Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

В современный период в условиях научно-технического прогресса земля не потеряла ни одного из своих назначений. Наука и производство, достигнув успехов в освоении природы, все же не нашли замены земле. Более того, за последние годы пришло понимание ценности земель как незаменимого элемента единого мира природы, участвующего в поддержании необходимого для выживания человека экологического баланса.

Одновременно в современных условиях возникли опасения относительно сохранения устойчивой способности земель отвечать общественным потребностям. Существует предположение, что в дальнейшем общество не только не утратит потребности в использовании земель, но и в своем развитии создаст угрозу возникновения дефицита земельных ресурсов. Основными возможными причинами кризиса являются:

  • рост народонаселения в условиях ограниченного пространства, вызывающий постоянное сокращение площади земель на душу населения;
  • урбанизация и связанные с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей;
  • рост производительных сил, приводящий к усилению нагрузки на земельные ресурсы, их деградации и сокращению полезных площадей.

Существует ли опасность возникновения дефицита земель для России?

По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн гг. используется под пашню. Такая разница объясняется главныи, образом природно- климатическими условиями страны, ее геогра фическим положением. В силу этих же причин неравномерно осва иваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.

Население России сегодня составляет примерно 144,8 млн человек. С момента распада СССР характерным для демографических процессов страны стало явление депопуляции. По сравнению с 1991 г. население сократилось более чем на 5 млн человек, и снижение численности продолжается. По данным ООН , если нынешняя тенденция сохранится, то население России уменьшится в ближайшие 50 лет на 20—30 млн человек. Ослабит ли это проблему дефицита земель? Обратимся к дополнительным цифрам.

Для определения круга и содержания общественных отношений, регулируемых в рамках земельного права, своего рода правовых границ земельного права, сферы его действия следует более подробно остановиться на системе и внутренней структуре земельного права.

Система и структура — архитектурно-конструктивные основы, земельного права. Система относится к предметной характериста ке земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений.

Земельные отношения — предмет земельного права. Они представляют собой юридически значимые связи, взаимозависимость между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся использования земель, приобретения прав земельные участки, распоряжения землями, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны зе мель. Другими словами, везде, где отношения между субъектам! права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права , обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма , или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение. К таковым можно отнести институт собственности на землю, институт землепользования, институт государственного управления, институт правовой охраны земель, институт юридической ответственности . Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Соответственно к ним относятся институты земель сельскохозяйственного назначения, поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, водного и лесного фондов, земель запаса. Каждый из этих институтов объединяет нормы, устанавливающие правовой режим соответствующей категории земель.

Несмотря на такую определенность, институты земельного права не обладают единством и полной автономией, границы между ними подвижны, а нередко и условны. Примером может служить соотношение между институтом правовой охраны земель, институтом землепользования, институтом собственности. Охрана земель обеспечивается не только мерами рекультивации, мелиорацими, иными восстановительными и профилактическими мерами, 16 но и недопущением загрязнения земель в процессе землепользования, в том числе путем нормирования применения удобрений, рациональной организации территории, обеспечением задач по охране земель в процессе совершения сделок с землей, приватизации земель, реализации правомочий собственности. Установить жесткую границу между институтами землепользования, собственности и правовой охраны земель фактически невозможно, и проводимая граница будет лишь условной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего п рофессионального образования

Амурский государственный университет

(ГОУВПО «АмГУ»)

Кафедра гражданского права

Место земельного права в правовой системе РФ и его соотношении с другими отраслями права

По предмету: Земельное право

Выполнил студент 521 группы А.В.Юхимук

Проверил зам. зав кафедрой.

Доцент Е.Г.Черкашина

Благовещенск 2009

Введение

1. Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

2. Место земельного права в общей системе права России

3. Соотношение земельного, гражданского и административного права в сфере регулирования земельных правоотношений

4. Вопросы разграничения отраслей законодательства и отраслей права

Заключение

Список литературы

Введение

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

Отношения, связанные с землей всегда были предметом ожесточенных споров. При отмене крепостного права нерешенность земельного вопроса привела к глубокому общественному и политическому кризису. Столыпинская реформа также базировалась на решении земельного вопроса. Большевики пришли к власти под лозунгом «Земля - крестьянам!». Крондштадский мятеж и введение НЭПа тоже имели под собой необходимость решения земельного вопроса.

После принятия Конституции в декабре 1993 года земельные отношения необходимо было приводить в соответствие с конституционными нормами. 30 октября 2001 года был принят Земельный кодекс РФ, который стал ключевым документом, регулирующим отношения в сфере земельного права.

Необходимо отметить, что данный кодекс по своей юридической технике отличается от других подобных нормативных актов. Это отличие состоит в том, что в этом кодексе на легальном уровне определены понятие, задачи, система и принципы земельного права как отрасли Российского права.

Поэтому рассмотрение темы работы будет базироваться на анализе норм права, в которых определяются понятие, задачи, система и принципы земельного права, т.к. текст закона является самым достоверным источником информации.

Очевидно, что земля, являясь природным ресурсом, должна эффективно использоваться в интересах всего общества, а не по усмотрению отдельных чиновников или небольших слоев общества. Земля должна стать эффективным инструментом для развития всей страны, на общее благо.

Этого можно достичь только учетом интересов всех слоев общества и самого государства современной России. Государство, в лице своих органов исполнительной и законодательной власти, должно навести порядок в рациональном использовании земли, в установлении справедливых платежей за землю, в предоставлении всем равных условий хозяйствования на основании обязательных для всех законов.

Целью настоящей работы является исследование на тему место земельного права в правовой системе РФ и его соотношении с другими отраслями права.

1. Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль - наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов - законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право - самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель. Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

2. Место земельного права в общей системе права России

Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают проблемы в разграничении предметов правового регулирования, вынесений вопроса, о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения места его в общей системе права России. Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.

1. От государственного права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов, выращивания лесополос, отведения земли под пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

2. От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. Например, недопустимо без разрешения компетентных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за предела- ми этого управленческого действия (т.е. когда границы участка установлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.

3. Отграничение гражданского права от земельного раньше почти не вызывало особых затруднений и состояло в том, что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.

Закрепление в Конституции РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, и появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и др. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основополагающего принципа в отношении земельного и гражданского законодательства.

До принятия нового ГК РФ существовал приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен во всех основополагающих актах в гражданском праве и существовал на протяжении десятилетий.

Ликвидация важнейшего приоритета в земельном праве началась с Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу), в котором было закреплено, что совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, природоохранного и иного специального законодательства. ГК РФ не только закрепил все эти нововведения, но и продемонстрировал наиболее яркий пример отхода от принципа приоритета земельного права в регулировании земельных отношений, в него включено большое число норм, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права (купля-продажа земли, ее неограниченное приобретение и т.п.). Однако главное -- в нем исключена норма о том, что гражданское право регулирует земельные отношения лишь в той мере, в какой они не урегулированы земельным законодательством.

В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы составляют основу жизни и деятельности общества, именно в этом качестве они используются и охраняются. Следовательно, правовое регулирование использования и охраны земли есть правовая сфера особого рода, роль которой выполняет земельное право.

Но самое главное состоит в том, что гражданское и земельное право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования имущественных отношений. Гражданское право исходит из автономии воли субъектов, недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности имущества, свободы распоряжения имуществом вплоть до его порчи и уничтожения, свободы договоров и т.п.

Автономия воли означает способность лица и имеющуюся у него (предоставленную государством) возможность самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Из сказанного видно, что гражданско-правовой метод предполагает широкую возможность выбора между несколькими вариантами поведения в пределах, установленных законом, иными словами, диспозитивность в гражданско-правовом регулировании преобладает. Земельное же право исходит из наличия у субъекта собственности не только прав, но и обязанности рационального использования земли в соответствии с целевым назначением; нормирования количества земли в собственности, государственного контроля за использованием и охраной земель, регулирования рынка земли и т.п.

Однако если обычное имущество представляет собой материальное благо, созданное человеческим трудом, то земля -- естественно возникший объект природы, который подобен организму и существует по особым объективным законам природы. Эти признаки нашли свое отражение в земельном праве и не присущи гражданско-правовому регулированию. Так, если улучшение имущества, сданного внаем, допустимо по правилам гражданского права лишь с согласия наймодателя, то улучшение арендованной земли (повышение плодородия и т.п.) является обязанностью арендатора независимо от согласия арендодателя.

Если же объектом гражданских отношений является имущество, неразрывно связанное с землей (здания, сооружения), либо земля (почва, грунт), отторгнутая и потерявшая природную взаимосвязь, то данные общественные отношения входят в предмет гражданско-правового регулирования. Например, купля-продажа садовых домиков, плодово-ягодных насаждений, почвосмесей, применяемых в парниках и теплицах, регулируется нормами гражданского права.

Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами гражданского права. Они находятся в исключительной сфере земельно-правового регулирования. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные отношения должны регулироваться нормами гражданского права.

Включение земли в отношения собственности, а значит, и сделки купли-продажи, осложнили отграничение земельных отношений от гражданско-правовых. Так, например, при продаже земельного участка возникают две группы отношений: земельные, касающиеся переоформления купленных земельных участков, и гражданские, возникающие

при процедуре купли-продажи этих участков. Земельно-правовая и гражданско-правовая процедуры тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга: земельно-правовые нормы дают основания гражданско-правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практически реализуются земельно-правовые нормы.

ГК РФ вновь восстановил категорию недвижимости. Расширение сферы действия гражданского законодательства во многом основано на ошибочном понимании понятия вещей (просто вещей), данном в ст. 128 ГК РФ «Виды объектов гражданских прав», и неправильном определении в ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи». Подробнее вопрос соотношения земельного и гражданского права будет рассмотрен далее.

Отличие финансового права от земельного заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного права взаимодействуют с финансово-правовыми лишь в области, обеспечивающей устранение причин и условий, способствующих нерациональному размещению этих объектов и непроизводительных затрат на проектно-изыскательские работы.

От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли.

3. Соотношение земельного, гражданского и административного права в сфере регулирования земельных правоотношений

С предметом и системой земельного права тесно связана проблема разграничения действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений. Это связано, прежде всего, с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных.

Как известно, предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права - управленческие отношения (ст. 2 ГК РФ).

Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений.

Отношения по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий.

Поскольку закон допускает сделки с землей и она становится объектом товарного оборота, постольку возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать особенности земельных отношений. В Указе Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. установлено, что совершение сделок с землей регулируется гражданским законодательством, но с учетом требований земельного и иного специального законодательства (п. 1 Указа).

Правила о купле-продаже земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, в частности, на продажу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на самовольное изменение целевого назначения земельного участка, на приобретение в собственность иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения и т.д. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства.

Иногда в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому законодательству, если те или иные отношения, связанные с использованием земли, регулируются гражданским законодательством. Но для применения норм гражданского законодательства не всегда требуется обязательное указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы нормами гражданского права.

Однако не все нормы гражданского законодательства, и в частности Гражданского кодекса о недвижимом имуществе, могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.

Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения. Это происходит, например, в случае захвата земли, когда компетентный орган государственной власти, опираясь на закон, в порядке наказания решает вопрос об изъятии земельного участка. Следовательно, государственный орган принимает управленческое решение, т.е. административно-правовой акт, на основании которого прекращается право пользования землей. Данное решение является обязательным для органов Землеустроительной службы, которые выясняют границы земельного участка в натуре (на местности) и передают его другому пользователю (собственнику) земли. Оно является обязательным и для бывшего пользователя земельного участка, так как последний не вправе игнорировать требования, содержащиеся в документе государственного органа.

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля - важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или впоследствии будет наносить вред всей окружающей среде, не только приводить к разрушению почв, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов (загрязнение вод продуктами эрозии почв, потеря запасов воды при орошаемом земледелии, обезлесение, опустынивание, загрязнение и сокращение территорий, служащих средой обитания животного мира, и т.д.). Поэтому нормы законодательства о рациональном и комплексном использовании земель повышают эффективность норм экологического законодательства: водного, лесного, горного и др.

Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение её в гражданский оборот привело к необходимости уточнения сфер применения земельного права и гражданского права.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм земельного, гражданского и административного законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учётом сохранения земель как части единой экосистемы Земли в условиях дальнейшего развития общества. Однако вопрос о месте земельного права в системе российского права остаётся дискуссионным. По мнению Дозорцева В.А. земельное право как самостоятельная структурная единица не существует, а нормы касающиеся земли распределены между гражданским, административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими отраслями права.

Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках многочисленных точек зрения и сделать свой выбор, следует обратиться к такому понятию как «отрасль права».

Под отраслью права понимается крупный блок юридических норм в системе права, регулирующих однородные общественные отношения и объединённых общим методом регулирования.

Однако в Земельном кодексе 2001 года оговаривается, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действий норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земель. Имущественные отношения владению, пользованию и распоряжению земельными участками и сделок с ними, согласно п. 3 ст. 3 ЗК, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным и другим законодательством, в том числе специальными федеральными законами.

Сравнительная характеристика отраслей права:

Земельное право

Гражданское право

Экологическое право

Административное право

Отрасль права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных государствам правовых норм, регулирующих земельное законодательство.

Отрасль права регулирующая (методом равенства сторон) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной самостоятельности их участников.

Комплексная отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности гос. управления.

Предмет: отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права.

Предмет: имущественные и связанные с ними, личные неимущественные отношения.

Предмет: общественные отношения, возникающие в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства либо использования ресурсов, либо в сфере управления природными ресурсами.

Предмет: общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности гос. управления.

Смешанный метод:

административно - правовой и метод дозволения.

Метод: гражданского - правовой метод или метод дозволения.

Метод: императивный метод

Метод: административно - правовой (императивный или метод подчинения).

4. Вопросы разграничения отраслей законодательства и отраслей права

Вещное право - подотрасль гражданского права, источником которой являются различные нормативно - правовые акты. Составляя сферу регулирования гражданского права, вещные отношения испытывают воздействие норм других отраслей права - охранительных, управленческих. Это воздействие может выражаться, например, в форме защиты субъективных вещных прав, превентивного влияния на поведение субъектов права (уголовное, административное право), в регулировании возможных распорядительных действий органов публично - правовых образований в отношении объектов вещных прав иных лиц. Исследуя проблемы соотношения системы и отраслей права, с одной стороны, и системы и отраслей законодательства - с другой, авторы работ в области общей теории права и отраслевых правовых наук приходят, как правило, к выводу о них как однопорядковых, но не тождественных системах, выражающих соответственно структуру содержания и формы позитивного права. Формой выражения гражданско - правовых норм является гражданское законодательство. Входящие в гражданское законодательство нормативно - правовые акты имеют комплексную межотраслевую природу, поскольку содержат не только гражданско - правовые нормы. Это относится и к Гражданскому кодексу РФ, содержащему процессуальные (например, в п. 1 ст. 162), административные нормы (в ст. 242, 243 ГК РФ).

Данный вывод подтверждается также содержанием п. 2 ст. 3 ГК РФ, в соответствии с которым даже Гражданский кодекс не относится в полной мере к гражданскому законодательству. Так же следует относиться и к другим федеральным законам, учитывая правоположение, содержащееся в ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ: нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу (здесь и далее выделено мной. - Л.Г.).

Статья 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к предмету ведения исключительно Российской Федерации. При этом в качестве самостоятельного предмета правового регулирования эта статья называет интеллектуальную собственность таким образом, будто ее правовое регулирование никак не связано с гражданским правом и гражданским законодательством. Одновременно статьей 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, хотя одна часть его - гражданское законодательство и гражданское право, а другая содержит нормы административного права, в отношении которого есть специальные указания в той же статье. К предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ относит ст. 72 Конституции РФ «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами» и «земельное законодательство».

Многие авторы сходятся во мнении что, вещные права на землю - объект регулирования подотрасли гражданского права, нормы которой содержатся в ГК РФ и Земельном кодексе РФ. В предмет регулирования гражданского права входят отношения, возникающие в результате совершения сделок с землей. Другие отношения, связанные с отнесением земель к категориям, переводом их из одной категории в другую, охраной земель, ограничением оборотоспособности земельных участков, предоставлением из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель иным субъектам для различных целей, ведением их мониторинга, землеустройством и государственным земельным кадастром, земельным контролем, входят в предмет регулирования административного права. Либо они и есть собственно земельные отношения. Но в любом случае это отношения, основанные на властном подчинении граждан и юридических лиц государственным органам и органам местного самоуправления.

В литературе высказываются различные, порой диаметрально противоположные точки зрения по вопросу о соотношении норм гражданского и земельного права - от полного отрицания земельного права как отрасли права до утверждения о том, что отношения по поводу земли регулируются исключительно его нормами. Для сторонников этих взглядов не существует проблемы соотношения гражданского и земельного права. В то же время многие ученые признают существование такой проблемы, высказывая различные точки зрения, отдавая предпочтение нормам, закрепленным в Гражданском кодексе либо наоборот, в Земельном кодексе.

В ЗК РФ установлены принципиальные гражданско - правовые положения:

Об ограничении свободы осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения землей, если оно наносит ущерб окружающей среде (в п. 3 ст. 209 ГК РФ шире: если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц);

О разграничении действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

Как же осуществляется разграничение сфер гражданского и земельного законодательства? Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 3 ЗК РФ: «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами».

Данное правило ограничивает действие гражданского законодательства в части регулирования вещных отношений по поводу земли и сделок с земельными участками, придавая им (нормам ГК РФ) статус субсидиарно применяемых институтов. Нормы ЗК РФ о вещных правах на землю и сделках с земельными участками являются гражданско - правовыми. Их приоритет над гражданско - правовыми нормами ГК РФ не установлен в самом Гражданском кодексе, хотя мы находим в нем варианты, когда указывается конкретный специальный закон и лишь в случае соответствия ему применяются нормы ГК РФ (ст. 815, п. 3 ст. 968, ст. 970 ГК РФ).

Правило п. 3 ст. 3 ЗК РФ должно было бы найти отражение в ГК РФ, например, в виде нормы: «Правила главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к вещным правам на земельные участки и сделкам с земельными участками постольку, поскольку они не противоречат Земельному кодексу» или «Правила главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к вещным правам на земельные участки и сделкам с земельными участками постольку, поскольку они не урегулированы Земельным кодексом». Но это на перспективу. А что же сегодня? В мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 года «По запросу Арбитражного суда г. Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержится мнение относительно приводившегося выше положения ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ: «...в статье 76 Конституции Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой».

Круг законов, содержащих нормы, подобные положению ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, становится все шире. Например, в ч. 1 ст. 1 ГПК в редакции Федерального закона от 7 июля 2000 года записано: «Нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям настоящего Кодекса». Правило, введенное в ГПК, затрудняет применение процессуальных норм, содержащихся в других законах. Даже процессуальная норма, закрепленная в п. 1 ст. 162 ГК РФ, строго говоря, противоречит правилам ч. 2 ст. 49, ст. 54 ГПК. Процессуальные нормы Семейного кодекса об участии в делах, связанных с воспитанием детей, органов опеки и попечительства противоречат ст. 42 ГПК в редакции Федерального закона от 7 июля 2000 года.

Можно рассуждать так. Норма части 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ установлена органом законодательной власти Российской Федерации, и если он вводит новую норму, применению подлежит именно эта, последняя норма. Такова выработанная юридическая практика. О ней можно было бы не упоминать, приведи законодатель нормы ГК в соответствие с новым Законом.

Заключение

В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Таким образом, размежевание и взаимодействие земельного и иных отраслей российского законодательства, выбор соответствующих норм при правоприменении имеют немаловажное значение для упорядочения земельных общественных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, решения экологических и других современных проблем.

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля - важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или впоследствии будет наносить вред всей окружающей среде, не только приводить к разрушению почв, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов (загрязнение вод продуктами эрозии почв, потеря запасов воды при орошаемом земледелии, обезлесение, опустынивание. загрязнение и сокращение территорий, служащих средой обитания животного мира, и т.д.). Поэтому нормы законодательства о рациональном и комплексном использовании земель повышают эффективность норм экологического законодательства: водного, лесного, горного и др.

Из сказанного нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, происходит экологизация норм земельного права.

Всеобщие экологические связи в природе приводят к тому, что хозяйственная эксплуатация одного природного ресурса оказывает влияние на состояние других природных объектов и в целом природной среды. Поэтому стоит задача обеспечения охраны природы в процессе хозяйственной эксплуатации отдельных ее составных частей: земель, вод, лесов, недр.

Список литературы

1. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации// С. А. Боголюбов и др.; отв. ред. С.А.Боголюбов

2. Земельное право России//Ерофеев Б.В Учебник 2004 656с

3. Краснов Н.И. О соотношении земельного и гражданского права при переходе к рыночным отношениям // Государство и право. 1994. № 7. С. 53--60.

4. Конституция Российской Федерации.

5. Земельный кодекс Российской Федерации.

6. Земельное право. Конспект лекций Павловский И.А МИЭМП 2004 -70с

Подобные документы

    курс лекций , добавлен 24.05.2013

    Понятие и классификация источников земельного права. Нормативно-правовые акты как основной источник земельного права. Проблемы развития российского земельного законодательства. Передача арендованного земельного участка в субаренду в пределах срока аренды.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2009

    Предмет и правовое регулирование земельного права. Понятие земельного процесса в теории земельного права. Земельно-процессуальные нормы и их виды. Соотношение земельного процесса с гражданским и уголовным процессом. Экологизированные нормы охраны земель.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Земельное право-это относительно обособленная отрасль российской системы права. Общественные отношения в области использования и охраны земель. Понятие земельного права. Сущность земельного права.Система земельного права. Нормативно-правовая база.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2008

    Соотношение и разграничение частного и публичного права. Система гражданского права. Место гражданского права в системе правовых отраслей. Предмет гражданского права. Понятие метода правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2010

    Метод трудового права, сфера его действия, роль и функции. Цели и задачи трудового законодательства. Система отрасли и система науки трудового права, его место в системе права, соотношение со смежными отраслями. Тенденции развития трудового права России.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Общая характеристика, предмет, система и принципы земельного права. Земельные правоотношения, правовой режим земель, право собственности, плата за землю. Кадастр земельных ресурсов, юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

    лекция , добавлен 21.05.2010

    Понятие и виды источников земельного права. Кодифицированные законодательные акты, приказы, инструкции и иные законы как источники земельного права. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2016

    Предмет административного права. Метод административного права. Функции и принципы административного права. Место административного права в российской правовой системе. Представление о сущности и месте административного права.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2006

    Понятие административного права, его социальная природа, цели, субъекты. Нормы административного права, выступающие регуляторами управленческих отношений. Административное право - важнейшая отрасль правовой системы, его взаимодействие с другими отраслями.

Ключевые слова

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРЕДМЕТ ОТРАСЛИ ПРАВА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЗЕМЛЯ КАК ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Краснова И. О.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Краснова И. О.

  • О соотношении норм гражданского и земельного законодательства при регулировании оборота земельных участков

    2011 / Елисеева Инга Александровна
  • Правовой режим охотничьих угодий

    2013 / Анисимов Алексей Павлович
  • Проблемы правового обеспечения публичности установления ограничений прав на земельные участки и другие объекты недвижимости на примере правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов

    2019 / Романова Ольга Александровна
  • Система принципов земельного права в современных условиях

    2014 / Тютюник Аэлита Сергеевна
  • Недвижимое имущество как предмет договора лизинга

    2010 / Кабанова И. Е.
  • Судебные споры о праве собственности на доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения («Земельные доли»)

    2012 / Грачкова Ю. Л.
  • Право застройки в современном российском гражданском праве и некоторых зарубежных правопорядках, перспективы его развития в России

    2012 / Круглова О. А.
  • Земля и земельный участок как объекты земельных правоотношений: проблемы терминологии

    2019 / Землякова Галина Леонидовна
  • Реализация принципа определенности вещных прав в контексте реформы гражданского законодательства

    2016 / Махиня Евгений Александрович

About the issue on the place of land use law in the Russian legal system

In the article the author turns to the ongoing scientific discussion about correlation of the land law with other branches of law. This discussion acquires ever growing significance today in the context of work on the amendments to the civil and land legislation. By these amendments it is intended, in fact, to reduce the area of legal regulation of the land legislation and to shift certain provisions that are now set in the land legislation into the civil law. Within the discussion the author analyses views of leading representatives of the science of land law, environmental law and civil law and suggests her own arguments about the land law as a constitutive part of the environmental law with relatively autonomous place. For this purpose the article defines the system and subject of land law, analyses the term “land” as an object of land relationships. It is stated that land as a natural object makes part of the one nature, and such understanding should have priority over treating land as a real estate. Therefore, all relationships in respect to land should be regulated on the basis of principles, methods and approaches that determine the development of environmental law and land law as its part with due consideration of successful legal constructions used in the civil legislation relating to real estate.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте земельного права в Российской правовой системе»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЕЛЬН ОГО ПРАВА

И.О. Краснова*

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Ключевые слова: земельное право, гражданское право, экологическое право, предмет отрасли права, земельные правоотношения, земля как природный объект.

Krasnva I.O. About the issue on the place of land use law in the Russian legal system

In the article the author turns to the ongoing scientific discussion about correlation of the land law with other branches oflaw. This discussion acquires ever growing significance today in the context of work on the amendments to the civil and land legislation. By these amendments it is intended, in fact, to reduce the area of legal regulation of the land legislation and to shift certain provisions that are now set in the land legislation into the civil law. Within the discussion the author analyses views of leading representatives of the science of land law, environmental law and civil law and suggests her own arguments about the land law as a constitutive part of the environmental law with relatively autonomous place. For this purpose the article defines the system and subject of land law, analyses the term “land” as an object of land relationships. It is stated that land as a natural object makes part of the one nature, and such understanding should have priority over treating land as a real estate. Therefore, all relationships in respect to land should be regulated on the basis of principles, methods and approaches that determine the development of environmental law and land law as its part with due consideration of successful legal constructions used in the civil legislation relating to real estate.

Вопрос о месте земельного права в системе российского права остается дискуссионным. Начало ожесточенных споров приходится на 90-е годы, т.е. на период перехода к рыночным отношениям, когда земля, как собственно и другие природные объекты, перешла в сферу особого сочетания интересов, главным образом частных имущественных и публичных экологических, поставив вопрос об отнесении земельно-правовых норм к гражданскому, экологическому отраслям права либо признания этой отрасли самостоятельной. В 90-х годах сталкивалось несколько мнений по этому вопросу. Так, была распространена точка зрения, в соответствии с которой земельное право признается самостоятельной отраслью права, стоящей в одном ряду с гражданским, административным, конституционным и другими отраслями права1. Согласно другой, более поздней точке зрения земельное право не

© Краснова И.О., 2012.

* Доктор юридических наук, профессор кафедры.

рова, М., 1998. С. 8), земельное право составляет «отдельную отрасль национальной правовой системы». Авторы учебника «Земельное право» (под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998, С. 5) также считают, что «земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права».

является самостоятельной отраслью, а входит в систему экологического права2. В цивилистической науке высказывалось мнение, что земельное право как самостоятельная структурная единица не существует, а нормы, касающиеся земли, распределены между гражданским, административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими отраслями права3.

В настоящее время теории 1990-х немного изменились, а некоторые теоретики поменяли свои пристрастия. Так, теория, выраженная цивилистами, сегодня звучит более мягко, хотя, по сути, остается основой цивилистического подхода к пониманию места земельного права. По мнению Е.А. Суханова, земельное право существует; но формируется по остаточному принципу, т.е. в ее систему входит лишь то, что остается после гражданского и административного отраслей права4. На таком понимании строится и Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой отношения собственности на землю и другие природные ресурсы должны исключительно регулироваться Гражданским кодексом5. Следует при этом иметь в виду, что с отношениями собственности прямо связаны и отношения землепользования, а порой и многие иные отношения по поводу земли, разделить которые путем самостоятельного правового регулирования в отдельных нормативных правовых актах невозможно. По сути, при таком подходе говорить о земельном праве как самостоятельной структурной единице в российской системе права не приходится.

Более поздние учебники земельного права уже отказываются от идеи самостоятельности земельного права, а утверждают о наличии системной взаимосвязи земельного права с экологическим, исходя из признания земли частью природы.

Идея полной самостоятельности земельного права уже потеряла поддержку в науке.

Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках различных точек зрения и сделать свой выбор, следует вернуться к таким понятиям, как «отрасль права», «предмет отрасли права», «система отрасли права».

Система российского права слагается из структурных элементов, включающих отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому при-

2 БринчукМ.М. Экологическое право: учебник. М.: Городец, 2009. С. 47.

3 В.А. Дозорцев утверждает, что поскольку «земельные отношения распались на регулируемые гражданским и земельным правом, то основания для признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать, теперь земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объектом экономического оборота» (Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право, 1994. № 1. С. 26).

4 Суханов Е.А. Проблемы совершенствования кодификации российского гражданского законодательства // Сб. статей, посвященный 80-летию со дня рождения профессора В.А. До-зорцева «Актуальные вопросы российского частного права». Статут, 2008. Размещен в базе данных «КонсультантПлюс».

5 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации». Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.09.

нято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей.

Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо выделения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские (имущественные и личные неимущественные отношения), административные (отношения с участием органов государственной власти), аграрные (в сфере сельского хозяйства). Отношения в рамках каждой отрасли регулируются на основе собственных принципов, которые определяют то, каким образом следует регулировать те или иные общественные отношения. В рамках данной схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный предмет - земельные отношения как отношения по поводу земли.

/■~\ и и и и

неоднородная. Она - часть единой окружающей природной среды, выступающей в единстве и взаимосвязи со всеми другими элементами природы, часть материальной среды, стоящей вне общества. Одновременно земля объявлена недвижимым имуществом наряду со зданиями и сооружениями, воздушными и морскими судами, другими объектами материального мира, вошедшими в структуру общества. Такая правовая неоднородность земли позволяет разделить земельные отношения, по крайней мере, на две части - экологические и гражданские. Отсюда есть основания утверждать, что земельных отношений как самостоятельной группы отношений не существует, а все их многообразие можно поделить между гражданским и экологическим правом или же, еще более детально закрепить за административным правом исполнительно-распорядительную деятельность органов государственной власти по поводу земли, за финансовым правом - все денежные аспекты земельных отношений, за гражданским правом отношения, связанные с оборотом земель, а отношения по охране земель оставить экологическому праву. Соответственно все

эти группы отношений будут регулироваться на основе собственных принципов соС» и Г>

ответствующей отрасли и в соответствии с провозглашенной целью. Земля в этом случае будет разорвана между порой противоборствующими и несовместимыми интересами.

Наконец, если более внимательно подойти к определению назначения и роли земли как объекта земельных отношений, ее правовых и естественно-научных характеристик, то можно подвергнуть сомнению адекватность предыдущих позиций. Прежде всего земля - часть единого мира природы. Это явление объективно и не зависит от желаний или решений людей. Земля существует и развивается по законам природы, не подвластным человеку. Человек не создавал землю, как он создавал здания и сооружения. Она досталась ему в процессе эволюционного развития природы. Как бы землю ни называли, какие бы ни давали ей юридические определения, она не

перестает быть частью природы. Российское право не отрицает этого и Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к компонентам окружающей среды относит землю наряду с другими природными объектами - недрами, лесами, животным миром и т. д. Все компоненты природы, отдельные экосистемы, окружающая среда в целом являются объектами охраны окружающей среды. Это означает, что при реализации любых отношений по поводу земли как части окружающей среды, в том числе отношений собственности, устанавливаются экологические требования, в том числе ограничения прав собственности и пользования, исходя из экологических интересов и на основе принципов экологического права.

Одновременно земельные участки были объявлены недвижимостью6, общественные отношения по поводу которой должны подчиняться правилам, установленным в интересах защиты неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Позднее не земля, а лишь земельные участки были включены в состав объектов недвижимого имущества (ГК ст. 130), что, однако, не меняет существа вопроса. В любом случае земельный участок - это не что-то совершенно иное, а всего лишь индивидуально отграниченная в процессе учетной деятельности часть земли. Став недвижимой вещью по воле законодателя, земля и земельный участок как часть земли не перестала быть частью природы, в то время как, оставаясь частью природы, объектом экологических отношений, она может и не быть недвижимой вещью и тем самым уйти из сферы регулирования гражданского права. То есть стоит изменить волю законодателя и отказаться от признания земельного участка недвижимой вещью, и вопрос о месте земельного права и его соотношения с гражданским будет решен без дискуссий. Изменить же понимание земли как части природы - вне воли законодателя. Это -объективный закон природы, непонимание и игнорирование которого при регулировании земельных отношений может повлечь опасные социальные и экономические последствия. Как сегодня в век научно-технического прогресса, так и в обозримом будущем земля останется незаменимой основой жизни людей и источником природных благ. Ее полезная значимость для людей на долгие годы может быть обеспечена только при условии регулирования земельных отношений, в том числе отношений собственности, на основе принципов и целей экологического права.

Надо отметить, что российское законодательство отражает такое соотношение экологического (и земельного) и гражданского права. В частности в ст. 36 Конституции РФ закреплено, что свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей ограничивается интересами охраны окружающей среды, связанными с недопущением причинения экологического ущерба.

В данной статье Конституции РФ экологические интересы, включающие интересы, связанные с обеспечением рационального использования и охраны земель,

6 Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 года. Утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации».

ставятся выше, чем свобода владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, находящимися в частной собственности. Исходя из этих рассуждений, можно сделать вывод о том, что земельные отношения являются частью экологических, а земельное право - частью экологического права. Другими составными частями - подотраслями экологического права, стоящими в одном ряду с земельным правом, являются лесное, водное, горное, атмосферное, фаунистическое право. Объектами соответствующих общественных отношений являются леса, воды, недра, атмосферный воздух, животный мир, другие компоненты природы, которые обладают равной общественной значимостью и во взаимодействии с землей образуют единый мир природы.

Следуя сложившейся терминологии, а также в соответствии с выработанной выше позицией относительно места земельного права в системе российского права, земельное право будет правильнее именовать подотраслью экологического права. Вместе с тем в научной и учебной юридической литературе в интересах удобства, лаконичности, с учетом сложившейся привычки вполне допустимо пользоваться термином «отрасль земельного права», не забывая, однако, что этот термин многозначен и может отражать по крайней мере одну из трех позиций, обсужденных выше - земельное право как подотрасль экологического права, земельное право как часть гражданского права, земельное право как самостоятельная отрасль. В контексте данного учебника нередко будет использоваться словосочетание «отрасль земельного права», в котором будет заложено убеждение в том, что земельное право не обладает самостоятельностью наравне с конституционным, административным и другими отраслями права, не входит в систему гражданского права, а является составной единицей экологического права.

Зависимое место земельного права как подотрасли экологического права не препятствует выделению земельного права в качестве самостоятельной учебной

/" и 1 V-/ ГЛ и

дисциплины либо самостоятельной сферы научных исследований. Значительный нормативный материал, земельная реформа, занявшая важное место в системе экономических и политических реформ России, существенные изменения в системе и структуре земельного права заставляют уделить особое внимание изучению громадного и сложного массива нормативных правовых и научных источников, обширной практике реализации земельного законодательства в рамках учебной и научной дисциплины «Земельное право». Изучение земельного права в полном объеме по курсу «Экологическое право» создало бы дисбаланс в распределении учебного материала, значительно удлинило бы курс, хотя как альтернатива построения курса «Экологическое право» не может быть вычеркнута. Таким образом, выделение самостоятельного учебного курса «Земельное право» и ведение научных исследований по тематике земельного права вполне оправдано сегодняшними практическими потребностями. При возникновении необходимых условий также самостоятельно может преподаваться курс лесного права, водного права, горного права и других подотраслей экологического права. Но преподавание самостоятельного учебного курса не следует соотносить с признанием независимости одноименной отрасли права.

Право в целом характеризуется системностью.

В реальных жизненных условиях для принятия решения бывает недостаточно норм одной отрасли права. Требуется субсидиарное применение норм, т.е. совместное применение норм из разных отраслей права.

Земельное право взаимодействует с такими отраслями права, как

    экономическое право (например, по охране земли, т.к. земля занимает ведущее место в природном комплексе)

    гражданское право (по институту права собственности, гражданско-правовой ответственности за совершение земельных правонарушений)

    аграрное право (по институту права землепользования)

    административное право (по управлению земельными ресурсами и по линии административно-правовой ответственности за совершение земельных правонарушений)

    уголовное право (по составам экологических преступлений)

    другие отрасли.

Такое взаимодействие необходимо.

7. Общая характеристика современной земельно-аграрной реформы: цели, основные направления, правовое обеспечение

Земельная реформа - это коренное изменение того земельного строя, который существовал в СССР до 1990 года. Основой прежнего земельного строя была исключительная собственность гос-ва на землю.

Земельная реформа началась с подготовки правовой базы, правового фундамента. На этом этапе были приняты такие законы, как

    Закон «О социальном развитии села»

    закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. (в настоящее время утратил силу)

    Конституция РФ 1993 г.

    Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР"

    Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"

    Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю». 1997 г.

    Постановление правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»

В настоящее время действуют:

Тема: право собственности на землю

1. Понятие и общая характеристика права собственности на землю

2. Формы собственности на землю

3. Субъекты права собственности на землю (основания возникновения и прекращения права собственности на землю)

5. Сделки по поводу земли. Земельный рынок.

Литература:

    «Общая теория советского земельного права», 1983. Глава 10

    Крассов О.И. «Право частной собственности на землю: купля-продажа, аренда, приватизация, судебная защита», 1995

    Крассов О.И. «Право частной собственности на землю», 2000

Законодательство:

    Конституция РФ (ст.9, 35, 36 и др.)

    ЗКРФ(ст.15-19)

    Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области» (глава 5)

Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают вопросы в разграничении предметов правового регулирования и определении, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

В силу этого и появляются проблемы отграничения земельного права от других отраслей права и определения его места в общей системе права России.

Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.

От государственного права земельное право отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов; выращивания лесополос; отведения земли под пашню и т.п.

Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное право отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращаются. Этим кругом земельных отношений являются те отношения, которые влияют на судьбу земли.

Например, недопустимо без разрешения уполномоченных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий уполномоченный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за пределами этого управленческого действия (т.е. когда границы участка установлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия указанного органа заканчиваются и он не вправе обязывать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.

Отграничение гражданского права от земельного права до принятия нового ГК РФ практически не вызывало особых затруднений и состояло в том, что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.

Закрепление в Конституции РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и т.д. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основополагающего принципа в отношении земельного и гражданского законодательства.

Однако если обычное имущество представляет собой материальные ценности, созданные человеческим трудом, то земля – естественно возникший объект природы и существует по особым объективным законам природы. Эти признаки нашли свое отражение в земельном праве и не присущи гражданско-правовому регулированию.

Включение земли в отношения собственности (сделки купли-продажи и т.п.) осложнили разграничение земельных отношений от гражданско-правовых. Так, например, при продаже земельного участка возникают две группы отношений: земельные (касающиеся переоформления купленных земельных участков) и гражданские (возникающие при процедуре купли-продажи этих участков).

Земельно-правовая и гражданско-правовая процедуры тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга: земельно-правовые нормы дают основания гражданско- правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практически реализуются земельно-правовые нормы.

Отличие финансового права от земельного права заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного права взаимодействуют с нормами финансового права лишь в области, обеспечивающей устранение причин и условий, способствующих нерациональному размещению этих объектов и непроизводительных затрат на проектно-изыскательские работы.

От экологического права земельное право отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли.

Если в предмет эколого-правового регулирования входят отношения, связанные с охраной вод, лесов, недр, дикой фауны и атмосферного воздуха, то в предмет земельного права входят лишь отношения, связанные с использованием земли. Согласно ЗК РФ лесные, водные отношения, а также отношения по использованию и охране недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, особо охраняемых территорий и объектов, объектов культурного наследия народов России регулируются специальным федеральным законодательством РФ и ее субъектов.

Земельно-правовые и эколого-правовые отношения тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга. Например, земли природоохранного назначения используются с соблюдением установленного природоохранного режима, а этот режим диктуется спецификой объектов, расположенных на данных землях: заказников, лесов, выполняющих природоохранные функции, памятников природы и т.п.

От аграрного права земельное право отлично тем, что предметом аграрного права являются производственные отношения, складывающиеся в сфере производства сельскохозяйственной продукции, как это утверждал М. И. Козырь , а земельно-правовое предписание направлено на создание надлежащих предпосылок для сельскохозяйственной эксплуатации угодий (предоставление земель в пользование, установление критериев рационального их использования, порядка выделения земельных участков для создания крестьянских хозяйств и т.д.).

Если объектом земельно-правовых отношений является только земля, то объектами аграрного права могут быть средства производства, сельскохозяйственные технологии и иные объекты, необходимые для нормального функционирования сельскохозяйственного предприятия.

Вместе с тем объекты аграрного права отличны и от объектов гражданского права, поскольку первые, находясь в сфере сельскохозяйственного производства, связаны с использованием угодий. Взаимосвязь с землей влияет на юридический статус имущественных объектов. Например, мелиоративная стационарная система используется в режиме, продиктованном объективными законами природы (весенне-летний цикл работы, обеспечение режима почвенной влаги, подчиненность ритма работы фазам роста выращиваемой сельскохозяйственной продукции и т.п.).

Объекты аграрного права (техника, сельскохозяйственные сооружения, мелиоративные устройства и т.п.) являются элементами сельскохозяйственной технологии, правовое регулирование отношений которой в силу их специфики нуждается в наличии определенных норм аграрного права.

От трудового права земельное отличается тем, что предметом первого является внутренний трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго – земельный распорядок.

Поскольку земельный распорядок на предприятии реализуется через трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, безусловно, тесно взаимосвязаны. Например, сельхозпредприятие обязано эффективно использовать свои угодья, повышая их плодородие и применяя природоохранные технологии, но эта цель может быть достигнута через надлежаще поставленную в данном хозяйстве дисциплину, применение стимулов и других мер воздействия, предусмотренных трудовым законодательством.

Трудовым правом предусмотрены меры ответственности за нарушение земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в том числе должностных, обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией предприятия.

Однако такие меры не могут применять иные лица, кроме администрации предприятия, и процедура применения указанных мер воздействия является исключительно предметом трудового права.

  • Козырь М. И. Аграрное право России. Состояние, проблемы и тенденции развития. М., 2009.