Если ранее при наступлении ДТП водителям необходимо было вызывать сотрудников ГИБДД, то сегодня зафиксировать аварийный случай можно самостоятельно. Выплаты по Европротоколу возможны в том случае, если все документы будут составлены правильно.

Что такое европротокол автолюбители узнали несколько лет назад. Оформить его можно в любом месте, на всей территории Российской Федерации. Благодаря европротоколу водители могут сами зафиксировать страховой случай и после обратиться в офис страховой компании, для получения компенсационной выплаты.

Однако стоит учитывать, что законом оговорены случаи, когда полагается выплата:

  • у каждого водителя есть действующий бланк договора
  • в аварии участвуют только две машины
  • водители самостоятельно установили виновную и потерпевшую сторону
  • в ДТП нет пострадавших

Если в результате ДТП ущерб причинен трем или более транспортным средствам, то фиксировать аварию самостоятельно нельзя. Также необходимо вызывать сотрудников ГИБДД, если в результате аварии будет причинен вред жизни и здоровью пассажира или водителя. При правильном оформлении каждый клиент может гарантированно получить выплату, размер которой не превышает 50 000 рублей. Данная сумма действует для всех регионов, кроме Москвы (+область) и Санкт-Петербурга (+область). Для Москвы и Санкт-Петербурга (+область) предусмотрена выплата в размере 400 000 рублей. Если сумма убытка превышает указанный размер выплаты, то расходы будет покрывать не страховщик, а сам пострадавший клиент, за счет собственных средств.

Действия при ДТП

Каждый водитель должен точно знать, что необходимо делать при наступлении страхового события. Это позволит не только правильно зафиксировать ДТП, но и гарантированно получить страховое возмещение, в рамках европротокола.

Остановка автомобиля Первое и основное что необходимо сделать – это остановить транспортное средство. Машина должна находиться в неподвижном состоянии до тех пор, пока не будет правильно оформлен пакет документов.
Знак аварийной остановки Не стоит забывать про знак аварийной остановки, который следует поставить за 15 метров от транспортного средства.
Оценка повреждения Далее необходимо осмотреть повреждения и оценить сумму убытка. Если есть сомнения, что сумма убытка выше установленного лимита по выплате, то следует вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара.
Так называемые «Аваркомы» приезжают за считанные минуты и помогут не только зафиксировать аварию, но и подготовить документы для получения выплаты.

Если взаимно принято решение обойтись без вызова сотрудника ГИБДД, то стоит правильно оформить аварийный случай, принимая во внимание общие правила.

Оформление ДТП по Европротоколу: общие правила

В первую очередь необходимо принимать простые рекомендации, с помощью которых справиться с аварийной ситуацией можно быстрее:

  • Первым делом необходимо собрать контактные данные свидетелей, которые могут подтвердить факт наступления ДТП. Как правило, свидетели не требуются, но лучше подстраховаться
  • Не стоит сразу второпях заполнять бланк европротокола. Вносить исправления в данном документе нельзя. Лучше всего изобразить все данные на черновом варианте или на простом листе бумаги. После чего все внимательно перепроверить и перенести на бланк европротокола
  • Заполнять извещение необходимо простой ручкой. Категорически нельзя заполнять цветной пастой, фломастером или гелевой ручкой. При заполнении необходимо немного надавливать, так, чтобы информация хорошо отпечаталась на второй экземпляр, через копирку
  • Если бланка извещения недостаточно, то можно сделать примечание «Приложение № 1 к акту» и указать всю важную информацию. В приложении указываются персональные данные каждой стороны, и ставится подпись
  • Если нет второго протокола и необходимо внести дополнения, особые отметки можно сделать с оборотной стороны бланка. Все дополнения необходимо подтвердить подписью каждого участника происшествия

Как подать документы на выплату

Важно учитывать, что потерпевшему в ДТП водителю, необходимо обратиться в офис страховой компании в течение 5 рабочих дней. Если обратиться спустя указанное время, страховая компания откажет в выплате на законных основаниях.

Для подачи документов потребуется:

  • Подготовить полный пакет документов. При себе необходимо иметь личный паспорт. Водительское удостоверение, документ на машину, страховой полис ОСАГО и европротокол
  • Подъехать в офис страховщика на поврежденном автомобиле. При этом мыть машину не нужно, поскольку она должна быть такой, как в момент ДТП
  • Обратиться к сотруднику урегулирования убытков. Для экономии личного времени некоторые компании предлагают записаться на визит по телефону или через официальный сайт
  • Заполнить заявление на получение компенсационной выплаты. Заполняется документ в свободной форме, на имя директора страховой компании. В документе необходимо указать сумму, которая запрашивается для оплаты ремонтных работ

Если есть возможность, пострадавший может приложить к заявлению оценку независимо эксперта, в которой будет официально указанна сумма ущерба. Чтобы страховщик оплатил услуги эксперта, необходимо прописать данное требование в бланке заявления и приложить копию чека об оплате. Необходимо учитывать, что страховая компания может потребоваться, чтобы виновная в ДТП сторона предоставила свой экземпляр бланка европротокола и предоставила транспортное средство на визуальный осмотр. Только при наличии полного пакета документов будет зарегистрирован убыток. С даты регистрации у представителя страховой компании есть 15 дней, чтобы провести экспертизу транспортного средства и определить реальную сумму убытка. Проводить оценку сотрудник компании может как самостоятельно, так и через независимого эксперта.Также стоит учитывать, что согласно закону страховой компании дается 20 дней, с момента получения последнего документа, на выплату возмещения. Если сроки будут нарушены, автолюбитель может обратиться с жалобой в суд и потребовать неустойку.

Система самостоятельного оформления документации по транспортному происшествию для страховой компании без привлечения сотрудников дорожной полиции именуется европротоколом.

Так же называется и стандартная форма, необходимая для заполнения непосредственно на месте ДТП.

Упрощённая схема документирования инцидента возможна при соблюдении определённых условий только в том случае, если водители транспортных средств могут договориться без вмешательства автоинспектора.

Участники ДТП должны знать и учитывать, оформляя и подписывая европротокол, до какой суммы возможно возмещение и в каких случаях такая схема не будет считаться действительной. Даже незначительное несоответствие ситуации требованиям европротокола является основанием для вызова на место происшествия ГИБДД.

ФЗ №40 об ОСАГО 2002/25/04 редакция 2016/03/07 ст.11.1 от 2014/21/07 ФЗ №223

ПП №1002 2014/01/10 редакции 2016/25/04 и 2016/31/12

Главным преимуществом европротокола является быстрое разрешение сложившейся ситуации собственными силами и оперативное заполнение документов, что позволяет в сжатые сроки покинуть место столкновения, не провоцируя пробку.

Зафиксировать самостоятельно обстоятельства дорожного инцидента и передать документ страховщику для получения возмещения по факту транспортного происшествия возможно при наличии ряда условий:

  1. В происшествие вовлечены всего два автомобиля. Большее или меньшее количество участников аварии не позволяет технически оформить бланк европротокола (не соответствует требованиям).
  2. Отсутствуют человеческие жертвы и пострадавшие. В аварию не вовлечены пешеходы. Визуальные повреждения получили только ТС автомобилистов-участников дтп.
  3. Оба водителя застрахованы (или имя человека за рулём фигурирует в действующем полисе). Осаго обоих водителей датированы 2.08.2014 или позже (ФЗ №223 2014/21/07 редакция 2016/23/06 ст.5 п.8). Последнее обстоятельство – лишь требование закона, не актуальное в настоящее время, так как осаго заключается на год (максимум).
  4. Повреждения получили исключительно транспортные средства. Иному имуществу (городскому или частному), людям и сторонним объектам не нанесено вреда.
  5. Картина происшествия в глазах участников не разнится, нанесённый ущерб согласован, характер повреждений на машинах не вызывает споров и сомнений, в т.ч. относительно их происхождения.

Европротокол оформляется при наличии всех названных обстоятельств. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, обойтись без вызова автоинспекции не получится.

Присутствие представителей дорожной полиции потребуется и в том случае, если поведение хотя бы одного из участников аварии агрессивно и провокационно, что является препятствием для объективной оценки происшествия и достижения консенсуса.

Алкогольное опьянение и демонстративное нежелание подписывать европротокол также потребуют вызова автоинспекторов.

Съёмка места происшествия (видео и фото), показания регистраторов и данные навигаторов приветствуются и учитываются при подписании европротокола и расследовании обстоятельств аварии страховыми компаниями.

Обязательность использования техсредств и представления подобной информации страховщикам для объективной оценки происшествия и определения виновника вводится с октября 2019 (Закон об осаго ст.11.1 пп.6 и 7; ФЗ №223 2014/21/07 ст.5 п.7).

Европротокол при ДТП 2017 – какая сумма выплат предусмотрена?

ФЗ №40 об ОСАГО 2014/21/07 ст.11.1 пп.2-5

При заполнении европротокола существуют ограничения по выплатам в зависимости от региона, где совершено ДТП.

По Осаго закон предусматривает два лимита возмещений при ДТП:

  1. Для всех российских регионов, кроме Москвы (+ область) и Санкт-Петербурга (+ область) , верхняя граница причинённого ущерба, которая может покрываться по европротоколу, очерчивается 50 тысячами. Если дтп, соответствующее требованиям европротокола, визуально оценивается в большую сумму, это не означает, что страховщик вправе отказаться от возмещения ущерба. Следует учитывать, что водителям «навскидку» точно оценить повреждения практически нереально и ошибки +/- вполне естественны. Согласно закону, СК покрывает не более 50 тысяч убытков по европротоколу, а превышающая сумма после оценки подлежит взысканию непосредственно с виновного в инциденте.
  2. Для ДТП, имевших место в Москве, Санкт-Петербурге и их областях , верхняя граница возмещения по европротоколу определена в 400 тысяч (Закон об осаго №40 стт.5, 7б). Если обстоятельства дорожного инцидента позволяют претендовать на страховку, превышающую среднероссийский лимит (50 тысяч), то представление страховщику фото- и видеосведений, а также технических данных системы ГЛОНАСС является обязательным условием. Иными словами, с 01.2017 авто, втянутые в дтп в границах Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, для возмещения ущерба в полном объёме должны быть оборудованы видеорегистраторами и навигационными приборами с использованием данных системы Глонасс. Требования к техсредствам, которыми должны быть оборудованы авто, и к необходимой для выплаты по европротоколу страховки информации описаны в ПП №1002 2014/01/10 редакция 2016/25/04.

Оформленный бланк европротокола подлежит передаче в 5-дневный срок в СК, оформившую Осаго. При этом каждая из сторон дорожного инцидента передаёт свой экземпляр извещения в свою компанию (1й экземпляр основной, 2й экземпляр самокопир).

Закон обязует автовладельцев, оформивших и подписавших европротокол, представить ТС, причастные к аварии, для осмотра и независимой экспертной оценки ущерба по требованию СК. Ремонт или утилизация колёсного транспорта, причастного к аварии и отмеченного в европротоколе, допускается только по истечении 15 дней, отсчитываемых со дня инцидента.

Типовой бланк европротокола (Приказ МВД №155 2011/01/04 регистрация в МЮ №20670 2011/05/05) должен быть выдан страховщиком вместе с полисом Осаго (2 штуки). Ограничений в выдаче бланков европротокола не установлено.

Заполнение полей

Типовой бланк европротокола заполняется шариковой ручкой, гелевая ручка и карандаш не допускаются.

Лицевая сторона (совместное заполнение)

Основная сторона бланка заполняется обоими участниками происшествия (каждый заполняет свою колонку) и содержит детальную информацию о ДТП и участниках, свидетелях, страховщиках.

Перечисление и характер видимых повреждений (п.14) описывают доступными и понятными терминами.

Краткость и точность формулировок важны.

Необходимо избегать неточности при описании обстоятельств (п.16): стоянка и остановка отличны друг от друга, а обгон и смена полосы обычно идут вместе.

Схема (п.17) должна содержать границы проезжей части, расположение машин, знаки, названия улиц, светофоры, нумерацию домов, разметку и направление движения. Любые предметы, имеющие отношение к инциденту, указывают на рисунке.

Пустые графы прочёркивают. Лицевая сторона заверяется подписями двух сторон.

Инструкция по заполнению

Оборотная сторона

Заполняется индивидуально после разъединения бланка европротокола. Рекомендуется разборчивым почерком (лучше печатными или полупечатными буквами) внести в текст сообщения максимум подробностей происшествия, чтобы сократить сроки выплат.

При нехватке места допускается использование чистого листа, который прикрепляется к основному документу.

Оборотная сторона протокола

Любые исправления и дополнения вносят с согласия второй стороны. Они заверяются двумя подписями. Отказ одной из сторон подписать заполненный европротокол требует немедленного вызова на место аварии дорожной инспекции, так как в этом случае упрощенный вариант документирования дтп не применим.

Подписи обоих участников происшествия должны быть проставлены на двух экземплярах. Перед подписанием европротокола следует перечитать текст и убедиться, что в документ не внесены сведения, не имеющие отношения к конкретному ДТП.

Европротокол считают оформленным после заполнения титула, его подписания обеими сторонами и разъединения. Оборот может быть заполнен позже.

1 июня 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ " " (далее – Закон об ОСАГО) и , касающиеся упрощенного порядка оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции (европротокол) (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 448-ФЗ " ").

Предельный размер страхового возмещения по европротоколу увеличился до 100 тыс. руб. (ранее он составлял 50 тыс. руб.). При этом для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей лимит остался на прежнем уровне – 400 тыс. руб.

Оформление ДТП по европротоколу в пределах 100 тыс. руб. теперь возможно даже в тех случаях, когда между участниками ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда (ранее – только при отсутствии разногласий). Для этого водителям необходимо зафиксировать обстоятельства аварии и передать их в автоматизированную информационную систему ОСАГО (посредством предусмотренных технических средств контроля или программного обеспечения).

Аналогичным образом нужно будет зафиксировать обстоятельства ДТП, имевшего место на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, в целях получения страхового возмещения в пределах 400 тыс. руб. При этом данный повышенный лимит европротокола применяется только при отсутствии у участников ДТП разногласий ().

В бланке извещения о ДТП необходимо теперь, помимо прочего, указывать сведения об отсутствии разногласий относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо – при оформлении европротокола в пределах 100 тыс. руб. – о наличии и сути таких разногласий.

Перечисленные правила оформления документов применяются к ДТП, произошедшим после 1 июня 2018 года.

В период действия договора ОСАГО, заключенного до 1 июня 2018 г., заполнение водителями извещения о ДТП может осуществляться на бланке извещения по , действовавшей до указанной даты. В этом случае разногласия (если они есть) относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, их наличие и суть нужно будет указать в пункте 7 "Примечание" оборотной стороны извещения о ДТП.

Российский союз автостраховщиков (РСА) привел статистику оформления ДТП по европротоколу. В 2017 году 33% всех аварий фиксировались водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД, против 30% годом ранее. В количественном выражении это 541 тысяча автовладельцев. Общая сумма выплат по европротоколу выросла на 22% и в прошлом году составила 11,5 млрд рублей вместо 9,44 млрд в 2016-м. А средняя сумма урегулирования убытков составила 27400 рублей.

Напомним, что лимит выплат по европротоколу составляет 50 тысяч рублей, но с 1 июня 2018-го его увеличат до 100 тысяч. Кроме того, будет отменено условие, по которому оба участника должны быть согласны с обстоятельствами ДТП и списком видимых повреждений.

В РСА эти изменения не приветствуют, опасаясь, что выявить реального виновника аварии станет невозможно. Например, если оба водителя будут заявлять о своей невиновности и соблюдении Правил дорожного движения, то страховая компания не сможет произвести выплату настоящему потерпевшему, ведь даже специальная техника не может со стопроцентной гарантией выявить все обстоятельства ДТП и настоящего виновника. К примеру, оба водителя смогут сказать, что двигались на разрешающий сигнал светофора или что к аварии привел маневр другого автомобиля. В таком случае выплату, вероятнее всего, разделят пополам между участниками инцидента. В РСА предостерегают, что таким образом потерпевшие будут недополучать деньги на покрытие ущерба, а виновники - обогащаться.

Более того, РСА не перестает приводить данные, что 68% случаев всех ДТП покрываются нынешним лимитом 50 тысяч рублей, а потому большая часть добросовестных автомобилистов в двукратном повышении «потолка» не нуждается. Хотя оставшиеся 32% участников ДТП с этим явно не согласятся.

Напомним, что для оформления ДТП по европротоколу должны быть выполнены несколько условий. В аварии участвуют не более двух автомобилей, нет пострадавших, нет ущерба имуществу каких-либо третьих лиц, сумма ущерба менее 50 тысяч рублей, а оба участника имеют единое мнение относительно виновника аварии и ее причин. Если, к примеру, во время ДТП был причинен вред здоровью пешехода, пассажира или водителя, то оформить дорожный инцидент по европротоколу нельзя. Разумеется, ответственность каждого участника ДТП должна быть застрахована полисом ОСАГО или по договору страхования «Зеленая карта». При этом, если между водителями возникли споры или какое-то из условий не соблюдается, необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Сложнее всего оценить ущерб: уложится ли предстоящий ремонт в 50 тысяч? Разумеется, провести оценку в состоянии стресса могут не все. Поэтому в случаях, если ДТП оформлено по европротоколу, а сумма ущерба в итоге превысила 50 тысяч рублей, то разницу придется требовать с виновника ДТП.

Как оформить европротокол при ДТП, когда повреждения автомобиля незначительные? Если пришлось стать участником дорожного проишествия не спешите звонить в полицию.

Для начала стоит осмотреться, узнать есть ли жертвы, которым требуется срочная медицинская помощь. Обозначить участок ДТП, выставив знак аварийной остановки. Далее необходимо приступить к изучению повреждений.

Зачастую происходят аварии мелкого характера, когда водители притерли друг друга, поставив небольшие царапины или вмятины. И если оба водителя согласны не вызывать инспектора для этого и предусмотрена упрощенная форма оформления происшествия путем заполнения евро страховки по ОСАГО.

В этой статье:

Порядок оформления европротокола при ДТП

Суть этого документа заключается в следующем.

При заполнении имеющегося у страхователя извещения, позволяет урегулировать дорожный конфликт при столкновении автомобилей на месте без вмешательства инспектора ГАИ и получить причитающуюся выплату (ст. 11.1 ФЗ “Об ОСАГО”).

Страховой компанией выдается специальный бланк-извещение о наступлении страхового случая.

Только грамотное и наиболее точное описание события в извещении, поможет водителю, получившему повреждение автомобиля, истребовать от страховой деньги на ремонт и восстановление своего средства передвижения до нормального его состояния.

Как получить страховку по евро протоколу при ДТП и какова сумма компенсации?

Оплата ОСАГО по евро извещению в 2019 г. гарантируется в случае соблюдении следующих требований участниками:

  1. В аварийном столкновении оказалось два автомобиля, помимо которых причинение ущерба иному имуществу не имело место.
  2. Оба водителя имеют оформленный полис ОСАГО, и не нет разногласий в виновности ДТП.
  3. В результате столкновения автомобилей отсутствуют жертвы ДТП с травмами, увечьями или смертельным исходом.
  4. Максимальный ущерб автомобилю потерпевшего не превышает 100 000 рублей для регионов РФ, 400 000 для городов Федерального значения. Можно сделать вывод, если был заполнен евро протокол сумма оплаты не должна превышать указанные выше.
  5. Стороны в ДТП заполнили форму-извещение о ДТП.
  6. Установлены координаты местоположения дорожной аварии при помощи спутниковой системы ГЛОНАСС и иных навигационных устройств (при несоблюдении данных требования, это не может являться основанием для невыплаты страхового возмещения).

Приступая к фиксации сведений, водители должны вместе заполнить лицевую сторону бланка извещения ДТП. Заполняется шариковой ручкой, каждая отдельная колонка для водителей. Оборотная сторона евро страховки заполняется водителями самостоятельно.

В графе схема ДТП указать точную обстановку дорожного происшествия с изображением автомобилей участников.

Далее необходимо, наиболее точно изобразить дорожную разметку и месторасположение автомобилей. В конце бланка необходимо поставить подпись участников ДТП. После чего, извещение разъединяется и распределяется между сторонами.

Потерпевший в ДТП должен направить документы о прямом возмещении в компанию, выдавшей полис ОСАГО. Срок на отправление извещения составляет 5 дней со дня происшествия.

А также потерпевшему не допускается производить ремонт автомобиля в течение пятнадцати суток, кроме нерабочих и праздничных дней, для того чтобы была возможность оценить ущерб ДТП.

Обратите внимание! Чтобы не возникало проблем с регрессом, виновнику ДТП необходимо в течении 5-ти рабочий дней направить страховой фирме заполненный вместе с потерпевшим бланк извещения о ДТП (ст. 14 ФЗ ” Об обязательном страховании гражданской ответственности”)

Обязанности страховщика по европротоколу

Для оплаты страховки по евро осаго, компания должна принять документы потерпевшего в ДТП и произвести оценку обстоятельств аварии. В ходе процедуры, потребуется к осмотру автомобиль для оценки ущерба.

В пятидневный срок со дня такого указания, потерпевший должен предоставить поврежденное транспортное средство для осмотра эксперту.

После изучения всей необходимой информации и анализа ущерба, должна быть произведена выплата в пределах максимальной суммы урегулирования ДТП по европротоколу.

Если страховая обнаружит недоказанность всех фактов, подтверждающих обстоятельства ДТП, то он должен в трехдневный срок известить об этом потерпевшего в ДТП и указать необходимый перечень недостающих документов для оформления выплаты.

В том числе это касается неправильности указания отдельных сведений, если не было основания для отказа в страховой выплате.

Страховая компания, осуществившая по оплату по европротоколу ОСАГО, приобретает права требования на взыскание суммы размера ущерба к виновному лицу в ДТП.

Условия :

  1. Виновное лицо в ДТП, оформивший извещение не направил экземпляр совместно с потерпевшим в течение пяти дней со дня ДТП.
  2. Лицо начало ремонт автомобиля или приступило к его утилизации до истечения 15 дней для востребования страховщиком на осмотр.

Пример заполнения извещения о ДТП ОСАГО европротокол

Ниже на картинке (кликабельна) показан образец заполнения извещения о ДТП первой страницы.

Оборотная сторона извещения о ДТП.

Разрешение споров о выплатах по европротоколу

Часто на практике встречаются случаи, когда потерпевший приходит в страховую с документами на прямое возмещение, а последний требует предоставить второй экземпляр извещения и машину виновника ДТП.

Гражданин, требующий денег на ремонт автомобиля, не обязан обеспечивать явку виновной стороны и сдачу второй копии извещения.

  1. Потребовать от страховой письменного отказа в приеме евро извещения.
  2. Затем направить в РСА, Банк РФ, Роспотребнадзор, Прокуратуру РФ жалобу, как неправомерные действия со стороны страховой фирмы.

В большинстве случаев это помогает, на этапе когда потерпевший настаивает на получении письменного отказа, и извещает страховую компанию об обжаловании действий к уполномоченным лицам.

Нередко при подаче документов сотрудник фирмы, требует справку из ГАИ. Безусловно, здесь компания будет не права, если выполнены требования к порядку оформления извещения о дорожном происшествии.

В этом случае, можно направить экземпляр извещения по почте, с уведомлением и описью вложений.

Подождать 20 дней, не считая нерабочие и праздничные, и если не последует реакции на обращение или письменный отказ, то сделать независимую экспертизу автомобиля, составить претензию и направить его страховой.

После этого можно идти в суд и взыскать сумму ущерба автомобилю, расходы на экспертизу, судебные издержки, потребовать начисление неустойки и компенсировать моральный вред за игнорирование.

Ну и конечно, могут выплатить меньше, чем рассчитывал потерпевший в рамках европротокола ДТП. В этом случае включаете вариант с подачей претензии и проведении независимой экспертизы.

Плюс ко всем расходам добавится штраф в 50 процентов за разницу в выплатах, который нужно обязательно включить в исковые требования.