париж (Paul Han / flickr.com)

Воплощение обещания монарха в жизнь началось не ранее, чем через десятилетие после чудесного исцеления. Любвеобильный правитель вернулся к жизни и своему обету лишь с появлением новой официальной фаворитки – Жанны-Антуанетты Пуассон, более известной как маркиза де Помпадур, которая стала его главной советчицей в государственных делах и юный брат которой, Абель-Франсуа, маркиз де Мариньи, был назначен на должность инспектора королевских зданий. Людовик (Луи) поручил последнему найти автора и исполнителя задуманного проекта и тот предложил своего учителя, с которым ранее совершил двухгодичную обучающую поездку по Италии, – Жака-Жермена Суффло.

В 1755 году архитектор Суффло приступил к разработке проекта собора, а к непосредственному возведению здания перешли лишь в 1764 году. Строительство храма все время затягивалось то по причине наличия споров по поводу интерьера, то по причине добавления многочисленными пассиями любвеобильного короля все новых и новых деталей и украшений во внутренний и внешний облик храма, а то и по банальной причине недостаточного финансирования (именно поэтому три стороны здания остались без портиков).

Через десять лет, в 1774 году, Людовик (Луи) XV, заложивший начальный камень будущего храма, почил с миром, так и не дождавшись исполнения своего обещания тридцатилетней давности Святой Женевьеве, а в 1780 году преставился и главный архитектор, который, к слову, позже был погребен в так и не завершенном им детище. И лишь спустя еще десять лет, в 1790 году, строительство здания было окончено преемниками и помощниками Суффло, под руководством архитектора Ронделе.

Особенности архитектурного стиля

Первоначально в плане архитектурное сооружение было центрально-купольным, напоминало форму греческого креста, но верхушка католической церкви прислала Людовику (Луи) XV письмо с опротестованием подобного проекта, и архитектора обязали вытянуть оба боковых крыла здания.

Жак-Жермен Суффло, имея перед собой задачу, поставленную королем, – возвести самый величественный и шикарный храм Парижа в честь Святой Женевьевы, покровительницы города, стремился в своем монументальном творении соединить все лучшее, что было изобретено в искусстве возведения архитектурных сооружений до того времени, и это ему частично удалось: над шестиколонным греческим портиком был возведен гигантский купол (высота – 120 метров), неизвестный античности, а светлый и легкий готический интерьер, украшенный многочисленными фресками о подвигах и деяниях Святой Женевьевы и, к сожалению, со временем затемненный забитыми революционерами окнами, был увенчан романским сводом.

Такое эклектическое и революционное для эпохи пышного и декоративного барокко решение (в плане возврата к античной строгой простоте) было воспринято современниками зодчего не только без особого восторга, а даже с негодованием и противлением.

Новое здание для многих парижан стало «культурным шоком». Но с тех пор в столице Франции появился храм, который по своему величию и масштабности замысла не уступал соборам Святого Петра в Риме (Италия) и Святого Павла в Лондоне (Англия). Ныне Пантеон в Париже принято считать архитектурной классикой, хоть и облегченной готической системой опор, а его купол стал прототипом для возведения аналогичных куполов Капитолия в Вашингтоне (Соединенные Штаты Америки) и Исакиевского собора в Санкт-Петербурге (Россия).

«Великим мужам благодарное Отечество»

Надпись на фронтоне здания парижского Пантеона: «Aux grands hommes la patrie reconnaissante» (Великим мужам благодарное Отечество) — появилась подчас Великой французской революции по решению Конвента в 1791 году, который и постановил хоронить в нижней части церкви (крипте) знаменитых граждан Франции. Так собор превратился в пантеон, усыпальницу гражданского значения, которая должна была увековечить новоиспеченных героев Франции.

Надпись на фронтоне здания парижского Пантеона (Paul Han / flickr.com)

Само слово «пантеон» имеет греческое происхождение и отсылает нас к известной одноименной памятке древнеримской архитектуры, на которую, как образец, и ориентировался Суффло, изначально бывший храмом всех богов, но потом слово стало общим названием для любых мест захоронения выдающихся людей.

Крест с купола, как и статую Святой Женевьевы, сняли, водрузили новые скульптурные композиции – фигуры Славы и Родины-матери. Как героя и пламенного трибуна французской революции первым в парижском Пантеоне с почестями похоронили графа Оноре Габриеля Рикетти де Мирабо, но несколько лет спустя Максимилиан Робеспьер и Жан-Поль Марат обвинили его в связи с королевским двором, признали предателем, и его прах был перенесен из здания Пантеона в Париже на кладбище для преступников. Марат впоследствии также был погребен в Пантеоне, но, по иронии судьбы, и он вскоре был развенчан как революционный герой, а его останки вынесены из здания бывшей церкви Святой Женевьевы.

Маятник Фуко - символ колебаний статуса парижского Пантеона

После революции и реставрации династии Бурбонов, парижскому Пантеону в 1822 году вновь вернули значение собора, надпись уничтожили, а фронтонные барельефы опять заменили. Как оказалось, далеко не в последний раз: после очередной революции монарх Луи-Филипп вернул зданию статус пантеона, а Наполеон III в 1851 году – крест храма Святой Женевьевы, через два десятилетия снова вытесненный красным знаменем Коммуны, а потом водруженный на свое место Третьей республикой.

Знаменитый маятник для демонстрации вращения Земли вокруг своей оси (Paul Han / flickr.com)

В 1885 году после кончины Виктора Гюго, как ни странно, та же Республика опять трансформировала парижский собор в Пантеон, где и был похоронен гениальный французский писатель. Надпись на фронтоне была восстановлена. С тех пор в здании хоронят прославленных французов. Оно продолжает функционировать как мавзолей, но чтобы не повторялся конфуз, как с прахом Мирабо или Марата, установлена своеобразная проверка временем на достойность быть погребенным в Пантеоне Парижа. Так, только в 2002 году сюда были перенесены останки всем известного автора «Трех мушкетеров» – Александра Дюма. И, как не парадоксально, вновь поднялся вопрос о возвращении в парижский Пантеон праха уже реабилитированного Мирабо.

Особый интерес представляет факт подвешивания в начале 50-х годов XIX века в трансепте под центральным куполом Пантеона в Париже, на высоте 67 метров, физиком Леоном Фуко своего знаменитого маятника для наглядной демонстрации вращения вокруг своей оси планеты Земля.

Маятник Фуко стал своеобразным символом повторяющихся исторических колебаний статуса парижского Пантеона во времена правления разных политических сил (монархии, республики, империи, коммуны) от сакрального заведения, церкви Святой Женевьевы, до гражданской пропагандистской усыпальницы-мавзолея, где погребены выдающиеся знаменитости Франции.

Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Суффло

Начало французского классицизма связано со строительствам церковь Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Она была спроектированная в 1756 году Жаком Жерменом Суффло, но в 1791 г. в период Великой французской революции трансформировалась в «памятник Великой Франции».

Фанцузский архитектор, лидер неоклассического течения в архитектуре Суффло (1713-1780) говорил, что был самоучкой. В 1730-1750 годах несколько раз бывал в Риме, где изучал памятники классической архитектуры. В 1738 году он возвратился в Лион и занялся архитектурной практикой. Простота, просторность и археологически точно воспроизведенные детали классической архитектуры в основных его работах лионского периода, таких как пристройка к Отель-Дьё (строительство начато в 1741) и здание Лож де Шанж (1751-1752), предвосхитили сдвиг французского вкуса от архитектуры рококо к неоклассицизму.

Суффло, в 1750 г. один из первых посетивший дорические храмы в Пестуме, решился воссоздать присущие готической архитектуре ощущения света, пространства и пропорций в классических (если не романских) формах. С этой целью он воспользовался планом в виде греческого креста, неф и приделы которого были оформлены, как система плоских сводов и полуциркульных арок, опирающихся на ряды колонн в интерьере. Объемная композиция здания развивает идею центральнокупольного сооружения, имеющего в плане очертания греческого креста. Купол в цернтре поднимается до высоты почти 120 м. Его целью в этом проекте стало сочетание строгой регулярности и монументальности романских сводчатых потолков с легкостью стройных поддерживающих их столбов и свободно стоящих коринфских колонн. В плане церковь имела форму греческого креста, с фасада располагался огромных размеров храмовый фронтон. Свободно стоящие колонны оказались неспособны поддерживать купол здания, и их в конечном итоге пришлось подпереть. Наружные поверхности стен почти без украшений решены с использованием классического контраста расчлененной и нерасчлененной масс.

Предшественниками его были купольные сооружения Парижа - церковь Сорбонны, собор Инвалидов. Гладкие, скудно декорированные поверхности своей отвлеченной строгостью напоминают Чизвик-хаус, а массивный портик заимствован непосредственно у римских храмов. Простой и четкий в объемном решении, обладающий красивым коринфским портиком и мастерски найденным силуэтом, Пантеон является одним из сооружений, определяющих силуэт левобережной части Парижа.

Поскольку дизайн церкви основывался на классическом стиле, после революции, когда религия была отменена, было очень просто превратить церковь в светское здание Пантеон - место погребения великих людей Франции. После переделок Пантеон приобрел еще более классицистический характер. К несчастью, боковые окна в то время были заложены: эффект светлого внутреннего пространства был уничтожен; большая часть украшений убрана, что сильно изменило облик интерьера. Пилоны были усилены Ронделем в 1806 г. Все это придало зданию суровый, строгий вид, соответствующий новому назначению сооружения, результате возник тот отчасти мрачноватый памятник архитектуры, каким является сегодня Пантеон.

Если говорить о самых интересных и значимых местах Парижа, то, бесспорно, стоит вспомнить о величественном Пантеоне. Это строение известно не только тем, что в нем захоронены самые известные деятели столицы, а прежде всего своей потрясающей историей. Но давайте обо всем поговорим подробнее.

Неоднозначное архитектурное решение храма

Если вы хотите посмотреть Париж, Пантеон непременно должен стать номером один в вашем списке достопримечательностей столицы Франции. Интересен тот факт, что когда-то это здание парижане встретили достаточно агрессивно, не оценив простоту форм строения и непонятный стиль. К слову сказать, так было со многими новыми строениями, которые в дальнейшем стали символами города, как, например, Эйфелева башня.

Шли годы, и каждое здание становилось любимым не только самими парижанами, но и гостями, и туристами. Огромное количество достопримечательной сохранил Париж, Пантеон в их числе. Он имеет давнюю и запутанную историю, о которой мы хотим поведать читателям.

Предыстория

Надо сказать, что Пантеон ведет свою историю с 1744 года. Изначально это строение было ничем иным, как церковью Святой Женевьевы.

Король Людовик XV, прибывший в Мец для того, чтобы принять командование войсками, направленными против австрийцев, внезапно заболел. У него была высокая температура, а медицина в те годы была совершенно бессильна - в арсенале лекарей не было жаропонижающих средств. Лечили, как правило, молитвами и реликвиями. Все были уверенны, что король в скором времени умрет. Уже не надеясь на выздоровление, Людовик XV обратился с молитвой к покровительнице Парижа святой Женевьеве с обещанием построить в ее честь самую большую и красивую церковь в Париже в случае излечения.

Как бы фантастически это ни звучало, но король выздоровел. А вот его возлюбленная герцогиня Шантору умерла, заразившись от него болезнью. Это надолго ввело Людовика XV в депрессию, которая прошла лишь с появлением в его жизни новой фаворитки Жанны Антуанетты Пуассон, вошедшей в историю как маркиза де Помпадур.

Новая возлюбленная короля очень быстро освоилась при дворе, стала законодательницей мод и главной советчицей Людовика XV. Девушка составила протекцию своему младшему брату, желая, чтобы он стал главным инспектором королевских зданий. Однако у юноши не было никакого образования и опыта в данной сфере, поэтому для него была организована поездка в Италию с архитектором Суфло в качестве обучения. После возращения маркиз Мариньи получил долгожданную должность.

Архитектор проекта

И только в 1755 году король вспомнил о своем обете, данном святой Женевьеве. Монарх поручает Мариньи подобрать подходящий проект. По правилам того времени автором проекта должен был стать главный королевский архитектор. Но маркиз решил пойти против установленных норм. Кто построил Пантеон в Париже? Мариньи предложил в качестве архитектора Суфло, который сопровождал маркиза во время поездки в Италию.

Пантеон в Париже: архитектура

Сейчас нам, конечно же, сложно представить, насколько революционным был по тем временам проект Суфло. Ведь за прошедшие двести лет здание стало настоящей классикой, которой подражали новые поколения зодчих. В настоящее время нас сложно чем-то удивить после творений двадцатого века. Но архитектурный стиль нового здания был вызывающе простым.

В эпоху барокко предпочитали пышность и вычурность элементов, а Суфло в своем проекте предпочел вернуться к строгой простоте античности. Именно по этой причине его творение вызвало недовольство консерваторов. А вот прогрессивные парижане по достоинству оценили здание, в котором автор решил соединить все архитектурные достижения того времени.

Он увенчал здание красивейшим куполом, создал шестиколонный портик (греческий), а интерьеры сделал невероятно светлыми и легкими, используя при этом потрясающие сводчатые потолки. Таким был создан Пантеон в Париже. Архитектор Суффло даже рискнул сделать некоторые новые элементы, поставив тяжелый купол на колоннаду. Однако конструкция была невероятно тяжелой, и колонны попросту не выдержали бы ее, поэтому была построена сложная конструкция, невидимая для глаз обычного обывателя.

Трудности строительства

Кроме того, архитектор столкнулся с тем, что при закладке фундамента были обнаружены пустоты римского периода, когда здесь добывали строительные камни. Процесс был остановлен, поскольку нужно было пересмотреть проект и облегчить конструкцию. Лишь в 1764 монарх заложил первый камень в основание храма. К тому времени уже прошло двадцать лет с того момента, как Людовик XV дал обет святой Женевьеве.

Архитектурный стиль нового здания не устраивал и церковь, поскольку строение изначально не имело равноконечного греческого креста. Поэтому, чтобы соблюсти западные традиции, были удлинены два крыла здания. Это позволило приблизиться к пропорциям католической базилики.

Во время строительства храма архитектору пришлось столкнуться со многими трудностями. Во времена правления Людовика XV казна периодически оказывалась пустой, а потому и финансирование проекта не было стабильным. Автору церкви неоднократно приходилось упрощать конструкцию.

Кроме того, достаточно осложняли ход строительства постоянные дрязги придворных дам, которые считали себя специалистами в области архитектуры и вели споры о том, какими должны быть башни и колокольни, что выбить на барельефе.

В 1774 году Людовик XV умер, так и не выполнив своего обещания. А еще через шесть лет скончался и сам архитектор. Церковь Женевьевы в Париже (Пантеон) была достроена в 1790 году учениками Суфло - Бребионом и Ронделе. Но драматическая история прекрасного храма на этом не закончилась.

Недостатки строения

Специалисты в области архитектуры считают, что Суффло есть за что критиковать. Его творение вышло совершенно не одухотворенным, а некоторые элементы совершенно не гармонируют друг с другом. Кроме того, прочность здания оставляет желать лучшего. Пустоты под фундаментом дали о себе знать, из-за подвижности грунта за многие годы в стенах образовались многочисленные трещины.

В 1980 годах туристы, посещавшие Париж, Пантеон не могли осмотреть, так как храм был закрыт на реставрацию. К такой мере прибегли из-за того, что с годами поржавели металлические стяжки, которые скрепляли сооружение и облегчали каменную кладку. В итоге в восьмидесятых годах прошлого века здание стало рушиться, из-за чего и было закрыто на реконструкцию.

И по сей день прекрасное строение украшает Париж. Пантеон стал значительным достижением в архитектуре и своего рода символом той эпохи. Идеи Суффло нашли своих сторонников. Вдохновившись его творением, зодчие последующих поколений создали купол Капитолия в Вашингтоне. И купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге напоминает работу Суффло.

Продолжение истории

Пантеон в Париже (описание храма приведено в статье) был построен в весьма неудачное время. Франция погрязла в беспорядках революции. В этот период яростно разорялись христианские храмы. Досталось и церкви святой Женевьевы, которая была превращена в Пантеон.

Здесь имеет смысл рассказать о том, кто похоронен в Пантеоне (в Париже). Революция XVІІІ века во Франции, как и любая война, не закончилась без жертв. После гибели графа Мирабо было принято решение похоронить его в новой церкви. Храм решением Национального собрания был превращен в Пантеон.

Через несколько лет Марат Робеспьер нашел доказательство преступных связей Мирабо с представителями королевского двора. Его прах убрали из Пантеона. К тому времени уже был убит и сам Робеспьер, его похоронили в храме Женевьевы.

Превращение храма в Пантеон

Чтобы здание более соответствовало образу гробницы, в годы революции практически все окна были заделаны, что испортило замысел Суффло, стремившегося сделать свое творение легким и светлым. В дальнейшем во Франции вновь восстановилась монархия, потом она сменилась республикой. В таком беспрерывном хаосе менялся и Пантеон: убирали и добавляли отдельные элементы и надписи на барельефах.

Многие годы храм менял свое предназначение. Такая ситуация продолжалась почти сто лет, пока в 1885 году в Пантеоне не похоронили Виктора Гюго. С тех пор храм превратился в гробницу. Здесь хоронят самых известных людей Франции. Могилы находятся в самом низу, куда ведет длинная лестница от бывшей алтарной части.

Во избежание ошибок появилась практика выдерживать временной промежуток между датой кончины и захоронением в Пантеоне. Последним человеком, чей прах похоронили в храме, стал великий Александр Дюма. Произошло это в 2002 году, через 132 года с момента его смерти.

Пантеон (Париж): интересные факты

На фронтоне здания имеется надпись: «Великим людям благодарная Родина». А на барельефе можно различить фигуру молодого Наполеона в окружении солдат, реабилитированного Мирабо, Руссо и Вольтера. Несмотря на все внесенные изменения, которых не было в первоначальном варианте архитектора, здание все равно производит потрясающее величественное впечатление. Автору творения удалось достичь готической воздушности и легкости. На стенах здания красуются многочисленные росписи и скульптуры, посвященные истории храма святой Женевьевы, как память о тех временах, когда строение еще носило ее имя.

В настоящее время при выходе из Пантеона взору открывается полукруглая площадь, на которой построены два асимметричных здания, а вдаль уходит улица Суффло. Отсюда видна и Эйфелева башня. Подобная асимметрия не является случайностью, она была задумана самим архитектором, который хотел не только построить храм, но и достойно организовать вокруг него пространство.

В те времена архитекторы не просто строили здания, перед ними стояла задача гармонично внедрить новое строение в ансамбль всего города. Для воплощения своей величественной идеи Суффло планировал перестроить всю вершину холма. В его планы входило построение новой улицы таким образом, чтобы издалека можно было видеть храм. Интересен тот факт, что сам архитектор многие планы не успел воплотить в жизнь. Но улица намного позднее (в 1847 году) все же была построена по его задумке и даже получила его имя.

Храм в наше время

В наши дни Пантеон продолжает быть мавзолеем для известных граждан Франции. В одной из могил захоронен знаменитый итальянец Рафаэль (художник). Храму так и не вернули первоначальное предназначение. В Пантеоне похоронены актеры, политики, путешественники, писатели, философы, адмиралы, банкиры и генералы: Эмиль Золя, Мария Склодовская-Кюри, София Бертло, Марселен Бертло. Прах самого архитектора Суффло также покоится в стенах храма. В общей сложности в стенах Пантеона обрели покой более семидесяти граждан, которые сделали значительный вклад в развитие страны.

Внутреннюю часть храма с 1874 года украшают картины, демонстрирующие фрагменты истории Франции в разные периоды, и красивейшие барельефы с декоративным орнаментом. В Пантеоне можно увидеть фрески Пюваса де Шавана, повествующие о деяниях святой Женевьевы.

В храме имеется смотровая площадка, находящаяся под самым куполом. Чтобы попасть на нее, необходимо преодолеть 206 ступеней. Находясь на ней, можно любоваться потрясающим видом Парижа.

Вместо послесловия

Туристам, направляющимся в Париж, стоит посетить Пантеон, который стал одним из символов города. Необыкновенное архитектурное решение храма и его внутреннее убранство достойны внимания. Здание имеет богатейшую историю, которая отразилась на внутреннем и внешнем виде храма.