Аттестация педагогических работников школ России введена в 1972 г. За время, прошедшее после первой аттестации, докумен­ты об аттестации неоднократно обновлялись, дополнялись с уче­том изменений, происходящих в системе образования. Действую­щее в настоящее время "Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации" утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256.

Основной целью аттестации является стимулирование деятель­ности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы; обеспече­ние социальной защиты.* Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу про­ведения аттестации положены принципы добровольности, откры­тости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объек­тивную оценку труда. Соблюдение этих принципов проявляется в процессе формирования аттестационных комиссий.

* См.: Типовое положение об аттестации педагогических работников государ­ственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации // Вестник образования. - 1994. - № 1. - С. 35.

В соответствии с действующим положением создается три вида комиссий. Главная аттестационная комиссия создается органом управлением на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования. Районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия создается соответствующим органом управления образованием. Аттестационная комиссия образова­тельного учреждения создается его педагогическим советом.

Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компе­тенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, - это присвоение квалификационной категории. Действую­щим положением установлено три квалификационные категории - высшая категория, которую может присвоить главная аттестаци­онная комиссия; первая категория - районная (окружная, муни­ципальная) или городская комиссия; вторую категорию присваи­вает аттестационная комиссия школы.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуще­ствляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности; экспертной оценке практической деятельности.

По первому показателю учитель имеет право представить твор­ческий отчет, научно-методическую или опытно-эксперименталь­ную работу. По второму показателю он проходит психолого-пе­дагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. В некоторых школах, районных, областных комиссиях для этих це­лей используются компьютерная технология, тестирование, ме­тоды экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобще­ния опыта педагогической деятельности уточняется и корректи­руется соответствующей аттестационной комиссией.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по лично­му заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводить­ся по инициативе администрации, совета школы или педагогиче­ского совета для определения уровня педагогической квалифика­ции учителя и его соответствия занимаемой должности.

Имеются некоторые особенности организационного характе­ра при проведении аттестации в малокомплектных сельских шко­лах. При аттестации учителей таких школ комиссии могут соз­даваться при районном отделе образования или на базе большой средней школы, являющейся, как правило, кустовым методиче­ским объединением.

Опыт проведения аттестации показывает, что успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информа­ции о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспер­тизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики научно-методической работы в школе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что означает термин "инновационные процессы" в образовании?

2. Что предполагает формирование инновационной среды в педаго­гическом коллективе?

3. Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогиче­ских инноваций в образовательный процесс.

4. В чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя?

5. Посетите то или иное организационно-методическое мероприятие в школе. Проанализируйте его.

6. Какова основная цель аттестации педагогических работников? Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических иссле­дований: Дидактический аспект. - М., 1982.

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой,- М„ 1991.

Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М., 1984.

Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.

Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. - М., 1995.

Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. - М., 1992.

Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991.

Слово к будущему педагогу........................................................................................................................................................................... 2

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ.................................................................................................................. 3

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии............................................................................................................... 3

Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога....................................................................................................... 12

Глава 3. Профессиональная компетентность педагога........................................................................................................................ 20

Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога................................................................................. 28

Раздел II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ..................................................................................... 36

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке..................................................................................................................................... 36

Глава 6. Методология и методы педагогических исследований....................................................................................................... 46

Глава 7. Аксиологические основы педагогики....................................................................................................................................... 54

Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности................................................................................................................... 60

Раздел III ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА............................................................................................ 76

Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление............................................................................................. 76

Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.......................................................................... 83

Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе............................................................................................................... 90

Глава 13. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса. 103

Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе........................................................................................................ 110

Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе............................................ 117

Глава 16. Формы организации педагогического процесса............................................................................................................... 133

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса................................................................................. 144

Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА......................................................... 160

Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя.......................................................................................................... 160

Глава 19. Технология конструирования педагогического процесса............................................................................................. 169

Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса................................................................................................. 181

Глава 21. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. 192

Раздел V ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ................................................................................... 205

Глава 22. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами............................................................ 205

Глава 23. Основные функции управления школой.............................................................................................................................. 214

Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом........................................... 228

Глава 25. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей................................................... 240

Согласно закону об образовании, преподаватели проходят такую процедуру, как аттестация учителей. Она имеет значение для педагогов, поскольку способствует росту зарплаты и преподавательскому росту, преследует цель совершенствования образования и качества работы учителя. С 2014 года существует новая система аттестации учителей, и произошли некоторые изменения.
Новое в проведении аттестации.

Проверку на соответствие педагога своей должности проводят, в настоящее время, коллективы преподавателей посредством организации специальных комиссий. Введенный порядок увеличил категорию учителей, которые не подвергаются аттестации. В существующий прежде список включены теперь учителя, имеющие педагогический стаж меньше двух лет и находившиеся на больничном 4 месяца и больше. Поменялся порядок аттестации по желанию, когда преподаватель хочет повысить свою категорию.

Согласно вступившим в силу правилам, теперь учитываются итоги проверок, ежегодно проводимые Минобрнауки в школах: теперь преподавателям необходимо не только готовить нескольких лучших учащихся, но и выявлять способности остальных школьников, оказывать помощь отстающим. Также результаты проверок на присвоение преподавателю высшей квалификации размещаются в интернете на ресурсах государственных органов. Если в присвоении категории преподавателю отказывают, он может повторить попытку на следующий год.

Собеседование и тестирование.

В аттестационную комиссию учебного заведения включаются председатель и его заместитель, члены и секретарь, а также представители профсоюзной организации, если такая существует. В функции комиссии входят рекомендации перед руководством учебного заведения о назначении на должности преподавателей, которые не имеют достаточного стажа или необходимой подготовки. Аттестация учителей для установления категории проводятся каждый год.

Тестирование и собеседование являются главными методами аттестации. Работа руководителя оценивается с помощью проведения анализа его деятельности в решении образовательных задач, результативности и сложности работы. При этом, следует учитывать уровень профессионального мастерства, организаторские возможности, квалификацию и соответствие занимаемой должности. Иногда руководителю устанавливаются испытания в виде разбора возникающих ситуаций, самоанализа результатов работы, отчета.

Комиссия по итогам аттестации решает, насколько должностное лицо соответствует занимаемому положению, решение заносится в соответствующий протокол. Ранее преподаватель, который хочет получать больше, самостоятельно мог написать заявление о присвоении определенной категории. Их присваивали местные органы образования, высшую категорию присваивало министерство. Согласно теперешним положениям, не существует больше второй категории, аттестация преподавателей доверена управлениям образования РФ.

Аттестация бывает обязательная, которая проводится, чтобы подтвердить соответствие должностям преподавателей. Добровольная аттестация проводится по желанию для повышения категории. Аттестации подлежат все преподаватели учебного заведения, включая совместителей.

Не проходят аттестацию учителя, с присвоенной категорией, отсутствующие в течение четырех месяцев по болезни, ухаживающие за ребенком, в отпуске по беременности. В этих случаях она проводится спустя 2 года после окончания отпуска. Освобождаются также учителя, имеющие стаж меньше двух лет. Периодичность такой проверки соответствия - пять лет, на это же время присваивается категория, которую нельзя продлить.


Как проводится аттестация учителей?

Испытание проводится в виде экспертной оценки результатов работы преподавателя, причем, это может производиться без непосредственного присутствия педагога или с его участием. О своем присутствии следует предупредить комиссию, написав соответствующее заявление. Когда преподаватель захочет присутствовать при обсуждении, но не пришел безо всяких объяснений, аттестация проводится без него. Все решения, касающиеся педагога, заносятся в его аттестационный лист и утверждаются органами образования. Руководитель получает на руки выписку.

Когда в результате аттестации выносится решение, что преподаватель соответствует определенной категории, она присваивается в день такого решения, и с данного момента педагогу выплачивается зарплата, соответствующая категории, а в трудовой делается определенная запись.

Когда преподаватель не аттестован, то принимается решение о его несоответствии определенной категории. Учитель, сдававший испытания, теперь проходит обычную аттестацию. Не прошедшим на высшую категорию, сохраняется первая категория до конца срока ее действия. После этого необходимо опять сдавать аттестацию. Ее результаты можно оспаривать в соответствующем порядке. Для этого необходимо подать заявление в суд или трудовую комиссию.

Как пройти аттестацию

Советы психолога учителю

Ежегодно более полумиллиона учителей проходят аттестацию – сдают экзамены, защищают творческие работы. Переживают, нервничают, расстраиваются, вновь (после стольких лет учительствования!) оказавшись в роли студента на экзамене. Как избежать ненужного стресса и одновременно наилучшим образом подтвердить свою квалификацию? Как оценить свои возможности? Как лучше всего подготовиться к экзамену, написать работу, выступить перед комиссией? Этим и некоторым другим проблемам посвящены эти советы. Психологические советы, диагностические методики, практические примеры помогут учителю во всеоружии встретить испытание под названием «аттестация». Итак, начинаем работу!!!

Техника эффективного управления работой мозга

Для того, чтобы мозг работал в самом эффективном режиме, необходимо освоить ряд приемов и правил, которые помогут вам с наименьшими усилиями пройти аттестацию.

Наша психика устроена так, что более качественно мы можем делать что-то одно. Мы можем о чем-то сосредоточенно думать и не замечать, что делается вокруг. Яркие эмоции блокируют мыслительные процессы. Мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства. Для успешной работы нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение, позитивно мыслить и овладевать техниками запоминания.

Дело в том, что когда мы обеспокоены и чувствуем угрозу (а экзамен представляет реальную угрозу нашему статусу, материальному положению), наши мышцы напрягаются, мы готовимся убежать или напасть на объект угрозы. Сердце начинает учащенно биться, вырабатывается адреналин (агрессия) либо норадреналин (оцепенение). От организма требуется действие, а не размышление. Поэтому и блокируются мыслительные процессы.

При впрыскивании гормонов эмоциональное напряжениевозрастает и получается замкнутый круг. Мысли напрягают мышцы, мышечное напряжение вызывает еще более внутреннее напряжение. Чтоб разорвать этот круг, необходимо позитивно мыслить, расслабить мышцы, быть уверенным в том, что все вспомните.

Позитивное мышление

Позитивное мышление подразумевает следующее действие:

· Необходимо представить себе всю ситуацию. Нарисуйте в уме ситуацию, лица, контекст и то, как вы будете одеты. Вообразите себя способным и полностью владеющим собой, с легкостью отвечающим на все вопросы, уверенно защищающим свою точку зрения.

· Необходимо во время ответа размышлять относительно способов выполнения задания. Это освободит мозг от беспокойства, вытесняя негативные мысли. Вместо того, чтобы без конца представлять себе возможные неудачи, нужно обдумать конкретные пути в достижении цели.

Мышечное расслабление

Предлагаем вам несколько техник мышечного расслабления. Выберите наиболее удобную для вас. Используйте техники при поездке на работу, устраивайте себе небольшие перерывы в работе и т.д. Вы не только сможете быстро освоить техники расслабления, но и научитесь получать драгоценные минуты полноценного отдыха. В результате ваша работоспособность возрастает, и вы сможете больше успеть.

Последовательное мышечное расслабление

1. Сядьте на удобный стул, не скрещивая ног, ступни на полу. Расстегните слишком тугую одежду и не напрягайте ноги.

2. Вытяните пальцы ног вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10с, затем снимите с мышц (мгновенно расслабьтесь). Испытайте приятное чувство расслабления после снятия напряжения.

3. Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы ног вверх, напрягая мышцы ступней и голеней. Выдержите так 10с, а затем на 10с расслабьтесь. Повторите 3-5 раз. Испытайте радость и тепло от расслабления.

4. Поднимите ноги сантиметров на 10 над полом, отгибая пальцы ног к себе (как вы это делали с пятками на полу). Теперь будет включена новая группа мышц – мышца бедра. Оставайтесь в таком положении 10с, а затем расслабьтесь, позволяя ногам упасть. Ваши ступни, голени и бедра должны согреваться при расслаблении, и вы испытаете приятное чувство.

И в заключение нашей работы предлагаем вам обратить внимание на важные «мелочи»

Особое внимание следует обратить на организацию подготовки к аттестации и время прохождения аттестации.

Многие факторы, о которых мы часто забываем, влияют на успех нашей деятельности.

Физиологические спады и подъемы. Пик работоспособности приходится на первую половину дня. Этот уровень в течение дня больше не достигается. Аттестацию лучше всего проходить соответственно в 10-11 часов дня, на которые приходится утренний пик активности. После обеда наступает спад продуктивности, если есть возможность, можно даже вздремнуть. Следует учесть, что время максимальной работоспособности с 4.30 до 5.00, с 10.30 до 11.00, с 15.30 до 16.00, с 19.30 до 20.00 и, соответственно,с 23.30 до 24.00.

«Световой голод». На период с октября по февраль приходится самое тяжелое время для организма. Дневного света все меньше, в результате чего снижается общая работоспособность, а у 15% населения возникает зимняя депрессия. Из-за того, что зимой на сетчатку глаза попадает мало солнечного света, в организме вырабатывается меньше серотонина и мелатонина – гормонов, стимулирующих активность всех биохимических и адаптационных процессов. В результате человек становится раздражительным, быстро устает, у него ухудшается память. Чтобы избежать этого, надо всегда находиться в хорошо освещенном помещении, а в пасмурную погоду даже днем включать свет. Аттестацию лучше проходить в сентябре месяце, когда организм здоров после отпуска, много солнца и сравнительно много фруктов, овощей и ягод.

Особую роль при подготовке к аттестации и во время ее нужно отвести питанию.

При подготовке к аттестации возможны различные проблемы с питанием. Одна из наиболее распространенных – «заедать» стресс. У некоторых людей вырабатывается потребность что-нибудь жевать. Конечно, это неправильное пищевое поведение, но избавиться от привычки только волевым усилием вы не сможете, новые привычки вырабатываются не сразу, а при многократном повторении. При подготовке и прохождении аттестации у вас не будет хватать на это времени. Для решения «проблемы жевания» советуем вам употреблять овощи (сырая морковь, капуста). Овощи не добавят калорий и пополнят запас витаминов. Во время стресса организм сжигает огромное количество витаминов. Непосредственно в день аттестации следует учесть, что пища должна быть легкой и калорийной. Это орехи (праздник мозга), изюм, курага. Пить лучше всего соки или минеральную воду. Можно использовать быстрорастворимые витамины «Упсавит» или «Мультивид». Доза витамина С в «Упсавите» так велика, что мгновенно позволит получить прилив сил. Экстренную помощь может оказать и качественный шоколад. В шоколаде содержится кофеин и микроэлемент магний, которые отвечают за хорошее настроение и работоспособность и оказывают антистрессовое действие.

Для улучшения памяти можно принимать и природные стимуляторы: настойку элеутерококка, эхинацеи или женьшеня в течение 20-30 дней по 15-20 капель 2-3 раза в день. Необходимо проконсультироваться с врачом! Важную роль играет вода, точнее то, насколько она чистая. Водопроводную воду в наших условиях (ржавые трубы, прорывы водопровода), конечно, пить нельзя, и даже кипяченую воду из-за содержания хлора (при кипячении хлор превращается в ядовитое вещество) лучше не пить, чтобы не нагружать организм дополнительно.

Не забывая об этих важных «мелочах», вы будете во всеоружии готовы встретить стресс, вызванный ситуацией аттестации. Желаю удачи!!!

Целью аттестации является создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.

Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и "качества учебно-воспитательного процесса.

Аттестация проводится по желанию учителей. Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряды по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.

Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в соответствующую аттестационную комиссию: для получения квалификационной категории "Учитель второй категории" ("Старший учитель") - в школьную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории "Учитель Первой категории" - в районную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории "Учитель высшей квалификации" - в областную аттестационную комиссию.

Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика и документ об окончании курсов ИПК), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

Общие требования к оценке труда учителя.

а) Критерии результата. Одним из решающих показателей в работе учителя является результат его педагогический деятельности - качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность:

Запас фактических знаний по предмету;

Умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи);

Понимание сути процессов и явлений в природе и обществе;

Степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;

Уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, практическая подготовка учащихся; экономические знания (с учетом возраста и программы);

Их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.

б) Критерии процесса. При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо этим ограничить показатели труда учителя.

Необходимо выяснить уровень подготовки и педагогического мастерства учителя. С этой целью изучаются:

Работа учителя над повышением своей квалификации (окончил курсы ИПК);

Качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитательных мероприятий:

Умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

Работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.

Дифференцированные показатели для оценки работы учителя.

Класс, в котором он классный руководитель, отличается хорошей дисциплиной и полезными делами. Работает над повышением своей квалификации, систематически выступает на методических объединениях. Хорошо работает с родителями, пользуется их уважением. Подтверждается это отзывом родительского комитета.

Решение принимает педагогический совет на основе рекомендаций школьной аттестационной комиссии.

Учитель первой категории. Присваивается за серьезные успехи в деле обучения и воспитания детей. Имеет звание "Учитель II категории", имеет высшее образование. Успешно закончил курсы при ИПК (сдал зачеты, написал выпускную работу). Выпустил один - два начальных, девятых или одиннадцатых классов. Учащиеся обнаруживают высокий уровень знаний. Оценки в основном подтверждает экспертная комиссия. Неуспевающие крайне редки и по веским причинам. Ведет предметный кружок или факультатив, ученики этого учителя успешно участвуют в олимпиадах (если она есть). Много работает как классный руководитель. Класс занимает одно из лучших мест по школе по основным направлениям воспитательной работы, ученики класса отличаются высоким уровнем воспитанности. При этом учитывается мнение родительского комитета и детских ученических организаций. Звание присваивает Районная аттестационная комиссия.

С 1 сентября 1996 г. в г. Москве и в некоторых других городах разрешено присваивать учителям, даже молодым, проработавшим всего один или два года и хорошо себя за-рекомендовашим, сразу 12 разряд, т.е. фактически разряд учителя первой категории, причем присвоение производит ШКОЛЬНАЯ аттестационная комиссия. Такой опыт себя оправдал.

Учитель высшей категории. Присваивается звание за выдающиеся успехи в обучении и воспитании, имеет звание "Учитель первой категории". Имеет высшее образование. Успешно закончил курсы ИПК и прошел там собе

седование. Выпустил не менее двух начальных девятых или одиннадцатых классов. Ученики обнаруживают высокий уровень знаний, успешно поступают в высшие учебные заведения и техникумы или успешно учатся в старших классах (с учетом способностей учеников). Оказывают большую помощь молодым и неопытным учителям (по отзывам учителей). Учитель-новатор, разработавший и предложивший какие-то приемы и методы работы или усовершенствование их. Выступает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах.

Присваивает звание Областная аттестационная комиссия.

Звание "Старший учитель", "Учитель первой категории", "Учитель высшей категории" присваивается исключительно за непосредственную работу с детьми. Администрация школ, инспектора органов народного образования имеют право на получение этих званий при условии педагогической работы наравне с другими учителями и соответствующего стажа.