Н а следующий день после открытия выставки в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков комментаторы спрашивали: «Где гениталии?» — дескать, у Шиле есть куда более откровенные картины, которые можно было показать под грифом «18+». Впрочем, эта цифра — не ограничение, а рекомендация. Перемещая больше сотни работ художников из венской Альбертины в Москву, руководство Пушкинского, конечно, не забывало о впечатлительности некоторых активистов. Спустя девяносто девять лет после смерти обоих художников у музейных работников все еще есть опасения насчет того, что их творчество может быть принято в штыки. «Что уж говорить о том, каким общество было на рубеже XIX и XX веков, — говорит куратор выставки Виталий Мишин, — глядя на работы венских модернистов, которые сегодня воспринимаются как историческая данность, мы едва ли представляем себе, какими глазами смотрели на них современники художников».

«Поцелуя» в Пушкинском нет: работы Климта представлены в основном графическими набросками на бумаге, в которых можно только угадывать будущие золотые вихри вокруг платья Адели Блох-Бауэр, зато пластика этих едва намеченных карандашом фигур дает понять, как художник разрабатывал новый канон, анонсируя модернизм. Работал он как ремесленник: рисовал каждый день помногу, наследие насчитывает две с половиной тысячи листов не считая подаренных и порванных его же рукой работ. С мнением заказчиков Климт порой не считался. Эскизы «Факультетских работ» — все, что осталось от четырех скандальных картин, которые сгорели во время Второй мировой войны. Они должны были украшать плафон Венского университета, однако профессора отказались их принимать: вместо жизнеутверждающих аллегорий, которые должны были внушить студентам трепет в храме знаний, — конфликтные сюжеты и чересчур натуралистичные изображения людей. Казалось бы, что особенного в обнаженной женской фигуре на картине «Медицина»: примерно в те же годы Жан-Август-Доминик Энгр пишет обнаженку в полный рост для буржуа. По словам Мишина, ракурс — вид снизу — считался возмутительным. Этот ракурс, к слову, Климт использовал, чтобы фигура не стояла твердо на земле, а «парила» над ней.

«Сидящая полуобнаженная», которой суждено будет превратиться в хищную «Саломею», создана под впечатлением идей Фрейда: для Климта секс, кровь и смерть были неразделимы. Рядом с его легкими и будто сонными фигурами — физиологичные, изломанные, написанные жирными линиями натурщики Шиле. Молодой художник «вырос» на Климте, но довольно скоро его перерос. «Он отказался от эстетизации в пользу натурализма и выразительности», — Мишин подводит гостей к «Портрету рыжеволосой девушки» с желтыми глазами животного и растопыренными пальцами, напоминающими клешни.

«Он разрушает идеал красоты, и то, что считалось антиэстетическим, входит в сферу искусства и признается как эстетический принцип, — комментирует куратор работы Шиле. — В его детских портретах дети предстают не по возрасту искушенными, есть в них какое-то неблагополучие». На людей Шиле смотрел с бесцеремонным любопытством, делая какого-нибудь подростка из шпаны своим натурщиком. Но взгляд на себя у художника кардинально отличался: Шиле изображал себя еще более изломанным, словно сведенным судорогой — и голым. Он словно примерял разные роли, изображая собственные гримасы и плохую координацию.

За приглашение подростков в мастерскую он поплатился. Его обвинили в развращении нравов — подростки могли видеть разложенные повсюду наброски эротического содержания — и отправили на три недели в тюрьму. «Шиле считал, что ему как художнику дозволено больше, чем обывателю, он пренебрегал условностями и был страшно разочарован в обществе, которое вот так указало ему его место. Он это переживал как чудовищную несправедливость», — говорит Мишин. Его верная подруга передала в камеру рисовальные принадлежности и апельсины. По словам покровителя художника и издателя его первой биографии Артура Рёсслера, эти апельсины были, можно сказать, единственным источником света в камере. Глядя на них, Шиле мечтал уехать на берега Адриатики. Много позже печального эпизода он написал экспрессивную гуашь — натюрморт из трех апельсинов на грязно-коричневом фоне получил название «Мой путь пролегает над бездной». Рядом с этой гуашью висит изображение довольно свободно написанного корабля в зеленоватом пятне воды — сюжет сбывшегося желания.

Выставка «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина» продлится до 14 января.

Пушкинский музей показывает мегазвезд австрийского авангарда

ГМИИ им. Пушкина первым в России знакомит с творчеством лидеров австрийского авангарда Густава Климта и Эгона Шиле, представив на суд зрителя 100 откровенных листков. Они - из венского музея Альбертина, который располагает солиднейшей коллекцией мастеров. Составив оппозицию академической традиции, они опередили свое время. Их творения, провоцирующие сегодня восхищение, на рубеже ХIХ и ХХ столетий не редко вызывали шок.

Марина Лошак на фоне "Лежащей обнаженной с поджатыми ногами" Эгона Шиле. Фото предоставлено MSK Agency.

Это тот редкий случай для Пушкинского, когда рекомендованный возраст посетителей 18+. В объективе - обнаженная натура, хоть и представленная максимально изысканно и деликатно. Директор музея Марина Лошак даже замечает шутя (или не очень), что «с ужасом обнаруживает, как внутри нее растет серьезный внутренний цензор, который работает жестче, чем кто-либо». «Мы понимали, что надо сохранить статус-кво в нашем обществе и не слишком расстраивать верующих, нервных, эмоциональных. Но не могли не показать то, без чего немыслима мировая история искусства ХХ века. Это одинокий, страждущий и сложно воспринимающий жизнь художник».

Климта с Шиле связывает намного большее, чем звания феноменальных рисовальщиков, которые умерли в один год - 1918-й (по миру пройдется череда их выставок, первую из которых даже до Бостона и Лондона показывают в Москве, что вызывает особую гордость). Мастеров тесно сближала не только эстетическая связь, но и духовная. Климт, опередивший Шиле по возрасту на поколение, стал кумиром для молодого художника. Поэтому в первое время он подражал авторитету, но надо отдать ему должное, быстро нашел свой язык и так же громко произвел революцию в изображении обнаженной натуры.

Тема со времен античности не новая. Но австрийским мастерам удалось нащупать в ней такую пластику, объемы, впечатления, которых до этого никто не касался. На выставке это проявляется благодаря удачному подбору вещей, среди которых не только бренды, но и то, чем можно удивить самого искушенного специалиста. Все эти работы объединяет движение. Оно пронизывает почти каждую изображенную фигуру. Отсюда бесконечные определения в названиях: склоненная, снимающая рубашку, повернутая, опирающаяся на руку, борющиеся… Некоторые фигуры явно запечатлены лежащими, но в рисунке они повернуты вертикально. Это диктуется подписью художника. Таким образом, горизонтальные фигуры, вопреки законам гравитации, обретают беспомощность и потерянность.

Густав Климт. Женское лицо, щекой прижатое к рукам. Фото предоставлено MSK Agency.

В раннем периоде Климт иногда делал десятки этюдов, фиксируя грани движения и пластики обнаженных фигур, - подтверждает куратор выставки Виталий Мишин. - Он как бы нащупывал пластическую формулу, которая выражала бы эмоциональное состояние персонажей или абстрактную философскую идею. Среди таких рисунков на выставке бросается в глаза этюд парящей фигуры. Для Климта этот мотив носил во многом метафизический характер.

У Шиле все более утрированно. Сильные ракурсы, необычные повороты, изумительные изгибы. Если это несколько фигур, то часто их тела переплетаются. В распоряжении мастера всегда была одна-две модели, которые жили рядом, а он их наблюдал издали, фиксируя позы и состояния в этюдах обнаженных. Это были профессиональные натурщицы, которые не слишком далеко стояли от проституток в социальной иерархии. Они оставались довольны работами. А в этюдах женских портретов Климта, как правило, представительницы высших сословий. Здесь нет и намека на эротику: по контрасту властвуют только строгость и светскость. Только не всем моделям это приходилось по вкусу, как получилось с Маргарет Стонборо-Витгенштейн. До сих пор неизвестно, почему заказчик отказался принять ее портрет.

Отсутствие работы Климта в доме богатой семьи, по словам куратора с австрийской стороны Кристофера Мецгера (Музей Альбертина), считалось признаком дурного вкуса. Однако творчеством мастера интересовалось не только высшее сословие, что доказывают его росписи музеев и театров для людей со скромным достатком. К работам Шиле тоже проявлялся массовый интерес, но далеко не все понимали его моделей с уродствами, изможденностью и низменностью. Черты его девушек зачастую обнажены столь откровенно, что это, как справедливо некогда заметил профессор Серж Сабарски, который первым стал выставлять художника в мировых музеях, превратит Шиле в жертву псевдоаналитиков. Так и случилось после того, как один из них увидел в исполнении Шиле нагую беременную, которая тоже - на выставке.

В извращенности вкусов, непристойности обвинялся и Климт. Его «Медицину» и «Юриспруденцию» заклеймили за уродство, «чрезмерную извращенность» и назвали порнографическими. Восклицали, что его картинами можно иллюстрировать работы Фрейда; что изображенные им женщины смотрят так, будто хотят кастрировать мужчин. Но до скандала дело дошло, только когда он презентовал первую работу «Философия». Ее увидело более сотни профессоров, 87 из которых поставили подписи под письмом, направленным в министерство образования, где они обвинили художника в том, что он «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм», и потребовали забрать у него заказ. Любопытно, что вскоре «Философию» удостоили золотой медали на Всемирной выставке в Париже.


Ирина Антонова на фоне "Евы Штайнер" Эгона Шиле. Фото предоставлено MSK Agency.

Для нашего зрителя многое здесь окажется неожиданным, подлежащем дискуссии, осознанию и принятию, - резюмирует президент музея Ирина Антонова. - Как и все художники рубежа веков, Климт и Шиле вызывают драматизм. И неважно, изображают ли они себя, обнаженную натуру, пейзаж. Это каждый раз драматический накал прощания со старым и волнения перед лицом неизвестности. Что грядет? Они не знали. Но и мы спустя столетие тоже толком не знаем, что произошло. То, что пришло, еще не сложилось в мир эпохального объема. Но великие художники, которыми, безусловно, являются Климт и Шиле, помогают нам почувствовать, куда движется мир.

На первой в России масштабной выставке произведений обоих художников показано около 100 листов из собрания музея Альбертина (Вена): 47 работ Густава Климта и 49 - Эгона Шиле

ГМИИ им. А. С. Пушкина
10 октября 2017 - 14 января 2018
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX– XX веков

Сегодня в ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта (1862–1918) и Эгона Шиле (1890–1918).

Отобранные для выставки работы относятся к разным периодам творчества художников и представляют разные типы рисунка – этюды фигур, связанные с живописными работами, портреты, самостоятельные этюды обнаженной женской модели и т.п. Используя традиционные графические техники - черный мел, графитный карандаш, акварель, гуашь, - художники решали новые эстетические задачи, стоявшие перед ними на рубеже XIX и XX столетий.

Густав Климт, главный представитель венского модерна, пользовался репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве. Его рисунки оказали влияние на творчество более молодых художников, в первую очередь - Эгона Шиле, который начинал карьеру в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества. Усвоив опыт своего предшественника, Шиле очень рано обрел собственный неповторимый стиль, который знаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Работы Густава Климта и Эгона Шиле появились в Альбертине еще при жизни художников. За сто лет количество рисунков Климта в собрании музея достигло 170, а Шиле - 140; к этому можно добавить около 40 листов, поступивших в Альбертину на долговременное хранение.

Рисунки Климта пользовались огромной популярностью среди знатоков искусства и коллекционеров в годы непосредственно до и после его кончины (художник ушел из жизни в 1918 году). Со временем Климт-рисовальщик оказался в тени Климта-живописца, но в наши дни изучение его графического наследия позволило в полной мере оценить роль рисунка в творчестве мастера. После смерти Климта в его ателье осталось около 2 500 рисунков - то, что не было им самим продано, раздарено или уничтожено. Всего же в настоящее время известно более 4 000 рисунков художника.

Значительная часть рисунков Климта связана с тем или иным живописным произведением мастера. Сам художник практически никогда не высказывался о своих творческих замыслах ни устно, ни письменно. Именно рисунки позволяют понять метод его работы, процесс создания картины или росписи. Климт уделял большое внимание подготовительным этюдам для каждой фигуры в своих многофигурных живописных композициях. Иногда возникали целые серии, посвященные одному и тому же мотиву или позе.

Обширную категорию рисунков на выставке составляют этюды для женских портретов (портреты Серены Ледерер, Паулы Цукеркандль и др.). В этих подготовительных работах Климт стремился найти такую позу модели и такую композицию портрета в целом, которые наилучшим образом выражали бы личность портретируемой через призму восприятия художника.

Климт произвел революцию в изображении обнаженной женской натуры. В откровенной трактовке эротики он в своих рисунках пошел гораздо дальше, нежели в живописи. Некоторые этюды такого рода возникли в связи с работой Климта над живописными композициями, но большая их часть имеет автономный характер («Лежащая обнаженная»).

Графический стиль Климта претерпевал изменения на протяжении его жизни. Ранние рисунки демонстрируют основательную академическую выучку; они отличаются почти фотографической детализацией. Но в них уже проявляется то, что станет константой графического стиля Климта, - главенство линейного начала, выразительность контура, в котором точность соединяется с чувственностью. Отдельную страницу в наследии Климта составляют рисунки для журнала «Ver Sacrum» (1898), построенные на контрастах черного и белого («Буквица D»); они могут считаться эталонными образцами стилистики модерна в графике. Со временем в его работах усиливается элемент стилизации и геометризации формы.

Приблизительно с 1897 года Климт рисовал черным мелом на листах коричневой оберточной бумаги, а позднее, около 1903–1904 годов стал использовать более гладкую японскую бумагу в сочетании с графитным карандашом («Сидящая полуобнаженная»). Жесткие и точные линии графита, следы которого обладают легким металлическим блеском, определяют характер рисунков, которые хронологически соответствуют «золотому стилю» в живописи («Стоящая обнаженная, беременная»). В последующие годы (примерно после 1908 и особенно после 1910) в рисунках Климта намечается перелом в сторону большей свободы, раскованности и «живописности» линий, которые временами становятся прерывистыми и нервными, передающими внутреннее волнение художника («Стоящая с опущенными руками»).

Рисовальный стиль Климта, основанный на выразительности контурной линии, стал образцом для Эгона Шиле. Опыт декоративной стилизации натуры, накопленный венским модерном, был переосмыслен и применен для решения новых задач, поставленных эстетикой экспрессионизма.

Сам Шиле считал себя в первую очередь живописцем и хотел, чтобы таковым его и воспринимали. Однако в глазах многих критиков и любителей искусства Шиле-рисовальщик нередко заслоняет собой Шиле-живописца. Линия и контур играют настолько существенную роль в живописи Шиле, что рисунок может считаться основой его живописных работ. Он оставил около 3000 работ на бумаге - рисунков, акварелей, гуашей.

Представленные в экспозиции самые ранние рисунки Шиле, относящиеся к 1906 году («Автопортрет», «Бюст Вольтера»), задают точку отсчета, позволяющую оценить стремительную эволюцию, которую претерпело его творчество в последующие годы. Серия эскизов почтовых открыток (около 1909) свидетельствует о том, что к тому времени художник уже освоил стилистику Сецессиона и Венских мастерских, которая отличалась декоративностью и геометрической стилизацией; в этот период он находился под сильным влиянием Густава Климта.

Но начиная со второй половины 1909 года Шиле постепенно освобождается от этого влияния; в 1910 году он окончательно обретает свой собственный оригинальный стиль. На смену декоративности и элегантности приходят экспрессия и эмоциональная напряженность («Художник Макс Оппенгеймер»). Экспрессивный контур становится главным средством выразительности в рисунках Шиле. Переход от модерна к экспрессионизму был ознаменован отрицанием «красоты» в трактовке идеалистической эстетики; он означал стирание границ между прекрасным и безобразным. Пределы искусства расширяются, оно вбирает в себя то, что раньше считалось антиэстетическим («Сидящаяженщина»). В своих акварелях и гуашах Шиле использует цвет для усиления эмоционального воздействия произведения. В некоторых работах 1913 и 1914 годов штрих становится угловатым и «колючим».

На протяжении последующих лет (1915–1917) в рисунках Шиле нарастает тенденция к реализму, к передаче объема и пластики («Обнаженная, лежащая на животе»). В рисунках 1918 года культивируется непрерывная линия контура, очерчивающая сразу всю фигуру, - чистый контур, лишь иногда местами дополненный скупой штриховкой. Шиле достигает безошибочной точности линий, лаконизма и экономии изобразительных средств («Лежащая обнаженная с поджатыми ногами»).

В период около 1910–1911 годов Шиле часто и охотно рисовал детей - их изображения относятся к числу первых экспрессионистических работ Шиле («Девочка в охристо-желтом платье»). В наследии Шиле-рисовальщика много портретов; очень часто это люди из его «ближнего круга».

Совершенно особый феномен в истории искусства - многочисленные автопортреты Шиле. Художник создает разные образы самого себя, примеряет «маски», разыгрывает роли, гримасничает; в некоторых автопортретах он изображает себя обнаженным. Все это - визуальные символы хрупкости своего «я», распадающегося на несовместимые составляющие. Шиле придавал большое значение экспрессивным жестам, позам и мимике - своим собственным (в автопортретах) и своих персонажей. Язык тела у Шиле придуман и инсценирован им самим; позы моделей не являются естественным проявлением реальных эмоций, а продиктованы художником («Автопортрет в обнаженном виде, гримаса»).

Значительная часть работ Шиле на бумаге посвящена женским моделям, чаще всего обнаженным. Подобно Родену и Климту, он рисовал женщин у себя в ателье, наблюдая за их поведением. Для Шиле не было запретов при изображении женщин. Все табу были сняты. Предельная откровенность в трактовке эротических мотивов была возведена в эстетический принцип («Сидящаяобнаженная»).

Фигуры в рисунках Шиле вырваны из социального и бытового контекста, помещены в абстрактное поле листа, где отсутствуют какие-либо ориентиры; его персонажи существуют вне времени и пространства.

В наследии Шиле-рисовальщика совершенно особое место занимают тринадцать акварелей и рисунков, сделанных им во время тюремного заключения весной 1912 года, которое он пережил как оскорбительное посягательство на свою свободу; из них на выставке показываются два листа («Наружная дверь», «Мой путь пролегает над бездной»), имеющие характер подлинных документальных свидетельств.

Виталий Александрович Мишин, куратор выставки: «Думаю, для многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов. Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. В нашей стране, в силу разных исторических обстоятельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены “около 1900 года”. Это относится и к рисунку, несмотря на то, что и Густав Климт и Эгон Шиле давно признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства. Но чтобы оценить чисто графическую прелесть и мощную энергетику этих произведений, их надо увидеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам этих великих австрийских мастеров. Экспозиция в залах ГМИИ, основанная на богатейшем собрании Альбертины, предоставит нам такую редкую возможность, позволит глубже понять эволюцию творчества обоих мастеров, художественный метод и неповторимый эстетический мир каждого из них».

Кураторы проекта: Виталий Мишин (ведущий научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина) и Кристоф Мецгер (Музей Альбертина, Вена)



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта и Эгона Шиле. Будет показано около 100 листов из собрания музея Альбертина (Вена) – 47 работ Густава Климта и 49 – Эгона Шиле.
Используя традиционные графические техники – черный мел, графитный карандаш, акварель, гуашь, – художники решали новые эстетические задачи, стоявшие перед ними на рубеже XIX и XX столетий. "Они чувствовали, куда идет мир, вот что важно", - сказала на открытии Ирина Антонова, президент Пушкинского музея.

Первая выставка "Шедевры рисунка" из музея Альбертина проходила в Пушкинском музее в 1973 году - на ней были представлены 3 рисунка Климта и два - Шиле. Некоторые из них спустя 44 года, снова оказались в Москве. "В культуре есть такие ценности, к которым должно приобщаться каждое поколение, чтобы составить себе полную картину мира. Выставка рисунков расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. Густав Климт и Эгон Шиле признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства, их надо увидеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств. Вообще 50 см - вот то расстояние, которое позволяет по-настоящему познакомиться с произведением искусства", - поясняет Виталий Мишин, куратор выставки.


Выставка в российской столице продлится 3 месяца, и это надо рассматривать как привилегию, ведь рисунки не могут экспонироваться на свету ни слишком часто, ни слишком долго.
Из-за обилия обнаженной натуры на рисунках ГМИИ им. А.С.Пушкина был вынужден ввести возрастные ограничения для посетителей – 18+. Марина Лошак, директор Пушкинского музея: «Мы все время боимся ущемить верующих, эмоциональных, нервных - но без этого невозможно показать творчество одинокого, страждущего, сложного человека. Невозможно оскопить художника, потому что ты боишься кого-то расстроить. Да, с детьми на выставку приходить не стоит, но дети Пушкинского, воспитывающиеся в кружках музея под руководством опытных педагогов, понимают контекст искусства и часто «читают» произведения лучше взрослых».


Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков. Волхонка, 14
Даты проведения: 10 октября 2017 – 14 января 2018

Густав Климт - рисовальщик

Густав Климт (1862–1918), главный представитель венского модерна, пользовался репутацией феноменального рисовальщика. Его рисунки оказали влияние на творчество более молодых художников, в первую очередь – Эгона Шиле (1890–1918), который начинал карьеру в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества. Усвоив опыт своего предшественника, Шиле очень рано обрел неповторимый стиль, который знаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Работы Густава Климта и Эгона Шиле появились в Альбертине еще при жизни художников. За сто лет количество рисунков Климта в собрании музея достигло 170, а Шиле – 140.
Рисунки Климта пользовались огромной популярностью среди знатоков искусства и коллекционеров в годы непосредственно до и после его кончины. Значительная часть рисунков Климта связана с тем или иным живописным произведением мастера - сам он практически никогда не высказывался о своих творческих замыслах ни устно, ни письменно. Именно рисунки позволяют понять метод его работы, процесс создания картины или росписи.

Климт произвел революцию в изображении обнаженной женской натуры. В откровенной трактовке эротики в рисунках он пошел гораздо дальше, нежели в живописи. Некоторые этюды такого рода возникли в связи с работой Климта над живописными композициями, но большая их часть имеет автономный характер («Лежащая обнаженная»).
Отдельную страницу в наследии Климта составляют рисунки для журнала «Ver Sacrum» (1898), построенные на контрастах черного и белого («Буквица D»); они могут считаться эталонными образцами стилистики модерна в графике.

Эгон Шиле – шокирующие ню и автопортреты

Шиле считал себя в первую очередь живописцем и хотел, чтобы таковым его и воспринимали. Но линия и контур играют настолько существенную роль в живописи Шиле, что рисунок может считаться основой его живописных работ. Умерев в 28 лет от испански, Шиле оставил около 3000 работ на бумаге – рисунков, акварелей, гуашей.


Представленные в экспозиции самые ранние рисунки Шиле, относящиеся к 1906 году («Автопортрет», «Бюст Вольтера») задают точку отсчета, позволяющую оценить стремительную эволюцию творчества в последующие годы. Серия эскизов почтовых открыток (около 1909) свидетельствует о том, что к тому времени художник уже освоил стилистику Сецессиона и Венских мастерских, которая отличалась декоративностью и геометрической стилизацией; в этот период он находился под сильным влиянием Густава Климта.

Но в 1910 году он окончательно обретает свой собственный оригинальный стиль. На протяжении последующих лет (1915–1917) в рисунках Шиле нарастает тенденция к реализму, к передаче объема и пластики («Обнаженная, лежащая на животе»). В рисунках 1918 года культивируется непрерывная линия контура. Шиле достигает безошибочной точности линий, лаконизма и экономии изобразительных средств («Лежащая обнаженная с поджатыми ногами»).


В период около 1910–1911 годов Шиле часто и охотно рисовал детей, в наследии Шиле-рисовальщика много портретов людей из его «ближнего круга». Многочисленны и автопортреты Шиле. Художник создает разные образы, примеряет «маски», разыгрывает роли, гримасничает; в некоторых автопортретах изображает себя обнаженным. Все это – визуальные символы хрупкости «я», распадающегося на несовместимые составляющие.


Значительная часть работ Шиле на бумаге посвящена женским моделям, чаще всего обнаженным. Подобно Родену и Климту, он рисовал женщин у себя в ателье, наблюдая за их поведением. Для Шиле не было запретов при изображении женщин. 12.10.2017 15:25:23,

Эгон Шиле. «Автопортрет в оранжевой куртке». 1913. Карандаш, акварель, гуашь

Это первая в России большая выставка двух главных австрийских художников начала XX века. Несмотря на то что знаковых живописных работ Густава Климта (1862-1918) и Эгона Шиле (1890-1918) в Москву не привезут, организаторы обещают, что экспозиция (около 100 рисунков) даст исчерпывающее представление о венском модерне. Это и наброски к живописным полотнам, и портреты, и, конечно, столь любимая и тем и другим обнаженная женская натура.

Эгон Шиле. «Сидящая женщина». 1918. Черный мел

«В нашей стране в силу разных исторических обстоятельств гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены около 1900 года. Это относится и к рисунку, несмотря на то что и Климт, и Шиле давно признаны великолепными рисовальщиками. Но, чтобы оценить графическую выразительность и мощную энергетику этих произведений, их надо видеть своими глазами: репродукции не передают и малой доли их художественных качеств», — говорит куратор выставки, ведущий научный сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков ГМИИ Виталий Мишин.

Эгон Шиле. «Лежащая полуобнаженная девушка». 1911. Карандаш, акварель, гуашь, белила

Графика сыграла важную роль в сложении венского модерна. Достаточно вспомнить знаменитые афиши выставок объединения «Венский Сецессион», созданного в 1897 году Климтом с Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом и другими художниками, порвавшими с академической традицией, и оформление издаваемого ими журнала Ver Sacrum (на латыни — «весна священная») — рупора объединения. На выставке покажут, в частности, иллюстрацию для него — «Инициал D» (1897-1898) Климта.

Густав Климт. Инициал «D», иллюстрация для журнала Ver Sacrum. 1897/1898. Перо и кисть тушью

Именно в графике ярко раскрылся дар Климта как рисовальщика — в точности и выразительности линии в сочетании с элегантной декоративностью. Его экспрессивные рисунки оказали влияние и на художников следующего поколения, в первую очередь на Шиле. Климт покровительствовал молодому художнику: представлял его заказчикам, сам даже покупал его рисунки и знакомил с натурщицами, которых и тот и другой изображали в самых откровенных эротических позах, шокировавших добропорядочную публику на выставках.

Эгон Шиле. «Шиле с обнаженной моделью перед зеркалом». 1910. Карандаш

Однако Шиле, всю жизнь считавший себя учеником Климта, создал собственный неповторимый стиль, ознаменовавший переход от модерна к экспрессионизму. В Москве среди прочих покажут его эталонные для этого стиля рисунки 1910-х годов, такие как «Шиле и обнаженная модель перед зеркалом» (1910), «Автопортрет в оранжевой куртке» (1913) и «Сидящая женщина» (1918).

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Густав Климт и Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)
10 октября - 14 января 2018