. Мч. Евпс и́ хия.

Поется 9-й час по пасхальному чину.

По окончании 9-го часа начинается великая вечерня. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его…» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая.

На «Господи, воззвах» стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3-й – 6. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Недосто́йно стоя́ще…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́ и на земли́…», со стихами. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Триоди), глас 3-й: «Стра́стию Твое́ю, Христе́…», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресе́ния день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры). И трижды тропарь «Христос воскресе из мертвых…».

По исполнении стихир и тропаря Пасхи – обычный возглас: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых…», и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи).

Совершается последование пасхальных часов за малое повечерие.

Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.

Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Слава Святей, и Единосущней…». Поется пасхальное начало – тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» со стихами. Ектения великая.

Канон Пасхи: «Воскресения день…» со ирмосом и с Богородичнами на 14 (ирмосы по дважды) с припевом: «Христос воскресе из мертвых» (см. в понедельник).

По 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро…».

По 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же. «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от Гроба…» – по трижды.

9-я песнь – см. в понедельник.

Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…» (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3-й – 4, и стихиры Пасхи, глас 5-й.

Отпуст пасхальный с Крестом и, по традиции, с трисвещником.

Часы Пасхи.

На Литургии антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.

Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Вели́чит душа́ Моя Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе, Спа́се Моем»; стих: «Яко призре́ на смирение Рабы́ Своея́, се бо отны́не ублажа́т Мя вси ро́ди».

Сноски:

См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 397–407.

Схиархимандрит Иоанн Маслов

Пасха Христова - торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников…». Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Св. Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях:

«…Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к

жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас

преведе, победную поющия»1.

В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад - «яко восхотел», ниспровергнул смерть - «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен - и с Собою совоскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.

Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата (твердыню), Христос проложил стезю, показал путь к истинной жизни и открыл дверь бессмертия.

История праздника

Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Особенности пасхального богослужения

Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израильхристианская Церковь - бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова - провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

Священник в первый день Пасхи и в течение всей Светлой седмицы совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения, с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение и произносит ектении со свечой (в левой руке), выходит из алтаря и входит в него через царские врата. В обычное время через царские врата диакон может проходить только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню, ходить же диакону через царские врата на ектении или в алтарь за Евангелием в обычные после Пасхи дни нельзя.

На пасхальной утрени и на утрени в течение всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется великое славословие. Полиелей в дни Светлой седмицы (но не в первый день Пасхи) бывает только в том случае, если на них приходятся праздники: Благовещения, храмовой или св. великомученика Георгия (23 апреля).

Полунощница

Эта служба относится еще к периоду Постной Триоди. Она начинается за час или полчаса до начала пасхальной утрени. Священнослужители перед полунощницей совершают входные молитвы и облачаются в полное облачение.

Начинается полунощница перед Плащаницей возгласом священника: «Благословен Бог наш…». Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся» (трижды), псалом 50-й. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою…». По 3-й песни - седален, по 6-й - кондак и икос Великой Субботы.

После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: «Не рыдай Мене, Мати…» бывает каждение вокруг Св. Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле, и совершается каждение вокруг него. Св. Плащаница лежит на престоле до отдания Пасхи - в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

После канона - Трисвятое по «Отче наш», и хор поет тропарь: «Егда снизшел еси…» (обычным напевом, на 2-й глас). Затем произносится (перед царскими вратами) краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и обычный малый отпуст: «Христос, истинный Бог наш…».

Пасхальная утреня

Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.

Настоятель берет в левую руку пасхальный трисвечник с Крестом, а в правую – кадило. Второй старший священник берет с правой стороны престола малое (требное) Евангелие и, прикрыв его пеленой, становится справа от престола. Третий священник, взяв с левой стороны престола прикрытую пеленой икону Воскресения Христова, становится слева от престола. По чину становятся у престола и все остальные священнослужители. Настоятель вместе с диаконом совершает каждение (трижды) вокруг престола (при закрытых царских вратах и завесе).

В 12 часов ночи - удар в колокол.

Стоя на Горнем месте, настоятель трижды поет вместе с предстоящими священнослужителями стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». При пении стихиры во второй раз открывается завеса. При пении стихиры (первой половины) в третий раз открываются царские врата, и духовенство выходит на крестный ход, а хор продолжает вторую половину: «и нас на земли сподоби…». Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением той же стихиры, духовенство, певцы и народ входят в притвор (или на паперть храма) и останавливаются перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается2. Настоятель кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит самого настоятеля.

После этого настоятель, взяв кадило и стоя лицом на восток, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит «велегласно» начало утрени (без предварительного возгласа диакона: «Благослови, Владыко»):

«Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей,

и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно,

и во веки веков».

Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь Пасхи: «Христос воскресе…», и хор трижды повторяет тропарь.

Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог…», «Яко исчезает дым…», «Тако да погибнут грешницы…», «Сей день, его же сотвори Господь…», «Слава», «И ныне», а хор после каждого стиха - тропарь «Христос воскресе…».

После тропаря на «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря: «Христос воскресе из мертвых», а хор допевает: «и сущим во гробех живот даровав».

В этот момент открываются церковные двери, и участники крестного хода при пении тропаря «Христос воскресе…» входят в храм, ликуя и радуясь, «Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха, происходящая»1. Настоятель и сослужащие ему священники входят в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектенню.

После мирной ектении поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает его. Например: духовенство поет первые слова ирмоса «Воскресения день», а хор продолжает: «просветимся людие…». Припев к тропарям - «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: «Христос воскресе…» (трижды).

Примечание. По Уставу, канон следует петь на 16; ирмосы, на 4, и тропари, на 12.

На каждой песни канона священник с диаконом совершают каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. (Полагается каждение и всего храма). Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он также приветствует народ словами: «Христос воскресе!».

После заключительного пения тропаря «Христос воскресе!» в конце каждой песни диаконом произносятся малые ектении, после которых бывают особые возгласы. Эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и особой книжке «Служба на Пасхальную седмицу».

После 3-й песни и ектении - ипакои: «Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба…» (по-русски: «Прибывшие жены мироносицы с Марией до рассвета, и нашедшие камень отваленным от гроба…»).

После 6-й песни и ектений - кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне…» и икос: «Еже прежде солнца Солнце, зашедшее иногда во гроб…», и поется трижды «Воскресение Христово видевше…», а также: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость» (трижды).

На 8-й песни перед Троичным тропарем: «Отче Вседержителю…» поется припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».

На 9-й песни вместо «Честнейшую…» поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев к ирмосу: «Величай, душе моя, воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца».

По 9-й песни - ексапостиларий: «Плотию уснув, яко мертв…», который поется трижды – священнослужителями и певцами. Затем поются хвалитные воскресные стихиры и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася…».

При пении стихир Пасхи священнослужители христосуются в алтаре. Христосование с верующими, из-за многолюдства, обычно совершается в конце службы.

После стихир читается огласительное слово св. Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив…», в котором на основании притчи Христа Спасителя о работавших в винограднике (Мф. 20,1-16), все призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость воскресшего Господа. После этого слова поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня…» (единственное песнопение святых в службе Пасхи).

Затем произносятся сугубая и просительная ектения. После возгласа: «Твое бо есть, еже миловати…» диакон произносит: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник «Сый благословен Христос Бог наш…». Хор: «Аминь. Утверди, Боже…», после чего вместо возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже…» священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». Настоятель с Крестом в руках, но без трисвечника совершает отпуст2: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе!». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе!». Хор поет тропарь Пасхи (трижды), затем - «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению» и обычное многолетие.

Пасхальные часы

Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу: 1-й час - после утрени, 3-й и 6-й часы - перед литургией и 9-й час - перед вечерней.

1-й час начинается сразу после утрени. Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш…»2. Хор поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «Воскресение Христово видевше…» (трижды), ипакои: «Предварившия утро яже о Марии…», кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне…», тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог…», «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся…» «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую…»,«Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь. Христос воскресе…» (трижды), «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый…» (святые на отпусте не поминаются во всю седмицу).

Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы3, причем 3-й и 9-й часы начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш…», а 6-й и 9-й часы заканчиваются отпустом4.

Во время пения часов в первый день Пасхи совершается проскомидия, и бывает обычное каждение. Сразу за часами следует литургия святого Иоанна Златоуста.

Литургия

Литургия в первый день Пасхи бывает «порану, труда ради бденнаго». Начало литургии, если не считать возгласа диакона: «Благослови, Владыко» и священника: «Благословенно Царство…», такое же, как и начало пасхальной утрени. Священник перед престолом, держа в левой руке Крест и трисвечник, а в правой - кадило, и диакон со свечой на горнем месте поют трижды тропарь: «Христос воскресе…». Хор трижды повторяет его. Далее священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог…» и др. Хор после каждого стиха поет тропарь Пасхи. Священник с диаконом в это время совершает каждение престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!»

Возвратившись в алтарь и стоя у престола, священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Затем - мирная ектения и праздничные антифоны: «Воскликните Господеви вся земля…» (они поются во все дни Светлой седмицы).

Малый вход с Евангелием совершается как обычно3. Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь Пасхи, ипакои: «Предварившия утро…», «Слава, и ныне» - кондак: «Аще и во гроб…». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Затем - чтение Апостола (Деян., зач. 1-е) и Евангелия (Ин., зач. 1-е). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов (Мк. 16,15). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке2. После чтения Евангелия произносятся ектении: сугубая, об оглашенных и другие (заупокойной ектении не бывает до вторника Фоминой седмицы).

Задостойник - ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме…» с припевом: «Ангел вопияше Благодатней…».

Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите». Перед причащением народа диакон - «Со страхом Божиим…». Хор: «Христос воскресе…» (единожды).

После причащения священник - «Спаси, Боже, люди Твоя…». Хор: «Христос воскресе…» (единожды). Священник: «Всегда, ныне и присно…». Хор: «Христос воскресе…» (единожды), ектении: «Прости приемше…», возглас. Затем священник: «С миром изыдем», и - по заамвонной молитве - освящается артос по особому чину (см. ниже), и затем хор поет «Христос воскресе» (трижды). Священник: «Благословение Господне на вас…» и затем, после «Аминь», вместо возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» священнослужители поют в алтаре «Христос воскресе…» (до середины), а хор заканчивает. Отпуст - такой же, какой и на утрени (с Крестом, без трисвечника).

Примечание. Если совершается крестный ход - а это бывает со второго дня Пасхи - то он бывает перед отпустом. После возгласа: «Благословение Господне на вас…», священнослужители поют в алтаре до середины тропарь Пасхи «Христос воскресе…», а хор допевает его. И сразу начинается крестный ход. Впереди несут фонарь, за ним - запрестольный Крест, иконы, хоругви, затем идут певцы и младшие священнослужители с артосами, а старшие несут Евангелие и икону Воскресения Христова. Диаконы идут впереди настоятеля со свечами и кадилами. Настоятель идет с Крестом и трисвечником. В это время хор поет пасхальные ирмосы. Читается Евангелие на четырех сторонах храма. Диакон произносит: «И о сподобитися нам…». Хор: «Господи, помилуй» (трижды), а затем «Премудрость, прости». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Священник возглашает: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи…», и читается Евангелие. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся, рцем вси». Хор поет «Господи, помилуй» (трижды), после чего священнослужитель кропит народ святой водой со словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» И так бывает четырежды в продолжение крестного хода. По возвращении в храм на амвоне произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…» и возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог…». Затем священнослужители запевают «Христос воскресе…» (до середины), а хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст.

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни. Яйцо же, окрашенное красной краской, напоминает еще о том, что наша жизнь обновлена в недрах Гроба Господня и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровью Христа Спасителя. Обычай дарить пасхальные яйца, по древнему церковному преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!»

Великая вечерня в первый день Пасхи

Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении - предстоятель) облачается во все священнические одежды.

По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с Крестом и трисвечником в левой руке и с кадилом – в правой, «знаменует (кадилом) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Затем следуют начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах».

Вход - с Евангелием. После «Свете тихий…» поется великий прокимен, глас 7-й: «Кто бог велий, яко Бог наш: Ты еси Бог, творяй чудеса»2. По окончании пения прокимна диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия…».

Священник в царских вратах лицом к народу читает Евангелие от Иоанна (зач. 65-е) - о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения.

После Евангелия – сугубая ектения: «Рцем вси…», поется «Сподоби, Господи…» и просительная ектения. Далее - стиховные стихиры со стихирами Пасхи. По окончании пения стихир диакон произносит: «Премудрость». Священник: «Сый благословен…». Хор: «Аминь. Утверди, Боже…». Священнослужители в алтаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых…».

Источник : http://old.glinskie.ru

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, которая именуется Светлой Пасхальной Седмицей. Дни Светлой Седмицы имеют особые названия: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Царские врата (центральные врата алтаря) остаются в продолжение Седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Они не закрываются во всю Светлую седмицу вплоть до девятого часа субботы.

В субботу днем перед закрытием Царских врат напротив алтаря ставится большой подсвечник, на котором верующие зажигают с молитвой свечи.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола. В нашем соборе самый большой колокол располагается у входа на соборную территорию, в него и предлагается позвонить.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи, верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб (артос).

Молитву на освящение артоса священник произносит на богослужении, в самый день Святой Пасхи. В течение всей Светлой Седмицы артос выносят на крестный ход.

В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. И затем кусочки священного хлеба раздаются верующим. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота, пишет РИА новости.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха.

В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня. Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! » и ответом «Воистину Воскресе!»

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа - естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм (Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы , которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.