Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительными или предполагаемыми нарушениями норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации Конституция РФ. Гл.7 и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» СЗ РФ. 1997 №1. Ст.1 .

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом. Конституция РФ ст.118 Это означает, что в Российской Федерации нет, и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое отражение и в установлении рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства,То же ч.2 и ст. 118. а также рамок судебной системы РФ, которая определяется Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

Судебная система РФ включает федеральные суды: конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общий юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющих систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» // СЗ РФ. 1998.№51 ст.6270.

Отсюда следует. Что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Президентом Российской Федерации от 31 декабря 1993г. Судебная палата по информационным спорам в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

В Конституции РФ особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов. Конституция РФ ч. 3. ст. 118

Носителям судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст.119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992г. «О статусе судей в РФ» Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 №30 Ст.1792; СЗ РФ 1995 №26. Ст.2399; 1999 №29. Ст.3690; 2000. №26. Ст.2736.,согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалифицированной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигнувший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигнувший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умолить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастия; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Согласно Конституции РФ судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Конституция РФ ст. 128

В Конституции закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подчинены. Независимость судов - важнейшее условие независимости и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. То же ст. 120

В соответствии с Конституцией РФ судьи не сменяемы. Несменяемость судьи означает, стабильное сохранение им законной должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Конституция РФ ст.121

Согласно Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядки и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Российской Федерации». То же ст. 121

В Конституции РФ указывается, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одно из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. То же ст.122

Независимость судьи, в значительной мере, обеспечивается тем, что он, не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации. Судья не подлежит административной ответственности, и к нему не может быть применена ни одна из мер административного наказания. К судье не применимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - одно из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах рассматриваются, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Закрытое судебное разбирательство, также допускается по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни, участвующих в этих делах лиц.

В Конституции РФ указывается, что заочное разбирательство дел в судах, не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Однако существует возможность разбирательства дела в отсутствие подсудимого. Когда подсудимый находится вне пределов страны и уклоняется от явки в суд. А также, по делам о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствии.

Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, настаивающего на удовлетворении его требований. При этом истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений. Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только судье, который свободен в оценке представленных доказательств и действует как орган правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия, в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно Конституции РФ в случаях предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению государственного строя, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил между народных полетов, изготовление и сбыт поддельных денег, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование и т.д. УПК ст.36 и 421.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей.

Помимо присяжных, к осуществлению правосудия, привлекаются народные и арбитражные заседатели. Федеральный закон от 2.01.2000 «О народных заседаниях федеральных судов в РФ» // СЗ РФ 2000 №2

В соответствии с Конституцией РФ финансирование судов происходит только из федерального бюджета. Это положение имеет целью оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости. Федеральный закон 10.02.1999 «О финансировании судов РФ» // СЗ РФ 1999 №7 ст.377.

Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Судебная власть также осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска и т.д.), толкование правовых норм, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвести пропавшим), ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (нп. признание человека недееспособным).

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие.

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом.

К федеративным судам относятся:

  • 1. Конституционный суд Российской Федерации;
  • 2. Верховный Суд Российской Федерации и нижестоящие суды общей юрисдикции;
  • 3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и нижестоящие арбитражные суды.

Носителями судебной власти Российской Федерации являются, прежде всего, судьи.

В Конституции РФ закреплено;

  • -- суды независимы и подчиняются только Конституции РФ;
  • --судьи несменяемы;
  • -- судьи неприкосновенны;
  • -- разбирательство дел в судах является открытым;
  • -- заочное разбирательство дел в судах недопустимо;
  • -- судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;
  • -- граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия;
  • -- финансирование судов происходит только из федерального бюджета.

Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

К конституционным принципам правосудия можно отнести:

    1. Правосудие в РФ осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).
    2. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).
    3. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (статья 120 Конституции РФ).
    4. Судьи несменяемы (статья 121 Конституции РФ).Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
    5. Судьи неприкосновенны (статья 122 Конституции РФ).Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом .
    6. Разбирательство дел во всех судах открытое (статья 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
    7. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 123 Конституции РФ).
    8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).
    9. В случаях, предусмотренных федеральным законом , судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).
    10. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к принципам правосудия относит следующие:

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Центральное место в системе полномочий судебной власти занимает правосудие. Это обусловлено прежде всего тем, что отправление правосудия тесно связано с реализацией прав граждан, защитой интересов государства и его органов.

Правосудие – это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.

Правосудие с нравственной точки зрения – основанная на законе справедливость. Именно поэтому очень важно при осуществлении правосудия выявить все существенные обстоятельства дела, безошибочно применить закон, приняв при этом справедливое решение. Если суд отступает от данного порядка, то наступает беззаконие, произвол. Конституция РФ, закрепив основные принципы правосудия, обеспечивает гарантии законности и справедливости правосудия в нашей стране.

Конституционные принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции положения по организации и функционированию органов судебной власти, отражающие демократический характер правосудия. Принципы правосудия воспроизводят уровень правового сознания в обществе.

Все принципы находятся во взаимной связи и обусловленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы.

  • 1. Законность (ст. 15 Конституции РФ) – безусловное исполнение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, в том числе и судебными, должностными лицами и гражданами. Законность как строгое и неуклонное следование закону, подчинение только закону является базовым принципом функционирования судебной власти. Для правосудия этот принцип имеет особое значение, так как именно данный вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона – как материального, так и процессуального. Законность предполагает прежде всего соблюдение норм позитивного права. При этом важным условием выступает то обстоятельство, при котором нормы позитивного права соответствовали принципам естественного права.
  • 2. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ) означает прерогативу суда от имени государства осуществлять правосудие. Этот принцип направлен на строгое ограничение органов, осуществляющих разбирательство судебных дел. Из числа таких органов исключены товарищеские суды, религиозные суды, суды офицерской чести и иные (кроме указанных в Конституции РФ) организации судебной власти. Важной гарантией данного принципа является недопустимость создания каких-либо чрезвычайных судов.

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в рассмотрении и разрешении дел, которыми не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Никакой иной орган государственной власти не вправе присваивать себе полномочия по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел, применяя при этом от имени Российской Федерации государственное принуждение.

Данный принцип пронизывает собой все судебные инстанции. Он определяет собой такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом, а не каким-либо другим высшим государственным органом. В этом проявляются не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, включая высшие органы законодательной и исполнительной власти России.

3. Независимость судей (ст. 120 Конституции РФ). Суть данного принципа состоит в том, чтобы обеспечить судьям и судебным заседателям такие условия, при которых они могли бы принимать ответственные решения без какого- либо постороннего воздействия со стороны. Гарантиями независимости судей являются предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, запрет вмешательства в деятельность правосудия со стороны любых органов и должностных лиц, неприкосновенность судьи и заседателя, материальное обеспечение судей за счет федерального бюджета и др.

Существуют внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная) стороны независимости судей:

  • а) судьи не являются представителями интересов каких- либо государственных или социальных структур. Судья не имеет право занимать какие-либо государственные или общественные должности, принадлежать к политическим партиям или движениям. Судья не имеет никаких обязательств перед теми, кто выдвинул его на должность судьи, представил его кандидатуру или его назначил. Судья имеет право и обязан отстаивать в судопроизводстве свою личную позицию;
  • б) никто не вправе вмешиваться в деятельность судей, давать им какие-либо указания по изучаемым или рассматриваемым судом вопросам. Сами судьи не могут не только запрашивать такие указания, но и получать их – судья обязан их отвергнуть;
  • в) условия, при которых принимаются решения и выносятся приговоры, исключают возможность воздействия на судей как извне, так и внутри судейской коллегии. Этому служат равенство прав судей, их право выражать свое мнение, высказываться в ходе совещания судей, порядок голосования и тайна совещания судей;
  • г) внутренняя сторона судейской независимости предполагает субъективно независимую внутреннюю позицию: выступая в личном качестве, судья выражает только свое мнение, его позиция должна быть исключительно правовой, так как судья не может принимать какие-либо решения, подчиняясь постороннему влиянию, а также руководствуясь политическими пристрастиями.
  • 4. Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) – одна из основных гарантий их независимости от законодательной и исполнительной власти. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком.

Однако несменяемость судей обеспечивается законодательством в различных временных пределах: пожизненное назначение – для судей общих и арбитражных судов, назначение первый раз федеральных судей (за исключением судей высших судов) сроком на три года, избрание на пять лет мировых судей. Независимость судей означает постоянное сохранение судьей занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи. Приостановление или прекращение полномочий судьи может произойти только в установленных законом случаях.

Принцип несменяемости судей гарантирует независимость судов от политической ситуации в стране и смены руководства на местном уровне.

5. Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания непосредственно па месте преступления. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Помимо неприкосновенности судьи должны иметь возможность вынести решение без опасения, что с любой стороны последуют ответные меры. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией определенного гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов правосудия.

Тем не менее судьи также подлежат ответственности за недостатки в своей профессиональной деятельности. Создание единого дисциплинарного органа, который бы мог рассматривать конфликты, связанные с применением дисциплинарного воздействия в отношении судей, предусмотрено в Федеральном конституционном законе от 09.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии". Данный орган начал действовать 12 марта 2010 г. Согласно ст. 1 Закона этот судебный орган уполномочен рассматривать дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Решения Дисциплинарного судебного присутствия являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Состав Дисциплинарного судебного присутствия формируется на конкурсной основе тайным голосованием на Пленумах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ из трех судей Верховного Суда РФ и трех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Требования к кандидатам для работы в новом судебном органе высокие. Так, членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте 40–65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном или в Высшем Арбитражном Суде РФ не менее пяти лет. Одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд.

6. Гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ) – это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присутствии всех желающих, за исключением особых категорий дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Открытость судебного рассмотрения обеспечивает общепрофилактическое воспитательное воздействие правосудия на граждан. Такое воздействие может иметь лишь образцово проведенный процесс, демонстрирующий объективность и беспристрастность суда, строгое следование процедурным предписаниям, равное и уважительное отношение к участвующим в деле органам и лицам, профессионализм судей, высокую общую и правовую культуру.

7. Состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123 Конституции РФ). Стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций. Реализация принципа состязательности гарантируется соблюдением судом и сторонами ряда процессуальных правил, создающих благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого решения или приговора. В отличие от сторон суд в состязательном процессе не должен быть инициатором производства и лишь разрешает вопросы, которые могут быть поставлены перед ним управомоченными на то субъектами.

Равенство сторон во всех видах судопроизводства основано на признании равенства всех перед судом. Все дела рассматриваются в одинаковом процессуальном порядке независимо от состава и категории участников процесса. Равноправие сторон обеспечивается еще и тем, что никакой суд не может создавать для одной из сторон какие-либо преимущества или ограничения. На процессуальном положении сторон нс отражается, представляет ли она свои личные интересы или интересы государства или других лиц.

Так, в качестве одной из сторон может выступать и прокурор. Правозащитная функция прокуратуры проявляется в праве прокуроров возбуждать дела в защиту других лиц. Прокуроры возбуждают дела в тех случаях, когда гражданин по каким-то причинам сам не может себя защитить. В данном случае идет выравнивание правового статуса гражданина, обретение им равного права на защиту своих нрав в суде.

Равные возможности сторон обеспечивает также равный правовой статус всех других участников процесса, выступающих в одинаковых процессуальных ролях: свидетелей, переводчиков, экспертов. Ведь для суда не имеет значение, с какой стороны привлечены эти участники процесса, и отношения с ними строятся абсолютно на равных условиях.

8. Устность судебного разбирательства – в ходе рассмотрения дел суд должен заслушать показания сторон, экспертов и свидетелей, огласить имеющиеся документы. В судах общей юрисдикции строго соблюдается принцип устности, так как это связано с необходимостью обеспечить судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах рассматриваемого дела.

В вышестоящих судах при проверке уже вынесенных судами решений допускается оценка материалов дела без их оглашения, так как не устанавливаются фактические обстоятельства дела, а решение основывается на представленных материалах дела, с которыми участники процесса уже ознакомлены.

9. Участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Такое участие чаще всего выражается в привлечении граждан в качестве присяжных либо арбитражных заседателей. Хотя участие граждан в осуществлении правосудия происходит в различных формах, оно подчинено единой цели – привлечению народа к осуществлению власти, в том числе и судебной.

Назначение института судебных заседателей (присяжных, арбитражных) состоит в следующем: во-первых, они делают судебную власть более прозрачной, менее кастовой; во-вторых, выносимые (принимаемые) с участием судебных заседателей судебные акты более устойчивы: вынесенные не только профессиональными судьями, они меньше подвержены обвинению в предвзятости суда.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Это – результат практики развития и совершенствования правосудия в России, который нашел свое отражение в нормах Конституции РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Концепция судебной реформы, принятая в 1991 году, исходит из необходимости формирования судебной власти в российском государстве, как самостоятельной силы, независимой от законодательной и исполнительной властей и способной осуществлять правозащитную функцию в правовом государстве. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила конституционные основы деятельности органов правосудия. Принятый на основе Конституции целый ряд законодательных актов, регламентирующих судебную систему, статус судей, народных заседателей, процедуру финансирования судов, создал условия для претворения в жизнь конституционных положений.

Процесс утверждения судебной власти проходит трудно, в сложных условиях социально-экономического кризиса, охватившего страну. Существует немало факторов, препятствующих нормальному функционированию системы правосудия.

Принятие нового УПК РФ, законов о внесении изменений и дополнений в законы «О судебной системе Российской Федерации» и «О статусе судей в Российской Федерации» способствует реализации конституционных принципов правосудия. Однако еще немало проблем остаются нерешенными. Не все законы, связанные с осуществлением судебной реформы, приняты. Существует немало организационных, финансовых и кадровых проблем в деятельности судебной системы.

Актуальность темы связана с необходимостью более эффективной защиты прав человека и это связано с тем, что многие конституционные принципы правосудия направлены на обеспечение этих прав. Проблемы принципов правосудия и их реализации давно являются предметом исследования в науках уголовного и гражданского процесса.

Общетеоретические аспекты этой темы исследовались в работах С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, А.А. Белкина, A.Б. Венгерова, О.Е. Кутафина, А.В. Малько, Т.Н. Манова, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова.

Объектом исследования является реализация конституционных принципов правосудия.

Предметом исследования являются нормы конституционного, международного, административного, уголовно-процессуального права и гражданско-процессуального права, устанавливающие и конкретизирующие конституционные принципы правосудия в деятельности судов, а также судебная практика, связанная с применением этих принципов.

Целью работы является определение понятия, юридической природы и системы конституционных принципов правосудия и выявление основных тенденций их реализации в деятельности районного суда.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие конституционных принципов правосудия.

2. Определить содержание и юридическую природу указанных принципов;

3. Выявить систему конституционных принципов правосудия

Судебная власть - самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, главной функцией которой является осуществление правосудия. Конституционный статус судебной власти раскрывается, в первую очередь, путем формулирования в Конституции РФ основных принципов правосудия. Понятие «судебная власть» охватывает, как организацию судебной власти, так и принципы деятельности судов.

Судебную власть следует понимать и как систему органов, ее осуществляющих, и как возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий. Эти элементы органически связаны друг с другом настолько тесно, что при отсутствии одного из них речь идет уже не о власти, а о безвластии.

1. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации

судебный право юридический конституционный

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная. Судебная власть признается как разновидность государственной власти, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Понятие судебной власти производно от общего понятия власти и понятия государственной власти в частности.

По определению О.А. Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

В институциональном аспекте судебная власть - это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий.

Общее определение власти является весьма широким. В него нередко включают, прежде всего, способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое влияние, правовые веления, принуждение.

Субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это - и на процессы, происходящие в обществе.

Существуют полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

1. Конституционный контроль;

2. Контроль над законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

3. Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

4. Дача разъяснений по вопросам судебной практики;

5. Участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд, и никакой другой орган.

Сказанное, однако, не означает, что существует непроходимая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с другой - законодательной и исполнительной властями, их органами. При всем их различии имеется немало точек соприкосновения между ними, поскольку все они - органы государственной власти, и в силу этого должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достижении общих целей. Это проявляется во многом.

Например, Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть, издает законы, обязательные для исполнения всеми, в том числе судами и судьями, учреждает или упраздняет конкретные суды (кроме тех, которые образованы на основании прямых предписаний Конституции РФ), определяет в рамках, установленных Конституцией РФ, финансирование судов. Суды, однако, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа - незаконным. И это влечет за собой неприменение закона либо обязывает соответствующие органы не претворять в жизнь незаконное решение, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение, вынести новое.

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации. Высшие федеральные суды: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного.

Таким образом, судебную власть можно определить как «самостоятельную ветвь государственной власти, которая на профессиональной основе осуществляется специально создаваемыми органами государства - судами - путем рассмотрения по особым процедурным правилам конституционных, гражданских, арбитражных, уголовных дел и дел об административных правонарушениях (отправление правосудия) с вынесением от имени государства общеобязательных решений, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения».

2. Конституционные принципы правосудия, их система, юридическая природа и формы реализации

Конституционные принципы осуществления правосудия - это закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности; которые лежат в основе правосудия.

Правосудие можно определить как осуществляемую от имени государства деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и иных юридических дел в установленном законом процессуальном порядке и подтвержденная принудительной силой государства по защите прав и интересов граждан и охране закона. Правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства и базируется на конституционных началах, а также закрепленных в ФЗ «О судебной системе» принципах.

1. Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ).

Законность - соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов гражданами, учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т.д.)

2. Равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено, и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).

Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами (например: норма ст. 32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными). Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом.

3. Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

В демократическом правовом государстве только суд, тщательно исследуя все обстоятельства дела с применением процедур, установленных уголовно-процессуальным законодательством, может сделать вывод о том, что человек виновен в совершении преступления. Виновность лица устанавливается не с момента провозглашения приговора, а с момента вступления его в законную силу. Приговор вступает в законную силу и подлежит исполнению, а лицо признается виновным по истечении срока кассационного обжалования (опротестования) приговора. Если же приговор обжалован или опротестован в кассационном порядке, он вступает в законную силу после его пересмотра вышестоящим судом.

Важный элемент презумпции невиновности - запрещение возлагать бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Закрепленное в ст. 51 Конституции право не свидетельствовать против себя, отсутствие ответственности обвиняемого за дачу ложных показаний и уклонение от дачи показаний, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе иные положения, гарантируют защиту обвиняемого от незаконного привлечения к уголовной ответственности и осуждения.

Следующий неотъемлемый элемент презумпции невиновности - толкование неустранимых сомнений в виновности лица в пользу обвиняемого. Если доказательств по делу недостаточно для достоверного утверждения о виновности обвиняемого, степени его участия в совершении преступления, о самом событии преступления, а сомнения и противоречия, возникшие в ходе следствия и суда, невозможно достоверно перепроверить и устранить, все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого. В основе обвинительного приговора должны лежать не предположения, а точно установленные факты.

4. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ).

Правосудие это вид государственной деятельности, заключающийся в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников. Эта деятельность осуществляется исключительно судами и представляет собой судебную власть. Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.

5. Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Установленное Конституцией место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, конституционные требования к судьям, демократические принципы судопроизводства, возможность получения квалифицированной юридической помощи делают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов. Суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым, восстановив нарушенное право человека и защитив их законом.

6. Обеспечение законности, компетентности, беспристрастности суда (ст. 48, 118 Конституции РФ).

Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судей некомпетентного претендента.

Беспристрастность обеспечивается ерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы). При сомнении в беспристрастности судьи данный судья может быть отведен в соответствии с процессуальным порядком.

7. Состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ).

Принцип состязательности - один из демократических принципов судопроизводства, обеспечивающих равенство сторон в судебном процессе.

Данный принцип подразумевает равенство сторон в гражданском деле.

Равенство обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде, равенство защиты и обвинения, состязательный характер рассмотрения дела в суде - возможность всем сторонам доказывать правоту и бороться за решение дела в их пользу.

8. Открытое разбирательство дел в судах (п. 1 ст. 123 Конституции РФ).

Открытость, гласность судебного разбирательства является одной из гарантий независимости суда, демократичного ведения судебного процесса. Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве. Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и др. имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований (интересы государственной безопасности, сохранение государственной тайны, тайны усыновления, интимной жизни и др.) по решению суда проводится закрытое судебное заседание.

9. Независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ). Независимость судей, а значит и судебной власти - одно из основных условий демократического правового государства, поскольку без обеспечения такой независимости становится невозможной эффективная защита прав и свобод человека и гражданина. Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельны, но независимо от чьей бы, то, ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией РФ и законом.

10. Национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ). Каждое государство закрепляет наиболее распространенный язык общения народа в качестве государственного.

Проанализировав конституционные принципы правосудия можно сделать вывод о том, что - принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы - принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

3. Судьи - носители судебной власти

«Судьи - носители судебной власти» - это название носит ст. 1 Закона «О статусе судей РФ». Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и соответствующим Законом РФ «О статусе судей».

Правосудие в РФ осуществляется только судом в лице специально уполномоченных должностных лиц - судей (и в ряде случаев - представителей народа - народных и присяжных заседателей).

1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи РФ

Судьей РФ может быть назначен гражданин РФ:

1. достигший 25 лет;

2. имеющий высшее юридическое образование;

3. стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;

4. не совершивший порочных поступков;

5. сдавший квалификационный экзамен;

К судьям вышестоящих и иных судов предъявляются дополнительные (помимо перечисленных) требования.

2. Порядок назначения на должность

Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ назначаются на должность:

2. По представлению Президента РФ, которое вносится (в отношении кандидатов на должность судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ) с учетом мнения председателей соответствующих судов.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются:

1. Президентом РФ;

2. по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются:

1. Президентом РФ;

2. По представлению Председателя соответственно Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также с учетом мнения законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу судьи и с этого момента он считается наделенным полномочиями и приступает к исполнению обязанностей судьи.

3. Гарантии независимости судей

Деятельность, несовместимая со статусом судьи:

1. нахождение в должности депутата Государственной Думы либо законодательного (представительного) органа субъекта РФ,

2. членство в политических партиях;

3. предпринимательская деятельность;

4. иная оплачиваемая деятельность, кроме преподавательской, научной, творческой.

Судьи независимы в своей деятельности по осуществлению правосудия. Ни органы законодательной, исполнительной власти, ни их должностные лица, ни иные государственные и муниципальные органы и их должностные лица, ни партии, организации, предприятия, учреждения, граждане не имеют права вмешиваться в деятельность судей.

Судья не обязан допускать к делу посторонних лиц, давать объяснения по его существу до вынесения решения (приговора). Приговоры и решения выносятся судьями (судьей) в особом помещении - совещательной комнате, на которое распространяется режим тайны совещательной комнаты. Никто не должен знать, что происходит в совещательной комнате, присутствовать при вынесении приговора (решения); оказывать воздействие на судью (судей). Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

Судьи несменяемы. После вторичного назначения на должность судья занимает ее пожизненно или до отставки. Судья не должен заботиться о своем переизбрании, зависеть от начальства, он не может быть уволен с работы и без его согласия переведен в другой суд (даже на повышение).

Судья имеет право на отставку - почетный уход с должности - может быть осуществлена судьей в любое время. В случае отставки за ним сохраняются статус судьи и привилегии; выплачивается выходное пособие в размере месячного оклада по последнему месту работы за каждый проработанный год. Находясь в отставке, судья не может заниматься деятельностью, не совместимой со статусом судьи (любой, кроме научной, преподавательской и творческой); совершать порочащие его поступки; выходить из гражданства РФ. В противном случае отставка будет прекращена и он будет исключен из судейского сообщества.

Неприкосновенность судьи распространяется на его личность, служебное помещение, жилище, паспорт, средства связи, имущество, документы.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что носителями судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Заключение

Судебная власть - одна из разновидностей государственной власти, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, - судов.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Таким образом, конституционные принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы-принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.

2. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон Рос. Федерации от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федераци 23 окт. 1996 г. (в ред. от 8 июня 2012 г.) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1997. №1. Ст. 4825

3. О статусе судей в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1: принят Верховным Советом Рос. Федерации (в ред. от 10 июля 2012 г.) // Рос. газета. 2007. №5. Ст. 1

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА. М, 1998. 752 с.

5. Галустьян О.А., Кизлык А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2006. 690 с.

6. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2002. 156 с.

7. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблема становления и развития. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет, 2006. 252 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Судебная власть и правосудие в России. Понятие, юридическая природа и система конституционных принципов правосудия в государстве. Содержание и практика их реализации. Основные черты правосудия, отличающие его от иных видов государственной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Характеристика судебной власти по Конституции Российской Федерации, конституционные принципы осуществления правосудия. Гарантии независимости судебной власти. Судебная система Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2008

    Конституционные основы принципа разделения властей в России. Судебная власть в механизме современного Российского государства. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Понятие, признаки, функции и принципы судебной власти, формы ее осуществления: отправление правосудия, судебный контроль. Характеристика конституционных принципов правосудия. Основные положения статуса судей как носителей судебной власти в России.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Место и роль судебной власти в системе государственной власти РФ. Конституционные принципы организации судов и осуществления правосудия в стране. Правовое положение судьи, его независимость, несменяемость и неприкосновенность. Система федеральных судов.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Исследование понятия и признаков судебной власти. Нормативно-правовое регулирование судов. Определение основных положений статуса судей в Российской Федерации как носителей судебной власти. Изучение конституционных принципов осуществления правосудия.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2013

    Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей. Организация судебной власти. Единство судебной системы и разновидности судов Российской Федерации. Конституционно-правовой статус судей. Конституционные принципы правосудия.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Судебная власть в Российской Федерации: принципы организации, система и основные органы правосудия. Отделение судебной власти от законодательной и исполнительной на основании Конституции РФ - глава "Судебная власть". Правовой статус судей в РФ.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2009

    Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации, ее организация и функции. Конституционные принципы правосудия. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов, система арбитража и общей юрисдикции.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Понятие и признаки судебной власти; принципы осуществления правосудия; органы судейского сообщества России. Потребность в суде как социальном институте защиты, разрешение социальных конфликтов. Реформы судебной власти, реализации прав и свобод человека.

Введение

Принципы гражданского процесса - это основополагающие идеи, положения, руководящие начала по вопросам осуществления судопроизводства по гражданским делам, закрепленные и раскрытые в нормах гражданского процессуального права.

Пока принципы не закреплены в нормах права, они являются научной доктриной. Принцип становится правовым после раскрытия его сути в норме права.

Принципы устанавливают содержание, структуру гражданского процессуального права. Они определяют цель процесса и методы достижения этой цели, характеризуют содержание деятельности субъектов гражданского процессуального права, определяют существенные черты, выражающие сущность процессуального права.

Принципы гражданского процессуального права представляют собой не просто группу принципов, а образуют определенную их совокупность, систему. Это обусловливается единством выраженных в них идей, устремленностью к выполнению единой цели, подчеркивает публичный характер гражданского процесса.

Каждый из принципов играет самостоятельную роль в стадиях процесса или его отдельных институтах.

Конституционные основы (принципы) правосудия - это закрепленные в Конституции РФ и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы РФ.

Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему, которая включает:

  1. принципы судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.);
  2. принципы судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы гражданского правосудия:

    • принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15 ;
    • осуществление правосудия только судом - ст. 118 ;
    • доступность судебной защиты - ст. 46 ;
    • осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом - ст. 19 ;
    • участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32 , ч. 4 ст. 123 ;
    • состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123 ;
    • независимость судей и подчинение их только закону - ст. 120 ;
    • гласность в деятельности суда - ч. 1 ст. 123 ;
    • государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах - ст. 68 , ч. 2 ст. 26 .

Принцип законности правосудия

Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.

Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности:

  1. правосудие осуществляется на основе Конституции РФ и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов;
  2. при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени (закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением).

Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников.

По гражданскому (арбитражному) делу кроме норм Гражданского кодекса РФ суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

  1. только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка;
  2. именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.

Осуществление правосудия только судом

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции PФ.

Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского процесса.

Принцип отправления правосудия только судом действует и в гражданском, и в арбитражном судопроизводстве (процессе).

В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:

  • когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд;
  • на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной;
  • решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Равенство всех перед законом и судом

Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, - связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном.законе. Таким образом, судам была предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.

Равенство перед законом означает:

  1. одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам (не допускается изъятие или исключение из требований закона каких-либо положений из-за социальных, имущественных, национальных и иных различий сторон при решении вопроса о признании или отказе в признании исковых требований в гражданском процессе);
  2. необходимость исключения в законотворческой деятельности возможности установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.

Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы, независимо от социальных, имущественных и других различий.

Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя считается гражданским долгом. Деятельность присяжных заседателей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации ».

Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.

Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе

В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Под сторонами в гражданском (арбитражном) процессе понимаются истец и ответчик.

Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов . При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение гражданских и арбитражных дел. Так, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и создает условия для правильного применения законодательства.

Принцип состязательности и равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Прослеживается этот принцип и в вышестоящих инстанциях.

Независимость судей и подчинение их только закону

Судья Конституционного суда в отставке, профессор Высшей школы экономики Тамара Морщакова .

Конституция РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120).

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих различные стороны осуществление правосудия и деятельности судов, в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Суд относится к числу таких государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения многих органов, должностных и частных лиц. Таким образом, проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

В этой ситуации принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Сама формула подчинения судей только Конституции РФ имеет основополагающее значение. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, является актом прямого действия и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию РФ, осуществлять контроль за законностью правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

Юридические гарантии независимости судей реально воплощены в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и других положениях Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации ». В соответствии с упомянутым законодательным актом судьи несменяемы; гарантируется их неприкосновенность и предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, а также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность (см. гл. 8).

Законодательство предусматривает строгую ответственность за вмешательство в деятельность суда как органа судебной власти и не только при непосредственном отправлении правосудия, но и за попытку оказать незаконное воздействие на судью на любом этапе исполнения им своих обязанностей.

Принцип гласности в деятельности суда

Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов, во всех судах судебной системы РФ рассмотрение конкретных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях.

На судебные заседания допускаются все граждане (по уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они - обвиняемые, потерпевшие или свидетели по делу).

Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой - свидетельствуя о демократических началах судопроизводства, служит своего рода контролем населения за правосудием, дисциплинирует суд, обязывает носителей судебной власти строго относиться к выполнению установленных законом процедур.

В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио- и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают:

  • гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле (гласность в узком смысле слова);
  • гласность для народа (или публичность).

Публичность заключается в праве присутствия в зале судебного заседания посторонних лиц, т.е. публики, включая представителей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении.

Исключения из принципа гласности:

  1. ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания;
  2. ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда.

Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах

В соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей территории Российской Федерации считается русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68). Признавая равноправие всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию, с учетом ее национально-государственного устройства, Конституция РФ установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

С позиций этих основных конституционных требований решается и вопрос о языке судопроизводства и делопроизводства в судах. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации » установил, что судопроизводство и делопроизводство в судах ведется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» конкретизировал эту норму следующим образом (ст. 10):

  • судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, арбитражных и всех военных судах ведется на русском языке;
  • судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах обшей юрисдикции - на русском или государственном языке республики, на территории которой находится суд;
  • в судах субъектов РФ: конституционных, уставных и у мировых судей - на государственном языке республики или русском языке.

Из изложенного следует, что все стадии производства должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Это право не предусматривает каких-либо исключений и не должно зависеть от усмотрения следователя или судьи.