Описание

С целью значительного увеличения объемов ввода комфортного жилья и для предоставления гражданам качественных жилищно-коммунальных услуг Минстроем России в середине 2016 года начаты интенсивные преобразования в области формирования единого информационного пространства в строительной отрасли. На текущем этапе, проводимая стандартизация строительства показывает, что для увеличения темпов модернизации требуется внедрение информационных технологий во все смежные со строительством отрасли. С этой целью особое внимание граждан привлекается к информационным технологиям преобразования городской среды.

Завершением модернизации отрасли принято считать перевод всех строительных работ, финансируемых из государственного бюджета, на технологию информационного моделирования (ТИМ). Именно ТИМ призвана обеспечить контроль за всем циклом строительства жилых домов и значительно упростить расчеты при капитальном ремонте. Чтобы собрать все технологические процессы, проводится усовершенствование аппаратно-программных средств расчета и моделирования строительных работ, поиск подходящих зарубежных аналогов. В данном аспекте ключевым вопросом считается подготовка кадров в строительстве. Эти и другие вопросы пока не нашли комплексного решения.


Что такое ФГИС ЦС

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) - это информационный ресурс в сети Интернет, расположенный по адресу: fgiscs.minstroyrf.ru и спроектированный для централизованного сбора, хранения и использования данных участниками строительной деятельности.

Внедрение данной информационной системы является ключевым этапом масштабного реформирования государственного управления ценообразованием в строительной отрасли, начатое по результатам заседания Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности в мае 2016 года. Подготовка данного мероприятия началась годом ранее.

Реформа системы ценообразования, в первом периоде рассчитанная на три года, завершилась в 2018 году. Утверждение в 2018 году Национального проекта "Жилье и городская среда" обозначило очередной период реформирования всей строительной отрасли до 2024 года. При сохранении темпов модернизации, следующей вехой можно считать 2021 год, когда войдут в эксплуатацию современные технические стандарты строительной отрасли.

На данный момент, осуществлен переход к оказанию услуг государственной экспертизы в электронной форме, созданы и формируются информационные ресурсы в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства России – ФГИС ЦС, ГИС ЕГРЗ , ГИС ЖКХ , ИСОГД. Приоритетными задачами остаются сокращение сроков выдачи разрешений на строительство и ввод ресурсного метода сметных расчетов .


Регистрация в ФГИС ЦС

В рамках бесплатного обучающего семинара «Процедура регистрации и представления информации юридическими лицами во ФГИС ЦС», который Главгосэкспертиза России провела 23 января 2018 года, начальник отдела сопровождения информационных систем в ценообразовании Управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Сергей Горбушин пояснил:

Чтобы зарегистрировать свою компанию на портале ФГИС ЦС , ее директор (либо уполномоченный представитель) сначала должен зарегистрироваться в базе сам как физическое лицо. «Когда физическое лицо регистрирует юридическое лицо, то при входе на портал госуслуг ему дают возможность выбрать, в каком статусе он планирует работать с системой в данный момент.

Программное обеспечение «Jinn-Сlient» необходимо для формирования электронной подписи документов в достоверной среде с целью подписания передаваемой во ФГИС ЦС информации. Программное обеспечение приобретается один раз у официального производителя или его партнеров.

Электронная подпись (УКЭП) служит для входа на портал госуслуг , тогда как подписание сведений, которые загружаются в систему, осуществляется при помощи программы «Jinn-Сlient», которая берет ключ из вашей электронной подписи, подписывает им, формирует подпись и возвращает его обратно.

Программное обеспечение «Континент TLS VPN» предназначено для защищенного доступа удаленных пользователей к ФГИС ЦС по сети связи общего пользования с целью обеспечения защиты передачи данных в сети «Интернет» между юридическими лицами и личным кабинетом системы.

Для получения УКЭП необходимо обратиться в один из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров , список которых опубликован, в том числе, в Базе знаний на портале ФГИС ЦС. О том, .

В качестве юрлица директор компании может пригласить в кабинет по ссылке любое другое физическое лицо, которое получит возможность также представлять организацию на площадке портала. При этом каждый сотрудник, работающий в системе, в том числе от имени компании, должен иметь свою электронную подпись.


Как работать на портале ФГИС ЦС

1. Доступ к информации ФГИС ЦС осуществляется через официальный сайт fgiscs.minstroyrf.ru без взимания платы. Для корректной работы на портале, в Базе знаний можно ознакомиться с обучающими материалами. Для пользователей системы «Главгосэкспертиза России» создала специальные инструкции о порядке работы ФГИС ЦС и регистрации в ней (юридических лиц):

  • Официальная презентация о ходе создания информационной системы;
  • Ознакомиться с пошаговым алгоритмом регистрации юридического лица;
  • Официальная инструкция по входу в личный кабинет ФГИС ЦС и о том как работать в системе.

2. Процедура регистрации на портале для юридических лиц и поставщиков стройматериалов проходит в четыре этапа:

  • получение усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • регистрация юридического лица на Едином портале госулуг РФ;
  • установка программного обеспечения "Jinn-Client";
  • установка программного обеспечения "Континент TLS VPN";
  • вход в ФГИС ЦС с помощью электронной подписи.


Разработчик и оператор ФГИС ЦС

На первом этапе разработку информационной системы вел «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ «ФЦЦС»). По поручению главы Минстроя России Михаила Меня в конце 2016 года ФАУ «ФЦЦС» объединилось с ФАУ «Главгосэкспертиза России», которое и приняло функции по обеспечению работы ФГИС ЦС. Специалистами ведомства производится мониторинг и расчет цен на строительные материалы, рассмотрение технических решений, которые есть в проектной документации, а также проверка достоверности определения сметной стоимости.

Договор на разработку информационно-аналитической системы исполнило АО "БАРС Груп".

На данный момент, при взаимодействии с участниками рынка, «Главгосэкспертиза России» формирует актуальный перечень юридических лиц и производителей строительных материалов, которые обязуются предоставлять необходимую информацию для единой базы данных цен ФГИС ЦС.

В рамках создания эффективной системы технического регулирования, «Главгосэкспертиза России» и организации государственной экспертизы перешли к электронной форме взаимодействия с проектировщиками. Это не только оптимизирует временные и финансовые затраты участников строительства, но и минимизирует прямые контакты заказчика с экспертами, упрощает контроль за деятельностью экспертных органов, а также повлияет на формирование единого комплекса нормативных документов в области техрегулирования.


Этапы реализации проекта

  • Разработка программного обеспечения и пусконаладочные работы завершены. В начале июля 2017 года был продемонстрирован пилотный проект;
  • В августе 2017 года успешно проведены предварительные испытания, осуществлена опытная эксплуатация и доработка программного обеспечения и документации к нему;
  • Проведены нагрузочные и приемочные испытания системы. Приемочная комиссия подтвердила соответствие системы требованиям технического задания;
  • Сформирован классификатор строительных ресурсов. Его обновление будет осуществляться ежеквартально;
  • Утвержден Порядок ведения классификатора. На основании классификатора осуществляется мониторинг цен строительных ресурсов в каждом регионе России;
  • Ввод в эксплуатацию ГИС ценообразования произошел 1 октября 2017 года;
  • Создан и формируется Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации (ГИС ЕГРЗ), с января 2018 года начато наполнение системы;
  • Проведена верификация сведений о перечнях юридических лиц, которые должны представлять сведения о стоимости строительных ресурсов в информационную систему, продолжается работа по актуализации этого перечня;
  • С 2019 года планируется переход на ресурсный метод расчетов в строительстве.

В рамках мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования регулярно проводятся семинары и совещания под председательством глав и заместителей глав ведомств строительного комплекса, где обсуждается процесс формирования сметной стоимости – от получения необходимых данных из ФГИС ЦС до получения положительного заключения экспертизы и перехода к реализации строительных проектов.

Уже сегодня Вы можете подготовиться к плавному переходу на ресурсный метод расчёта сметной стоимости строительства. Компания «Элементарное решение» предлагает приобрести Государственные Сметные Нормативы 2017 , включающие в себя Федеральные Единичные Расценки (ФЕР-2017) и Государственные Элементные Сметные Нормы (ГЭСН-2017). Немаловажно поддерживать их в актуальном состоянии. Пока система ФГИС ЦС тестируется, Вы можете пользоваться Базисно-Индексным методом расчетов посредством ФЕР 2017, а когда информационная система заработает полноценно, тогда у Вас уже будет ГЭСН 2017, для разработки сметной документации Ресурсным методом.

При подготовке описания информационной системы использовались материалы сайтов: minstroyrf.ru, gge.ru, mos.ru, rg.ru.

б) информация о среднемесячных размерах оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленных для целей определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации (частям территорий субъектов Российской Федерации), при наличии - информация о среднемесячных размерах оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленных для целей определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности, линейных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также в отношении иных объектов, имеющих отраслевую или иную специфику, по Российской Федерации (части территории Российской Федерации), подлежит размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве начиная с 2022 года, ежегодно, не позднее 25-го апреля текущего года.

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452 (ред. от 15.05.2019) "О мониторинге цен строительных ресурсов" (вместе с "Правилами мониторинга цен строительных ресурсов")

3.7. Исходными данными для разработки единичных расценок, помимо государственных элементных сметных норм, являются действующие сметные цены на затраты труда рабочих и пусконаладочного персонала, на эксплуатацию машин и механизмов, на материалы, изделия и конструкции с учетом кодификации, установленной в классификаторе строительных ресурсов согласно Правил мониторинга цен строительных ресурсов.


Правительство определило порядок мониторинга цен строительных ресурсов

За три дня до Нового года на сайте правительства России было опубликовано постановление №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Это постановление внесено Минстроем России в развитие федерального закона от 3 июля 2016 года №369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Речь идет о важнейшем элементе реформы ценообразования, заключающейся в переходе от базисно-индексного к ресурсному методу определения стоимости строительства объектов, заказчиком которых является государство. В конечном итоге, как рассчитывают авторы реформы, это позволит добиться существенной экономии бюджетных средств.

Информация о ценах на строительные ресурсы будет размещаться в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, создание, ведение и развитие которой поручено Главгосэкспертизе России. Сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, определенные по результатам мониторинга строительных ресурсов за III квартал 2017 года, должны появиться во ФГИС ЦС 15 декабря того же года, а затем, по итогам IV квартала 2017 года, - 28 февраля 2018 года. После этого сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование намечено размещать во ФГИС ЦС ежеквартально, не позднее 25 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным. Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов и сметные цены на затрату труда в строительстве предписывается впервые разместить во ФГИС ЦС также 15 декабря 2017 года. Затем они должны будут публиковаться ежегодно, не позже 25 марта текущего года.

Актуальную информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, должны будут ежеквартально предоставлять производители и импортеры материалов и оборудования, перевозчики, перечень которых Главгосэкспертизе России необходимо сформировать и разместить в информационной системе не позже 30 сентября 2017 года. В последующем этот перечень будет ежегодно актуализироваться и размещаться во ФГИС ЦС не позднее 30 декабря текущего года.

Данные, необходимые для формирования перечня, Главгосэкспертизе России предоставят Федеральная служба государственной статистики, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство морского и речного транспорта и Федеральное агентство воздушного транспорта. В нем будут содержаться сведения о расположенных на территории России юридических лицах и их обособленных подразделениях, производящих строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы на сумму не менее 10 млн рублей в год. При этом малые и средние предприятия в перечень включаться не будут. В перечень войдут и поставщики (импортеры) зарубежных строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в классификатор строительных ресурсов. Также в информационной системе будут размещены данные о поставщиках строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов из государств - членов Евразийского экономического союза.

Кроме того, в перечне будут содержаться сведения о юридических лицах, осуществляющих деятельность по предоставлению в аренду железнодорожных грузовых вагонов, совокупный объем парка грузовых вагонов которых за предшествующий календарный год составляет не менее 70% общего числа грузовых вагонов, находящихся в собственности юридических лиц, осуществляющих такую деятельность. В него будут включены и юрлица, осуществляющие перевозку строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов морским (внутренним водным) и воздушным транспортом, совокупный грузооборот которых за предшествующий календарный год составляет не менее 70% общего объема перевозок таких грузов соответствующим видом транспорта.

Данные, предоставляемые этими предприятиями, будут включать в себя информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. В частности, ими будут предоставляться данные о средневзвешенной по объемам и цене за отчетный период отпускной цене (цене реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных в России либо ввезенных в Россию. Среди видов предоставляемой информации будет также цена услуг по перевозке (доставке) строительных ресурсов и среднемесячная номинальная оплата труда работников по субъектам федерации.

Такой порядок мониторинга цен строительных ресурсов, безусловно, будет непросто воплотить в жизнь. Однако, по мнению замглавы Минстроя России Хамита Мавлиярова, он поможет улучшить качество ценообразования и сметного нормирования, повысить достоверность сметной стоимости объектов капитального строительства.

По просьбе корреспондента «СГ» предпринимаемые правительством меры по повышению качества ценообразования и сметного нормирования прокомментировал начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов: «Сегодня перед строительной отраслью стоит крайне важная задача создания условий для обеспечения эффективности капитальных вложений, осуществляемых за счет бюджетных средств и средств государственных компаний. В целях ее решения предусмотрено принятие целого комплекса мер. Среди них и введение обязательности применения экономически эффективных проектов повторного использования при проектировании, и установление критериев экономической эффективности проектной документации, подготовка которой осуществляется государственными заказчиками, и совершенствование механизма принятия решений о направлении государственных инвестиций в объекты капитального строительства, в том числе за счет введения института обоснования инвестиций. В Градостроительный кодекс РФ внесены новеллы, устанавливающие, что проверке достоверности определения подлежит сметная стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50%. Правительством России установлены и единые правила проведения такой проверки».

«В то же время необходимо понимать, что сами по себе эти меры не приведут к достижению результата: необходимо создание современной системы ценообразования и сметного нормирования, соответствующей этапу развития строительного комплекса страны, - отметил Игорь Манылов. - Передача Главгосэкспертизе России полномочий в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве - то новое решение, которое представляет собой хорошо забытое старое, когда органы экспертизы занимались не просто нормоконтролем, но и оценкой эффективности и оптимальности принимаемых решений. И такой подход позволит реализовать основную задачу - обеспечение эффективности капитальных вложений. При этом, учитывая высокий профессиональный уровень экспертов Главгосэкспертизы России и их опыт, контроль качества проектирования зданий и сооружений будет сохранен».

Справочно:

Постановление правительства РФ №1452 от 23 декабря 2016 года «О мониторинге цен строительных ресурсов» принято в развитие федерального закона №369-ФЗ. Проект постановления был разработан и внесен в правительство Министерством строительства и ЖКХ РФ.

ЕГАИС, ЛесЕГАИС, ГИС «Меркурий», ГИС ЖКХ — эти системы уже всем известны.

Что еще?

В России запущена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Оператором этой системы является подведомственное Минстрою России ФАУ «Главгосэкспертиза России».

По словам главы Минстроя Михаила Меня, этот механизм позволит обеспечить прозрачность ценообразования в строительстве и минимизировать риски завышения сметной стоимости строительства объектов, повысив её достоверность.

Зачем это нужно

Главной целью создания ФГИС ЦС является информационная поддержка процесса и порядка определения сметной стоимости объектов капстроительства, которые финансируются с привлечением бюджетных средств.

Для строек с привлечением бюджетных средств, а также системы ЖКХ и госкорпораций, обязательным становится применение государственно-сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в ФГИС ЦС.

При разработке сметной документации на объекты с участием средств госбюджета сметчик будет обязан использовать только ту цену на стройматериалы, рабочую силу, перевозку грузов, эксплуатацию машинн, которая рассчитана на основе системы ФГИС ЦС.

Правила мониторинга цен утверждены Постановлением Правительства № 1452 от 23.12.2016.

Кто должен отчитываться

Главгосэкспертиза на основании информации, представленной федеральными органами исполнительной власти формирует перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, и осуществляет ежегодную его актуализацию.

Этот перечень размещается в информационной системе не позднее 30 сентября 2017 г., с 2018 года — ежегодно, не позднее 30 декабря текущего года.

Проверьте, нет ли вашей компании в этом Перечне .

Так кого же включают в этот перечень? Данные поступают из Росстата, Таможенной службы, Росморречфлота, Росавиации.

В перечень включаются:

— юрлица, осуществляющие деятельность по производству на территории РФ строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в классификатор строительных ресурсов (КСР), выручка которых за предшествующий календарный год составляет не менее 10 млн. рублей, за исключением юрлиц, которые отнесены к микропредприятиям и включены в единый реестр субъектов МСП;

— юрлица, осуществляющие деятельность по предоставлению в аренду железнодорожных грузовых вагонов, совокупный объем парка грузовых вагонов которых за предшествующий календарный год составляет не менее 70% общего числа грузовых вагонов, находящихся в собственности юрлиц, осуществляющих такую деятельность, в котором юрлица ранжированы в порядке убывания по объему парка принадлежащих им грузовых вагонов (начиная с наибольшего);

— юрлица, осуществившие в предшествующем календарном году ввоз в РФ строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в КСР, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, а также ввоз строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов из государств — членов ЕЭС;

— юрлица, осуществляющие перевозку строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов морским (внутренним водным) транспортом, совокупный грузооборот которых за предшествующий календарный год исходя из официальной статистической информации составляет не менее 70% общего объема перевозок таких грузов соответствующим видом транспорта, в котором такие юридические лица ранжированы в порядке убывания по объему грузооборота (начиная с наибольшего);

— юрлица, осуществляющие перевозку строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов воздушным транспортом, совокупный грузооборот которых за предшествующий календарный год исходя из официальной статистической информации составляет не менее 70% общего объема перевозок таких грузов соответствующим видом транспорта, в котором такие юридические лица ранжированы в порядке убывания по объему грузооборота (начиная с наибольшего).

Те, кто попал в перечень, должны были до 25 октября получить уведомление о предоставлении информации посредством электронной почты, телефонограммы, факсограммы, почтового отправления.

Когда надо отчитаться

Информацию за 3 квартал 2017 года надо представить до 15 ноября 2017 , за 4 квартал — до 25 января 2018.

Затем с 2018 года нужно отчитываться ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Какую информацию следует представить

В ФГИС ЦС юрлицами вносится следующая информация:
— отпускная цена (цена реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории РФ, предусмотренная договорами купли-продажи (поставки) таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории РФ, средневзвешенная по объемам и цене их реализации за отчетный период;

— отпускная цена (цена реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, ввезенных в РФ, предусмотренная договорами купли-продажи (поставки) таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, заключенными между покупателями и лицами, осуществившими ввоз в РФ таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, средневзвешенная по объемам и цене их реализации за отчетный период;

— цена услуг по перевозке строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта на территории РФ, предусмотренная договорами перевозки, заключенными между перевозчиками и отправителями таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, за отчетный период с распределением по видам перевозок, средневзвешенная по объемам и цене предоставления услуг за отчетный период;

— размер платы за временное владение и пользование железнодорожными грузовыми вагонами, предусмотренный договорами аренды, заключенными между собственниками и арендаторами грузовых вагонов, средневзвешенный по объемам и размеру платы за отчетный период.

Как отчитываться

На сайте информационной системы в разделе «Обучающие материалы» размещены инструкции по регистрации в Личном кабинете.

Для работы в системе потребуется специальное программное обеспечение.

Наши читатели сетуют, что бесплатно нельзя отправить даже нулевой отчет, так как программное обеспечение, необходимое для этих целей — платное.

Что на практике

На практике не все гладко. Читатели нашего жалуются на неправомерное включение их фирмы в Перечень, опубликованный на ФГИС ЦС.

Предприятие СМП (не строительная орг.). Последний месяц за нас активно взялся ресурс ФГИС ЦС. Различные специалисты всяких ведомства пишут нам письма-предложения о необходимости регистрации в этой системе. Чтобы зарег. Надо установить прогр, получить пароли, явки и т.д. и т.п.
Причем ссылаются: «Ваше предприятие включено Федеральной службой государственного статистического учета РФ (Росстатом) в реестр предприятий, производящих строительные ресурсы на территории Ленинградской области» Звоню в Статистику, они об этом слышат в первый раз.
Дальше, читаю: «Если Ваше предприятие в соответствии с ОКВЭД2 осуществляет иную деятельность, не связанную со строительным рынком и строительством, сообщите, пожалуйста, об этом в комитет по строительству Ленинградской области или в ФАУ „Главгосэкспертиза“ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.»
Звоню, сообщаю (и устно и письменно). Мне долго и нудно пытаются доказать, что регистрация нужна. Причем в конце разговора утверждают, что «на столе» у правительства лежат суммы штрафов.
Жду с нетерпением)))
Татьяна- Васильевна

включили в перечень организаций, обязанных сдавать цены строительных ресурсов, а мы к строительству ну вообще никакого отношения. Оказывается включили нас туда, как импортеров.
В основном ввозим бытовые электроприборы, запчасти к ним, для ассортимента возим мыло (косметическое), возим фильтры для воды (бытовые). Какое это все имеет отношение к строительству? И как теперь из этого перечня выйти?
Написали уже с десяток писем в Минстрой и эту главгосэкспертизу, чтобы исключили нас, в ответ тишина.
Это теперь так каждое министерство придумает свою систему и будет туда включать всех подряд, а мы бедные бухгалтера будет везде отчитываться. Министерств у нас много. Хотели уже нулевой отчет сдать, так оказывается их программное обеспечение платное.
ronics