Государственные служащие в России имеют особый статус. Они защищены нормами законодательства от давления со стороны общественности и исполнительной власти. В работе к таким специалистам применяются повышенные требования.

79 ФЗ о государственной гражданской службе в РФ: основные положения

Документ регулирует комплекс отношений, связанных с работой человека во властных структурах. Об общем содержании закона можно судить по оглавлению. В акте представлены:

  • общие положения: предмет, правовые основы, принципы и т.д.;
  • должности, классификация позиций, относящихся к госслужбе, ведение реестра;
  • статус служащего: права, требования, запреты, обязанности;
  • порядок занятия должности;
  • требования к трудовому контракту;
  • основания для расторжения контракта со служащим, последствия увольнения гражданина из госоргана;
  • обработка и охрана персональной информации о служащем;
  • регламентация условий труда: вознаграждение, прохождение службы, поощрение, гарантии;
  • надзор в сфере госслужбы;
  • рассмотрение трудовых споров работников;
  • вступление в силу нормативного акта.

Что говорит ФЗ о государственных должностях

В Российской Федерации утверждён перечень государственных должностей. В него включены:

  • Президент РФ;
  • Председатель Правительства и его замы;
  • Федеральный министр;
  • Судья Верховного Суда;
  • иные.

Полный список утверждён в указе Президента РФ № 32 от 11.01.1995 г. (действующая редакция от 15.05.2018 г., актуальна на 2020-й год). Лица, занимающие эти посты, не относятся к категории госслужащих.

Статья 14 Федерального закона № 79 о госслужбе

Полный перечень прав, которые имеет гражданский служащий. Среди прочих указаны:

  • право на отдых, что подразумевает ограничение служебного дня, установление выходных и отпуска;
  • право требовать от нанимателя обеспечения материально-технической стороны работы;
  • право на доступ госсекретам и в государственные органы, включая ведомства муниципального уровня;
  • право на защиту жизни и здоровья самого госслужащего, его родственников и имущества со стороны государства.

Статья 15 ФЗ 79

Положения раздела регламентируют основные обязанности госслужащего. Среди прочего работник властных структур должен:

  • соблюдать требования нормативных актов РФ;
  • исполнять правила служебного распорядка и требования должностного регламента;
  • поддерживать достаточный уровень квалификации;
  • беречь государственную собственность (например, отключать электроприборы после окончания работы);
  • не разглашать госсекреты.

Госслужащий не должен исполнять неправомерное распоряжение руководителя.

Статья 16 ФЗ 79

На государственную службу не могут принять гражданина в следующих случаях:

  • дееспособность гражданина ограничена по решению суда;
  • наличие судебного запрета на занятие определённых должностей;
  • отсутствие гражданства РФ;
  • отказ от допуска к госсекретам;
  • представление подложных документов при приёме на работу;
  • не были соблюдены ограничения, установленные законодательством о коррупции;
  • служащий не указал сведения о своих доходах или представил ложную информацию;
  • гражданин не указал интернет-ресурсы, на которых он опубликовал личную информацию о себе в общем доступе, в соответствии со статьёй 20.2 ФЗ-79;
  • в иных случаях.

Ст. 17 ФЗ 79

Для действующих служащих предусмотрены определённые запреты.

Запрещается замещать должность, если человек был:

  • избран в орган самоуправления местного уровня;
  • избран в профсоюз;
  • назначен или избран на государственную должность.

Сотрудник государственного ведомства не может:

  • заниматься коммерческой деятельностью;
  • открывать счета в кредитно-финансовых организациях, созданных в другом государстве, в отделении не на территории РФ;
  • получать подарки от компаний и граждан, передача которых обусловлена служебным положением;
  • использовать собственность государства для удовлетворения личных нужд;
  • разглашать служебную информацию или использовать её не в рамках служебных обязанностей;
  • представлять по месту работы интересы третьих лиц;
  • создавать по месту работы политические партии, общественные организации;
  • выполнять иные действия, запрещённые данной статьёй.

Ст. 18

В статье утверждён список правил, которыми должен руководствоваться гражданин при исполнении обязанностей на службе:

  • выполнять работу на высоком профессиональном уровне;
  • не выходить за пределы компетенции ведомства;
  • понимать, что основу работы определяет соблюдение прав и законных интересов граждан РФ;
  • исключить влияние личных интересов на принятие решений;
  • соответствовать морально-этическим требованиям, предъявляемым к госслужащим.
  • выполнять иные предписания, определённые в статье 18 ФЗ-79.

Типовой кодекс этики для сотрудников государственных структур утверждён приказом № 79 от 26.04.2011 г. Судебного департамента при ВС РФ. На основе этого документа в различных ведомствах разрабатываются собственные акты, регулирующие поведение работников с этической точки зрения.

Ст. 25

Статья касается срока заключения контракта с гражданином, поступающим на гражданскую службу.

Наниматель и служащий вправе установить период действия контракта от 1 года до 5 лет. В законе определён перечень случаев, когда соглашение заключается на ограниченный срок.

Ст. 31

В статье регламентируются случаи, когда должность сокращается или ликвидируется ведомство. Служащего должны уведомить о предстоящих изменениях, предложить занять другую должность сообразно его профессиональному уровню.

Ст. 33

  • истечение периода действия контракта;
  • соглашение сторон;
  • отказ гражданина от перевода в другой населённый пункт, если туда перемещается государственный орган;
  • получение гражданства другой страны;
  • иные.

Статья 37

Тут перечислены причины, когда служащие увольняются по инициативе нанимателя. Основаниями могут быть:

  • несоответствие отдельным требованиям, предъявляемых к госслужащим в соответствии с законом;
  • неудовлетворительное прохождение тестов на определение уровня квалификации;
  • появление на работе в состоянии опьянения;
  • грубого нарушения служебных обязанностей.

Статья 46

В этой части, закон регламентирует порядок исчисления и предоставления отпуска гражданским служащим.

Ст. 50

Нормы статьи регулируют оплату труда служащих. Денежное довольствие складывается из нескольких частей:

  • оклада по должности;
  • выплаты за классный чин;
  • надбавки за выслугу лет;
  • надбавки за работу в особых условиях;
  • премии.

Ст. 57 ФЗ 79 о государственной гражданской службе

В статье утверждён перечень взысканий за дисциплинарные проступки. Служащий может быть подвергнут:

  • увольнению;
  • выговору;
  • замечанию;
  • предупреждён о неполном соответствии занимаемой должности.

Ст. 59

Статья регламентирует проверку исполнения служащим его обязанностей. Мероприятие инициирует представитель ведомства по собственной инициативе или после получения письменного обращения гос. служащего.

Руководство должно установить наличие или отсутствие дисциплинарного нарушения. Максимальный период проверки – 1 месяц.

В ходе проверки государственный служащий имеет право:

  • давать комментарии, подавать заявления;
  • жаловаться на действия проверяющих;
  • просмотреть итоговое заключение и другие материалы проверки после её завершения.


Отпуск на госслужбе по 79 ФЗ

Служащие имеют право на ежегодный отдых в размере 30 дней. За работником сохраняется должность, ему выплачивается средний заработок.

Размер отпуска зависит от выслуги лет. Если гражданин проработал в госорганах более 15 лет, ему дополнительно предоставляют 10 дней отдыха.

Закон о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета

Запрет был введён законом № 79-ФЗ от 07.05.2013 г. Лица, занимающие посты в органах власти на федеральном и местном уровнях лишались права иметь вклады и счета в финансовых компаниях, учреждённых в других государствах, в отделениях за пределами РФ. Также не могут иметь указанные активы супруги государственных служащих и их несовершеннолетние дети.

Регулирование данного вопроса производится также нормами статьи 7.1 ФЗ-273 «О противодействии коррупции» и статьи 17 Федерального Закона №79.

Новое в законодательстве о госслужбе, о проекте нового закона

ФЗ-79 регулирует многие аспекты работы граждан в государственных ведомствах. Изменения статей закона связаны с доработкой отдельных положений статуса служащих. Так в 2017 году были добавлены положения, касающиеся профессионального развития сотрудников госорганов.

Проект нового закона не разрабатывается, в правительстве и парламенте не обсуждается необходимость проведения реформы.

О материальном резерве

ФЗ-79 от 29.12.1994 регулирует накопление и хранение ресурсов, необходимых для обеспечения неотложных нужд государства в случае возникновения чрезвычайных ситуациях.

Вопросы пополнения и обновления запасов находятся в ведении Федерального агентства по госрезервам.

Об акционерных обществах

Госслужащие не могут участвовать в управлении коммерческими компаниями. Если у него есть акции, они должны быть переданы другому лицу в доверительное управление. Соответствующие нормы записаны в статье 11 Закона.

Тексты ФЗ 79 о государственной гражданской службе, последняя редакция с комментариями

Скачать и распечатать нормативный акт в последней редакции можно здесь. Если гражданин не понятен смысл отдельных положений ФЗ-79, то ему следует читать комментарий к нормативному документу или обратиться за помощью к юристам.

А скачивайте комментарии. ⇐

О последних изменениях, что регулировалось, и когда изменения и закон вступили в силу

Последние изменения в ФЗ-79 были внесены законом № 423-ФЗ, принятым 28.12.2017 г. В новой редакции была изложена статья номер 44. Теперь кадровая работа должна вестись с использованием государственных информационных систем.

Суть таких систем кратко раскрывается в новой статье № 44.1. Это базы данных, необходимые для информационного обеспечения работы гос. органов на местном и федеральном уровнях. Подробно юридические аспекты работы систем описаны в постановлении Правительства № 227 от 05.03.2018 г.

ФЗ-79 – комплексный документ, регламентирующий работу граждан в органах власти. Нормами предусмотрены повышенные требования к служащим, определены дополнительные гарантии.


государственный служба общественный компетентность

Нормативными правовыми актами, регулирующими государственно-служебные отношения государственной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании являются следующие:

  • 1. Конституция Российской Федерации;
  • 2. Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера;
  • 3. Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации;
  • 4. Специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной служб. (Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в редакции Федеральных законов от 28.11.2009 №303-ФЗ);
  • 5. Указы и распоряжения Президента РФ (Например, Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 №885 в редакции Указов Президента РФ от 16.07.2009 №814);
  • 6. Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы (Например, Анкета гражданина РФ, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 №667-р);
  • 7. Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, службами, агентствами);
  • 8. Постановления Конституционного Суда РФ.

Самый главный закон для государственных служащих - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", который вступил в силу с 1 февраля 2005 г.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

Статья 2. Система государственной службы

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

Статья 4. Федеральная государственная служба

Статья 5. Государственная гражданская служба

Статья 6. Военная служба

Статья 7. Правоохранительная служба

Статья 8. Должности государственной службы

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

Статья 10. Государственные служащие

Глава 2. Общие условия государственной службы

Статья 11. Формирование кадрового состава государственной службы

Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания

Статья 14. Стаж (общая продолжительность) государственной службы. Персональные данные государственных служащих

Статья 15. Реестры государственных служащих

Глава 3. Система управления государственной службой

Статья 16. Управление государственной службой

Статья 17. Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы

Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития

Статья 18.1. Военная служба в Российской Федерации иностранных граждан

Глава 4. Вступление в силу настоящего федерального закона

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", явившись продуктом реформы, воспринял многие инновационные подходы, присущие самым передовым аналогам этого института в наиболее развитых странах, содержит правовые новеллы, в некотором смысле опередившие готовность к их реализации всеми заинтересованными участниками регулируемых им отношений. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы гражданской службы как самостоятельного вида в системе государственной службы, определяет основы правового положения всего корпуса государственных гражданских служащих. Позитивный потенциал данного Закона, однако, еще не раскрыт, не в последнюю очередь из-за того, что пока не приняты некоторые подзаконные акты, но нередко и по причинам неоднозначного понимания его нормативного содержания. Вместе с тем нельзя не заметить и противоречия в ряде положений самого Закона, содержащиеся в нем нормы коллизионного характера, оставляющие пробелы в правовом регулировании государственно-служебных отношений.

Тем не менее, практика применения Закона свидетельствует о большой потребности в научно-методическом обеспечении правоприменительной деятельности. Правильное понимание нормы Закона, ориентированное на решение практических задач, связано с самыми разными вопросами, которые возникают при поступлении на государственную гражданскую службу, в процессе ее прохождения, реализации статуса государственного гражданского служащего, вплоть до увольнения со службы.

Основные направления реформы государственной службы определила Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 года. В целях ее реализации 19 ноября 2002 г. Указом Президента РФ №1336 утверждена федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005)", срок действия которой был продлен на два последующих года. В результате был осуществлен комплекс мероприятий по созданию законодательной базы государственной службы, сопряженных с ее открытостью гражданам, улучшением работы с кадрами, внедрением новых информационных технологий в государственном аппарате и др. Государственная служба стала правовым, социальным, организационным институтом обеспечения государственными служащими выполнения функций государства, деятельности государственных органов.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

1. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

«Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).»

2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

«Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.»

3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4.1. Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу;

2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.1. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

Статья 20.1. Представление сведений о расходах

1. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Скачать документ

  • Выдержки из Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» doc, 89 кБ


На сегодняшний день федеральный закон о госслужбе 79-фз последняя редакция включает в себя семнадцать глав и 74 статьи. Этот ФЗ был призван регулировать отношения, которые непосредственно связаны с государственной гражданской службой. Прохождение и окончание госслужбы и положение служащих устанавливается в соответствии с этим законом.

Федеральный закон о государственной гражданской службе

Текст этого ФЗ традиционно для российских законов начинается с общих положений. Далее определяются должности гражданской службы, их классификация, реестры, классные чины и требования по квалификация. Определяется и правовое положение этих служащих.

В нормативном акте устанавливается порядок, в соответствии с которым человек может замещать должность. Отдельное внимание уделяется служебному контракту. В ФЗ утверждено, что регулярно проводится аттестация служащих и квалификационный экзамен. За выслугу лет этим лицам предусмотрена доплата к окладу. Причем надбавка начинает накапливаться уже после первого года работы. А через 15 лет она и вовсе достигнет 30-процентного размера от оклада. А если условия признаны особыми, то надбавка может составлять и 200% от зарплаты.

Определены в тексте и нижеприведенные понятия:

  • гарантии;
  • поощрения/награждения;
  • дисциплина;
  • кадровый состав;
  • финансирование и надзор;
  • рассмотрение споров.

Все утвержденные положения создают целую систему государственной гражданской службы, которая действует по всей территории Российской Федерации – в городе Москва, в Красноярском крае, Республике Башкортостан и других регионах.

Основные положения 79 ФЗ о государственной гражданской госслужбе

В первых статьях опубликованы основы этого федерального закона о госслужбе в Российской Федерации. Начинается все с определения основных понятий. Например, государственными должностями названы такие должности, которые принимаются российскими законодательными актами с целью исполнения обязанностей госорганов. Во второй статье выделяется конкретный предмет регулирования. Им выбраны отношения, которые непосредственно связаны с государственной гражданской службы. Правовое положение служащих и поступление на госслужбе – это все тоже является предметом для этого ФЗ.

Система госслужбы делится на два направления – федеральная и региональная (в отдельных республиках, краях, городах). Также этим федеральным законом утвержден список главных принципов госслужбы, среди которых есть стабильность, доступность информации, взаимодействие с гражданами, а также профессионализм служащих.


Пятой статьей сформирован целый список законодательных актов, которые могут регулировать подобные отношения. Это и указы Президента, и нормативные акты республик, и, конечно, Конституция.
Также в ФЗ проведены параллели между гражданской и муниципальной службой. Сказано, что они взаимосвязаны за счет единства квалификационных требований, учета стажа, единства ограничений, а также соотносительности существенных условий по оплате труда и соцгарантиям.

Когда был принят о государственной гражданской службе федеральный закон?

С начала 2003 года инициаторы этого федерального закона работали над основами его проекта. Первая редакция была принята Госдумой 7 июля 2004-го года. Буквально через неделю его текст одобрили в Совете Федерации. В 71-ой статье сказано, что в действие настоящий ФЗ о госслужбе вступил ровно через шесть месяцев после опубликования.

Ежегодно в силу вступают новые федеральные законы, которые своими положениями вносят изменения в этот ФЗ о госслужбе.

Под государственными служащими подразумевается отдельная категория работников, трудящихся в госорганах и получающих денежные средства за счет бюджетных средств.

Особенности труда такой категории работников оговаривается в отдельном федеральном законе, который регламентирует все правоотношения с такими сотрудниками.

Основной нормативный акт, который регламентирует деятельность госслужащих в Российской Федерации - ФЗ № . В этом акте содержатся все основные постулаты государственной службы страны.

Основное целевое предназначение этого нормативного акта заключается в законодательном урегулировании деятельности государственных гражданских служащих. В целом, этот документ можно сопоставить с Трудовым кодексом, так как в нем отражены все нюансы трудовых правоотношений с госслужащими.

Структура госслужбы

Чтобы начать работать в госструктуре, человек должен соответствовать нескольким требованиям:

  1. На момент трудоустройства кандидату должно исполниться 18 лет.
  2. Он должен хорошо владеть русским языком.
  3. У кандидата должны быть навыки, которые свидетельствуют о наличии у него достаточного квалификационного уровня.

Все вышеперечисленные требования оговорены в этом федеральном законе.

Ключевые моменты, которые касаются осуществления государственной гражданской службы, оговариваются в 17 отдельных главах Федерального закона № . У каждой главы есть свое название.

Первая часть закона - описание основных моментов службы. Здесь дана краткая информация о существующих должностях, список обязанностей. Отдельно даются пояснения по вопросам деятельности госслужащих:

  1. Условия, на которых граждане принимаются на работу.
  2. Нахождение работника на службе, его режим труда и отдыха.
  3. Проведение аттестаций.
  4. Перечень предоставляемых гарантий.
  5. Максимальный возраст для сотрудника.
  6. Особенности правоотношений между сотрудниками.
  7. Формирование кадрового состава.

Важно! В нормативном акте оговаривается запрет на осуществление служащими предпринимательской деятельности.

Положения о государственной госслужбе

Общие положения государственной гражданской службы содержатся в 7 статьях федерального закона. Именно эти статьи принято считать основной акта, так как именно в них содержится вся основная суть, дающая понимание документа и его особенностей.

В данных статьях содержится следующая информация:

  1. Основная терминология.
  2. Сферы правоотношения, являющиеся предметом, урегулированным законом.
  3. Понятие госслужбы.
  4. Принципы, по которым осуществляется деятельность гражданских госслужащих.
  5. Перечень нормативных актов, на которых базируются отношения в сфере госслужбы.
  6. Взаимосвязь государственных служб.
  7. Перечень аспектов взаимосвязи.

Именно в этих семи статьях содержится фундаментальная база, на которой и строится весь нормативный документ. Благодаря наличию такого вступления, человек понимает акт и особенности, на которых он применяется в системе законодательства.

Правовое положение служащего

В третьей главе нормативного акта содержится основная информация об урегулировании статуса служащего. Именно в этой части документа полностью раскрываются моменты деятельности:


Изменения в законе

Рассмотрим более подробно.

Последняя редакция ФЗ

В 2017 году закон о государственных служащих претерпел существенные изменения. С этого момента к кандидатам на поступление на службу предъявляются более высокие требования.

У граждан, которые претендуют на получение высокой должности, должно быть полное высшее образование (бакалавриат не учитывается). Новые изменения не распространяются на тех лиц, которые поступили на службу до их вступления в силу. Требования не относятся и к гражданам, которые окончили высшее учебное заведение до августа 1996 года.

Средняя зарплата и количество чиновников в России

Все требования, предъявляемые к квалификации служащего, должны соответствовать с его должностью. Все сотрудники должны отвечать следующим требованиям:

  1. Наличие профессиональной подготовки.
  2. Наличие знаний, которые позволяет ему качественно выполнять все возложенные на него профессиональные обязанности.

Отдельным гражданам отдаются предпочтения ввиду наличия специальной подготовки - такие лица проходят специальную подготовку для службы в определенном госоргане.

В целом, в новую редакцию нормативного акта были внесены следующие изменения:

  1. Корректировка статьи 7 заключается в изменении звучания первого пункта без изменения смысла написанного.
  2. Статья 12 претерпела изменения, и теперь в ней значится, что для поступления на определенную должность, человек должен иметь соответствующее образование, уровень подготовки и достаточный трудовой стаж. Конкретные условия напрямую зависят от занимаемой должности.
  3. В статье 16 появился новый пункт, согласно которому ряд обязательных сведений, оговоренных в статье 20.2 этого нормативного акта, допускается не обозначать.
  4. В статью 17 была внесена корректировка, согласно которой госслужащий, его супруг и несовершеннолетние дети не должны иметь банковского счета за пределами Российской Федерации.
  5. Согласно статье 20 акта, каждый служащий вправе пользоваться интернетом с целью передачи персональных данных, если это необходимо для последующего проведения процедуры идентификации.
    Лица, которые представляют интересы нанимателя, вправе обрабатывать поступившую информацию, если она была размена претендентом на получение должности. Работники вправе проводить проверку того, насколько полно человек предоставил сведения о себе.
  6. Статья 22 акта тоже претерпела изменения в звучании, но это не отразилось на смысловой нагрузке нормы.

Изменения в законе

В декабре 2018 года в федеральный закон были внесены некоторые изменения. В основном они коснулись порядка проведения расчета стажа гражданской службы и упразднения такого понятия, как правоохранительная служба.

Стаж службы представляет собой суммарную продолжительность периодов, в течение которых человек осуществлял государственную службу или иные виды деятельности, принимаемые во внимание при определении права на получение пенсии госслужащего и размера такого обеспечения.

В стаж включаются следующие временные промежутки:

  1. Периоды работы на должностях служащего в госорганах.
  2. Периоды работы в должностях федеральных госслужащих и на прочих должностях.

Для получения надбавки к страховой пенсии человек должен набрать достаточный стаж работы на выборной должности:

  1. При стаже работы в пять лет размер прибавки составит 55% от должностного оклада.
  2. Если стаж работы составит десять лет, то размер прибавки увеличится до 75%.

Вступление в силу Закона о повышении пенсионного возраста

Как иные меры денежного обеспечения, выплачиваемого от государства, пенсия для государственных гражданских служащих с 2019 года претерпела существенные изменения. Основные изменения произошли из-за проведения новой индексации и увеличения возраста выхода на пенсию.

Как будет повышаться пенсионный возраст в России

Госслужащий вправе оформить денежное довольствие по достижении определенной выслуги лет, при наличии следующих условий:

  1. Наличие стажа работы в 16,5 лет.
  2. Человек должен иметь отношение к лицам, которые вправе оформить пенсионное обеспечение по достижении оговоренного в законодательстве возраста.
  3. На момент увольнения, человек должен отработать минимум один год на должности федерального госслужащего.

Размер размера пенсионного обеспечения для госслужащих, выходящих на пенсию, будет производиться исходя из количества лет, которые были отработаны на этой должности.

Граждане, которые работают в государственных структурах, относятся к сотрудникам бюджетной сферы. Соответственно, уровень их пенсионного обеспечения не будет большим, так как согласно статистике средний уровень заработной платы у бюджетных работников невысок.

В 2020 году законодательством не предусматривается увеличение выслуги, которая дает право на выход на пенсию, с 20 до 30 лет. Но при этом действие закона не отменяется, поэтому в Российской Федерации продолжится поэтапное увеличение минимального стажа работы в госорганах.

Соответственно, возраст для выхода на пенсию для данной категории работников продолжит поэтапно увеличиваться. Ежегодно возрастная отметка будет увеличиваться по полгода до достижения минимального показателя, оговоренного в законодательстве:

  1. 65 лет для служащих - мужчин.
  2. 60 лет для женщин.

На данный момент служащий, который имеет 20-летнюю выслугу, вправе рассчитывать на прибавку к пенсии в размере половины от своего довольствия. В ближайшее время планируется увеличить эту выслугу до 25 лет.