Накал страстей вокруг темы с добровольным изучением татарского языка в школах республики продолжает нарастать. В Генпрокуратуру по этому поводу посыпались новые обращения с просьбой проверить законность обязательных уроков татарского, а в Минобрнауки республики - заявления об отказе от изучения.

Жители Татарстана начали массово писать отказы от изучения татарского языка в школах республики, который входит в обязательную образовательную программу. Сейчас уже никто не вспомнит, кто именно поднял волну вокруг этой щекотливой и болезненной темы, однако ситуация с каждым днем накаляется все больше. В соцсетях идут ожесточенные споры, порой доходящие до опасных взаимных оскорблений на национальной почве, а Минобрнауки РТ и татарские общественные организации вынуждены выступать с заявлениями.

Новая волна стала нарастать после сообщения из Набережных Челнов, которое появилось на прошлой неделе. Якобы там мама одного из учеников средней школы написала официальный отказ от изучения ее ребенком татарского языка, на что получила одобрение. Якобы ее ребенку сказали принести в школу альбомы и карандаши, чтобы хоть чем-то себя занять в то время, как его одноклассники будут изучать язык. На поверку это оказалось «вбросом», не имеющим ничего общего с действительностью. Однако после этого сообщения, широко растиражированного местными СМИ, к языковой теме вернулись снова.

Уже на этой неделе стали поступать сообщения из Елабуги, где родители школьников начали массово писать аналогичные заявления на отказ от татарского языка. Сегодня через соцсети начало распространяться сообщение, что в Казанской еврейской школе полностью отказались от уроков татарского, заменив его дополнительными часами иврита. Через несколько часов эту информацию тоже опровергли. Однако сейчас это уже и не важно, ведь кто-то умело запустил бомбу замедленного действия, которая может стать причиной серьезных последствий.

Во-первых, очевидно, что в республике существует проблема с изучением татарского языка в школах и те, кого она волнует, сейчас получили весьма удобные условия, чтобы высказаться. Во-вторых, власти республики и Минобрнауки РТ, в частности сейчас прячут голову в песок, упорно отмахиваясь надоевшим всем ответом, что «образовательная программа в школах Татарстана никакие законы не нарушает». В-третьих, жители республики, выступающие за перевод татарского языка в школах в разряд факультатива, вызывают нескрываемое раздражение у национал-патриотов и тех, кто им сочувствует. Отсюда и возникают опасные перепалки в социальных сетях, в которых часто звучит фраза: «Не нравится татарский язык - чемодан, вокзал, Россия!».

На этом фоне властям республики не мешало бы пойти на диалог с теми, кто задает вопросы и просит разъяснений, вмешаться в ситуацию и начать гасить разгорающийся пожар. Но проблему почему-то старательно не замечают, отделываясь отписками и витиеватыми формулировками законов, вместо того, чтобы спокойно обсудить эту тему с общественностью. Впрочем, с этим у министра образования Татарстана Энгеля Фаттахова могут быть большие проблемы.

Как бы там ни было, вопрос сам собой уже не «рассосется». К примеру, сегодня «Общество русской культуры Татарстана» (порой, весьма противоречивая организация) заявила об отправке новой пачки заявлений в Генпрокуратуру по поводу законности обязательного татарского языка в школах республики. Как утверждают в ОРК, в обращении содержится «доказательство саботажа поручений Путина и нарушения законов».

«Как известно, несмотря на поручения, данные Президентом Владимиром Путиным по результатам проведенного им 20 июля 2017 г. Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, и, несмотря на акцент обращения Путина к главам регионов, единственный среди всех остальных глав регионов Рустам Минниханов никак не отреагировал на это. Вместо него Путину ответил региональный министр образования Энгель Фаттахов, что указание Путина Республики Татарстан совсем не касается - якобы здесь в языковом вопросе все в рамках законов, хотя, как известно, языковой вопрос в образовании наиболее остро стоит именно в этом регионе. Именно здесь все дети независимо от национальности обязаны проходить предмет «татарский язык» по 5-6 уроков в неделю, а русский язык здесь сокращен примерно на треть по сравнению с другими регионами» , - отмечается в сообщении ОРК.

В итоге сейчас сторонники «татарского факультатива» в республике с нетерпением и надеждой ждут реакции из Генпрокуратуры. В то же время результатов этой проверки власти региона ожидают с опаской, ведь в случае невыгодного для них исхода крыть будет нечем. Или дело дойдет до суда?

Не успели Рособрнадзор и Генпрокуратура подвести итоги проверки школ на добровольность изучения татарского языка, как появилась информация о якобы начавшихся увольнениях учителей татарского. В Прокуратуре РТ «Вечерней Казани» эти сведения опровергли, а лидер учительского профсоюза Юрий Прохоров со ссылкой на Минобрнауки РТ заверил, что после неизбежного в ближайшее время сокращения уроков татарского языка высвободившихся учителей трудоустроят. Уже сейчас им предлагают вести другие предметы, в том числе русский язык.

По сведениям рескома профсоюза работников образования и науки, в школах Татарстана на сегодня трудятся около 3 тысяч учителей татарского языка (на недавней сессии Госсовета РТ озвучивалась другая цифра - полторы тысячи . - «ВК» ). Если же поинтересоваться статистикой на примере любой отдельно взятой школы, то, как правило, учителей татарского там гораздо больше, чем русского, порой даже в разы. При этом преподаватели татарского языка находятся в более выигрышном положении по сравнению с коллегами-предметниками: они получают из бюджета республики 9-процентную надбавку. Однако после судьба татарских филологов в школах оказалась под большим вопросом.

По данным некоторых местных СМИ, педагоги уже стали получать уведомления о сокращении. Прокуратура РТ начала проверку этой информации.
- Пока она не подтверждается. Никого не уволили. Проверка продолжается, - сообщил сегодня «Вечерней Казани» старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев.

Учителей уведомляют лишь о возможном снижении количества часов татарского языка. А в качестве альтернативы им предлагают другие должности в школах, к примеру педагога группы продленного дня, учителя музыки, физкультуры, краеведения… Ведь многие до того, как начали вести татарский язык, имели другую квалификацию, - пояснил «Вечерней Казани» председатель рескома профсоюза работников образования и науки Юрий Прохоров. - Если педагога не устроит оставленное ему количество часов татарского или предложенная должность, он вправе уволиться, получив выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Конечно, вероятность сокращения учителей татарского существует, но, по нашим подсчетам, это коснется немногих - нескольких сотен педагогов. Точная цифра будет известна, когда все школы утвердят новые учебные планы. Совместно с Минобрнауки РТ мы держим этот вопрос на контроле. Насколько я знаю, директорам школ дана установка сохранить всех учителей, предлагая им другие вакансии.

К примеру, в казанской школе №170, где трудятся 14 учителей татарского языка, одному из педагогов уже предложили вакансию дворника.

Срочно подыскивают другую работу 11 учителям татарского языка и в казанской школе №96:
- Всех трудоустроим, - пообещал «ВК» директор Сергей Бузюкин, не пояснив, правда, как именно.

Судя по жалобам в соцсетях, вопрос трудоустройства встает сейчас в школах буквально ребром. В некоторых учебных заведениях проблему решают по принципу «отнять и поделить» :
«Я учитель английского языка с высшим образованием и педагогическим стажем 12 лет, и ставка у меня 21 час. После последних событий с татарским языком директор заявил мне, что забирает у меня 3 часа английского языка в 5-м классе (у меня после этого остается 18 часов всего) и отдает их учителю татарского языка, у которой часов стало меньше. Причем высшего образования у нее нет и работает она в нашей школе всего 2 месяца» .

А в елабужской школе №6 учителям татарского доверили преподавать русский. Родители, которые много лет добивались для своих детей увеличения часов на изучение русского языка, мягко говоря,

Нешуточные споры вокруг преподавания татарского языка продолжают сотрясать информационное пространство Татарстана и соседних республик. В дискуссию включилась и председатель совета Национального родительского комитета Ирина Волынец . В авторской колонке, написанной для «Реального времени», общественница выступает против навязывания татарского школьникам. При этом колумнист отмечает, что право на изучение родного языка у ребёнка никто не отбирает.

«Нет, я не против татарского»

После весьма конкретного тезиса Владимира Путина на заседании Совета по международным отношениям, прошедшем в Йошкар-Оле, о том, что изучение родного языка должно происходить исключительно на добровольной основе, в Татарстане снова заговорили о татарском. Тем более что Президент РФ издал соответствующий указ, согласно которому в срок до 30 ноября прокуратура должна провести соответствующую проверку.

Право на изучение татарского в статусе родного у нас никто не отнимал, но до сих пор это законное право по факту оказывается обязанностью для всех без исключения учащихся.

Нет, я не против татарского, особенно если учесть, что по матери я татарка и привыкла с детства слышать татарскую речь. Но, несмотря на то, что я и сама и в школе, и в университете изучала этот язык, говорить на нём свободно меня так и не научили. Хоть и по предмету этому у меня всегда была пятёрка.

«Куда же смотрит республиканское министерство образования?»

Не секрет, что вот уже более двадцати лет дети Татарстана, равно как и многих других регионов России, недополучают базовые знания по русскому языку. Что в результате? Школьники уже не одного поколения не имеют равных возможностей при поступлении, например, в московские вузы по сравнению со школьниками Москвы и Питера (кроме детей, чьи родители могут оплачивать репетиторов). Особенно обидно, что при этом уровень незнания нашими детьми татарского тотален, за исключением детей, с которыми в семьях говорят по-татарски.

Почему это происходит? Субъектами Российской Федерации на местном уровне было введено обязательное изучение татарского (а в других национальных республиках, соответственно, башкирского, тывинского и т. д.) языка в качестве родного. Такой статус определили для него местные парламентарии. Определили ещё тогда, при развале СССР. И согласно Постановлению правительства Татарстана, в Республике государственными языками признаны татарский и русский.

Но так как обязательное изучение двух государственных языков - это слишком, то татарскому был присвоен статус родного языка. Причём для всех детей, включая тех, чей родной язык - русский. Следует учесть, что преподавание татарского начинается ещё в детском саду (2 часа в неделю). В общеобразовательных школах оно увеличивается до 5-6 (!) часов в неделю. Интересно, что в платных школах национальных республик обязательность изучения местных языков отсутствует. Куда же в таких случаях смотрит наше столь категоричное республиканское министерство образования?

«Энгель Фаттахов на все вопросы ответил, что у нас тут не Башкирия и мы сами разберёмся. Понятно как. Но живём-то мы не только в Татарстане, а и в России!» Автор фото: Максим Платонов

«Но живём-то мы не только в Татарстане»

Качество методики преподавания татарского, несомненно, оставляющее желать лучшего (за редким исключением отдельных преподавательских талантов), заслуживает отдельного разговора. А между тем татарскому учат за счёт сокращения уроков русского языка и русской литературы, установленных ФГОС. Например, прокуратура Башкортостана уже отчиталась, что будет следить за добровольностью изучения родного башкирского, а это ведомство Татарстана до сих пор молчит. СМИ делают свои запросы, а инстанция словно впала в кому.

Новым поводом для размышлений стали весьма определённые высказывания министра образования РТ, удивившие своей прямотой и безапелляционностью. Энгель Фаттахов на все вопросы ответил, что у нас тут не Башкирия и мы сами разберёмся. Понятно как. Но живём-то мы не только в Татарстане, а и в России!

А как же национальное самосознание татар, башкир и прочих народов, населяющих великую Россию, резонно спросит иной читатель? А так, как это было в советские времена - национальные языки преподавались в республиках в качестве факультатива. И все желающие изучать действительно родной язык (равно как и желающие, не являющиеся носителями национального языка республики) имели возможность беспрепятственно это делать. Подчеркнём: имели право, но не были обязаны. Эту замечательную практику следует возобновить. Ведь насильно родным не будешь - с этим, надеюсь, согласятся все.

Споры о преподавании татарского языка в татарстанских школах не утихают. Накануне, 25 октября, мэрия Казани в проведении митинга в поддержку языка, до этого программы преподавания на специальном совещании первые лица республики. Практически ежедневно русскоязычные и татароязычные активисты проводят протестные акции в защиту собственных позиций. На фоне этого "Idel.Реалии" обсудили проблемы языка с теми, кого они напрямую касаются и по кому могут ударить - с учителями татарского. 24 октября эти люди с "письмом боли и волнения" к депутатам Госсовета Татарстана. Что педагоги думают о дальнейшем преподавании татарского языка и литературы в школах, что им говорят в администрациях учебных заведений, чего они ждут и на что рассчитывают?

По просьбам спикеров, их имена изменены.

Лилия, стаж работы - пять лет:

У меня уже нет никаких эмоций. Два месяца нет никакой определенности: когда можно уйти из школы, собираются ли нас увольнять, искать ли новую работу? Я на данный момент уже подыскиваю новую работу, так как точно знаю, что сократят часы татарского языка. К примеру, оставят по одному уроку литературы и языка в младших классах, а в 10-11-х, возможно, совсем уберут.

Прямого давления со стороны администрации пока нет. Сейчас мы работаем в прежнем режиме. Но доподлинно известно, что изменения будут либо после первой четверти, либо после нового года.

Чего мы ждем и боимся - это сокращения. В первую очередь, сказали, "выкинут" пенсионеров и молодежь - это незамужние девушки, без детей или у кого дети уже учатся в школах. Трогать не будут тех, у кого дети младше трех лет. Остальные все должны попасть под сокращения. Не знаем, как наша республика может допустить исход, при котором стольких учителей уволят даже без компенсаций.

Рената, стаж работы - три года:

Обычно до четвертого класса дети любят татарский, изучают его с интересом

У нас гимназия, и я считаю, что здесь учатся чуть другие дети. Они показывают стабильно хорошие результаты, у них заинтересованные родители. До четвертого класса татарский язык у нас обучается по методике Литвинова. Она позволяет проводить минимальное количество уроков, так как дети получают максимальные знания для этого возраста. Методика хорошая, но ее нет в федеральном перечне. Вопрос, почему? Также уже второй год в качестве эксперимента мы ведем свои уроки по методике В.Н.Мещеряковой. Нужно просто включиться в процесс и работать,что и мы делали и получали впоследствии хороший результат.

Обычно до четвертого класса дети любят татарский, изучают его с интересом. Это именно тот период, когда ребенок еще не думает о чем-то ином, не рассуждает: нужно татарский изучать или нет. Он здесь и сейчас, ему именно в эту минуту интересно и он слушает, учит. В пятых-восьмых классах начинается переходный возраст, меняется и методика преподавания. Обучение идет по учебникам Нигьматуллиной Р.Р. и здесь теряется конкретизация. К тому же дети уже не те, энтузиазма нет, начинаются вопросы о том, зачем им татарский, звонки недовольных родителей. Какое же здесь упущение? Мы всегда с учителями это обсуждали. Где наши заинтересованные дети?

Я решила для себя, что мне важно мое здоровье и здоровье моей семьи. Я не знаю, что будет дальше.

В 10-11-х классах татарский язык преподают и изучают для галочки. Здесь всё зависит от учителя. Занять измученного 11-классника - это требует учительского таланта и опыта.

Говоря о сложившейся ситуации вокруг языка в последнее время, я считаю, это ужас. Всё где-то кем-то вот-вот решается. Остается ощущение неведения, но его нужно перебороть. Я решила для себя, что мне важно мое здоровье и здоровье моей семьи. Я не знаю, что будет дальше. Даже не представляю переживания учителей, которые всю жизнь посвятили преподаванию татарского языка.

Рашида, стаж работы - 20 лет:

До пенсии остается совсем чуть-чуть. Я и не знаю, что тут говорить. Вся эта ситуация просто выбила меня из колеи. Я всю жизнь работаю в Казани и учу детей татарскому языку, в основном средние и старшие классы. Всю жизнь я объясняю им, что наш язык - это большое богатство, знать его, понимать и разговаривать нужно и важно для сохранения культуры, традиций. Молодые у нас не думают о своих корнях, не думают, кем были их предки. Это приходит с возрастом. Ни нынешние ученики, ни их родители даже слышать об этом не хотят. Понятно, что для многих из них татарский язык - обязаловка, а сейчас появился такой шанс от нее избавиться. Вот они и заняли активные гражданские позиции.

Понятно, что для многих татарский язык - обязаловка, а сейчас появился такой шанс от нее избавиться. Вот они и заняли активные гражданские позиции

То, что сейчас планируют убирать татарский, приведет к увеличению часов русского языка. Поставят в расписание каждый день по два урока. Потом они будут жаловаться на то, что в их жизни слишком много русского. На факультативный татарский шестым уроком, в этом случае, будут ходить два-три человека.

В моей школе напрямую мне пока не говорили собирать вещи, но разговоры за спиной уже идут. Конечно, сократят меня в первую очередь, потом потихоньку и других. За месяц заплатят - уже хорошо.

Венера, стаж работы - семь лет:

Конечно, сократят меня в первую очередь, потом потихоньку и других. За месяц заплатят - уже хорошо.

Даже говорить об этом ничего не хочется. Пока всё тихо, уроки проходят как и прежде. Никто ничего не отменяет, но также и ничего не обещает. Среди учителей настроения плохие, все понимают, что будут сокращения. Дети тоже знают, что со второй четверти уроков татарского станет меньше, но их это не особо заботит.

У нас такая школа, где родители не устраивают истерик. Они в этом плане, как и их дети, вполне спокойно реагируют. Знают, что могут сами выбрать учебный план, изменить программу, вот и делают это.

Что будет с учителями, которые останутся без работы, кажется, никто не думает: ни администрация школы, ни государство.

Споры вокруг обязательного преподавания татарского языка в школах Татарстана с новой силой вспыхнули после президента Путина о том, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. Вдохновленный этим заявлением "Комитет русскоязычных родителей Татарии" теперь отмены обязательных уроков татарского, а татарские активисты наоборот от Путина сохранить изучение татарского языка как государственного.

18 октября "Idel.Реалии" за комментарием к президенту Татарстана Рустаму Минниханову и попытались выяснить его позицию относительно ситуации с татарским языком, но тот отказался от комментариев. Его пресс-секретарь Эдуард Хайруллин на вопрос о том, когда можно будет услышать позицию главы республики, лаконично ответил - "сразу сообщим".

Минобрнауки Татарстана назвало противоречащими действующему законодательству и «вводящими в заблуждение» призывы родителей учащихся отказываться от изучения татарского языка. Волну родительского недовольства отчасти спровоцировала вступительная речь президента РФ Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, где глава государства говорил о недопустимости «заставлять человека учить» неродной язык.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ?

В Татарстане каждый родитель школьника знает, что изучение татарского языка в местных школах является обязательным. Некоторые мамы и папы, тем не менее, пытаются этому противиться.

Дальше всех в своем намерении добиться отмены изучения данного предмета для своего сына школьника зашел казанский юрист Сергей Хапугин. В начале нулевых он инициировал судебное разбирательство против республиканского Минобрнауки. Однако оба процесса – первый в Вахитовском райсуде, а затем и в Конституционном - мужчина проиграл.

После Хапугина право своих детей не изучать татарский язык отстаивала жительница Нижнекамска Виктория Можарова. Женщина разрешила своим сыновьям - семиклассникам лицея №14 прогуливать данный предмет. Впрочем, местная прокуратура признала действия Можаровой незаконными и подала на нее в суд.


Других ярких примеров до настоящего дня в республике не было. И все было бы по-прежнему, если бы не июльское главы РФ Владимира Путина в Йошкар-Оле на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям.

«Русский язык для нас - естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый… Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского...», - заявил тогда Путин в своем вступительном слове.

Отчасти из-за этого родители татарстанских школьников стали объединяться в различные комитеты и забрасывать письмами Министерство образования и науки России. На сегодня в группе «Комитет русскоязычных родителей Татарии» во «ВКонтакте» состоят уже 2,8 тыс. человек. Аналогичные группы существуют в Зеленодольске, Бугульме, Елабуге...

К слову, образцы заявлений (групповых и индивидуальных) об отказе от изучения татарского языка размещены в группе комитета.

МИНОБРНАУКИ РАЗЪЯСНЯЕТ…

Не замечать или игнорировать недовольство граждан, похоже, не смогли далее в региональном Минобрнауки. Об этом свидетельствует опубликованное 7 сентября «разъяснение по вопросу обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан».

Любопытно, что такие выводы в министерском «разъяснении» делаются на основании постановления Конституционного суда РФ от 16 ноября 2004 г. № 16-П. «Изучение в общеобразовательных учреждениях русского и татарского языков как государственных языков в Республике Татарстан признано не противоречащим Конституции Российской Федерации».

При этом министерство сообщает, что принимает «меры по совершенствованию методик и технологий обучения татарскому языку».

Не менее любопытная информация содержится в последнем абзаце «разъяснения», где заявляется, что татарстанским премьер-министром «принято решение о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ». Признает ли тем самым региональный Минобрнауки факт наличия перевеса в пользу изучения татарского языка осталось недосказанным. На свой запрос в министерскую пресс-службу по этому поводу «МК-Поволжье» к моменту публикации ответа еще не получил.

«ЭТО АГОНИЯ МИНИСТЕРСТВА»

Разъяснение – это агония Министерства образования и науки Татарстана! Это попытка утопающего схватиться за соломинку, - заявил в беседе с корреспондентом «МК-Поволжье» председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов.

По мнению собеседника, «разъяснение» - это попытка остановить «вал» заявлений активных родителей. А возможное послабление в виде перевода предмета в разряд факультативных моментально бы снизило посещаемость уроков татарского на 80%.

Владимир Путин, как мы помним, поручил Генпрокуратуре РФ и Рособрнадзору провести проверку по вопросу соблюдения права граждан на добровольное изучение языков. А ранее он заявил о недопустимости сокращения часов изучения русского языка. Сейчас могут головы полететь, ведь пошел вал писем от родителей школьников из Татарстана. Такую папку с письмами получила Васильева (Ольга Васильева, министр образования и науки РФ – ред.), - говорит Щеглов.


Аналогичную папку, по словам Щеглова, Комитет русскоязычных родителей Татарии и Общество русской культуры РТ готовит и в адрес Генпрокуратуры РФ.

Председатель Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Фарит Закиев считает, что проблема с обучением татарскому языку не возникла бы, если бы татарский язык изначально был признан государственным в РТ.

Если бы мы объявили его (татарский язык – ред .) государственным языком ровно 25 лет назад, не было бы проблем. Вот задача того же Минобрнауки, Кабмина и президента, задача Госсовета. Де-юро он является, де-факто - не является. Вопрос сам собой снимется и родители сами станут просить хорошо преподавать его, - говорит Закиев.

В то же время, глава ВТОЦ признает очевидность наличия проблем с качеством и методиками преподавания данного предмета в школах Татарстана.

В учителя татарского языка идут совершенно случайные люди с дипломом экономистов и т.д. В Набережных Челнах я встречал учителей татарского языка, которые сами плохо знают язык. Естественно, у родителей учащихся возникают вопросы в таких ситуациях, - добавляет он.

На вопрос о том, имеется ли в Татарстане перевес в пользу изучения татарского языка, Закиев ответил расплывчато.

Я всегда привожу наглядный пример: в Хабаровске родители требуют, чтобы в детсадах их детям преподавали китайский язык. Это абсолютно ложится на нашу ситуацию: мы тоже можем добиться, чтобы родители требовали, чтобы преподавали татарский.

Обнаружит ли Прокуратура Татарстана нарушения в вопросе добровольности изучения татарского языка, станет ясно до 30 ноября. По информации пресс-службы ведомства, соответствующее «задание» Генпрокуратуры еще только «поступит на следующей неделе».

Напомним, до конца ноября Генпрокуратура РФ и Рособрнадзор будут проводить проверку по вопросу соблюдения права граждан на добровольное изучение языков из числа языков народов России, о чем сказано в перечне поручений президента РФ по итогам июльского заседания Совета по межнациональным отношениям.

P.S. Сегодня председатель регсовета «Трудовой партии России» в РТ Иван Климов направил