Политика обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации основывается на соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Решение и меры, принимаемые органами государственной власти в области укрепления транспортной безопасности должны быть понятны каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, должны опираться на широкую поддержку общества.

Обеспечение транспортной безопасности России включает:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;

Реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;

Осуществление мер направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;

Инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте. Очень важной составной частью этого комплекса мер является развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения и нейтрализации угроз, и определения их источников.

Основные пути кардинального повышения состояния транспортной безопасности Российской Федерации с учетом современных требований и стандартов.

Первоочередной, неотложной задачей является достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России О недопонимании в настоящее время этой проблемы и со стороны государственных органов и со стороны общественности говорят следующие факты:

В утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой Программе модернизации транспортной системы страны, реализация которой рассчитана на 10 лет и предполагает вложения около 150 млрд. долларов, отсутствует специальный раздел, касающийся транспортной безопасности;

В Реестр опасных производственных объектов, который приводится в Федеральном Законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997 г.), не включены соответствующие объекты транспортного комплекса (подземные сооружения, гидротехнические системы, мосты и д.р.);

Ограничены полномочия специального подразделения (Департамента) по транспортной безопасности, недавно созданного в структуре Минтранса России. Вряд ли в таком формате Департамент сможет обеспечить решение тех масштабных задач, которые по обеспечению безопасности на транспорте выдвинуты сегодня самой жизнью;

Удручает состояние нормативной правовой базы, призванной в системном и непротиворечивом виде регламентировать все стороны и аспекты процесса обеспечения транспортной безопасности. Отсутствует базовый Федеральный Закон "О транспортной безопасности", не выработана Концепция транспортной безопасности, существующие же по данной проблематике законодательные и иные нормативно-правовые документы изобилуют противоречиями, нестыковками, зияющими пробелами;

Неудовлетворительно финансовое покрытие расходов, связанных с транспортной безопасностью. В условиях, когда теракты и диверсии на транспорте и с помощью транспортных средств приняли угрожающий для общества характер, а аварии в транспортном комплексе из-за износа основных фондов, стали по сути обычным явлением, на потребности и нужды обеспечения транспортной безопасности из госбюджета выделяются явно недостаточные суммы, которые в десятки, а порой и в сотни раз меньше средств, выделяемых на эти цели развитыми государствами, например, США, Канадой, рядом европейских стран.

Практически не привлечены к укреплению транспортной безопасности активные участники рынка коммерческих перевозок, лицензируемые субъекты транспортной деятельности в стране;

Не проявляют серьезной озабоченности по поводу состояния транспортной безопасности и общественные институты. Интерес к этой проблеме спорадически актуализируется преимущественно в связи с очередным террористическим актом или иным чрезвычайным происшествием на транспорте. При этом, как правило, активность проявляется все чаще в форме попыток лиц, непосредственно пострадавших в результате диверсии, предъявить государству иск на предмет возмещения понесенного ими материального и морального ущерба. Между тем, опыт США, Канады и ряда европейских стран говорит о том, что забота об укреплении транспортной безопасности находится в центре внимания не только государства. Этой проблемой крайне озабочены и активно участвуют в ее разрешении общественные организации. Так, например, в США сотни частных компаний и фирм, под эгидой соответствующих общественных фондов, систематически выделяют в рамках своих годовых бюджетов огромные средства на исследования и разработки проблем транспортной безопасности. Отмеченное выше свидетельствует в пользу того, что забота о кардинальном и неотложном повышении уровня безопасности на транспорте не может быть лишь уделом государства, равно как и не должны только государством изыскиваться необходимые для решения этой задачи финансовые, организационные и кадровые ресурсы. Кроме того, даже самая хорошо отлаженная система транспортной безопасности не может эффективно функционировать без широкой опоры на понимание и поддержку всех структур гражданского общества. Насущная необходимость широкого позиционирования проблемы транспортной безопасности в государстве и обществе очевидна. Без достижения адекватного представления органами государственной власти и общественностью изменившихся роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России невозможно достичь и ее качественно нового состояния! Решение этой задачи требует, в том числе, широкой разъяснительной работы в отечественных и зарубежных средствах массовой информации (включая Интернет). К этой работе, должны быть привлечены и научная общественность, и представители всех ветвей государственной власти, и руководители транспортных компаний, все активные участники рынка коммерческих перевозок. Решение этой проблемы должно быть, встроено в более широкий контекст задач формирования внешнеполитического имиджа России, активно участвующей в борьбе мирового сообщества против международного терроризма. Решение обозначенной выше задачи и есть то звено в общей цепи укрепления транспортной безопасности, ухватившись за которую, возможно вытащить всю цепь на должный уровень. Существенное увеличение целевого финансирования решения проблем транспортной безопасности - необходимое условие качественного повышения уровня транспортной безопасности РФ и приведение его в соответствие с международными стандартами. Особую роль в решении этой задачи, ее финансовом обеспечении должны сыграть общественные организации, коммерческие структуры из числа заметных участников рынка транспортных услуг, страховые компании и другие коммерческие предприятия - потребители транспортных услуг, в том числе, зарубежные, имеющие тесные экспортно-импортные отношения с Россией. Поиск и аккумулирование внебюджетных средств на нужды транспортной безопасности - одно из необходимых условий решения искомой проблемы. Незамедлительная разработка и совершенствование нормативно-равовых основ транспортной безопасности, приведение ее в соответствие с международными требованиями обусловлено тем обстоятельством, что существующий разрыв между ними может стать серьезным сдерживающим фактором для развития России как участника международных транспортных перевозок.

Помимо уже отмеченных проблем (разработка и принятие концепции и закона о транспортной безопасности, устранение существующих пробелов в нормативно-правовой базе транспортной безопасности), достаточно остро стоит вопрос о национальной Программе обеспечения авиационной безопасности, которую необходимо разработать и ввести в действие в соответствии с международными требованиями.

В сфере морского транспорта ждут принятия разработанные проекты Положения о координационном Совете по морской безопасности и Требований по защите морского судоходства от актов незаконного вмешательства.

Необходимо на законодательном уровне определить место транспорта в совокупности объектов, представляющих повышенную опасность и нуждающихся в особой системе антитеррористической защиты, а также решить вопрос о правовой и нормативной регламентации обеспечения безопасности подземных сооружений.

Статус России как активного участника международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на транспорте требует от нее наращивания усилий не только в реализации одобренных международным сообществом мер по противодействию терроризму и повышению безопасности на транспорте, но и более четкому позиционированию своих интересов и инициатив в международных организациях - по авиационной безопасности (ИКАО), морской безопасности (Конвенция СОЛАС-74) и др.

Нуждается в совершенствовании взаимодействие всех органов исполнительной власти отвечающих за транспортную безопасность. В соответствии с задачами и функциональными обязанностями правоохранительных органов, спецслужб и контролирующих служб должны быть более четко определены на законодательном уровне их роль, место и ответственность как участников процесса обеспечения транспортной безопасности.

В конечном итоге требуется создать новую единую нормативно-правовую базу эффективного обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса с учетом происшедших изменений в форме собственности, а также подходов в области управления. Принципиально важно, чтобы к участию в этой работе привлекались не только ученые и эксперты, но и представители общественности. Важным направлением повышения уровня безопасности на транспорте является обустройство автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных автомобильно-речных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах государств-участников Таможенного союза. Эта работа должна выполняться совместными усилиями государств - участников этого союза. Речь идет о необходимости оснастить эти пункты пропусков новейшими техническими средствами системы безопасности. Необходима разработка общенациональной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы страны. Требуется ужесточить контроль за исполнением нормативных требований по технической и экологической безопасности при перевозках. Следует разработать и внедрить экологические механизмы, стимулирующие приобретение транспортной техники, которая обеспечивает необходимый уровень безопасности перевозок и охрану окружающей среды. Требуется создать (в том числе с участием заинтересованных иностранных организаций и представителей) систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности. Ее составной частью могут стать негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты.

В наше время под транспортной безопасностью в первую очередь понимается предупреждение терроризма. Обусловлено это тем, что в мире участились террористические акты. По этой причине и были сформированы компетентные органы. О них и расскажем.

Понятие

Прежде чем рассказывать о компетентных органах в области обеспечения транспортной безопасности, разберемся с понятием.

Итак, транспортная безопасность — состояние, когда происходит защита транспортных средств и объектов инфраструктуры транспорта от незаконного вмешательства.

Кроме этого, есть еще понятия, которые раскрывают определение безопасности транспорта. Это:

  1. Система осуществления целей в транспортном комплексе.
  2. Система, которая противодействует, предупреждает, пресекает преступления, в том числе террористические акты, в транспортной области.
  3. Система, которая направлена на повышение экоустойчивости транспортной системы и экобезопасности перевозок.
  4. Система, предупреждающая чрезвычайные происшествия техногенного или природного характера на транспорте.
  5. Система, которая минимизирует или не допускает моральный ущерб, возникающий от чрезвычайных происшествий или преступлений.

Системой все называется потому, что только комплексные действия приносят результат.

Кого защищает

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности призваны защищать:

  1. Владельцев транспортных средств.
  2. Пассажиров.
  3. Пользователей и владельцев транспортных средств.
  4. Перевозчиков и получателей грузов.
  5. Работников транспортного комплекса.
  6. Окружающую среду от угроз транспортного комплекса.
  7. Бюджет и экономику страны.

Кроме того, компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности обязаны формировать:

  1. Безопасную перевозку багажа, груза или грузобагажа.
  2. Безопасные условия проезда для пассажиров, а точнее, для их жизни и здоровья.
  3. Экономическую безопасность.
  4. Безопасность эксплуатации и функционирования средств транспорта и объектов.
  5. Информационную безопасность.
  6. Экологическую безопасность.
  7. Санитарную безопасность.
  8. Пожарную безопасность.
  9. Постоянную готовность всех ветвей транспортного комплекса.
  10. Ядерную, бактериологическую, радиационную и химическую безопасность.

Так как причины происшествий имеют разный характер, то и угрозы транспортной безопасности появляются не только снаружи, но и внутри системы. Разберемся же в том, что считать угрозами.

Угрозы безопасности

Что считать угрозами? Угрозой считается противоправное действие или намерение его совершить, сюда же относятся процессы техногенного или природного характера, которые препятствуют реализации государственных интересов, интересов личности в транспортной области. Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности должны распознавать эти угрозы и предотвращать их.

К угрозам относятся:

  1. Случаи незаконного вмешательства в работу транспорта. Например, это может быть телефонный терроризм, разборка железнодорожных путей. Иными словами, все действия, которые направлены на причинение вреда жизни пассажиров, здоровью, а также ущерба транспортной сфере.
  2. Диверсионные и террористические акции. Захват морских или воздушных судов, взрывы в аэропортах, вокзалах и прочих местах также относятся к этой категории.
  3. Криминальные действия, которые направлены против жизни и здоровья пассажиров.
  4. Криминальные действия, которые направлены против грузов.
  5. Внеплановые происшествия, например, аварии. Они обусловлены технической изношенностью транспортных средств, а также нарушением требований по экологической безопасности и природными факторами, которые и создают аварийную обстановку с последующими человеческими жертвами и материальным ущербом.

Соответственно, все силы транспортной безопасности должны быть брошены на предупреждение или ликвидацию последствий.

Задачи транспортной безопасности

Какие же задачи у органов в этой области и на что должны быть брошены силы транспортной безопасности?

  1. Правовое регулирование в области безопасности транспорта.
  2. Выявление угроз совершения незаконного вмешательства.
  3. Объективная оценка уязвимости технических средств и объектов инфраструктуры транспорта.
  4. Разделение на категории транспортных средств и объектов инфраструктуры.
  5. Разработка и осуществление требований по организации транспортной безопасности.
  6. Подготовка специалистов для работы в этой сфере.
  7. Осуществление надзора и контроля в сфере безопасности транспорта.
  8. Научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение безопасности транспорта.

Законом о транспортной безопасности определены принципы, которые должны соблюдать компетентные органы. К ним относятся:

  1. Соблюдение интересов личности, государства и общества в равной степени.
  2. Законность.
  3. Непрерывность.
  4. Взаимная ответственность общества, личности и государства в этой сфере.
  5. Взаимодействие органов госвласти, местных органов самоуправления и субъектов транспортной инфраструктуры.

Что должны делать компетентные органы

Законом о транспортной безопасности определена сфера деятельности органов, которые осуществляют транспортную безопасность.

Итак, они должны:

  1. Обеспечивать транспортную безопасность объектов инфраструктуры, транспортных средств.
  2. Проводить оценку уязвимости объектов инфраструктуры. Порядок, в котором органы транспортной безопасности это делают, установлен Оценку уязвимости проводят специальные организации в том порядке, что установил федеральный орган.
  3. Органы транспортной безопасности обязаны также утвердить результаты проверки и не разглашать их. Так как эти сведения относятся к
  4. Разделять объекты транспортной инфраструктуры и вносить их в реестр. Также этот реестр необходимо вести.
  5. Разрабатывать планы обеспечения инфраструктуры и транспортных средств.
  6. Реализовывать эти планы как самостоятельно, так и с органами местного самоуправления.

Какие органы осуществляют транспортную безопасность

Компетентными органами в области транспортной безопасности являются:

  1. Росавтодор. Это федеральное дорожное агентство.
  2. Росавиация — федеральное агентство воздушного транспорта.
  3. Росжелдор. Это федеральное агентство железнодорожного транспорта.
  4. Росморречфлот — федеральное агентство речного и морского транспорта.
  5. Ространснадзор. Федеральная служба, которая осуществляет надзор в области транспорта, а также проводит проверки обеспечения безопасности физическими и юридическими лицами.
  6. Органы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

На последнем остановимся подробнее.

Орган аттестации

Органы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности — это органы, имеющие компетенцию в области безопасности транспорта. Имеют территориальные подразделения. Сюда же относятся организации, которые имеют право проводить аттестацию сил безопасности транспорта. Такие организации находятся в ведении компетентных органов в этой сфере.

Орган аттестации по транспортной безопасности проводит аттестацию для того, чтобы выявить соответствие знаний, навыков, а также личностных качеств работе в сфере безопасности транспорта.

Аттестация проводится один раз в пять лет, если необходимо проверить:

  1. Работников субъекта транспортной сферы, которые отвечают за обеспечение безопасности.
  2. Других работников транспортной сферы, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности.

Органы аттестации сил транспортной безопасности могут проводить процедуру и раз в три года. И вот в каких случаях:

  1. Для работников сферы транспортной безопасности, занимающих руководящие должности.
  2. Для работников инфраструктуры, которые включены в группу быстрого реагирования.
  3. Для тех работников, которые осуществляют досмотр, а также повторный или дополнительный досмотр.
  4. Для работников, которые осуществляют собеседование или наблюдение.
  5. Для тех работников, которые управляют техническими средствами обеспечения безопасности транспорта.

По результатам проверки выдается свидетельство об аттестации.

Кроме того, аттестация проводится и при приеме на работу. Есть перечень требований, которым необходимо соответствовать кандидату, иначе его просто не примут. Кто не может рассчитывать на работу в сфере транспортной безопасности:

  1. Человек, который имеет неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление.
  2. Кандидат, который состоит на учете в медицинском учреждении по причине алкогольной, наркотической зависимости или психического заболевания.
  3. Человек, который был уволен с госслужбы или досрочно прекратил свои полномочия. Это относится к бывшим работникам судебных или правоохранительных органов, которые были отстранены от деятельности в связи с дисциплинарным проступком или проступком, который опорочил честь служащего или стал причиной утраты доверия к нему. Правило действует лишь в том случае, если после увольнения не прошло трех лет.
  4. Человек, который по результатам проверки не может быть допущен к деятельности, которая непосредственно связана с объектами, представляющими высокую опасность для здоровья и жизни людей и окружающей среды.

Которые связаны с обеспечением транспортной безопасности, устанавливает правительство нашей страны.

Как проводится аттестация

Орган аттестации транспортной безопасности начинает проверку только после того, как будет подано заявление на проведение аттестации. Его может подать субъект транспортной сферы или юридическое лицо, которое имеет аккредитацию как подразделение безопасности транспорта. Заявителем может стать и юридическое лицо, которое только претендует на подобную аккредитацию.

Так как аттестационные отделы есть не во всех городах, то орган оказывает выездные услуги с предоставлением заказчиком необходимых условий для проведения проверки.

Проверка проходит в несколько этапов, про которые мы и расскажем.

  1. Подача документов. Заявитель предоставляет в аттестационный орган набор документов, которые соответствуют девятому пункту правил аттестации.
  2. После чего начинается проверка персональных данных и документов и их обработка. Документы проверяются службой в течение трех дней. Некоторые категории сил проверяются в течение сорока пяти дней. Согласно результатам проверки, заявителя информируют о том, что необходимо заключить договор на проведение аттестации. Делается это для того, чтобы можно было решить, допускать аттестуемых к прохождению проверки или нет.
  3. Следующим шагом и будет принятие решения о допуске. Если все условия выполняются, то орган аттестации решает допустить человека к прохождению проверки. Чтобы работник прошел проверку, нужно заключение ОВД о возможности допуска, отсутствие ограничений на выполнение работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, полное соответствие пакета документов заявленному списку, наличие договора с органом аттестации. Если принято решение о прохождении аттестации, то каждому человеку присваивают идентификационный номер, по которому и проводится проверка.
  4. Сколько будет проверок, зависит от того, какую категорию сотрудников проверяют. Если речь идет о проверке личностных качеств отдельных органов в области обеспечения транспортной безопасности, то проводится психофизиологическое обследование сотрудников. В процессе определяют важные для работы качества и наличие риска общественно опасного поведения. Согласно результатам проверки, человека либо допускают к дальнейшим ступеням, либо нет. Следующей проверкой будет соответствие физической подготовки сотрудников. Испытуемые выполняют физические упражнения, и их результаты проверяют на соответствие нормативам. Результатом такой проверки станет допущение или недопущение к дальнейшим проверкам. Третьим этапом будет проверка умений, знаний, навыков сотрудников. Проводится тестирование, в котором сотруднику нужно будет ответить на пятьдесят вопросов с несколькими вариантами ответа. Также билет содержит два практических задания, которые необходимо решить. По результату последней проверки аттестационный орган решает, соответствует сотрудник нормам или нет.
  5. Последним этапом становится выдача свидетельства об аттестации. Важно знать, что все свидетельства заносятся в реестр органов аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Сертифицирующий орган

Сертифицирующим органом по транспортной безопасности является ФКУ НПО «СТиС» МВД России.

Что он делает:

  1. Утверждает сертификаты соответствия.
  2. Утверждает способы проведения сертификационных испытаний техсредств, требований к ним.
  3. Рассматривает жалобы.
  4. Обеспечивает распространение информации о проведении сертификации.

Чтобы сертификация была проведена, нужно написать заявление на проведение. Оно должно быть написано на имя руководителя учреждения. Далее нужно подать заявку и предоставить в учреждение конструкторскую документацию. Орган сертификации по транспортной безопасности рассмотрит заявку и вынесет решение.

Необходимо иметь при себе и документы, которые подтверждают качество транспортного средства. Заявление нужно оформить в одном экземпляре и ждать в течение семи дней. После того как орган принял положительное решение по транспортному средству, он отправляет заявителя в испытательную лабораторию. Испытания проходят в течение тридцати дней. После того как испытания закончились, в течение трех дней составляют протокол испытаний, он должен быть в трех экземплярах. Один из них оставляет себе испытательная лаборатория, а два других передают в сертификационный орган. Потом в этой же форме передачи информации компетентным органам транспортной безопасности и происходят дальнейшие действия.

Федеральный орган

Этим органом является Министерство транспорта нашей страны. Оно осуществляет контроль и координацию этой области, а также разрабатывает нормативно-правовое регулирование и соблюдает государственную политику.

Кроме того, федеральный орган транспортной безопасности контролирует федеральные службы по обеспечению безопасности и федеральные агентства. К службам относятся Росавиация, Росжелдор, Ространснадзор, Росморречфлот, Росавтодор.

Что касается нормативно-правового регулирования, то эти действия напрямую затрагивают аттестующие организации сил обеспечения, субъектов транспортной безопасности и специализированные организации в области безопасности транспорта.

Заключение

Мы разобрали с вами, что такое компетентные органы в сфере безопасности транспорта. Как видите, работа эта очень ответственная и довольно-таки сложная. Ведь на кону не просто технические средства, а жизни и здоровье людей, а также состояние окружающей среды.

Компетентные органы наделены многими полномочиями, но обязанностей у них еще больше. Аттестация же проходит именно для того, чтобы можно было оставить только надежных и квалифицированных сотрудников. Они смогут показать результат работы, чего не скажешь о работниках, которые не имеют достаточных знаний или физической подготовки.

По этим же причинам и были введены требования при приеме на работу. Ведь не может же осужденный распоряжаться жизнью и здоровьем людей. Так же, как и не может этого делать человек с зависимостями или психическими отклонениями или который ранее уже совершал серьезные проступки.

Хочется сказать, что люди, которые обеспечивают транспортную безопасность, достойны искреннего восхищения. Ведь именно они делают так, чтобы мы ездили и летали на качественных техсредствах и живыми добирались из одного пункта в другой. Низкий поклон им за это, безграничное уважение и почтение.

Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения

ЗЫРЯНОВ Сергей Михайлович,

ведущий научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП, доктор юридических наук

КУЗНЕЦОВ Владимир Иванович,

старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат юридических наук

Транспорт является одной из важнейших отраслей российской экономики и необходимым атрибутом нормальной жизни каждого человека. В то же время транспорт относится к числу повышенных источников опасности, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, имуществу. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»1.

На решение этой задачи направлены положения Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности), принятие которого было обусловлено распространением террористических актов2. Сложность и необходимость комплекс-

2 См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона № 213407-4 «О транспортной безопасности» // СПС «Консуль-тантПлюс»; интервью Виктора Кирьянова

ного подхода к обеспечению транспортной безопасности, публичность и государственно-властный характер данной деятельности, казалось бы, очевидны. На первый взгляд названный Федеральный закон создает целостную систему обеспечения транспортной безопасности, включающую оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, категорирование, установление уровней безопасности, планирование и реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, контроль и государственный надзор за деятельностью субъектов транспортной безопасности. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются серьезные противоречия между наименованием законодательного акта, характером содержащихся в нем предписаний и кругом их адресатов, которые были отмечены исследователями еще на стадии обсуждения данного Закона3.

Внешне эта противоречивость проявляется в разбалансировке механизмов управления: ответственность за обеспечение транспортной безопасности возложена на владельцев транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, т. е. частных лиц, они же несут основные материальные затраты по обеспечению транспортной безопасности; вопросы обеспечения антитер-рористической безопасности отнесены к ведению органов управления в сфере транспорта; на традиционные субъекты обеспечения безопасности

3 См., например: Гудема Г. Х., Степаненко Ю. В. Понятие и содержание транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2005. № 1. С. 19.

возложена функция оказания содействия частным лицам.

Основная причина противоречивости кроется, по нашему мнению, в построении юридической конструкции «транспортная безопасность» на основе двух самостоятельных категориальных рядов - «безопасность» и «транспорт». При этом систему субъектов обеспечения транспортной безопасности в соответствии с рассматриваемым Законом определяет категориальный ряд «транспорт». Поэтому функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию были возложены на Минтранс России, а основными субъектами обеспечения транспортной безопасности оказались частные лица. Но правильно ли это?

В содержательном плане понятие «обеспечение транспортной безопасности» Федеральный закон относит скорее к категориальному ряду «безопасность», которому соответствует иная система субъектов. Во главе ее - Совет безопасности РФ, ФСБ России и оперативные штабы. По сути объекты транспорта применительно к категории «транспортная безопасность» являются всего лишь разновидностью множества объектов, с использованием которых могут совершаться террористические акты. Такими объектами являются, например, плотины гидроэлектростанций, хранилища опасных химических или биологических веществ, любые общественные места со значительным скоплением людей. Руководствуясь логикой законодателя, при принятии Закона о транспортной безопасности следовало бы разработать аналогичные законы относительно других объектов терроризма.

Термин «транспортная безопасность» и его легальная дефиниция вызывают непонимание в научном сообществе. Г. Х. Гудема и Ю. В. Степаненко даже предложили воздержаться от использования этого термина в других нормативных правовых актах до его разъяснения непо-

средственно в законе4. К сожалению, такого разъяснения законодателем сделано не было.

Надо признать, что формирование терминологического аппарата в сфере обеспечения безопасности весьма затруднительно. Достаточно вспомнить о неопределенности соотношения понятий «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность». Анализ Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»5, федеральных законов от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го-да6 свидетельствует об отсутствии системы терминов. Виды безопасности определяются в том числе с использованием перечней угроз безопасности и их источников. При этом угрозы разных видов безопасности нередко совпадают.

Кроме того, категория «безопасность» применительно к видам транспорта встречалась и ранее в сочетаниях «авиационная безопасность»7 и «морская безопасность»8. В настоящее время в законодательных актах, регулирующих отношения, воз-

4 См.: Гудема Г. Х., Степаненко Ю. В. Указ. соч. С. 19.

5 Утратил силу.

7 См. гл. XII Воздушного кодекса РФ.

8 См. постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» (утратило силу).

никающие в сфере транспорта, термин «безопасность» употребляется в разных сочетаниях. Так, в преамбуле Воздушного кодекса РФ указывается на безопасность государства, безопасность полетов воздушных судов, авиационную и воздушную безопасность, а в его ст. 11 упоминается безопасность воздушного движения. В статье 22 Воздушного кодекса РФ говорится о безопасности объектов государственной охраны, безопасности людей на водных объектах, пожарной безопасности (как цели, для достижения которой используется государственная авиация), в ст. 41 - о безопасной эксплуатации гражданского аэродрома или аэропорта, в ст. 52 - об авиационном персонале лиц, работающих в службах авиационной безопасности. При этом дефиниция дана только понятию «авиационная безопасность», которая полностью соответствует дефиниции «транспортная безопасность».

В Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) также используется термин «безопасность» применительно к судоходству (безопасность судоходства) и к плаванию (безопасность плавания судов). Кроме того, говорится о безопасном подходе судов и безопасной стоянке судов (ст. 3), безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей (п. 4 ст. 4), безопасных условиях труда (п. 4 ст. 28), безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества (п. 3 ст. 31), безопасной эксплуатации судов, санитарной и пожарной безопасности (ст. 34), экологической безопасности (ст. 34, 39, 40), безопасности проведения погрузочно-разгрузочных работ (п. 2 ст. 56), безопасной технической эксплуатации судна (п. 1 ст. 61), безопасности перевозки груза (ст. 69).

В главе VI «Безопасность судоходства» дефиниция данного понятия, к сожалению, отсутствует, но из перечисленных в ч. 1 ст. 34 обязанностей судовладельца можно сделать вывод о том, что безопасность судо-

ходства соответствует безопасности эксплуатации судов.

Отсутствие легальных дефиниций приводит к тому, что понятия «безопасность судоходства» и «безопасность плавания» смешиваются даже в пределах одной статьи Кодекса. Так, в п. 1 ст. 41 КВВТ РФ говорится, что государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются в целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами. В пункте 4 этой же статьи установлено, что в целях обеспечения безопасности судоходства лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства. При этом в соответствии со ст. 3 КВВТ РФ «судоходство - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводнотехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей». То есть лоцманская деятельность является частью судоходства. Термин «плавание» нормативно не определен. Лишь в Правилах плавания по внутренним водным путям Российской Федера-ции9 установлено, что встречное плавание - это движение двух судов, двигающихся навстречу друг дру-

гу. Отсюда можно сделать вывод, что плавание - это движение. При этом вопрос о том, с какой целью осуществляется лоцманская проводка - для обеспечения безопасности судоходства или плавания, так и остается невыясненным.

В Кодексе торгового мореплавания РФ упоминаются безопасность плавания, торгового мореплавания, судоходства (ст. 61), плавания судна (ст. 53), безопасные условия труда (ст. 60), безопасность судна (ст. 67), морского судоходства (ст. 691), мореплавания (ст. 74), безопасная погрузка (ст. 130), общая безопасность (ст. 284, 286). В соответствии со ст. 86 данного Кодекса лоцманская проводка осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды.

В Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» встречаются такие конструкции, как «безопасность движения», «экологическая безопасность», «пожарная безопасность», «безопасность перевозок».

В Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» говорится о безопасности оказываемых услуг (п. 3 ст. 1), безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (ст. 2), безопасном функционировании железнодорожного транспорта (ст. 4), безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, об экологической безопасности (ст. 6), о безопасности населения (п. 2 ст. 9), безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ (п. 2 ст. 15).

В главе 4 названного Федерального закона сосредоточены нормы, направленные на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте. Исходя из ее содержания можно сделать вывод, что законодатель под безопасностью на железно-

дорожном транспорте понимает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств, экологическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, безопасность труда, санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Названный Федеральный закон содержит легальную дефиницию понятия «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта» говорится только о безопасности перевозки груза (ст. 10) и безопасности водителя (ст. 31). Но вопросы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте регулируются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии со ст. 2 которого под безопасностью дорожного движения следует понимать состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В научных работах приведенные термины толкуются более расширительно. Так, С. В. Проценко, квалифицируя угрозы транспортной безопасности, в одну группу объединяет угрозы, формирующиеся в пределах транспортной отрасли и имеющие преимущественно техни-

ческий, экологический, террористический, информационный характер, а также связанные с человеческим фактором в системе «человек - машина - среда». Он также предлагает классификацию этих угроз в зависимости от источников их возникновения (угорозы технико-технологического, социального и природного характера). К угрозам общего типа автор относит физический износ и моральную «усталость» транспортных средств, путей сообщения, недостаточную подготовку экипажа, персонала транспортных объектов и т. д.10

Б. Н. Дудышкин говорит о необходимости разграничения обеспечения безопасности на транспорте на два блока защиты от угроз: обеспечение безопасности эксплуатации транспорта и обеспечение безопасности от актов незаконного вмешательства в объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства11. Однако объединение технических и технологических вопросов, по нашему мнению, недопустимо. Технические аспекты безопасности связаны с техническим состоянием, техническими характеристиками объектов транспорта (в том числе активной, пассивной, послеаварийной безопасности транспортных средств), закладываемыми еще при их проектировании. Технологические аспекты связаны с поведением людей (водителей, экипажей, диспетчеров и т. д.), соблюдением ими правил движения и эксплуатации транспортных средств. Возражение вызывает также широкое толкование понятия «акты незаконного вмешательства». По мнению Б. Н. Дудышкина, основной смысл этого понятия заключается в защите жизни и здоровья лиц,

10 См.: Проценко С. В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 8. С. 40-43.

11 См., например: Дудышкин Б. Н. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. 2008. № 4.

находящихся на объектах транспорта и транспортных средствах, и имущества собственников от угроз противоправного характера: преступных действий, административных правонарушений, а также дисциплинарных проступков работников транспорта (террористические акты, причинение вреда жизни и здоровью людей, разбои, грабежи, хищения, хулиганские действия, взяточничество, злоупотребление служебным положением и др.).

В действительности дисциплинарные проступки, отдельные виды административных правонарушений и даже преступные деяния работников транспорта следует рассматривать как угрозу технологической безопасности, поэтому они не могут относиться к актам незаконного вмешательства. Это скорее внутренние технологические сбои.

Не представляют угрозы транспортной безопасности противоправные посягательства на права клиентов, обслуживаемых транспортными организациями, на жизнь, здоровье, имущество. Однако хищения, разукомплектование, разрушение объектов транспорта в отличие от хищений грузов угрожают именно транспортной безопасности.

Таким образом, без учета смежных вопросов обеспечения общественной безопасности, безопасности труда, экологической, пожарной и других видов безопасности можно выделить безопасность на транспорте как состояние защищенности от угроз, обусловленных: 1) техническим состоянием транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры; 2) нарушениями правил движения и эксплуатации операторами транспортных средств; 3) вмешательством в функционирование объектов транспорта извне.

Первые два вида безопасности можно было бы назвать технической безопасностью (статика) и безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, или технологической безопасностью (динамика)

соответственно, последний - транспортной безопасностью.

Сама идея выделения института транспортной безопасности была продиктована необходимостью борьбы с терроризмом на транспорте, поскольку все остальные угрозы безопасности, связанные с незаконными действиями работников транспорта, так или иначе контролируются. По нашему мнению, законодатель не случайно использовал в определении понятия «транспортная безопасность» слово «вмешательство», указывающее на внешнее по отношению к системе транспорта происхождение угроз.

Ограничение перечня угроз транспортной безопасности только актами незаконного вмешательства, нарушающими его нормальное функционирование, направленность этих актов не на конкретных лиц или их права, а на неопределенный круг лиц сближает транспортную безопасность с антитеррористической безопасностью. В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Безусловно, акты вмешательства в деятельность транспорта имеют своей целью не нарушение нормальной работы транспорта, они адресуются власти.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что под обеспечением транспортной безопасности следует понимать противодействие терроризму. Иначе говоря, содержание деятельности по обеспечению транспортной безопасности соответствует категориальному ря-

ду «безопасность». Эта деятельность весьма специфическая, требующая проведения специальных мероприятий, относящихся к оперативно-розыскной деятельности, использования информации закрытого характера. Такую деятельность осуществляют органы государственной власти, наделенные специальными полномочиями, под надзором прокуратуры и суда. Те меры, которые предусмотрены Законом о транспортной безопасности (фактически они сводятся к созданию служб безопасности и установке рамок металлоискателей (большими полномочиями наделить негосударственные службы безопасности не рискнет ни одно государство)), лишь малая часть всего объема антитеррористической деятельности.

Цели, задачи, направления деятельности органов государственной власти по противодействию угрозам, связанным с террористическими актами, определяются Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральными законами «О противодействии терроризму», «О безопасности», «О федеральной службе безопасности», Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и другими нормативными правовыми актами, которые определяют систему субъектов обеспечения безопасности и противодействия терроризму, устанавливают предметы их ведения и полномочия.

Сопоставление названных законодательных и других правовых актов показывает, что Закон о транспортной безопасности не только вводит узкое толкование понятия «транспортная безопасность», но и не соответствует законодательству РФ о безопасности и противодействии терроризму в части установления предметов ведения и полномочий субъектов обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии со ст. 4 Закона о транспортной безопасности систему

субъектов обеспечения транспортной безопасности образуют субъекты транспортной инфраструктуры и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, в ст. 5 этого Закона дополнительно названы специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности12. Согласно ст. 2 данного Закона названные субъекты решают следующие задачи:

нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

информационное, материальнотехническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Очевидно, что субъекты транспортной инфраструктуры, к числу которых относятся юридические лица - собственники объектов транспорта, перевозчики и другие организации, в соответствии с действующим законодательством правомоч-

12 См. постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

ны лишь реализовывать отдельные, единичные меры по обеспечению транспортной безопасности13, участвовать в оценке уязвимости объектов транспортной инфраструкту-ры14, осуществлять подготовку специалистов в области обеспечения транспортной безопасности15.

Функция информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности является комплексной и должна проводиться всеми заинтересованными субъектами.

Названные организации также вправе объявлять (устанавливать) и отменять уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Реализация этого полномочия потребовала обращения к категориальному ряду «безопасность». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» решения об установлении того или иного уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств уполномочены принимать руководители федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах РФ16 либо министр внутренних дел РФ, министр транспорта РФ или уполномоченные им должностные лица.

13 См. приказ Минтранса России от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

14 Эта функция закреплена за специализированными аккредитованными организациями, а не субъектами транспортной инфраструктуры.

15 Речь идет о подготовке работников служб безопасности, создаваемых субъектами транспортной инфраструктуры.

16 См.: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Итак, в соответствии со ст. 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры участвуют в обеспечении транспортной безопасности лишь в форме оказания содействия федеральным органам исполнительной власти, что хотя и противоречит ч. 1 ст. 4 данного Закона, но тем не менее представляется вполне логичным, поскольку субъекты транспортной инфраструктуры не имеют необходимых полномочий для нормативного правового регулирования, определения угроз совершения актов незаконного вмешательства, катего-рирования объектов транспортной инфраструктуры, разработки требований по обеспечению транспортной безопасности, осуществления контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, в нормативном правовом регулировании вопросов обеспечения транспортной безопасности имеется противоречие, вызванное совместным использованием терминов, принадлежащих двум самостоятельным кате-

гориальным рядам «безопасность» и «транспорт». При распределении предметов ведения и полномочий законодатель руководствовался содержанием категориального ряда «транспорт», вследствие чего основные функции были отнесены к ведению Минтранса России и подведомственных ему служб и агентств, а основными субъектами обеспечения транспортной безопасности оказались владельцы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Библиографический список

Г удема Г Х., Степаненко Ю. В. Понятие и содержание транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2005. № 1.

Дудышкин Б. Н. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. 2008. № 4.

Проценко С. В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 8.

Юридические концепции ценных бумаг и их влияние на развитие гражданского права

ЧИКУЛАЕВ Роман Владимирович,

доцент кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат экономических наук

Общие положения и подходы к концепциям в праве. Модернизация законодательства о ценных бумагах и их гражданском обороте объективно должна опираться на соответствующую теоретическую базу. Можно говорить о необходимости концептуального подхода к построению механизма правового регулирования отношений на рынке ценных

бумаг. В связи с этим актуальным представляется проведение анализа развития теоретических положений (концепций) ценных бумаг в цивилистике и их влияния на эволюцию отечественного права и законодательства.

Понятие концепции прочно закрепилось в науке. Под концепцией обычно подразумевают определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основную точку зрения1. Конечно, объем и глубина концепции, а также фор-

1 Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М., 1983.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

4. Субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

5. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

6. Обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.

7. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.