ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВОРОНЕЖА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В связи с принятием нового Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 31.12.1999 N 474 "О перечне платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" исполнительный комитет Администрации города постановляет:

1. Постановление исполнительного комитета администрации города Воронежа Воронежской области от 06.06.1997 N 120 "О выполнении Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.1991, приказов Госкомсанэпиднадзора РФ N 91 от 07.09.1993 и N 125 от 07.08.1996 учреждениями Госсанэпиднадзора в г. Воронеже" признать утратившим силу.

2. Главному врачу Центра госсанэпиднадзора в г. Воронеже Мамчику Н.П. обеспечить выполнение учреждениями госсанэпиднадзора в г. Воронеже платных медицинских работ и услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам, занимающихся предпринимательской деятельностью, в соответствии с настоящим приложением.

3. Установить, что платные медицинские услуги и работы осуществляются в пределах основных функций учреждений госсанэпиднадзора РФ.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на главного врача центра госсанэпиднадзора в г. Воронеже Мамчика Н.П.

Глава администрации
А.Н.ЦАПИН

Приложение. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТ И УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА В Г. ВОРОНЕЖЕ ЮРИДИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Приложение
к постановлению исполкома
администрации г. Воронежа
от 18.05.2000 N 327

1. Санитарно-гигиенические, эпидемиологические экспертизы и выдача по их результатам заключений по заявкам граждан и юридических лиц:

1.1. По предпроектной, а также по проектной, нормативной и эксплуатационной документации, разработанной с частичными отступлениями от требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

1.2. По проектным решениям, на которые отсутствуют санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, в том числе по проектам планировки, застройки, технико-экономическим обоснованиям на строительство, технического перевооружения, предложениям по выбору земельных участков под строительство, проектам обоснований нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также обоснований на специальное водопользование.

1.3. Проектам нормативной и технической документации (технических условий, регламентов, рецептур) на новую (модернизируемую) продукцию производственно-технического назначения, пищевую продукцию, а также предназначенную для личных (бытовых) нужд.

2. Лабораторные и инструментальные исследования и измерения, гигиенические и другие виды оценок по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

3. Производство, хранение и реализация дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных средств по заявкам граждан индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

4. Консультационные услуги, в том числе подготовка, издание, распространение методических, нормативных, информационных и иных печатных, аудиовизуальных, электронных материалов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

5. Гигиеническое обучение и воспитание работников предприятий, организаций, учреждений лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и населения, обеспечения которого возложено на них действующим законодательством Российской Федерации и по их заявкам.

6. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги) по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Главный государственный
санитарный врач по г. Воронежу
Н.П.МАМЧИК

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 52-ФЗ О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее - органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6070; 2008, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; 2011, N 30, ст. 4563; 2011, N 30, ст. 4590; 2011, N 30, ст. 4591; 2011, N 30, ст. 4596, N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4079);


Реализация программ модернизации здравоохранения, охраны здоровья граждан и окружающей среды, обозначенные в качестве приоритетных задач государственной политики в РФ , требует соответствующего правового регулирования отношений, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Комментируемого Закона определяет цели его принятия как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В свою очередь санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду ( , Конституции РФ).

Так, признавая неотъемлемые права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, Конституции РФ, провозглашает необходимость принятия в Российской Федерации мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Реализация указанных мер обеспечивается, в том числе и посредством финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения. Мероприятия по охране здоровья населения непосредственно включают в себя и реализацию мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

РФ также признает права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Следует иметь в виду, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и обеспечение прав граждан на безопасную среду обитания, а также профилактику заболеваний предопределяет во многом здоровье населения Российской Федерации.

Проводимые в современной России социально-экономические преобразования неизбежно повлекли за собой ухудшение важнейших показателей здоровья населения, что является индикатором общего социально-бытового и санитарно-эпидемиологического неблагополучия в стране.

В этой связи в целом государственная политика в области охраны здоровья населения в РФ характеризуется приоритетным направлением профилактики заболеваемости населения. Приоритетным является развитие системы социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья населения и среды

Комментируемый был принят на смену РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1034-I "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который сыграл существенную роль в организации и осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в стране и решении ряда проблем в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Вместе с тем со временем, учитывая происшедшие радикальные социально-экономические и политические изменения, принятие РФ, РФ, а также других федеральных законов, отдельные положений Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1034-I "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устарели, вошли в противоречие с принятыми нормативными правовыми актами, не в полной мере обеспечивали возможности правового регулирования при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме того, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, значительный рост числа социально-значимых заболеваний, отравлений, производства, поставки и сбыта населению недоброкачественных продуктов питания и товаров были обусловлены в определенной степени недостаточным для того времени правовым регулированием в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В этой связи комментируемый был призван решить задачи приведения норм действующего закона в соответствие с и законодательством РФ, а также введение ряда новелл разработанных с учетом практики применения закона и потребностей правового регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Кроме того, в закон были включены ряд положений, регламентировавшихся ранее подзаконными актами (о санитарно-эпидемиологическом нормировании, о социально-гигиеническом мониторинге, о государственной санитарно-эпидемиологической службе и др.

За время существования комментируемого в него неоднократно вносились изменения. Однако проблема совершенствования правового регулирования организации и деятельности системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации и в настоящее время не теряет своей актуальности. Так, в частности, требуют более детальной регламентации вопросы оказания санитарных услуг, статуса субъектов правоотношений, регламентируемых комментируемым Законом, и ряд других.

1. Комментируемая раскрывает содержание понятийного аппарата рассматриваемого Закона. Причем следует отметить, что терминология комментируемого Закона применима в целом к законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Итак, под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, которые характеризуются 2 основными показателями:

Из приведенного определения видно, что раскрывая понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, комментируемая использует ряд терминов, которые также требуют дополнительного уточнения:

Определения здоровья приводится в Устава (Конституции) Всемирной Организации Здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.). Здоровье рассматривается широко как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отметим, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Как отмечено в Всемирной Организации Здравоохранения здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств. Государства, принявшие Устав (Конституцию) Всемирной Организации Здравоохранения обязались претворять в жизнь принципы улучшения и охраны здоровья, которые являются основными для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности.

В этой связи государство обеспечивает осуществление соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохранения, в том числе борьба с болезнями, в особенности с заразными болезнями, предоставление гражданам возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук, общественное просвещение, активное сотрудничество с обществом и др.

Отметим также, что ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" воспринял терминологию Всемирной Организации Здравоохранения и определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (). Охрана здоровья граждан обеспечивается, в том числе, посредством осуществления системы мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, приведенное широкое понимание термина "здоровье" определяет не только состояния индивида, но состояние общества (населения региона, страны и т.д.).

Концептуальная модель показателей состояния здоровья состоит из 4 уровней (см. "Информатизация здоровья. Концептуальная модель показателей состояния здоровья", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2009 г. N 399-ст):

Немедицинские детерминанты здоровья (отношение к здоровью, социально-экономические, социальные и общественные факторы, факторы окружающей среды, генетические факторы);

Эффективность системы здравоохранения (допустимость, доступность, правомерность, компетентность, непрерывность, эффективность, результативность, безопасность);

Отметим, что смертность или оценка продолжительности жизни являются самыми широко используемыми и доступными показателями состояния здоровья. Они включают в себя повозрастные показатели смертности, разделенные по возрастам, а также производные показатели, такие как ожидаемая продолжительность жизни и потенциально потерянные годы жизни. Кроме того, для полного понимания состояния здоровья следует учитывать показатели, отражающие уровни заболеваемости и инвалидности с одной стороны и благополучие - с другой. Недееспособность и заболеваемость характеризуются двумя типами показателей состояния здоровья: санитарными условиями и человеческой деятельностью. Санитарные условия могут включать оценку коэффициента заболеваемости или уровня распространения болезни, в то время как оценка человеческой деятельности может включать такие показатели, как функциональные нарушения или ограничения деятельности.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы



ОТДЫХА, СПОРТА

Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям проживания
в жилых зданиях и помещениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.2.2645-10

Москва 2010

1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (к.м.н. О.И. Аксенова, к.м.н. А.С. Гуськов, Е.С. Почтарева, Н.Н. Пронина); НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (д.м.н. Ю.Д. Губернский, к.м.н. Н.Д. Калинина, А.Н. Мельникова, Н.С. Орлова); Кафедрой коммунальной гигиены Российской медицинской академии последипломного образования (к.м.н. Т.Е. Бобкова); ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (д.м.н. В.И. Зайцев, Т.Д. Кузькина, к.м.н. А.В. Стерликов, к.м.н. О.Е. Тутельян); ФГУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» (д.м.н. Р.С. Гильденскиольд, Л.П. Аксенова, Г.И. Кузнецова); Управлением Роспотребнадзора по г. Москве (Н.Д. Сенина).

2. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 10.06.2010 № 64 и введены в действие с 15.08.2010.

4. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 15.07.2010, регистрационный номер 17833.

6. Введены взамен СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» (с изменениями).

Федеральный закон
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (ст. 1).

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (ст. 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 55).


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10.06.2010 г. Москва № 64

Об утверждении
СанПиН 2.1.2.2645-10


ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 15 августа 2010 г.

Г.Г. Онищенко

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02.08.2010 г. Москва № 99

Об отмене СанПиН 2.1.2.1002-00
и СанПиН 2.1.2.2261-07

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. С момента введения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 10.06.2010 № 64 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 15.07.2010, регистрационный номер 17833, считать утратившими силу:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 15.12.2000 (не нуждаются в государственной регистрации в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2001 № 07/3760-ЮД);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2261-07 «Изменение 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. СанПиН 2.1.2.1002-00», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 21.08.2007 № 59 (не нуждается в государственной регистрации в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.09.2007 № 01/9018-АБ).

Г.Г. Онищенко

I. Общие положения и область применения II. Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении III. Гигиенические требования к жилым помещениям и помещениям общественного назначения, размещаемым в жилых зданиях IV. Гигиенические требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений V. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению и инсоляции VI. Гигиенические требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений, ионизирующего излучения VII. Требования к внутренней отделке жилых помещений VIII. Требования к инженерному оборудованию IX. Требования к содержанию жилых помещений Приложение 1. Нормы освещенности придомовых территорий Приложение 2. Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий Приложение 3. Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых зданий Приложение 4. Предельно допустимые уровни вибрации в помещениях жилых зданий Приложение 5. Предельно допустимые уровни инфразвука на территории жилой застройки и в жилых зданиях Приложение 6. Допустимые уровни ЭМП диапазона частот 30 кГц - 300 ГГц для населения (на селитебной территории, в местах массового отдыха, внутри жилых помещений) Приложение 7. Допустимая напряженность магнитного поля Библиографические данные

Приложение

2.1.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ,
ОТДЫХА, СПОРТА

Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях

1). Полный текст закона и последние поправки © КонсультантПлюс, 1992-2013

2). Закон РСФСР " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

"Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами" (статья 3).

"Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил... Должностные лица и граждане РСФСР. допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (статья 27).

Приложение 4
(обязательное)

Профилактика эхинококкоза и альвеококкоза

ЭХИНОКОККОЗ (гидатидозный) и АЛЬВЕОКОККОЗ (многокамерный эхинококкоз) человека - тяжелые, хронически протекающие гельминтозы, нередко приводящие к инвалидности, а в запущенных случаях заканчивающиеся летально (особенно альвеококкоз).

Эхинококкоз имеет широкое распространение во всем мире.

Ареал альвеококкоза ограничен Северным полушарием, где болезнь регистрируется в Центральной Европе и в северной зоне Евразии, включая север Японии, Новый Свет, Аляску, Канаду, США.

В России гидатидозный эхинококкоз часто регистрируется в:
Башкортостане,
Татарстане,
Ставропольском,
Краснодарском,
Алтайском,
Красноярском и Хабаровском краях,
Волгоградской,
Самарской,
Ростовской,
Оренбургской,
Челябинской,
Томской,
Омской,
Камчатской,
Магаданской,
Амурской областях и Чукотском автономном округе.

Альвеолярный эхинококкоз распространен на территории Республики Саха (Якутия), Красноярского, Алтайского и Хабаровского краев, в Томской, Омской, Иркутской, Челябинской, Пермской, Ростовской, Самарской, Камчатской, Новосибирской и Магаданской областях, Чукотском автономном округе.

1. Характеристика возбудителей эхинококкоза и альвеококкоза

Возбудителем эхинококкоза гидатидозного является эхинококк однокамерный Echinococcus granulosus, относящийся к роду Echinococcus.

Возбудитель альвеококкоза (эхинококкоза многокамерного) - эхинококк многокамерный, который в нашей стране выделен в самостоятельный род Аlveococcus, и получил название Аlveococcus multilocularis.

Alveococcus multilocularis.
Строение взрослого гельминта в основном сходно со строением однокамерного эхинококка, однако размеры его меньше (2-4 мм), длина последнего членика меньше половины длины тела, а заполняющая его матка лишена боковых выпячиваний.

Ларвоциста представляет собой конгломерат мелких пузырьков, образующихся путем почкования, и тесно прилегающих друг к другу или сросшихся между собой. Полость пузырьков наполнена жидкостью или студенистой массой, на стенках формируются единичные протосколексы.

Яйца эхинококка и альвеококка по морфологическим признакам неотличимы от яиц других видов цестод (например, яиц бычьего и свиного цепней), содержат шестикрючную личинку, заключенную в двуконтурную, радиально исчерченную оболочку желтовато-коричневого цвета (онкосфера).

Развитие эхинококка и альвеококка происходит с участием двух хозяев - окончательного (дефинитивного), в кишечнике которого обитают взрослые гельминты, и промежуточного, содержащего личинки ларвоцисты.

Окончательными хозяевами эхинококка на территории России являются:
собака (основной хозяин),
волк,
реже шакал,
лисица,
а промежуточными - различные травоядные и всеядные копытные животные, в том числе основные виды сельскохозяйственных животных
овцы,
козы,
крупный рогатый скот,
свиньи,
лошади,
ослы,
а также
дикие парнокопытные - олени, лоси.

Окончательные хозяева альвеококка - песец, лисица, собака, реже волк, корсак, енотовидная собака, в единичных случаях домашняя и пятнистая кошки. Промежуточные хозяева - дикие мышевидные грызуны, в основном представители отряда Rodentia (ондатры, полевки и др.).

Человек для эхинококка и альвеококка служит промежуточным хозяином.

Первоначальное развитие ларвоцист эхинококка происходит довольно быстро - за 3-5 мес., но потом их рост замедляется и может длиться годами. От окружающих тканей ларвоциста отделена оболочкой. Процесс напоминает развитие доброкачественной опухоли и сопровождается сходной симптоматикой.

Ларвоцисты альвеококка формируются в основном в печени, их развитие у человека происходит в течение ряда лет, тогда как у грызунов оно завершается за 30-40 дней. Рост ларвоцист альвеококка осуществляется путем экзогенного отпочковывания пузырьков, прорастающих печеночную ткань подобно злокачественной опухоли. При этом нарушается целостность кровеносных сосудов и оторвавшиеся от ларвоцисты отдельные пузырьки заносятся током крови в другие органы, чаще всего в мозг, образуя, таким образом, метастазы.

2. Эпидемиология и эпизоотология

    2.1. Эхинококкоз гидатидозный (однокамерный)

    На втором этапе в распространении инвазии участвуют зараженные сельскохозяйственные животные и некоторые дикие парнокопытные, чьи внутренние органы, пораженные ларвоцистами эхинококка, служат факторами передачи, а воспринимающим организмом являются собака и дикие плотоядные.

    Длительность выживания онкосфер во внешней среде зависит от ряда факторов. Они переносят температуру от +38 °С до -30 °С, на поверхности почвы в тени при температуре 10-26 °С сохраняют жизнеспособность в течение месяца, но на солнце при температуре 18-50 °С погибают через 1-2 суток. В траве длительность жизни онкосфер увеличивается и при температуре 14-28 °С они погибают не ранее, чем через 1,5 мес. Онкосферы хорошо переносят низкую температуру, при которой могут сохраняться ряд лет, но весьма неустойчивы к высыханию. В зависимости от степени влажности почвы они могут оставаться жизнеспособными от 3 дней до 1 года.

    В зависимости от вида животных, участвующих в передаче инвазии, различают природные, синантропные и смешанные очаги эхинококкоза.

    Передача инвазии от промежуточных хозяев окончательным (собакам) может происходить разными путями. Собаки заражаются, поедая мясные отбросы кухонь, боен, убойных площадок, неглубоко закопанные или разбрасываемые вблизи жилищ и населенных пунктов, а также в результате скармливания им конфискатов с боен или пораженных ларвицистами эхинококка органов забитых на дому животных. В ряде мест собаки заражаются при поедании падали на неблагоустроенных скотомогильниках.

    Основную роль в заражении человека играет постоянное общение с больными собаками, на шерсти и языке которых могут находиться яйца и членики эхинококка. Здоровые животные нередко также участвуют в передаче инвазии человеку в качестве механических переносчиков яиц, попавших на их шерсть или язык в результате облизывания зараженной собаки.

    Не исключается и заражение человека при поедании немытых овощей, ягод, фруктов, загрязненных фекалиями больных собак, содержащими онкосферы и членики эхинококка. Онкосферы могут также заноситься мухами на различные продукты питания или попадать на них с пылью, что нередко имеет место в засушливых районах с сильными ветрами.

    В природных очагах эхинококкоза циркуляция возбудителя происходит между дикими животными. В России такие очаги выявлены в настоящее время на Таймыре и в Хабаровском крае. В первом из них передача инвазии осуществляется между волками (окончательный хозяин) и дикими северными оленями (промежуточный хозяин), во втором между волками и лосями. Заражение окончательного хозяина в таких очагах происходит по типу хищник-жертва, а промежуточных хозяев через траву и воду природных водоемов, загрязненных фекалиями инвазированных эхинококком волков.

    Возможен переход инвазии из природного очага в биоценозы, связанные с человеком, в результате поедания собаками трупов диких травоядных животных или скармливания им продуктов охоты. В свою очередь травоядные и всеядные сельскохозяйственные животные могут заражаться от диких животных при проглатывании онкосфер и члеников эхинококка с травой и водой из природных водоемов, загрязненных фекалиями волков. В результате может сформироваться постоянно действующий смешанный очаг эхинококкоза с вовлечением в эпизоотический процесс как диких, так и домашних животных.

    Человек заражается от диких плотоядных во время охоты, при разделке их шкур, употреблении в пищу дикорастущих трав и ягод, загрязненных фекалиями волков и других возможных окончательных хозяев эхинококка, при питье воды из природных водоемов. В связи с разнообразием путей заражения человека контингенты, подвергающиеся высокому риску заражения, неоднородны. В овцеводческих районах, где циркуляция возбудителя происходит в основном между собаками и овцами, к группам риска относятся чабаны и члены их семей, в течение всего пастбищного сезона находящиеся при отарах овец, сопровождаемых обычно собаками. На Севере, в районах развитого оленеводства, наиболее часто заражаются оленеводы и их семьи, в районах развитого охотничьего промысла - охотники и лица, занимающиеся разделкой шкур диких плотоядных. В населенных пунктах с большим числом собак все жители, особенно дети и женщины, занимающиеся изготовлением одежды (шапок, рукавиц и пр.) из шкур собак, подвергаются высокому риску заражения.

    Заражение эхинококками может происходить в течение всего года, что обусловлено устойчивостью онкосфер к внешним воздействиям и длительным сохранением их жизнеспособности во внешней среде. Однако имеются, очевидно, периоды наиболее высокого риска заражения, связанные, в основном, с особенностями быта и хозяйственной деятельности человека. Такими периодами являются, например, сезон охоты, период массового забоя оленей и пр.

    2.2. Альвеококкоз (эхинококкоз многокамерный)

    Альвеококкоз является природно-очаговым гельминтозом, поскольку циркуляция возбудителя происходит в природных биоценозах и может осуществляться без участия синантропных животных и человека. Механизм передачи альвеококков тот же, что и эхинококков, и ее интенсивность зависит от тех же факторов.

    Основными источниками возбудителя инвазии служат дикий песец и лисица обыкновенная, а в ряде мест также собака. От них через элементы внешней среды, обсемененной онкосферами и члениками альвеококка заражается промежуточный хозяин, роль которого выполняют, главным образом, ондатры и полевки.

    Заражение человека осуществляется тремя основными путями:
    непосредственно от диких плотоядных (песцов, лисиц) в результате проглатывания онкосфер, находящихся на их шерсти, в результате употребления в пищу дикорастущих трав и ягод, питья воды из источников, служащих местом водопоя диких животных, от собак, которые сами активно инвазируются, охотясь за дикими мышевидными грызунами. В этом случае заражение человека происходит при тех же условиях, что и при эхинококкозе.

    В местах вольерного разведения пушных зверей (песцов, лисиц) человек может заразиться во время кормления и ухода за ними.

    Контингентами, подвергающимися высокому риску заражения альвеококкозом (в пределах эндемичных территорий), можно считать охотников и членов их семей, лиц, ухаживающих за вольерными пушными зверями, сборщиков пушнины и лиц, занимающихся ее обработкой, а также жителей поселков, в которых собаки играют большую роль в хозяйственной деятельности и быту человека. В этом случае, как и при эхинококкозе, высокому риску заражения подвергаются дети.

    Заражение альвеококком как окончательных, так и промежуточных хозяев, в том числе человека, происходит обычно в определенные сезоны года. Сезон заражения связан с особенностями быта и хозяйственной деятельности населения, в частности со сроками сезона охоты, сбора и обработки пушнины, сбора дикорастущих трав и ягод. Значение имеет также период сохранения онкосфер во внешней среде и сроки наиболее высокой пораженности окончательных хозяев, служащих источником возбудителя инвазии для человека. Этот период в свою очередь зависит от сроков заражения плотоядных, их численности в разные сезоны года, длительности жизни возбудителя и пр. Таким образом, в разных ландшафтных зонах и очагах разного типа сроки и длительность сезона заражения альвеококкозом могут быть различны и обуславливаются комплексом природных и социальных факторов.

    Учет условий, определяющих интенсивность передачи инвазии, длительность эпидсезона, а также контингентов, подвергающихся высокому риску заражения, необходимы для составления научно-обоснованных планов борьбы с альвеококкозом и эхинококкозом. Центры Госсанэпиднадзора автономных республик, краев, областей должны изучать (с привлечением специалистов профильных научно-исследовательских и учебных институтов) краевые особенности эпидемиологии этих гельминтозов на разных территориях.

    Основными направлениями этой работы являются:

    • выявление главных окончательных и промежуточных хозяев;
    • изучение заболеваемости населения путем анализа архивных материалов хирургических и патологоанатомических отделений больниц, а также результатов массовою иммунологического обследования населения с помощью серологических реакций;
    • характеристика и типизация очагов.

3. Эпидемиологический надзор за эхинококкозами

    3.1. Эпидемиологический надзор за эхинококкозами является комплексным медико-ветеринарным мероприятием и включает:

    • комплексное, многоплановое изучение динамики этих инвазий на конкретной территории, предусматривающее биологические и социальные аспекты эпидемического процесса (заболеваемость;
      профессиональный, возрастной и половой состав больных, биология и экология возбудителя, промежуточных и окончательных хозяев);
    • планирование и проведение мероприятий, направленных на снижение заболеваемости человека и животных и ликвидацию эпидемического и эпизоотического характера распространения эхинококкозов.

    3.2. Организационные мероприятия по осуществлению эпидемиологического надзора включают:

    • комплексный подход к проводимым мероприятиям;
    • дифференцированность мероприятий относительно разных типов очагов;
    • поэтапная преемственность текущих, очередных и перспективных планов (программ) борьбы с гельминтозами и их профилактики;
    • детальный анализ результатов от внедрения мероприятий каждого типа;
    • регулярность контроля за ходом выполнения намеченных программ.

    Исходя из указанных принципов и учитывая эпидемическую и эпизоотическую ситуацию на конкретной территории, территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора совместно с органами здравоохранения и ветеринарной медицины, заинтересованными службами, организациями и учреждениями (коммунальная служба, охотничье-промысловые хозяйства и общества, предприятия и объединения различных форм собственности по производству, переработке и реализации продуктов животноводства, профильные НИИ и др.) разрабатывают тематические целевые программы районного (областного, краевого, республиканского) уровней с определением финансирования и утверждением их соответствующими органами исполнительной власти.

    Целевые программы (планы) по борьбе с эхинококкозами включают:

    • организационно-методическую работу (рассмотрение вопросов борьбы с биогельминтозами на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий и комиссий по чрезвычайным и аварийным ситуациям администраций районов, городов, областей, краев, республик;
      разработка и утверждение целевых программ профилактики зоонозных гельминтозов, предусматривающих мероприятия по оценке и мониторингу за эпидемической и эпизоотической ситуацией на контролируемой территории, определение групп и факторов риска заражения, структур и границ очагов инвазий с последующими эпидемиологическим и эпизоогологическим районированием и разработкой дифференцированных мероприятий;
      определение учреждений и ведомств, непосредственных исполнителей мероприятий;
      подготовка кадров медицинской, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и зоотехнической служб, систем глав охоты и др.);
    • вопросы предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за объектами, имеющими эпидемиологическую значимость в рассматриваемом аспекте;
    • вопросы утилизации трупов (останков) домашних, синантропных и диких животных, а также боенских отходов на утильзаводах в специальных установках для сжигания трупного материала или его захоронения в биотермических ямах и т. д.;
    • определение объектов (территорий, населенных пунктов, хозяйственных и природных объектов), подлежащих эпиднадзору; первоочередными объектами эпиднадзора являются административные территории с высокими показателями заболеваемости населения и животных эхинококкозами, развитым овцеводством, оленеводством и охотничьим хозяйством.

    3.3. Эпиднадзор за эхинококкозами, осуществляемый центрами Госсанэпиднадзора, включает:

    • эпидемиологический анализ информации об эхинококкозах на конкретной территории за определенный промежуток времени (данные о заболеваемости населения;
      числе хирургических операций по поводу эхинококкозов; инвалидности;
      смертности;
      экономическом ущербе;
      характере и объеме санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий);
    • оперативное слежение (мониторинг) за эпидемической ситуацией (данные об иммунитете по результатам обнаружения противоэхинококковых антител у населения с помощью иммунологических методов;
      заражаемости;
      хирургических операциях;
      смертности;
      эффективности оздоровительных мероприятий;
      частоте и длительности контактов населения с возможными источниками и факторами передачи инвазионного материала;
      группах риска;
      обсемененности внешней среды онкосферами эхинококков);
    • планирование, реализация и оценка эффективности комплекса профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, включая:
      соблюдение правил личной профилактики во время охоты, работы в меховых мастерских и на зверофермах, сбора дикорастущих ягод и растений, общения с домашними собаками;
      санитарное просвещение доступными средствами:
      демонстрация кинофильмов, издание научно-популярной литературы, плакатов и памяток.

    Для оценки эффективности вышеуказанных мероприятий необходимо проведение санитарно-гельминтологического надзора, включающего разные направления исследований объектов внешней среды в очагах эхинококкозов.

    3.4. Санитарно-гельминтологический надзор в очагах эхинококкозов.

    Главной задачей санитарно-гельминтологических исследований в очагах эхинококкозов является выявление основного источника обсеменения инвазионным материалом объектов окружающей среды, путей его передачи и проведение мероприятий по прерыванию этой передачи с учетом особенностей очага.

    Специалистам центра госсанэпиднадзора необходимо уточнить тип населенного пункта, основной вид хозяйственной деятельности населения:
    характер водоснабжения,
    канализации,
    общее санитарное состояние населенного пункта,
    характер содержания собак,
    наличие сельскохозяйственных животных и т. д.

    Объектами санитарно-гельминтологических исследований должны стать места содержания собак и территорий с неудовлетворительным санитарным состоянием, а также домовладения, в которых проживают фермеры, собаководы, звероводы, работники животноводческих ферм.

    Перед проведением санитарно-гельминтологических исследований в природном очаге эхинококкоза необходимо изучать местную фауну (виды обитающих животных), флору (виды ягод, съедобных растений, употребляемых в пищу населением), характер обработки или выделки шкур диких животных и др.

    Комплекс санитарно-гельминтологических исследований в природных очагах эхинококкозов должен быть приурочен к началу и окончанию охотничьего сезона (время массового ухода и выхода охотников из тайги).

    Объектами санитарно-гельминтологических исследований в природных очагах эхинококкозов должны стать места временного пребывания охотников, пастухов (зимовья, избушки) территории вокруг них, конторы охот участков, меховые мастерские и др.

    Для установления путей и факторов передачи инвазии проводят постоянный санитарно-гельминтологический мониторинг за объектами внешней среды.

    Объекты санитарно-гельминтологических исследований в смешанных очагах эхинококкозов те же, что и в синантропных и природных очагах.

4. Ретроспективный анализ состояния очагов эхинококкозов

Ретроспективная и динамическая оценка состояния очагов эхинококкозов строится на составлении и анализе кадастра очагов для оценки реальной эпидемической опасности, а также для планирования профилактических и лечебных мероприятий.

Ретроспективный кадастр включает в себя сведения о:

Ретроспективный анализ используется для определения эпидемической и эпизоотической ситуации и может быть положен в основу прогнозирования эпидемического процесса.

Постоянное пополнение кадастра очагов позволяет решить более конкретные практические задачи:

  • охарактеризовать зону распространения инвазии на конкретной территории и выделить стойкие очаги;
  • выявить необследованные (или недостаточно обследованные) территории;
  • обозначить приоритетные районы и контингента, где мероприятия следует проводить в первую очередь;
  • определить объем целенаправленного обследования населения и лечебно-профилактических мероприятий;
  • обеспечить и оценить полноту охвата эндемичных территорий мероприятиями и их результативность.

Кадастр позволяет квалифицированно провести районирование территории по типам очагов.

5. Мероприятия по профилактике и борьбе с эхинококкозом и альвеококкозом

    5.1. Профилактика и борьба с эхинококкозом и альвеококкозом включает следующие основные мероприятия:

    • предупреждение заражения человека, сельскохозяйственных животных, собак, диких плотоядных;
    • санитарное просвещение;
    • взаимную информацию медицинских и ветеринарных организаций;
    • регулярное лабораторное обследование контингентов (оленеводов, звероводов, охотников и членов их семей) с целью раннего выявления заболеваний.

      5.1.1.ЭХИНОКОККОЗ.

      Предупреждение заражения человека и сельскохозяйственных животных включает:

        5.1.1.1. Ограничение популяции собак, регулирование их содержания и дегельминтизация. Согласно инструкции "Мероприятия по предупреждению и ликвидации заболеваний животных гельминтозами", утвержденной в 1989 году ГУВ при Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, одним из ведущих мероприятий в борьбе с эхинококкозом и альвеококкозом является регулирование на территории городов и поселков численности приотарных, оленегонных, ездовых и других собак.

        5.1.1.2. Администрации городов и поселков должны обеспечить учет и регистрацию собак. Бродячие собаки подлежат уничтожению, которое организуют органы коммунального хозяйства и заготовительные конторы Союза потребительских обществ с участием органов милиции. Служебные собаки (приотарные, оленегонные, ездовые, сторожевые, охотничьи), находящиеся в пользовании вне зависимости от форм собственности предприятий и учреждений, должны быть взяты на баланс данных организаций, и их численность сокращена до минимума.

        5.1.1.3. Руководители предприятий обязаны:
        контролировать обеспеченность цепями,
        ошейниками,
        приколами,
        кормами,
        посудой для приготовления и раздачи собачниками корма собакам:
        оборудовать домики для содержания приотарных, ездовых и оленегонных собак за пределами населенных пунктов.

        5.1.1.4. Все собаки в пути следования и в местах стоянок должны находиться на привязи. Не допускать, чтобы собаки купались в водопойных корытах, бродяжничали.

        5.1.1.5. На каждую собаку должен быть оформлен паспорт с подробными записями о проводимых лечебно-профилактических обработках и исследованиях. Паспорт должен находиться у старшего чабана, оленевода. Без разрешения ветеринарного специалиста хозяйства не могут производить обмен и перемещение собаки из одной отары (стада) в другую.

        5.1.1.6. Ветеринарные специалисты хозяйств и госветсети обязаны подвергать профилактической дегельминтизации против цестодозов всех собак (приотарных, сторожевых, оленегонных, ездовых, охотничьих) за 5-10 дней перед перегоном животных на пастбища и выходом охотников на охоту.

        В течение года профилактическая дегельминтизация служебных собак проводится в период с декабря по апрель каждые 45 дней, с мая по ноябрь - через каждые 30 дней. Остальных собак дегельминтизируют раз в квартал. Эти мероприятия нужно проводить и в отношении личных собак. Дегельминтизацию организуют на специальных площадках, выделенные после лечения фекалии собирают в металлическую емкость и кипятят в воде 1015 мин или заливают на 3 часа 10 %-ным раствором хлорной извести. Таким же раствором обезвреживают площадку, покрытую цементом, а почву обрабатывают 3 %-ным раствором карбатиона (4 л на 1 кв. м).

        5.1.1.7. Охрана собак от заражения. Для предупреждения заражения собак эхинококкозом необходимо строго соблюдать правила убоя сельскохозяйственных животных, ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и уничтожения пораженных органов.

        5.1.1.8. Убой сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, свиней, оленей) должен производиться только в специально отведенных для этого местах, где обеспечено надежное уничтожение пораженных эхинококком органов и запрещен допуск собак. Убой овец, оленей и прочих животных в кошарах, на прикошарных участках, на местах выпаса и расположения отар, гуртов, стад, а также подворный убой животных запрещается.

        В порядке исключения при перегоне овец, оленей и других животных допускается убой ограниченного числа голов для питания членов бригады (при соответствующем разрешении). Ветеринарный врач или техник проводит предубойный осмотр животных, а также послеубойную ветеринарно-санитарную экспертизу туш и внутренних органов. Все пораженные эхинококком продукты убоя вывозят на ближайший утильзавод, а при его отсутствии - сжигают или сбрасывают в биотермическую яму. На убойных площадках такие органы подлежат сжиганию в специальных печах.

        5.1.1.9. Санитарно-эпидемиологические и ветеринарные учреждения осуществляют систематический контроль за соблюдением правил убоя скота, состоянием убойных пунктов, полнотой уничтожения конфискатов, пораженных эхинококком.

        5.1.1.10. Личная профилактика. В целях личной профилактики следует избегать тесного контакта с собаками и не допускать игр детей с ними. Необходимо тщательно мыть руки после каждого контакта с собакой, снятии и выделке шкур диких плотоядных, работы на огороде, игр во дворе и в саду, перед едой. Поскольку заражение возможно при проглатывании онкосфер с загрязненными фекалиями собак водой, овощами, дикорастущими травами и ягодами, нельзя употреблять их в пищу в немытом виде, а также пить не кипяченую воду из природных водоемов.

      5.1.2. АЛЬВЕОКОККОЗ.

        5.1.2.1. Предупреждение заражения человека, собак, пушных зверей вольерного содержания.

        В местах добычи пушнины в каждом населенном пункте и в охотничьих зимовьях должны быть специальные помещения для снятия, первичной обработки шкур зверей, сбора пораженных туш и их утилизации, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам и законоположению по охране труда. Помещения обеспечиваются достаточным количеством воды для санитарных и производственных нужд. Пол, стены и оборудование должны иметь гладкую поверхность и не вызывать затруднения при их мытье. Стены помещения и оборудование периодически обрабатывают крутым кипятком или 10%-ным раствором хлорной извести, а отходы от обработки шкур сжигают. Прием пищи, хранение пищевых продуктов, курение в этих помещениях категорически запрещается.

        5.1.2.3. Для предупреждения заражения пушных зверей вольерного содержания (черно-серебристые лисицы, песцы), необходим строгий контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных правил их кормления и содержания. Запрещается скармливать им субпродукты животных, пораженных альвеококком, тушки ондатр и других грызунов. Рекомендуется 2 раза в год - в феврале и апреле с учетом сроков убоя оленей и сезона охоты, проводить выборочное контрольное копроовоскопическое обследование пушных зверей и при обнаружении животных, инвазированных тениидами, дегельминтизировать все поголовье с последующим обязательным обезвреживанием экскрементов путем обработки в течение 3 часов 10 %-ным раствором хлорной извести.

        5.1.2.4. Для снижения напряженности природных очагов целесообразно, по согласованию с соответствующими ведомствами на местах, увеличить в сезон охоты число отстреливаемых волков, лисиц, песцов. Охотникам запрещается выбрасывать в местах охоты тушки ондатр и других животных. Их следует сжигать или сдавать на утильзавод.

    5.2. Санитарное просвещение.

    В борьбе с эхинококкозом и альвеококкозом большая роль принадлежит санитарному просвещению.

    В эндемичных районах медицинские работники, должны проводить разъяснительную работу, используя различные ее формы. Беседы и другие формы санитарного просвещения должны строиться дифференцированно, с учетом профессиональных, бытовых, национальных и возрастных особенностей населения. Особенно важно активизировать згу работу в сезон убоя сельскохозяйственных животных, охоты на пушных зверей, сбора дикорастущих растений и ягод.

    5.3. Взаимная информация медицинских и ветеринарных учреждений.

      5.3.1. Для своевременного выявления очагов и организации профилактических мероприятий должна быть налажена четкая взаимоинформация между органами здравоохранения и ветеринарной медицины о каждом случае эхинококкоза и альвеококкоза среди людей и животных. Центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) должны регулярно получать сведения от ветеринарных организаций о пораженности сельскохозяйственных животных (крупного и мелкого рогатого скота, свиней, оленей, верблюдов) ларвоцистами эхинококка, а пушных зверей, в том числе клеточного содержания, и собак - половозрелыми формами, как эхинококка, так и альвеококка. В районах, где среди животных регистрируются эти виды гельминтов, необходимо регулярно проводить интенсивную работу по выявлению среди населения зараженных лиц, гигиеническому воспитанию, контролю за выполнением правил убоя скота, содержания и проведения дегельминтизации собак.

      5.3.2. Контроль за выполнением всех перечисленных выше мероприятий систематически проводят территориальные центры госсанэпиднадзора и ветеринарные станции.

      5.3.3. При невыполнении мер профилактики руководители ведомств и организаций привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности, если нарушения не ведут к уголовной ответственности по действующему законодательству.

    5.4. Лабораторное обследование отдельных групп населения с целью раннего выявления заболеваний зхинококкозами.

    Основным мероприятием по предупреждению инвалидности и смертности от эхинококкоза и альвеококкоза является максимально раннее выявление и учет всех инвазированных лиц. С этой целью в районах, эндемичных в отношении указанных гельминтозов, необходимо ежегодно проводить обследование угрожаемых контингентов населения с помощью серологических реакций иммуноферментного анализа (ИФА).

      5.4.1. Целевому обследованию подлежат чабаны, оленеводы, охотники, заготовители пушнины, рабочие меховых мастерских, члены семей лиц указанных профессий и лиц, ранее оперированных по поводу эхинококкоза (альвеококкоза), или состоящих на диспансерном учете по поводу этих заболеваний, а также ветеринарные работники и владельцы собак.