Депутаты проголосовали во втором и третьем чтениях за принятие поправок о противодействии терроризму. Резкое изъятие из них пунктов о лишении гражданства и права на выезд депутаты назвали «поиском правильного решения»

Государственная дума РФ (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Госдума приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет» депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова. Парламент раскололся: за поправки в законодательство проголосовали 287 депутатов, против — 147, один воздержался. Против выступили фракции КПРФ и ЛДПР. Аналогично проголосовали за вторую часть пакета — поправки в Уголовный кодекс: за — 277 депутатов, против —​​148.

Законопроект ужесточает наказание в большинстве «экстремистских» статей, снижает возраст уголовной ответственности за терроризм, вводит ряд новых ограничений, включая запрет на миссионерскую деятельность в жилых помещениях. Первая версия законопроекта предполагала такую процедуру, как лишение гражданства за террористические преступления, захват заложников и насильственный захват власти; там содержался запрет на выезд из страны в случае получения гражданином официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения террористических преступлений. Пакет разрабатывался при участии Совбеза, рассказывали собеседники РБК в комитете по безопасности.

Ко второму чтению в комитете по безопасности в понедельник убрали нормы о запрете на выезд в случае официального предостережения, но расширили перечень оснований для лишения гражданства, включив в них такие пункты, как работа в органах власти других государств и работа в иностранных НКО.

Второе чтение планировалось на среду, но неожиданно депутаты перенесли его на пятницу, а в четверг неожиданно убрали из проекта все нормы о лишении гражданства и выезде.

Почему депутаты передумали

Зампредседателя комитета по безопасности Эрнест Валеев объяснил спешную переработку резонансного «антитеррористического пакета» депутата Ирины Яровой. «Шел поиск правильного решения», — сказал РБК Валеев. На прямой вопрос РБК, почему в понедельник комитет одобрил лишение гражданства россиян и ограничение на выезд, а уже в пятницу отказался от этих норм, Валеев ответил: «Регламент не нарушен, законопроекты могут дорабатываться вплоть до их рассмотрения на пленарном заседании, это обычная практика».

На вопрос РБК, повлиял ли на решение изменить пакет общественный резонанс, Валеев не ответил однозначно, сказав, что «в обществе есть разные взгляды». «Под обществом я имею в виду и народ, и властные структуры, разные взгляды у думских фракций. Мы исходили из стремления все сделать лучше», — сказал депутат.

Помощница Яровой Мария Чекалдина на просьбу РБК прокомментировать отказ лишать гражданства и ограничивать выезд сказала, что передаст депутату вопросы, но та вряд ли будет это комментировать.

Смягчений по экстремизму не будет

Во время обсуждения пакета поправок Дума отклонила несколько предложений депутатов по смягчению законопроектов. Замруководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко предложил исключить из законопроекта ужесточение наказаний по «экстремистским статьям» УК (ст.282). Фракция ЛДПР в целом выступает за отмену этих статей. «В прошлом году более 500 человек были приговорены по ст.282, и ни один из них не был террористом. В основном это лица, которые сделали какое-то заявление, репост в социальных сетях. Среди них есть представители молодежи, которые отличаются радикальными взглядами. Но глубокое убеждение фракции ЛДПР, что из-за этого с молодых лет нельзя ломать жизнь человеку», — объяснил Диденко. Но дума отклонила его предложение.

Гудков предложил исключить из пакета новый состав преступления — содействие экстремистской деятельности. Он привел несколько примеров того, как уголовные дела за экстремизм возбуждались за публикацию картинок в соцсетях. «А что такое содействие экстремизму? Таксист, который подвезет девушку, которая опубликовала картинку «ВКонтакте»? Я предлагаю отменить это и не позориться уже», — сказал Гудков. Дума отклонила его предложение.

Оппозиционный депутат также предложил отменить «людоедскую норму» о снижении возраста наступления уголовной ответственности по ряду статей УК до 14 лет. «За несообщение о преступлении нам предлагают сажать детей от 14 лет, за участие в массовых беспорядках, хотя у нас под массовыми беспорядками может пониматься все что угодно. Психика ребенка в этом возрасте не сформирована, это вам скажут любые психологи. Ребенку нужна реабилитация, а не тюрьма. Оттуда он выйдет готовым преступником», — недоумевал Гудков. «Уровень психофизического развития подростка в этом возрасте позволяет осознавать общественную опасность перечисленных деяний и ответственность за их совершение. Комитет этот вопрос обсуждал со специалистами», — парировал Валеев. Дума отклонила предложение Гудкова.

Гудков также выступил против уголовной ответственности за несообщение о преступлении. «Мальчик Вася где-то сгоряча скажет «Ненавижу чиновников-коррупционеров, расстрелять бы их всех», а мальчик Петя просто не сообщит об этом. Оба мальчика сядут в тюрьму, вот что предлагается», — привел пример депутат.

«Успех борьбы с терроризмом зависит не только от действий силовых структур и госорганов, но и от действий общественности. Мы считаем, что эта норма закона будет способствовать активизации действий населения по препятствию терроризму», — ответил Валеев. Предложение Гудкова было отклонено. Гудков также выступил против хранения данных о звонках и сообщениях операторами связи, мотивировав это убытками, которые понесет бизнес. Валеев ответил, что сроки хранения согласованы, и поправку Гудкова отклонили.

Сложно найти россиянина, который ничего бы не слышал про так называемый пакет Яровой : текст законов пакета доступен в Интернете, а социальные сети пестрят мемами, предлагающими навсегда попрощаться с тайной переписки и цитирующими незабвенного Джорджа Оруэлла. В чем же суть пакета Яровой и как изменится Россия после его принятия?

Какова суть пакета?

«Антитеррористический» пакет законов был внесен на рассмотрение Госдумы депутатом и председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. 24 июля 2016 года Госдума приняла пакет, а 7 июля 2016 года – это день, когда был подписан пакет Яровой самим президентом В. Путиным . К слову, известный «борец за тайну переписки» Эдвард Сноуден выразил мнение , что эту дату стоит пометить как «черный день в истории России».

Полный текст пакета Яровой можно найти в конце статьи – стоит уделить внимание только сути антитеррористического пакета Яровой, не тратя времени на юридическую «шелуху».

  • Несообщение о преступлении. Статья 205 Уголовного Кодекса предполагает, что люди, не сообщившие полиции о преступлении, которое совершено или, возможно, совершится, будут получать реальный срок – до 1 года. Юристы почти сразу сменили массивную словесную конструкцию «Несообщение о преступлении» на более емкий термин «Недоносительство» . С лета 2016 года каждый гражданин России обязан доносить на других! Ситуация-исключение всего одна: если человек, обвиненный в недоносительстве, является родственником преступника, обвинения с него снимаются. Только благодаря этому исключению закон не опускает российское общество до уровня цинизма, описанного в известном романе «1984» (от ссылок на который удержаться невозможно). Закон предписывает сообщать компетентным органам о преступлениях разных видов: начиная с международного терроризма и заканчивая угрозой целостности РФ.

Ситуация, сложившаяся со статьями УК, связанными с доносительством, поистине парадоксальна: человек получает срок, если не сообщает об угрозе преступления (ст. 205), и также получает срок, если сообщает, но донос оказывается ложным (ст. 305). Разрешать юридический парадокс по-видимому никто не собирается, поэтому россиянин, случайно услышавший о «грядущем беспощадном бунте», точно окажется перед тяжелым выбором.

  • Оправдание терроризма = терроризм . «Новый порядок» ставит знак равенства между заявлениями, сделанными, скажем, по ТВ или радио, и размещенными в социальных сетях. Теперь подбирать слова, чтобы написать сообщение «Вконтакте», придется внимательно. Это не все: признание призыва к экстремизму, терроризму или сепаратизму «правильным» Уголовным Кодексом приравнивается к самому призыву. По ст. 205 УК как «трибуну революции», так и людям, его поддержавшим, грозит до 7 лет заключения.
  • Миссионерство . Согласно тексту антитеррористического пакета Яровой, пропагандировать какую-либо религию смогут только официально зарегистрированные организации – представителей этих организаций обяжут носить с собой документы, подтверждающие принадлежность.

Кроме того, вести пропаганду за пределами специально отведенных помещений (кладбищ, крематориев, религиозных школ) тоже будет запрещено. Пропаганда альтернативной религии в интернете под запретом: как было сказано, соцсети теперь – полноценные СМИ. Это значит, что уже привычных бабушек, раздающих на улицах буклетки «о вечной жизни», можно приравнять к нарушителям закона. Штраф за нарушение правил миссионерства запределен – 1 млн. рублей; с пенсии его оплатить едва ли получится.

  • «Ранняя» судимость. Представим ситуацию абсурдно: по тексту закона пакета Яровой можно судить детей! Есть ряд статей, по которым граждан будут предавать суду с 14-летнего возраста; все они касаются терроризма и экстремизма – это, например, участие в массовых беспорядках, покушение на общественного деятеля и даже прохождение обучения терроризму. Кстати говоря, за то самое недоносительство будут также присуждать статью с 14-ти.
  • Проверка почты. Сотрудники почтовых отделений ответственны за проверку посылок – так говорится в тексте пакета Яровой. Осуществлять проверку они могут наиболее удобными им способами – например, при помощи сканеров или металлоискателей, даже химической аппаратуры. «Запрещенными грузами» признаются оружие, наркотики, деньги, яды. Если такая посылка дойдет до адресата и государству станет об это известно, с руководителя почты спросят по всей строгости закона. Посылки с содержимым, которое сотрудники почты сочтут за запрещенное, согласно УК, могут быть уничтожены.
  • Международный терроризм – новое понятие УК.Ст. 361 Уголовного Кодекса устанавливает, что граждане, причастные к организации случившихся за рубежом террористических актов, жертвами которых стали российские граждане, будут осуждены за так называемый международный терроризм. По той же статье станут судить граждан, финансировавших акты терроризма. Наказание более чем сурово – вплоть до пожизненного срока.
  • «Большой брат». Наконец, самое «сладкое»: по «новым законам» силовики получат полный доступ к СМС-перепискам, перепискам по электронной почте и в социальных сетях, а также к телефонным переговорам. Все операторы связи обязаны хранить записи разговоров в течение 6 месяцев, а мета-данные (то есть сведения, когда тот или иной разговор состоялся, сколько длился) – в течение 3 лет. Та же обязанность «вменяется» «организаторам распространения информации в сети Интернет» - всем ресурсам, фигурирующим в этом списке (https://97-fz.rkn.gov.ru ). Операторы мобильной связи уже вовсю говорят о грядущем кризисе рынка: на данный момент технической возможности хранить такой огромный объем данных у провайдеров нет, а значит, деятельность провайдеров будет противоречить закону. Сам закон, разумеется, не уточняет, какими способами операторы будут вынуждены «выкручиваться» – законодателей вообще не интересует техническая сторона вопроса.

Цена «прослушки»

О неприкосновенности частной жизни упомянем лишь мельком – видимо, этическая сторона вопроса интересует законодателей меньше всего. Впору отметить экономическую проблему: за то, что силовики, по пакету Яровой, будут читать переписки, платить придется рядовым гражданам! Обратимся к финансовой статистике, которую уже широко распространили провайдеры сотовой связи (цифры, приведенные компаниями «большой четверки», немного рознятся, но в целом схожи): на разработку и установку оборудования, необходимого для того, чтобы хранить массив информации, предписанный законом, уйдет около 20 млрд. долларов! Проблема в том, что за один 2015 год вся «большая четверка» вместе заработала 18 млрд. долларов! То же касается и интернет-компаний: в частности, Mail.Group посчитала, что расходы на оборудование составят 2 млрд. долларов. Сумма кажется неподъемной, особенно если учесть, что ежегодная выручка Mail.Group примерно в 4 раза меньше.

Естественно, само государство не планирует оказывать финансовое содействие операторам сотовой связи – государство обнищало настолько, что отказывается индексировать выплаты льготникам на несколько процентов; если же вы спросите про миллиарды долларов, вам просто рассмеются в ответ. Все расходы лягут на плечи конечных потребителей услуг: министр связи и массовых коммуникаций Н. Никифоров предупредил, что стоимость телефонных переговоров может вырасти троекратно! При этом качество связи станет не лучше, а, наоборот, хуже из-за переориентации по вложению средств – компании будут инвестировать не в развитие телефонной связи и возведение новых вышек, а в то, чтобы соответствовать законодательству. Пресс-секретарь МТС Д. Солодовников отметил, что наиболее реальным сценарием выглядит снижение популярности телефонных звонков (такая тенденция уже присутствует) и переход абонентов на общение в интернете. Стремительный рост трафика приведет к искажениям голоса при звонках, перебоям при отправке СМС и выходе в глобальную сеть.

Что касается самого интернета, то он, похоже, станет недоступным удовольствием для многих россиян: эксперты, пытающиеся рассчитать, сколько будет стоить интернет после пакета Яровой, называют неутешительные цифры – 2-3 тыс. рублей ежемесячно. При этом пакет Яровой, по мнению законодателей, не должен помешать операторам запустить новый стандарт интернет-связи 5G к всемирному футбольному форуму ЧМ-2018 – именно такая задача стоит перед «большой четверкой». Повышение стоимости интернета в России не станет проблемой для иностранцев: для них платить по 50 долларов в месяц за доступ в сеть нормально. Цены на интернет в России - одни из самых низких по миру, но и уровень жизни наших граждан, будем честны, тоже невысок.

Интересно, что думает сама Ирина Яровая по поводу цен на сотовую связь? Депутат в интервью «Россия 24» отметила, что никаких конкретных решений по техническим вопросам еще не было принято – паниковать рано, никто никого не прослушивает, закон лишь дает правительству право принять определенное решение в течение 2-х лет. По мнению Яровой, провайдеры просто ищут причины, чтобы сорвать «большой куш», и нашли идеальное оправдание.

Поможет ли «прослушка» в борьбе с терроризмом?

Плавали – знаем: опыт других стран подсказывает, что, когда будет принят пакет Яровой, количество террористических актов едва ли изменится. США в свое время также использовали массовый сбор информации для предотвращения терактов, из-за чего и подверглись жесткой критике упомянутого уже Эдварда Сноудена. В Штатах функционирует организация АНБ (Агентство по национальной безопасности), принцип работы которой описан в книге Дэна Брауна «Цифровая Крепость» (пусть и с долей творческой фантазии автора). Однако в США к созданию программы для анализа метаданных подошли более подготовлено – государство частично компенсировало расходы компаний, участвовавших в проекте. Если учесть, что среди участников фигурировали такие гиганты, как Microsoft и Facebook, можно предположить, что расходы государства на этот проект были внушительными. Тем не менее, реализация проекта по безопасности никак не отразилась на благосостоянии граждан Америки.

Проблема заключается в том, что по всему миру распространяется шифрованный трафик (протокол HTTPS). Согласно аналитике Google, 81% трафика в России является именно шифрованным. Прочитать такую переписку можно, лишь пока пользователь находится в сети – как только он выходит, ключ шифрования удаляется. Хранить в данном случае просто нечего.

Граждане России легко могут уйти от тотального контроля «по Яровой», обмениваясь информацией через защищенные мессенджеры What’sApp, Viber и Telegram. Компания ViberMedia продала свой мессенджер малоизвестной японской компании в 2014 году, а What’sApp и вовсе принадлежит Facebook–очевидно, что владельцам мессенджеров совершенно плевать на российские законы и штрафы, которые по ним начисляются.

Telegram– это относительно новый продукт, принадлежащий одноименной компании и получивший огромную популярность за короткие сроки благодаря личности разработчика; создателем Telegram является интернет-гений Павел Дуров, основатель «Вконтакте». Дуров известен своим радикально неприязненным отношением к вмешательству в личную жизнь граждан, не сотрудничает со спецслужбами, а защищенность Telegram подается им как ключевая характеристика приложения.Интересно, что для разработки Telegram Дуров создал компанию под названием DigitalFortress («Цифровая Крепость») – возможно, саму идею он позаимствовал у Дэна Брауна: в книге американского журналиста так именовался шифр, который невозможно взломать.

Понятно, что для российских спецслужб (равно как и для спецслужб других государств) Telegram– враг №1. На программу почти сразу посыпались обвинения – в частности, есть информация, что именно этот мессенджер использовали террористы «ИГИЛ», планируя теракт в Париже 13 ноября. Однако на деле это обвинение очень смахивает на «дезу» - возможно, спецслужбы весьма цинично воспользовались несчастным случаем, чтобы «очернить» неугодного борца за тайну переписки.

Что дальше?

«Голь на выдумки хитра»: нет никаких сомнений, что террористы найдут способ общаться друг с другом в обход спецслужб, пусть даже им придется использовать для этого почтовых голубей. Есть подозрение, что при организации терактов в Париже использовалось не приложение Telegram, а функция чата, присутствующая в игровой приставке SonyPlayStation 4 – именно такую правоохранительные органы обнаружили на месте предполагаемого проживания террористов. Вице-премьер Бельгии уже заявил, что отследить общение в таком чате почти невозможно. Впрочем, российским спецслужбам нечего беспокоиться по этому поводу – если у арабских террористов деньги на современную приставку есть, то для рядовых российских граждан это слишком дорогостоящее удовольствие.

Кажется, Рунет сейчас интересуют всего 2 вопроса – когда примут пакет Яровой, что будет, и будет ли отменен пакет Яровой? Что касается второго вопроса, то его смело можно назвать беспочвенным – никто об отмене законов не говорит. Отвечая на первый, нужно заметить, что пакет уже принят, законы, включенные в него, уже действуют с 20 июля. Правда, пока немного нелепым образом – СМИ широко освещают курьезную историю, рассказывая о жителе Московской области, который за последний месяц ложно сообщил о 26 бомбах. Очевидно, что он читал тексты законопроектов пакета Яровой и просто боялся попасть под статью «Недоносительство» - но как с ним теперь поступить: дать награду или посадить на 3 года за ложный донос? Это тот момент, который из сути законов пакета Яровой неясен.

Законы, связанные с хранением данных, вступят в силу примерно через 2 года – летом 2018 года. Такой срок дается мобильным операторам и интернет-ресурсам, чтобы подготовиться с технической точки зрения. Поэтому у россиян еще есть время, чтобы насладиться последними деньками перед восхождением тоталитаризма.

24 июня 2016 года Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет антитеррористических законов, который вводит пожизненное заключение за международный терроризм и обязывает операторов связи хранить переписку и переговоры. Уже 29 июня 2016 года этот пакет был одобрен Советом Федерации, а 7 июля 2016 года он был подписан Владимиром Путиным в тандеме с перечнем поручений правительству. О том, чем это грозит простым людям, за что теперь будут строго наказывать и подорожает ли сотовая связь, рассказывает НТВ.

Читайте ниже

В чем суть «антитеррористического пакета»?

5. Вводится понятие «миссионерская деятельность» . Согласно законопроекту, появится специальное определение такой деятельности. Ею будет считаться религиозная практика вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. Миссионерством будет признаваться и «распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и интернет. Миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организацией групп — или те, кто заключил с ними специальный договор. За нарушения — штраф до 1 миллиона рублей.


Фото: ТАСС /Савостьянов Сергей

6. Новый законопроект ужесточает наказания за экстремизм . Сейчас по этим статьям могут наказывать штрафом, принудительными работами, запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишением свободы. Новые поправки либо сдвигают в большую сторону минимальный и максимальный сроки заключения, либо вводят нижний порог наказания там, где его раньше не было.

Нужно отметить, что теперь за «вовлечение в организацию массовых беспорядков» также придется отвечать. В «антитеррористическом пакете» фигурирует такое понятие как «склонение, вербовка или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков. Максимальное наказание — лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

Правда ли, что теперь будут досматривать даже посылки?

Да, правда. Новый законопроект обяжет «операторов почтовой связи» (например, «Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки.

По каким статьям можно будет судить подростков?

Законопроект увеличивает список преступлений, по которым можно судить подростков с 14 лет. Например, уголовную ответственность подростки смогут нести по статьям о международном терроризме, за недоносительство и участие в массовых беспорядках.

Почему операторы сотовой связи грозят повысить тарифы?

Действительно, операторы мобильной связи понесут серьезные убытки после принятия Госдумой «антитеррористического пакета». Хранить записи, сообщения и изображения нужно будет в течение полугода, а информацию о соединениях — три года. Однако чтобы хранить весь этот объем информации, компаниям нужно потратить значительные средства на мощные сервера, а таких ресурсов может просто не оказаться. Учитывая все затраты, операторы предупреждают, что рынок сотовой связи может претерпеть значительные изменения, а тарифы — многократно возрасти.


Фото: ТАСС /Джавахадзе Зураб

В частности, в МТС сообщили, что затраты на выполнение требований закона обойдутся компании в 2,2 трлн рублей.

Из сообщения МТС: «Учитывая, что наша налоговая прибыль по итогам 2015 года составила 22,5 млрд рублей, а налог на прибыль — 4,5 млрд рублей, при таких затратах мы не сможем платить налог на прибыль порядка 100 лет, а бюджет недополучит около 450 млрд рублей».

«Мегафон» оценил свои расходы в 230 млрд рублей, однако с учетом чистой прибыли в 45 млрд рублей в прошлом году, поправки оставят компанию в налоговом убытке также на несколько лет.

В компании «Вымпелком» оценили разработку системы в 2 трлн рублей, а затраты каждого из операторов в 200 млрд рублей.

Это касается и интернет-компаний: в течение полугода они обязаны хранить данные их клиентов и предоставлять их правоохранительным органам. Причем речь идет обо всех данных — переписке, звонках и файлах, которыми обмениваются пользователи сети.

Кроме этого, в Совфеде ответили, что в антитеррористический пакет , если сотовые операторы докажут неизбежность роста цен.

«Антитеррористический пакет»: в чем суть новых законов

Закон Яровой 2016 на прошедшей неделе приняла Госдума, накануне его принят Совет Федерации. Тем временем вокруг закона – много шума, СМИ уже прозвали его «самым жестким за много лет».

Закон Яровой о терроризме, текст которого есть на сайте Госдумы (№1039149-6 ), носит антитеррористческую направленность и затрагивает многие сферы жизни россиян. Интересно то, что Совфед одобрил антиреррористический пакет законов Яровой несмотря на несмотря на поступившие обращения Совета по правам человека, бизнес-омбудсмена, сотовых операторов и Госсовета Татарстана с просьбой его отклонить. О чем же закон Яровой?

Недоносительство

С 20 июля 2016 года «Несообщение о преступлении» станет уголовным преступлением. Под угрозой лишения свободы на срок до одного года люди должны будут сообщать властям о подготовке теракта, вооруженного мятежа и некоторых других видах преступлений; всего их в списке - полтора десятка.

Оправдание терроризма в соцсетях

Призывы к терроризму и его оправдание в интернете приравняли к аналогичным заявлениям, совершенным с помощью средств массовой информации. Ответственность за такие записи ужесточилась: граждане будут отвечать по тем же правилам, что и СМИ. Максимальное наказание - семь лет лишения свободы.

Записи телефонных разговоров и смс. Силовики получат доступ

Дума почти не изменила поправки о хранении данных пользователей. Теперь операторы связи обязаны хранить все записи звонков и любые сообщения, которыми обмениваются пользователи, в течение полугода. В течение трех лет они должны хранить мета-данные - то есть не само содержание разговоров и переписки, а сведения о том, что такой-то разговор или такой-то обмен смс-сообщениями состоялся такого-то числа в таком-то часу. Такая же обязанность касается и «организаторов распространения информации в сети интернет» (к ним относятся интернет-ресурсы, внесенные в соответствующий реестр) - только срок хранения мета-данных в их случае составляет не три, а один год.

Шифрование данных

«Организаторов распространения информации» коснулась еще одна важнейшая поправка: если тот или иной интернет-сервис - мессенджер, почтовый клиент или просто сайт - поддерживает шифрование данных, владельцы обязаны помочь ФСБ расшифровать любое сообщение, которое понадобится силовикам. За отказ вводится штраф - для юридических лиц он составит от 800 тысяч до миллиона рублей.

Об этом пишет «Медуза» . При этом из закона исключили самые одиозные поправки – о лишении гражданства и запрете на выезд из страны.

Реакция на закон Яровой

Павел Дуров уже заявил СМИ, что его компания, занимающаяся разработкой мессенджера Telegram , не собирается выполнять требования «пакета Яровой».

«Telegram не выдает данные или ключи шифрования третьим лицам, включая правительства, - заявил Дуров. - Законы, принимаемые в отдельных странах, не повлияют на эту политику».

Не обошел своим вниманием новый закон и Эдвард Сноуден . Он написал в соцсети:

«Российский закон Большого брата неработоспособен, это неоправданное нарушение прав, которое вообще не должно было быть подписано.

Хранить контент на протяжении 6 месяцев - это не только опасно, но и непрактично. Получается, что? База на ~100 ПБ для мелкого 50 Гбит/с провайдера?

Массовая слежка не работает. Этот закон ударит по финансам и свободам каждого россиянина, но не улучшит безопасность. Его не стоило подписывать».

Высказал свое мнение и советник президента по вопросам интернета Герман Клименко . Он заявил, что Институт развития интернета (ИРИ) собирается обсудить положения антитеррористического пакета законопроектов с правительством, до момента вступления законов в силу (1 июля 2018 года). В частности, Клименко предлагает, что из документа стоит изъять пункт о хранении видеотрафика, что должно снизить нагрузку на провайдеров связи.

«С нашей индустрией не посоветовались, - объяснил Клименко. - ИРИ создавался для того, чтобы мы разговаривали с государством… Я уверен, что в законе есть ряд лукавых моментов - это то, что находится на усмотрении правительства. К 2018 году, когда он будет вступать в силу, мы приведем его к какому-то разумному состоянию.

Если оттуда убрать видеоконтент, который занимает порядка 99% всего потребления трафика, то, вроде бы, все остальное у нас и так есть: и почта хранится бесконечно долго, и разговоры не так страшно по объему выглядят».

С критикой «антитеррористического пакета» также уже выступили компании Mail.ru и «Яндекс», профильные ассоциации РАЭК и РОЦИТ, и рабочая группа «Связь и ИТ» при правительстве России, пишет Хакер.ру .

Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.

От редакции: В связи с повышенным интересом к пакету «антитеррористических» поправок в законодательство РФ, подготовленных при участии депутатов Госдумы Яровой, Пушкова и сенатора Озерова, предлагаем вашему вниманию самый полный текст «закона Яровой» известного также как «поправки Яровой».

«Закон Яровой» (пакет Яровой) — полный текст поправок.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
«О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146; № 31, ст. 3452; 2008, № 45, ст. 5149; № 52, ст. 6227; 2009, № 1, ст. 29; 2010, № 31, ст. 4166; 2011, № 1, ст. 16; № 19, ст. 2713; № 46, ст. 6407; 2013, № 30, ст. 4041; № 44, ст. 5641; 2014, № 19, ст. 2335; № 23, ст. 2930; № 26, ст. 3385; 2015, № 1, ст. 58) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.»;

б) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

в) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.»;

г) в части 5 слова «частью 4» заменить словами «частями 4 и 41»;

2) дополнить статьей 52 следующего содержания:

«Статья 52. Полномочия органов местного самоуправления в

области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 12 — 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821 — 2823 и 360» заменить словами «2821 — 2823, 360 и 361»;

б) в части 2 слова «2821 — 2823 и 360» заменить словами «2821 — 2823, 360 и 361».

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; 2003, № 27, ст. 2700; 2006, № 17, ст. 1779; 2016, № 1, ст. 88) следующие изменения:

1) в части пятой статьи 14 второе предложение исключить;

2) в статье 15:

а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

«Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.»;

«Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349; 1999, № 2, ст. 233; 2000, № 1, ст. 8; 2001, № 13, ст. 1140; 2003, № 2, ст. 167; № 27, ст. 2700; 2005, № 49, ст. 5128; 2007, № 31, ст. 4008; 2008, № 52, ст. 6235; 2013, № 51, ст. 6689) следующие изменения:

1) в статье 6:

а) часть первую дополнить пунктом 15 следующего содержания:

«15. Получение компьютерной информации.»;

б) часть четвертую после слов «со снятием информации с технических каналов связи,» дополнить словами «с получением компьютерной информации,»;

2) в статье 8:

а) абзац первый части второй после слов «оперативно-розыскных мероприятий» дополнить словами «(включая получение компьютерной информации)»;

б) в части десятой цифры «8 — 11» заменить цифрами «8 — 11, 15».

«О внешней разведке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 143; 2011, № 50, ст. 7366) дополнить частью третьей следующего содержания:

«Служба внешней разведки Российской Федерации вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам внешней разведки.».

Часть восьмую статьи 256 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2010, № 21, ст. 2524; 2011, № 13, ст. 1689; № 17, ст. 2321; 2012, № 53, ст. 7628; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4036; № 52, ст. 6955; 2014, № 16, ст. 1828; 2015, № 1, ст. 75; № 48, ст. 6709) после слов «религиозных связей и контактов» дополнить словами «(за исключением осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями)».

«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 2011, № 1, ст. 10; № 50, ст. 7351; 2012, № 29, ст. 3993) следующие изменения:

1) часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции:

«К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее — конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.»;

2) часть шестую статьи 16 изложить в следующей редакции:

«При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.».

Пункт 8 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12,

ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 49, ст. 6075) изложить в следующей редакции:

«8. Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму.».

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 27, ст. 3880; 2013, № 23, ст. 2877; № 27, ст. 3472, 3477; 2014, № 43, ст. 5800; 2015, № 1, ст. 58; № 14, ст. 2020; № 17, ст. 2478; № 29, ст. 4387; № 48, ст. 6707; 2016, № 14, ст. 1906) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 13 после слов «и иной религиозной деятельностью,» дополнить словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность»;

2) пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.»;

3) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.»;

4) дополнить главой III1 следующего содержания:

«Глава III1. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 241. Содержание миссионерской деятельности

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;

в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

в местах паломничества;

на кладбищах и в крематориях;

в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Статья 242. Порядок осуществления миссионерской

деятельности

1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

от имени религиозной группы – только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

от имени религиозной организации – только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5 и 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.».

«О почтовой связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3697; 2011, № 50, ст. 7351) следующие изменения:

1) в статье 17:

а) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

«Операторы почтовой связи в пределах компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 22 настоящего Федерального закона. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение.»;

2) в пункте «а» части первой статьи 22 слова «а также основные части огнестрельного оружия» заменить словами «основные части огнестрельного оружия, а также взрывные и иные устройства, представляющие опасность для жизни и здоровья людей».

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст. 3993, 4011; 2010, № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4166; 2011, № 46, ст. 6406; 2012, № 30, ст. 4172; 2013, № 26, ст. 3207; № 44, ст. 5641; № 52, ст. 6968; 2014, № 19, ст. 2315, 2335; № 30, ст. 4214; 2015, № 1, ст. 37, 58; № 27, ст. 3950, 4001; 2016, № 1, ст. 44) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3:

а) слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

б) после слов «Российской Федерации, либо» дополнить словами «для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо»;

2) в статье 6:

а) в пункте 21:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 22:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 20, ст. 2367; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745, 5748; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122, 3132; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 45, ст. 5265; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 54; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4284, 4289, 4290; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 45, ст. 6334; № 46, ст. 6406; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 15, ст. 1724; № 18, ст. 2126, 2128; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3069, 3082; № 25, ст. 3268; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4322, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, № 14, ст. 1651, 1658, 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3454, 3470; № 30, ст. 4025, 4026, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327, 6341; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 559, 566; № 11, ст. 1092, 1096; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2333, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; № 52, ст. 7541, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 29, 67, 74, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 14, ст. 2021; № 18, ст. 2614, 2619, 2620; № 21, ст. 2981; № 24, ст. 3370; № 27, ст. 3945; № 29, ст. 4346, 4359, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629, 5637; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 28, 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1491, 1493; № 18, ст. 2509, 2514; № 23, ст. 3285) следующие изменения:

1) в статье 5.26:

а) абзац второй части 1 дополнить словами «; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей»;

б) дополнить частями 3 — 5 следующего содержания:

«3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

4. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.»;

2) дополнить статьей 11.143 следующего содержания:

«Статья 11.143. Невыполнение обязанностей, предусмотренных

законодательством о транспортно-

экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

П р и м е ч а н и е. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

3) в статье 13.6:

а) наименование после слов «средств связи» дополнить словами «или несертифицированных средств кодирования (шифрования)»;

б) абзац первый после слов «средств связи» дополнить словами «или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) статью 13.15 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.»;

5) в статье 13.30:

а) наименование дополнить словами «, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов»;

б) в абзаце первом слова «либо непредставление» заменить словами «, либо непредставление», после слов «с абонентом договора,» дополнить словами «либо несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов,»;

6) в статье 13.31:

а) в абзаце втором части 2 слова «от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей» заменить словами «от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей»;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.»;

7) в части 1 статьи 15.271 слова «279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо» заменить словами «279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо»;

8) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.71» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.143», слова «частями 2 и 3 статьи 13.31» заменить словами «частями 2 – 3 статьи 13.31»;

9) в статье 23.36:

а) в части 1 слова «статьями 11.142, 11.15,» заменить словами «статьей 11.142, частью 1 статьи 11.143, статьей 11.15,»;

б) в части 2:

пункт 1 после цифр «11.142,» дополнить словами «частью 1 статьи 11.143, статьями»;

пункт 2 после слов «частью 2 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

пункт 3 после слов «частью 2 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

пункт 4 после слов «частью 3 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

10) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр «5.22,» дополнить цифрами «5.26,»;

б) пункт 44 после слов «статьей 11.71,» дополнить словами «частью 2 статьи 11.143,»;

в) в пункте 56 слова «частями 2 и 3 статьи 13.31» заменить словами «частями 2 — 3 статьи 13.31».

№ 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 3 признать утратившим силу;

2) в статье 4:

«1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.»;

3) в пункте 1 статьи 6 слова «Российской Федерации и настоящим Федеральным законом» заменить словами «Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

№ 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 31, ст. 4190; 2012, № 31, ст. 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 48, ст. 6162; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4273; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4383; 2016, № 15, ст. 2066) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.»;

2) в статье 64:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2008, № 30, ст. 3616; 2014, № 30, ст. 4218) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

2) статью 22 дополнить частью 32 следующего содержания:

«32. Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается.».

Внести в статью 101 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2014, № 19, ст. 2302) следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет» до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан предоставлять указанную в пункте 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.»;

3) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети «Интернет» возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.».

Статью 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2011, № 30, ст. 4590; 2014, № 6, ст. 566) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.».

Внести в пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 52, ст. 6421; 2014, № 26, ст. 3360) следующие изменения:

1) в абзаце втором слова «втором — девятом, одиннадцатом и двенадцатом» заменить словами «втором, шестом, седьмом и девятом»;

2) дополнить абзацем следующего содержания:

«юрисдикция Приволжского окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзацах третьем — пятом, восьмом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи.».

«О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4604) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

На данной странице размещён полный текст «закона Яровой» (пакет Яровой, антитеррористический пакет, антимиссионерский закон). Он также известен как «поправки Яровой» и антитеррористический закон. О реакции представителей экспертного и религиозного сообщества на «закон Яровой» REF NewsЧто такое закон Яровой? Что такое антитеррористический пакет?