Вопросы - ответы

Как выбрать арбитражного управляющего для представления моих интересов?

Заявитель по делу о банкротстве имеет право выбрать самостоятельно арбитражного управляющего или же СРО арбитражных управляющих. Подавать заявление о банкротстве может сам должник, кредитная организация или уполномоченный орган.

После того, как заявитель определился с выбором АУ, то эта кандидатура отправляется, рассматривается и подтверждается арбитражным судом. Во время заседания оценивается целесообразность и объективность конкретной кандидатуры, далее суд назначает арбитражного управляющего, и этот момент обязательно должен быть зафиксирован в резулятивной части определения о введении наблюдения.

Если в суд было подано сразу два заявления о банкротстве, то каждое из этих заявлений рассматривается по мере их поступления. После того, как одно из заявлений будет принято (здесь учитываются критерии, которым должно соответствовать заявление), выносится сразу решение о назначении арбитражного управляющего, который был прописан в заявлении. С очень высокой долей вероятности будет принят именно тот управляющий, чье заявление было принято. Остальные участники (кредиторы) просто становятся соучастниками по делу о банкротстве.

УТВЕРЖДЕН
Правлением САМРО

___________________________________________
Председатель Правления САМРО
"Ассоциация антикризисных управляющих»
М.В.Игошин


Порядок отбора и представления Организацией кандидатур своих членов для арбитражного суда

Настоящий порядок регламентирует организацию работы по отбору и представлению кандидатур арбитражных управляющих для арбитражного суда.
1.1. Основные понятия.
Реестр арбитражных управляющих - база данных Организации биографических, трудовых и профессиональных сведений об арбитражных управляющих, отвечающих требованиям ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)».
Комиссия - коллегиальный орган в структуре Организации, ее филиалов и подразделений, уполномоченный на отбор и мотивированное обоснование выдвижения кандидатур арбитражных управляющих.
Протокол - внутренний итоговый мотивированный документ, оформляемый комиссией на определенную кандидатуру арбитражного управляющего, соответствующую требованиям уполномоченного органа и конкурсного кредитора.
Мотивированное заключение - документ-представление, содержащий информацию о кандидатуре арбитражного управляющего с обоснованием его выбора, направляемый в арбитражный суд.
1.2. Отбор кандидатур арбитражных управляющих для назначения в качестве арбитражных управляющих осуществляется комиссией. Состав комиссии состоит из трех членов Организации, с обязательным вхождением не менее одного представителя из Правления Организации или ответственного за ведение реестра арбитражных управляющих сотрудника.
1.3. Состав комиссии, а также ее председательствующий утверждается собранием правления большим количеством голосов от числа присутствующий на собрании. Комиссия в таком составе действует в течение всего срока, на который она была избрана, но не более одного года.
1.4. Комиссия, получив запрос о представлении кандидатуры арбитражного управляющего, обращается к реестру арбитражных управляющих Организации и выдвигает кандидатуру арбитражного управляющего изъявившего согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего.
1.5. Комиссия начинает свою работу с подбора потенциальных кандидатур в строгом соответствии с требованиями, указанными в запросе арбитражного суда.
1.6. К кандидатуре арбитражного управляющего могут предъявляться дополнительные требования, чем предусмотрены в ст.20 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», а именно:
наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.
Комиссия, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, определяет компетентность, добросовестность и независимость арбитражного управляющего в соответствии с пунктами 2-4 статьи 20 и статьи 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
1.7.По итогам обсуждения комиссия большинством голосов принимает соответствующее обоснованное решение о рекомендации по выдвижению кандидатуры арбитражного управляющего, соответствующего требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом его профессиональных качеств.
1.8.Комиссия обеспечивает получение предварительного согласия указанной кандидатуры арбитражного управляющего.
1.9. Решение комиссии оформляется протоколом, к которому мотивированное заключение о профессиональных качествах арбитражного управляющего и соответствия его требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, указанным в запросе арбитражного суда.
1.9.1.Протокол представляется председателем комиссии в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику не позднее пяти дней с даты, когда был получен запрос о представлении кандидатуры арбитражного управляющего.
1.10. В случае невозможности определить необходимого кандидата на выдвижение ее руководитель обязан в течение трех дней известить об этом арбитражный суд.
1.11. Организация обязана не препятствовать свободному доступу заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего.

После получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе (далее - список кандидатур). В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств.

В случае получения не содержащего требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.

В список кандидатур не могут быть включены лица, не имеющие допуска к государственной тайне по установленной форме, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего (абзац введен Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух и пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника или об отсутствии такого допуска в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию (п.1.1 введен Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Заявленная саморегулируемая организация обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

В течение пяти дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация направляет список кандидатур, содержащий информацию о профессиональных качествах арбитражных управляющих и если в определении арбитражного суда указаны требования к кандидатуре арбитражного управляющего, мотивированное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, а при необходимости также и информацию о наличии допуска к государственной тайне, в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику (п.3 в ред. Федерального закона от 24.10.2005 N 133-ФЗ).


Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона. В случае, если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией.

В случае непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организацией списка кандидатур в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В случае, если арбитражные управляющие - члены заявленной саморегулируемой организации - не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника, а наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд. После получения такого сообщения арбитражный суд в течение двух дней обращается в регулирующий орган, который в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию, если указанная организация не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для повторного представления указанной организацией списка кандидатур в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи (п.6 введен Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Пункт 7 статьи 45 в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 116-ФЗ подлежит применению также в отношении дел о банкротстве, производство по которым было возбуждено до дня вступления в силу указанного Федерального закона (Федеральный закон от 18.07.2006 N 116-ФЗ).

Собрание кредиторов вправе принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об утверждении административным, внешним или конкурсным управляющим лица, исполнявшего обязанности арбитражного управляющего при проведении процедуры банкротства, предшествующей введению финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В этом случае предусмотренный пунктами 1-6 настоящей статьи порядок утверждения арбитражного управляющего не подлежит применению, а арбитражным судом выносится определение об утверждении в качестве административного, внешнего или конкурсного управляющего кандидатуры, представленной собранием кредиторов, при условии ее соответствия требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона (п.7 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 116-ФЗ).


УТВЕРЖДЕНО

решением Совета

Ассоциации

«Саморегулируемая организация

арбитражных управляющих

Центрального федерального округа»

___________________________________________

Председатель Совета Ассоциации

П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке отбора кандидатур
арбитражных управляющих для представления
арбитражным судам в целях утверждения их
в деле о банкротстве

Статья 1. Общие положения

Во исполнение Федерального закона от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» настоящее Положение устанавливает правила, определяющие порядок отбора кандидатур арбитражных управляющих из числа членов Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального Федерального округа» (далее – Ассоциация).

Статья 2. Порядок отбора кандидатур арбитражных управляющих

1. Отбор кандидатур из числа членов Ассоциации для их представления арбитражным судам в целях утверждения в деле о банкротстве осуществляет Комиссия Ассоциации по отбору кандидатур арбитражных управляющих из числа членов Ассоциации для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве, являющаяся специализированным органом Ассоциации и создаваемая по решению Совета Ассоциации.

В Комиссию Ассоциации входят:

    центральная комиссия по отбору кандидатур членов Ассоциации для их представления арбитражным судам в целях утверждения в деле о банкротстве (далее – центральная комиссия), образуемая Советом Ассоциации в количестве не менее пяти человек; региональная комиссия по отбору кандидатур членов Ассоциации для их представления арбитражным судам в целях утверждения в деле о банкротстве (далее – региональная комиссия), образуемая по решению Совета Ассоциации в каждом субъекте (субъектах) РФ, на территории которого проживают и/или осуществляют свою профессиональную деятельность арбитражные управляющие – члены Ассоциации.

Руководство работой Комиссии Ассоциации по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве осуществляет Директор Ассоциации, который является Председателем Комиссии. Председатель Комиссии является Председателем центральной комиссии.

Центральная комиссия осуществляет свои функции по месту нахождения Ассоциации.

Региональные комиссии образуются на территории субъекта (субъектов) РФ, в количестве не менее трех человек, по представлению собрания членов Ассоциации, проживающих и/или осуществляющих свою профессиональную деятельность в субъекте (субъектах) РФ. Руководство работой региональной комиссии осуществляет региональный представитель Ассоциации, который является председателем региональной комиссии.

Срок полномочий комиссий не ограничен. Комиссии могут быть расформированы Советом Ассоциации.

Члены комиссий осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

2. К исключительной компетенции центральной комиссии относится отбор кандидатур арбитражных управляющих для осуществления процедур банкротства в отношении следующих должников: градообразующих предприятий и организаций; финансовых организаций; стратегических предприятий и организаций.

Кроме того, к исключительной компетенции центральной комиссии относится отбор кандидатур арбитражных управляющих:

а) для представления их в арбитражные суды регионов, где региональная комиссия не сформирована.

б) для представления их в арбитражные суды регионов, отличных от тех территорий, на которых проживают и/или осуществляют свою профессиональную деятельность арбитражные управляющие.

в) для представления их в арбитражные суды РФ в целях утверждения в делах о банкротстве предприятий-должников, заявителями (кредиторами) по которым являются России», .

К компетенции региональной комиссии относится отбор кандидатур арбитражных управляющих для представления их в арбитражные суды того региона, на работу в котором Директор выдал доверенность региональному представителю.

В отдельных случаях по решению Директора Ассоциации отбор кандидатур арбитражных управляющих для представления в арбитражные суды региона, где сформирована региональная комиссия, может осуществляться центральной комиссией.

3. Основанием для начала процедуры отбора кандидатур арбитражных управляющих является получение Ассоциацией, в том числе его региональным представителем, запроса о представлении кандидатуры в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов.

4. При поступлении региональному представителю запроса о представлении кандидатуры на предприятия, указанные в п.2, он не позднее следующего дня после поступления запроса обязан направить копию запроса по факсимильной связи Председателю центральной комиссии.

Председатель центральной комиссии созывает заседание, на котором определяется кандидатура арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации, которые выразили согласие на утверждение в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Председатель центральной комиссии информирует регионального представителя о поступивших запросах о предоставлении кандидатур на предприятия, указанных в п.2, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ, а также о принятом решении о кандидатуре арбитражного управляющего.

Региональный представитель, получивший запрос о представлении кандидатуры, обязан не позднее следующего дня после поступления запроса:

    информировать всех членов Ассоциации, проживающих и/или осуществляющих свою деятельность в субъекте (субъектах) РФ, которые могут претендовать быть выбранными в качестве кандидатуры арбитражного управляющего, и предлагает выразить свое согласие на утверждение в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве; созвать заседание региональной комиссии.

5. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины ее членов. Решения принимаются путем проведения голосования простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Каждый член комиссии имеет один голос. Решения оформляются протоколом, который должен быть подписан всеми членами комиссии, участвовавшими в заседании, не позднее следующего дня после заседания.

На заседании комиссии могут присутствовать заинтересованные лица.

6. Комиссия отбирает кандидатуру, соответствующую требованиям, предусмотренными ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов.

В случае получения запроса о представлении кандидатуры арбитражного управляющего, не содержащего дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего, комиссия проводит отбор кандидатур арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего.

7. Если на представление кандидатуры выразили свое согласие более одного члена Ассоциации, преимуществом пользуются члены Ассоциации, в наибольшей степени соответствующие дополнительным требованиям, содержащимся в запросе, а в случае получения не содержащего дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса – обладающие более высокими профессиональными качествами. При невозможности определить кандидатуры исходя из этих критериев, принимается во внимание наличие или отсутствие у членов Ассоциации неснятых дисциплинарных взысканий ; количество незавершенных процедур банкротства на дату заседания комиссии; количество назначений (утверждений) каждого члена Ассоциации арбитражным управляющим в деле о банкротстве; своевременность и полнота уплаты членских взносов ; регулярность предоставления отчетности; своевременное обновление справок и иных документов, имеющих срок действия.

В случае конфликта интересов центральной комиссии и региональной комиссии, приоритетным является решение центральной комиссии.

8. Не позднее чем через девять дней с даты получения определения арбитражного суда или протокола собрания кредиторов о представлении кандидатуры арбитражного управляющего, центральная комиссия или региональная комиссия направляет информацию о соответствии выбранной кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», мотивированное заключение о соответствии выбранной кандидатуры дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов (при их наличии), протокол заседания соответствующей комиссии, а также согласие выбранной кандидатуры на утверждение арбитражным судом в деле о банкротстве в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику способом, обеспечивающим доставку в течение 5 дней с даты направления.

9. При получении определения арбитражного суда или протокола собрания кредиторов, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, центральная комиссия или региональная комиссия не позднее чем через девять дней направляет информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», мотивированное заключение о соответствии указанной кандидатуры дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов (при их наличии), а также согласие указанной кандидатуры на утверждение арбитражным судом в деле о банкротстве в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику способом, обеспечивающим доставку в течение 5 дней с даты направления.

10. Направляемый пакет документов, указанный в п. 8 и 9, должен быть подписан Директором Ассоциации (если вопрос об отборе кандидатуры рассматривался центральной комиссией) или региональным представителем (если вопрос об отборе кандидатуры рассматривался региональной комиссией).

11. Судебный акт, принятый арбитражным судом по итогам рассмотрения вопроса об утверждении члена Ассоциации арбитражным управляющим, направляется региональной комиссией в центральную комиссию не позднее следующего дня после его получения.

Статья 3. Рассмотрение жалоб на действия (бездействия) региональной комиссии и центральной комиссии

1. Жалобы, поступившие на действия (бездействия) центральной и региональных комиссий или Директора Ассоциации в связи с осуществлением им обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, рассматриваются Советом Ассоциации.

2. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее десяти дней со дня ее поступления. Заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения его жалобы не позднее семи дней со дня принятия решения.

3. Региональная комиссия, региональный представитель, центральная комиссия, Директор Ассоциации, действия которых обжалуются, обязаны передать относящиеся к жалобе документы Совету Ассоциации не позднее пяти дней со дня получения Советом Ассоциации сообщения о поступившей жалобе.

Статья 4. Ответственность за нарушение порядка отбора кандидатур арбитражных управляющих

Члены центральной комиссии и региональной комиссий могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Уставом Ассоциации и Положением о членстве, в следующих случаях:

    нарушение установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и настоящим Положением требований к порядку отбора кандидатур арбитражных управляющих, порядку и срокам направления документации, подтверждающей соответствие кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; непредставление в арбитражный суд документации, подтверждающей соответствие кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Статья 5. Заключительные положения

1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Советом Ассоциации и действует неопределенный срок.

2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по решению Совета Ассоциации.

3. «Положение о порядке отбора кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве», утвержденное 13 июля 2012 г. (протокол заседания Совета ПАУ ЦФО № 2) утрачивает силу с момента утверждения настоящего Положения.

Арбитражный управляющий — это ключевая фигура при банкротстве предприятия.

К моменту написания этой статьи Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в дальнейшем «закон о банкротстве») уже 13 лет.
За это время он претерпел 68 редакций с учётом 3-х последних, которые ещё не вступили в силу.

Но для многих людей арбитражный управляющий остаётся загадочной, непонятной фигурой, чуть ли не кем-то, кто пытается «наловить рыбу в мутной воде».

В этой статье кратко даны ответы на вопросы:

  • каковы функции арбитражного управляющего?
  • Каковы «разновидности» этих участников банкротства предприятия?
  • Каковы требования к арбитражным управляющим в России?
  • Каков порядок их назначения?
  • Что такое саморегулируемая организация арбитражных управляющих ?

Функции арбитражного управляющего во время процедур, применяемых при банкротстве

Самой общей, основной задачей арбитражного управляющего является цивилизованное решение проблемы, вызванной несостоятельностью должника.

Во время проведения процедур, применяемых при банкротстве (часть 1 статьи 27 закона «О банкротстве»), арбитражные управляющие осуществляют различные функции. Эти функции зависят от конкретной процедуры.

Наблюдение

На стадии наблюдения арбитражный управляющий имеет статус временного управляющего (статья 2 закона «О банкротстве»). Его обязанности прописаны в части 1 статьи 67 закона «О банкротстве». Если обобщить, то временный управляющий обязан выяснить, есть ли возможность поправить финансовые дела должника, восстановить его платежеспособность.

На стадии финансового оздоровления арбитражный управляющий именуется административным управляющим (статья 2 закона «О банкротстве»). Основная функция арбитражного управляющего на этой стадии — контролирующая. Он:

  • ведёт реестр требований кредиторов,
  • контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления средств кредиторам и другое (часть 3 статьи 83 закона «О банкротстве»).

Внешнее управление

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Внешний управляющий:

  • ведёт бухгалтерский, финансовый, статистический отчёт,
  • разрабатывает план внешнего управления,
  • ведёт реестр требований кредиторов (часть 2 статьи 99) и другое.

Основная цель этой стадии — восстановить платежеспособность должника.

Если кредиторы принимают решение обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом (часть 3 статьи 118 закона «О банкротстве») и суд удовлетворяет это ходатайство, то открывается конкурсное производство (часть 1 статьи 124 закона «О банкротстве»). Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего (часть 1 статьи 127 закона «О банкротстве»).

Конкурсный управляющий руководит должником (часть 1 статьи 129 закона «О банкротстве»). В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий наделён очень широкими полномочиями:

  • распоряжаться имуществом должника;
  • увольнять работников;
  • искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;
  • требовать возврата задолженности перед должником и другое (часть 2 статьи 129) и т.д.

Интересно: в статье 2 закона «О банкротстве» прописан также финансовый управляющий, но он участвует в деле о банкротстве физического лица, гражданина. Поэтому финансовый управляющий в этой статье не рассматривается.

Как стать административным управляющим в России

Эти требования установлены статьёй 20 закона «О банкротстве». Требования к арбитражному управляющему следующие:

  • он должен быть гражданином Российской Федерации;
  • должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (часть 1 статьи 20 закона «О банкротстве»).

На этом требования к арбитражному управляющему заканчиваются. А вот для того, чтобы стать членом СРО арбитражных управляющих , придётся выполнить ещё несколько условий, а именно:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы руководителем не менее 1 года;
  • стажироваться в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;
  • сдать теоретический экзамен по специальной программе;
  • не иметь дисквалифицирующего наказания за совершение административного правонарушения;
  • не иметь судимости за умышленное преступление;
  • не быть исключённым из СРО арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство (часть 2 статьи 20);
  • заключить договор обязательного страхования ответственности;
  • уплачивать установленные СРО взносы, в том числе взносы в компенсационный фонд (часть 3 статьи 20).

Порядок назначения арбитражных управляющих

Этот порядок установлен статьёй 45 закона «О банкротстве».

В Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом. В этом заявлении указывается наименование и адрес СРО, из числа членов которой нужно определить временного управляющего (часть 2 статьи 37 закона «О банкротстве»).

Указанная СРО получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет суду информацию: соответствует кандидатура арбитражного управляющего требованиям или нет. СРО обязана сделать это в течение 9-ти дней (часть 4 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если кандидатура управляющего удовлетворяет установленным требованиям, арбитражный суд утверждает этого кандидата (часть 5 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если в течение 14-ти суток с момента получения определения арбитражного суда СРО не подаст в суд информацию о кандидатуре, суд откладывает рассмотрение вопроса на 30 дней. Заявитель имеет право в течение этого времени обратиться в другую СРО (часть 7 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если же кандидатура управляющего не представлена в течение 3-х месяцев, то арбитражный суд прекращает производство (часть 9 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Обратите внимание: порядок назначения арбитражного управляющего описан в общих чертах. Ситуация осложняется, если, например, арбитражному управляющему требуется допуск к государственной тайне.

Требования к СРО арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация (часть 1 статьи 21 закона «О банкротстве»). СРО включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. При этом СРО должна выполнить несколько требований:

  • у неё должно быть не менее 100 членов;
  • её участники должны в сумме провести не менее, чем 100 процедур банкротств;
  • она должна иметь компенсационный фонд;
  • должны быть разработаны стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
  • она должна иметь органы управления и специализированные органы (часть 2 статьи 21).

Что ещё нужно знать об арбитражном управляющем

В редакции закона «О банкротстве» от 03 декабря 2008 года было требование о том, что арбитражный управляющий обязан иметь регистрацию индивидуального предпринимателя. Однако в редакции закона от 1 января 2014 года этого требования уже не имелось. В настоящее время арбитражный управляющий может не быть индивидуальным предпринимателем.

Законодательство России о банкротстве развивается. К ключевой фигуре этого процесса — арбитражному управляющему — предъявляются всё более серьёзные требования.

Это позитивные изменения, поскольку они отсекают от рынка неквалифицированных лиц. Благодаря строгим требованиям закона «О банкротстве» на рынке услуг арбитражных управляющий остаются честные и достойные профессионалы.