Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской филиал

Учебная дисциплина Финансы и кредит

Виды долговых обязательств в России

С одержание

Введение

1. Понятие и формы долговых обязательств РФ

2. Классификация долговых обязательств РФ

Заключение

Список литературы

В ведение

Письменная форма долгового обязательства облегчает доказательство состоявшегося соглашения, но не составляет существа самого договора. В то же время существует ряд случаев, где письменная форма, как доказательство, нелегко отличима от существа договора. Наилучшим примером служит так называемый абстрактный договор, то есть такой, в котором не указывается основание долга, а говорится лишь, что лицо А обещает уплатить или состоит должным такую-то сумму, без объяснения, за что. Такого рода договоры совершаются обычно при окончании расчётов между сторонами, имевшими какие-либо юридические отношения и определившими взаимные долговые права и обязанности лишь при конце предприятия, в виде обязательства для одной стороны уплатить другой определённую сумму, -- или в случае так называемого признания долга, когда существование долга или его размеры представлялись спорными.

Сила этих договоров приурочивается именно к последнему моменту выражения воли одной стороны считать за собой долг в известную сумму, так как это выражение ставится здесь вместо неясных предшествовавших событий, которые не могут быть приведены в качестве основания долга. Если такое выражение облечено в письменную форму, причём нет налицо никакого иного доказательства состоявшегося выражения воли, долговое обязательство является не только доказательством, но и основанием долга. Согласно с этим и некоторые законодательства, допускающие абстрактный договор, требуют совершения его на письме, иногда в определённой форме. Важно понимать, что договор действителен не в силу письменного документа, а в силу самих оснований его заключения, долговое же обязательство является лишь доказательством долга. Каждое долговое обязательство может быть оспариваемо с точки зрения своей действительности и содержащегося в нём выражения воли.

1. Понятие и формы долговых обязательств РФ

Долговое обязательство -- документ, оформленный в свободной форме и выдаваемый заёмщиком кредитору при получении кредита (или займа). В долговом обязательстве указывается сумма кредита и срок его погашения. Согласно этому документу заёмщик обязуется возвратить кредит в установленный срок, а кредитор получает право взыскать его с заёмщика по истечении этого срока.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»:

1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства РФ;

2) в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством РФ.

Бюджетный кодекс РФ более конкретно определяет формы, в которых могут существовать долговые обязательства России. В состав государственного долга Российской Федерации в соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ включаются долговые обязательства в следующих формах:

* в форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

* в форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

* в форме договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

* в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

* и, наконец, в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В аналогичных формах могут быть выражены долговые обязательства субъекта РФ, а также муниципального образования. Исключение составляет для муниципальных образований последняя из вышеуказанных форм (международных договоров и соглашений). В свою очередь, долговые обязательства муниципального образования (в отличие от государственных) могут быть выражены в форме долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Общие положения о формах государственных и муниципальных ценных бумаг закреплены в ст. 4 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

После введения в действие БК РФ с 1 января 2000 г. долговые обязательства РФ будут соответствовать тем формам, которые закреплены в его ст.98.

Так, использование такой формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства РФ, обусловлено недостаточностью бюджетных средств. До принятия Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» прямое указание на возможность покрытия дефицита бюджета развития за счет использования кредитных ресурсов было закреплено в ст. 13 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. Некоторые положения были закреплены также в первоначальной редакции Закона РСФСР. Однако именно Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» впервые комплексно урегулировал этот вопрос. При этом следует напомнить, что до 26 апреля 1995 г. -- даты принятия новой редакции Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», кредиты Правительству предоставлялись, как правило, самим Центральным банком. При этом Банк России в качестве кредитных ресурсов использовал как собственные средства, так и отчисления коммерческих банков и кредитных организаций от сумм привлеченных ими средств физических и юридических лиц по нормативам, подлежащим передаче ЦБ РФ для хранения, а также временно свободные вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями.

В настоящее время эта форма долговых обязательств выражена, причем как на государственном, так и на муниципальном уровнях, в форме кредитных договоров, заключаемых между заемщиком (Российской Федерацией,ее субъектом, либо муниципальным образованием) и кредиторами (банковскими кредитными организациями, как правило, коммерческими банками).

Центральный же банк, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» теперь не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственные займы -- вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по конкретным государственным и муниципальным ценным бумагам. Оплачиваться они также должны в российской валюте.

Порядок выпуска государственных займов Российской Федерации, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг утверждаются соответственно: Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов соответствующего уровня (ст. 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Принцип добровольности размещения государственных займов в России получил конституционное закрепление (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ).

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Эмитентом, т.е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг Российской Федерации, выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие органы субъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.

Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

Облигация (от лат. obligatio -- обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ. Более короткое и общее определение облигации дано в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах -- облигация есть ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником).

Облигации бывают различных видов: на предъявителя и именные.

Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на процентные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах.

В зависимости от субъектов, среди которых размещаются облигации, они подразделяются на: свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения (например, только среди юридических лиц). Облигации распространяются среди юридических и физических лиц на добровольной основе. Между тем из истории многих государств известно и принудительное (по подписке) размещение облигаций внутреннего государственного займа; поэтому облигации могут классифицироваться и по принципу размещения.

В зависимости от эмитента различают: облигации, выпускаемые Правительством или Министерством финансов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и облигации, выпускаемые органами местного самоуправления.

Выпуск облигаций внутренних займов имеют право осуществлять Правительство и Министерство финансов Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Все названные виды облигаций допускаются к публичному размещению.

Первые муниципальные займы после распада Союза ССР и перехода к рыночным отношениям появляются в России в 1992 г. Их эмитентом стали муниципальные органы власти г. Новосибирска, Пушкинского и Сергиево-Посадского районов Московской области, а также муниципальные органы власти Хабаровского края и Нижегородской области. Число муниципальных займов, а также займов субъектов РФ (субфедеральных) растет из года в год. За период с 1992 по 1997 г. было зарегистрировано 176 муниципальных займов. В общей сложности количество субфедеральных и муниципальных облигационных займов на 1 января 1998 г. составило 466 выпусков на общую сумму 49,5 трлн руб.

Цели муниципальных займов аналогичны государственным:

основное их предназначение -- частичное погашение бюджетного дефицита. И кроме того, предназначение муниципальных займов -- развитие самих муниципальных образований.

Одной из самых распространенных форм муниципального долга в России являются облигации жилищных и телефонных займов. Муниципальные облигации, как правило, выпускаются на срок более одного года. Если же они имитируются на срок менее одного года, то принято уже говорить не об облигациях, а о краткосрочных долговых обязательствах (КДО). В отличие от облигаций их целью являются не инвестиции на развитие муниципальных структур и реализацию их долговременных социальных программ, а финансирование текущих муниципальных расходов.

Цены (курс) облигаций и других государственных и муниципальных долговых обязательств определяются в процентах к их нарицательной стоимости (номиналу).

Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а физические лица -- за счет личных средств.

Средства, полученные от реализации облигаций внутреннего займа, направляются в бюджет и внебюджетные фонды либо на специальные цели, определенные при их выпуске. Облигации внутренних государственных займов распространяются, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов -- также и через фондовые биржи.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов, как правило, является Центральный банк Российской Федерации. Он же либо, по его усмотрению, иная уполномоченная организация выполняет функции депозитария, в том числе функции по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляет учет прав различных организаций на эти облигации. Функции же субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в документарной форме с обязательным централизованным хранением. При этом имя владельца такой бумаги не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В нем указывается лишь депозитарий. При этом по именным ценным бумагам РФ реестр владельцев таких бумаг не ведется. Эмиссия может осуществляться отдельными выпусками. В рамках конкретного выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Сам выпуск может подразделяться на транши (франц. tranche -- кусок, ломоть), т.е. определенные части, размещаемые в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства -- это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Их выпуск осуществляется «в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции». Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

Владельцами казначейских обязательств могут быть юридические и физические лица. Обращение казначейских обязательств допускается в а) ограниченной и б) неограниченной форме. К числу ограничений, устанавливаемых Минфином России, могут относиться: строго целевое использование казначейских обязательств (только на погашение кредиторской задолженности); ограничения на право передачи казначейских обязательств (только юридическим лицам); определение минимального числа операций по казначейским обязательствам; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Муниципальные займы также могут иметь форму казначейских обязательств (КО).

Самостоятельной формой государственного внутреннего долга являются также долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Долговые обязательства в данном случае -- это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

В случае эмиссии ценных бумаг (независимо от сумм эмиссии) органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, краев и областей, городов и регионов, регистрация ценных бумаг проводится Министерством финансов РФ.Подолговым обязательствам субъектов Федерации и местного самоуправления, гарантированным Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга, в случае неплатежеспособности эмитентов, возлагается на Российскую Федерацию. Если же внутренние займы субъектов РФ не были гарантированы Правительством РФ, то ответственности по их долговым обязательствам Российская Федерация не несет.

Формы и условия выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливаются самостоятельно соответствующими органами власти. Говоря о других формах государственных долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, и такую как казначейские векселя, которые появились на территории Российской Федерации.] В соответствии же с Федеральным законом «О переводном и простом векселе» были установлены определенные ограничения на выпуск в обращение долговых обязательств в форме векселя. Так, ст. 2 названного Закона установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. Действующее российское законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность эмиссии муниципальными образованиями ценных бумаг в форме векселя, сущность которого заключается в содержащемся в нем ничем не обусловленном обязательстве векселедателя или иного лица -- плательщика выплатить до наступления предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).

Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номиналом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов, их владельцы получали право на соответствующее весовое количество золота.

2. Классификация долговых обязательств РФ

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих пяти формах.

Государственный заем (заимствование) - это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства - это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.

Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры о предоставлении РФ муниципальных гарантий. Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструктуризация долга - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных -- 10 лет.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) оформляются путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а погашаются они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно продать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Как и любые ценные бумаги государства, они могут быть использованы как средство залога при кредитовании.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

При аналогичных операциях на уровне муниципальных образований формируется муниципальный долг, представляющий собой совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, устанавливается на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. Этим же Законом регулируется (ст. 15) порядок выдачи гарантий и принятия решений об обеспечении исполнения от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований обязательств по ценным бумагам третьих лиц, а также закрепляется форма государственной и муниципальной гарантии, которая обязательно должна быть письменной. Говоря о такой закрепленной в Бюджетном кодексе РФ форме долговых обязательств, как «переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов», отметим, что в 1999 г. к такому долговому обязательству, например, относится переоформление задолженности по центральным кредитам, выданным в 1992-- 1994 гг. предприятиям и организациям топливно-энергетического, агропромышленного и других комплексов и отраслей экономики под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ. Эти задолженности переоформляются в государственный внутренний долг путем выдачи Банку России коммерческим банкам, предоставившим кредит этим организациям, облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, со сроком погашения в течение 5 лет, начиная с 2005 г., ежегодно, равными долями, с уплатой 2% годовых, на общую сумму до 5 млрд руб.

Бюджетный Кодекс РФ в ст. 120 закрепляет создание в Российской Федерации единой системы учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. На Минфин России возложена обязанность по ведению государственной долговой книги РФ (книги внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносится информация об объеме долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Субъекты РФ и муниципальные образования ведут учет заимствований и других обязательств также внося информацию об этом в специальную Государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу.

Заключение

В международной практике можно обнаружить самые различные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и т.п. Вместе с тем, большинство из них сводимо к понятию "облигации", что соответствует отечественной фондовой традиции. Исключение - золотые сертификаты конца 1993 года и казначейские обязательства СССР, распространявшиеся среди населения на рубеже 90-х годов. Все остальные ценные бумаги государства, выпускающиеся на протяжении последних семидесяти лет - облигации. Поэтому при всем разнообразии названий долговых ценных бумаг различных государств, наша практика ориентируется на анализ облигаций:

Местных органов власти (муниципальных облигаций);

Федеральных органов исполнительной власти и специализированных правительственных учреждений;

Внутренних и внешних государственных займов. учитывая при этом, что из облигации можно легко сконструировать любую другую долговую ценную бумагу. Дадим общую оценку понятия облигация. "Облигация - долгосрочное долговое обязательство. Ценная бумага с фиксированным доходом, по которой эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определенный момент в будущем или выплачивать проценты по полугодиям либо ежегодно. На протяжении срока действия облигации проценты могут изменяться. Эмитентом выступают государство, муниципалитеты или частные корпорации."

В данном реферате были определены такие понятия, как долговое обязательство, эмитент, облигация, казначейские обязательства,. В результате исследования классификации долговых обязательств, были выявлены их формы и виды.

С писок литературы

долговой обязательство финансовый казначейский

1. Батанов Э. Использование заимствований для финансирования инфраструктурных проектов (на примере Санкт-Петербурга) // Рынок ценных бумаг. 2010. С. 74-75.

2. Борисов С.М. Внешние долги России // Деньги и кредит. - 2011.-С. 21-25.

3. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ // Финансы. - 2011.

4. Волкова Н. и др. Принципы и методы управления долгом Санкт-Петербурга // Рынок ценных бумаг. 2003. С.73-80.

5. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. - 2011- С. 37-40.

6. Кузнецов А.М. Анализ привлечения и использования РФ средств займов международных финансовых организаций и перспективы дальнейшего сотрудничества // Финансы и кредит. - 2011.- С.13-15.

7. Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2011- С.13-26.

8. Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности // Финансы. - 2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Признаки классификации государственных займов: по субъекту, реализующему право эмиссии долговых обязательств, по признаку держателей, источнику заимствований, отношению ко вторичному рынку. Требования к условиям выпуска и обращения государственных займов.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2011

    Причины возникновения бюджетного дефицита, его виды и основные источники покрытия. Проблема государственного долга Российской Федерации, оценка его исполнения за январь - сентябрь 2011 года. Внутренний и внешний долг. Классификация долговых обязательств.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2012

    Характеристика и расчет основных показателей денежного обращения. Состав и структура доходов федерального бюджета. Понятие государственного долга, формы долговых обязательств и виды займов. Принципы и функции международных кредитов, их классификация.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2013

    Государственные займы как важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Их формирование и функционирование в Республике Беларусь. Сущность и понятие ценных бумаг. Формы осуществления долговых обязательств РБ. Предоставление гарантий Правительства РБ.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2017

    Понятие и виды государственных и муниципальных расходов. Сущность и порядок формирования расходных обязательств. Обеспечение выполнения функций государственных учреждений. Правовые основы бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций. Резервные фонды.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2015

    Исследование причин возникновения и основных видов государственного долга. Характеристика его связи с системой государственного кредита. Влияние государственного долга на развитие экономики России. Сроки погашения долговых обязательств РФ и её субъектов.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2016

    Понятие и формы бюджетной системы Российской Федерации, ее устройство и основные принципы функционирования. Виды доходов и условия укрепления доходной базы бюджетов. Порядок составления и ведения реестра расходных обязательств муниципальных образований.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2015

    Сущность и причины возникновения государственного долга, его формы, экономическое содержание и методы регулирования. Структурный анализ внутренних заимствований РФ. Оценка внешних долговых обязательств России. Поиск финансирования дефицита бюджета.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2017

    Структура и содержание, динамика и политика внешнего государственного долга Российской Федерации. Погашение за счет средств федерального бюджета государственных долговых обязательств. Консервативная политика в области новых внешних заимствований.

    статья , добавлен 09.06.2015

    Выявление оптимальных видов ценных бумаг для эмитента. Понятие и виды корпоративных долговых обязательств. Методы оценки, проблемы и пути решения погашения долга современных корпораций. Инвестирование свободных денежных средств в финансовые инструменты.

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы Российской Федерации. Долговые обязательства перед Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков.

Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и заемщикам рассматриваются вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

Законом о бюджете утверждаются:

Суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

Предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года;

Предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям;

Программа предоставления Российской Федерацией, субъектом Федерации государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Государственные кредиты государствам - участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной суммы долга по ранее предоставленным кредитам.

Государственные кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям Российская Федерация предоставляет в рамках соответствующих долгосрочных программ, в которых учтены ее геополитические интересы. Программы предоставления таких кредитов за счет средств федерального бюджета включают перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставляемых в очередном финансовом году. Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в закон о федеральном бюджете.



В современных условиях государственный долг становится важным элементом экономического механизма, при помощи которого правительство реализует свои цели. В современной экономической теории выделяются следующие цели государственного долга:

Фискальная;

Экономической стабилизации;

Распределения.

Фискальная цель состоит в том, что, осуществляя долговую политику, правительство стремится к займу наиболее дешевых финансовых ресурсов (насколько позволяет экономическая ситуация в стране). В принципе для этих же целей создается и поддерживается рынок государственных долговых обязательств, которые позволяют государству привлекать новые финансовые средства для своих нужд.

Цель экономической стабилизации заключается в том, что государство с помощью мероприятий, финансируемых за счет кредитов и займов, воздействует на макроэкономические параметры: производство, безработицу, уровень цен и т.д. Однако политика стимулирования экономики посредством дефицитов в последние годы находится под критикой ввиду роста государственного долга. Неуправляемый государственный долг оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Критический размер долга и рост процентных платежей, как правило, оказывают сильное сдерживающее влияние на экономику и, более того, могут стать причиной финансовых кризисов.

Цель оптимального распределения ресурсов является одной из важных и давно известных целей государства и его экономической политики. Правительство с помощью кредитов и займов привлекает дополнительные ресурсы для финансирования своих расходов, если доходов бюджета недостаточно для покрытия этих расходов. Использование государственного долга как рычага распределительного воздействия на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки налоговых платежей на будущее, т.е. государственный долг является средством перераспределения богатства будущего поколения, которому придется платить повышенные налоги. И с помощью государственных займов государство привлекает фонды будущего поколения для финансирования программ и проектов, необходимых как нынешнему поколению, так и следующему.

Более глубокое раскрытие сущности любой категории осуществляется через определение ее функций.

Так как долг является порождением государственного кредита, то, соответственно, ему присущи те же функции, что и кредиту, а именно регулирующая и распределительная.

Через распределительную функцию государственного долга осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственный долг является основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Распределительная функция государственного внутреннего долга заключается в том, что временно свободные денежные средства населения аккумулируются в бюджетный фонд на условиях платности и возвратности и используются государством, что представляет собой вторичное распределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме.

Регулирующая функция государственного внутреннего долга предусматривает обеспечение экономической стабилизации страны, которая является одной из важнейших целей государства. В странах с рыночно ориентированной экономикой это регулирование происходит при ограниченном вмешательстве государства на основе действия законов рынка. В странах с планово-распределительным типом экономики регулирование ресурсов преимущественно осуществляется государственными органами разных уровней. Однако, несмотря на то, что государственное участие в рыночной экономике имеет свои ограничения, нельзя отрицать тот факт, что государство оказывает немалое по значению воздействие как на экономическую сферу в целом, так и на распределение ресурсов в частности. И определяющую роль при этом играет государственный долг. Осуществляя долговую политику, государство может регулировать объем своего участия в производстве валового общественного продукта.

При определении экономических границ государственного внутреннего долга важно учитывать, что долг - это метод возвратного предоставления денежных средств, и предоставление средств возможно, исходя из наличия необходимых условий возврата заемных средств. Поэтому при определении экономических границ государственного долга необходимо учитывать:

Необходимость участия заемных средств в решении задач обеспечения бесперебойности и развития процессов производства в экономике;

«правильное» использование заемных средств;

Вопросы повышения благосостояния населения.

Экономические границы государственного долга определяются состоянием источников пополнения финансовых ресурсов государства, размерами сбережений, инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов, состоянием денежного обращения в стране.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета, погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

Рассмотрим классификацию государственного долга.

1. Государственный долг России бывает капитальный и текущий.

Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим долгом - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

2. По форме государственный долг делится на:

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Договоры о предоставлении России гарантии;

Соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

3. По срокам долговые обязательства РФ могут быть:

Краткосрочные (до 1 года);

Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

Долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превысить 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Внутренний долг РФ складывается из:

а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;

б) объема основного долга по кредитам, полученным РФ;

в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

г) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В зависимости от рынка заимствований и валюты государственный долг подразделяется на внутренний и внешний

Задолженность государства резидентам образует государственный внутренний долг, соответственно, нерезидентам - государственный внешний долг.

Внешний долг РФскладывается из:

а) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Россией;

б) объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

Государственный долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ приобретают форму:

2) государственных займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекту РФ;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ принятых лет.

Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Государственный долг субъектов РФ складывается из:

а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;

6) объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

г) объема обязательства по гарантиям, предоставленным субъектам РФ.

Законодательные и исполнительные органы власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов регионального (бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга.

Муниципальныйдолг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью, без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Другие формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Муниципальный долг складывается из:

1) основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

3) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

4) объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.

Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и местных бюджетов, если указанные обязательства не гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг ­- облигации.

Облигация - это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов.

Казначейский вексель - основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев. Эмиссия и погашение осуществляются Центральным банком по поручению Казначейства или Министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты - среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.