Определение брака упоминается в различных юридических, исторических и социологических трактатах. Зачастую общество воспринимает его, как зарегистрированный союз между женщиной и мужчиной. Для другой части населения более важен духовный аспект воссоединения пары. Наряду с регистрацией в госорганах и венчанием, имеются и другие виды брака.

Классические формы браков

Известны различные типы брака. Однако классификации форм в разных источниках несколько отличаются, так как каждый вид соответствует нескольким критериям одновременно. Традиционные виды браков:

Альтернативные виды брачных союзов

Кроме традиционных видов брака, существуют и альтернативные типы союзов. Большая их часть относится к фактическому типу, так как они сами противоречат понятиям законности и морали. К альтернативным видам брачных союзов относятся:

В каких случаях закон запрещает регистрацию семейных отношений?

Мужчина и женщина, достигшие брачного возраста, независимо от религии и национальности имеют право на создание семьи. Вступление в брак регулируется статьей 12 Семейного Кодекса РФ, а случаи, когда союз недопустим, предусмотрены статьей 14 СК РФ.

Создание семьи невозможно при таких обстоятельствах:

  • если кто-то из супругов находится в браке, а развод не оформлен;
  • недееспособность одного из заявителей;
  • лица, желающие вступить в брак, не достигли брачного возраста;
  • случаи принуждения к союзу одного из партнеров;
  • желающие вступить в брак состоят в родственных связях;
  • когда был факт удочерения либо усыновления;
  • регистрация моносексуального брака на территории Российской Федерации;
  • заочная регистрация брака, а также в присутствии доверенного лица.

Возможен ли брак между несовершеннолетними?

Установленный брачный возраст в России – 18 лет. Однако законодательством предусмотрены случаи снижения лицам, желающим связать себя супружескими узами. Имея уважительные причины, молодые люди вправе обратиться с просьбой в орган местного самоуправления. Жениху с невестой необходимо написать заявление и прикрепить документы, которые подтверждают особые обстоятельства. Такими уважительными причинами являются:

  • беременность девушки;
  • рождение ребенка;
  • фактически сложившиеся отношения с партнером, которому нет 18 лет.

В соответствии со статьей 13 Семейного Кодекса, местный орган самоуправления имеет право снизить брачный возраст молодым людям, которые достигли 16 лет. В решении указывается, на сколько месяцев снижен возраст и в связи с чем. Согласие родителей молодых людей не требуется.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, брак – это свободный, равноправный союз мужчины и женщины, которые имеют цель создать семью. Он порождает между супругами взаимные права и обязанности. Бракосочетание – это серьезный шаг на жизненном пути каждого человека. В связи с этим, многим людям, решившим пожениться, интересно, какие бывают виды брака и каково религиозное понимание подобного союза мужчины и женщины. О том, что такое брак и прочих вопросах, пойдет речь в статье.

Понятие и признаки

Легальное понятие брака отсутствует. Но в то же время есть целых два доктринальных определения:

  • социологическое . С этой точки зрения брак является исторически обусловленной, санкционируемой и регулируемой формой взаимоотношений между представителями общества разных полов. Такое понятие брака применимо к фактическому сожительству, так как из него следует образование прав и обязанностей между мужчиной и женщиной;
  • юридическое . С точки зрения юриспруденции, подобное взаимоотношение мужчины и женщины являются важным юридическим фактом, вызывающим образование семейно-правовых связей. Бракосочетание проводится в установленном законом порядке с целью создания ячейки общества, именуемой семьей.

Эти типы браков имеют принципиальные отличия. Главным из них является, то что брак в юридическом смысле становится причиной возникновения правовых связей, которые регулируются на законодательном уровне.

Значение брачного союза заключается в том, что он представляет собой:

  • союз партнеров, влекущий за собой правовые последствия;
  • форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной;
  • символ, как для партнеров, так и для государства;
  • разновидность договора между членами общества.

Брачный союз характеризуется следующими признаками:

  • союз лиц противоположного пола;
  • наличие семейной жизни;
  • соблюдение семьей условий, предусмотренных 12 статьей Семейного кодекса Российской Федерации;
  • официальная регистрация взаимоотношений органами ЗАГС.

Брачный союз в Российской Федерации может быть зарегистрирован органами ЗАГС, при соблюдении ряда условий. К главным из них нужно отнести:

  • наличие добровольного согласия брачующихся. Оно должно быть выражено в устной и письменной форме;
  • достижение лицами, желающими пожениться определенного возраста. Согласно 13 статье Семейного кодекса РФ, брачный возраст в России наступает в 18 лет. При наличии уважительной причины, жениться можно в 16 лет и даже раньше, но последнее доступно жителям не всех регионов.

В народе бытует мнение, что нижний возраст для женитьбы в разных регионах варьируется в пределах от 14 до 16 лет. Это не так. В Семейном Кодексе Российской Федерации нет такого понятия, как нижний возрастной предел для узаконивания отношений.

Религиозное понимание


Понятие и признаки брака выяснены, но для большинства жителей нашей страны не менее важными являются религиозные аспекты подобных взаимоотношений членов общества. На сегодняшний день в России самыми распространенными являются две религии: православное христианство и ислам. С точки зрения этих вероисповеданий следует рассмотреть определение брака и его понимание.

Церковное бракосочетание, также называемое венчанием – это христианский православный супружеский союз женщины и мужчины, заключенный в религиозной общине через священнодействие. Согласно христианскому вероучению, супруга должна подчиняться мужу, а он в свою очередь возлюбить ее как Христос Церковь. Муж и жена становятся единой плотью и несут обоюдную ответственность за любые действия. Прелюбодеяние (супружеская измена) в христианстве является тяжелым грехом.

У мусульман бракосочетание называется «Никах». Чтобы процесс считался действительным требуется выполнить несколько условий:

  • супруг должен быть совершеннолетним и не попадать под категорию «Махрам» (мужчина, являющийся близким родственником);
  • невеста может мусульманкой, христианкой или иудейкой;
  • действия должны быть добровольным;
  • в процессе бракосочетания должны присутствовать свидетели;
  • мужчина должен заплатить выкуп за невесту.

Количество жен в исламе ограничено четырьмя. Временный брак и его формы не разрешены у суннитов, но законны у шиитов.

Формы


В современном мире существуют различные формы брака. К наиболее распространенным из них следует отнести:

  • церковный, заключаемый церковью. Подобное бракосочетание было широко распространено в средние века. Подобные союзы по сей день признаются законными во многих странах, например, Великобритании и Польше;
  • фактический, называемый в России гражданским. В некоторых странах, например, Эквадоре и Германии, он считается законным с юридической точки зрения;
  • перечисляя формы брака нужно упомянуть временный, практикуемый в мусульманских странах. Его условия и срок действия прописаны в договоре, по истечению срока действия которого любые правовые отношения между супругами прекращают действовать. Зачем нужен брак подобной формы? Он практикуется с целью рождения наследников и обусловлен нежеланием жить вместе больше времени чем необходимо для того, чтобы обзавестись потомством;
  • фиктивный. Подобная форма брака – это официальная регистрация взаимоотношений без наличия реальной цели создать семью. В некоторых странах подобное деяние преследуется по закону;
  • морганатический. Союз людей, имеющих неравный социальный статус. Распространенное явление, которое было официально запрещено в начале прошлого века и ранее во многих странах, в том числе в немецко-говорящих государствах;


  • однополый. Не разрешен в России, но практикуется и имеет юридическую силу во многих странах Западной Европы. Подобные пары даже имеют право брать в семью приемных детей;
  • с точки зрения количества супругов семья может быть моногамной (муж и жена) и полигамной (одна жена и несколько мужей или наоборот). Первая форма является самой распространенной в мире. Говоря о семьях с количеством супругов больше двух, следует упомянуть «Шведскую семью». Несмотря на свое название, шведскими властями он не признается законным.

Брак в Семейном праве России – это только официальный гражданский союз. Он может быть морганатическим или фиктивным, но должен быть оформлен официально. Кодекс о браке гласит, что отношения регистрируются уполномоченным лицом. В настоящее время ведутся дискуссии о внесении поправок в кодекс о браке. Основной идеей обсуждения является узаконивание случаев фактического сожития. Но такие браки и его формы по-прежнему не регулируются на законодательном уровне. Инициатива не перенесена с дискуссионной плоскости в практическую.

Обратившись к истории можно заметить, что изначально в нашей стране функцию работников органов ЗАГС выполняла церковь. Сейчас такой брак и его формы тоже встречается часто, но брачующиеся должны обращаться и в ЗАГС, и в церковь (последовательность не имеет значения).

Многие люди задаются вопросом, зачем регистрировать брак, ведь можно вести семейную жизнь без штампа в паспорте? Поэтому в России насчитывает сотни тысяч таких семей.


Такой брак в России не признан, как и следующие виды, практикуемые в основном молодежью:

  • гостевой. Основная характеристика брака подобного типа – это раздельное проживание при наличии официально зарегистрированных отношениях в ЗАГС;
  • открытая форма. Юридические признаки брака подобного типа на лицо, но в брачном контракте прописана возможность отношений на стороне;
  • пробный. Юридические признаки брака отсутствуют. По сути это совместная жизнь без узаконивания отношений.

Россия активно перенимает опыт зарубежных стран, но тип брака с регистрацией отношений в органах ЗАГС – это единственная форма, регулируемая на законодательном уровне. Понятия брака по Семейному праву вряд ли изменятся в ближайшее время.

Плюсы и минусы


Можно выделить множество плюсов и минусов проведения официального бракосочетания, но в первую очередь нужно остановиться на юридической стороне этого вопроса. Преимущества таковы:

  • во-первых, определение брака подразумевает закрепление ответственности супругов перед законом. Не важно какие бывают браки, если их официальное закрепление допускается законом, то они становятся гарантом качества семейной жизни, исполнения обязательств и соблюдения прав всех членов семьи;
  • во-вторых, людям задающимся вопросом, зачем вступать в брак, следует знать, что он является социальной и психологической защитой граждан. Зная все о браке можно понять, что он является государственной гарантией защиты семьи, отцовства, детства и материнства;
  • в-третьих, понятия и юридические признаки брака, известные мужчине и женщине, становятся подтверждением серьезных намерений создать новую ячейку общества.

Форма заключения брака в России едина для всех. Классификация брака не имеет особого значения. Узаконенные согласно Семейному кодексу отношения, являются своеобразным манифестом обществу.

Перечисляя плюсы брака следует указать и минусы. Главный минус, а скорее недостаток брака, заключается в том, что он и Семейное право в целом не является гарантией идиллии и гармонии в семье. Государственная регистрация брака лишь стимулирует принятие ответственности супругов друг перед другом.

Кроме того, регистрация брака не является страховкой от конфликтов и распада семьи. При этом разрыв переживается более болезненно, а процедура может быть осложнена судебным процессом. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, развод в ЗАГС может быть выполнен лишь без наличия у супругов имущественных претензий и детей. В остальных случаях требуется обращаться в мировой или районный суд. В связи с этим следует хорошенько подумать прежде чем принять такое ответственное решение.

Если российское законодательство не позволяет жениться, то можно провести бракосочетание заграницей, но стоит понимать, что подобный союз на территории нашей страны не будет признан официально. С юридической точки зрения, люди, поженившиеся за рубежом в разрез правилам Семейного кодекса Российской Федерации, по-прежнему будут считаться чужими друг другу. Подобное практикуется однополыми парами, выезжающими в страны Западной Европы и Соединенные Штаты Америки для регистрации отношений.


Каким бы сильным не казался мужчина, все равно каждый из них очень ранимый человек. Если однажды он потерпел неудачу в отношениях, то ему потребуется много времени на моральное восстановление. Как мужчине решиться на второй брак? Если мужчина выступает инициатором разрыва отношений, то, скорее всего, он в дальнейшем даже не будет интересоваться тем, как складывается судьба женщины, он просто уйдет в свое будущее, оставив все ей. Но если произошло наоборот, и женщина сама бросила мужчину, то в этом случае ему предстоит долго зализывать свои раны и вести борьбу с комплексами.

Брошенные мужчины, как правило, теряют уверенность в себе, занимается безрезультатными самокопаниями и даже делает попытки вернуть отношения. В зависимости от ситуации, мужчины по разному относятся ко второму браку. Например, те, которые ушли сами, достаточно быстро находят замену супруге и вступают во второй брак. Если его избранница уже имеет детей, то они становятся ему, как родные. Но ведь и в первом браке остались его, по-настоящему родные дети. Что же происходит? Первое время он старается встречаться с детьми, но после конфликтов с бывшей женой со временем, он перестает уделять родным детям внимание. И только, когда дети становятся взрослыми, то сами навещают папу. Многие мужчины ждут этого момента.

А вот в случае, если ушла жена, да еще вместе с детьми, ситуация складывается непростая. Чаще всего, мужчина становится закрытым от женщин и от жизни вообще. Конечно, со временем, и они находят новую любовь, но опасаются серьезных отношений, даже если женщина отвечает всем требованиям.

Как сохранить второй брак.

Многие полагают, что второй брак должен быть успешнее первого. В пользу этого мнения существует много аргументов. Например, предыдущий опыт, мудрость и терпение, которое приходит с годами. Но, если верить статистике, то около половины вторых браков распадаются. Видимо, опыт учит не всех или есть мужчины, которые не созданы для брака?

Чаще всего, построить нормальные отношения во втором браке гораздо сложнее, чем в первом. Почему это происходит? Во-первых, у партнеров возникают проблемы, которых не было в первом браке, во-вторых, если человек однажды прошел через бракоразводный процесс, то он неосознанно готов в случае неудачи, сделать это снова. С какими проблемами сталкивается мужчина, вступающий во второй брак?

Напоминания о прошлом.

Переживания, сопутствующие разводу , всегда оставляют горькое послевкусие поражения. Естественно, вступая в новый брак, мужчина надеется, что он будет удачнее прежнего, что можно избежать и исправить ошибки прошлого. Однако, прошлое начинает преследовать их во втором браке. Слишком много разных вещей и людей (общих друзей) постоянно напоминают о прежних отношениях. При этом один из партнеров не может смириться, что у второго была какая-то жизнь до него, а второй, в свою очередь, не может выбросить из новой жизни то, что для него много значит.

Сексуальная жизнь.

Неоспоримо, что прошлый опыт интимных отношений важен для сексуальной жизни партнеров. Однако, если сексуальные отношения с одним партнером длились долгое время, то модель поведения не могла не сформироваться, что может стать помехой для достижения близости в новой паре. Бывшие супруги, как призраки из прошлого, постоянно присутствуют в новом браке. Ведь очень трудно выбросить из памяти человека, с которым прожил много лет. Какие-то сцены из прошлого, воспоминания время от времени будут всплывать в памяти и от этого никуда не деться.

Ребенок от первого брака.

Как бы это ужасно не звучало, но второму браку препятствуют дети. Ребенок от первого брака, который переживает развод родителей, устраивает «саботаж» для отчима, пытаясь настроить мать против него. В этом случае взрослые должны проявить терпение и понимание. Ведь детьми руководит ревность, таким образом, они надеяться вернуть прежнюю семью. Заметьте, что в лексиконе не существует никаких слов, с помощью которых следует обращаться к отчиму.

Как начинаются отношения между мужчиной и женщиной? Пока это просто встречи и совместный досуг, мама оставляет ребенка на няню или бабушку и лишь изредка они совершают прогулки втроем. А вот когда все трое окажутся в одной квартире, акценты, наверняка, сместятся. Если у мужчины нет, и не было детей, то многие вещи ему непонятны. Например, что секс может состояться только после того, как ребенок уснул. Возможно, на это понимание уйдет много времени. Или, например, что новоиспеченный отец семейства может остаться наедине сам с собой только в ванной и то не факт, что ребенок не начнет вскоре стучать в дверь и требовать внимания.

Мужчине следует учесть некоторые нюансы и изменить некоторые привычки. Например, нельзя оставлять свои вещи без присмотра: компьютер, ежедневник и пр. Ребенок может сломать, разрисовать, испортить их. Также надо быть предусмотрительным в проявлении нежности к супруге в присутствии ребенка, ибо неизвестно какую реакцию вызовет то, что маму обнимает не папа, а чужой дядя.

Чтобы сгладить эти моменты, следует постепенно входить в роль «второго папы». Можно предпринять совместную вылазку на природу или на дачу, может быть даже съездить в отпуск. При этом женщина должна проявить мудрость и найти правильные слова, чтобы объяснить ребенку, что ее любовь к нему не стала меньше с появлением в их жизни «нового папы».

Опять же, отношения ребенка с родным отцом тоже имеют значение для климата в новой семье. Когда отец активно присутствует в жизни ребенка, то это усложняет ситуацию. Поэтому тут многое зависит от женщины, которая должна суметь построить нормальные отношения между новым и бывшим мужьями.

Работа над ошибками.

Если не принимать во внимание опыт прошлых ошибок и не работать над собой, если всю вину складывать на партнера и обстоятельства, то очень сложно понять что именно вы сделали для того, чтобы развалить свой брак. И не факт, что вы во втором браке не наступите на те же грабли и снова произойдет разрыв отношений.

Никакая семья не застрахована от конфликтов и если при этом не менять свою модель поведения в них, то вы все равно зайдете в тупик с новым партнером. Лучше всего, не вступать во второй брак сразу после развода, а пожить одному, чтобы было время подумать об ошибках и проанализировать их. Иначе, вы будете повторять их снова и снова.

Ловушки, которые подстерегают второй брак.

1. Отсутствие желания делать свой вклад в семейную жизнь. Один раз, потерпев неудачу в браке, многие начинают во втором браке ограничивать свой вклад в отношения, как эмоциональный, так и материальный. Не допускайте такого бухгалтерского подхода к браку, когда супруги соревнуются, чей вклад больше.

2. Отсутствие общих целей. Порой супруги объединяются против своих бывших. На первый взгляд, это служит сплочению и укреплению отношений. Но как только бывшие исчезают с горизонта, вместе с ними исчезает и общая цель. Наступает свобода, с которой, зачастую, они не знают что делать. Поэтому, чтобы семья была сплоченной, найдите общие цели и дружно их достигайте.

3. Инерция окружающих. Люди, знавшие вас и вашу первую супругу, по привычке, в разговоре называют ее вашей женой, будто именно она до сих пор является законной супругой. Поэтому вам с новой половиной надо постараться, чтобы вы воспринимались парой.

4. Постоянное присутствие в вашей жизни бывшей супруги. Если предположить, что после развода у вас остались хорошие отношения, то вполне возможно при возникновении каких-то проблем или поводов, она незамедлительно появляется. Однако, у пары, вступившей во второй брак должно быть свое личное пространство, куда не допускаются посторонние. Если дружеские отношения между бывшими остались, они не должны быть слишком близкими.

По данным социологов женщины быстрее вступают во второй брак, на это им требуется в среднем три года после развода. Мужчины же решаются на это гораздо медленнее, им на раздумья необходимо около пяти лет. Такая предусмотрительность, конечно же, увеличивает их шансы на построение новой и крепкой семьи. Наши советы, возможно, помогут вам избежать типичных ошибок, которые случаются во втором браке.

    1. Если вы встретили женщину своей мечты, не торопитесь с официальным оформлением отношений. Ведь если вы ей дороги, то она не уйдет. Дайте себе срок, например, полгода, чтобы проверить свои чувства и чувства вашей избранницы. Никто не запрещает вам, естественно, сто раз в течение жизни официально жениться, но с каждым разом чувства теряют свою глубину, обесцениваются. Безболезненная смена партнеров упрощает процедуру и человек может вполне обходиться без таких вечных понятий, как верность и постоянство. Поэтому вы должны точно знать, что эта женщина – именно та, с которой вам хотелось бы прожить оставшуюся жизнь.
    2. Пока мысли о первой супруге не покинут вас, не стоит вступать во второй брак. Иначе вы будете постоянно примерять ситуацию к мнению своей бывшей жены. Вряд ли в этом случае может что-то получиться с новой женщиной. Точно так же не следует вступать в новые отношения назло первой жене, чтобы доказать ей, что счастье возможно и без нее. Или, чтобы дать понять окружающим, что вы востребованный мужчина. В этом случае пострадавшим останетесь не только вы, но и человек, который поверил в ваши искренние чувства.
    3. Не думайте, что с первых дней вашего второго брака вам удастся построить идеальные отношения. Даже если вы имеете печальный опыт предыдущего брака, это не означает, что вы сможете обойти подводные камни второго брака. На самом деле – это иллюзия. Все люди очень разные, поэтому, как и в первом, во втором браке неизбежны: притирка друг к другу, недопонимание и даже конфликты, ибо без этих неприятных моментов не бывает никаких отношений.
    4. Никогда не ставьте в пример своей супруге бывшую жену. Даже если решили подтрунить над ней. Впрочем, не стоит также ругать и плохо отзываться о первой жене. Любое упоминание ее для нынешней супруги будет означать то, что вы не можете расстаться с прошлым окончательно. Она будет жить в страхе, что вы когда-нибудь захотите вернуться в прежнюю семью. Не мучайте любимого человека.

В заключении хочется сказать: просто живите, радуйтесь друг другу, но не списывайте со счетов голос своей интуиции. Она безошибочно укажет вам путь к любви. В каком браке по счету вы найдете счастье, неважно. Главное, чтобы и вы, и те, кто вас окружает, были счастливы.

журнал сайт

Кроме того, читайте на сайте:

Не хочу налево

Завела себе пустой журнал, чтобы задать этот вопрос, потому что стыдно. В последнее время была пара похожих постов, но они не совсем соответствовали моей ситуации. Я очень много лет живу в США и …

сочетание мужчины и женщины по закону и связь по чистой любви. В браке устанавливается единомыслие . Противоположен семье в гностицизме .

определение

Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора»

Иеромонах Матфей Властарь

цель брака

Брак был изобретен для того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертью, чтобы через деторождение род людской сохранялся в целости .

Святитель Иоанн Дамаскин

Брак честный освящался, проклятие на жену устранялось, ибо уже не в скорбях будет рождать детей, если Христос благословил самое начало нашего рождения» в Кане Галилейской :209 .

Святитель Кирилл Александрийский

неравенство в браке

Хощу же вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть; глава же жене - муж; глава же Христу - Бог» (1 Кор. 11:3). «Христос - глава всех есть, Глава всей Церкви, как в теле голова есть голова не груди только, рук или ног, а всего тела. Следовательно, и жены глава Христос же есть. Но как в теле иные члены прямо относятся к голове, а иные чрез посредство других членов, так и в Церкви Св. Апостолы и их преемники, предстоятели церквей и вообще священство прямее относится ко Христу, яко главе; иные члены церкви, при всем том, что состоят в союзе со Христом яко с главою, во многих случаях имеют нужду в их посредстве. Подобным образом есть нечто, почему муж представляется прямее относящимся ко Христу, яко главе, а жена, несмотря на то что имеет главою Христа вместе с мужем, относится к Нему некоторым образом чрез мужа. В каком именно это смысле? Совсем не в том, в каком она есть спасаемая в Господе; в сем отношении и у ней все от Господа, как и у мужа. Вера от Господа, благодать от Господа, всякая помощь тоже от Господа. И сообщается все сие жене совсем не от мужа, поколику он муж. Это все идет своим Богоучрежденным порядком. …во Христе Иисусе обычная подчиненность жены к мужу не нарушается, и… хотя жена также состоит в союзе с Господом, но не отторгаясь от подчинения мужу; и она в Господе, но состоя под мужем. Как дети и родители, господа и слуги, подначальные и начальники остаются и в Господе тем же, чем были по житейскому порядку, так муж и жена. Здесь муж берется как глава и представитель семейства .

Святитель Феофан Затворник

«Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела» (Еф. 5:23)... Таким образом он предложил мужу и жене, как основание их счастия, взаимную любовь и заботливость, указав каждому из них то, что кому прилично: одному начальство и попечение, другой - повиновение :418 .

Святитель Иоанн Златоуст

«Но якоже церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем» (Еф. 5:24)… Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера»

архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

Православие – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие – это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство – «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) – но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» .

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви – любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» – говорит святитель и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и . С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью ().

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,– пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин.15:1: и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (.)» .

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке – Библия – не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям.

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (). Таким образом, семья – не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, ), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака – согласию, они ставят другой, объективный фактор – форму брака – в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы .

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек – не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку – с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» .

Очень важно помнить, что брак – это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть – безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые – в различных комбинациях друг с другом – призывают к половому освобождению»