Что такое Верховный Суд? В Федеральном конституционном законе обозначено, что под Верховным Судом Российской Федерации подразумевается высший судебный орган, который работает с гражданскими делами, административными, уголовными, а также решает экономические споры.

Основные направления деятельности Верховного Суда

В сферу деятельности данного органа входит надзор, контроль за работой судов, разумеется, в рамках, предусмотренных законом. С этой целью Президиум пересматривает дела. А Пленум анализирует существующую в стране судебную практику, делает обобщения. Верховный Суд может вести рассмотрение разноплановых дел в качестве суда первой инстанции. В вышеуказанном направлении он может работать со следующими делами:
  1. когда оспариваются ненормативные акты, а также нормативные акты, инициированные Президентом РФ, Правительством РФ;
  2. когда оспариваются постановления о полномочиях судей (их прекращение либо приостановка);
  3. когда оспариваются вопросы о выходе из отставки судей;
  4. когда решаются вопросы, касающиеся прекращения деятельности любых политических партий, а также общественных объединений, религиозных организаций, имеющих централизованную структуру;
  5. когда оспариваются решения ЦИК (кроме тех ситуаций, которые оставляют правомочными решения, вынесенные избирательными комиссиями, стоящими на более низком уровне);
  6. когда необходимо разрешить спорные ситуации, возникшие между федеральными органами и соответствующими органами субъектов РФ;
  7. если нужно расформировать ЦИК.
В Верховном Суде допускается рассмотрение уголовных дел, если они возбуждены в отношении таких граждан, как депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации.

Среди прочих направлений работы Верховного Суда – законодательные инициативы, данный орган может вносить предложения по изменению определенных аспектов законодательства, имеющих отношение к его ведению.

Кроме этого, Верховный суд ведет деятельность в следующих направлениях:

  1. разъяснение для судов;
  2. обращение в Конституционный Суд (по вопросам проверки правомерности документов, договоров; актов, законов);
  3. заключение о виновности Президента РФ (в ситуации, когда Государственная Дума выносит ему обвинения);
  4. заключение о том, есть ли в действиях Генерального прокурора РФ либо Председателя Следственного комитета РФ состав преступления (в момент возбуждения уголовного дела);
  5. решение по вопросам, регламентирующим международные договоры (в соответствии с компетенцией);
  6. публикация судебных актов, имеющих отношение к различным аспектам работы Верховного Суда.
Также Верховный Суд занимается пересмотрением дел как апелляционная инстанция и кассационный орган.

Кто входит в Верховный Суд и как он формируется?

В состав Верховного Суда на данный момент входят судьи, которых назначил Совет Федерации. Таких судей 170 человек. На одобрение в Совет Федерации кандидатуры будущих членов Верховного Суда подает Президент РФ. Все члены, действующие в составе Верховного суда, разделены на судей, которые занимаются административными делами либо гражданскими, уголовными либо делами военнослужащих, есть группа судей, разбирающих экономические споры. Кроме этого, есть Председатель Верховного Суда, 6 заместителей, а также Председатель Апелляционной коллегии.

У данного судебного органа есть свое печатное издание – «Бюллетень Верховного Суда».


В том или ином случае результаты судебной экспертизы могут вызвать ряд сомнений. Поэтому каждый гражданин должен знать, что может ее оспорить полностью либо частично. В этом...

Организация Верховного суда РФ, его положение в судебной системе Российской Федерации предусмотрено ст. 126 Конституции РФ, а также гл. 5 Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. Место Верховного суда РФ в судебной системе определяется тем, что он является судебным образом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судом общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Положением Верховного суда Российской Федерации в системе судов России обусловлены те полномочия (функции), которые он осуществляет, а именно:

    в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, кассационном порядке, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения судам РФ по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел;

    осуществляет контроль за выполнением судами России руководящих разъяснений пленума Верховного суда Российской Федерации;

    разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России;

    осуществляет право законодательной инстанции в Федеральном Собрании;

В качестве судебного органа Верховный Суд РФ выполняет все судебные функции: суда первой инстанции, суда второй инстанции, суда, рассматривающего дела в порядке судебного надзора.

Полномочия Верховного суда по рассмотрению дел по первой инстанции определяется гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами республики.

Верховный Суд РФ может изъять любое дело из любого суда России и принять его (после отмены судебных актов нижестоящих судов), к своему производству по первой инстанции. В таком порядке рассматривается большинство гражданских дел. Дела по первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает по общим правилам судопроизводства с постановлением соответственно решения или приговора, которые вступают в законную силу немедленно после их вынесения и могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ.

Верховный Суд России является кассационной (второй) инстанцией непосредственно для нижестоящих судов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам по не вступившим в законную силу решения, приговора определения Верховных Судов республик в составе России, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов. В порядке надзора Верховный Суд РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговора, определения и постановления всех судов России и на постановление судей о назначении судебного заседания. Протесты в порядке надзора в Верховный Суд РФ приносят его Председатель, Генеральный прокурор РФ и их заместители. Верховный Суд России является последней надзорной инстанцией.

Характеристика Верховного суда России как вышестоящего судебного органа рассматривается в его деятельности по руководству всеми судами РФ путем кассационного и надзорного пересмотра дел и дачи судам разъяснений о применении Российского законодательства при рассмотрении гражданских и уголовный дел.

Судьи Верховного суда Российской Федерации назначается Советом Федерации по представлению Президиума РФ. Верховный Суд России имеет установленный законом состав подразделений, т.е. определенную структуру, и действует в составе Пленума Судебной коллегии о гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, а также Кассационной палаты.

Пленум Верховного суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей председателя, членов Верховного Суда. Полномочия пленума широки и разнообразны:

    рассматривает материалы, изучает и обобщает судебную практику и статистику, а также представления Генерального Прокурора РФ и министерства юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства России;

    утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда;

    утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ научно-консультативный совет при Верховном Суде;

    рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание в порядке осуществления законодательной инициативы;

    заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий;

    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Пленум является прежде всего руководящим судебным органом России. Руководство судебной деятельностью он осуществляет путем дачи разъяснений судом по вопросам применения законодательства РФ при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Эти разъяснения, даваемые по общим вопросам судебной деятельности или по отдельным категориям и видам судебных дел являются обязательными для всех судов России. Руководящие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания законов РФ в судебной практике. Кроме руководящей деятельности, Пленум Верховного суда РФ осуществляет законодательную инициативу Верховного Суда, а также решает вопросы формирования и организации работы Верховного Суда России.

Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в четыре (или три) месяца. В заседаниях Пленума Обязательно участвует Генеральный прокурор России, а также министр юстиции. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором или министром юстиции, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных лиц. В обсуждении этих вопросов могут принимать участие все члены Пленума, а также лица, приглашенные на его заседание. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов его членов, участвующих в голосовании. Постановления подписываются Председателем Верховного Суда и секретарем пленума.

Президиум Верховного Суда России состоит из председателя, заместителей председателя и членов суда. Президиум как судебный орган в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также по протестам на решения, приговора, определения (кассационные и надзорные) судебных коллегий и на постановление судей Верховного Суда о назначении судебного заседания. Президиум осуществляет надзор за судебной деятельностью, прежде всего за судебными коллегиями, а через них за правосудием во всех судах страны.

Протесты в порядке надзора в президиум могут приносить Председатель Верховного суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ правомочны при наличии большинства его членов, участвующих в заседании. В заседании обязательно участвует Генеральный прокурор России.

Судебные коллегии соответственно по гражданским и уголовным делам, Военная коллегия, а также кассационная палата утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегией для рассмотрения дел в составе другой.

Возглавляют судебные коллегии председатели коллегии из числа заместителей Председателя Верховного Суда или членов этого суда. Председатели осуществляют организационное руководство работой коллегии и предоставляют Пленуму Верховного Суда отчеты о деятельности коллегий. Для рассмотрения судебных дел председателем коллегии или председателем Верховного Суда РФ в судебных коллегиях создаются судебные составы.

Судебные коллегии осуществляют все судебные функции, т.е. в пределах своих полномочий рассматривают дела в качестве первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывающимся обстоятельствам.

По первой инстанции судебной коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к ведению Верховного Суда или изъятые из нижестоящих судов и принятые к своему производству. Решения и приговоры судебных коллегий вступают в законную силу немедленно и могут быть опротестованы соответствующими должностными лицами в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии рассматривают в кассационном порядке дела по жалобам и протестам, принесенные на не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения соответствующих ниже стоящих судов. По второй инстанции в судебных коллегиях дела рассматриваются кассационным составом судей. Каждый такой состав состоит из трех членов Верховного Суда, один из которых является председательствующим. Кассационное определение коллегий может быть опротестовано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

В надзорном порядке судебными коллегиями рассматриваются дела по протестам соответствующих должностных лиц, принесенным на вступившие в законную силу решения, приговоры и определение всех судов РФ (если они не были предметом кассационного разбирательства в Верховном Суде), на постановление судей о назначении судебного заседания, а также на постановления президиумов краевых и соответствующих судов, президиумов Верховных Судов республик в составе России. В порядке надзора дела рассматриваются в соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ в составе трех судей, один из которых председательствует. В результате рассмотрения дела коллегия выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и может быть опротестовано только в порядке надзора в президиум Верховного Суда РФ.

Военная коллегия осуществляет надзор за судебной деятельностью всех военных судов в составе Вооруженных Сил РФ.

В кассационную палату Верховного Суда РФ обжалуются и опротестовываются приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в круговом, областном, и приравненном суде.

Председатель Верховного Суда РФ обладает разнообразными полномочиями как в сфере правосудия, так и по организационному руководству в Верховном Суде. В соответствии со ст. 65 Закона о судоустройстве:

    приносит в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

    в случаях и в порядке, установленных законом, в праве приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

    организует работу по обобщению, изучению практики, анализу судебной статистики;

    вносит представление в государственные органы, общественные организации должностным лицам об устранении нарушения закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

    организует работу по осуществлению контролем за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

    созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях,

    созывает Пленум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие конкретного решения, председательствует на заседаниях Президиума;

    может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

    распределяет обязанности между заместителями председателя Верховного Суда РФ;

    ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений жалоб;

    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президиума РФ. Они осуществляют следующие полномочия:

    могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ;

    приносить в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

    осуществлять в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда;

    вести личный прием граждан;

    осуществлять другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель, а если и он отсутствует - заместитель председателя Верховного Суда.

Председатели судебных коллегий Верховного Суда РФ осуществляют законом полномочия:

    руководят работой соответствующих судебных коллегий;

    председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

    образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

    представляют отчеты Пленуму Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

    истребуют судебные для изучения и общения судебной практики;

    организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующих коллегий и т.п.

Организация работы в Верховном Суде осуществляется Председателем Суда, его заместителями и председателями судебных коллегий. Организационная деятельность Верховного Суда проводится по тем же направлениям, что и в других судебных органах: квартальное и текущее планирование работы, суда; прием посетителей и рассмотрение жалоб и заявлений, предложений и ходатайств; работа с кадрами суда; изучение и обобщение судебной практики и организация судебной статистики; систематизация нормативного материала; организация делопроизводства и т.д.

Судебная и организационная работа в Верховном Суде выполняется с помощью аппарата суда, в состав которого входят ведущие отделы управления и прочие отделы.

В штате управления и отделов состоят главные и старшие консультанты, инспектора, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал. Штатное расписание Верховного Суда, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждает Председатель Верховного Суда РФ.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, включающий в себя членов суда, научных работников и представителей других юридических ведомств.

Состав этого совета утверждает Пленум Верховного Суда РФ. Совет на общественных началах обсуждает проекты разъяснений Пленума Верховного Суда, наиболее важные вопросы применения законодательства в судебной практике и тем самым оказывает консультативную помощь Верховного Суда.

Верховный Суд имеет свой печатный орган - Бюллетень Верховного Суда, в котором публикуются все постановления Пленума Верховного Суда, наиболее важные и сложные дела, рассмотренные в Президиуме, судебных коллегиях Верховного Суда РФ и нижестоящих судах.

Понятие Верховного Суда РФ

Определение 1

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом на всей территории Российской Федерации.

Длительное время Верховный суд представлял интересы только судов общей юрисдикции, однако сравнительно недавно он был объединен с Высшим Арбитражным Судом, в результате его функции и полномочия несколько поменялись.

В настоящее время Верховный Суд возглавляет все суды Российской Федерации, за исключением конституционных судов, которые имеют особую подсудность и специфические функции.

Основные функции Верховного суда следующие:

  • рассмотрение некоторых категорий дел по первой инстанции;
  • пересмотр решений нижестоящих судов;
  • анализ правоприменения действующего законодательства судами;
  • дача рекомендаций по вопросам рассмотрения и расследования уголовных дел;
  • анализ статистики рассмотрения дел, также наиболее часто допускаемых ошибок.

В настоящее время в Верховный суд занимает важное положение в системе судов, так как принимает основополагающие решения по многим вопросам. Выше данной судебной инстанции стоит только Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в который возможно обжалование решений Верховного суда. В рамках Российского государства Верховный Суд является последней инстанцией для обжалования судебных решений.

Решения Верховного Суда РФ

Верховный суд РФ принимает решения по различным категориям дел. Основополагающими решениями Верховного суда являются постановления. Интересным является тот факт, что постановление не разрешает дела по существу. Оно анализируют имеющиеся положение в законодательстве, имеющиеся пробелы, которые возникают в ходе применения норм права, и содержит рекомендации по оптимальному применению конкретной нормы в сфере различных отраслей права.

Несмотря на то, что наша страна в основу правовой системы заложила романо-германское право, соответственно, прецедентная система у нас не действует, постановление Пленума Верховного суда являются обязательными для исполнения всеми судами, а также правоохранительными органами. Такая позиция весьма интересна, так как судебные источники не могут являться источниками права в странах, где отсутствует прецедентное право. Таким образом, наблюдается некое смешение правовых сфер.

Однако подобное положение Верховного Суда РФ говорит о его высокой роли в правовой системе в целом, а также о его неоспоримой главенствующей роли в системе судов Российской Федерации.

Верховный Суд является высшим судебным органом, он занимается разбирательством по таким категориям дел, как:

  • гражданские;
  • уголовные;
  • административные;
  • ряд экономических споров в соответствии со своей подсудностью, определенной действующим законодательством.

Кроме того, Верховный Суд в пределах своей компетенции осуществляет надзор за деятельностью судов, которые включены в состав судебной системы, а также может выступать в качестве апелляционной и кассационной инстанции.

Структура Верховного суда РФ

Руководство Верховным судом РФ осуществляет Председатель Верховного Суда. Он занимается организационными функциями, обобщением статистической информации, представляет интересы данного органа при взаимодействии с другими органами. На должность Председателя суда назначается высококвалифицированный судья, имеющий большой опыт работы.

Другим важным органом является Пленум Верховного Суда, который как раз и занимается разъяснительной и показательной работой. Именно Пленум Верховного суда пересматривает статистику, обобщает имеющиеся пробелы и проблемы в праве, издает постановление по наиболее спорным вопросам.

Кроме того, в состав структуры Верховного суда входит коллегия ВС РФ, а также аппарат суда.

В состав Верховного суда может входить Научно-консультативный совет при Верховном Суде, который занимается анализом действующего законодательства, выявляя пробелы и проблемы в праве, которые в последующем озвучиваются Верховным Судом при взаимодействии с законодательными органами, по наиболее спорным вопросам Пленум Верховного Суда может издать акт.

Полномочия Верховного суда определяется тем, что он выступает в качестве высшего судебного органа. Кроме вышеуказанных функций, Верховный Суд может пересматривать дела в случае, если открылись новые обстоятельства.

Замечание 1

Основные дела, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции, касаются оспаривания нормативно-правовых актов, издаваемых такими субъектами, как Президент, Правительство, Генеральный прокурор, представители Следственного комитета, Центрального банка, ЦИК и так далее. Кроме того, Верховный суд рассматривает вопрос о прекращении деятельности некоторых средств массовой информации, который действуют на территории двух и более субъектов России. Некоторые полномочия Верховный Суд имеет при проведении выборов и референдума в Российской Федерации. При необходимости, Верховный суд может разрешать экономические споры, которые возникли между государственными органами.

Верховный Суд в лице Пленума Верховного Суда занимается обеспечением единообразного применения законодательства, с этой целью им изучается и обобщается практика применения законодательства, на основании чего издаются постановления Пленума.

Кроме того, Верховный суд Может осуществлять полномочия, которые связаны с установлением международного сотрудничества и оговорены в международных договорах России. Федеральными законами и федеральными конституционными законами к полномочиям Верховного суда могут добавляться новые положения. Однако изменить полномочия возможно только путем внесения изменений в ФКЗ.

Таким образом, полномочия Верховного суда очень широки и распространяются на широкую сферу отношений. Данный орган выступает в качестве контролирующего по отношению к нижестоящим судам, а также органам, которые реализуют сферу правоохранительной деятельности. Основная цель деятельности суда - добиться единообразия правоприменительной практики, а также соблюдения прав и свобод субъектов права.

Верховный суд РФ, согласно действующей Конституции, считается высшим органом суда.

В конституциях практически всех стран мира существует глава о являющейся одной из составных частей в государственной власти, которая воздействует непосредственно на свободы и права людей.

До 1991 года включала в себя только лишь В их компетенциях были все гражданские, в том числе и семейные, трудовые, жилищные и т.д., а также уголовные и административные дела.

Верховный Суд РФ, ранее именуемый Верховным Судом РСФСР, существует еще с советских времен, с 1922 года. Он был создан как орган, который должен осуществлять контроль над всеми существующими судами, как в административном смысле данного понятия, так и в процессуальном. Он рассматривал кассационные и надзорные жалобы любых дел, которые прошли через суды.

Помимо этого, он имел и самостоятельную компетенцию первой инстанции, давал разъяснения по судебной практике, которые имели обязательную силу у всех нижестоящих судов.

В структуре этого высшего органа предусмотрены Пленум и Президиум, коллегия Кассационная, две рассматривающие, соответственно, уголовные или же гражданские дела, а также Военная коллегия со своими судебными составами.

Его работу обеспечивает аппарат Верховного суда - департамент.

Согласно действующей Конституции, делопроизводство и судопроизводство во всех судах нашего государства, в том числе и в Верховном, осуществляется на государственном - русском - языке.

Сегодня Верховный Суд РФ выступает одновременно в трех процессуальных самостоятельных качествах, делая это в соответствии с конституционным понятием «надзора» за определениями судов общих юрисдикций:

1. Во-первых, он рассматривает решения в качестве второй судебной инстанции - кассационной - в отношении тех приговоров, которые были вынесены в судах субъектного уровня, но еще не вступили в свою юридическую силу.

2. Верховный Суд РФ предназначен осуществлять рассмотрение дел по порядку судебного надзора в отношении уже вступившего в силу приговора любого федерального суда.

3. В определенных случаях он может выступать в роли суда первой инстанции. К примеру, федеральный судья, против которого заведено уголовное дело, вправе просить о том, чтобы его слушал Верховный Суд России. Этот суд также вправе проверять жалобы от граждан, связанные с нарушением их при президентских и думских выборах, а также решения, оспаривающие ненормативные правовые акты Президента или Федерального Собрания или соответствующих коллегий об отрешении судей от должности.

Определение Верховного Суда РФ выносится после тщательного изучения обжалуемого судебного постановления на основании выводов, сделанных по результату рассмотрения представления или жалобы. В нем обязательно указываются те мотивы, по которым было сделано соответствующее постановление, а также ссылка на те законы, которыми данный судебный орган руководствовался.

В полномочия высшего органа суда включено также разрешение спорных дел, которые передаются от Президента России и касаются органов государственной власти нашей страны и ее субъектов.

Если ранее дело не рассматривалось в Верховном Суде, то это будет сделано коллегией данного органа, если же прецедент уже был, то оно выносится на заседание Президиума, который имеет право как отменить принятое ранее постановление, направив его на дополнительное рассмотрение, так и оставить надзорную жалобу без удовлетворения.

Судебная процедура как суд первой инстанции при гражданском или административном деле осуществляется единолично (одним судьей) и коллегиально (в количестве трех судей) или же одним судьей вместе с коллегией присяжных - при слушании уголовного дела.

История

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), - что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, - что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений :

1) народный суд:

В составе постоянного народного судьи;

В составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, - Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора - дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе :

а) Президиума;

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии - по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили : Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось : истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей - «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия - государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.