Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович . Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. Рядом расположен женский Свято-Васильевский монастырь, построенный в псковском архитектурном стиле одновременно с реставрацией храма. В комплекс входит келийный корпус и колокольня. К 1000-летию Васильевской церкви установлен гранитный крест.

История храма

  • предлагалось для исследования развалин и составления проекта реставрации командировать в Овруч коллежского секретаря А. В. Щусева
  • руководство проектом восстановления возложить на Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство во главе с первосвященным Антонием Храповицким

В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архитектора В. Н. Максимова . Территория храма была немного расширена: прикуплены несколько соседних участков овруцких мещан для учреждения женского монастыря. Согласно Указу Св. Синода № 6612 от 1910 года при Васильевской церкви был учреждён женский монастырь, получивший участок земли с лесом в 24 десятины. В руководстве работами по реставрации храма принимал участие и помощник Щусева - В. А. Веснин . Постройка храма обошлась в 88 тыс. рублей. Также, Николай II пожертвовал 10 тыс. рублей из личных средств на иконостас, паникадило и лампады. В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В -1911 годах храм расписан художником А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви . При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка . Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены .

Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

При въезде в город Государя приветствовали представители Овруча . По обе стороны дороги тянулись ряды учащихся церковных и министерских школ с национальными флагами - всего около 2 тыс. детей. На городской площади выстроен был почётный караул 41-го Селенгинского пехотного полка и две роты потешных - одна из учеников Овручской и «Любаркинской» (цит. по ист.) второклассных церковных школ, а другая из учащихся министерских школ. Приняв парад потешных, царь обошёл все депутации: от дворян Волынской губернии , Губернского и Овручского земства, города Овруча, от крестьян Житомирского и Овручского уезда с их мировыми посредниками, представителей от волынских церковных школ с епархиальным наблюдателем и депутацию от министерских школ во главе с директором народных училищ Волынской губернии П. А. Тутковским. Когда Государь, окружённый своей свитою, принимал представлявшихся ему, в это время звонили в городских церквях, в том числе, в церкви св. Василия, из которой навстречу царю вышел крестный ход во главе с архиепископом Антонием . Крестный ход при пении хора монашек остановился в ограды церкви, ожидая Государя. Когда царь подошёл к храму, владыка Антоний приветствовал его длинной речью. После входа в храм началась литургия («царь коленоприклонённо молился»). Архиепископ приподнёс Государю храмовую икону святителя Василия Великого, а игуменья Павла - заздравную просфору . Антоний обратился к Государю с речью. Государь принял и «облобызал» святую икону и взял просфору. После окончания литургии, Николай II слушал академика Щусева о его реставрации. Затем Его Величество проследовал в покои настоятельницы: монахини пели тропарь, а стоявшие в ограде потешные «взяли на караул», и учащиеся церковных школ под руководством З. Волошкевича приветствовали Государя пением «Многие лета…» Николай II осмотрел монастырский корпус и внешний вид храма, поблагодарил архиепископа Антония за тёплый приём, осенив себя крестным знамением, при воссторженных кликах «Ура!!!» - выехал обратно на станцию Коростень .

В связи с приездом царя, был приведён в порядок центр города Овруч : уложена новая мостовая, отремонтированы дома, магазины. Сохранилась фотография И. Дубинского о приезде царя: государь стоит впереди своего окружения, в нижнем правом боку, будто одевает белые рукавички. Солдаты стоят точно на подбор: одинакового роста, высокие, стройные, подтянутые. Офицеры все с усами, с бородками. Ученики в белых рубашках, чёрных брюках .

Свято-Васильевский женский монастырь

В строительстве Свято-Василиевского храма активно работали сёстры женской Общины. Первой настоятельницей Общины была монахиня Лидия, а после её смерти 1906 года управление Общиной было передано на инокиню Павлу. Сёстрам ежедневно приходилось исполнять тяжёлые работы. Они брали участие в строительстве кирпичного завода и двухэтажного каменного жилого корпуса будущего монастыря. Статус монастыря Община получила в 1910 году , а в 1912 году - обновлённая церковь святого Василия Великого стала соборным храмом Овручского Свято-Василиевского женского монастыря.

Накануне Первой мировой войны в монастыре проживало 75 монахинь. Отстроенный Свято-Василиевский собор недолго существовал. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1929 году монахинь выгнали из обители, а монастырский корпус передали войсковой части. На протяжении 1934-1941 гг. здесь находился детский дом. В 1934 году закрыли и Василиевский храм. Атеисты сорвали позолоченную кровлю и переделали храм в простой склад. Живописные фрески, исполненные мастерами А. П. Блазновым и Корнеем Максимовичем Савенюком в 1910-1911 гг., затерли цементным раствором.

Овручский монастырь восстановил своё существование только в 1941 году . Благодаря заботам епископа Леонтия , управлявшего Житомирской епархией, и с разрешением немецкой оккупационной власти 47 инокинь поселились в обители. Васильевский храм был передан приходской Общине. В первые послевоенные годы советская власть с политических побуждений на первых порах поддерживала Церковь и в 1945 году Овручский монастырь зарегистрировали. В следующем году согласно Постановлениям Совета Министров СССР от 29 мая 1946 года и Совета Министров УССР от 12 августа 1946 года «О православных монастырях», исполком Житомирского областного Совета депутатов трудящихся обязал исполком Овручской райсовета депутатов трудящихся выделить Овручскому Свято-Василиевскому монастырю земельный участок с расчётом не больше 0,15 га на каждую насельницу, разрешить сестрам заниматься сельским хозяйством, промыслами, организовывать мастерские. На то время в монастыре проживало 78 насельниц (в 1946 году в Овручский монастырь переселили сестёр Свято-Успенской монашеской Общины г. Житомира, которые отказались от регистрации). Таким образом, Овручский монастырь получил в 1947 году 9 гектаров земли.

В 1947 году после двухгодичной борьбы с приходской Общиной монахини Овручского монастыря добились передачи им Свято-Василиевского храма. В храме сохранились частица мощей преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского, которые находились в специальном углублении на иконе святого. За 1949 год Овручский женский монастырь от продажи свечей, просфор, монастырских изделий, сбора пожертвований и собранного урожая получил прибыль в сумме 43 тыс. руб. Однако, деньги не шли на пользу обители: насельницы платили разные натуральные и денежные налоги. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29 мая 1946 года, монастыри, которые имели хозяйства, обязаны отдавать государству зерно, картофель, продукты животноводства. Кроме того, инокини платили страхование за использование жилой площади, храма и церковного имущества. На 1 января 1950 года в монастырской казне осталась лишь сумма 1 рубль. Хозяйство монастыря было небольшим: 2 коней, 2 коровы, 2 козы, воз, плуг и другой сельхозинвентарь. Тяжёлые послевоенные годы не давали возможность сёстрам придерживаться общежительности, потому они жили единолично. Одни зарабатывали себе на жизнь в городе, другие изготавливали цветы, шили одежду, некоторые попрошайничали. Главным образом монастырь существовал за счет церковной прибыли: совершения треб. Чтобы ликвидировать монастырь, местная власть задумала отобрать монастырские земли, но не смогла.

И только уже в 1958 году Овручский Свято-Василиевский женский монастырь был ликвидирован. Насельниц снова выселили из обители, а монастырский корпус передали детской больнице, потом - местному профессионально-техническому училищу. Василиевскую церковь передали приходской Общине. Согласно Постановлениям Совета Министров УССР от 24 августа 1963 года и от 6 сентября 1979 года монастырский корпус и храм были взяты под государственную охрану как памятники архитектуры XII-XV вв. С 1984 года киевская специальная научно-реставрационная мастерская Главстроя УССР начали реставрационные работы в Свято-Василиевском храме. В 1988 году инициативная группа некогда овручских монахинь во главе с монахиней Тамарой (Печниковой) начали ходатайствовать об открытии Овручского монастыря. Областной Совет народных депутатов от 19 июня

  • Древнейшая Святыня в городе Овруче Волынской губернии. Житомир, 1912р.
  • Эта страница в последний раз была отредактирована 8 декабря 2018 в 15:00.

    Надднепровские холмы раньше венчало гораздо больше куполов, чем теперь. Два небольших купола Васильевской церкви и ее колокольни почти не доминировали в панораме (по сравнению с куполами лавры, Никольского военного собора и Андреевской церкви), но сама церковь стояла в почти неизменном виде с конца XVII века.

    Путаница с названием храма прочно вросла в киевскую историю, поэтому до сих пор ее название пишется в нескольких вариантах. Еще в XVII столетии считали, что небольшое здание напротив построек Киево-Михайловского Златоверхого монастыря возведено еще во времена князя Владимира Великого (А. Кальнофойский «Cerkiew ś. Bazylego na samy przod zmurowana od Wielkiego Włodzimierza»: Τερατούργημα..., 1638, стр. 25. ). В челобитной игумена Киево-Братского монастыря, поданной царю Михаилу Федоровичу в апреле 1640 г. по вопросу о реставрации Трехсвятительской церкви, последняя называется «построением прародителя государева святаго равноапостольного великаго князя Владимира, нареченного во святом крещении Василия». «Строением великого князя Владимира» называется Трехсвятительская церковь и в другой челобитной — московским царям Иоанну и Петру, посланной из Киева в 1688 г. (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. ТКДА, Киев, 1899, кн. I (январь), стр. 111. ) .
    Распространенную среди киевских церковников XVII в. датировку храма некритически усвоили и первые исследователи киевских древностей. Так, Н. Самойлов (Н. Самойлов. Киев в начале своего существования. М., 1834 ) считал, что существующая Трехсвятительская церковь есть «остаток Владимирова века» . Автор не сомневался даже в том, что это именно та первая церковь, которая была поставлена Владимиром на холме, где до этого стояли деревянные кумиры. Н. Самойлов считал, что даже слова «повеле рубити церкви» не опровергают его мнения, ибо, по его словам «можно рубить и из камня». Автор оставлял, однако, возможность и иного решения: «Если, по введении христианской веры тотчас для поспешности срублена была и деревянная..., то вскоре сооружена каменная». Изучение самой постройки приводило Н. Самойлова к окончательному убеждению в правильности его соображений. Васильевская и Десятинная церкви, по его мнению, «складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстом греческом цементе, а по сему нет сомнения, что основание ныне существующей Трехсвятительской церкви весьма древнее, требующее согласиться с Киевским месяцословом, что строение оной времен Владимира».
    М. А. Максимович также считал, что Трехсвятительская церковь сохранилась от времен Владимира. «На древнем остатке ее», по словам автора, построена в 1695 г. (при В. Ясинском) сохранившаяся до недавнего времени церковь (М. А. Максимович. Обозрение Старого Киева , 1839 ) .
    Автор описательного текста к изданию И. Фундуклея «Обозрение Киева в отношении к древностям» (Фундуклей И. Обозрение Киева в отношении к древностям. Изданное по Высочайшему соизволению киевским гражданином Иваном Фундуклеем. Киев Типография И.Вальнера 1847г. viii, xvi, 111 с .) полагал, что «первоначальная Васильевская церковь была поставлена деревянная, но потом построена каменная, может быть теми же мастерами, которые вызваны были для построения Десятинной церкви».

    Между 1658—1660 гг. Трехсвятительская церковь сгорела (во время восстания гетмана И.Выговского против московских властей артиллерийским огнем разрушили купол и перекрытия) .
    В 1688 г. Киевский митрополит Гедеон Четвертинский просил у царей Иоанна и Петра разрешения разобрать руины двух древних киевских храмов — церкви Василия и церкви Екатерины, «которые стоят обветшавши и пусты», а строительные материалы из них употребить на починку Софийского собора (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. Киев, 1899 ) . Однако разрешения московского правительства на разборку названных храмов Гедеон не получил. Киевскому воеводе И. В. Бутурлину «с товарищи» было предписано сделать описание обветшавших церквей и составить сметную роспись, сколько старых каменных припасов на починку Софийской церкви будет, и что каких припасов на то церковное строение надобно изготовить вновь». В июне того же 1688 г., по-видимому, узнав о московском предписании, игуменья Киево-Михайловского монастыря подала царям Иоанну и Петру прошение передать руины Трехсвятительской церкви названному монастырю, не имевшему своей церкви. В челобитной состояние развалин древнего храма описывалось следующим образом: «В городе Киеве старая церковь каменная во имя трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, и у ней только порушились одни главы и строение великого князя Владимира, а около той церкви близко дворов нет, только одне житницы их великих государей». Монахини просили, чтобы ввиду того, что «государского жалования им, руги, против иных монастырей, нет... чтобы великие государи пожаловали, велели ту церковь починить и огородить и их в том монастыре построить».
    Вскоре в Москве был получен ответ от киевского воеводы, который описывал состояние храма в значительно более мрачных красках и, по-видимому, более объективно, чем это делали монахини: «Церковные каменные стены св. Великого Василия, — писал Бутурлин, — во многих местех разселись, глав церкви и сводов нет, обвалились с давних пор; а мочно ль тое церковь, не разбирая, починить, и своды и главы те стены удержат ли, и сколько на починку той церкви каменных и всяких припасов надобно, того осмотреть и сметить некому, каменных дел подмастерья нет».
    Ввиду неопределенности ответа о возможности восстановления храма вопрос был отложен, а челобитчицам было решено выстроить новую деревянную церковь.
    Вскоре митрополит Гедеон умер, и киевскую кафедру 2 июня 1690 г. занял Варлаам Ясинский. Прибыв по вызову московского правительства в Москву и осыпанный там царскими милостями, новый митрополит среди многих просьб ходатайствовал о восстановлении Трехсвятительской церкви. В челобитной Ясинского состояние древнего памятника описывалось вновь в весьма мрачных красках, причем митрополит намекал, что «нерадение о той церкви и нестроение же и запустение» достигло таких размеров, «каково не бе и при державе ляцкой», при которой церковь была отдана «в дозор и владение» Братскому монастырю. Лишь после пожара, который произошел в воеводство Василия Бутурлина, церковь была «обращена в житницы запасов».
    По словам челобитной, «Трехсвятительская церковь стоит пуста, обветшала и попремногу разорена, сотиснена же окрест амбарами житниц и запасов от воевод киевских».
    Вскоре в Киев был послан приказ снести амбары, расположенные вблизи церкви, вопрос же о «строении» церкви был опять несколько отложен впредь до того, «как с неприятелми басурманы война кончится».
    Реставрация храма, начавшаяся, по-видимому, около 1692 г., протекала довольно медленно. Во всяком случае на плане Киева, составленном в 1695 г., Трехсвятительская церковь изображена еще далеко не законченной, не доведенной даже до сводов (План Киева, составленный в 1695 г. Киев, 1893. ) . Это изображение не позволяет согласиться с широко распространенным мнением, высказанным впервые М. А. Максимовичем , считавшим, что Трехсвятительская церковь была реставрирована в 1693—1694 гг. и 30 января 1695 г. было освящена (М. А. Максимович. Объяснительные параграфы о Киеве. Собр. соч., II, Киев, 1877, стр. 63; ср.: Н. И. Петров. Историко-топографические очерки..., стр. 126; Н. Закревский (Описание Киева, т. I, стр. 210) относил возобновление церкви даже к 1693 г . ) .
    О дате завершения реставрационных работ косвенно свидетельствует пространная надпись на гравюре Илариона Мигуры, поднесенной им 1 января 1707 г. генеральному судье Запорожского войска Василию Кочубею. На гравюре изображен небольших размеров трехкупольный храм, а в нижней части ее находится герб Кочубея и весьма витиеватого стиля многословная поздравительная надпись, обращенная к нему, из которой можно понять, что Мигура восхваляет Кочубея за то, что тот, следуя «благословительному совету» Варлаама Ясинского, принял участие в возобновлении Трехсвятительской церкви.
    По-видимому, реставрационные работы были завершены окончательно лишь в первые годы XVIII в. Еще при Варлааме Ясинском, вероятно, была разобрана западная пара столбов четырехстолпной церкви XII в., так что свод стал опираться непосредственно на стены здания (Ф. Л. Эрнст. Киïвська архiтектура XVII ст. 1926 ) . Кочубей, продолжая реставрацию, пристроил к прямоугольной основе здания пятигранный притвор, во всю ширину здания, похожий на западную часть трехглавых церквей с трехчастным планом. В дополнение к большому барабану с главой Кочубей поставил главы над притвором и алтарем. Таким образом, древний храм, получив некоторую трехчастность в композиционном решении и завершение тремя главами, расположенными по оси восток—запад, в значительной степени приблизился к украинским трехглавым церквам с трехчастным планом.
    Обновив Трехсвятительскую церковь, Варлаам Ясинский, по-видимому, тогда же организовал при ней мужской монастырь «к житию престарелых и больных монахов Киево-Софийского и других киевских монастырей » . Однако вновь основанный монастырь просуществовал всего восемьдесят лет. В 1775 г. он был закрыт. В 1935—1936 гг., в связи со строительством правительственного центра в этом районе Киева, церковь Василия была разобрана, к сожалению, не подвергнувшись серьезному архитектурно-археологическому исследованию.

    С западной стороны к церкви примыкал высокий пятигранный притвор, выстроенный при реставрации 90-х годов XVII в. Западная часть древнего храма при постройке притвора была значительно искажена: вместо древнего портала был сделан широкий проем, соединивший притвор с храмом, разобрана западная пара столбов .

    С южной стороны к храму был пристроен придел, значительно уступавший древней части храма по высоте. Древние своды и купол храма не сохранились; по-видимому, они рухнули после пожара в 50-х годах XVII в. и восстановлены в конце XVII в. Стены апсиды и восточная пара столбов сохранились до уровня пят сводов. Равнослойная кирпичная техника кладки этих частей здания , а также размер кирпича и характер известкового раствора с примесью толченого кирпича неоспоримо подтверждают изложенные выше соображения о дате памятника. Кладка этого типа была распространена в Киеве во второй половине XII в. На внутренней поверхности стен церкви на уровне пят сводов и арок местами сохранились шиферные карнизы. К средним лопаткам южного и западного фасадов примыкали значительного диаметра полуколонны. Средние лопатки западного фасада не сохранились. Д. В. Айналов (Д. В. Айналов. Искусство киевского периода. В кн.: История русской литературы, т. I. Изд. АН СССР, М. — Л., 1941 ) утверждал, что полуколонны на фасадах церкви Василия были полые внутри. Обследовать эту особенность при разборке церкви в 1930-е гг. не удалось. В руинах малого храма Зарубского монастыря, раскопанных Н. Беляшевским в 1907 г., действительно были обнаружены полые полуколонны (М. К. Каргер. Развалины Зарубского монастыря и летописный город Заруб. СА, XIII, М. — Л., 1950 ) .

    Деталь южного фасада.

    К южной стене в XVIII в. на средства запорожских козаков пристроили приземистую часовню с небольшим грушевидным завершением.
    Интерьер храма украшал иконостас в стиле рококо. В 1887 г. храм расписан Шмидтом. В 1888 г. храму было возвращено историческое название - в честь Василия Великого. Имела два придела - в честь Св. Василия и Св. Ольги.
    В 1914 г. при Старокиевской Васильевской церкви (еще один вариант названия) служили: протоиерей Скрипчинский Еф.В., диакон Базилевич Ант.В., староста Кравченко Ант. Г.

    В 1901-1904 гг. по проекту архитектора В. Николаева на ул. Трехсвятительской (сейчас этот участок соответсвует ул. Десятинной, 2-4) выстроена трехъярусная колокольня в нео-русском стиле. Ярусы разделялись широкими карнизами. Фасады украшались кирпичным декором (крестами, нишами). Карнизы первого и третьего ярусов были украшены кокошниками. Купол здания был грушевидной формы, что несколько смягчало несоответствие стилей церкви (формы украинского (мазепинского) барокко) и колокольни.
    Колокольня была разобрана в числе первых в Киеве - в 1929 году.

    При наложении плана Киева 1925 г. на фото из космоса (Google Earth ) можно увидеть, что здание МИДа занимает место пристройки Васильевской церкви и частично занимает место одноэтажного здания с воротами, над которыми находилась колокольня.

    Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. В его экспозиции - только шедевры. Их можно пересчитать по пальцам - эти жемчужины искусства Святой Руси. И в этом «Святая Святых» выставлены две иконы из сельского храма, о котором пойдет речь: церкви Святителя Василия Великого (с. Васильевское, Старицкий р-н Тверской области). «Одна - с Богоматерью Одигитрией и святителем Николаем Мирликийским на обороте, - читаем мы в путеводителе по Музею Андрея Рублева (Москва, 2012), - вторая - с фрагментарно сохранившимся «Рождеством Богоматери» и полностью переписанной в позднее время оборотной стороной». Авторы путеводителя характеризуют их как «лучшие памятники тверской иконописи в собрании музея». «Значение и художественный уровень [икон], - пишет в замечательном исследовании «Село Васильевское и деревня Рамейково. Церковь Свт. Василия Великого. Этнографический очерк» (Старица, 2013) этнограф Марина Анатольевна Зенина (родители которой, раскулаченные в начале 30-х гг., родом из д. Рамейково), - показывает включение их в самые крупные публикации музея: «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств ХIV - ХVI вв.» 1970 г., «Живопись Древней Твери» 1974 г., а также во все значительные издания, посвященные самому музею (1972 г., 1989 г., 2007 г. и др.)».

    Что же это за храм, сохранивший для потомков столь удивительные сокровища? Приведем важнейшие сведения о нем, взятые, главным образом, из упомянутого исследования М.А. Зениной.

    История церкви теряется во глубине веков. Из опубликованных в 1877 г. под редакцией Н.В. Колачева «Писцовых книг ХVII века» точно известно, что церковь Василия Великого в 1594 г. уже существовала. В документе указано: «в церкви образы, и книги, и свечи, и все церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова, да на колокольнице колокола». Служили в ней - поп, проскурница, пономарь: «а дворов в селе: дв[ор] попов, дв[ор] проскурницын, дв[ор] понамарев, да 8 келей, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии». Судя по этим сведениям, приход был состоятельным и храм не бедствовал. Ведь при нем окормлялись три представителя духовенства, вероятнее всего с семьями, да еще призирались как минимум 8 человек нищих.

    Но 1594 г. - это первое упоминание о храме в источниках. Наверняка он существовал и раньше. Ведь в 1594 г. церковь выглядит уже оснащенной всем необходимым: в ней есть и колокольня с колоколами, и образа, и книги. Да и клир с призреваемыми нищими вполне обустроен. В этой связи любопытно отметить, что в документе 1594 г. храм характеризуется как «церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова». А в более раннем документе, 1470-80-х гг., упоминается некий Василий Поликарпов (Полукарпов). Не он ли и возвел приблизительно в то же время, то есть в 1470-80-х гг., храм? В пользу этой версии говорит совпадение имени Поликарпова - Василий и названия храма - Василия Великого! Известно, что на Руси среди состоятельных людей было принято строить церкви в честь своих небесных покровителей.

    Но вполне возможно, что храм еще более древний. Ведь упомянутые в начале очерка иконы датируются исследователями первой четвертью (первая) и первой половиной (вторая) ХV века. Конечно, иконы могли быть написаны и не для этого храма, и быть переданы туда позже. И все же!.. А Василий Поликарпов во второй половине ХV века мог возвести новое здание церкви, разобрав прежнее за ветхостью. Как это сделали его далекие потомки в начале ХIХ века.

    Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами.

    Итак, по окончании строительства в церкви имелось три престола: главный (белокаменный) - во имя свт. Василия Великого, правый (кирпичный) - во имя Святой Троицы и левый (также кирпичный) - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Главный престол с очень высоким куполом - холодный, правый и левый, в сравнительно низкой трапезной - теплые, отапливавшиеся горячим воздухом по воздуходувам, отведенным от печей. Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике. Апсида - одна, большая, пятигранная, с пятигранной кровлей. На ее внешней стороне, в центральной части, находилось выполненное на железном листе изображение Свт. Василия Великого, к сожалению, ныне утраченное. Святой был написан в темном одеянии. «Все молились иконе Василия Великого, - вспоминает Константин Егорович Филиппов. - Как идешь, эту икону видно, святой как будто кого-то охранял. Впечатление такое сильное, что даже кровь в жилах застывала. Даже боялись на кладбище ходить. Мы до сих пор помним свои ощущения».
    Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах - старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, - многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон - сцены с изображением Иисуса Христа.

    В главном приделе частично сохранился резной деревянный иконостас.

    В настоящее время известны семь икон из церкви с. Васильевское. Они были обнаружены экспедициями Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, руководимыми главным хранителем музея В.В. Кириченко - 6 икон в 1967 г. и 1 («Рождество Богоматери») в 1968 г.

    Итак, две уже упомянутые древние двусторонние запрестольные выносные иконы (на древках, их выносили из алтаря на крестные ходы во время главных праздников): «Богоматерь Одигитрия (Смоленская); Никола Чудотворец» первой четверти ХV в. и «Богоматерь Толгская; Рождество Богоматери» первой половины ХV в. Кроме того, «Св. Николай с 12 клеймами» ХVII в., «Св. Сергий Радонежский с 16 клеймами» ХVII в., «Деисус: Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча» ХVIII в. (3 иконы). Деисус впоследствии был передан из Музея им. Андрея Рублева во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

    К сожалению, другие иконы, находившиеся в храме (а их по воспоминаниям местных жителей было немало), хоругви, утварь и т.д. были утрачены, в основном, в «лихие 90-е».
    Но вернемся к истории церкви Свт. Василя Великого. Она была закрыта в 1930-е гг. Называются разные годы: 1934, 1936, 1937-й.

    К моменту закрытия в храме служили два священника: о. Анатолий Вишняков и о. Иоанн (фамилия пока не установлена). Местные жители их хорошо помнят и отзываются по-доброму. «Это была очень добропорядочная семья»; «На их семью молиться и креститься надо» - о семье о. Анатолия. Жена о. Иоанна была портнихой и учила жить деревенских девочек, а сам он любил рисовать - о семье о. Иоанна. О. Анатолий жил в с. Васильевском, недалеко от церкви, по правой стороне села. Дом не сохранился. Возможно, его сожгли в период немецкой оккупации. На этом месте сейчас находится дом № 20. О. Иоанн жил в д. Рамейково, отделенной от с. Васильевского речушкой Улюсть: в части деревни, примыкающей к речке. Его дом располагался слева от дома № 6, если стоять лицом к последнему. В доме № 6 ныне проживает Валентина Афанасьева Горшкова (в девичестве - Соколова). Бывший же дом о. Иоанна номера не имел. (Нумерация строений в д. Рамейково поздняя и крайне запутанная, поэтому приходится прибегать к описательному методу). Бывший дом о. Иоанна сгорел где-то в начале 1990-х. По слухам, его подожгли ради получения страховки. До тех пор, пока действовала церковь, был и псаломщик. Он проживал в сохранившемся доныне доме № 16 с. Васильевского.

    Местные жители называют разные годы ареста священников: 1932, 1933, 1934, 1936, 1937-й. «О. Иоанна и о. Анатолия забрали одновременно - вечером они были, а наутро их никого уже не оказалось, то есть арестовали ночью, - вспоминает Анна Александровна Зенина (в девичестве - Иванова). - Никто не видел, как их забирали». «Семью, наверно, выселили и угнали в Сибирь. Колокола сняли», - рассказывает Надежда Ивановна Смирнова (в девичестве - Филиппова). Известно, что дочь о. Анатолия, Ия Анатольевна Вишнякова, 1922 г.р., в 1960-е гг. работала в г. Калинине (Твери) в средней школе № 17. Несколько лет назад, - вспоминает Людмила Федоровна Демьянова (в девичестве - Виноградова), - она приезжала в Васильевское, тогда ей было уже за 80 - «обошла весь храм, где служил ее отец». У Ии Анатольевны есть сын. Может быть, они отзовутся?

    После ареста священников храм закрыли, а в здании разместили колхозные кладовые (склад) и мастерские. По воспоминаниям В.А. Горшковой, иконы начали растаскивать еще во время существования склада. «Но пока был склад, многие из них еще оставались, в перестройку иконы еще висели внутри, - вспоминает К.Е. Филиппов. - Хоругви лежали в небольшом помещении. Потом двери уже не запирались, все иконы и хоругви исчезли. Поскольку в церкви были керосин, бензин и азотистые удобрения, от фресок мало что осталось. В 1980-е гг. сняли паникадило и увезли в неизвестном направлении». «Лет 15 назад, - вспоминала в 2012 г. Елизавета Михайловна Смирнова (в девичестве - Филиппова), - приехали какие-то люди, привезли огромную лестницу, вырезали фреску и увезли ее не известно куда».

    После закрытия храма религиозную жизнь в с. Васильевском и д. Рамейкове долгое время поддерживали две замечательные женщины: Анна Антоновна Соловцова («главная») и Вера Матвеевна Молоткова. Возможно, раньше они прислуживали в церкви. Когда не стало священников, они крестили, отпевали - читали молитвы, проводили крестные ходы. «Эти две женщины, - вспоминает А.А. Зенина, - и по виду напоминали монахинь - были одеты в черное. Они ходили отсюда пешком, вероятно, в Тверь (60 км), так как там оставались действующие церкви». «Во время первого выгона скота на пастбище в мае (очевидно, на день Св. Георгия), - вспоминает Л.Ф. Демьянова, - А.А. Соловцова и В.М. Молоткова с иконами ходили: шел скот, потом они с иконами, а за ними все остальные люди… В 1953-1955 гг. крестные ходы еще были, а при Хрущеве их уже не было».

    Закрыли церковь, запретили крестные ходы, проходили годы, десятилетия, но память о жизни со Христом не умирала. Н.И. Смирнова рассказывает о своем детстве: «Ходили молиться Богу. Мама повяжет платок красивый, и я пойду. Я когда молилась, смотрела только наверх - все было разрисовано, красиво - Богородица и святые. Все сделано под золото, чисто, красиво. На стенах сделаны выгибы - одна выемка, вторая. В церкви помещение большое: стоят по рядам - так много народа… На Пасху ходили вокруг церкви - в 12 часов ночи, а потом придут домой и разговляются». А вот воспоминания А.А. Зениной о ее походах в церковь вместе с мамой, Татьяной Ивановной Ивановой: «В церковь ходили утром. Вход был со стороны колокольни… Главный придел был очень красивый и отличался от трапезной. Служба проходила в теплом приделе. Я приходила и вставала рядом с мамой, везде висели иконы, лампадки горели. Помню, как я однажды стояла в церкви, и казалось особенно красиво…»


    Духовная красота, жизнь по заповедям Христовым, благодать соборной молитвы в родном храме, думалось, навсегда ушли из с. Васильевского. Но Бог поругаем не бывает. В 2008 г. чаяниями о. Романа (Ожерельева), священника расположенного неподалеку от с. Васильевского храма Свт. Николая, принадлежащего подворью тверского Христорождественского монастыря, в церкви свт. Василия Великого возобновились богослужения. В том же 2008 г. «усердием и иждивением» Леонида Васильевича Дворникова (04.03.1951 - 21.04.2012) в храме начались восстановительные работы. Активное участие в них приняли Алексей Васильевич Бурлаков, Николай Григорьевич Кожевников, Александр Федорович Васильев. В трудах по обустройству храма и благоустройству территории участвовали Константин Егорович, Татьяна Семеновна и Максим Константинович Филипповы, Фаина Анатольевна Чумикова, Валентина Александровна Васильева, Елена Вячеславовна Хухрова, Людмила Аркадьевна Русакова, Наталья Михайловна Иванова, Марина Анатольевна Зенина и многие другие. Под духовным водительством о. Романа в храме свт. Василия Великого возрождается приходская жизнь. К сожалению, 21 апреля 2012 г. ушел в лучший мир главный благотворитель - Леонид Васильевич Дворников. Приостановились работы по восстановлению храма. Особенно тяжелая ситуация с трапезной, где, как мы помним, расположены два престола: много лет назад обвалилась крыша, в помещении гуляет ветер, идет снег, дождь, сыпятся остатки фресок… Приглашаем всех, кому не безразлична судьба Отечества, Русской культуры, Веры Православной, оказать посильную помощь в возрождении церкви свт. Василия Великого в с. Васильевском. Желающие помочь, могут обратиться:

    в Православный Приход в честь иконы Божией Матери «Знамение»
    д. Броды Старицкого района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви,
    настоятель священник Роман: 8-904-026-95-69, 8-930-150-56-37
    председатель приходского совета Наталья Васильева: 8-910-531-96-65

    А также перечислить денежные средства - реквизиты указаны на странице

    К.и.н. М.М. Горинов

    Храм в честь Василия Великого в селе Васильевское Тверской епархии

    В советское время закрыт. Здание постепенно приходило в запустение и использовалось не по назначению.

    В начале 1990-х годов века церковь была открыта. С этого времени настоятелем церкви является отец Николай Дикий .

    Архитектура

    Один из интереснейших тверских храмов конца XVIII века с объемно-пространственной композицией в духе XVII века и барочным декором фасадов; выразительная по архитектуре колокольня выдержана в стиле зрелого классицизма.

    Церковь господствует в панораме села и является вертикальной доминантой всей округи. Она стоит у перекрестка дороги и главной улицы села, на возвышенном месте, от которого к востоку рельеф понижается к реке Ведемья. При нем оставалась прежняя деревянная колокольня, оставшаяяся от прежней дереянной церкви, вместо которой в г. прихожане просили построить новую каменную по представленному проекту. Старая колокольня сгорела 9 сентября во время пожара, уничтожившего также почти все крестьянские дома, 10 церковных лавок и деревянную ограду вокруг церкви. Тогда же сгорели пять глав на храме. Строительство каменной отдельно стоящей колокольни началось в , но в оно еще не было завершено. Во время пожара 14 апреля 1823 были уничтожены западная паперть и деревянные крыши алтаря и южной паперти (построенной, очевидно, в l-й четверти XIX века. В территорию кладбища вокруг церкви обнесли каменной оградой (не сохранилась). Новая трапезная с приделами Архангела Михаила и Митрофания Воронежского возведена в 1837-44.

    Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными цоколем и деталями в настоящее время утратило своды трапезной; главы храма и колокольни, а также верхняя часть стен трапезной восстановлены в 1990-е годы.

    Храм принадлежит к редкому для своего времени двустолпному пятиглавому типу с трехчастной апсидой . Крупный прямоугольный, слегка вытянутый по продольной оси объем завершен четырехскатной кровлей, над которой возвышаются широкорасставленные глухие цилиндрические барабаны с луковичными главками. Более узкая и низкая апсида своеобразной трехлепестковой формы увенчана маленькой главкой над граненой кровлей. Стройная пластически развитая трехъярусная колокольня состоит из мощного нижнего четверика и двух восьмериков с узкими диагональными гранями. Широкая трапезная охватывает с трех сторон нижний ярус колокольни и западные части храма.

    Фасады двусветного четверика храма, разделенные на два яруса тонким карнизом и завершенные упрощенным антаблементом, имеют необычную композицию в четыре оси проемов. Средняя часть в две оси выделена рустованным ризалитом с треугольным фронтоном над проемами первого света. На углах и между окон на западном фасаде помещены широкие гладкие пилястры, декорированные под карнизом фигурной накладкой. Верхние арочные окна и нижние с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с замковыми камнями, импостами и консолями. Боковые фасады благодаря смещению портала относительно средней оси к востоку асимметричны. С южной стороны к храму пристроена паперть с двумя приземистыми колоннами, фронтоном и двускатной кровлей над крестовым сводом. Над южным порталом замковый камень и фестоны под импостами украшены рельефными головками херувимов. Трапезная с пятью равномерно расставленными прямоугольными окнами на южном и северном фасадах декора не имеет. Нижний ярус колокольни оформлен необычными шестипилястровыми портиками с расширенным центральным интерколумнием и пологими фронтонами над высоким антаблементом. Угловые пилястры рустованы. Верхние восьмерики прорезаны арочными проемами звона, а их диагональные грани, выделенные раскреповками, акцентированы парами тосканских колонн. Над арками третьего яруса пробиты круглые окна-резонаторы.

    Интерьер храма отличается исключительно редкой конструктивной структурой: два поставленных на поперечной оси четырехгранных столба со срезанными углами поддерживают при помощи подпружных арок сложную систему перекрытий, состоящих из частей коробовых сводов с распалубками. Трапезная была перекрыта крестовыми сводами. Помещение нижнего яруса колокольни включает узкий основной проход на продольной оси с двумя парами глубоких полукруглых ниш и два квадратных помещения на поперечной оси. Кирпичная лестница на второй ярус колокольни расположена в толще западной стены трапезной с наружным входом у ее северо-западного угла.

    Клеевая живопись в интерьере храма, возможно, первоначальная, поновлялась в 1840-х годах, а на рубеже XIX-XX веков была прописана маслом. Росписи в стиле классицизма необычны по иконографическому составу. На сводах изображены "Новозаветная Троица", архангелы и евангелисты в медальонах. На боковых стенах композиции расположены в три яруса: в верхнем нетрадиционно для этого места написаны апостолы, в среднем - редко встречающиеся в это время сцены Вселенских соборов; живопись нижнего яруса ("Жертвоприношение Авраама" и избранные святые) не сохранилась. Большую часть западной стены занимает "Тайная вечеря". Очень интересны пышные гризайльные композиции с атрибутами церкви и головками херувимов в медальонах, расположенные на подпружных арках, в верхней части столбов и на лопатках стен. На своде апсиды изображено "Отечество". Сохранился остов главного четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. в духе эклектики, его резное убранство утрачено. Пол в храме выложен метлахской плиткой с ковровой дорожкой на продольной оси.