Замечание 1

Решением Совета при президенте РФ по кодификации законодательства седьмого октября 2009 года была утверждена концепция развития гражданского законодательства . Она включает в себя комплекс базовых предложений, направленных на улучшение правового регулирования в сфере гражданского оборота. Концепция состоит из восьми глав и занимает около шестьсот шестидесяти страниц.

Основные положения

Существо концепции может быть выражено в следующих положениях:

  • во-первых, она вбирает в себя многолетнюю практику по гражданским делам. Внимание уделяется как решениям Конституционного суда, так и проблемам, изложенным в постановлениях пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • во-вторых, в концепции обобщаются результаты научной работы за последнее десятилетие существование в России рыночных отношений;
  • в-третьих, при подготовке использован опыт европейских стран, в том числе экономическая практика Совета Европы.

Проведенная в период с 1994 по 2006 годы глобальная кодификация гражданского законодательства возродила в России частное право как правовое явление, основу правовой системы современной экономики. Была создана единая система гражданского права. Концепция обязана обеспечивать эволюцию гражданского законодательства с учетом полученного опыта существования рыночной экономики, а также потребностей в обеспечении национальных интересов страны в новом мире всеобщей глобализации.

Для достижения указанных ориентиров Концепция предусматривает следующие положения:

  • Идея стабильности гражданского законодательства наряду с его развитием для повышения общей эффективности. Концепцией не предусматривается новой кодификации или же новой редакции Гражданского Кодекса. За пятнадцать лет действия ГК РФ изменения были внесены лишь в сто девяносто статей из тысячи пятисот пятидесяти одной;
  • Концепция предусматривает незначительное изменение таких общих положений как предмет и принципы в гражданском праве. В составе предмета предлагается выделять корпоративные отношения для развития частных положения о корпоративном праве. Также модернизации предлагается подвергнуть институт вещных прав на недвижимость;
  • Круг принципов гражданского права предлагается дополнять требованиями добросовестного поведения участников гражданских правоотношений;
  • На основе международного опыта предлагается внести эволюционные изменения в такие институты как недействительность сделки, создание, реорганизация и ликвидация юридического лица, уступка прав требований и перевода долга, институтов ценных бумаг.
  • Предлагается модернизация системы защиты субъектами права своих интересов, включении в нормы ГК РФ возможности возмещения "абстрактных убытков", а также ущерба, который был причинен правомерными действиями государства.
  • Обосновывается необходимость новых норм и институтов о публичных акционерных обществах, об оспаривании незаконных реорганизаций и ликвидаций юридических лиц, о возможности залога прав по договорам банковского счета и вклада и вклада драгоценных металлов и т.д.
  • Предлагается строить двухуровневую систему источников гражданского права, в которую входит ГК РФ и иные специальные законы. Таким способом исключается появление промежуточного звена законов, которые могли бы содержать общие положения (например, закон о реорганизации юридических лиц), так как их существование подрывает систему гражданского права;
  • Важное значение придается регулированию частных и публичных отношений в сфере природопользования и использования природных ресурсов.

Замечание 2

Концепция исходит из необходимости взаимодополнения частноправовых и публично-правовых начал при регулировании сферы, где пересекаются частные и публичные интересы.

Задачи. как сказано во введении Конц-и разв граж-го закон-ва

5. К настоящему времени назрела необходимость внесения в ГК двух принципиальных изменений системного характера .

1) В круг отношений, регулируемых гражданским законодательством и определяющих его предмет (статья 2 ГК), следует включить корпоративные отношения (что и было сделано внесением изм-й в 2012 ).

2) В не меньшей степени необходимо создание в ГК комплекса взаимосвязанных институтов вещного права , имеющих своей основой право собственности и объединенных развернутой системой общих норм вещного права. В отличие от большинства развитых западных правопорядков в российском законодательстве не создана система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы . Реализация Концепции должна привести к ее созданию, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК и комплексными законами природоресурсного законодательства .

Вещные права. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации предусматривает принципиально новую систему построения законодательства о вещных правах, в котором предполагается выделение общей и особеннойчастей .

В настоящий момент раздел Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующий вещные права, называется "Право собственности и другие вещные права".

(Раздел II. Право собственности и другие вещные права (8 гл.)

Глава 13. Общие положения

Глава 14. Приобретение права собственности

Глава 15. Прекращение права собственности

Глава 16. Общая собственность

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав)

В соответствии с предлагаемыми изменениями, разделу II ГК РФ сочли дать новое название - "Вещное право ".

В разделе II ГК "Вещное право" выделено четыре подраздела , включающих в себя несколько глав:

подраздел 1 "Владение ",

подраздел 2 "Общие положения о вещных правах ",

подраздел 3 "Право собственности ",

подраздел 4 "Отдельные виды вещных прав ".

Отношения собственности сегодня достаточно не стабильны, в связи с чем принимаются все меры для того, чтобы обеспечить стабильность и вещных прав в целом, и отношений собственности в частности. Все это возможно и планируется сделать с помощью совершенного гражданского правового регулирования .

В настоящее время назрела необходимость создания в ГК комплекса взаимосвязанных институтов вещного права .



Обновление предполагают к содержанию субъективного права собственности в виде триады правомочий (владение, пользование, распоряжение), добавлен новый основной признак: наиболее полное господство лица над вещью .

Перечень вещных прав по нашему гражданскому законодательству очень скуден . В частности, вещными правами наряду с правом собственности в соответствии со статьей 216 ГК РФ, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и

право оперативного управления имуществом (статья 296).

Основной упор в Концепции сделан на совершенствование , а в большинстве случаев - создание правового регулирования различных новых видов ограниченных вещных прав .

Согласно концепции в ГК следует закрепить следующий исчерпывающий перечень вещных прав :

- право пожизненного наследуемого владения ;

- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, относящимся к государственной или муниципальной собственности ;

- земельным участком (эмфитевзис );

- право застройки земельного участка (суперфиций );

- сервитут ;

- право личного пользовладения (узуфрукт );

- ипотека и иное зарегистрированное (учтенное) залоговое право ;

- право приобретения чужой недвижимой вещи ;

- право вещных выдач ;



- право оперативного управления имуществом , относящимся к государственной или муниципальной собственности .

Таким образом, планируется развитие набора вещных прав, и не только права собственности, но и права законного владения, пользования чужим имуществом .

Согласно концепции следует расширить круг ограниченных вещных прав на земельные участки , не ограничиваясь только правом собственности и правом аренды .

Вещные права на иные природные объекты (участки недр, водные объекты) должны быть принципиально едиными с вещными правами на земельные участки .

Публично-правовые ограничения, касающиеся этих прав, могут быть установлены кодексами и законами об отдельных видах природных объектов.

6.2. Должны быть закреплены две базовые модели вещных прав на земельные участки:

1) право застройки (суперфиций ), предполагающее изменение правообладателем свойств и качеств земельного участка, прежде всего возведение на нем различных сооружений ;

2) право постоянного владения и пользования (эмфитевзис ), предполагающее широкие возможности использования свойств природного объекта с сохранением его субстанции .

Обе модели данных прав предоставляют их обладателям правомочия владения и пользования земельным участком.

Особенно интересен в этом смысле такой институт как владение , не «право владения», а именно «владение».

Действующее законодательство не содержит норм о владении и владельческой защите, что следует признать одним из серьезных недостатков ГК.

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации предусматривает введение понятия "владение", под которым понимается "фактическое господство лица над вещью ". Предусмотрено, что поскольку владение не является правом, оно не подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Владельческая защита является институтом, известным многим правовым системам. Существовала она и в российском дореволюционном праве, была предусмотрена и проектом Гражданского уложения.

Юридическое значение владения как фактического состояния заключается в том, что оно подлежит судебной и административной защите независимо от того, имеется у владельца какое-либо право на вещь .

Владелец в рамках владельческой защиты не обязан доказывать свое право на вещь .

Владельческая защита направлена на оперативную защиту интересов владельца лишь от самоуправного лишения владения.

Назначение владельческой защиты - это борьба с насильственными, самоуправными действиями . При весьма высокой степени самоуправства в современной российской действительности нужда в оперативных средствах защиты от него очевидна. Введение владельческой защиты существенно укрепит надежность оборота и создаст эффективные юридические средства против захвата чужого имущества .

7.1. Действующее законодательство не знает такого понятия, как узуфрукт , и, соответственно, не содержит его определения. Между тем в законе установлены отдельные права, близкие по своему содержанию к узуфрукту, например, права членов семьи собственника, права отказополучателя. Однако их содержание не раскрыто, вид вещного права не определен.

Право личного пользовладения (узуфрукт ) - ограниченное вещное право личного характера, в силу которого лицо владеет и пользуется вещью в соответствии с ее назначением. Принципиальным отличием узуфрукта от права застройки является сохранение экономической сущности вещи и невозможность, по общему правилу, ее изменения узуфруктуарием.

Это право устанавливается исключительно для некоммерческих целей и должно принадлежать, как правило, гражданам.

Следует выделить в ГК две разновидности права личного пользовладения: обычное и социальное (семейное ).

7.2. Объектом права личного пользовладения могут быть как недвижимые, так и движимые вещи. Установление узуфрукта на здание возможно только при одновременном установлении узуфрукта на земельный участок.

Если движимая вещь является объектом пользовладения, то соответствующее право должно быть зарегистрировано в публичном реестре .

Узуфрукт в отношении недвижимых вещей возникает и прекращается исключительно в момент государственной регистрации в ЕГРП.

10.1. Право вещных выдач - право на получение из стоимости недвижимой вещи периодических платежей или иных имущественных предоставлений .

От обязательства право вещных выдач отличается тем, что оно создает обременение , лежащее на собственнике вещи, и следует за вещью .

Само по себе такое право позволяет вовлечь в оборот ценность вещи помимо ее отчуждения, что расширяет экономические возможности оборота.


В.Ф.Яковлев
Председатель Совета
при Президенте Российской Федерации
по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства,
член-корреспондент РАН, профессор

О Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации


Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации * подготовлена Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Содержание Концепции предопределено целями ее разработки, которые были определены Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" .

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Они состоят в следующем:

- дальнейшем развитии основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;

- отражении в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом;

- сближении положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза;

- использовании в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;

- поддержании единообразного регулирования гражданских отношений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;

- обеспечении стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.

Естественно, что при разработке Концепции были использованы материалы национальных проектов и стратегии экономического развития страны, а также учтены уроки финансово-экономического кризиса и потребности обеспечения национальных интересов в условиях растущей глобализации.

Первый вариант Концепции, включающий в себя в общей сложности 660 страниц текста, был по мере разработки опубликован частями на сайте Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, а также в ряде журнальных изданий, в том числе в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", и подвергся широкому обсуждению в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, в ряде вузов, научных учреждений, министерств и ведомств, в высших судах страны. Замечания и предложения, в том числе поступившие от Государственно-правового и Экспертного управления Президента России и Правительства Российской Федерации, были тщательно проработаны и в значительной степени учтены при доработке Концепции. Доработанный и существенно сокращенный вариант Концепции был представлен Президенту Российской Федерации в срок, установленный Указом Президента РФ от 18 июля 2008 года .

На заседании Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, которое состоялось 7 октября 2009 года под председательством Президента Российской Федерации, Концепция была одобрена. В этом виде она и публикуется в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Президент Российской Федерации поручил Совету в порядке реализации Концепции разработать и представить проект законодательного акта о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс России в 2010 году. Законопроект также будет подвергнут широкому обсуждению.

На заседании Совета было поддержано предложение о совместной работе специалистов стран Содружества Независимых Государств по совершенствованию гражданского законодательства с целью сохранения гармонизации этого законодательства в странах СНГ.

———————————

<*> Вестник Ереванского университета. Правоведение. 2010.

Проведенная в России в 1994 — 2006 гг. кодификация гражданского законодательства с самого начала основывалась на концептуальных подходах, подготовленных учеными-цивилистами в рамках созданного в 1991 г. по инициативе профессора С.С. Алексеева Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации. В 1999 г. Указом Президента Российской Федерации был образован также Совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, перед которым поставлена задача дальнейшего совершенствования гражданского законодательства, а также проведения экспертизы законопроектов по гражданскому праву. При этом Исследовательскому центру поручено обеспечение деятельности Совета, состоящего из ведущих цивилистов, ученых и практиков.

Поэтому новый этап совершенствования гражданского права, начало которому положил Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. «О совершенствовании гражданского законодательства», также начался с подготовки Концепции дальнейшего развития гражданского права.

Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» в части подготовки Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Российской Федерации выполнен и по целям, определенным в Указе, и по организации публичного обсуждения Концепции, и по сроку представления Президенту Российской Федерации Концепции, доработанной по результатам публичного обсуждения, к 1 июня 2009 г. Опубликован 1-й вариант — 660 страниц, 2-й, переработанный, краткий — 140 страниц. Концепция, подготовленная в течение года, соответствует задачам, поставленным Указом по всем параметрам.

Во-первых, Концепция вобрала в себя судебную практику по четырнадцатилетнему применению ГК.

Особое внимание уделено постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации, а также постановлениям Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов России.

В-третьих, в ходе подготовки Концепции были использованы материалы совершенствования национального гражданского законодательства ряда стран Европы (Германии, Франции, Нидерландов) и развития экономического права Европейского Союза.

В-четвертых, при разработке Концепции учтены программные материалы по национальным проектам и Стратегии экономического развития страны.

Проведенная в 1994 — 2006 г. кодификация гражданского законодательства возродила частное право в качестве правовой основы современной экономики России и создала единую систему гражданского законодательства. Концепция должна обеспечить приведение гражданского законодательства в соответствие с приобретенным опытом регулирования рыночной экономики, в том числе с учетом уроков финансово-экономического кризиса, а также потребностей обеспечения национальных интересов в условиях растущей глобализации.

Исходя из этого и учитывая, что Гражданский кодекс является координирующим центром всей системы частного права, на что прямо указано в ст. 3 ГК, Концепция предусматривает следующее.

Первое. Обеспечение, с одной стороны, стабильности гражданского законодательства, а с другой, необходимого развития в целях поддержания и усиления его эффективности. Концепция не предусматривает ни новой кодификации, ни даже новой редакции Кодекса. Следует отметить, что ГК оказался в сравнении с другими Кодексами довольно стабильным актом. За 15 лет изменения внесены в 190 статей из 1551 статей, из них 98 статей — в части первой. Многие попытки внести в него изменения, разрушающие системность гражданского права, были отбиты, в том числе с помощью Совета по кодификации.

Второе. Концепция предусматривает обновление главным образом части первой Кодекса, принятой 15 лет назад на первом этапе перехода к рыночной экономике. Предусматривается дальнейшее развитие основных положений, в том числе таких, как предмет и принципы гражданского права. В составе предмета гражданского права выделяются корпоративные отношения, что позволит развить в Гражданском кодексе общие положения корпоративного права. Возрастание роли гражданского права в регулировании отношений по поводу земли и других природных ресурсов объективно обусловливает развитие института вещных прав на недвижимость, в том числе общих положений о вещных правах.

Круг принципов гражданского права дополняется требованием добросовестности поведения ко всем участникам гражданских правоотношений, что позволит пресечь неправомерные попытки совершить сделки в обход закона или во вред интересам контрагентов, третьих лиц или публичных интересов.

Происходит существенное развитие таких начал гражданско-правового регулирования, как правонаделение, а следовательно, и прав граждан, и диспозитивности как способа обеспечения свободы и инициативы участников гражданского оборота.

Особенно расширяется арсенал гражданских прав в вещном праве, а диспозитивность — в общих положениях обязательственного, договорного права.

Третье. На основе отечественной судебной практики, а также зарубежного и международного опыта разработаны предложения по совершенствованию механизма гражданско-правового регулирования, устранению незавершенности и повышению эффективности многих институтов, таких как недействительность сделок, их последствий, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, особенно институтов ценных бумаг и финансовых сделок.

Четвертое. Намечено повышение действенности гражданско-правовой защиты субъективных гражданских прав, в том числе путем расширения применения компенсационных мер, включая возможность возмещения так называемых абстрактных убытков, а также ущерба, причиненного правомерными действиями государственных и муниципальных органов. Расширяются возможности привлечения к ответственности органов корпоративного управления.

Вводятся новые нормы и институты о публичных акционерных обществах, о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о договоре счета и вклада драгоценных металлов и др. Эти меры призваны обеспечить стабильность собственности и торгового оборота, пресечение недобросовестности и злоупотреблений с использованием институтов гражданского права.

Пятое. Поскольку ГК служит координирующим центром обширного гражданского законодательства, Концепция исходит из необходимости дальнейшего развития в ГК общих положений по подотраслям и основным институтам гражданского права, таким как юридические лица, вещное право, обязательственное право, договор, государственная регистрация гражданских прав, ценные бумаги и т.п. С учетом этого предлагается утвердить двухуровневую систему гражданских законов — ГК и специальных законов, исключив появление третьего, промежуточного звена законов, содержащих общие положения (например, о реорганизации юридических лиц), зачастую противоречащих ГК и, таким образом, разрушающих систему гражданского права.

Шестое. Концепция исходит из необходимости четкого разграничения публично-правового и частноправового регулирования экономических отношений и на этой основе совершенствования системы законодательства, ее осовременивания. Особенно это актуально в сфере регулирования отношений по природным объектам. Необходимо развитие всего комплекса вещных прав на недвижимость именно в гражданском законодательстве. В то же время не менее актуально совершенствование и публично-правового регулирования, обеспечивающего сбережение и рациональное использование природных ресурсов, их охрану природоресурсным и природоохранным законодательством.

При этом Концепция исходит из необходимости взаимодействия и взаимодополнения частноправового и публично-правового регулирования в сферах пересечения частных и публичных интересов.

Вследствие отмеченного в Концепции предлагаются некоторые меры по либерализации норм гражданского права, например, о некотором изменении соотношения ничтожных и оспоримых сделок в пользу последних, а также замене в ряде случаев односторонней реституции двухсторонней.

Вместе с тем в целях обеспечения не только частных, но и публичных интересов в рамках гражданско-правового регулирования усиливаются некоторые элементы публично-правового воздействия. Например, предлагаются меры по обеспечению достоверности государственной регистрации юридических лиц, ужесточаются требования к размеру и видам вкладов в уставный капитал и др.

Задача гармонизации частных и публичных интересов в экономике, в том числе и в целях предупреждения кризисных потрясений, требует существенного дополнения частноправового регулирования мерами административно-правового и уголовно-правового воздействия. В связи с этим было бы целесообразно провести концептуальную проработку совершенствования также и публично-правового регулирования экономических отношений, особенно в сфере природопользования, ценообразования, антимонопольного, банковского регулирования, защиты прав потребителей и инвесторов.

Седьмое. С тем, чтобы при реализации Концепции для участников гражданского оборота не создавались неоправданные риски и препятствия, предусматривается разработка переходных положений и переходных периодов для плавного внедрения в жизнь новых правовых установлений.

К работе по подготовке Концепции были привлечены специалисты всех ведущих научных и вузовских центров страны, а также судьи и специалисты высших судов. Только в составе рабочих групп постоянно участвовало более пятидесяти ведущих цивилистов страны. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, в ряде вузов и научных учреждений, министерств и ведомств проведено 11 обсуждений Концепции. От ученых и практиков поступило огромное количество замечаний и предложений. Все они обработаны и проанализированы. Наиболее концептуальные учтены в процессе подготовки Концепции. В частности, учтены почти все (за небольшим исключением) замечания по Концепции, подготовленные Государственно-правовым управлением и Экспертным управлением Президента Российской Федерации, а также основная часть замечаний Правительства Российской Федерации. Многие другие замечания будут также проанализированы и учтены в дальнейшей работе по подготовке законопроектов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Подготовка проектов законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации должна быть завершена в 2010 г. В 2011 — 2012 гг. соответствующие изменения должны быть внесены в другие гражданские законы.

И последнее. С учетом имеющихся обращений и предложений от наших коллег — специалистов стран Содружества Независимых Государств было бы целесообразно принять меры по модернизации ранее принятой модели Гражданского кодекса для стран СНГ, послужившей основой для гармонизации современного гражданского законодательства этих стран.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I . ВВЕДЕНИЕ

1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (Концепция) подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

2. Концепция исходит из того, что за время, прошедшее с начала 90-х годов прошлого столетия, в России, в основном, сложилось экономически, социально и логически обоснованное и в целом оправдавшее себя современное гражданское законодательство. Основой и ядром этого законодательства стал Гражданский кодекс Российской Федерации 1г. (Гражданский кодекс, ГК) – система принципиальных и наиболее важных правовых норм , являющихся в значительной части общими для всего гражданского законодательства, и в определенной части – для российского законодательства вообще (нормы о субъектах гражданского права, о собственности, о защите нематериальных благ и др.).

Гражданский кодекс России прошел проверку временем, обширной практикой применения (прежде всего, судами) и объективной доктринальной оценкой. Интересы стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости экономических отношений и гражданского оборота в стране требуют поддержания основополагающей роли ГК в системе гражданского законодательства и бережного сохранения на будущее большинства его норм. Поэтому Концепция не предполагает ни новую кодификацию отечественного гражданского законодательства, ни даже подготовку новой редакции ГК.

3. Вместе с тем, с начала 90-х годов, когда стало создаваться действующее гражданское законодательство и когда была разработана и принята определяющая его принципиальное содержание часть первая ГК (1994 г.), в стране произошли важные экономические и социальные преобразования, не получившие должного отражения в этом законодательстве.

В годах Россия еще только встала на путь создания частной собственности и рыночной экономики, и хотя из гражданского законодательства было устранено все, что воплощало планово-административную регламентацию имущественных отношений, такое их регулирование, которое в полной мере отвечало бы потребностям социального государства с развитой рыночной экономикой, тогда еще не могло быть создано. В особенности это сказалось на регулировании отношений, образующих статику гражданского оборота, составляющих как бы «матрицу» для его динамичного развития – на определении организационно-правовых форм и статуса юридических лиц, видов и содержания вещных прав на имущество. Практически вне ГК, по прежней «советской традиции» находится регулирование гражданско-правовых отношений по поводу имущества, составляющего основу гражданского оборота – земли и других природных ресурсов. Притом регулирование это оказалось весьма запоздалым и несовершенным: первый Земельный кодекс Российской Федерации был принят только в конце 2001 года и за прошедшие 7 лет почти 40 раз подвергался серьезным изменениям.

Многочисленные, в том числе серьезные экономические правонарушения на стадии становления рыночной экономики, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную для новых условий завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, законные проценты, уступка требований и перевод долга , залог и др.

В условиях демократического правового государства свобода и многовариантность экономического поведения участников гражданского оборота с самого начала предопределили в новом гражданском законодательстве России многообразие опосредующих этот оборот правовых норм и используемых в нем правовых средств. Однако в последующие годы обширная практика применения этого законодательства судами показала, что многие общие положения ГК нуждаются в дополнениях и детализации, отсутствие которых не может быть восполнено судебным толкованием.

Кроме того, интенсивное развитие экономики вообще и финансового рынка в особенности требует адекватного этому развитию регулирования ценных бумаг и финансовых сделок. Научно-технический прогресс вообще и непрерывно нарастающие возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей в частности, диктуют необходимость постоянного совершенствования законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных правах). Активные и результативные усилия, предпринятые в последние годы в рамках Европейского Союза по развитию коллизионного права, побуждают к сопоставимым изменениям отечественного международного частного права.

4. Сказанным определяются основные цели и соответствующие этим целям основные направления развития российского гражданского законодательства, предусматриваемого Концепцией. В основу формирования этих направлений в Концепции положено выявление и обобщение многочисленных конкретных потребностей совершенствования гражданского законодательства. При этом главная роль в реализации таких направлений в Концепции отводится модернизации Гражданского кодекса, прежде всего, его первой части как закона, определяющего предмет и принципы гражданского права и устанавливающего общие и наиболее важные правила гражданско-правового регулирования. На базе и с учетом предлагаемых в ГК изменений в Концепции намечен ряд серьезных изменений других федеральных законов, в том числе путем преобразования правовых институтов и отдельных отраслей законодательства.

Такой подход соответствует Указу Президента Российской Федерации от 01.01.01 года, предусматривающему разработку на основе Концепции в годах законопроектов о внесении изменений в Гражданский кодекс (пункт «а» статьи 3). Вслед за этим, в течение годов следует проделать большой объем работы по приведению в соответствие с Концепцией и с вытекающими из нее изменениями ГК обширного массива российского законодательства.

5. К настоящему времени назрела необходимость внесения в ГК двух принципиальных изменений системного характера.

В круг отношений, регулируемых гражданским законодательством и определяющих его предмет (статья 2 ГК), следует включить корпоративные отношения . Этим, в известной мере условным, названием охватывается уже достаточно четко обособившаяся группа интенсивно развивающихся отношений по созданию юридических лиц корпоративного типа, участию в них и связанным с таким участием обязательствам. Определение корпоративных отношений в качестве особого предмета гражданско-правового регулирования будет способствовать выявлению стабильных закономерностей их регулирования и дальнейшей кристаллизации этих закономерностей в виде соответствующих общих норм гражданского законодательства.

В не меньшей степени необходимо создание в ГК комплекса взаимосвязанных институтов вещного права , имеющих своей основой право собственности и объединенных развернутой системой общих норм вещного права. Несмотря на то, что в условиях демократического общества, развитого рынка и правового государства эти институты должны составлять основу и ядро стабильности гражданского права, в действующем законодательстве многие из них отсутствуют, а другие лишь намечены «пунктирно» с серьезными при этом искажениями. В отличие от большинства развитых западных правопорядков в российском законодательстве не создана система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы. Реализация Концепции должна привести к ее созданию, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК и комплексными законами природоресурсного законодательства.

6. Развитие экономики и становление гражданского общества требуют использовать все возможные меры и средства гражданского законодательства, чтобы обеспечить добросовестное и надлежащее осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей.

С этой целью в Концепции предлагается широкий спектр мер, направленных на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования - введение в гражданское законодательство принципа добросовестности в качество одного из наиболее общих и важных принципов гражданского права, конкретизацию лишаемых правовой защиты «иных форм злоупотребления правом», введение в ГК института преддоговорной ответственности по принципу culpa in contrahendo, существенная модификация многих норм о недействительности сделок и др.

Этой же цели должны служить многочисленные намеченные в Концепции шаги по усилению и повышении эффективности гражданско-правовой ответственности . В числе многих предложенных в Концепции с этой целью мер введение солидарной ответственности лиц, составляющих орган юридического лица (пункт 3 статьи 53 ГК), возможность «снятия корпоративных покровов» по статье 56 ГК независимо от наступления несостоятельности юридического лица, установление ответственности юридического лица за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц, значительное усиление ответственности банков за ненадлежащее осуществление расчетов, ответственность без вины за передачу поддельной ценной бумаги, и др.

Концепция содержит также ряд положений об усилении компенсаторной функции гражданского законодательства , значение которой выходит за рамки гражданско-правовой ответственности и которая направлена, главным образом, на поддержание стабильного гражданского оборота. С этой целью предусмотрено введение общих правил об исчислении и возмещении «абстрактных убытков», о случаях и условиях компенсации правомерно причиненных убытков, и др.

7. Центральное место в Концепции занимают положения, предусматривающие для развития и эффективного функционирования экономики дальнейшее детальное развитие гражданского законодательства , путем восполнения обнаружившихся в нем пробелов, превращения в общие нормы (генерализации) ряда имеющихся частных правил, пополнения законодательства новыми институтами, уточнения норм, допускающих неоднозначное толкование.

Так, ряд новых для действующего законодательства вещных прав предлагается ввести в раздел II ГК. Предусматривается пополнение ГК правилами о публичных акционерных обществах , нормами о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, системой норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о «металлических счетах» и договоре вклада драгоценных металлов и т. д.

Особо важными для развития гражданского законодательства являются положения Концепции, предусматривающие создание в ГК новых общих правил либо придание более широкой сферы действия нормам, уже установленным ранее в ГК для отдельных видов отношений. По существу должны быть заново созданы и помещены в ГК общая часть вещного права, общие нормы о государственной регистрации имущественных прав , о ценных бумагах и об их обращении. Подлежат превращению в общие нормы многие правила, пока специально установленные только для АО или только для ООО, нормы, пока предназначенные только для ипотеки, уже упоминавшееся правило об «абстрактных» убытках, действующее пока лишь для отношений по поставке, и многие другие специальные правила гражданских законов.

Весьма значительной и, часто, скрупулезной детализации Концепция предлагает подвергнуть многие нормы общей части обязательственного права. Почти все предложения на этот счет, содержащиеся в Концепции, представляют собой выводы из анализа обширнейшей практики применения соответствующих норм арбитражными судами либо заимствование удачных решений, найденных при кодификации принципов договорного права в рамках УНИДРУА, в Европейском Союзе.

8. В Концепции предлагается несколько по иному взглянуть на соотношение частных и публичных элементов в гражданском праве. Поиск баланса между указанными элементами характерен для всей истории развития гражданского права. Концепция предлагает свое видение этого баланса, основанное на достижениях европейской доктрины частного права и учитывающее отечественные реалии, которые отражаются в судебной практике.

В ряде случаев предлагается отказаться от публичных элементов регулирования в пользу частноправовых подходов. Таковы предложения об отказе от санкции конфискационного характера, содержащейся в статье 179 ГК, и об ограничении сферы применения аналогичной санкции для противонравственных сделок (статья 169 ГК). Сюда же относятся правила, допускающие соглашения участников хозяйственных обществ. На это направлено и ограничение круга ничтожных сделок, смещение акцента на оспоримость сделок, когда лишение их юридической силы зависит от частной воли участников правоотношения.

Однако это не означает, что Концепция ориентирована только на усиление частноправовой составляющей. В общих интересах всех участников гражданского оборота, в интересах общества в целом влияние государства и как законодателя, и как судебной власти на содержание и состояние гражданского правопорядка в стране должно быть значительно усилено. По целому ряду вопросов предлагается ужесточение регулирования, придание ему большей императивности. Особенно это проявляется в вещном и корпоративном праве. Предлагаемая защита владения, четкие правила о способах защиты вещных прав и иные предложения по проблемам вещных прав направлены, прежде всего, на создание системы регулирования, в которой свобода усмотрения сторон ограничивается в интересах стабильности оборота и предсказуемости принадлежности правовых благ. В корпоративном праве предлагается ужесточить требования к регистрации юридических лиц, требования к видам и размеру вкладов в уставный капитал, допустить использование корпоративных форм, ограничивающих ответственность учредителя по долгам юридического лица, лишь при условии существенного вклада учредителя в уставный капитал.

При этом Концепция исходит в целом из того, что гражданское право является правом частным, и частноправовой метод регулирования должен в нем преобладать, что не исключает применения средств воздействия публичного (административного, уголовного) права, предусмотренных соответствующим законодательством.

9. В особое направление предлагаемого Концепцией развития гражданского законодательства можно выделить те ее положения, непосредственной целью которых является обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота.

Ряд таких положений Концепции направлен на упорядочение системы гражданского законодательства. Предлагается в принципе отказаться от «трехуровневой» системы гражданских законов, когда между ГК и развивающими его специальными законами предполагается создать «прослойку» в виде законов общего характера (о реорганизации юридических лиц, о собственности и т. п.). Необходимо сократить число законов об отдельных видах юридических лиц путем консолидации ряда таких законов (законов об АО и об ООО, законов о кооперативах) или даже полной отмены некоторых законов с перенесением отдельных норм в ГК (многие законы о некоммерческих организациях). Надо упорядочить образовавшееся в законодательстве нагромождение плохо согласованных норм о залоге, необходимы существенные исправления на уровне «юридической азбуки» в законодательстве о железнодорожном и внутреннем водном транспорте .

При совершенствовании ГК и других актов гражданского законодательства необходимо обратить внимание на четкость и ясность используемых правовых конструкций. Так, можно без ущерба для дела упразднить конструкцию ЗАО, целесообразно установить исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в анализе и коррекции нуждаются такие организационно-правовые формы юридических лиц как «госкорпорация » и «госкомпания».

10. При реализации Концепции все вытекающие из нее шаги по изменению ГК и других актов гражданского законодательства должны делаться таким образом, чтобы не создавать для участников гражданского оборота неоправданных препятствий и трудностей в их деятельности, осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей. Для воплощения новых норм в жизнь должны быть разработаны переходные положения, обеспеченные необходимыми гарантиями, в том числе значительными переходными периодами.

II . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Гражданское законодательство

1.1. В современном гражданском праве особое значение для его эффективного и единообразного применения приобретают принципы, на которых основана система гражданского права.

В ГК отсутствует указание на такой общий принцип гражданского права как добросовестность . Встречающиеся в ГК указания на добросовестность поведения субъектов отдельных правоотношений недостаточны для эффективного правового регулирования.

Принцип добросовестности должен распространяться на действия (поведение) участников оборота при: а) установлении прав и обязанностей (ведение переговоров о заключении договоров и т. д.); б) приобретении прав и обязанностей; в) осуществлении прав и исполнении обязанностей; г) защите прав. Принципу добросовестности должна подчиняться и оценка содержания прав и обязанностей сторон.

1.2. С точки зрения предмета гражданского законодательства необходимо включить в пункт 1 статьи 2 ГК еще одну группу отношений, регулируемых гражданским законодательством, а именно корпоративные отношения , под которыми следует понимать отношения, связанные с «правом участия» в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и корпорацией.

Нормы, регулирующие корпоративные отношения, могут также применяться на субсидиарной основе и к юридическим лицам некорпоративного типа, если иное не вытекает из существа таких отношений.

1.3. В статье 5 ГК в качестве источника гражданского права назван обычай делового оборота. Между тем обычай широко применяется не только в предпринимательской деятельности , например, в отношениях, связанных с определением гражданами порядка пользования общим имуществом. В статью 5 ГК необходимо внести соответствующие дополнения.

2. Возникновение гражданских прав и обязанностей,

осуществление и защита гражданских прав

2.1. Важную роль, связанную с укреплением гражданских прав и обязанностей, приданием им открытого характера, выполняет институт государственной регистрации . Регистрация в ряде случаев является одним из элементов возникновения гражданских прав и обязанностей.

В ГК целесообразно включить общие положения о государственной регистрации имущественных прав, единые для различных объектов, в отношении которых предусмотрена правоустанавливающая (не учетная) регистрация, установив, в частности принципы регистрации: проверки законности оснований регистрации, публичности реестра, презумпции его достоверности; правило о том, что право возникает с момента регистрации права в реестре. Особенности регистрации (прежде всего, процедурные) могут быть установлены специальными законами, относящимся к отдельным видам имущества.

Применительно к регистрации прав на недвижимое имущество в настоящее время регистрации подлежат не только имущественные права, но и некоторые сделки с указанным имуществом. Целесообразно устранить указанное смешение различных систем регистрации и перейти на подлинную систему регистрации прав.

2.2. Целесообразно воспринять опыт судебной практики и детализировать в статье 10 ГК понятие иных форм злоупотребления правом , отнеся к их числу заведомо или очевидно недобросовестное поведение субъекта права, действия в обход закона (императивных норм) и т. п. Эта статья ГК может быть также дополнена положением о том, что никто не может извлекать выгоды из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В случае несоблюдения правил о недопущении злоупотребления правом, лицо, потерпевшее от такого злоупотребления, должно иметь право на возмещение причиненных ему убытков в порядке, предусмотренном статьями 15, 1064 ГК.

2.3. В законодательном порядке следует урегулировать основания и порядок возмещения (компенсации), выплачиваемого за ущерб личности или имуществу, причиненный правомерными действиями , когда закон предусматривает такое возмещение.

3. Объекты гражданских прав

3.1. Существенная проблема связана с понятием вещи, состоящей из частей, которые в свою очередь могли бы являться самостоятельными вещами. В отечественном законодательстве отсутствуют известные зарубежным правопорядкам правила, закрепляющие критерии, при которых включение одной вещи в состав другой вещи может означать потерю качеств самостоятельного объекта прав у первой из них.

Предлагается дополнить статью 133 ГК о неделимой вещи правилами, определяющими правовой режим составной части сложной вещи . Такой составной частью вещи целесообразно считать все то, что относится к ее составу согласно представлениям участников гражданского оборота и не может быть отделено от вещи без ее разрушения, повреждения или изменения ее функционального назначения. В качестве дополнительного критерия должен быть предусмотрен подход, согласно которому временное соединение вещей не должно образовывать единой сложной вещи и прекращать права на соединенные вещи. Замена одних составных частей вещи другими не влечет возникновения иной вещи, поскольку сохраняются существенные свойства вещи.

Вслед за введением понятия составной части сложной вещи необходимо урегулировать следующие отношения:

– право собственности на вещь, включаемую в качестве составной части в иную (основную) вещь, должно прекращаться без правопреемства. Лицо, чье право собственности прекратилось, вправе требовать компенсации потерь от собственника новой (основной) вещи, если иное не предусмотрено законом;

– с прекращением права собственности на вещь должны прекращаться иные вещные права на нее, включая право залога; в целях защиты интересов залогодержателя законодательно может быть предусмотрено, что вместо вещи предметом залога признается право требования, возникшее у залогодателя к собственнику новой вещи;

5.2.3. Поскольку сделки, совершаемые органами юридического лица и представителями, намеренно причиняющими ущерб представляемым, получили в обороте широкое распространение, законодательно следует предпринять меры борьбы с этим явлением.

Для того, чтобы не допустить злоупотреблений представителями, необходимо совершенствование составов оспоримых сделок, предусмотренных статьями 174, 179 ГК.

5.2.4. Целесообразно уточнить критерии, используемые в законе для отнесения заблуждения лица, совершившего сделку, к заблуждениям, имеющим существенное значение и позволяющим оспаривать сделку на основании статьи 178 ГК.

5.2.5. Следует дополнить статью 179 ГК положениями, регулирующими отношения сторон по сделке в случаях обмана, исходящего от третьего лица . В подобных случаях оправдано признавать сделку недействительной по иску обманутого лица лишь при условии, что другая сторона, а также лицо, к чьей пользе обращена односторонняя сделка, знает или должно знать о состоявшемся обмане.

5.2.6. В отношении кабальных сделок статью 179 ГК необходимо дополнить опровержимой презумпцией крайней невыгодности сделки для стороны, попавшей в затруднительное положение. Согласно такой презумпции сделка может считаться совершенной на крайне невыгодных условиях, если цена, процентная ставка или иное встречное предоставление, получаемое или передаваемое потерпевшей стороной, в два или более раза отличается от предоставления другой стороны.

5.2.7. Из статьи 179 ГК должны быть исключены положения о специальных конфискационных последствиях недействительности сделок по основаниям, предусмотренным данной статьей (изъятие в доход государства).

Вместо них могут быть предусмотрены гражданско-правовые меры реагирования, например, правила о возложении на виновную сторону риска гибели предмета сделки до момента ее оспаривания.

6. Представительство

6.1. Положения ГК о представительстве в основном ориентированы на регулирование добровольных полномочий. Полномочия, основанные на законе или акте органа власти , лишь упоминаются, но подробно не регулируются. Между тем в обороте их значение постоянно возрастает.

Полномочия родителей на совершение сделок от имени несовершеннолетних детей и полномочия опекунов также нуждаются в более детальном регулировании. Данная работа может быть проведена в рамках совершенствования семейного законодательства.